Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Характеристика проблемы, на решение которой
направлены мероприятия Программы
1. Программа, направленная на создание новых мест в общеобразовательных организациях Тверской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения (далее - Программа), разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N Пр-2821 и Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2014 года N ДМ-П13-9024, рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 декабря 2015 года N МОН-П-5181 "О направлении рекомендаций", распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".
2. Для выполнения задач по достижению нового качества образовательных результатов, соответствующих потребностям развивающейся экономики страны, региона, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо создать современные комфортные и безопасные условия, среду, позволяющую раскрыть способности обучающихся и подготовиться к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Сегодняшняя организация учебно-воспитательного процесса, состояние школьной инфраструктуры не всегда соответствуют изменяющимся требованиям. Большинство зданий общеобразовательных организаций региона построены в первой половине прошлого века и по своим функциональным и техническим особенностям не позволяют в полной мере выполнить новые образовательные задачи. Отмечается существенный износ зданий. Требуется капитальный ремонт как зданий и помещений, так и коммуникаций.
Сегодняшняя загруженность школ и тенденции дальнейшего увеличения численности обучающихся системы общего образования свидетельствуют о необходимости изменения не только содержания и образовательных технологий, но и школьной инфраструктуры.
3. За последние годы в Тверской области наметилась устойчивая тенденция увеличения численности детей школьного возраста: с 2012 года численность контингента обучающихся общеобразовательных организаций выросла на 6,5 тыс. человек, составляла в 2015 году 121,5 тыс. человек и продолжает увеличиваться (рисунок).
Рисунок
Прогноз численности обучающихся
в общеобразовательных организациях Тверской области
на 2015 - 2025 годы с учетом демографических показателей
и ступеней обучения
Наибольший прирост детского населения отмечается в крупных городах: Тверь, Конаково, Торжок, Вышний Волочек, Ржев, Кимры, Бологое, муниципальных образованиях Калязинский район, Кувшиновский район.
4. Тверская область характеризуется большой территорией и неравномерной дисперсностью населения, что оказывает влияние на структуру образовательной сети: 74,5 % школьников обучается в городских школах, которые составляют 40 % от общего числа общеобразовательных организаций региона, 15,5 % школьников - в 60 % школ, расположенных на селе. С 2006 года по причине демографического спада и перераспределения центров экономической активности численность школ сократилась почти вдвое. Для решения задач повышения качества образовательной услуги сформирована сеть из 170 базовых школ, располагающихся преимущественно в крупных населенных пунктах и обеспечивающих подвоз школьников в крупные образовательные центры, что тоже послужило концентрации школьников в школах, расположенных в муниципальных центрах. Значения показателей "средняя наполняемость школы" и "средняя наполняемость класса" изменились соответственно с 445 человек (в 2010 году) до 506 человек (в 2015 году) в городе и с 55,6 человека (в 2010 году) до 68 человек (в 2015 году) в сельской местности и с 23,4 человека (в 2010 году) до 24,2 человека (в 2015 году) в городе и с 7 человек (в 2010 году) до 7,3 человека (в 2015 году) в сельской местности. Изменение показателей за последние годы свидетельствует о максимальной загруженности школ, расположенных в городской местности, и существенном повышении наполняемости школ, расположенных в сельской местности, относительно их проектной мощности, которая зачастую рассчитывалась с учетом двухсменного режима работы.
5. В 2013 году 37 % муниципальных образований Тверской области (16 из 43) имели общеобразовательные организации, в которых обучение осуществлялось во вторую смену. После проведения комплекса мероприятий в 2014 году численность муниципальных образований Тверской области, имеющих школы со второй сменой, сократилось до 9, что составляет 21 %: города Тверь, Конаково, Торжок, Вышний Волочек, Ржев, Кимры, Бологое, муниципальные образования Калязинский район, Кувшиновский район (таблица 1).
Таблица 1
Муниципальные образования Тверской области, имеющие образовательные
организации с обучением учащихся во вторую смену
N п/п |
Муниципальное образование Тверской области |
2015/16 учебный год |
|||||
количество общеобразовательных организаций со второй сменой |
в них классов |
в них человек |
в том числе занимаются во вторую смену |
||||
классов |
человек |
1 - 4 кл., чел./кл. |
5 - 9 кл., чел./кл. |
10 - 11 кл., чел./кл. |
|||
1 |
г. Ржев |
2 |
5 |
112 |
112/5 |
0 |
0 |
2 |
г. Кимры |
2 |
4 |
115 |
115/5 |
0 |
0 |
3 |
Кувшиновский район |
1 |
2 |
44 |
44/2 |
0 |
0 |
4 |
Бологовский район |
6 |
21 |
430 |
430/17 |
0 |
0 |
5 |
г. Вышний Волочек |
3 |
21 |
415 |
187/8 |
228/9 |
0 |
6 |
г. Торжок |
3 |
24 |
578 |
294/12 |
284/11 |
0 |
7 |
Калязинский район |
2 |
17 |
371 |
295/12 |
76/3 |
0 |
8 |
г. Тверь |
29 |
276 |
7219 |
5018/202 |
2201/89 |
0 |
9 |
Конаковский район |
6 |
25 |
495 |
475/19 |
20/1 |
0 |
|
Итого |
54 |
395 |
9779 |
6970/282 |
2809/113 |
0 |
В соответствии с проведенным мониторингом установлено, что 54 общеобразовательные организации (11 % от общего количества) имеют классы с обучением во вторую смену. Численность учащихся в 2015/16 учебном году, занимающихся во вторую смену, составляет 9 779 человек (8 %).
6. Муниципальными образованиями проводятся мероприятия по обеспечению обучения учащихся в первую смену за счет расширения и сужения микрорайонов, относящихся к школам, составления гибкого расписания уроков, эффективного использования площадей, развития практики поточных лекций и других форм учебных занятий, привлечения специалистов для работы в школы, пользования на договорной основе ресурсами других учреждений и организаций; ремонта и реконструкции зданий и помещений.
Однако предпринимаемые меры не позволяют существенно изменить ситуацию со второй сменой.
7. Причинами сохранения второй смены являются:
демографический рост детского населения в регионе;
нехватка учебных помещений в связи с увеличением количества учебных часов по физическому воспитанию, выделением помещений для информационных центров/кабинетов в связи с введением новых предметов в учебный план, реализацией профильного образования, предусматривающего деление классов на подгруппы;
ограниченность бюджетных ресурсов для проведения капитального ремонта помещений, реконструкции и строительства школ;
износ зданий, требующий серьезных вложений;
выделение помещений для размещения дошкольных групп в зданиях общеобразовательных школ;
недостаток педагогических кадров и др.
8. В ряде муниципальных образований Тверской области проблема двухсменного режима обучения не может быть снята без использования высокозатратных форм введения дополнительных мест - пристроя, реконструкции, строительства и приобретения новых объектов общего образования.
На первом этапе реализации Программы в 2015 - 2016 годах строительство школ необходимо в трех муниципальных образованиях Тверской области, имеющих наибольшую численность обучающихся во вторую смену и увеличение показателей демографического прироста населения школьного возраста: в городах Тверь, Торжок, Конаково. Прогнозируется потребность в строительстве 5 общеобразовательных организаций.
9. Решение задачи по переводу обучающихся на обучение в одну смену возможно ускорить при получении дополнительного финансирования за счет участия Тверской области в федеральной программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" в 2016 - 2025 годах.
10. В рамках формируемой программы в период с 2015 по 2020 годы региону необходимо ввести дополнительные места в общеобразовательных организациях в таком количестве, чтобы ликвидировать двухсменный режим обучения в 54 школах (9779 обучающихся) в 9 муниципальных образованиях, имеющих двухсменный режим обучения, и не допустить появления второй смены в школах, в которых вторая смена в настоящее время отсутствует.
Мероприятия будут реализовываться поэтапно: для обеспечения односменного режима обучения учащихся 1 и 3 ступеней обучения - в 2016 - 2020 годах, для учащихся 2 ступени - с 2016 года по 2025 год.
11. На втором этапе реализации Программы предусматривается проведение ремонтных работ зданий муниципальных общеобразовательных организаций (в государственных общеобразовательных организациях нет зданий с износом более 50 %) и строительство новых школ Тверской области с целью приведения в нормативное состояние зданий, уровень износа которых составляет более 50 %. В 2015 году, по информации муниципальных образований Тверской области, 34 % зданий школ имели износ более 50 % (177 зданий). В этих образовательных организациях обучается около 30 % учащихся. Причем, если обучение во вторую смену наблюдается преимущественно в городских территориях, то наличие школ с износом 50% и более отмечается как в городской, так и в сельской местности (таблица 2).
Таблица 2
Муниципальные образования Тверской области
с наличием образовательных организаций с обучением учащихся
в зданиях с износом 50 % и более
12. С 2010 года в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области начато строительство объекта "Средняя школа на 150 учащихся" в д. Степурино Старицкого района Тверской области с размещением дошкольной группы на 25 мест, за 2010 - 2014 годы освоено 100,215 млн руб., в т.ч. из областного бюджета - 86,615 млн руб.; из муниципального бюджета - 13,6 млн руб. Для завершения объекта необходимо 126,5 млн руб.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на создание комфортных и безопасных условий, обеспечивающих решение новых образовательных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.