Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации
муниципальной программы
Дорожное хозяйство города Твери - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Дорожное хозяйство является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяются территориальная целостность и единство экономического пространства.
В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объемов перевозок автомобильным транспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
Автомобильные дороги общего пользования города Твери соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации - Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны - города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение города Твери во многом определяет особенности развития его транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
Улично-дорожная сеть города Твери в 2018 году состоит из 947 дорог, протяженностью 598,3 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием - 463,9 км, с грунтовым покрытием - 134,4 км, общей площадью 4 749,6 тыс. кв. м. Площадь тротуаров города Твери составляет 1 055,4 тыс. кв. м.
На автомобильных дорогах общего пользования находятся 27 мостовых сооружений протяженностью 2 242,2 п. м и 3 путепровода протяженностью 584,0 п. м.
Увеличение интенсивности транспортного движения, рост жилищного строительства, повышение уровня жизни населения города требуют повышения оперативности и качества выполнения работ и оказания услуг по ремонту и содержанию улично-дорожной сети города.
В настоящее время особое внимание уделяется капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования.
В рамках услуг по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования города Твери осуществляются работы по летней и зимней уборке автомобильных дорог, комплекс работ по содержанию объектов, регулирующих безопасность дорожного движения.
Своевременное выполнение указанных работ позволяет поддерживать нормальное эксплуатационное состояние автомобильных дорог без резкого снижения скоростей движения транспорта.
Одним из важных технических средств организации дорожного движения являются дорожные знаки, информационные указатели, предназначенные для информирования об условиях и режимах движения водителей и пешеходов. Качественное изготовление дорожных знаков, правильная их расстановка в необходимом объеме и информативность оказывают значительное влияние на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и в целом повышают комфортабельность движения.
Ситуация, связанная с аварийностью на транспорте, неизменно сохраняет актуальность в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям участников дорожного движения, их низкой дисциплиной, а также недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах города, предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий является на сегодня одной из актуальных задач.
Городская светофорная сеть состоит из 146 объектов со светофорным регулированием, из которых 105 располагаются на улично-дорожной сети и 41 объект типа Т-7 для повышения безопасности движения пешеходов.
14 светофорных объектов (9,5% от общего количества) работают в режиме локального управления, а 132 светофорных объекта (90,5% от общего количества) - в адаптивном режиме.
При реализации мероприятий по организации дорожного движения особая роль принадлежит внедрению технических средств: дорожных знаков и дорожной разметки, средств светофорного регулирования, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Ежегодно на улично-дорожной сети города Твери устанавливаются направляющие пешеходные ограждения. В весенне-летний период производится обновление дорожной разметки, в том числе горизонтальной, устанавливаются искусственные дорожные неровности, ведутся работы по установке и содержанию дорожных знаков и светофорных объектов.
Указанные мероприятия способствуют снижению и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению аварийности на автомобильных дорогах города Твери.
Проведение противопаводковых мероприятий и содержание сетей ливневой канализации обеспечивают прием и транспортировку поверхностных сточных вод с территорий всех абонентов в сети ливневой канализации, а также с территорий общего пользования. Проведение противопаводковых мероприятий включает в себя: работы по прочистке водоотводных канав, промывке водопропускных труб, замене водопропускных труб и т.д.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством финансирование расходов на дорожное хозяйство осуществляется за счет средств дорожного фонда.
Согласно статье 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства дорожного фонда подлежат использованию на обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
В транспортной системе города Твери огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50 процентов объема перевозок пассажиров. В настоящее время сформировался рынок пассажирских транспортных услуг, в который наряду со специализированными предприятиями привлечен пассажирский транспорт юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей.
Услуги по пассажирским перевозкам жителям города Твери предоставляет Тверское муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 1 (МУП "ПАТП-1") и 13 юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами малого и среднего класса.
В течение последнего времени произошли структурные изменения в сфере пассажирского транспорта. Более 50% перевозок стали осуществлять частные перевозчики автобусами малого и среднего класса.
МУП "ПАТП-1" является социально значимым предприятием, поскольку осуществляет перевозку граждан, имеющих право на государственную социальную поддержку, в том числе и на льготный проезд (по единому социальному проездному билету). Кроме того, муниципальным предприятием осуществляется перевозка учащихся общеобразовательных учреждений города на основании льготных проездных билетов.
В целях выполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа (пункт 7 часть 1 статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") администрация города Твери принимает определенные меры по стабилизации деятельности муниципальных предприятий общественного транспорта, одной из которых является предоставление субсидий для обеспечения бесперебойного процесса перевозок пассажиров на муниципальном транспорте.
Основной целью реформирования дорожного хозяйства является переход к новой системе управления, ориентированной на достижение результатов и повышение эффективности функционирования отрасли.
Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности дорожного движения.
Влияние внешней и внутренней среды на сферу реализации муниципальной программы:
На реализацию муниципальной программы положительно могут повлиять следующие факторы:
а) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
б) принятие федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Правительства Тверской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта;
в) улучшение экономической ситуации в Российской Федерации и в городе Твери;
г) наличие высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере дорожного хозяйства и общественного транспорта, способствующих реализации муниципальной политики в рамках муниципальной программы на территории города Твери;
д) наличие действующей муниципальной программы в сфере дорожного хозяйства и общественного транспорта.
На реализацию муниципальной программы отрицательно могут повлиять следующие факторы:
а) низкий уровень обеспеченности муниципальной программы финансовыми ресурсами;
б) ошибочность показателей прогноза социально-экономического развития в части, касающейся муниципальной программы;
в) рост цен на энергоносители, сырье, материалы и транспортные расходы.
Основные проблемы в сфере дорожного хозяйства:
- неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения города;
- снижение прочностных характеристик автомобильных дорог и мостовых сооружений из-за ненормативного содержания и несоблюдения межремонтных сроков вследствие ограниченного финансирования;
- отсутствие соединительных и хордовых дорог регионального значения, которые обеспечивали бы связь между районами по кратчайшему пути и прохождение транзитных потоков, минуя город Тверь, а также позволили бы разгрузить транспортный поток и улучшить экологическую обстановку на улицах города;
- предельный износ подземных коммуникаций;
- неудовлетворительное состояние сетей ливневой канализации, требующее модернизации системы водоотведения поверхностных, дождевых и грунтовых сточных вод города Твери;
- предельный износ трамвайных путей;
- несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточная эффективность функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения;
- отсутствие централизованных мест для временного хранения легковых автомобилей в районе осуществления трудовой деятельности и объектов обслуживания приводит к перегрузке проезжих частей улиц автомобилями индивидуальных владельцев;
- неисполнение подрядными организациями условий контракта в установленные сроки.
Основные проблемы в сфере общественного транспорта.
Убыточность муниципального общественного транспорта является следствием государственного тарифного регулирования, осуществляемого субъектом Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
- перевозка пассажиров по сниженному тарифу носит социальную направленность, как и перевозки по единому социальному проездному билету (ЕСПБ), стоимость которого является льготной для пассажиров, а для перевозчиков - убыточной;
- отсутствие на региональном уровне механизма возмещения перевозчикам разницы между утвержденным тарифом на проезд в муниципальном пассажирском транспорте и экономически обоснованной его величиной, при размере компенсации за перевозку пассажиров по ЕСПБ не покрывающей фактические расходы перевозчиков;
- наличие недобросовестной конкуренции со стороны нелегальных перевозчиков;
- ограниченные возможности бюджета города Твери, не позволяющие в полном объеме покрыть убытки муниципального пассажирского транспорта;
- неудовлетворительное состояние парков подвижного состава, контактной сети, трамвайных путей, тяговых подстанций;
- недостаток технологического оборудования, высокая трудоемкость работ, низкий уровень механизации, отсутствие средств на модернизацию производственно-технической базы муниципального перевозчика.
Основные направления решения проблем в сфере дорожного хозяйства:
- реализация комплекса мер, обеспечивающих уменьшение доли протяженности автомобильных дорог и искусственных сооружений с высокой степенью износа, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- увеличение протяженности автомобильных дорог с многополосной проезжей частью, что позволит обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог;
- оперативное реагирование на изменение условий реализации проектов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог в течение дорожно-строительного сезона, возможность перераспределения имеющихся средств и оперативного привлечения средств из регионального и федерального бюджетов;
- применение инновационных материалов и эффективных методов в дорожном строительстве и ремонте, которые в свою очередь, призваны значительно продлить долговечность и прочность улично-дорожной сети;
- увеличение темпов строительства и реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
Основные направления решения проблем в сфере общественного транспорта:
- совершенствование тарифной политики: повышение полной стоимости ЕСПБ до экономически обоснованного без повышения стоимости его приобретения гражданами и утверждение методики возмещения из бюджета Тверской области разницы между экономически обоснованным и регулируемым тарифами;
- внедрение персонифицированного учета оплаты проезда и мониторинга предоставления услуг по перевозке граждан льготных категорий;
- обновление и пополнение парка подвижного состава муниципального транспорта;
- ремонт и восстановление производственно-технической базы муниципальных перевозчиков;
- совершенствование нормативной правовой базы в области дорожного хозяйства и транспорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.