Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы и прогноз ее развития
1. Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктуры.
Тверская область расположена в северо-западной части России. Ее протяженность с запада на восток составляет более 450 км, а с севера на юг - около 350 км. По занимаемой территории (84,2 тыс. кв. м) это одна из самых крупных областей в Центральном федеральном округе. Область граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями. Развитие многих ведущих отраслей Тверской области: химической, лесной, легкой, полиграфической промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, ориентированных на обслуживание автотранспортом, -во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Тверской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Постановлением Правительства Тверской области от 4 мая 2017 г. N 120-пп в пункт 2 подраздела I раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Без сети автомобильных дорог не могут быть реализованы конституционные права на свободу передвижения граждан, товаров и услуг, единство экономического пространства, решение социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. Существенно возрастает роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики. В последние годы оживление производства и повышение уровня доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объемов перевозок транспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
Дорожное хозяйство Тверской области представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации, а также организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Автомобильные дороги Тверской области соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации - Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны - города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение Тверской области во многом определяет особенности развития ее транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
Сеть автомобильных дорог Тверской области включает дороги:
- федерального значения, в том числе автомагистраль М-10 "Москва - Санкт-Петербург" (Россия), автомагистраль М-9 "Москва - Рига" (Балтия), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии;
- регионального или межмуниципального значения, проходящие по территории Тверской области и обеспечивающие связь областного центра с районными центрами и районных центров между собой, связь областного центра с городскими округами и городских округов между собой, а также областного центра, районных центров, городских округов с соседними субъектами Российской Федерации, за исключением автомобильных дорог федерального значения и автомобильных дорог местного значения;
- местного значения.
Кроме того, сеть автомобильных дорог Тверской области после строительства платной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом дополнится автомобильной дорогой федерального значения М-11, общая протяженность которой составит около 700 км. Начиная от границ Москвы новая трасса пройдет по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км). Ввод в эксплуатацию скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург планируется в 2018 году. Строительство началось в 2014 году. Стоимость проекта составляет 152,8 млрд руб., из которых 15,96 млрд руб. должен инвестировать исполнитель. Дорога категории 1А будет иметь от двух до пяти полос в каждую сторону и расчетную скорость движения - 150 км/ч. На ее протяжении будет возведено 100 мостовых сооружений, а также будет построен ряд транспортных развязок. Для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург впервые в России применен механизм государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.
По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (15,4 тыс. км автодорог и 890 мостовых сооружений и путепроводов) и четвертое в Российской Федерации. 40,9 % автодорог регионального значения имеет усовершенствованный тип покрытия (6,3 тыс. км), 49,4 % автодорог регионального значения имеет переходный тип покрытия (7,6 тыс. км), 7,8 % автодорог регионального значения находится в грунтовом исполнении (1,2 тыс. км).
По количеству населенных пунктов с населением 50 человек и менее Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (8275 населенных пунктов).
По плотности автодорог регионального значения Тверская область занимает 17-ое место из 18 в Центральном федеральном округе и 50-ое место - в Российской Федерации (15,62 чел/кв. км).
Для обеспечения товародвижения, снижения транспортных издержек, повышения комплексной безопасности на региональных дорогах реализовались следующие масштабные проекты в области дорожного хозяйства, в том числе:
реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь - Лотошино - Шаховская - Уваровка на участке км 10 + 000 - км 40 + 000 в Калининском районе Тверской области, обеспечивающая транзитный коридор между Московской и Тверской областями, а также парадный въезд в г. Тверь;
капитальный ремонт аварийного автодорожного моста через реку Волгу в г. Тверь (Восточный мост);
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний Волочек - Бежецк - Сонково на участке км 119 + 000 - км 136 + 000 в Бежецком районе;
капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Конаково - правый берег р. Волга в Конаковском районе Тверской области;
капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Мошки - Стружня на участке км 0 + 000 - км 10 + 000 в Торжокском районе;
реконструкция путепровода через Октябрьскую железную дорогу в створе ул. Мира - Калининское шоссе в г. Торжок;
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь - Бежецк - Весьегонск - Устюжна на участке км 254 + 546 - км 262 + 000 в Весьегонском районе.
Также экономика в Тверской области прежде всего связана с реализацией крупных инвестиционных проектов и началом формирования промышленных зон (инвестиционных площадок, подъездов к инвестиционным площадкам) для обеспечения их транспортной доступности:
ООО "PAROC" (финский концерн PAROC является одним из лидеров в Европе по производству минераловатной теплоизоляции на основе базальтовых волокон), объем инвестиций - 7 млрд руб., количество рабочих мест - 500. Ремонт автомобильной дороги общего пользования Городня - Редкино - Стариково на участке км 7 + 200 - км 13 + 300 (Редкино - Изоплит) в Конаковском районе Тверской области, 2013 год;
комбинат "Ржевский бекон", филиал ОАО "Агрофирма Дмитрова Гора" (предполагает строительство двух комплексов по производству свинины на промышленной основе с единовременным содержанием свиней по 52 тыс. голов каждый), объем инвестиций - 2,9 млрд руб., количество рабочих мест - 50. Строительство подъезда от автодороги межмуниципального значения "Тверь - Ржев" - Глебово в Ржевском районе Тверской области (в районе д. Васюково), 2014 год;
ОАО "Весьегонский винзавод", г. Весьегонск. Ремонт проезда от улицы К. Маркса до территории спортивного клуба "Кировец", количество рабочих мест - 128, 2014 год;
ЗАО "Калининское" (животноводческий комплекс) Калининский район. Ремонт подъезда к п. Загородный - д. Баламутово, объем инвестиций - 0,095 млрд руб., количество рабочих мест - 200, 2014 год;
ООО "Верхневолжский кирпичный завод". Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Москва - Рига" - Хорошево на участке км 0 + 000 - 3 + 600 в Ржевском районе Тверской области, объем инвестиций - 4,7 млрд руб., количество рабочих мест - 400, 2014 - 2015 годы;
гостиничный комплекс RadissonЗавидово. Строительство дороги к гостиничному комплексу "RadissonЗавидово" от автомобильной дороги регионального значения "Подъезд к пос. Шоша" в Конаковском районе Тверской области, мощность ввода - 2,157 км, объем инвестиций - 2,2 млрд руб., количество рабочих мест - 200;
ООО "Тверь Агропром", д. Вески Лихославльского района. Капитальный ремонт автомобильной дороги межмуниципального значения Вески - Крючково, объем инвестиций - 1,5 млрд руб., количество рабочих мест - 200.
Важнейшим условием, обеспечивающим надежный источник финансирования дорожной отрасли Тверской области, послужило создание в 2012 году регионального дорожного фонда. Таким образом, концентрация средств на одном направлении позволяет планировать решение проблем по развитию дорожного хозяйства региона путем строительства новых, соответствующих современным требованиям автомобильных дорог, необходимых сооружений на них, а также обеспечивать нормативное состояние существующей сети автодорог регионального значения.
Однако низкая бюджетная обеспеченность дорожной отрасли привела к тому, что в настоящее время на автодорогах области идет необратимый процесс старения и разрушения поверхности покрытия проезжей части, конструктивных слоев дорожной одежды и дорожных сооружений.
По состоянию на 1 января 2016 года 74,95 % общей протяженности автодорог регионального значения Тверской области не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.
По данным статистики за 2014 год, бюджетная обеспеченность 1 км дороги в Тверской области составляет около 227,7 тыс. руб. в год, что является самым низким показателем в Центральном федеральном округе.
Динамика финансирования дорожного фонда Тверской области за период 2012 - 2016 годов и в планах на 2017 - 2019 годы показывает, что с 2017 года на уровне субъекта будет осуществляться только содержание автодорог регионального значения без проведения работ по их капитальному строительству (ремонту). Исправить сложившуюся ситуацию возможно, пополнив региональный дорожный фонд новыми доходными источниками.
Непринятие подобных мер в дальнейшем приведет к деградации дорожных конструкций вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
3. Приоритетами государственной политики в дорожной области на территории Тверской области являются:
а) развитие опорной сети автомобильных дорог общего пользования в Тверской области, обеспечивающее увеличение доли протяженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, и повышение пропускной способности дорожной сети, модернизация искусственных сооружений, а также строительство обходов крупных населенных пунктов;
б) совершенствование системы планирования развития дорожного хозяйства, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также внедрение системы планирования дорожной деятельности, основанной на проектировании жизненного цикла автомобильных дорог;
в) формирование системы финансирования, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и имущества дорожного хозяйства, привлечения новых источников финансирования автомобильных дорог в строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в Тверской области;
г) формирование современной нормативной правовой базы, в том числе для привлечения дополнительных доходов в областной бюджет Тверской области в рамках дорожного фонда Тверской области;
д) обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и качества выполнения дорожных работ;
е) строительство автомобильных дорог к зонам потенциального экономического роста, объектам массовой малоэтажной застройки и культурного наследия, а также автомобильных дорог общего пользования, входящих в систему международных и межрегиональных транспортных коридоров;
ж) обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с сельскими населенными пунктами за счет строительства (реконструкции) автомобильных дорог с твердым покрытием для соединения с сетью автомобильных дорог.
4. Приоритетами государственной политики в транспортной отрасли на территории Тверской области являются:
а) совершенствование законодательства в части проведения конкурсных процедур;
б) разработка транспортной стратегии региона;
в) упорядочение контрольной деятельности по пресечению нелегальных перевозок;
г) внедрение единой политики в сфере транспорта.
5. В транспортной системе Тверской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50 процентов объема перевозок пассажиров. В настоящее время сформировался рынок пассажирских транспортных услуг, в который наряду со специализированными предприятиями привлечен пассажирский транспорт юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.
Особое место в перевозках пассажиров и багажа в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте занимает перевозка граждан льготных категорий. Одной из мер социальной поддержки граждан льготных категорий является введение на территории Тверской области единого социального проездного билета для проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные).
В настоящее время автомобильный и железнодорожный общественный транспорт находится в состоянии кризиса, а водный и авиационный транспорт перестали существовать как значимые элементы системы общественного транспорта.
6. В Тверской области сложились следующие основные проблемы в дорожной отрасли:
а) неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения Тверской области.
Основными проблемами развития автомобильных дорог общего пользования Тверской области являются следующие:
из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области около 94 процентов относится к автомобильным дорогам IV - V технических категорий. По этому показателю Тверская область занимает последнее место среди субъектов Центрального федерального округа;
прочностные характеристики региональных дорог и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных транспортных средств. Существующая дорожная сеть Тверской области в основном формировалась по старым нормативам под расчетную осевую нагрузку 6 - 10 тонн. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению осевой нагрузки до 10 - 20 тонн на ось;
значительное количество сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, следовательно, свыше 23 тыс. человек в межсезонье становятся отрезанными от автодорог с твердым типом покрытия;
отсутствие соединительных и хордовых дорог регионального значения, которые обеспечивали бы связь между районами по кратчайшему пути и прохождение транзитных потоков, минуя большие города Тверской области. В настоящее время межрегиональные транзитные потоки следуют по центральным улицам городов Тверской области, создавая пробки, увеличивая число дорожно-транспортных происшествий и ухудшая экологическую обстановку.
Результаты диагностики автодорог регионального и межмуниципального значения и мостовых сооружений показывают, что более половины протяженности сети автомобильных дорог и искусственных сооружений нуждаются в капитальном ремонте, не отвечают нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, имеют просроченные межремонтные сроки.
Низкие транспортно-эксплуатационные характеристики дорожной сети также связаны с тем, что за период 1993 - 2005 годов в сеть дорог регионального и межмуниципального значения было принято на баланс 6579 км бывших внутрихозяйственных автомобильных дорог, которые находились в неудовлетворительном состоянии и не отвечали техническим требованиям проезда автотранспорта, которые в настоящее время требуют проведения ремонтных работ.
К существенным проблемам дорожной сети Тверской области относится высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования.
Остро стоит проблема вывода транзитного транспорта за пределы населенных пунктов Тверской области (Твери, Ржева и других);
б) недостаточные объемы финансирования дорожного хозяйства Тверской области за счет бюджетных средств.
В Тверской области отмечается недостаточность финансовых ресурсов как для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, так и для строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Удельная обеспеченность дорожной сети средствами консолидированного областного бюджета Тверской области существенно меньше по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа.
На протяжении многих лет не обеспечивается потребность в необходимом объеме финансирования работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, не соблюдаются нормативные сроки ремонта дорожных покрытий, что ведет к их постепенному разрушению и увеличивает последующие расходы на их восстановление;
в) развитие предприятий дорожного хозяйства и обеспечивающих отраслей.
На территории Тверской области в 2015 году выполнение работ по содержанию и ремонту региональных или межмуниципальных автомобильных дорог осуществляют 6 государственных унитарных предприятий, 10 открытых акционерных обществ, доля участия Тверской области в уставном капитале которых составляет 100 процентов, и одно закрытое акционерное общество.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся низкая эффективность работы дорожных предприятий, их технологическое отставание, недостаточное количество квалифицированных проектных организаций в Тверской области, недостаточный уровень конкуренции на рынке подрядных дорожных работ;
г) несовершенство федерального законодательства, демпинг цен, отсутствие реальных рычагов влияния на подрядчиков, неисполнение подрядными организациями условий контракта;
д) недостаток квалифицированных кадров, как инженерно-технических, так и механизаторов, дорожных рабочих. Средний возраст трудящихся в тверских организациях близок к пенсионному. Отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата.
7. Основными направлениями решения проблем в дорожной отрасли Тверской области являются:
а) обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства Тверской области в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения и создания мультипликативного эффекта от развития дорожной сети в других отраслях;
б) преодоление инфраструктурных ограничений, связанных с высокой степенью износа автомобильных дорог и искусственных сооружений, низким транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети Тверской области и высоким уровнем аварийности по сопутствующим дорожным условиям;
в) совершенствование системы управления дорожным хозяйством с целью повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, улучшения их технического оснащения и кадрового обеспечения, стимулирования применения современных материалов, технологий, машин и оборудования при выполнении дорожных работ;
г) обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
д) совершенствование нормативной правовой базы в области дорожного хозяйства;
е) внедрение в практическую работу механизмов государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения, обеспечивающее привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта;
ж) заключение контрактов жизненного цикла, которые предусматривают не только закупку товара, но и их дальнейшее обслуживание.
8. В Тверской области существуют следующие основные проблемы в транспортной отрасли:
а) высокий уровень социальной нагрузки (высокая доля граждан, обладающих правом льготного проезда) и низкий платежеспособный спрос на услуги общественного транспорта привели к убыточности пассажирских перевозок;
б) отсутствие эффективного механизма финансовой компенсации перевозок льготных категорий пассажиров по единому социальному проездному билету;
в) отсутствие порядка возмещения расходов, связанных с государственным регулированием тарифов на перевозки в городском, пригородном и междугородном сообщении;
г) территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры.
В настоящее время 40 процентов населенных пунктов региона не имеют устойчивой связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Более 190 крупных населенных пунктов не имеют автодорог с асфальтобетонным покрытием.
Последствиями указанных проблем являются следующие:
недостаток предложений транспортных услуг;
неудовлетворенность населения качеством перевозок;
отсутствие регулярных рейсов на большинстве пригородных маршрутов при снижении пассажиропотока в вечернее время;
несоблюдение требований транспортной безопасности на автовокзалах, автостанциях и автокассах;
рост необоснованных обращений в суд со стороны транспортных предприятий, осуществляющих перевозку граждан льготных категорий в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования на территории Тверской области, в отношении Министерства транспорта Тверской области.
9. Основными направлениями решения проблем в транспортной системе Тверской области являются:
а) анализ возможности изменения стоимости единого социального проездного билета для граждан и транспортных предприятий;
б) совершенствование нормативной правовой базы в области транспорта;
в) внедрение персонифицированного учета оплаты проезда и мониторинга предоставления услуг по перевозке граждан льготных категорий.
10. Объем бюджетных ассигнований выделяемый на реализацию Государственной программы по годам его реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике Государственной программы.
Характеристика Государственной программы приведена в приложении 1 к настоящей Государственной программе.
11. Характеристика основных показателей Государственной программы приведена в приложении 2 к настоящей Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.