Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации Государственной программы и прогноз ее развития
1. Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктуры.
Тверская область расположена в северо-западной части России. Ее протяженность с запада на восток составляет более 450 км, а с севера на юг - примерно 350 км. По занимаемой территории (84,2 тыс. кв. м) это одна из самых крупных областей в Центральном федеральном округе. Область граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями. Развитие многих ведущих отраслей Тверской области: химической, лесной, легкой, полиграфической промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, - ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Тверской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
2. Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Без сети автомобильных дорог не могут быть реализованы конституционные права на свободу передвижения граждан, товаров и услуг, единство экономического пространства, решение социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики. В последние годы оживление производства и повышение уровня доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объемов перевозок транспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
Дорожное хозяйство Тверской области представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации, а также организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Автомобильные дороги Тверской области соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации - Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны - города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение Тверской области во многом определяет особенности развития ее транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
Сеть автомобильных дорог Тверской области включает в себя дороги:
- федерального значения, в том числе автомагистраль М-10 "Москва - Санкт-Петербург" (Россия), автомагистраль М-9 "Москва-Рига" (Балтия), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии;
- регионального или межмуниципального значения, проходящие по территории Тверской области и обеспечивающие связь областного центра с районными центрами и районных центров между собой, связь областного центра с городскими округами и городских округов между собой, а также областного центра, районных центров, городских округов с соседними субъектами Российской Федерации, за исключением автомобильных дорог федерального значения и автомобильных дорог местного значения;
- местного значения.
Кроме того, сеть автомобильных дорог Тверской области после строительства платной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом дополнится автомобильной дорогой федерального значения М-11, общая протяжённость которой составит около 700 км. Начиная от границ Москвы новая трасса пройдет по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км). Ввод в эксплуатацию скоростной автотрассы Москва-Петербург планируется в 2018 году. Строительство началось в 2014 году. Стоимость проекта составляет 152,8 млрд руб., из которых 15,96 млрд руб. должен инвестировать исполнитель. Дорога категории 1А будет иметь от двух до пяти полос в каждую сторону и расчетную скорость движения 150 км/ч. На ее протяжении будет возведено 100 мостовых сооружений, а также будет построен ряд транспортных развязок. Для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург впервые в России применен механизм государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.
По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (15,4 тыс. км автодорог и 890 мостовых сооружений и путепроводов) и четвертое - в Российской Федерации. 40,9 % автодорог регионального значения имеет усовершенствованный тип покрытия (6,3 тыс. км), 49,4 % автодорог регионального значения имеет переходный тип покрытия (7,6 тыс. км), 7,8 % автодорог регионального значения находится в грунтовом исполнении (1,2 тыс. км).
По количеству населенных пунктов с населением 50 человек и менее Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (8 275 населенных пунктов)
По плотности автодорог регионального значения Тверская область занимает 17 место из 18 в Центральном федеральном округе, и 50 место - в Российской Федерации (15,62 чел / кв. км).
Для обеспечения товародвижения, снижения транспортных издержек, повышения комплексной безопасности на региональных дорогах реализовались следующие масштабные проекты в области дорожного хозяйства, в том числе:
реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка на участке км 10+000 - км 40+000 в Калининском районе Тверской области, обеспечивающая транзитный коридор между Московской и Тверской областями, а также парадный въезд в г. Тверь;
капитальный ремонт аварийного автодорожного моста через реку Волгу в г. Тверь (Восточный мост);
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний Волочек - Бежецк - Сонково на участке км 119+000 - км 136+000 в Бежецком районе;
капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Конаково - правый берег р. Волга в Конаковском районе Тверской области;
капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения дороги Мошки - Стружня на участке км 0+000 - км 10+000 в Торжокском районе;
реконструкция путепровода через Октябрьскую железную дорогу в створе ул. Мира - Калининское шоссе в г. Торжок;
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь - Бежецк - Весьегонск - Устюжна на участке км 254+546 - км 262+000 в Весьегонском районе.
Также экономика в Тверской области прежде всего связана с реализацией крупных инвестиционных проектов и началом формирования промышленных зон (инвестиционных площадок, подъездов к инвестиционным площадкам) для обеспечения их транспортной доступности:
1) ООО "РАROC" (финский концерн PAROC является одним из лидеров в Европе по производству минераловатной теплоизоляции на основе базальтовых волокон), объем инвестиций - 7 мрлд руб., количество рабочих мест - 500. Ремонт автомобильной дороги общего пользования Городня-Редкино-Стариково на участке км 7+200-км 13+300 (Редкино-Изоплит) в Конаковском районе Тверской области, 2013 год;
2) комбинат "Ржевский бекон", филиал ОАО "Агрофирма Дмитрова Гора" (предполагает строительство двух комплексов по производству свинины на промышленной основе с единовременным содержанием свиней по 52 тыс. голов каждый), объем инвестиций - 2,9 млрд руб., количество рабочих мест - 50. Строительство подъезда от автодороги межмуниципального значения "Тверь-Ржев"-Глебово в Ржевском районе Тверской области (в районе д. Васюково), 2014 год;
3) ООО "Верхневолжский кирпичный завод". Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Москва-Рига" - Хорошево на участке км 0+000- 3+600 в Ржевском районе Тверской области, объем инвестиций - 4,7 млрд руб., количество рабочих мест - 400, 2014-2015 годы;
4) гостиничный комплекс Radisson Завидово. Строительство дороги к гостиничному комплексу "Redisson Завидово" от автомобильной дороги регионального значения "Подъезд к пос. Шоша" в Конаковском районе Тверской области, мощность ввода - 2,157 км, объем инвестиций - 2,2 млрд руб., количество рабочих мест - 200, 2015-2016 годы;
5) ОАО "Весьегонский винзавод" г. Весьегонск. Ремонт проезда от улицы К.Маркса до территории спортивного клуба "Кировец", количество рабочих мест - 128, 2014 год;
6) ЗАО "Калининское" (животноводческий комплекс) Калининский район. Ремонт подъезда к п. Загородный - д. Баламутово, объем инвестиций - 0,095 млрд руб., количество рабочих мест - 200, 2014 год;
7) ООО "Тверь Агропром" д. Вески Лихославльского района. Капитальный ремонт автомобильной дороги межмуниципального значения Вески-Крючково, объем инвестиций - 1,5 млрд руб., количество рабочих мест - 200, 2015-2017 годы.
В то же время наблюдаются значительные диспропорции между:
- объемами, направляемыми на проведение капитального ремонта (ремонта) и содержание сети автомобильных дорог и сооружений на них с потребностями в соответствии с нормативами затрат. Потребность средств, необходимых для обеспечения соответствия автомобильных дорог нормативным требованиям, определена постановлением Администрации Тверской области от 17.08.2010 N 403-па "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и правил расчета финансовых затрат на указанные цели" и составляет порядка 48,5 млрд руб., что превышает фактическое финансирование более чем в 16 раз. По состоянию на 01.01.2015 финансирование отрасли от нормативов осуществляется на 5,3 %;
- темпами прироста протяженности автомобильных дорог общего пользования посредством проведения ремонтных работ при соблюдении межремонтных сроков и темпами увеличения парка автотранспортных средств, который за последний 10 летний период увеличился на 57 %.
Согласно установленным межремонтным срокам исходя из протяженности автодорог регионального значения и в зависимости от их технической категории и вида работ необходимо ежегодно выполнять работы на 2 495,4 км автодорог, в том числе посредством проведения капитального ремонта - 1 305,0 км, ремонта - 1 190,4 км. По факту в 2012 году введено в эксплуатацию 6,8 км и 27,7 км соответственно, в 2013 году - 3,6 км и 23,5 км соответственно, в 2014 году - 2,4 км и 30,5 км соответственно.
Важнейшим условием, обеспечивающим надежный источник финансирования дорожной отрасли Тверской области, послужило создание в 2012 году регионального дорожного фонда. Таким образом, концентрация средств на одном направлении позволяет планировать решение проблем по развитию дорожного хозяйства региона путем строительства новых, соответствующих современным требованиям автомобильных дорог, необходимых сооружений на них, а также обеспечивать нормативное состояние существующей сети автодорог регионального значения.
Однако, низкая бюджетная обеспеченность дорожной отрасли привела к тому, что в настоящее время на автодорогах области идет необратимый процесс старения и разрушения поверхности покрытия проезжей части, конструктивных слоев дорожной одежды и дорожных сооружений.
По состоянию на 1 января 2015 года 74,95 % общей протяженности автодорог регионального значения Тверской области не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.
До данным статистики за 2014 год, бюджетная обеспеченность 1 км дороги в Тверской области составляет порядка 227,7 тыс. руб. в год, что является самым низким показателем в Центральном федеральном округе.
Динамика финансирования дорожного фонда Тверской области за период 2012-2014 годов и планах на 2015-2017 годы показывает, что начиная с 2017 года на уровне субъекта будет осуществляться только содержание автодорог регионального значения без проведения работ по их капитальному строительству (ремонту). Исправить сложившуюся ситуацию возможно, пополнив региональный дорожный фонд новыми доходными источниками.
Непринятие подобных мер в дальнейшем приведет к деградации дорожных конструкций вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
3. В транспортной системе Тверской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50 процентов объема перевозок пассажиров. В настоящее время сформировался рынок пассажирских транспортных услуг, в который наряду со специализированными предприятиями привлечен пассажирский транспорт юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.
Особое место в перевозках пассажиров и багажа в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте занимает перевозка граждан льготных категорий. В качестве одной из мер социальной поддержки граждан льготных категорий является введение на территории Тверской области единого социального проездного билета для проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные).
В настоящее время автомобильный и железнодорожный общественный транспорт находятся в состоянии глубокого кризиса, а водный и авиационный транспорт перестали существовать как значимые элементы системы общественного транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.