Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
1. Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития муниципального образования.
2. В последние годы в муниципальном образовании город Торжок осуществлен целый ряд мероприятий, направленный на повышение качества управления общественными финансами:
- создана нормативная правовая база по вопросам повышения качества организации бюджетного процесса и эффективности использования средств бюджета муниципального образования город Торжок;
- определен состав участников бюджетного процесса, особенности их бюджетных полномочий и порядок их взаимодействия по составлению и рассмотрению проектов бюджета муниципального образования город Торжок, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджета, осуществлению бюджетного учета, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
- бюджетный процесс организован на основе принятия и исполнения расходных обязательств, соответствующих полномочиям публично-правового образования, закрепленным законодательно;
- кассовое обслуживание исполнения бюджета осуществляется по казначейской системе, обеспечивающей учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств муниципального образования, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
- переход к среднесрочному финансовому планированию;
- в 2012 году проведена реформа системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг, Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных и перехода от сметного финансирования учреждений к финансовому обеспечению заданий на оказание муниципальных услуг, тем самым положено начало внедрению инструментов бюджетирования;
- применение единых правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В рамках проведения взвешенной долговой политики в 2012 году обеспечена сбалансированность местного бюджета.
4. В 2013 году внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса, обеспечивающие законодательную основу для формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в структуре государственных (муниципальных) программ. Постановлением администрации города Торжка от 22.08.2013 N 494 регламентирован порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования город Торжок, распоряжением администрации города Торжка от 20.08.2013 N 234-р утвержден перечень муниципальных программ муниципального образования город Торжок.
5. Начиная с проекта бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, вводится практика формирования аналитического распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам муниципального образования город Торжок.
6. Реализация указанных мероприятий, безусловно, создала необходимые условия для повышения эффективности и открытости управления муниципальными финансами и позволила внедрить новые механизмы, повышающие качество его осуществления.
7. Однако бюджетная система Российской Федерации в целом, в сфере управления общественными финансами сохраняет ряд проблем, которые присущи всем без исключения уровням бюджетов:
- развитие экономики на фоне неблагоприятных демографических тенденций;
- недостаточная эффективность государственных (муниципальных) вложений;
- наличие высокой энергоёмкости объектов бюджетной сферы;
- наличие существенной дифференциации в заработной плате между различными видами экономической деятельности;
- наличие потребности опережающего повышения производительности труда в условиях сокращения численности рабочей силы;
- отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
- недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
- отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;
- ограниченность практики использования государственных (муниципальных) программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного (муниципального) управления;
- отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
- наличие обособленности планирования "текущих" (постоянных) и "инвестиционных" бюджетных расходов;
- недостаточная действенность системы государственного и муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- наличие задержки в развитии институтов планирования государственных (муниципальных) заказов и исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения государственных (муниципальных) заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
- несоответствие международным стандартам системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в секторе государственного (муниципального) управления;
- низкий уровень автоматизации бюджетного процесса, разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления, в том числе в сфере управления общественными финансами;
- недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора государственного (муниципального) управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;
- высокая стоимость заимствований;
- наличие неэффективной системы сбора, анализа и распространения лучшего международного и российского опыта реализации, как отдельных мероприятий, так и целых направлений бюджетной политики;
- наличие зависимости федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом от нефтегазовых доходов;
- наличие недостаточной конкурентоспособности налоговой системы как с точки зрения удовлетворенности налогоплательщиков, так и уровня исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств;
- недостаточное использование стимулирующих возможностей налоговой системы для поддержки инвестиций и инновационной деятельности.
8. Муниципальная программа муниципального образования город Торжок "Управление муниципальными финансами" имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ муниципального образования город Торжок, поскольку ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса муниципального образования город Торжок, в том числе, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации. Поэтому муниципальная программа не может быть непосредственно увязана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития муниципального образования, при этом обеспечивая значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей, создавая и поддерживая благоприятные условия для соблюдения принятых ограничений по долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения, развития экономического потенциала территории.
9. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы представлен в виде принципиальных тенденций, к которым относятся:
а) рост бюджетных потребностей не сопоставимый с динамикой по собственным доходным источникам;
б) необходимость обеспечения сбалансированности местного бюджета в условиях жестких бюджетных ограничений;
в) сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и создание условий для минимизации рисков роста муниципального долга выше уровня долговой нагрузки, предусмотренного показателями программы;
г) рост расходов местного бюджета на обеспечение выполнения социальных обязательств, при одновременном снижении гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе в связи с необходимостью выполнения положений Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
д) формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
е) принятие новых расходных обязательств на основе оценки сравнительной эффективности таких обязательств и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах располагаемых ресурсов;
ж) создание механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов.
10. Приоритетами в сфере реализации муниципальной программы являются:
а) обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета муниципального образования город Торжок;
б) сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и создание условий для минимизации рисков роста муниципального долга выше уровня долговой нагрузки, предусмотренного показателями программы;
в) повышение качества администрирования доходов и мобилизация доходного потенциала;
г) проведение регулярной оценки качества финансового менеджмента исполнительно-распорядительных органов власти муниципального образования город Торжок, являющихся главными администраторами доходов местного бюджета и (или) главными распорядителями средств местного бюджета;
д) повышение качества формирования и исполнения бюджета муниципального образования город Торжок, в том числе:
- повышение эффективности формирования и исполнения местного бюджета на основе муниципальных программ муниципального образования город Торжок;
- проведение консервативной бюджетной политики, в том числе проведение детальной оценки принятых расходных обязательств, отказа от обязательств не обеспеченных реальными доходами бюджета;
- создание механизмов оценки эффективности бюджетных расходов;
- повышение эффективности затрат на содержание сети социальных муниципальных учреждений и обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса в муниципальном образовании город Торжок, комплексная автоматизация бюджетного процесса муниципального образования город Торжок, включая управление закупками и информационно-правовое обеспечение бюджетного процесса;
е) создание институциальных условий повышения качества и эффективности оказания муниципальных услуг муниципальными учреждениями, в том числе:
- нормативный подход к расчету субсидии на обеспечение муниципального задания;
- разработка систем оценки качества и реальных объемов оказания муниципальных услуг;
- внедрение элементов управляемой конкуренции в процесс оказания муниципальных услуг;
- внедрение единой методологии расчета тарифов и оказания платных услуг;
ж) переход на контрактную систему в сфере закупок.
11. Следует учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов местного бюджета, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только от органа местного самоуправления, на который возложены бюджетные полномочия по организации составления и исполнения местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.