Рассмотрев Временное положение "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области", подготовленное ко второму чтению постоянным комитетом по бюджету и налогам и постоянным комитетом по законодательству, Законодательное Собрание Тверской области постановляет:
1. Утвердить Временное положение "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области".
2. Установить, что действие норм данного Положения не распространяется на процесс реализации Закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 1994 г.".
3. Рекомендовать представительным органам местного самоуправления разработать положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе на соответствующих территориях.
4. Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Глава администрации Тверской области |
В.А.СУСЛОВ |
Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 27 февраля 2001 г. N 659-П-2 временное положение утратило силу
Законодательное Cобрание Тверской области
Временное положение
"О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в Тверской области"
1. Общие положения.
Статья 1. Бюджет.
Бюджет Тверской области представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 2. Бюджетная система.
Бюджетная система Тверской области представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность областного бюджета, бюджетов городов и районов.
Статья 3. Бюджетное устройство.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетное устройство в Тверской области основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему области.
Статья 4. Бюджетный процесс.
1. Бюджетный процесс - регламентированная настоящим Положением деятельность органов власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
2. Бюджетный процесс в Тверской области строится в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами области и настоящим положением, регулирующими бюджетный процесс, а также решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
3. Составление бюджета производится на основе прогноза и программ социально-экономического разбития территорий.
4. Областной бюджет утверждается в форме закона Законодательным Собранием, бюджеты городов и районов - в форме решений и постановлений, принимаемых соответствующими органами местного самоуправления.
5. Администрация области, органы местного самоуправления ежегодно составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующей территории.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Тверской области устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Статья 5. Бюджетно-финансовая политика.
1. Бюджетно-финансовая политика Тверской области, включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно финансовой, налоговой политикой городов и районов, а также с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой Российской Федерации.
Статья 6. Взаимоотношения с федеральным бюджетом.
Взаимоотношения Тверской области с федеральным бюджетом осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Тверская область для реализации делегированных Российской Федерации полномочий в форме выполнения совместных программ, а также осуществления расходов в интересах области, выделяет целевые финансовые средства в размере и форме, утверждаемых Законодательным Собранием.
II. Основы бюджетного устройства.
Статья 7. Структура бюджетной системы.
В бюджетную систему Тверской области как самостоятельные части включаются: областной бюджет области, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, городские бюджеты районных городов, бюджеты поселков и сельских округов.
Статья 8. Единство бюджетной системы.
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов городов, районов, области, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
3. Единство бюджетной системы области реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую политику.
Статья 9. Самостоятельность бюджетов.
Областной бюджет области, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, городские бюджеты районных городов, бюджеты поселков и сельских округов являются самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
- отчисления по регулирующим доходным источникам;
- дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Законодательным Собранием и органами местного самоуправления в рамках законодательства Российской Федерации.
Статья 10. Доходы бюджетов.
Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и статьей 9 настоящего Положения.
Статья 11. Расходы бюджетов.
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет развития и бюджет текущих расходов.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
Статья 12. Бюджетная классификация.
Составление проектов бюджетов, утверждение и исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.
Статья 13. Сбалансированность бюджетов.
1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
3. В целях сбалансированности бюджета Законодательное Собрание и органы местного самоуправления могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных статей определяется Законодательным Собранием и органами местного самоуправления в рамках их компетенции.
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, подлежат утверждению соответственно Законодательным Собранием или органов местного самоуправления, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
Статья 14. Взаимоотношение бюджетов с другими элементами финансовой системы.
1. Бюджетная система Тверской области является частью финансовой системы области, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц.
Платежи, взысканные с предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению суда или арбитражного суда.
2. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования и дотации предприятиям и иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности органов власти или местного самоуправления на соответствующее предприятие или на имущество иных юридических лиц.
3. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является собственность государства или местного самоуправления на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении ею или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
4. Созданная за счет государственных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим органам управления государственным имуществом.
5. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.
6. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований органов власти и местного самоуправления на территории области производятся свободно в капитал предприятий любой организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности за исключением предприятий, специально выделенных решением органов представительной власти.
III. Основы бюджетного процесса
Статья 15. Организация бюджетного процесса
1. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов - функции Законодательного Собрания области, представительных органов местного самоуправления.
2. В области устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. Учреждения Центрального банка РФ на местах, а в случаях их отсутствия другой банк по его поручению, ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти.
Свободные средства бюджета в порядке, установленном представительными органами власти, могут размещаться в коммерческих банках под надежную гарантию.
3. Органы исполнительной власти до начала рассмотрения проектов бюджетов Законодательным Собранием и представительными органами местного самоуправления делают их достоянием гласности. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджетов.
4. Глава администрации области представляет сведения об исполнении консолидированных бюджетов в Законодательное Собрание Тверской области, Министерство финансов РФ и Государственный комитет РФ по статистике, в установленные ими сроки и по установленным формам.
5. Законодательное собрание и представительные органы местного самоуправления рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производят гласно и публично, за исключением тех случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к категории государственных тайн.
Законодательное Собрание не позднее одной недели после получения отчета об исполнении бюджета организует его независимую экспертизу.
На основе экспертизы Законодательное Собрание принимает заключение по бюджету, которое публикуется в печати.
Статья 16. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов
1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения а представительные органы о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.
Рассмотрение предложений представительным органом обязательно включает в себя всестороннее изучение в его комитетах и комиссиях целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности их осуществления.
Принимаемые представительными органами власти решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения расходов.
Постановления и другие акты Законодательного Собрания области, представительных органов местного самоуправления о санкционировании бюджетных расходов являются основой для выделения бюджетных ассигнований.
2. Органы исполнительной власти на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий представительный орган. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.
Бюджеты, программы социально-экономического развития, финансируемые из бюджета, принимаются органами местного самоуправления после утверждения нормативов отчислений от регулирующих доходов Законодательным Собранием области.
3. В случае неутверждения ассигнований в срок органы исполнительной власти имеют право расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года с учетом коэффициента инфляции в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета соответствующим представительным органом. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год, с учетом коэффициента инфляции.
4. По решению Законодательного Собрания, представительных органов местного самоуправления могут утверждаться ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.
5. Ассигнования на выплату процентов по государственному долгу и на погашение задолженности прошлых лет, имеющихся у соответствующего бюджета на данный год, предусматриваются в бюджете текущих расходов соответствующего финансового года в полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по займам и кредитом. Расходы данного вида не могут быть сокращены или перенесены на иное время без согласия держателя соответствующих обязательств.
6. Ассигнования на финансирование деятельности Законодательного Собрания, администрации области, органов местного самоуправления включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
7. При постатейном рассмотрении и утверждении представительными органами расходной части соответствующих бюджетов в составе статей функциональной классификации в соответствии со статьей 11 настоящего Положения выделяются части расходов текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера. Каждая из этих частей утверждается отдельно, при этом сумма текущих расходов составляет бюджет текущих расходов, а сумма капитальных расходов образует бюджет развития соответствующего органа государственной власти.
Статья 17. Исполнение бюджетов
1. Глава администрации области совместно с органами местного самоуправления городов и районов области устанавливает общий порядок исполнения бюджетов.
2. В процессе исполнения бюджетов глава администрации области, исполнительные органы местного самоуправления имеют право вносить изменения по доходом и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения и капитальный ремонт.
3. Порядок использования доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджетов, сумм превышения доходов над расходами, экономии в расходах определяется соответствующим представительным органом за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.
4. Потери в доходах и дополнительные расходы из вышестоящих бюджетов безвозмездно не компенсируются, за исключением случаев, связанных с изменением действующего законодательства.
5. Законодательное Собрание области, представительные органы местного самоуправления утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
Статья 18. Бюджетное регулирование
Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты нижних уровней.
Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций устанавливаются Законодательными актами органов, выделяющих дотации или субвенции, принятыми в пределах их компетенции.
Статья 19. Контроль за исполнением бюджета
Контроль за исполнением бюджета осуществляется комитетом по бюджету и налогам Законодательного Собрания, соответствующими комиссиями представительных органов местного самоуправления.
В целях организации контроля за исполнением бюджета Законодательное Собрание может привлекать независимых экспертов на платной основе.
IV. Областной бюджет
Статья 20. Составление областного бюджета
Решение о начале роботы над составлением проекта областного бюджета принимает глава администрации Тверской области.
Решение главы администрации должно содержать этапы работы и сроки их выполнения, публиковаться в печати.
На основании этого решения администрация области организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета, представляет его до 1 октября в Законодательное Собрание области, которое организует рассмотрение его комитетами.
Бюджетное послание главы администрации области должно включать в себя:
а) описание методики расчета, прогнозируемых доходов по источникам и расходов минимальных бюджетов (областного бюджета и бюджетов территорий) по отраслям хозяйства и социальной сферы;
б) номенклатуру и перечень объектов по территории области, финансируемых из областного бюджета;
в) проект баланса областного и консолидированного бюджетов области;
г) сведения о доходах на территории области;
д) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов;
е) сведения о льготах по налогам;
ж) другие аналитические материалы.
Основные положения бюджетного послания главы администрации области публикуются в печати до 1 октября.
Статья 21. Рассмотрение областного бюджета
1. Комитет по бюджету и налогам Законодательного Собрания области до 15 октября постатейно проводит рассмотрение представленного проекта областного бюджета и выносит по нему заключение.
На основании заключения комитета по бюджету и налогом глава администрации области организует доработку и уточнение проекта областного бюджета.
Статья 22. Утверждение областного бюджета
1. Уточненный проект областного бюджета вносится на рассмотрение Законодательного Собрания не позднее 15 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.
В случае отсутствия к указанному сроку утвержденного Закона РФ о федеральном бюджете на следующий финансовый год и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированный бюджет области, работа строится в соответствии с ранее принятыми нормативными актами по бюджету.
Решения по утверждению основных характеристик бюджета и по статьям функциональной классификации принимаются простым большинством голосов от число избранных депутатов. На голосование выносятся предложения по конкретным размерам ассигнований, содержащихся в окончательном варианте проекта бюджета, представленном главой администрации области.
В случае неутверждения отдельных статей представленного проекта бюджета областное Законодательное Собрание проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках объема доходов бюджета. Решение принимается простым большинством голосов от числа избранных депутатов. В случае, если решение по данному вопросу не будет принято Законодательным Собранием до 1 декабря года, предшествующего финансовому, вступает в действие порядок расходования средств, предусмотренный частью третьей статьи 16 настоящего Положения.
В течение периода до принятия окончательного решения администрация области имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорной статье в размере 1/12 их величины в предшествующем финансовом году с учетом коэффициента инфляции.
Статья 23. Контроль за исполнением областного бюджета
1. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается Законодательным Собранием Тверской области простым большинством голосов.
2. На основе докладов администрации области и комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания в случае снижения поступлений в бюджет на протяжении не менее четырех месяцев подряд в сравнении с предусмотренными в бюджете размерами бюджетных доходов и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений Законодательное Собрание может принять постановление о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы с тем, чтобы не допустить увеличения размеров дефицита бюджета более чем на 20 процентов в сравнении с утвержденным уровнем. В случае принятия Законодательным Собранием решения о пределах абсолютной величины дефицита бюджета развития в качестве конкретной цели бюджетной политики на ряд лет, секвестр может быть применен в условиях дефицита в текущем финансовом году в годичном исчислении в сравнении с намеченной целью.
Статья 24. Рассмотрение разногласий
В случае разногласий исполнительные органы местного самоуправления и глава областной администрации составляют протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные Законодательным Собранием области. Протоколы разногласий представляются в Законодательное Собрание за 10 дней до утверждения бюджета области.
Протокол разногласий рассматривается комиссией, образованной на паритетных началах из представителей Законодательного Собрания и представительных органов местного самоуправления. Состав согласительной комиссии утверждается Советом Законодательного Собрания. Результаты роботы комиссии доводятся до сведения Законодательного Собрания и заинтересованного представительного органа местного самоуправления. Окончательное решение принимает Законодательное Собрание Тверской области.
Статья 25. Гарантия судебной защиты бюджетных прав
В случае нарушения норм настоящего Положения Законодательным Собранием, главой администрации области и другими субъектами бюджетного процесса, любой из его участников вправе защищать свои права в судебном порядке на основе действующего законодательства.
Глава администрации области |
В.А. Суслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 21 июля 1994 г. N 70 "О временном положении "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области"
Постановление вступает в силу с момента его принятия
Текст документа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27 февраля 2001 г. N 659-П-2