Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации города Твери от 29 сентября 2017 г. N 1269 раздел I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня издания названного постановления
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Твери" на 2015 - 2020 годы разработана:
- на основании положений Федеральных законов Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закона Тверской области от 13.04.2009 N 24-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Тверской области", Концепции государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Устава города Твери, иных нормативных правовых актов;
- исходя из принципов преемственности, с учетом опыта реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущих лет в Тверской области и городе Твери.
Таким образом, настоящая муниципальная программа является логически встроенной в государственную систему мер по развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства в Российской Федерации.
Программа направлена на создание благоприятных условий, стимулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, и призвана обеспечить повышение роли субъектов малого и среднего предпринимательства в решении задач социально-экономического развития города Твери.
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в экономике города Твери, обеспечении потребностей населения товарами и услугами, формировании рынка труда и доходной части городского бюджета, научно-технической и инновационной деятельности. Предпринимательская среда имеет высокий уровень диверсификации и ориентируется преимущественно на внутренний спрос, что позволяет сохранять общую экономическую стабильность областного центра в условиях колебаний рыночной конъюнктуры.
По состоянию на 01.01.2014 в Статистическом регистре Тверской области по городу Твери значилось 26 227 субъектов:
- 78 средних предприятий;
- 1302 малых предприятия;
- 14482 микропредприятия;
- 10363 индивидуальных предпринимателя;
- 2 крестьянско-фермерских хозяйства.
Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории города Твери, характеризуется следующими статистическими данными:
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Среднегодовая численность постоянного населения |
чел. |
405474 |
407885 |
411042 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства |
ед. |
27790 |
27263 |
26227 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения |
ед. на 10 тыс. человек населения |
685 |
668 |
638 |
Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности представлено в диаграмме:
Указанное распределение идентично структуре субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе видов экономической деятельности по Тверской области, о чем свидетельствуют следующие данные:
Вид экономической деятельности |
Доля в общем количестве малых и средних предприятий, % |
|
г. Тверь |
Тверская область |
|
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств |
42,2 |
44,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
20,1 |
14,6 |
Транспорт и связь |
9,8 |
10,8 |
Обрабатывающие производства |
8,7 |
8,5 |
Строительство |
8,8 |
6,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,4 |
0,5 |
Добыча полезных ископаемых и другие виды деятельности |
10 |
14,6 |
ВСЕГО |
100,0 |
100,0 |
Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства являются:
- создание условий для развития туризма;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- инновации и промышленное производство;
- бытовые услуги, общественное питание;
- молодежное предпринимательство;
- ремесленничество и народные промыслы;
- внешнеэкономическая деятельность.
Мероприятия муниципальной программы предусматривают различные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К формам поддержки относятся:
- финансовая;
- имущественная;
- информационная;
- консультационная.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств бюджета города Твери путем предоставления субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регламентирующими вопросы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления льготной аренды на базе бизнес-инкубатора, функционирующего в рамках деятельности подведомственного муниципального учреждения.
Оказание информационной и консультационной поддержки осуществляется посредством постоянно действующего Консультационного центра для малого бизнеса в рамках деятельности подведомственного муниципального учреждения. Помимо индивидуальных консультаций по вопросам открытия и ведения бизнеса учреждение проводит семинары, мастер-классы, "круглые столы" для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвует в организации выставочно-ярмарочной деятельности с целью продвижения тверских предпринимателей-товаропроизводителей.
Органами местного самоуправления создаются механизмы по организации системы управления предпринимательством, а также обеспечению участия представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации решений органов городского самоуправления в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
По данным Тверьстата, полученным в рамках проведенного сплошного обследования, в среднем годовой оборот одного малого предприятия составляет около 15 млн. рублей. Объем оборота свыше 100 млн. рублей в год имеют 2% малых предприятий. Большее количество таких предприятий сосредоточено в торговле.
Доля налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет города Твери составляет около 30%. Налоговые поступления по налогам на совокупный доход в общем объеме налоговых поступлений в городской бюджет представлены в таблице:
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Налоговые доходы бюджета, всего |
тыс. руб. |
2 741 211,6 |
2 455 741,4 |
2 684 536,5 |
Налоги на совокупный доход (ЕНВД, ЕСХН, ПСН) |
тыс. руб. |
288 857,9 |
318 456,3 |
312 376,5 |
Доля в налоговых доходах бюджета |
% |
10,5 |
13,0 |
11,6 |
По состоянию на 01.01.2014 среднесписочная численность работающих в малом бизнесе составила 83 тыс. человек, или 38,89% от общего числа занятых в городской экономике:
Наименование показателя |
Фактические данные |
|||
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
Среднесписочная численность занятых в экономике |
ед. |
213 700 |
213 500 |
213 400 |
Среднесписочная численность занятых в малом и среднем бизнесе |
ед. |
85 830 |
86 000 |
83 000 |
Доля от среднесписочной численности занятых в экономике |
% |
40,16 |
40,28 |
38,89 |
Наибольший удельный вес работающих приходится на торговлю, промышленное производство, строительство и операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.
Нельзя не отметить, что торговля, общественное питание и бытовые услуги являются важнейшей сферой потребительского рынка, которая формирует социальную, экономическую и финансовую стабильность города, выступает самостоятельной отраслью экономики и важной бюджетообразующей составляющей. Потребительский рынок города имеет устойчивое состояние и характеризуется высокой насыщенностью товарами и услугами.
Оценка состояния сети позволяет в дальнейшем прогнозировать политику города Твери о перспективном развитии инфраструктуры потребительского рынка и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
На 01.01.2014 на территории города Твери функционируют 6 895 объектов потребительского рынка, в т. ч.:
- стационарных объектов торговли (магазины, отделы) - 4 661;
- объектов общественного питания 502;
- объектов бытового обслуживания - 1 168;
- объектов нестационарной торговой сети (павильоны, киоски, палатки, автоприцепы) - 561;
- рынков - 3.
По состоянию на 01.01.2014 под стационарную торговую сеть отведено общей площади 557 364,0 кв. м (справочно: на 01.01.2013 - 526175,0 кв. м, то есть годовой прирост составил 5,9%), в т. ч. торговой на 01.01.2014 - 339 283,0 кв. м (справочно: на 01.01.2013 - 315 322,0 кв. м, то есть годовой прирост составил 7,6%): 109437,0 кв. м - под продовольственные товары и 229 846,0 кв. м под непродовольственные.
В последнее время наблюдается динамичное увеличение доли современных форматов розничной торговли: гипермаркетов, супермаркетов.
Индустрия массового питания находится в процессе развития, растет как число заведений, так и качество обслуживания.
На 01.01.2014 в городе действует 502 объекта общественного питания (справочно: на 01.01.2013 - 477 объектов, то есть годовой прирост составил 5,2%), на 01.01.2014 - 29 243 посадочных места (справочно: на 01.01.2013 - 27 877 пос. мест, то есть годовой прирост составил 4,9%).
Сфера бытового обслуживания является важным источником социально-экономического развития города Твери, так как она создает многочисленные рабочие места, выполняет социальные функции, является поставщиком доходов для местного бюджета.
Работа предприятий сферы услуг - это весьма существенный компонент, непосредственно влияющий на уровень качества жизни. По состоянию на 01.01.2014 в городе действует 1168 (справочно: на 01.01.2013 - 1142 объекта, то есть годовой прирост составил 2,3%) предприятий бытового обслуживания населения с численностью работников 5360 чел. (справочно: на 01.01.2013 - 5285 чел., то есть годовой прирост составил 1,4%).
Из 22 предоставляемых видов бытовых услуг по 11 видам произошло увеличение количества объектов. Предприятия, предоставляющие услуги населению, работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновления оборудования, подготовку кадров.
Общими перспективными ориентирами развития потребительского рынка города Твери являются:
- стабилизация, дальнейшее развитие и совершенствование отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения города в качественных товарах и услугах; укрепление и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке;
- поддержка социально значимых торговых и бытовых услуг;
- обеспечение защиты потребителей на потребительском рынке.
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. В отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Современное состояние туристской отрасли в городе Твери характеризуется следующими показателями (данные по итогам 2013 года):
- количество гостиниц, отелей, хостелов - 19, из них 3 гостиницы имеют звездность;
- число ночевок, предоставленных лицам, размещенным в гостиницах и аналогичных средствах размещения, более 80,7 тысячи (оценочно);
- доходы от предоставленных услуг в туристской отрасли составили более 250 млн. рублей (оценочно).
Среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц (отношение количества ночевок в гостиницах города к количеству койко-мест в пересчете на 1 календарный день) составляет 41%.
В ряде городских учебных заведений ведется подготовка специалистов для туристской индустрии. Ежегодно ВУЗы Твери выпускают в среднем около 60 специалистов в данной области, обучающихся по очной и заочной формам.
Город Тверь является культурной столицей тверского региона. Здесь работают 3 профессиональных театра, Тверская академическая филармония, Тверская областная картинная галерея, Тверской государственный объединенный музей, филиал-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, филиал-музей тверского быта, Тверской городской музейно-выставочный центр, музейно-выставочный центр имени Лизы Чайкиной, Тверской государственный цирк, музей козла, музей оружия, а также 25 общедоступных (публичных) библиотек, 23 учреждения культурно-досугового типа.
На территории областного центра расположены несколько мемориалов и обелисков, а также многочисленные памятники (большая часть из которых сосредоточена в центральной части города). Среди них наиболее известными являются:
- Головинская колонна (конец XIX в.);
- памятники Афанасию Никитину, тверскому князю Михаилу Ярославичу, А.С. Пушкину, И.А. Крылову, М.Е. Салтыкову-Щедрину, Г.К. Жукову;
- обелиск Победы;
- бюст народного артиста СССР, певца С.Я. Лемешева;
- стела "Город воинской славы" (открыта 16 декабря 2011 года).
В Твери 20 июля 2013 года открыт первый в России Дом поэзии, который расположился на улице Володарского в здании, являющемся объектом культурного наследия конца XVIII века.
Анализ состояния малого предпринимательства в Твери показывает, что малый бизнес характеризуется высокой степенью риска, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, значительным объемом привлеченных ресурсов, низкой фондовооруженностью труда и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.
Перспективы малого и среднего бизнеса зависят от среды для его развития (благоприятна она или нет) и, следовательно, от эффективности работы системы поддержки предпринимательства.
В настоящее время при администрации города Твери действует Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства и туризма в городе Твери, в состав которого входят предприниматели. Члены совета участвуют в обсуждении проектов нормативных актов, касающихся предпринимательской деятельности, рассматривают перспективы и проблемы развития бизнеса и туризма в городе, участвуют в заседаниях рабочих групп и постоянных комиссий Тверской городской Думы. В Твери достаточно активно работают объединения предпринимателей.
Администрация города ежегодно проводит дни малого бизнеса в городе Твери, в рамках которых проходят встречи предпринимателей с Главой города и руководителями структурных подразделений администрации города. Организуются семинары, "круглые столы" и встречи с представителями организаций, осуществляющих контрольные и регулирующие функции. Проводятся конкурсы на "Лучшее предприятие" и "Лучший по профессии" в различных отраслях. Информация о победителях конкурса и работе успешных предпринимателей размещается в средствах массовой информации. Нарабатывается опыт взаимодействия предпринимателей, контролирующих органов и органов власти по снижению административных барьеров при развитии предпринимательства. Подобные формы диалога позволяют выявлять серьезные проблемы в предпринимательской среде, совместно находить пути их решения. При администрации города создана комиссия по легализации "теневой" заработной платы на территории города Твери. Работа комиссии позволяет легализировать выплату заработной платы работникам и обеспечить ее уровень не ниже прожиточного минимума. Многие задачи по созданию благоприятных и устойчивых условий для развития бизнеса в города Твери остаются нерешенными. Следует отметить ряд характерных проблем в развитии бизнеса:
- незавершенность законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
- усложненность системы сбора налогов, процедуры ведения учета и предоставления отчетности;
- недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов;
- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- нехватка квалифицированных кадров;
- сложности с арендой производственных площадей, земельных участков и другие.
Наличие проблем в развитии бизнеса указывает на необходимость государственной, региональной и муниципальной поддержки, создания благоприятных условий ведения бизнеса и принятия специальных мер, направленных на устойчивое и эффективное развитие этой категории экономических субъектов.
Анализ состояния туристической сферы показывает, что к факторам, сдерживающим развитие туризма в городе Твери, относятся:
- несформированный туристский продукт, известный на российском и международном туристических рынках;
- несоответствие инфраструктуры города современным требованиям;
- дефицит условий для включения города Твери в существующие и формирующиеся туристские маршруты.
Ряд проблем в развитии бизнеса позволят снять принятые Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2008 N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". В то же время реализация мероприятий данной муниципальной программы позволит комплексно подойти к решению проблем малого и среднего бизнеса в городе Твери.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.