Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. Государственная программа Тверской области "Лесное хозяйство Тверской области" на 2017 - 2022 годы (далее - государственная программа) определяет основные направления развития и функционирования лесного хозяйства Тверской области, системы управления в области лесных отношений, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Лес есть единство сообщества деревьев, почвы и климата. Отсюда лесное хозяйство есть обусловленная материальными и социальными потребностями людей преемственная, планомерная и систематическая деятельность, приложенная к лесу и направленная на постоянное и наивыгоднейшее пользование им, в установленных границах лесных площадей.
Леса Тверской области являются важнейшим возобновляемым ресурсом. Тверская область занимает второе место по возможному объему заготовки древесины в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Лесистость Тверской области - 54,9 %. Расчетная лесосека Тверской области (допустимый объем изъятия древесины) составляет 9003,1 тыс. куб. м. Площадь земель лесного фонда на территории области составляет 4874,5 тыс. га.
Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда Тверской области составляет 4424,8 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 42,6%, мягколиственные - 57,4 %.
2. Государственное управление лесным хозяйством в Тверской области осуществляется Министерством лесного хозяйства Тверской области, подведомственными государственными казенными учреждениями - лесничествами Тверской области (11 учреждений) и государственным бюджетным учреждением "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес".
Лесохозяйственные работы на свободной от аренды площади лесного фонда Тверской области проводятся государственным бюджетным учреждением "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес".
3. Лесное хозяйство Тверской области, как и в целом Российской Федерации, продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности. В этой сфере деятельности накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
4. Увеличение объема использования лесов в последние годы осуществлялось в основном за счет увеличения рубки ценных хвойных насаждений, тогда как малоценные лиственные насаждения оставались практически нетронутыми. Это явилось следствием непропорционального развития института арендных отношений: доля аренды с целью заготовки выше доли аренды с целью рекреационной деятельности, в результате - низкий рост поступлений платежей за использование лесов в бюджетную систему.
5. Важность и необходимость проведения лесоустройства связаны с тем, что лесоустройство является важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами.
Лесоустройство включает в себя целый комплекс работ по оценке состояния лесов, а также проектирование мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их продуктивности и устойчивости.
В настоящее время около 30 % лесов Тверской области имеют давность лесоустройства более 10 лет. Ситуация ухудшилась в связи с сокращением финансирования с 2007 года лесоустроительных работ за счет федерального бюджета.
6. Принципиально важным с точки зрения обеспечения экологической и санитарной безопасности территории Тверской области является своевременное проведение лесопатологического обследования с целью получения достоверной информации об очагах вредных организмов леса, об участках захламления леса. Ежегодно на территории Тверской области от вредных организмов и неблагоприятных погодных и антропогенных факторов погибают лесные насаждения в среднем на площади 10,0 тыс. га (0,2 % от площади лесного фонда), резко снижается качество древесины и возможность ее использования. Без реализации мер санитарной безопасности в лесах ущерб может составить десятки миллионов рублей.
7. Ежегодно на территории лесного фонда области проводятся сплошные рубки на лесосеках, лесными пожарами уничтожаются молодняки и спелые насаждения, т.е. увеличивается не покрытая лесом площадь. Не покрытая лесом площадь при отсутствии искусственного лесовосстановления быстро воспроизводится малоценными порослевыми лиственными породами, от чего породный состав лесного фонда ухудшается, а также происходит задернение площадей травянистой растительностью, переходящих в пустыри и редины, возобновление которых даже естественным путем в ближайшие десятилетия невозможно.
При недостаточности и несвоевременности ухода за лесными культурами в молодом возрасте они оказываются заглушенными травянистой растительностью и пологом мягколиственных пород. Трудовые, финансовые и материальные затраты по созданию лесных культур окажутся напрасными.
Поэтому необходимо проведение своевременного ухода за созданными лесными культурами. Для повышения качественного состава лесов необходимо проведение рубок ухода за лесом, особенно рубок ухода в молодняках хозяйственно-ценных насаждениях.
8. Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной безопасности в лесу. Это может привести к катастрофическим последствиям на фоне высокой погодной лесопожарной опасности.
9. Из всех нарушений лесного законодательства незаконная рубка леса является основным нарушением, которым причиняется значительный ущерб лесному хозяйству. Отсутствие надлежащего лесного надзора ведет к увеличению количества незаконных рубок лесных насаждений и затруднению возмещения ущерба государству от нарушений лесного законодательства.
10. На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства Тверской области:
а) создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в районах, утрачивающих экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал);
б) улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
Концепцией установлено, что развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодового действия, а также развития транзитных железнодорожных и автомобильных путей, позволит существенно увеличить объемы использования лесов.
Для решения системных проблем в сфере лесного хозяйства, определенных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, администратором государственной программы определены следующие приоритетные направления:
а) увеличение точности учета лесных ресурсов путем своевременного проведения лесоустройства;
б) усиление эффективности государственного лесного надзора на районном уровне;
в) осуществление интенсивного лесовосстановления, обеспечивающего сохранения экологического потенциала лесов;
г) формирование мероприятий ухода за лесами, особенно рубками ухода в молодняках, ценных высокопродуктивных лесных насаждений;
д) разработка и использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов, а также совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий;
е) сокращение потерь лесных ресурсов от пожаров, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
ж) совершенствование системы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях децентрализации лесоуправления на основе концепции управления огнем в лесу, технического перевооружения лесопожарных служб, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения.
11. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы по годам ее реализации, указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике государственной программы.
Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к настоящей государственной программе.
12. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.