Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Тверской области от 4 мая 2006 г. N 48-ЗО
"Об областной целевой программе
"Ипотечное жилищное кредитование
в Тверской области на 2006-2008 годы"
Областная целевая программа
"Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области
на 2006-2008 годы"
г. Тверь
2006
Паспорт
областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование
в Тверской области на 2006-2008 годы"
Наименование Программы | "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего правового акта) |
|
Государственный заказчик Программы |
Департамент экономики и промышленной политики Тверской области |
Основные разработчики Программы |
Департамент экономики и промышленной политики Тверской области; Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования (далее - Фонд) |
Цель Программы | Повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области |
Задачи Программы | - оказание государственной поддержки гражданам при приобретении (строительстве) жилья с целью повышения уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области; - стимулирование активности банков, финансовых и иных организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение и строительство жилья |
Сроки реализации Программы |
2006 - 2008 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- предоставление гражданам-участникам Программы или членам их семей субсидий на приобретение (строительство) жилья с использованием ипотечных кредитов (займов), а также субсидий на обслуживание указанных ипотечных кредитов (займов); - предоставление субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, заключившим договоры о предоставлении таких субсидий до 1 января 2006 года; - мероприятия по сопровождению Программы, в том числе информирование населения Тверской области об организации системы жилищного кредитования в области с использованием средств массовой информации |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- департамент экономики и промышленной политики Тверской области; - организация-исполнитель программных мероприятий, выбранная на конкурсной основе (далее - Организация-исполнитель) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет областного бюджета составит 618,44 млн. рублей, в том числе 118,44 млн. рублей в 2006 году, 200,0 млн. рублей в 2007 году и 300,0 млн. рублей в 2008 году. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
- увеличение количества субсидированных ипотечных кредитов (займов) до 5900 (в 2006 году - более 1200); - сопровождение 1170 ранее заключенных договоров на компенсацию части процентов по ипотечным кредитам (займам); - дополнительное привлечение в экономику Тверской области около 7 млрд. рублей в форме кредитов (займов) банковских и финансовых организаций, строительных компаний, собственных средств граждан |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за реализацией Программы и использованием бюджетных средств осуществляет государственный заказчик - департамент экономики и промышленной политики Тверской области; - департамент экономики и промышленной политики Тверской области направляет в необходимые сроки материалы по реализации Программы в рабочую группу по реализации на территории Тверской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" для дальнейшего представления отчета в Министерство регионального развития Российской Федерации и в управление развития рынка доступного жилья Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с планом-графиком реализации основных мероприятий приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006-2007 годах", утвержденного приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 18.01.2006 N 5; - департамент экономики и промышленной политики Тверской области в срок до 20 марта 2007 года и 20 марта 2008 года представляет Губернатору Тверской области доклад о реализации Программы соответственно в 2006 и 2007 годах. До 1 марта 2009 года департамент экономики и промышленной политики Тверской области представляет Губернатору Тверской области заключительный доклад о реализации Программы; - Губернатор Тверской области представляет ежегодный отчет об исполнении Программы в Законодательное Собрание Тверской области одновременно с внесением проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за истекший год. |
1. Основные термины и определения
В настоящей Программе используются следующие термины и определения:
граждане-участники Программы - постоянно проживающие на территории Тверской области граждане, относящиеся к одной из следующих категорий:
а) работники бюджетных организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "а");
б) государственные гражданские служащие Тверской области, а также граждане, замещающие государственные должности (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "б");
в) члены молодых семей (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "в");
г) граждане с низким и средним уровнем доходов (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "г");
д) граждане, заключившие до 1 января 2006 года договоры с Фондом о выплате им компенсации части процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "д");
е) работники организаций, приобретающие жилье на условиях софинансирования (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "е");
ж) работники бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета (далее - граждане-участники Программы, относящиеся к категории "ж");
субсидия на приобретение (строительство) жилья - средства областного бюджета Тверской области, предоставляемые гражданам-участникам Программы или членам их семей на оплату или возмещение расходов по оплате части стоимости жилья в целях получения ими ипотечного жилищного кредита (займа);
обслуживание кредита (займа) - осуществление очередных периодических платежей по уплате суммы основного долга и процентов в соответствии с условиями кредитных договоров (договоров займа);
субсидия на обслуживание кредита (займа) - средства областного бюджета Тверской области, предоставляемые гражданам-участникам Программы или членам их семей на возмещение части расходов по обслуживанию ипотечных жилищных кредитов (займов);
работники бюджетных организаций, финансируемых из областного или муниципального бюджета, - работники организаций, финансируемых из областного бюджета Тверской области или бюджетов муниципальных образований Тверской области, работающие в этих организациях по основному месту работы;
члены семей граждан-участников Программы - супруги и несовершеннолетние дети граждан-участников Программы;
молодая семья - семья, возраст одного из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей;
граждане с низким и средним уровнем доходов - граждане, имеющие ежемесячный совокупный семейный доход, не превышающий 9000 рублей в расчете на одного члена семьи;
работники организаций, приобретающие жилье на условиях софинансирования, - граждане, приобретающие (строящие) жилье с использованием средств, выделенных им организациями-работодателями на безвозвратной основе либо путем предоставления ипотечных займов, либо с использованием ипотечных жилищных кредитов, предоставленных указанным гражданам банками или иными кредитными организациями, заключившими договоры с организациями-работодателями о предоставлении работникам указанных организаций ипотечных жилищных кредитов на льготных условиях;
работники бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, - работники территориальных органов федеральных органов государственной власти, расположенных на территории Тверской области, работающие в этих органах по основному месту работы;
ежемесячный совокупный доход - сумма ежемесячных доходов, получаемых гражданином-участником Программы и членами его семьи по основному месту работы, и прочих доходов, получаемых указанными гражданами и учитываемых при предоставлении ипотечного кредита (займа), подтвержденных документально;
новое жилье - жилье, ранее не находившееся в собственности граждан и не предоставлявшееся гражданам в пользование;
ипотечный жилищный кредит - долгосрочный кредит, предоставленный гражданину банком или иной кредитной организацией для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения (прав на жилое помещение). Размер ипотечного жилищного кредита не может быть менее 30% стоимости жилья;
ипотечный жилищный займ - долгосрочный займ, предоставленный гражданину юридическим лицом для приобретения (строительства) жилья под залог находящегося в собственности и (или) приобретаемого жилого помещения (прав на жилое помещение). Размер ипотечного жилищного займа не может быть менее 30% стоимости жилья.
2. Содержание проблемы и методы ее решения с помощью Программы
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области на начало 2005 года по Тверской области на учете состояло около 38 тысяч семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составляет 7% всех домохозяйств региона. Анализ доступности жилья для граждан, занятых в различных отраслях экономики, показывает, что работники бюджетной и социальной сферы прежде всего нуждаются в государственной поддержке при приобретении (строительстве) жилья. Так, например, при норме в 4-6 лет работники сферы образования должны откладывать все свои средства на покупку стандартной квартиры (54 кв. метра) более 12 лет, работники здравоохранения - более 10 лет, в то время как для работников строительства или банковской сферы этот показатель равен 4,3 года.
Значительная часть очереди представлена гражданами, которые могут стать участниками Программы при условии, что они смогут получить какой-либо из существующих на рынке видов кредитов (займов), будь то ипотечный банковский кредит, кредит (займ) на долевое участие в строительстве, кредит (займ) на строительство индивидуального дома.
При сложившихся в Тверской области средних доходах граждан доступность несубсидированных ипотечных кредитов (займов) невысока.
Так, лишь 1,7% домохозяйств имеют доходы, достаточные для приобретения стандартной двухкомнатной квартиры за счет ипотечных кредитов (займов). По расчетам Фонда субсидирование ипотечных кредитов (займов) по Программе позволит увеличить долю платежеспособных домохозяйств до 5,5% (около 31,5 тыс. домохозяйств).
По итогам реализации областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год" субсидии на первоначальный взнос получили 334 семьи. При этом за счет ипотечных кредитов на сумму 90,0 млн. рублей было приобретено 19,5 тыс. кв. метров жилья на сумму 267,8 млн. рублей в 20 населенных пунктах Тверской области. Около половины жилья, или 9,5 тыс. кв. метров, на сумму 123,5 млн. рублей было приобретено на первичном рынке. Средняя цена 1 кв. метра приобретенного жилья составила 13,7 тыс. рублей. При этом среди общего числа участников областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год" доля работников бюджетных организаций составила 81%, молодых семей - 15%, очередников - 1%.
Кроме того, в 2005 году 554 семьи улучшили свои жилищные условия с помощью компенсаций части процентов по ипотечным кредитам (займам). При этом за счет компенсирования процентов граждане получили 198,5 млн. рублей в форме ипотечных кредитов (займов), с помощью которых приобрели 28,2 тыс. кв. метров жилья на сумму 342,0 млн. рублей. При этом среди общего числа участников областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год" доля работников бюджетных организаций составила 25%, молодых семей - 39%, прочих граждан - 35%. Доля жилья, приобретенного на первичном рынке с помощью компенсированных ипотечных кредитов (займов), составила 12%, или 3,5 тыс. кв. метров.
Таким образом, общая площадь жилья, приобретенного в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год", составила 47,7 тыс. кв. метров, из них 13,0 тыс. кв. метров на первичном рынке. При этом доля первичного жилья в физическом объеме всего приобретенного жилья составила 27,7%.
Практика реализации областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год" была учтена при подготовке Программы. В Программе предусматривается выплата субсидий не только в предварительном, но и в последующем порядке, при котором гражданам будет возмещаться часть фактически понесенных расходов или срочных обязательств. Кроме того, внесены дополнения, уточняющие категории граждан, имеющих право на получение государственной поддержки при ипотечном жилищном кредитовании, сделки с жильем, виды ипотечных договоров, увеличены суммы государственной поддержки.
Планируется, что за счет финансирования Программы в 2006-2008 годах в объеме 618,44 млн. рублей (в том числе, в 2006 году - 118,44 млн. рублей) свои жилищные условия смогут улучшить 5900 семей (в 2006 году - более 1200 семей), при этом в экономику области будет дополнительно привлечено около 7 млрд. рублей.
В 2006 году из общей суммы в размере 118,44 млн. рублей 57,44 млн. рублей планируется направить на субсидирование приобретения (строительства) жилья. Количество получателей соответствующих субсидий должно составить 611 семей.
На субсидирование части процентов в рамках заключенных ранее договоров будет направлено 14,9 млн. рублей.
3. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы - повышение уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области.
Задачи Программы:
- оказание государственной поддержки гражданам при приобретении (строительстве) жилья с целью повышения уровня доступности ипотечных жилищных кредитов (займов) для жителей Тверской области;
- стимулирование активности банков, финансовых и иных организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение и строительство жилья.
Срок реализации Программы - 2006-2008 годы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Тверской области.
Объем финансирования Программы в 2006-2008 годах составит 618,44 млн. рублей, из них: 118,44 млн. рублей в 2006 году, 200,0 млн. рублей в 2007 году и 300,0 млн. рублей в 2008 году.
5. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы представлены в таблице.
Таблица
млн. рублей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители мероприятия |
Финансирование из областного бюджета |
||
2006 год | 2007 год |
2008 год |
|||
1. | Предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилья |
Организация- исполнитель |
57,44 | 124,8 | 193,6 |
2. | Предоставление субсидий на обслуживание кредитов (займов) |
Организация- исполнитель |
43,6 | 71,2 | 100,4 |
3. | Предоставление субсидий гражданам на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) |
Организация- исполнитель |
14,9 | - | - |
4. | Мероприятия по сопровождению Программы, в том числе: Организационные мероприятия по выполнению части функций государственного заказчика Программы по соглашению в соответ- ствии с пунктом 6.4 раздела 6 Программы |
Организация- исполнитель |
2,5 1,65 |
4,0 2,7 |
6,0 4,2 |
Выполнение работ по мониторингу, анализу и прогнозированию состояния рынка жилья в Тверской области |
0,3 | 0,5 | 0,7 | ||
Выполнение работ по информационно - рекламным мероприятиям |
0,55 | 0,8 | 1,1 | ||
Итого: | 118,44 | 200,0 | 300,0 |
6. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент экономики и промышленной политики Тверской области.
Реализация мероприятий Программы, связанных с предоставлением субсидий гражданам, осуществляется на основе соглашения, заключаемого в установленном порядке государственным заказчиком Программы с Организацией-исполнителем (далее - Соглашение), которая несет ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, представляет государственному заказчику заявки в разрезе граждан-получателей субсидий с обоснованием и расчетами запрашиваемых сумм.
Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Департамент финансов Тверской области на основании заявок государственного заказчика Программы и в пределах лимитов бюджетных обязательств доводит объемы финансирования расходов областного бюджета, предусмотренные на выплату субсидий гражданам, до департамента экономики и промышленной политики Тверской области, отражая их на лицевом счете последнего, открытом в департаменте финансов Тверской области.
Организация - исполнитель обеспечивает раздельное ведение расчетов по зачислению сумм бюджетных ассигнований, выделяемых государственным заказчиком Программы на выплату субсидий гражданам (отдельно по субсидиям на приобретение (строительство) жилья, субсидиям на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), субсидиям на обслуживание кредитов (займов)). С этой целью используются специальные счета, открываемые Организацией-исполнителем в коммерческом банке (банках), определенном (определенных) по согласованию с государственным заказчиком Программы.
Перечисление средств на указанные специальные счета производится с лицевого счета государственного заказчика Программы на основании Соглашения и платежных документов, представляемых государственным заказчиком Программы.
Расходование средств с указанных специальных счетов производится исключительно на цели выплаты субсидий гражданам в соответствии с целевым назначением каждого специального счета.
Распорядителем и получателем средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, является департамент экономики и промышленной политики Тверской области.
Механизм реализации мероприятий Программы, связанных
с предоставлением субсидий гражданам
6.1. Порядок регистрации заявлений и их рассмотрения
Заявления граждан подаются Организации-исполнителю в письменном виде по типовой форме, установленной Организацией-исполнителем, вместе с полным комплектом документов и регистрируются в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Организации-исполнителя. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с очередностью поступления указанных заявлений.
Непредставление либо представление не всех документов, предусмотренных Программой для предоставления того или иного вида субсидий, является основанием для отказа в регистрации заявления.
В течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина Организация-исполнитель принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении указанной в заявлении субсидии. Информация о принятом решении доводится до заявителя путем размещения в общедоступном для ознакомления месте соответствующих сведений по месту нахождения Организации-исполнителя не позднее одного рабочего дня со дня принятия указанного решения.
Отказ в предоставлении субсидии допускается в случае несоответствия представленных заявителем документов действующему законодательству.
В течение 7 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении субсидии Организация-исполнитель заключает с заявителем договор о предоставлении соответствующей субсидии. Типовая форма указанного договора устанавливается Организацией-исполнителем.
6.2. Субсидии на приобретение (строительство) жилья
и на обслуживание кредитов (займов)
6.2.1. Общий порядок и размеры предоставления субсидий на
приобретение (строительство) жилья и на обслуживание кредитов
(займов)
Субсидии на приобретение (строительство) жилья, субсидии на обслуживание кредитов (займов) (далее в настоящем подпункте - субсидии) предоставляются гражданам - участникам Программы или членам их семей (далее в настоящем подпункте - заявители), не воспользовавшимся ранее правом на получение государственной поддержки в рамках данной Программы, а также в рамках областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2002-2006 годы", областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2005 год", областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы, закона Тверской области от 21.06.2005 N 89-ЗО "О государственной гражданской службе Тверской области" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Тверской области, предусматривающих предоставление государственных субсидий на приобретение и строительство жилья, обслуживание кредитов (займов), за исключением случая, предусмотренного частью 5 подпункта 6.2.3 настоящего пункта.
Субсидии предоставляются по договорам ипотечного жилищного кредита (займа), заключенным с 1 октября 2005 года по 30 ноября 2008 года, но не ранее чем за 3 месяца до даты регистрации Организацией-исполнителем заявления гражданина о предоставлении субсидии. В случае если кредитный договор (договор займа) заключен более чем за 3 месяца до обращения заявителя за предоставлением субсидии, регистрация такого заявления не производится и субсидия не выплачивается. Течение указанного трехмесячного срока для заявителей, заключивших кредитный договор (договор займа) в период с 1 октября 2005 года по день определения Организации-исполнителя, начинается со дня определения Организации-исполнителя.
Предоставление субсидии осуществляется Организацией-исполнителем на основании заявлений граждан, зарегистрированных в соответствии с пунктом 6.1 настоящего раздела, с приложением следующих документов:
- копии паспорта заявителя;
- справки о составе семьи заявителя;
- справок с места работы заявителя и членов его семьи с указанием размера заработной платы и бюджета, за счет которого финансируется организация-работодатель, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категориям "а", "б", "г", "е" или "ж", или членом его семьи;
- копии свидетельства о браке (если заявитель состоит в браке), копии свидетельства о рождении ребенка (при рождении у заявителя ребенка), если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "в", или членом его семьи;
- копии трудовой книжки заявителя и членов его семьи, заверенной отделом кадров или руководителем организации;
- копии ипотечного кредитного договора (договора займа) на приобретение (строительство) жилья (при его наличии на дату подачи документов);
- копии документа, подтверждающего выдачу ипотечного кредита или займа, а именно: копии расходного кассового ордера или копии платежного поручения с отметкой банка (при его наличии на дату подачи документов);
- копии договора купли-продажи жилья или договора долевого участия (инвестирования) в строительстве жилья, зарегистрированного в порядке, предусмотренном действующим законодательством, при последующем порядке предоставления субсидий;
- копии документа, подтверждающего выделение средств соответствующим территориальным органом федерального органа государственной власти, расположенным на территории Тверской области, на оплату части стоимости жилья, приобретаемого (возводимого) с помощью ипотечного жилищного кредита (займа), если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "ж", или членом его семьи;
- копии приказа руководителя организации-работодателя о безвозвратном предоставлении средств работнику или предоставлении льготных ипотечных займов, заверенной руководителем предприятия, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "е", или членом его семьи;
- копии документа, подтверждающего выдачу средств организацией-работодателем или кредитной организацией по соглашению с организацией-работодателем для приобретения (строительства) жилья, а именно: копии расходного кассового ордера или копии платежного поручения с отметкой банка, если заявитель является гражданином-участником Программы, относящимся к категории "е", или членом его семьи.
Копии документов, указанные в части 3 настоящего подпункта, предоставляются в Организацию-исполнитель с оригиналами и заверяются Организацией-исполнителем в случае, если указанные копии не заверены нотариально.
Размеры субсидий на 2006 год установлены в части 7 подпункта 6.2.2 и в части 4 подпункта 6.2.3 настоящего пункта.
Размеры субсидий на 2007-2008 годы будут установлены по итогам реализации Программы в 2006 году путем внесения изменений в настоящую Программу.
6.2.2. Субсидии на приобретение (строительство) жилья
Субсидии на приобретение (строительство) жилья предоставляются гражданам - участникам Программы, относящимся к категориям "а" - "в" и "ж", или членам их семей (далее в настоящем подпункте - заявители).
Субсидии на приобретение (строительство) жилья предоставляются как до оплаты заявителем расходов, необходимых для получения ипотечного кредита (займа) (предварительный порядок предоставления), так и для возмещения фактически произведенных заявителем указанных расходов (части расходов) (последующий порядок предоставления).
Субсидии предоставляются на приобретение (строительство) жилья, цена которого в расчете на один квадратный метр общей площади не превышает предельного значения, ежегодно устанавливаемого постановлением Администрации Тверской области по представлению государственного заказчика Программы.
Субсидии предоставляются гражданам-участникам Программы, относящимся к категории "ж", или членам их семей при условии выделения организацией-работодателем средств на безвозвратной основе в размере не менее 5% стоимости жилья, приобретаемого (возводимого) с помощью ипотечного жилищного кредита (займа).
Под стоимостью жилья понимается цена жилья в соответствии с договором купли-продажи или договором долевого участия в строительстве.
Субсидия на приобретение (строительство) жилья может предоставляться заявителям, приобретающим жилье путем долевого участия в строительстве жилья, только в случае, если заявитель зарегистрировал свое заявление на получение указанной субсидии до даты полного погашения задолженности перед застройщиком (до
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Тверской области от 4 мая 2006 г. N 48-ЗО "Об областной целевой программе "Ипотечное жилищное кредитование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.