Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Характеристика проблемы, на решение которой направлены мероприятия Программы
1. Программа, направленная на создание новых мест в общеобразовательных организациях Тверской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения (далее - Программа), разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N Пр-2821 и Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 года N ДМ-П13-9024, рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2015 года N МОН-П-5181 "О направлении рекомендаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы.
2. Для выполнения задач по достижению нового качества образовательных результатов, соответствующих потребностям развивающейся экономики страны, региона, требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов необходимо создать современные комфортные и безопасные условия, среду, позволяющую раскрыть способности обучающихся и подготовиться к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Сегодняшняя организация учебно-воспитательного процесса, состояние школьной инфраструктуры не всегда соответствуют изменяющимся требованиям. Большинство зданий общеобразовательных организаций региона построены в первой половине прошлого века и по своим функциональным и техническим особенностям не позволяют в полной мере выполнить новые образовательные задачи. Отмечается существенный износ зданий. Требуется капитальный ремонт зданий и помещений, так и коммуникаций.
Сегодняшняя загруженность школ и тенденции дальнейшего увеличения численности обучающихся системы общего образования свидетельствуют о необходимости изменения не только содержания и образовательных технологий, но и школьной инфраструктуры.
3. За последние годы в Тверской области наметилась устойчивая тенденция увеличения численности детей школьного возраста: с 2012 года численность контингента обучающихся общеобразовательных организаций выросла на 6,5 тыс. человек, составляет в 2015 году 121,5 тыс. человек и продолжает увеличиваться (график 1).
График 1.
Прогноз численности обучающихся в общеобразовательных организациях Тверской области на 2015-2025 годы с учетом демографических показателей и ступеней обучения
Наибольший прирост детского населения отмечается в крупных городах: Тверь, Конаково, Торжок, Вышний Волочек, Ржев, Кимры, Бологое, муниципальных образованиях Калязинский район, Кувшиновский район.
4. Тверская область характеризуется большой территорией и неравномерной дисперсностью населения, что оказывает влияние на структуру образовательной сети: 74,5 % школьников обучается в городских школах, которые составляют 40 % от общего числа общеобразовательных организаций региона, 15,5 % - в 60 % школ, расположенных на селе. За период с 2006 года по причине демографического спада и перераспределения центров экономической активности численность школ сократилась почти вдвое. Для решения задач повышения качества образовательной услуги сформирована сеть 170 базовых школ, располагающихся преимущественно в крупных населенных пунктах и обеспечивающих подвоз школьников в крупнее образовательные центры, что тоже послужило концентрации школьников в школах, расположенных в муниципальных центрах. Динамика изменения показателей "средняя наполняемость школы" изменилась с 445 человек (в 2010 году) до 506 человек (в 2015 году) в городе и с 55,6 человека (в 2010 году) до 68 человек (в 2015 году) в сельской местности и "средняя наполняемость класса" с 23,4 человека (в 2010 году) до 24,2 человека (в 2015 году) в городе и с 7 человек (в 2010 году) до 7,3 человека (в 2015 году) в сельской местности и за последние годы свидетельствует о максимальной загруженности школ, расположенных в городской местности и существенном повышении наполняемости школ, расположенных в сельской местности, относительно их проектной мощности, которая зачастую рассчитывалась с учетом двухсменного режима работы.
5. В 2013 году 37 % муниципальных образований Тверской области (16 из 43) имели общеобразовательные организации, в которых обучение осуществлялось во вторую смену. После проведения комплекса мероприятий в 2014 году численность муниципальных образований, имеющих школы со второй сменой, сократилось до 9, что составляет 21 %: города Тверь, Конаково, Торжок, Вышний Волочек, Ржев, Кимры, Бологое, муниципальных образованиях Калязинский район, Кувшиновский район (таблица 1).
Таблица 1.
Муниципальные образования, имеющие образовательные организации с обучением учащихся во вторую смену
N п\п |
Муниципальное образование |
2015/16 учебный год |
в том числе занимаются во 2 смену обучающиеся: |
||||
количество обще-образовательных организаций со второй сменой |
в них классов |
в них человек |
1-4 кл. чел/кл. |
5-9 кл. чел/кл. |
10-11 кл. чел/кл. |
||
1 |
г. Ржев |
2 |
5 |
112 |
112/5 |
0 |
0 |
2 |
г. Кимры |
2 |
4 |
115 |
115/5 |
0 |
0 |
3 |
Кувшиновский район |
1 |
2 |
44 |
44/2 |
0 |
0 |
4 |
Бологовский район |
6 |
21 |
430 |
430/17 |
0 |
0 |
5 |
г. Вышний Волочек |
3 |
21 |
415 |
187/8 |
228/9 |
0 |
6 |
г. Торжок |
3 |
24 |
578 |
294/12 |
284/11 |
0 |
7 |
Калязинский район |
2 |
17 |
371 |
295/12 |
76/3 |
0 |
8 |
г. Тверь |
29 |
276 |
7219 |
5018/202 |
2201/89 |
0 |
9 |
Конаковский район |
6 |
25 |
495 |
475/19 |
20/1 |
0 |
|
Итого |
54 |
395 |
9779 |
6970/282 |
2809/113 |
0 |
В соответствии с проведенным мониторингом установлено, что 54 общеобразовательные организации (11 % от общего количества) имеют классы с обучением во вторую смену. Численность учащихся в 2015/16 учебном году, занимающихся во вторую смену, составляет 9 779 человек (8 %).
6. Муниципальными образованиями проводятся мероприятия по обеспечению обучения учащихся в первую смену за счет расширения и сужения микрорайонов, относящихся к школам, составления гибкого расписания уроков, эффективного использования площадей, развития практики поточных лекций и других форм учебных занятий, привлечения специалистов для работы в школы, пользования на договорной основе ресурсами других учреждений и организаций; ремонта и реконструкции зданий и помещений.
Однако предпринимаемые меры не позволяют существенно изменить ситуацию со второй сменой.
7. Причинами сохранения второй смены являются
демографический рост детского населения в регионе;
нехватка учебных помещений в связи с увеличением количества учебных часов по физическому воспитанию, выделением помещений для информационных центров/кабинетов в связи с введением новых предметов в учебный план, реализацией профильного образования, предусматривающего деление классов на подгруппы;
ограниченность бюджетных ресурсов для проведения капитального ремонта помещений, реконструкции и строительства школ;
износ зданий, требующий серьезных вложений;
выделение помещений для размещения дошкольных групп в зданиях общеобразовательных школ;
недостаток педагогических кадров и др.
8. В ряде муниципальных образований проблема двухсменного режима обучения не может быть снята без использования высокозатратных форм введения дополнительных мест - пристроя, реконструкции, строительства и приобретения новых объектов общего образования.
На первом этапе реализации Программы в 2015 - 2016 годах строительство школ необходимо в трех муниципальных образованиях Тверской области, имеющих наибольшую численность обучающихся во вторую смену и увеличение показателей демографического прироста населения школьного возраста: города Тверь, Торжок, Конаково. Прогнозируется потребность в строительстве 5 общеобразовательных учреждений.
9. Решение задачи по переводу обучающихся на обучение в одну смену возможно ускорить при получении дополнительного финансирования за счет участия Тверской области в федеральной программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" в 2016 - 2025 годах.
10. В рамках формируемой программы в период с 2015 по 2020 годы региону необходимо ввести дополнительные места в общеобразовательных организациях в таком количестве, чтобы ликвидировать двухсменный режим обучения в 54 школах (9779 обучающихся) в 9 муниципальных образованиях, имеющих двухсменный режим обучения, и не допустить появление второй смены в школах, в которых вторая смена в настоящее время отсутствует.
Мероприятия будут реализовываться поэтапно: для обеспечения односменного режима обучения учащихся 1 и 3 ступеней обучения - в 2016 -2020 годах, для учащихся 2 ступени - с 2016 года по 2025 год.
11. На втором этапе реализации Программы предусматривается проведение ремонтных работ зданий муниципальных общеобразовательных организаций (в государственных общеобразовательных организациях нет зданий с износом более 50 %) и строительство новых школ Тверской области с целью приведения в нормативное состояние зданий, уровень износа которых составляет более 50 %. В 2015 году, по информации муниципальных образований Тверской области, 34 % зданий школ имеют износ более 50 % (177 зданий). В этих образовательных организациях обучается около 30 % учащихся. Причем, если наличие второй смены затрагивает преимущественно городские территории, то наличие школ с износом 50 % и более отмечается как в городской, так и сельской местности.
Таблица 2.
Муниципальные образования с наличием образовательных организаций с обучением учащихся в зданиях с износом 50% и более
N п/п |
Наименование муниципального образования |
всего общеобразовательных организаций, ед. |
всего обучается, чел. |
всего зданий с износом 50 % и более, ед. |
в них детей, чел. |
доля от общего количества общеобразовательных организаций в муниципальном образовании, % |
Доля обучающихся в них, % |
1 |
г. Тверь |
53 |
39783 |
24 |
10050 |
45,28 |
25,26 |
2 |
г. Вышний Волочек |
12 |
5172 |
9 |
2531 |
75,00 |
48,94 |
3 |
г. Кимры |
10 |
4813 |
6 |
2074 |
60,00 |
43,09 |
4 |
г. Ржев |
12 |
5390 |
9 |
2025 |
75,00 |
37,57 |
5 |
г. Торжок |
9 |
4648 |
2 |
1032 |
22,22 |
22,20 |
6 |
Андреапольский район |
8 |
1148 |
2 |
62 |
25,00 |
5,40 |
7 |
Бежецкий район |
18 |
3802 |
5 |
1490 |
27,78 |
39,19 |
8 |
Бельский район |
7 |
498 |
5 |
456 |
71,43 |
91,57 |
9 |
Бологовский район |
15 |
3359 |
1 |
149 |
6,67 |
4,44 |
10 |
Весьегонский район |
5 |
998 |
3 |
158 |
60,00 |
15,83 |
11 |
Вышневолоцкий район |
20 |
1939 |
2 |
20 |
10,00 |
1,03 |
12 |
Жарковский район |
3 |
473 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
13 |
Западнодвинский район |
7 |
1554 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
14 |
Зубцовский район |
11 |
1541 |
3 |
750 |
27,27 |
48,67 |
15 |
Калининский район |
32 |
3733 |
14 |
1931 |
43,75 |
51,73 |
16 |
Калязинский район |
13 |
1768 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
17 |
Кашинский район |
9 |
2191 |
1 |
642 |
11,1 |
29,3 |
18 |
Кесовогорский район |
9 |
775 |
2 |
57 |
22,22 |
7,35 |
19 |
Кимрский район |
9 |
835 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
20 |
Конаковский район |
28 |
8115 |
9 |
1949 |
32,14 |
24,02 |
21 |
Краснохолмский район |
9 |
1634 |
3 |
381 |
33,33 |
23,32 |
22 |
Кувшиновский район |
8 |
1292 |
8 |
1292 |
100,00 |
100,00 |
23 |
Лесной район |
5 |
530 |
2 |
23 |
40,00 |
4,34 |
24 |
Лихославльский район |
13 |
2609 |
6 |
2092 |
46,15 |
80,18 |
25 |
Максатихинский район |
8 |
1530 |
3 |
616 |
37,50 |
40,26 |
26 |
Молоковский район |
10 |
362 |
2 |
31 |
20,00 |
8,56 |
27 |
Нелидовский район |
8 |
2285 |
5 |
939 |
62,50 |
41,09 |
28 |
ЗАТО Озерный |
2 |
1420 |
1 |
733 |
50,00 |
51,62 |
29 |
Оленинский район |
19 |
1150 |
2 |
62 |
10,53 |
5,39 |
30 |
Осташковский район |
12 |
2580 |
10 |
1402 |
83,33 |
54,34 |
31 |
Пеновский район |
5 |
786 |
2 |
82 |
40,00 |
10,43 |
32 |
Рамешковский район |
10 |
1012 |
1 |
52 |
10,00 |
5,14 |
33 |
Ржевский район |
14 |
857 |
4 |
153 |
28,57 |
17,85 |
34 |
Селижаровский район |
8 |
1270 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
35 |
Сандовский район |
5 |
451 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
36 |
ЗАТО Солнечный |
1 |
176 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
37 |
Сонковский район |
7 |
754 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
38 |
Спировский район |
8 |
1034 |
4 |
836 |
50,00 |
80,85 |
39 |
Старицкий район |
24 |
1925 |
14 |
1825 |
58,33 |
94,81 |
40 |
Торжокский район |
22 |
1289 |
3 |
54 |
13,64 |
4,19 |
41 |
Торопецкий район |
11 |
2036 |
6 |
977 |
54,55 |
47,99 |
42 |
Удомельский район |
13 |
3976 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
43 |
Фировский район |
7 |
908 |
4 |
813 |
57,14 |
89,54 |
|
Итого |
519 |
121514 |
177 |
37739 |
35,76 |
30,3 |
Данные, приведенные в таблице, будут уточняться в период 2016-17 годов после проведения дополнительных обследований специализированными организациями уровня износа зданий. После уточнения данных будут внесены изменения в данный раздел Программы.
12. С 2010 года в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области начато строительство объекта "Средняя школа на 150 учащихся" в д. Степурино Старицкого района Тверской области с размещением дошкольной группы на 25 мест, за 2010 - 2014 годы освоено 100,215 млн рублей, в т.ч.: из областного бюджета - 86,615 млн рублей; из муниципального бюджета - 13,6 млн рублей. Для завершения объекта необходимо 126,5 млн рублей.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на создание комфортных и безопасных условий, обеспечивающих решение новых образовательных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.