Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Социально-экономическая политика муниципального образования город Тверь на период 2015-2020 годов отражена в разработанных муниципальных программах, сгруппированных по разделам "Человеческий капитал", "Комфортная городская среда", "Совершенствование управления".
Итоги реализации муниципальных программ напрямую зависят от эффективности использования имеющихся ресурсов: экономических (организационных, трудовых, финансовых, материальных), информационных (сетевых и интернет-ресурсов) и других. Таким образом, задачи обеспечения реализации разработанных муниципальных программ, эффективного использования муниципальных ресурсов, применения современных методов и механизмов управления являются важными для достижения целей социально-экономического развития муниципального образования.
Одним из условий успешной реализации муниципальных программ города Твери в социальной сфере, сферах ЖКХ, дорожного хозяйства, благоустройства и обеспечения безопасности проживания граждан является подготовка и воплощение исполнителями муниципальных программ планов реализации программных мероприятий. Кроме того, реализация программ требует от администрации города:
- разработки и принятия целого ряда нормативных правовых актов по кругу вопросов, решаемых в рамках соответствующих муниципальных программ;
- подготовки и проведения заседаний общественных советов, комиссий, рабочих групп и других совещательных органов, от решений которых зависит выполнение отдельных программных мероприятий;
- выполнения большого объема аналитической работы по заданной муниципальными программами тематике;
- осуществления различных контрольных мероприятий, позволяющих следить за качеством исполнения мероприятий муниципальных программ;
- исполнения других функций.
Эффективное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования город Тверь.
Приоритеты государственной и муниципальной политики в финансовой сфере определены в следующих стратегических документах:
- Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013-2015 годах";
- Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах";
- Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, подготовленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ в целях составления федерального бюджета на 2015-2017 годы;
- Государственной программе РФ "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 293-р;
- Программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года (Закон Тверской области от 03.10 2013 N 91-ЗО, Приложение 3 "Цели, приоритетные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития муниципального образования город Тверь на период до 2020 года".
Основными результатами реализации бюджетных реформ стали:
- формирование и исполнение местного бюджета по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам;
- организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств муниципального образования город Тверь;
- внедрение и развитие казначейской системы исполнения бюджета города, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, оперативное управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности, кассовое обслуживание 537 лицевых счетов получателей бюджетных средств;
- осуществление перехода от сметного финансирования к финансовому обеспечению выполнения муниципальных заданий путем предоставления субсидий муниципальным бюджетным учреждениям. С 2012 года реформировано правовое положение муниципальных учреждений города, в результате чего на сегодняшний день функционируют 18 казенных, 157 бюджетных учреждений. В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" постановлением администрации муниципального образования город Тверь от 22.04.2012 N 822 утвержден Перечень муниципальных услуг и муниципальных работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Твери за счет средств бюджета города Твери, в соответствии с которым до муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Твери доведены муниципальные задания;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановлением администрации муниципального образования город Тверь от 26.04.2012 N 822"
- обеспечение принципа открытости и прозрачности бюджета города и бюджетного процесса: на официальном сайте администрации города размещается информация о проекте бюджета города, его утверждении, отчетность о его исполнении. Ежегодно проводятся публичные слушания по проекту бюджета города на очередной финансовый год и по отчету об исполнении бюджета города за отчетный год.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании и развитии бюджетного процесса за последние годы, дальнейшее его развитие и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия действенных мер по решению ряда проблем. В их числе:
- повышение качества предоставления муниципальных услуг;
- внедрение системы оценки эффективности бюджетных расходов;
- дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
- совершенствование муниципального внутреннего финансового контроля, а также предварительного и последующего контроля;
- переход к долгосрочному бюджетному планированию;
- создание единой информационной системы осуществления бюджетного процесса, интегрированной в деятельность всех участников бюджетного процесса.
Данная подпрограмма определяет принципиальные тенденции развития муниципальных финансов города Твери.
К ним относятся:
- сбалансированность бюджета города Твери;
- сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- взвешенный, экономически обоснованный подход при принятии новых расходных обязательств.
Качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета муниципального образования город Тверь, зависит также от регулирования процесса расходования бюджетных средств, осуществляемого через систему управления размещением заказов на поставки товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, направленного на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней.
С 01.01.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ). Переход к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных заказов. Появились жесткие требования к этапам исполнения контракта, новые способы осуществления закупок и ограничения по их применению, сложная система отчетности, усилилась ответственность специалистов по закупкам.
Выросли требования к уровню профессиональной подготовки всех задействованных в осуществлении закупки специалистов. Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 44-ФЗ осуществление деятельности работников заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок предусматривается на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Действия по обеспечению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений города Твери являются одними из важнейших механизмов управления процессами расходования бюджетных средств.
Процедуры размещения заказов осуществляются администрацией города Твери для 194 муниципальных и иных заказчиков города Твери. При этом решаются следующие задачи:
1) осуществляется прием и проведение анализа заявок заказчиков на проведение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), разрабатывается документация о закупках;
2) размещается в единой информационной системе в сфере закупок (а до введения ее в действие - на официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru) информация о проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и иная информация, необходимая для исполнения функций управления муниципального заказа;
3) обеспечивается организационно-техническое сопровождение работы комиссий по осуществлению закупок (далее - комиссия), в том числе осуществляется подготовка материалов для заседаний комиссий, протоколов по результатам заседаний комиссий;
4) обеспечивается соблюдение процедур проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
5) осуществляется мониторинг закупок посредством сбора, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд;
6) осуществляется методическая работа с заказчиком в целях создания единообразного подхода толкования и практического применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также повышения качества предоставляемых документов.
Дополнительно на администрацию города (управление муниципального заказа) возложены функции по проведению конкурентных процедур на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, находящихся в муниципальной собственности города Твери; по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования город Тверь; на заключение договоров на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутам) регулярного сообщения.
Таким образом, одной из важных задач является организация работы по эффективному использованию средств бюджета города Твери путем стимулирования конкуренции участников закупки, уменьшения рисков наложения санкций на городской бюджет вследствие нарушения законодательства в сфере закупок, повышения профессионализма специалистов, работающих в данной сфере.
Система правового регулирования и организации муниципальной службы в администрации города Твери сформирована в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. Вместе с тем с учетом складывающейся практики реализации законодательства о муниципальной службе постоянно происходит его совершенствование. Изменение содержания целей, задач, функций, полномочий и предметов ведения местных органов самоуправления влечет за собой существенное усложнение и расширение поля деятельности муниципальных служащих. При этом эффективность муниципальной службы связана с организацией профессиональной деятельности, качественной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров.
Таким образом, одним из основных условий повышения эффективности решения задач, стоящих перед работниками администрации города, является рост профессионализма и компетентности кадрового состава муниципальных служащих. Поэтому одним из приоритетных направлений кадровой работы на муниципальной службе является формирование системы профессионального развития муниципальных служащих, в том числе с развитием современных информационных технологий - повышение компьютерной грамотности.
В соответствии со ст. 5 Устава города Твери органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать горожан о своей работе. Традиционно основными каналами распространения информации, помимо проведения личных встреч должностных лиц с жителями, являются электронные и печатные средства массовой информации. В современных условиях именно СМИ являются мощным ресурсом обеспечения информированности населения о деятельности органов местного самоуправления. Для администрации города Твери главными задачами здесь являются:
- полное, оперативное и объективное информирование населения о деятельности администрации города, отраслевых (функциональных) и территориальных органов по решению вопросов местного значения;
- организация взаимодействия администрации Твери со СМИ;
- информационное обеспечение деятельности должностных лиц администрации города.
В целях реализации задач по информированию населения о деятельности администрации города Твери в СМИ предоставляются материалы о работе администрации города и ее должностных лиц для дальнейшего опубликования, осуществляется информационное сопровождение реализации муниципальных программ. Также осуществляется оперативное информирование должностных лиц администрации города о позиции центральных и местных СМИ по актуальным для Твери вопросам, о реакции в прессе на выступления должностных лиц и решения администрации города.
Информационное обеспечение деятельности должностных лиц администрации города заключается в подготовке обзоров публикаций в СМИ (ежедневный мониторинг), тематических мониторингов, тезисов, текстов выступлений и докладов Главы администрации города и других должностных лиц, поздравительной и имиджевой корреспонденции, благодарственных писем. Организуются приглашения журналистов на мероприятия, проводимые администрацией города, аккредитация сотрудников СМИ, а также осуществляется контроль за исполнением обязательств в рамках заключенных муниципальных контрактов, подготовку проектов муниципальных правовых актов в сфере взаимодействия со СМИ.
В I полугодии 2014 года подготовлено и отправлено в СМИ 424 официальных пресс-релиза о деятельности администрации Твери. Все пресс-релизы размещены на официальном сайте администрации города в рубрике "Городской дневник". Кроме того, организовано 39 официальных комментариев должностных лиц в СМИ в соответствии с запросами редакций СМИ, подготовлено и размещено в СМИ 59 видеосюжетов для новостных программ. Также подготовлено и подписано 6 муниципальных контрактов со СМИ, в рамках которых были размещены материалы о деятельности администрации Твери. Публикация материалов в печатных и электронных СМИ осуществлялась также и на безвозмездной основе. Проведено 25 встреч с главными редакторами СМИ по вопросам информационного взаимодействия с администрацией города Твери.
В течение января-июня 2014 года составлено и исполнено 24 еженедельных медиа-плана деятельности администрации Твери и ее должностных лиц, подготовлено 100 информационно-аналитических материалов, в их числе: еженедельный медиаплан по освещению деятельности администрации города; еженедельный краткосрочный прогноз событий, способных повлиять на рост общественно-политической и социальной напряженности на территории города; еженедельный мониторинг общественно-политической ситуации на территории города; еженедельный свод предложений по включению городских мероприятий в План Губернатора Тверской области.
Администрация города публикует муниципальные правовые акты, проекты нормативных правовых актов (НПА), иную информацию по вопросам местного значения в своем официальном печатном органе - газете "Вся Тверь". С 1 января по 30 июня текущего года издано 42 номера данной газеты, в которых опубликовано 316 НПА, из них:
- постановлений администрации города - 267;
- распоряжений администрации города - 49.
Очевидно, что в будущем задачи по повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и СМИ по вопросам местного значения останутся актуальными. Необходимо продолжать работу по совершенствованию принципов открытости и гласности в работе органов МСУ, установлению обратной связи с населением, координации работы в определении приоритетных тем для освещения деятельности администрации города в СМИ, предоставление информации, справочных материалов по социальным и интересующим граждан вопросам,
В 2015-2020 годах администрация Твери намерена продолжить активное сотрудничество с редакциями СМИ, также планируется по итогам конкурсных процедур заключить муниципальные контракты на информационное обслуживание с телевизионными каналами, газетами и интернет-изданиями, обладающими устойчивым высоким рейтингом и доступностью среди всех слоев населения Твери.
Совершенствование деятельности органов местного самоуправления невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий. Перед администрацией города Твери стоит задача обеспечения развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, формирования условий для подключения к открытым информационным системам, в том числе посредством сети Интернет, а также обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений администрации города Твери с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных технологий, обеспечения развития культуры и повышения качества социальной защиты населения, образования на основе использования современных информационных технологий.
В течение 2005-2013 годов в городе Твери были созданы необходимые технологические и организационные предпосылки для совершенствования работы структурных подразделений администрации города Твери, муниципальных предприятий и учреждений на основе широкомасштабного использования информационных технологий.
В настоящее время сформирована современная базовая информационно-технологическая инфраструктура администрации города, в большей части удовлетворены потребности в вычислительной технике и средствах телекоммуникаций структурных подразделений. Создана и планомерно развивается локальная сеть администрации города на базе собственных оптоволоконных линий связи, в сети в настоящее время работают все структурные подразделения. Данная локально-вычислительная сеть в настоящее время предоставляет услуги корпоративного доступа к централизованным информационным ресурсам (справочно-правовые системы, информационные базы данных, сетевые хранилища данных, иные ресурсы) и позволяет вести единый электронный документооборот во всех структурных подразделениях. В сети Интернет функционирует официальный сайт администрации города Твери, на котором размещается нормативно-правовая, справочная и оперативная информация, кроме того постоянно обновляются официальные сайты наиболее публичных структурных подразделений (управления образования; управления по культуре, спорту и делам молодежи), работают электронные сервисы для гостей и жителей города Твери (электронная очередь в детские сады, официальный туристский портал города, справочный сайт муниципального заказа города Твери, интерактивная карта дежурного плана города).
В ряде структурных подразделений администрации города реализуются проекты по созданию муниципальных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных функций. Созданы и развиваются такие крупные информационные системы, как:
- система управления бюджетным процессом,
- муниципальная геоинформационная система,
- автоматизированная система управления муниципальными закупками,
- единая система учета недвижимости города Твери.
При этом необходимо постоянно проводить плановые работы по обеспечению и поддержанию информационной безопасности и защиты информационных систем, предотвращению угроз использования информационных технологий в качестве элементов негативного воздействия на общество, их использования в деструктивных целях.
Учитывая необходимость использования программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов в соответствии с Посланием Президента РФ, данные действия целесообразно реализовывать в рамках программного метода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости муниципальных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена.
В рамках содействия экономическому развитию Твери администрации города в пределах своих полномочий осуществляет деятельность по следующим приоритетным направлениям:
- совершенствование системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования город Тверь;
- содействие формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Твери.
На сегодняшний день в муниципальном образовании город Тверь действуют следующие документы долгосрочного планирования и прогнозирования:
- "Основные положения Стратегии развития города Твери до 2030 года" (утверждены решением Тверской городской Думы от 23.04.2014 N 170);
- "Цели, приоритетные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития муниципального образования город Тверь на период до 2020 года" (приложение 3 к Закону Тверской области от 03.10.2013 N 91-ЗО "О Программе социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года");
- прогнозы социально-экономического развития города Твери на трехлетний период;
- генеральный план города Твери (утвержден решением Тверской городской Думы от 25.12.2013 N193(394)).
Базовым документом стратегического планирования регионального уровня является Стратегия социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Тверской области от 24.09.2013 N 475-рп).
В связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" сложившаяся система планирования социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровне должна быть приведена в соответствие с требованиями изменившегося законодательства. Планируется разработка ряда нормативных правовых документов, регламентирующих подготовку документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования с учетом аналогичных документов федерального и регионального уровней.
Активизация инвестиционных процессов, создание инвестиционной привлекательности территории являются приоритетами для всех регионов Российской Федерации. На инвестиционную привлекательность административного центра Тверской области оказывают влияние такие факторы как географическое положение; экономический и инновационный потенциалы; наличие инженерной и транспортной инфраструктуры; социальный и кадровый потенциалы; внешнеэкономическое сотрудничество предприятий и организаций Северодвинска; стоимость энергозатрат на производство продукции и ряд других.
К основным проблемам, препятствующим развитию инвестиционного потенциала Твери, относятся:
- отсутствие достаточного объема финансовых ресурсов для реализации приоритетных инвестиционных проектов;
- высокий процент износа действующих инженерных коммуникаций, необходимых для реализации инвестиционных проектов;
- несоответствие возможностей существующей транспортной инфраструктуры современным потребностям развивающегося города;
- дефицит средств местного бюджета для участия администрации города Твери в проектах государственно-частного партнерства, применения существующих механизмов поддержки субъектов инвестиционной деятельности.
Реализация мероприятий муниципальной программы будет способствовать созданию благоприятной административной среды для инвестиционной деятельности, привлечению инвестиций в основной капитал, увеличению объема бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование инфраструктурных объектов в муниципальном образовании город Тверь.
Важным индикатором экономического развития города является характер и масштаб деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако отсутствие своевременной и полной статистической отчетности о деятельности малого и среднего предпринимательства в разрезе видов экономической деятельности и практически полное отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого и среднего предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений. Тем не менее, в целях улучшения делового климата в городе необходимо реализовать муниципальную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Твери" на 2015-2020 годы, которая направлена на поддержку малых и средних предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, продвижение товаров и услуг местных товаропроизводителей, вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан, создание новых рабочих мест, снятие административных барьеров.
Применение программного метода для решения указанных выше проблем позволит повысить эффективность социально-экономического планирования, а также использования муниципальных ресурсов при реализации мероприятий, предусмотренных настоящей муниципальной программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.