Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Современная городская среда должна соответствовать требованиям безопасности, комфорта, функциональности и эстетики. Рационально выстроенная городская среда позволяет снизить социальную напряженность и способствовать решению социально-демографических проблем.
Важнейшей задачей органов местного самоуправления является формирование городской среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе повышение уровня благоустройства территорий.
Благоустройство территории города включает комплекс мероприятий по содержанию городских территорий, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Реализация муниципальной программы "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2023 годы направлена на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения на территории города Твери.
Территория города Твери административно делится на четыре района: Заволжский, Московский, Пролетарский и Центральный. Площадь территорий общего пользования города Твери составляет 152,2 кв. км.
Каждый из районов представляет собой административную единицу с развитой многоотраслевой экономикой, разветвленной сетью предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сетью объектов культуры и учебных заведений.
Информация о благоустройстве основных объектов приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Наименование районов города |
Численность населения (тыс. чел.) |
Парки, скверы, зоны отдыха (ед.) |
Памятные места (ед.) |
Братские воинские захоронения (ед.) |
Фонтаны (ед.) |
Заволжский район |
144,4 |
25 |
10 |
3 |
3 |
Московский район |
123,8 |
28 |
2 |
5 |
2 |
Пролетарский район |
96,5 |
35 |
3 |
1 |
4 |
Центральный район |
54,7 |
25 |
- |
- |
1 |
Для придания городу респектабельности необходимо проведение комплексного благоустройства территории города, рациональное размещение зеленых насаждений на открытых, свободных от застройки территориях; содержание зеленой части города по центральным улицам вдоль магистральных дорог; реконструкция и обновление зеленых насаждений улиц и парков, посадка деревьев и кустарников; разбивка новых газонов, цветников и скверов.
В последнее время реализуемые мероприятия по благоустройству территорий муниципальных образований не были основаны на комплексном подходе к решению проблемы, действовали точечно, не имея критериев оценки эффективности и минимальных параметров необходимых работ.
В целях повышения эстетической и, как следствие, туристической привлекательности городских территорий, создания благоприятных условий для отдыха граждан необходимо благоустройство общественных пространств, в частности парков, скверов, зеленых зон, пойм рек и пр.
Вопросы обеспечения надлежащего состояния и комфортности городской среды, включая озеленение и насыщение городской территории объектами благоустройства, для Твери остаются актуальными и требуют программного решения.
В рамках работ по содержанию территории города осуществляются работы по летней и зимней уборке территорий парков и скверов, содержанию видовых и памятных мест, обслуживанию фонтанов и малых архитектурных форм.
При зимней уборке территорий парков обеспечивается два основных вида работ: уборка тротуаров вручную и обеспечение мероприятий, направленных на борьбу с гололедом, в рамках которых производится посыпка тротуаров пескосоляной смесью, а также механическое подметание тротуаров.
Основными задачами по летней уборке видовых и памятных мест города являются: уборка мусора в зеленых зонах, сбор случайного мусора, уборка зеленых зон от листьев и сучьев, косьба газонов и вывоз скошенной травы, механическая и ручная уборка тротуаров.
Большое внимание уделяется работам по обрезке и валке деревьев на территории районов и вдоль магистральных дорог.
Ежегодно для сохранения оборудования и чаш фонтанов проводятся работы по консервации (расконсервации), ремонт насосного оборудования, конструктивных элементов фонтанов, а также оплата за услуги по энергопотреблению.
Для качественного содержания и обслуживания воинских и братских захоронений, осуществляется очистка территории от самосевов деревьев, сорной травы, проводится косьба, сбор случайного мусора, посадка и уход за цветниками, обновляется покраска монументов, очистка гранитных поверхностей, ремонт плиточного покрытия территорий, окраска и ремонт ограждений, малых архитектурных форм.
Из-за участившихся случаев проявления вандализма, значительное количество элементов детского оборудования на территории города приходит в негодность и нуждается в ремонте, очистке от надписей, а порой и в полном восстановлении. Для поддержания состояния детских и спортивных площадок, установленных на территории города, необходимо выполнять работы по очистке и покраске детского оборудования, ремонту деталей и подсыпке песком песочниц на детских площадках.
Для праздничного оформления облика города в период проведения новогодних мероприятий осуществляются работы по праздничному оформлению (баннеры), ремонту и подключению праздничной иллюминации, монтажу искусственных новогодних елей (с новогодними украшениями).
Особое внимание на городской территории уделяется работе по содержанию и развитию сетей наружного освещения.
Наружное освещение в городе Твери имеется на 802 дорогах, протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных - 440 км. Общая протяженность воздушных и кабельных линий составляет 736 км. Процент горения светильников наружного освещения в городе составляет 95%. Количество светильников, находящихся на обслуживании - 21 271 единица. Вместе с тем необходимо отметить, что в связи с появлением новых функциональных зон необходимо увеличивать объемы работ по вводу новых светоточек и линий.
К основным проблемам в сфере благоустройства дворовых и общественных территорий города Твери относятся:
- высокая степень износа асфальтобетонного покрытия;
- отсутствие достаточного количества парковочных мест, беспорядочная парковка автомобилей в зонах зеленых насаждений, на детских и спортивных площадках;
- отсутствие элементов благоустройства, таких как скамейки, урны, детские и спортивные площадки;
- несоответствие уровня освещения требованиям национальных стандартов;
- зрелое и перестойное состояние зеленых насаждений, разрушение травяного покрытия газонов, недостаточный уровень озеленения;
- недостаточное обеспечение доступных для инвалидов мест отдыха, ограниченность доступа и передвижения;
- отсутствие данных об уровне благоустройства объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в пользовании (собственности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
В 2017 году в городе Твери реализуется подпрограмма "Формирование современной городской среды на 2017 год" муниципальной программы "Благоустройство города Твери" на 2015-2020 годы, в рамках которой выполнено благоустройство 49 дворовых и 4 общественных территорий.
Учитывая, что проблемы комплексного благоустройства городских территорий не могут быть решены в пределах одного финансового года, а также основываясь на опыте реализации программных мероприятий в сфере благоустройства в 2017 году, возникла необходимость разработки отдельной муниципальной программы, направленной на формирование комфортной городской среды в городе Твери в долгосрочном периоде.
Отдельно стоит отметить, что на территории города Твери успешно реализуются мероприятия по благоустройству муниципальных общественных территорий с привлечением средств юридических лиц и физических лиц в рамках программы Поддержки местных инициатив.
С учетом данного опыта для обеспечения комплексного подхода к благоустройству городских территорий планируется реализация мероприятий по благоустройству объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные мероприятия по благоустройству будут осуществляться в соответствии с соглашениями, заключенными с администрациями районов города Твери.
Адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые подлежат благоустройству не позднее 2020 года за счет средств указанных лиц, приведен в приложении N 7 к настоящей муниципальной программе.
Кроме того, в связи с большим количеством индивидуальных жилых домостроений на территории города Твери будут реализованы Мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации соглашений с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) об их благоустройстве не позднее 2020 года в соответствии с приложением N 8 к настоящей муниципальной программе.
В 2016 году город Тверь принял участие в программе поддержки местных инициатив, благодаря чему было реализовано 11 проектов по благоустройству дворовых территорий, в 2017 году продолжилась реализация программы, в рамках которой реализовано 26 проектов.
В целях улучшения экологического состояния территории города и в рамках работ по поддержанию надлежащего уровня санитарного состояния территории города осуществляются работы: по вывозу крупногабаритного мусора из бункеров, расположенных на территории города; по установке контейнерных площадок в местах скопления людей вдоль магистральных дорог и на территориях районов города; по санитарной уборке города на период массовых мероприятий (уборка мусора в зеленых зонах, сбор случайного мусора, вывоз мусора в полиэтиленовых пакетах, очистка урн и вывоз мусора).
Санитарное состояние территорий общего пользования должно соответствовать требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (Утв. Минздравом СССР 05.08.1988 г. N 4690-88). Требования к содержанию городской территории и внешнему облику города также определены Правилами благоустройства города Твери.
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос ликвидации несанкционированных навалов мусора на территории города.
С ростом города, увеличением городского населения, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. Происходит наиболее интенсивное накопление твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнять окружающую природную среду.
В целях проведения комплекса противоаварийных мероприятий, подготовки к рекультивации санкционированной свалки города Твери будет продолжаться работа по приобретению и поставке грунта для пересыпки рабочих карт.
Организация регулирования численности безнадзорных животных на территории Московского, Заволжского, Пролетарского и Центрального районов проводится в соответствии с законом Тверской области от 02.07.2013 года N 49-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации проведения на территории Тверской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных", постановлением Правительства Тверской области от 2 июля 2013 г. N 287-пп "О Порядке организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Тверской области".
К муниципальному образованию города Твери относятся 6 муниципальных кладбищ (Дмитрово-Черкассы, Лебедево, Николо-Малица, Заволжское, Б. Перемерки, Первомайское) общей площадью 227,08 га.
Реализация мероприятий по организации и содержанию мест захоронений направлена на повышение качества услуг, предоставляемых населению, улучшение санитарно-эпидемиологического состояния территорий кладбищ, повышение комфортности посетителей мест погребений, в том числе в дни массового посещения.
Отдельно стоит отметить внедренный практический опыт реализации проектов по инициативному бюджетированию администрацией города Твери в период в 2016 и 2017 годах. При софинансировании из регионального бюджета за 2 года было реализовано 37 проектов по благоустройству дворовых территорий и территорий общего пользования на сумму 33 миллиона рублей, из которых 7 миллионов - добровольное софинансирование жителей. Наиболее популярными стали проекты по оборудованию системы видеонаблюдения "Безопасный двор", а также проекты по установке и модернизации детских игровых и спортивных комплексов.
Таким образом, комплексный механизм реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, отвечающий современным требованиям к созданию комфортной среды проживания граждан и предполагающий масштабное вовлечение граждан позволит создать целостные проекты, предусматривающие высокий уровень архитектурного исполнения, функциональность и доступность территории города Твери.
На основании изложенного, а также учитывая положения федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", разработана муниципальная программа города Твери "Формирование современной городской среды" на 2018-2023 годы.
Приоритеты муниципальной политики
в сфере реализации муниципальной программы
При определении приоритетов политики администрации города Твери в сфере благоустройства были учтены:
- основные направления государственной политики, заявленные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 года;
- положения федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды";
- направления региональной политики в сфере благоустройства в рамках реализации на территории Тверской области федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды";
- основные положения Стратегии развития города Твери до 2030 года "К самому благоустроенному городу России!" (решение Тверской городской Думы от 23.04.2014 N 170).
На основании изложенного администрация города Твери в качестве приоритетного направления деятельности в сфере благоустройства на 2018 год, а также на период 2019-2023 годов определяет системное повышение качества и комфортности городской среды путем реализации первоочередных мероприятий по благоустройству, а также проектов комплексного благоустройства дворовых территорий многоквартирных жилых домов и территорий общего пользования, подготовленных с учетом мнения населения.
Основной целью реализации данного приоритетного направления является повышение комфортности и безопасности условий проживания и отдыха граждан.
Нормативная стоимость работ по благоустройству определяется согласно территориальным сметным нормативам Тверской области, внесенным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.05.2015 N 337/пр в федеральный реестр сметных нормативов.
Единичные расценки уточняются на основании "Сборника средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и другие ресурсы, применяемые в строительстве в текущем уровне цен для Тверской области", издаваемого Государственным бюджетным учреждением Тверской области "Тверской региональный центр по ценообразованию в строительстве" (ГБУ "Тверской РЦЦС").
Благоустройство территорий общего пользования
Одним из приоритетных направлений развития города Твери является повышение уровня благоустройства территорий города, в том числе общественных пространств. Повышение благоустройства территорий общего пользования способствует созданию привлекательного образа города, повышению уровня комфортности и безопасности проживания граждан на его территории. Комплексный подход к реализации мероприятий, направленных на повышение уровня благоустройства городских территорий, способствует формированию комфортной и современной городской среды, росту благоустройства территорий общего пользования.
На конец 2017 года в городе Твери имеется 930 благоустроенных объектов дворовых и общественных территорий. Причем при выполнении работ по благоустройству в период с 2015 по 2017 годы приоритет отдавался ремонту (восстановлению) существующих парков, скверов и зеленых зон. Так, в 2015 году были выполнены следующие работы:
- работы по благоустройству сквера на проспекте Калинина;
- ремонтно-восстановительные работы мемориального комплекса "Обелиск Победы" с заменой плиточного покрытия, обустройством наружного освещения, видеонаблюдения, установкой звукового оборудования;
- ремонт тротуаров и площадок на Тверской площади;
- благоустройство площади Славы;
- благоустройство набережной реки Волги (набережная Михаила Ярославича).
В 2016 году начаты работы по обустройству поймы реки Тьмаки I этап (ландшафтный парк). На данном объекте необходимо завершение работ, что позволит увеличить площадь благоустроенных городских территорий на 140,7 тыс. кв. метров (14 гектаров). Кроме этого, в 2016 году выполнены работы по подсыпке песком территории зоны отдыха "Городской пляж".
В 2017 году реализованы проекты по благоустройству пяти общественных пространств общей площадью 19,4 Га (Бульвар Радищева от Тверского проспекта до Свободного переулка, бульвар Цанова, II этап благоустройства поймы реки Тьмаки, Сквер Казакова и благоустройство площади Победы).
Таким образом, за последние 3 года в период с 2015 по 2017 годы были проведены работы по благоустройству 12 территорий общего пользования площадью 33,1 Га. Вместе с тем, стоит отметить, что проведенное благоустройство не имело системного подхода в связи с применением принципа точечного благоустройства либо завершения недоделанных работ на отдельных объектах. Именно поэтому главная задача настоящей муниципальной программы Программы - перейти к системному благоустройству территорий общего пользования на основании инвентаризации, при этом проводить работы не только по восстановлению пешеходных пространств, но и развивать территории с точки зрения приобретения функциональности. Территории общего пользования должны становиться полноценными общественными пространствами, каждое из которых должно иметь свое функциональное значение: зона активного отдыха, игровая зона и т.д. В связи с этим в рамках реализации настоящей муниципальной программы планируется в течение 6 лет провести работы по благоустройству не менее чем 30 общественных пространств с учетом современных требований: повышение функциональности территорий, создание безбарьерного пешеходного пространства, эффективное использование территорий общего пользования в контексте городской застройки.
Мероприятия по благоустройству общественных пространств выполняются с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения и направлены на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к общественным пространствам и иным элементам городской инфраструктуры. В рамках реализации программы необходимо выполнить следующие мероприятия:
- оборудование пешеходных маршрутов площадками для кратковременного отдыха, визуальными, звуковыми и тактильными средствами ориентации, информации и сигнализации, а также средствами вертикальной коммуникации (подъемниками, экскалаторами);
- оборудование доступных для инвалидов мест отдыха в скверах, садах, парках местного значения;
- увеличение количества парковочных мест для инвалидов на автостоянках с учетом их реальной необходимости;
- обязательное привлечение представителей общественных организаций инвалидов к общественному обсуждению проектов по благоустройству, реализуемых в рамках настоящей муниципальной программы;
- обеспечение возможностей для тифлокомментирования и субтитрирования зрелищных мероприятий, проводимых на открытых эстрадах, в "зеленых театрах";
- устройство удобных и безопасных для инвалидов подходов к воде, приспособленных пирсов, адаптированных участков на пляжах.
Благоустройство дворовых территорий
По состоянию на 01.01.2017 общее количество многоквартирных жилых домов (далее - МКД) на территории города Твери составляло - 3 394 (таблица 1.2.).
Таблица 1.2.
|
Количество жителей, тыс. чел. |
Количество МКД, ед. |
|
Всего |
из них проживают в МКД |
||
город Тверь |
419,4 |
331,2 |
3 394 |
Благоустройство придомовых территорий МКД напрямую влияет на восприятие жителями городской среды, создает комфортные условия для отдыха и досуга жильцам многоквартирных жилых домов. При этом основополагающими факторами являются надлежащее состояние асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов к многоквартирным жилым домам, а также наличие на придомовых территориях спортивных и детских игровых площадок, отвечающих всем современным требованиям.
Следует отметить, что количество многоквартирных жилых домов постоянно растет. Так, в 2014 году было введено 37 МКД, в 2015 году - 42 МКД, в 2016 году - 36 МКД. При этом в проведении ремонта особо остро нуждаются придомовые территории многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию более 10-15 лет назад.
В 2015 году выполнены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов, затронувшие уже 73 МКД (или 2,5% от общего количества многоквартирных жилых домов в городе Твери).
В 2016 году были выполнены работы по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов, затронувшие территории 131 МКД (или 4,6% от общего количества многоквартирных жилых домов в городе Твери). При этом следует отметить, что в 2016 году выполнялся ямочный (аварийный) ремонт асфальтобетонного покрытия, тогда как в 2014 и 2015 году выполнялись работы по полной замене покрытия, установке бортового камня и т.д.
Помимо ремонта асфальтобетонного покрытия на территории города Твери выполнялись работы по установке новых спортивных и детских игровых комплексов. Так, в 2014 году было обустроено 15, в 2015 году - 10, а в 2016 году - 25, в 2017 году - 16 спортивных и детских игровых комплексов
Кроме установки новых детских и спортивных игровых комплексов выполнялись работы по ремонту существующих комплексов: в 2014 году отремонтировано более 26; в 2015 году - более 151; в 2016 году - более 120, в 2017 - 50 спортивных и детских комплексов.
Работы по повышению уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов осуществляются в соответствии с минимальным и дополнительным перечнями видов работ по ремонту дворовых территорий, по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий содержит ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн, софинансируемых за счет средств, полученных городом Тверь в качестве субсидии из бюджета Тверской области и из федерального бюджета (далее - минимальный перечень работ по благоустройству). При проведении работ по благоустройству дворовых территорий, исходя из минимального перечня видов работ, в рамках реализации программы собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица), должны обеспечить свое трудовое участие. Трудовое участие заинтересованных лиц осуществляется в форме выполнения неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации.
Очередность проведения работ по благоустройству дворовых территорий исходя из минимального перечня видов работ в рамках реализации программы определяется с учетом:
- сроков поступления предложений о включении дворовой территории от заинтересованных лиц;
- сроков проведения мероприятий федеральных, региональных и муниципальных программ (планов) строительства (реконструкции, ремонта) объектов недвижимого имущества и инженерных систем и иных условий.
Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает оборудование детских и (или) спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий (далее - дополнительный перечень работ по благоустройству).
Общая характеристика минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3.
Общая характеристика
минимального и дополнительного перечней работ
по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов
Минимальный перечень работ |
Дополнительный перечень работ |
Ремонт дворовых проездов Обеспечение освещения дворовых территорий Установка скамеек Установка урн |
Оборудование детских площадок Оборудование спортивных площадок Оборудование автомобильных парковок Озеленение территорий |
Форма участия заинтересованных лиц: - трудовое участие заинтересованных лиц в форме выполнения неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации. |
Форма участия заинтересованных лиц: - трудовое участие заинтересованных лиц в форме выполнения неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации.
- финансовое участие (процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории и не превышает 50 процентов, в случае, если заинтересованными лицами не определен иной размер доли. |
Дополнительный перечень работ по благоустройству формируется на основании предложений собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, утвержденных протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирных домов и реализуется только при условии выполнения работ, предусмотренных минимальным перечнем работ по благоустройству. Дополнительный перечень работ предполагает наличие финансового участия заинтересованных лиц не более 50 % от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории, если заинтересованными лицами не определен иной размер доли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.