Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы отрасли "Образование"
1. Основными документами, определяющими стратегию развития системы регионального образования, являются Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа (далее - ЦФО) на период до 2020 года, Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", федеральные программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.
2. Приоритетом деятельности системы образования Тверской области является проведение структурных, институциональных и содержательных изменений в системе образования с целью обеспечения государственных гарантий, доступности и равных возможностей обучающихся в получении полноценного образования на всех его уровнях.
3. Развитие системы общего образования в Тверской области направлено на формирование его современной модели на основе совершенствования структуры сети общеобразовательных организаций и их взаимодействия, гибкости и многообразия форм предоставления услуг, развития современной инфраструктуры образовательных организаций, обеспечения и расширения доступности общего образования, поддержки и эффективного использования образовательного потенциала семей, содействия в сохранении и укреплении здоровья школьников.
В Тверской области получают услуги дошкольного образования более 62 тысячи детей в дошкольных образовательных организациях, в группах предшкольной подготовки в школах, в группах кратковременного пребывания в организациях дополнительного образования, в частных, семейных группах.
На конец 2016 года очередь в детские сады снижена с 4,2 тыс. детей (на начало 2012 года) до 1,7 тыс. детей. На обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях повлияло участие Тверской области в реализации Комплекса мер по модернизации региональных систем дошкольного образования в Тверской области в 2013 - 2015 годах: дополнительно введено 6705 мест. Достигнута и удерживается на стопроцентном уровне доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С целью расширения возможностей получения дошкольного образования обеспечено финансирование образовательной деятельности 4 негосударственных дошкольных образовательных организаций.
Изменяется структура сети и инфраструктура дошкольных образовательных организаций:
- расширяется спектр вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования (в 2013 году - 1 негосударственная дошкольная организация получала государственное финансирование, в 2015 году - 4 организации; увеличивается численность детей, получающих услугу дошкольного образования в частных, семейных группах);
- обеспечено участие дошкольных образовательных организаций в реализации мероприятий по созданию доступной среды (объектов и услуг дошкольного образования) для детей с особыми потребностями и детей-инвалидов.
Меняются подходы к развитию содержания образования: дошкольная ступень стала неотъемлемой частью общего образования, приняты стандарты дошкольного образования, обозначены требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования.
По этим же направлениям будут продолжены процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования.
В результате развития региональная сеть общеобразовательных организаций ежегодно претерпевает изменения с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами. Охват детей программами общего среднего образования ежегодно составляет свыше 99,9 % (численность учащихся более 120 тыс. человек).
Развитие системы общего образования до 2020 года планируется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), благоприятного прогноза роста численности учащихся ступени общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Тверской области.
С целью организации всех видов учебной деятельности в одну смену для качественной реализации ФГОС, возможности организации внеурочных видов деятельности обучающихся, предоставления широкого спектра услуг дополнительного образования детей разработана и реализуется Программа, направленная на создание новых мест в общеобразовательных организациях Тверской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на 2016 - 2025 годы (приложение 6 к настоящей государственной программе).
В системе общего образования реализована возможность формирования культуры здоровья школьников:
организован отдых и оздоровление детей и подростков Тверской области в лагерях с дневным пребыванием, труда и отдыха, загородных, палаточных и профильных, санаториях более 60 % обучающихся;
организовано горячее питание для 100 % учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Тверской области; численность учащихся, пользующихся горячим питанием, ежегодно увеличивается и составляет более 82 % от общей численности обучающихся;
- в 100% общеобразовательных организаций введен 3-й час занятий физической культурой.
4. Требования ФГОС общего образования предполагают интеграцию основного и дополнительного образования.
В Тверской области в 100 % общеобразовательных организаций предоставляются услуги по реализации дополнительных образовательных программ (работают более 6,7 тыс. кружков с охватом свыше 73 % обучающихся), функционируют более 170 организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, которые посещают более 50 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Структура услуг дополнительного образования преимущественно ориентирована на реализацию программ эстетического и спортивного направления. Минимально представлены программы, позволяющие развивать математическое и инженерное мышление, IT компетенции, навыки конструирования. Немного программ и проектов, стимулирующих участие школьников в социально значимой деятельности.
Образовательные программы воспитания и социализации обучающихся строятся на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, нравственность, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, образование.
Развитие системы дополнительного образования детей планируется в направлении расширения ее образовательных, воспитательных, социальных функций. Предполагается разработка и реализация мероприятий, усиливающих воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей, нацеленных на развитие духовно-нравственных качеств личности.
5. Вся начатая в системе общего образования деятельность продолжена в системе профессионального образования.
Главная задача в области профессионального образования - обеспечение соответствия структуры и качества образовательных услуг в системе профессионального образования потребностям регионального рынка труда.
В 2014 - 2015 годах меняется структура сети профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, подведомственных Министерству образования Тверской области (далее - ПОО): на 1 января 2017 года функционирует 36 ПОО с количеством учащихся более 19,0 тыс. человек и более 3 тыс. работников (в 2013 году 49 ПОО). Продолжается создание многоуровневых ПОО, реализующих программы начального и среднего профессионального образования (в 2016 году - 27 таких организаций, в 2013 году - 17), центров коллективного пользования, функционирующих на базе профессиональных образовательных организаций (13 ед.).
С целью повышения привлекательности обучения в ПОО, обеспечения доступности объектов и услуг профессионального образования лицам со специальными потребностями обеспечено участие ПОО в реализации мероприятий федеральных, целевых региональных программ.
Совершенствование системы профессионального образования Тверской области осуществляется в 2016 - 2020 годах в рамках мероприятий программы "Развитие системы обучения кадров для предприятий и организаций региона по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях Тверской области" по направлениям: повышение качества подготовки выпускников, развитие государственно-частного партнерства, профориентационная деятельность, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан. С целью эффективной реализации мероприятий программы усилена работа с представителями бизнеса.
Для формирования единого научно-методического пространства осуществляется сотрудничество с образовательными организациями высшего образования, научными и иными организациями, расширяется спектр направлений взаимодействия.
Показателем эффективности деятельности системы профессионального образования региона является трудоустройство выпускников ПОО по полученной профессии, специальности (более 45 % ежегодно).
6. Неотъемлемой частью системы менеджмента качества образования является мониторинг качества образования. Координатором деятельности в данном направлении является государственное бюджетное учреждение Тверской области "Центр оценки качества образования". Для оценки уровня достижений обучающихся организовано проведение государственной итоговой аттестации - ГИА (в 11 классах ГИА в форме единого государственного экзамена проводится по 13 общеобразовательным предметам).
С 2016 года Тверская область является участником реализации мероприятия федеральной целевой программы развития образования "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества": развитие технического обеспечения процедур оценки качества образования, формирование региональных оценочных инструментов, повышение квалификации соответствующих специалистов.
С целью расширения возможностей для принятия управленческих решений по повышению качества образования планируется завершение формирования системы независимой оценки качества образования на всех уровнях, обеспечение соответствия качества подготовки специалистов и рабочих кадров изменяющимся требованиям развития экономики региона.
7. Важным фактором, влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В организациях общего образования и ПОО работает около 24 тыс. работников. В общем образовании ярко выражен возрастной и гендерный дисбаланс: доля учителей пенсионного возраста составляет около 30 %, доля учителей-мужчин - около 10 %; доля учителей тверских школ в возрасте до 35 лет составляет 17 %. Обновление педагогического корпуса происходит медленно.
Обеспечивается соответствие уровня заработной платы различных категорий работников общего, дополнительного и профессионального образования уровню средней заработной платы в экономике региона, среднему значению по Тверской области.
Остается актуальной решение задачи развития кадрового потенциала педагогических и руководящих работников ступени общего образования в связи с принятием профессионального стандарта, призванного, с одной стороны, подвигнуть педагога на решение новых сложных задач, дать новый импульс его развитию, с другой стороны, повысить его ответственность за результаты своего труда, предъявить требования к его квалификации, определить критерии ее оценки. В связи с этим необходимо совершенствовать систему аттестации педагогических кадров.
Новые требования к подготовке педагогических работников для работы в условиях ФГОС влекут за собой необходимость модернизации системы повышения квалификации работников образования.
С целью повышения престижа педагогической профессии, привлечения выпускников образовательных организаций высшего образования педагогического профиля для их работы в муниципальных (государственных) общеобразовательных организациях Тверской области в регионе реализуется план привлечения в отрасль "Образование" молодых специалистов.
8. В регионе организована работа по стимулированию инновационной деятельности, направленной на развитие образования и экономики региона:
организовано участие учащихся и студентов образовательных организаций Тверской области во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и т.п.;
для стимулирования учебно-исследовательской и проектной деятельности педагогических работников и организаций системы образования обеспечено их участие во всероссийских конкурсах;
обеспечено участие педагогических работников и организаций системы образования во всероссийских конкурсах;
проводятся научно-практические конференции и другие общерегиональные мероприятия;
организована деятельность по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся;
осуществляется финансовое обеспечение общеобразовательной деятельности и круглосуточного жизнеустройства одаренных учащихся из районных центров и сельской местности Тверской области.
9. Для информационного сопровождения процессов развития в сфере "Образование" реализуется проект информационного сопровождения "ПроЗнание": обеспечивается информационное сопровождение региональной образовательной политики на телевидении, в прессе; создан дополнительный ресурс - электронная газета "ПроЗнание" (http://proznanie-tver.ru/) с комментариями общественных экспертов, участвующих в развитии системы образования, наличием ссылок на муниципальные и федеральные официальные сайты, с актуальной информацией для педагогов, родителей обучающихся, представителей общественности, средств массовой информации; проводятся личные консультации в блогосфере (http://nsennikova.livejournal.com/ руководителем Министерства образования Тверской области); в каждом муниципальном образовании обеспечено взаимодействие со средствами массовой информации, отражение информации об отрасли на официальных сайтах муниципальных органов управления образованием Тверской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.