Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1.
Приоритеты и цели государственной политики в отношении обеспечения прав инвалидов
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции о правах инвалидов утвердила принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспортной и пешеходной инфраструктуре, информации и связи, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места, а также другим объектам, и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Еще одним важнейшим направлением Конвенции является достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как одно из приоритетных направлений государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "Об образовании в Российской Федерации", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Федеральным законом N 419-ФЗ введено понятие абилитации инвалидов, а также заложена основа для эффективного межведомственного взаимодействия в целях повышения доступности услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Госпрограмма предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере здравоохранения, социальной защиты, занятости, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, транспортной и пешеходной инфраструктуры.
Требования к государственной политике установлены рядом указов Президента Российской Федерации.
Федеральным законом N 181-ФЗ определено право за органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, а также меры социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав человека не зависимо от места жительства, а также других обстоятельств.
В соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с Федеральным законом N 419-ФЗ в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. При разработке и реализации указанных планов мероприятий ("дорожных карт") учитываются и используются результаты, нормативные и методологические положения, выработанные в ходе выполнения мероприятий Программы.
Для обеспечения единообразного унифицированного подхода при реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Таким образом, основным требованием к государственной политике является обеспечение на территории Тверской области реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, создание условий для реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Понимание Правительством Тверской области и Законодательным Собранием Тверской области особых обязательств по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов в связи с ратификацией Российской Федерацией в 2012 году Конвенции ООН "О правах инвалидов" способствует формированию системного комплексного подхода по созданию в регионе доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
Органы государственной власти Тверской области в соответствии государственной политикой в отношении обеспечения прав инвалидов обеспечивают своевременное приведение законодательства Тверской области в соответствие с федеральным законодательством.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12.12.2014 N ДМ-П12-9175 в Тверской области разработан и принят целый ряд актов по организации исполнения "дорожных карт" - внесены изменения в 32 закона Тверской области и приняты более 100 соответствующих правовых актов Тверской области:
Избирательный кодекс Тверской области от 07.04.2003 N 20-ЗО;
закон Тверской области от 22.09.1994 N 2 "О местных референдумах в Тверской области";
закон Тверской области от 26.06.1997 N 67 "О библиотеках в Тверской области";
закон Тверской области от 17.09.1997 N 79 "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
закон Тверской области от 26.03.1998 N 4-ОЗ-2 "О туристской деятельности в Тверской области";
закон Тверской области от 29.04.1998 N 9-ОЗ-2 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области";
закон Тверской области от 20.09.2001 N 173-ОЗ-2 "Об основах деятельности по опеке и попечительству";
закон Тверской области от 29.12.2004 N 85-ЗО "О государственной социальной помощи в Тверской области";
закон Тверской области от 27.09.2005 N 112-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
закон Тверской области от 27.09.2005 N 113-ЗО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда";
закон Тверской области от 09.12.2005 N 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области";
закон Тверской области от 23.12.2005 N 162-ЗО "Об архивном деле в Тверской области";
закон Тверской области от 17.04.2006 N 39-ЗО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области";
закон Тверской области от 14.02.2007 N 6-ЗО "Об организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области";
закон Тверской области от 12.04.2007 N 26-ЗО "О референдуме Тверской области";
закон Тверской области от 18.09.2007 N 96-ЗО "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд и порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд";
закон Тверской области от 31.03.2008 N 23-ЗО "О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан в Тверской области";
закон Тверской области от 13.04.2009 N 27-ЗО "О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Тверской области";
закон Тверской области от 10.03.2010 N 21-ЗО "О физической культуре и спорте в Тверской области";
закон Тверской области от 23.12.2009 N 112-ЗО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области";
закон Тверской области от 28.04.2010 N 39-ЗО "Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Тверской области";
закон Тверской области от 06.07.2010 N 57-ЗО "О музеях в Тверской области";
закон Тверской области от 26.07.2010 N 68-ЗО "О предоставлении информации о деятельности государственных органов Тверской области";
закон Тверской области от 12.10.2010 N 75-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Тверской области";
закон Тверской области от 07.12.2011 N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области";
закон Тверской области от 05.07.2012 N 54-ЗО "О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья граждан в Тверской области";
закон Тверской области от 24.07.2012 N 68-ЗО "О бесплатной юридической помощи в Тверской области";
закон Тверской области от 24.07.2012 N 77-ЗО "О градостроительной деятельности на территории Тверской области";
закон Тверской области от 29.10.2012 N 95-ЗО "О формировании списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, и о порядке включения граждан в эти списки";
закон Тверской области от 17.07.2013 N 60-ЗО "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования в Тверской области";
закон Тверской области от 26.03.2014 N 14-ЗО "О категориях граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, основаниях включения указанных граждан в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов, и правилах формирования таких списков";
закон Тверской области от 07.11.2014 N 79-ЗО "Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Тверской области";
закон Тверской области от 06.07.2015 N 57-ЗО "О государственной молодежной политике в Тверской области";
постановление Правительства Тверской области от 29.09.2015 N 461-пп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Тверской области на 2015 - 2020 годы";
постановление Правительства Тверской области от 19.01.2016 N 5-пп "Внесение изменений в постановление Администрации Тверской области от 13.12.2010 N 612-па "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг"";
распоряжение Правительства Тверской области от 17.11.2015 N 557-рп "Об отдельных вопросах организации работы по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в установленных сферах деятельности";
9 приказов исполнительных органов государственной власти Тверской области, утверждающие отраслевые (ведомственные) "дорожные карты",
17 приказов исполнительных органов государственной власти Тверской области о назначении ответственных за координацию деятельности
43 муниципальных "дорожных карт";
16 распоряжений глав администраций муниципальных образований Тверской области о назначении ответственных за координацию деятельности в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.
В настоящее время проведены совместно представителями общероссийских общественных организаций инвалидов Тверской области (Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов) проведена паспортизация 2847 объектов социальной инфраструктуры с определением конкретных задач по поэтапному обеспечению их доступности с учетом потребностей инвалидов.
Координационным советом по вопросам социальной защиты инвалидов при Правительстве Тверской области (далее - Координационный совет) осуществляется регулярный контроль за ходом реализации плана мероприятий ("дорожной карты"), актуализируются отдельные ее положения.
Информация о ходе реализации мероприятий "дорожной карты" рассматривается на заседании Координационного совета, заседаниях общественных советов при исполнительных органах государственной власти Тверской области и советах общественности при органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
С участием представителей общественных организаций инвалидов Тверской области исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области проводятся плановые проверки обеспечения доступности объектов и услуг.
Проведены организационные и методические мероприятия с должностными лицами, ответственными за выполнение мероприятий "дорожных карт". Во всех исполнительных органах государственной власти Тверской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Тверской области назначены исполнители, ответственные за выполнение мероприятий "дорожных карт".
Руководствуясь, рекомендованными Минтруда России, методическими пособиями для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи, исполнительные органы государственной власти Тверской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области совместно с общественными организациями инвалидов проводят плановые обучения специалистов во всех структурах власти и учреждениях, предоставляющих услуги населению, в том числе инвалидам.
Совместно с руководителями общественных организаций инвалидов Тверской области проводятся круглые столы, дни открытых дверей в учреждениях, оказывающих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья; конкурсы, фестивали и акции с присутствием представителей средств массовой информации.
Министерством проводится работа по разъяснению вновь введенных норм законодательства по вопросам доступности для инвалидов услуг, в том числе в средствах массовой информации. Проводятся пресс-конференции с участием Министра социальной защиты населения Тверской области, Министра здравоохранения Тверской области и Министра образования Тверской области по вопросам реализации Федерального закона N 419-ФЗ.
Проводится работа по внесению изменений, обеспечивающих установление конкретных условий доступности соответствующих услуг для инвалидов в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг.
Региональная политика в отношении инвалидов в Тверской области строится на следующих принципах:
учет положений международных и федеральных нормативных правовых актов;
использование опыта других регионов;
комплексность;
последовательность;
преемственность.
Основные неблагоприятные факторы:
сохранение высокой доли инвалидов и других МГН в общей структуре населения Тверской области;
наличие в инфраструктуре Тверской области значительного числа объектов с различным функциональным назначением, архитектурно-планировочными, конструктивными и территориальными особенностями и различных форм собственности;
сохранение невысокого уровня активности реализации мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности и повышению уровня доступности как объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, так и коммерческого сектора из-за отсутствия достаточных средств и недостаточности знаний у специалистов в области создания доступной среды для инвалидов;
реконструкция ранее построенных объектов, связанная с целым рядом ограничений, вызывающих лишь частичное переоборудование входной зоны, при том что передвижение внутри здания и оказание услуг инвалидам в полном объеме остаются невозможными;
малодоступность объектов инфраструктуры, являющихся наиболее востребованными для инвалидов в их повседневной жизни: магазины, аптеки, почтовые отделения и офисы финансовых (кредитных) организаций;
нерешенность многих вопросов реабилитации и санаторно-курортного лечения инвалидов, трудоустройства;
сохранение отношенческих барьеров к инвалидам со стороны здорового населения, молодежи.
Острую проблему составляют адаптация жилого фонда, качество дорожно-транспортной инфраструктуры в целом, работа городского и междугородного автотранспорта. Эти проблемы выходят за рамки программ по созданию доступной среды для инвалидов, так как их решение зависит от объектов финансирования соответствующих выплат за счет средств бюджетов Тверской области.
Неудовлетворенный спрос на услуги реабилитации и нерешенность ряда проблем формирования безбарьерной среды предопределили состав задач на 2016 - 2018 годы для решения их программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.