Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2.
Характеристика сферы реализации Программы, описание проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Улучшение условий жизни инвалидов, проведение комплекса адаптационных мероприятий для успешной интеграции инвалидов в общество относится к числу приоритетных государственных задач, реализуемых исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в тесном взаимодействии с общественными организациями инвалидов.
Специфика расположения (удаленность друг от друга населенных пунктов в Тверской области, демографическая ситуация в регионе, состояние областного бюджета Тверской области и бюджетов муниципальных образований Тверской области, обширная сеть организаций социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры) не позволяет решить в краткосрочном периоде все проблемы в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг.
При разработке государственных и муниципальных программ, определении стратегических задач в формировании безбарьерной среды для инвалидов и других МГН обязательно учитываются следующие факторы:
протяженность территории Тверской области с запада на восток составляет 450 км, с севера на юг - 250 км. Общая площадь территории - 84,2 тыс. кв. км;
на территории Тверской области расположено 8 городских округов, в том числе 2 закрытых административно-территориальных образования, 43 городских поселения, 265 сельских поселений, 351 муниципальное образование;
численность населения Тверской области по состоянию на 01.01.2015 составляет 1 315 071 человек, в том числе городского - 616 645 человек и сельского - 698 426 человек, из которых 370 341 гражданин пожилого возраста, что составляет 28,2 % от общей численности населения. В силу большой площади территории плотность населения составляет 0,06 человека на 1 кв. км.
Структура населения Тверской области по возрастному составу:
граждане старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) - 370 341 тыс. человек (28,2% от общей численности населения);
граждане трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года) - 736 855 человек (56,0% от общей численности населения);
дети (от 0 лет до 15 лет) - 207 875 человек (15,8% от общей численности населения)
По данным автоматизированной информационной системы в Тверской области по состоянию на 01.07.2015 проживает 113 216 инвалидов, это составляет 8,6 % от общей численности населения, из них:
а) по группам инвалидности:
инвалиды I группы - 10 061 человек (0,8% от общей численности населения);
инвалиды II группы - 49 307 человек (3,7% от общей численности населения);
инвалиды III группы - 46 073 человека (3,5% от общей численности населения);
б) детей-инвалидов - 4 638 человек (2,2% от общей численности детского населения);
в) другие категории инвалидов - 3 137 человек (0,02% от общей численности населения).
В решении проблем инвалидов в Тверской области используется комплексный программный подход. За последние четыре года благодаря участию Тверской области в Госпрограмме значительно повысилась активность людей с ограниченными возможностями здоровья, усилилось их стремление к независимой жизни.
В рамках реализации пилотного проекта Госпрограммы на территории Тверской области был сформирован Реестр приоритетных*(4) объектов социальной инфраструктуры, включающий в себя 169 объектов.
Данный реестр ежегодно актуализируется с учетом происходящих процессов модернизации и оптимизации сети учреждений социальной инфраструктуры.
По состоянию на 01.01.2016 общее количество объектов социальной инфраструктуры, на которых предоставляются государственные услуги, составляет 635 объектов, в том числе:
а) в системе Министерства здравоохранения Тверской области 190 объектов, в том числе 14 приоритетных;
б) в системе Министерства 156 объектов, в том числе 65 приоритетных;
в) в системе образования Тверской области 182 объекта, из них 167 приоритетных, в том числе:
профессиональное образование 36 объектов, в том числе 21 приоритетный;
общеобразовательные организации, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья 127 объектов, все приоритетные;
дополнительное образование 7 объектов, все приоритетные;
дошкольное образование 12 объектов, все приоритетные;
г) в системе Комитета по делам культуры Тверской области 60 объектов, в том числе 14 приоритетных;
д) в системе Комитета физической культуры и спорта Тверской области 14 объектов, в том числе 9 приоритетных;
е) в системе Главного управления по труду и занятости населения Тверской области 33 объекта, все являющиеся приоритетными.
Общее количество объектов муниципальной собственности, на которых предоставляются муниципальные услуги, составляет 1894 объекта, в том числе 106 приоритетных.
В 2015 году в реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры Тверской области, согласованный с общественными организациями инвалидов и утвержденный на заседании Координационного совета (протокол от 30.06.2015 N 14), включено 193 объекта, из них 100 % проанкетировано и паспортизировано.
Перечень приоритетных объектов Тверской области, адаптированных в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (по направлению деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации) приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
Из числа проанкетированных объектов доступны:
для инвалидов-колясочников 35 объектов - 21 %;
для инвалидов по зрению 122 объекта - 72 %;
для инвалидов по слуху 122 объекта - 72 %.
Общий объем освоенных средств, направленных в 2011 - 2012 годах и в 2014 - 2015 годах на финансирование мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности в Тверской области в рамках Госпрограммы по направлению Минтруда России составило 898 553,3 тыс.руб., из них средства федерального бюджета 460 524,1 тыс.руб., средства консолидированного бюджета Тверской области 438 029,2 тыс.руб., в том числе средства областного бюджета Тверской области 379 697,9 тыс.руб., средства местных бюджетов 58 331,23 тыс.руб.
Кассовое исполнение мероприятий в рамках Госпрограммы по направлению Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки РФ) в 2011 - 2015 годах составило 135 439,5 тыс.руб., их них средства федерального бюджета - 82 752,3 тыс.руб., средства областного бюджета Тверской области - 52 687,2 тыс.руб.
Итоги выполнения Программы по отраслям:
а) в системе Комитета по делам культуры Тверской области адаптировано 27 объектов из числа приоритетных, в том числе 12 объектов государственной собственности, 15 объектов муниципальной собственности;
б) в системе Главного управления по труду и занятости населения Тверской области адаптировано 33 объекта, в том числе здание Главного управления по труду и занятости Тверской области;
в) в системе Министерства здравоохранения Тверской области адаптировано 14 приоритетных объектов,
г) в системе Министерства адаптировано 33 объекта из числа приоритетных, в том числе здание Министерства;
д) в системе образования Тверской области адаптировано 74 объекта: 6 объектов профессионального образования из числа приоритетных, 68 объектов общего образования, из них 2 специальные (коррекционные) школы;
Перечень приоритетных объектов системы образования Тверской области в части общего образования и дополнительного образования детей для обеспечения требований доступности для инвалидов объектов и услуг в Тверской области приведен в приложении 2 к настоящей Программе;
е) в системе Комитета физической культуры и спорта Тверской области - 12 объектов из числа приоритетных, в том числе 6 объектов государственной собственности, 6 объектов муниципальной собственности;
ж) в иных сферах жизнедеятельности инвалидов, а именно:
транспортной инфраструктуры:
установлено звуковых сигналов на 58 действующих светофорных объектов;
установлено 5 новых светофорных объектов со звуковыми сигналами;
установлено 156 дорожных знака 8.15 "Слепые пешеходы";
установлено 12 искусственных дорожных неровностей с нанесением разметки и установкой соответствующих дорожных знаков;
установлено дорожных знаков и нанесение дорожной разметки для обозначения мест парковки для инвалидов по 31 адресу;
приспособлен 51 остановочный комплекс общественного транспорта к обслуживанию инвалидов и МГН;
обустроено 114 сходов (съездов) к пешеходным переходам на территории г. Твери;
приобретено 28 единиц низкопольного специализированного транспорта, в том числе 18 автобусов и 10 троллейбусов общественного (пассажирского наземного) транспорта;
213 единиц общественного транспорта дооснащены аудио-визуальным оборудованием для нужд инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, в том числе 81 автобус, из них 28 низкопольных, 80 троллейбусов, из них 16 низкопольных, 50 трамваев, из них 7 низкопольных.
По состоянию на 01.01.2016 в Тверской области обеспечены условия для беспрепятственного доступа к 141 приоритетному объекту социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также к 68 объектам общего образования, из них к 2 специальным (коррекционным) школам. Работа строится по нескольким направлениям и включает в себя мероприятия как по устранению барьеров в доступе к объектам и услугам, так и по предупреждению инвалидности и по оказанию данной категории граждан содействия в реабилитации и социальной поддержке.
Перечень приоритетных объектов Тверской области, адаптированных в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (по направлению деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) приведен в приложении 3 к настоящей Программе.
Все действия исполнительных органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области обсуждаются и согласовываются с общественными организациями инвалидов, с учетом их предложений формируются основные мероприятия программ по адаптации объектов, ими осуществляется контроль за ходом работ на объектах и за использованием адаптированных объектов и качеством предоставления услуг на этих объектах.
На большинстве объектов применен комплексный подход, который позволил адаптировать объекты в соответствии с особыми потребностями инвалидов-колясочников: адаптировать входные группы с устройством пандусов, внутренние помещения с установкой поручней, адаптировать санитарно-гигиенические помещения, установить лифты и подъемные устройства различного типа. На части объектов ввиду невозможности проведения всего комплекса технических работ обеспечена минимальная доступность. Комплексный подход предусматривал повышение степени доступности объектов и услуг для всех категорий инвалидов. Так, было доадаптировано здание государственного казенного учреждения культуры Тверской области "Тверская областная специальная библиотека для слепых имени М.И. Суворова" - объект оборудован ориентирующими устройствами, звуковыми информаторами, закуплено специализированное современное оборудование для инвалидов по зрению. В рамках создания доступной среды для инвалидов по слуху осуществлено субтитрирование общественно значимых информационных и других программ на государственных каналах, оборудование ряда помещений индукционными петлями, увеличен объем и качество сурдопереводческих услуг.
Достигнутые в Тверской области по состоянию на 01.01.2016 показатели доступности для инвалидов объектов и услуг приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование целевого показателя программы Тверской области |
2015 год |
2016 год |
Фактическое, % |
Планируемое, % |
|
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Тверской области |
49,6 |
50,1 |
Принятие нормативного правового акта о порядке обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тверской области |
2 |
2 |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Тверской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг |
73 |
79,3 |
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Тверской области |
83,4*(5) (к 169 объектам) |
79,3 (к 193 объектам) |
Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тверской области |
90 |
100 |
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Тверской области |
17,5 |
21 |
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Тверской области |
19 |
25 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Тверской области |
80,2 |
81,0 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Тверской области |
7,3 |
8,0 |
Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, в общем числе обратившихся за техническими средствами реабилитации в комплексные центры социального обслуживания населения Тверской области |
80 |
100 |
Доля детей-инвалидов, охваченных социально-реабилитационными услугами в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, в общей численности этой категории в Тверской области |
55 (включены дети с ограниченными возможностями здоровья) |
30*(6) |
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Тверской области |
75 |
76 |
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности инвалидов в Тверской области |
40 |
50,1 |
Количество социальных проектов, акций и иных мероприятий, реализованных совместно с социально ориентированными некоммерческими организациями |
3 |
3 |
Создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, информационного и психологического окружения по-прежнему остается актуальной задачей как на государственном, так и на региональном уровне.
Среди негативных факторов, сдерживающих реализацию данной задачи, следует отметить:
недостаточную координацию взаимодействия органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других МГН.
Нерешенность проблемы обеспечения условий доступности порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляцию трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, осложняющую проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
социальную разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих общественно-просветительских информационных кампаний, в том числе в сфере профессиональных компетенций инвалидов;
ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, граждан с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
Проводимый на регулярной основе членами Координационного совета совместно с исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области мониторинг доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг свидетельствует о том, что несмотря на предпринимаемые исполнительными органами государственной власти Тверской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области меры, большинство объектов социальной инфраструктуры, а также транспортной и инженерной инфраструктуры, информационных технологий не отвечают всем требованиям доступности для инвалидов и другим МГН.
Специфика социально-демографической структуры населения Тверской области проявляется в высоком удельном весе числа инвалидов и МГН в общей численности населения.
Ускоряется процесс старения населения Тверской области.
Представители всех этих групп испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, включая сегмент реабилитационных услуг.
Таким образом, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах наиболее востребованных социальных отраслей, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для органов государственной власти Тверской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.
Наиболее уязвимыми с точки зрения доступности объектов и услуг являются пять основных категорий инвалидов, в том числе дети-инвалиды:
инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата;
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках;
инвалиды с нарушением слуха;
инвалиды с нарушением зрения;
инвалиды с нарушением интеллекта и психики.
Проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг, обусловлены рядом обстоятельств:
1. В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы организаций социальной инфраструктуры и сформировавшимися у инвалидов и другими МГН потребностями.
По состоянию на 01.01.2016 сеть государственных (муниципальных) организаций социальной инфраструктуры в Тверской области насчитывает 493 организации, 665 объектов, на которых предоставляются услуги населению, в том числе:
в системе Министерства здравоохранения Тверской области - 94 учреждения, 190 объектов;
в системе Министерства - 126 учреждений, 156 объектов;
в системе образования Тверской области - 182 учреждения, 210 объектов;
в системе Комитета по делам культуры Тверской области - 37 учреждений, 60 объектов;
в системе Комитета физической культуры и спорта Тверской области -21 учреждение, 16 объектов;
в системе Главного управления по труду и занятости населения Тверской области - 33 учреждения, 33 объекта.
Материально-техническая база действующих организаций социальной инфраструктуры требует постоянного обновления, актуальными остаются вопросы обеспечения доступности и безопасности, соблюдения стандартов качества оказания услуг.
Большая часть организаций размещаются в типовых зданиях либо в приспособленных зданиях постройки 60-х годов двадцатого столетия.
В ряде организаций существует необходимость проведения капитальных ремонтов и модернизации зданий с учетом соблюдения норм и правил обеспечения доступности и разумного приспособления для нужд инвалидов и МГН, а также укрепления их материально-технической базы, создания доступной среды для других МГН.
2. Действующие правила и нормативы устанавливают к различным типам организаций в части оборудования их для нужд инвалидов и других МГН максимальные требования к набору помещений, их устройству и оборудованию, при этом не учитываются конструктивные особенности зданий.
3. Не отработана система обучения и переподготовки кадров в части изучения требований норм и правил обеспечения доступности для инвалидов зданий и помещений, ознакомления со спецификой работы с инвалидами и особенностями предоставления услуг данной категории граждан.
4. В системе предоставления услуг инвалидам отмечается дефицит специалистов, владеющих современными технологиями: терапевтов, специалистов по двигательному развитию, адаптивной физической культуре и спорту, специалистов, владеющих методиками "раннего вмешательства", домашнего визитирования, языком жестов и другими методиками.
Данные обстоятельства препятствуют равному доступу граждан, имеющих инвалидность, либо временные ограничения жизнедеятельности к услугам независимо от места проживания, не позволяют в полной мере удовлетворить потребности инвалидов в услугах, неблагоприятно сказываются на качестве услуг и их объеме.
Структуризация проблем уязвимых групп населения Тверской области позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья и других МГН должно рассматриваться как цель самостоятельной программы.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН путем принятия настоящей Программы определяется следующими причинами:
масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы - ее решение предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур;
комплексность проблемы - потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, реализация соответствующего комплекса мероприятий;
межведомственный характер проблемы - с учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественных объединений;
длительность решения проблемы - проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
Необходимость разработки настоящей Программы и дальнейшего участия в Госпрограмме продиктована сохранением ряда неблагоприятных условий и факторов в сфере создания в Тверской области безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и стремлением исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области найти эффективные механизмы и пути устранения проблем в обеспечении доступности приоритетных объектов и услуг, совершенствования качества услуг и создания возможностей для интеграции инвалидов в общество.
Программа подготовлена совместно с общественными организациями инвалидов Тверской области, рассмотрена на заседании Совета тверских областных организаций Общероссийских общественных организаций инвалидов, учитывает особенности интеграции инвалидов в общество в Тверской области и исходит из опыта, полученного в рамках реализации в регионе Госпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.