Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа Тверской области
"Содействие занятости населения Тверской области
на 2009 - 2011 годы"
(утв. постановлением Администрации Тверской области
от 1 сентября 2008 г. N 278-па)
г. Тверь, 2008 год
Паспорт
долгосрочной целевой программы Тверской области
"Содействие занятости населения Тверской области
на 2009 - 2011 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области на 2009 - 2011 годы" (далее - ДЦП) |
Администратор ДЦП (государственный заказчик -координатор) |
Департамент занятости населения Тверской области (далее - департамент) |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой планируется их достижение |
С учетом решения проблем рынка труда в ДЦП выделяются две стратегические цели. Стратегическая цель 1. Содействие в реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость, развитие кадрового потенциала региона и обеспечение социальной защиты от безработицы. Тактические задачи по реализации стратегической цели 1 1.1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу. 1.2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан. 1.3. Регулирование процессов трудовой миграции. 1.4. Социальная поддержка граждан в период безработицы. Стратегическая цель 2. Содействие интеграции в рынок труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и повышение уровня занятости граждан, проживающих в сельской местности. Тактические задачи по реализации стратегической цели 2 2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 2.2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. 2.3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности. ДЦП реализуется в рамках ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2008 - 2010 годы" (далее - ВЦП) |
Сроки реализации ДЦП | 2009 - 2011 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП: - численность граждан, получивших услуги в органах службы занятости, - 612,0 тыс. человек; - численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, - 132,5 тыс. человек; - численность безработных граждан, получивших услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации (далее - профессиональному обучению), - 9,5 тыс. человек; - степень удовлетворенности населения и работодателей полнотой и качеством предоставления государственных услуг - 99,0 % |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ВЦП |
Общий объем финансирования ДЦП на 2009-2011 годы - 429 846,7 тыс. руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 412 176,7 тыс. руб.; областного бюджета - 17 670,0 тыс. руб. Субвенции из федерального бюджета: ППП 123 РП 0401 КЦСР 5100200 КВР 001 2009 год - 19361,0 тыс. руб.; 2010 год - 20509,0 тыс. руб.; 2011 год - 20509,0 тыс. руб. в том числе по: КЦСР 5100203 2009 год - 5 301,6 тыс. руб.; 2010 год - 5 310,6 тыс. руб.; 2011 год - 5 310,6 тыс. руб.; КЦСР 5100204 2009 год - 350,0 тыс. руб.; 2010 год - 350,0 тыс. руб.; 2011 год - 350,0 тыс. руб.; КЦСР 5100205 2009 год - 454,4 тыс. руб.; 2010 год - 454,2 тыс. руб.; 2011 год - 454,2 тыс. руб.; КЦСР 5100206 2009 год - 1 695,6 тыс. руб.; 2010 год - 1 717,2 тыс. руб.; 2011 год - 1 717,2 тыс. руб.; КЦСР 5100207 2009 год - 720,0 тыс. руб.; 2010 год - 728,6 тыс. руб.; 2011 год - 728,6 тыс. руб.; КЦСР 5100208 2009 год - 24,7 тыс. руб.; 2010 год - 25,3 тыс. руб.; 2011 год - 25,3 тыс. руб.; КЦСР 5100209 2009 год - 95,0 тыс. руб.; 2010 год - 95,0 тыс. руб.; 2011 год - 95,0 тыс. руб.; КЦСР 5100210 2009 год - 296,7 тыс. руб.; 2010 год - 300,7 тыс. руб.; 2011 год - 300,7 тыс. руб.; КЦСР 5100211 2009 год - 9 935,0 тыс. руб.; 2010 год - 11 005,5 тыс. руб.; 2011 год - 11 005,5 тыс. руб.; КЦСР 5100212 2009 год - 488,0 тыс. руб.; 2010 год - 521,9 тыс. руб.; 2011 год - 521,9 тыс. руб.; ППП 123 РП 1003 КЦСР 5100200 КВР 005 2009 год - 115 966,9 тыс. руб.; 2010 год - 115192,9 тыс. руб.; 2011 год - 107647,9 тыс. руб. в том числе по: КЦСР 5100213 2009 год - 120,0 тыс. руб.; 2010 год - 120,0 тыс. руб.; 2011 год - 120,0 тыс. руб.; КЦСР 5100214 2009 год - 115 846,9 тыс. руб.; 2010 год - 115 072,9 тыс. руб.; 2011 год - 107 527,9 тыс. руб. ППП 123 РП 1105 КЦСР 5100214 КВР 009 2009 год - 4580,0 тыс. руб.; 2010 год - 4250,0 тыс. руб.; 2011 год - 4160,0 тыс. руб. Средства областного бюджета Тверской области: ППП 123 РП 0401 КЦСР 5100200 КВР 001 2009 год - 5 890,0 тыс. руб.; 2010 год - 5890,0 тыс. руб.; 2011 год - 5 890,0 тыс. руб. в том числе по: КЦСР 5100215 2009 год - 250,0 тыс. руб.; 2010 год - 250,0 тыс. руб.; 2011 год - 250,0 тыс. руб.; КЦСР 5100216 2009 год - 5 500,0 тыс. руб.; 2010 год - 5 500,0 тыс. руб.; 2011 год - 5 500,0 тыс. руб.; КЦСР 5100217 2009 год - 140,0 тыс. руб.; 2010 год - 140,0 тыс. руб.; 2011 год - 140,0 тыс. руб. |
Основные механизмы реализации ДЦП |
Реализация ДЦП осуществляется департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком-координатором) в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП |
В течение всего периода реализации ДЦП департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком - координатором) осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации. Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления департаментом занятости населения Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие. Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления департаментом занятости населения Тверской области в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП. Департамент занятости населения Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам |
I. Характеристика проблем
1.1. Ситуация на рынке труда и итоги реализации государственной политики в области содействия занятости населения в 2007 и 2008 годах
В 2008 году ситуация на рынке труда складывается под воздействием положительных тенденций в экономике области: перестройка экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса. В ходе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов в области создавались дополнительные рабочие места.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области, среднегодовая численность занятых в экономике за 2007 год составила 612,7 тыс. человек.
Основная часть занятых граждан (21,9%) сосредоточена на предприятиях обрабатывающего производства, 14,3% - заняты в организациях сферы деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", 11,8% - в сельскохозяйственном производстве, 9,3 % - в образовании, 7,2% - в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, 6,6% - в организациях сферы деятельности "Транспорт и связь", 6,5% - в строительстве.
По состоянию на 01.01.2008 в Статрегистре России зарегистрировано свыше 47,7 тыс. организаций, действующих в Тверской области, из них малых предприятий - 17,4 тыс. объектов.
За 2007 год соотношение между выбывшими и принятыми работниками на крупных и средних предприятиях составило 1,1 к 1,0, что свидетельствует о стабильности в сфере занятости.
Численность экономически активного населения в 2008 году составила 733,0 тыс. человек.
Численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), составила по области 31,1 тыс. человек (данные за 2007 год). В Тверской области снизился уровень общей безработицы: с 4,5% экономически активного населения в 2006 году до 4,2% в 2007 году. В службе занятости было зарегистрировано 5,4 тыс. безработных граждан (в среднегодовом исчислении), уровень регистрируемой безработицы составил 0,8%.
Корректировку в рынок труда вносит трудовая миграция, которая необходима для его функционирования. Темпы оттока населения замедляются, положительное сальдо миграции наблюдается уже 4 года (в 2007 году оно составило 3,5 тыс. человек, за январь-май 2008 года - свыше 1,4 тыс. человек).
На рынок труда продолжают оказывать влияние процессы банкротства, реорганизации и реструктуризации предприятий.
Заявленная предприятиями и организациями в органы службы занятости потребность в работниках в 2007 году была на высоком уровне - 94,0 тыс. вакансий, в 2008 году прогнозируется не менее 90,0 тыс. Повышается качество предоставляемых вакансий.
Экономический рост способствовал стабилизации уровня регистрируемой безработицы. Тверская область в числе регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), где уровень безработицы ниже среднего по ЦФО (данные по ЦФО на 01.01.2008 - 0,9%, на 01.07.2008 - 0,8% экономически активного населения).
В связи с передачей полномочий на уровень области служба занятости увязала свою работу с теми программами и соглашениями, которые действуют в регионе и оказывают существенное влияние на решение проблем рынка труда и повышение уровня занятости населения.
Полномочия в области содействия занятости населения осуществляются в соответствии с законодательством о занятости населения.
Все мероприятия, намеченные департаментом на 2007 год и 1 полугодие 2008 года, выполнены в полном объеме.
Показатели деятельности службы занятости по регулированию рынка труда и оказанию государственных услуг в области занятости населения представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя | Единицы измерения |
Показатель | |
2007 год |
I полугодие 2008 года |
|||
1 | Состояло на учете службы занятости граждан, ищущих работу, всего |
человек | 74 630 | 40 708 |
1.1 | из них имели статус безработного |
человек |
21228 |
11 777 |
2 | Оказание государственных услуг в области занятости населения | |||
2.1 | Трудоустройство ищущих работу граждан |
чел. | 44 025 | 24 226 |
в том числе трудоустроено на временные работы: | ||||
2.1.1 | несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с материальной поддержкой из федерального бюджета на период участия |
человек | 16 606 | 11 311 |
2.1.2 | безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с материальной поддержкой за счет субвенций из федерального бюджета |
человек | 659 | 385 |
2.1.3 | безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые |
человек | 150 | 29 |
2.1.4 | Участвовало в общественных работах | человек | 4 388 | 2 673 |
2.2 | Получили услуги по информированию о положении на рынке труда |
человек | 66 251 | 20 570 |
2.3 | Получили услуги по профессиональной ориентации |
человек | 52 136 | 27 958 |
2.4 | Получили услуги по психологической поддержке |
человек | 3 268 | 1 481 |
2.5 | Получили услуги по профессиональной подготовке |
человек | 2777 | 1 456 |
2.6 | Получили услуги по социальной адаптации на рынке труда |
человек | 2 780 | 1 328 |
2.7 | Получили услуги по содействию самозанятости |
человек | 501 | 262 |
2.8 | Организовано ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
единиц | 403 | 252 |
2.8.1 | Участвовало в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест |
человек | 21 166 | 12 938 |
2.8.2 | Трудоустроено граждан, участвующих в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест |
человек | 7 553 | 6 665 |
Ежегодно за государственными услугами в органы службы занятости области обращается не менее 166,7 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы более 74,6 тыс. человек.
Координация работы с органами местного самоуправления по реализации мероприятий активной политики занятости, внедрение административных регламентов оказания государственных услуг населению и работодателям позволили поддерживать высокий уровень трудоустройства граждан. Причем, в 2007 году возросло не только общее число граждан, нашедших работу при содействии службы занятости (100,6 % к уровню 2006 года), а, что важно, на 15,0 % увеличилось трудоустройство граждан в период до признания их безработными. В связи с этим численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению с 2006 годом снизилась на 17,9 % и составила 21,2 тыс. человек.
В 2008 году служба занятости продолжает уделять внимание вопросам сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, содействия трудоустройства граждан, обращающихся в органы занятости с целью поиска подходящей работы, увязке объемов подготовки квалификационных кадров в системе профессионального образования с потребностью на рынке труда, создания условий для прохождения трудовой реабилитации и психологической адаптации граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также оказания широкого спектра государственных услуг работодателям.
По состоянию на 01.07.2008 на учете в службе занятости зарегистрировано 7,3 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них 4,4 тыс. человек - безработные; в банке данных имелась информация о 15,8 тыс. рабочих мест, что на 48,2 % больше, чем на 01.07.2007.
В числе безработных граждан женщины составили 62,8 %; жители сельской местности - 43,0 %; граждане, испытывающие трудности в поиске работы, - 33,9 %; инвалиды - 13,9 %; молодежь в возрасте от 16 до 29 лет - 14,2 %.
Уровень регистрируемой безработицы составил 0,6% экономически активного населения.
Неравномерность экономического развития территорий обуславливает дифференциацию уровней безработицы. Так, разрыв между максимальным (в Молоковском районе - 3,5 %) и минимальным (в городе Твери, Вышневолоцком и Калининском районах - 0,3 %) показателями составляет 11,7 раза. Уровень безработицы свыше 2,0 % зафиксирован в 8 районах области: Весьегонском, Сонковском, Молоковском, Бельском, Оленинском, Пеновском, Сандовском и Фировском.
Высокий спрос на рабочую силу положительно сказывается на динамике коэффициента напряженности на рынке труда, определяемого как отношение численности незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, к числу вакантных рабочих мест, заявленных в органы службы занятости. Если на начало 2007 года коэффициент напряженности по области равнялся 1,2 незанятых граждан на вакансию, то к концу года его значение снизилось до 0,8, а к середине 2008 года составило 0,4.
В ряде районов коэффициент напряженности в несколько раз превышает средний показатель по области. Так, на 01.07.2008 в Кувшиновском, Молоковском и Оленинском районах более 10 безработных претендовали на одну вакансию. Причина - в несоответствии спроса и предложения на рабочую силу, что не позволяет оперативно заполнять все имеющиеся вакансии и трудоустроить ищущих работу граждан.
Отдельные показатели, характеризующие ситуации на рынке труда регионов, входящих в ЦФО, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование территории | Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению, % |
Напряженность на рынке труда (число незанятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию), человек |
||
01.01.2008 | 01.07.2008 | 01.01.2008 | 01.07.2008 | |
Российская Федерация | 2,1 | 1,8 | 1,5 | 1,0 |
Центральный федеральный округа |
0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,5 |
Тверская область | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,4 |
Белгородская область | 1,1 | 0,8 | 0,9 | 0,5 |
Брянская область | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,1 |
Владимирская область | 1,8 | 1,4 | 1,3 | 0,7 |
Воронежская область | 1,9 | 1,5 | 2,4 | 0,8 |
Ивановская область | 2,1 | 1,7 | 1,2 | 0,9 |
Калужская область | 0,7 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Костромская область | 1,1 | 1,0 | 1,3 | 0,8 |
Курская область | 1,2 | 1,2 | 1,4 | 0,8 |
Липецкая область | 0,8 | 0,8 | 1,2 | 0,7 |
Московская область | 0,6 | 0,5 | 0,6 | 0,4 |
Орловская область | 1,4 | 1,1 | 1,6 | 0,8 |
Рязанская область | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
Смоленская область | 0,9 | 0,8 | 1,0 | 0,9 |
Тамбовская область | 2,0 | 1,8 | 4,1 | 1,5 |
Тульская область | 0,9 | 0,7 | 0,9 | 0,4 |
Ярославская область | 1,5 | 1,1 | 1,1 | 0,6 |
Эффективное проведение департаментом и государственными учреждениями центрами занятости населения (далее - центры занятости), органами местного самоуправления, профсоюзами, заинтересованными организациями, работодателями активных мероприятий позволяет регулировать и управлять процессами на рынке труда, держать ситуацию в сфере занятости населения под постоянным контролем.
Вместе с тем есть ряд проблем, на решение которых требуется разработка ДЦП.
1.2. Проблемы рынка труда
Динамичное развитие и повышение конкурентоспособности экономики региона в соответствии со стратегией социально-экономического развития области, реализация приоритетных национальных проектов и более 50 крупных инвестиционных проектов, предполагающих создание около 16,0 тыс. новых рабочих мест, структурная перестройка экономики, рост потребительского спроса способствуют повышению спроса на труд. Кроме того модернизация производств ведет к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.
Вместе с тем сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, низкая мобильность рабочей силы могут стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста в отдельных отраслях.
Учитывая вышесказанное, одна из важнейших проблем - нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям. Одной из причин нехватки является несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда.
Возникает острая необходимость в повышении взаимосвязи рынка труда и профессионального образования, развитии программ профессиональной ориентации в целях повышения престижа рабочих профессий, что окажет положительное влияние на ситуацию с занятостью молодежи, позволит предотвратить рост дефицита квалифицированных рабочих кадров.
Кроме того решению данной проблемы будут способствовать профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.
В числе других важнейших проблем:
1) Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы
Рынок труда характеризуется существенными диспропорциями между спросом и предложением, сохраняется несоответствие их количественных и качественных характеристик, наблюдается дефицит квалифицированных рабочих и специалистов по отдельным профессиям и специальностям.
Из общего числа заявленных в службу занятости вакансий свыше 82,0% приходится для рабочих, в основном массовых профессий, в то время как среди зарегистрированных безработных доля лиц, имеющих рабочие профессии, составляет 54,6%, специальности инженерно-технических работников и служащих - 41,5%, остальные 3,9% - лица, не имеющие профессиональной подготовки или длительное время не работавшие по специальности и в значительной степени утратившие квалификацию.
Структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. В то же время структура начального и среднего профессионального образования не в полной мере отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих и специалистов полностью не удовлетворяется.
Рынок труда области дифференцирован территориально. Это связано с наличием большого числа малых городов и поселков, в которых вся система обеспечения зависит от одного - двух предприятий.
Устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности профессиональных образовательных учреждений области, службы занятости, проведение мониторинга ситуации, включающего прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.
При формировании спроса на образовательные услуги все более существенную роль должна играть профессиональная ориентация молодежи и взрослого населения. Как показывают итоги социологического опроса учащихся 10-11-ых классов, с наибольшим числом предпочтений и со значительным отрывом от других групп занимают профессии финансовой сферы (банкир, финансист, экономист, бухгалтер, аудитор) и юридической сферы (юрист, адвокат, нотариус) и близкой к ней - профессии правоохранительных органов.
Рабочие профессии занимают только пятую рейтинговую позицию. Поэтому одно из важнейших направлений деятельности - профориентационная работа с молодежью и незанятым населением.
2) Хроническая (застойная) безработица в сельской местности
Несмотря на то, что развитие экономики области в последние годы обеспечивает в основном позитивную динамику рынка труда, проблема занятости граждан, проживающих в сельской местности, остается весьма актуальной.
Численность граждан, занятых в аграрном секторе, продолжает снижаться. Этому способствует, в первую очередь, сохранившееся в сельском хозяйстве преобладание низкоквалифицированного и ручного труда, что обусловливает высокую сезонную потребность в рабочей силе.
Узкая сфера приложения труда с ограниченным спектром профессий и специальностей не способна в достаточной мере удовлетворить потребности различных демографических групп населения, в особенности молодежи. Временный труд с низкой оплатой и тяжелыми условиями является малопривлекательным. Близость таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области имеющих более высокий уровень жизни, развитую социальную сферу, способствует оттоку молодежи и основного трудоспособного населения из села.
Во-вторых, в сфере сельскохозяйственного производства всегда наблюдался более низкий, по сравнению с промышленным производством, уровень оплаты труда.
За 2007 год заявленная работодателями в сфере сельскохозяйственного производства потребность в работниках составила около 5,7 тыс. вакансий, из них 1,5 тыс. с оплатой труда выше прожиточного минимума, практически каждая третья вакансия. В I полугодии 2008 года сельхозпредприятиями заявлено свыше 2,9 вакансии (5,0% от общего числа вакансий), из них 87,1% - для замещения рабочих профессий.
Кроме того, негативное влияние на состояние занятости сельского населения оказывает и рост числа граждан со сниженными мотивациями к труду. Сельские жители, оставшиеся без работы в связи с массовым банкротством сельскохозяйственных предприятий, утратили свой экономический потенциал, квалификацию и конкурентоспособность. Основным источником существования для многих стал не труд, а социальное пособие, случайные заработки.
Необходимо учитывать и такие факторы, как:
- значительная территориальная разбросанность сельских поселений;
- отсутствие регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами сельских районов области, что значительно снижает возможность поиска работы и трудоустройства.
По состоянию на 01.01.2008 из 5,3 тыс. состоящих на учете безработных граждан, около 2,0 тыс. - жители сельской местности, или 37,4%, а на конец I полугодия 2008 года - соответственно 1,9 тыс. человек и 43,0%.
В то же время, как показал мониторинг, проведенный департаментом, около 20 тыс. жителей села не имеют работы и не состоят на учете в службе занятости, не пользуются ее услугами.
В результате воздействия всех вышеперечисленных негативных факторов сельские жители становятся на учет в службу занятости зачастую только за получением пособия по безработице. На селе заметно выросла вторичная занятость, связанная преимущественно с трудом в личных подсобных хозяйствах.
Все это приводит к ухудшению социальной обстановки на селе, увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Имеющийся опыт показал, что самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости сельского населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.
В связи с этим в ДЦП предусматриваются меры по повышению уровня занятости сельских жителей, активизация совместных действий органов занятости и их социальных партнеров.
3) Отток из региона рабочей силы в столичные города и области
Одна из основных причин выезда на работу в столичные города - низкий по сравнению с Москвой и Московской областью уровень заработной платы, особенно в бюджетной сфере.
В последние годы уровень заработной платы в регионе значительно возрос. Однако задача повышения качества рабочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.
4) Высокий уровень безработицы среди безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве
К ним относятся:
- инвалиды;
- женщины, воспитывающие детей - инвалидов;
- выпускники образовательных учреждений, не имеющие опыта работы;
- потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;
- женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др.
В числе безработных граждане, испытывающие трудности в поиске работы, составляют одну треть.
5) Низкий уровень территориальной мобильности рабочей силы в целях осуществления трудовой деятельности в регионе
В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы необходимо разработать более эффективную систему заинтересованности работодателей в привлечении рабочих кадров из других регионов Российской Федерации, а также развития внутрирегиональной миграции.
1.3. Формирование рынка труда до 2011 года
Параметры предложения и использования рабочей силы в прогнозируемом периоде будут определяться социально-экономическими и демографическими процессами.
В прогнозируемом периоде предложение рабочей силы будет стабильно высоким - более 200,0 тыс. человек ежегодно (с учетом оказания всего комплекса государственных услуг). Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом на рынке труда сохранится.
Вместе с тем сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, низкая мобильность рабочей силы могут стать существенными ограничениями в ускорении темпов экономического роста в отдельных отраслях.
На ситуацию на рынке труда будут оказывать влияние следующие факторы:
1. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
В настоящее время при поддержке Администрации Тверской области реализуется свыше 50 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики с перспективой создания около 16,0 тыс. новых рабочих мест.
2. Процессы высвобождения работников в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики.
Для обеспечения конкурентоспособности организаций в новых условиях прогнозируется реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, которые будут сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий, что повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости населения.
Предполагается, что ежегодные объемы высвобождения будут уменьшаться (с 6,5 тыс. человек в 2008 году до 5,8 тыс. человек в 2011 году). Однако актуальность этих процессов сохранится. Это обусловит дополнительный приток в службу занятости граждан, ищущих работу.
3. Сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан.
В 2008 году в числе безработных доля граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, составила более одной трети.
Аналогичная ситуация прогнозируется и в 2009 - 2011 годах.
Кроме того под воздействием экономических факторов могут выйти на рынок труда временно незанятые граждане и граждане, занятые в личном подсобном хозяйстве.
4. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, недостаточно обоснованные среднесрочные и долгосрочные прогнозы потребности специалистов.
Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие продолжат свое влияние на профессионально-квалификационную структуру спроса на рынке труда. При этом несоответствие структуры профессионального образования не сможет обеспечить экономику области трудовыми ресурсами ряда профессий и специальностей необходимого квалификационного уровня и профессиональной структуры.
5. Низкий уровень оплаты труда в отдельных видах деятельности.
Низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей продолжит отток квалифицированных кадров в другие секторы экономики, что приведет к снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, к потере кадровых ресурсов.
В связи с реализацией Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, и Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации в Тверской области на период до 2010 года, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.11.2007 N 371-па, ожидается улучшение демографической ситуации в 2008 - 2010 годах за счет роста числа родившихся, снижения смертности населения и увеличения миграционного прироста.
Вместе с тем вследствие изменения возрастной структуры населения тенденция снижения численности населения трудоспособного возраста сохранится.
Ожидаемые рост рождаемости и старение населения приведут к выходу с рынка труда молодых женщин в связи с рождением ребенка и лиц старшего возраста.
По среднесрочному прогнозу численность трудовых ресурсов Тверской области в 2011 году сократится на 27 тыс. человек (или на 3,2%) к 2007 году и в конце прогнозного периода составит 819,0 тыс. человек.
Сокращение численности населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения дефицита трудовых ресурсов, станет существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста.
В условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий в регионе человеческий потенциал, включая безработных граждан, в том числе содействовать интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.
В отношении указанных категорий безработных граждан предусматривается осуществление органами службы занятости специальных программ, предусматривающих:
- оказание услуг по информированию о ситуации на рынке труда, психологической поддержке и профессиональной ориентации;
- профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда, основанные на процедуре профилирования безработных граждан;
- организацию временных (в том числе общественных) работ, а также оказание материальной поддержки участникам временных работ;
- содействие в переезде безработных граждан в другую местность, в том числе в сельскую местность, в целях трудоустройства.
С учетом роста объемных показателей и производительности труда предполагается, что численность занятых в экономике области в 2011 году сократится по сравнению с 2007 годом на 1,1% и составит 608,0 тыс. человек. В 2009 - 2011 годах снижение численности занятых в экономике замедлится, что будет связано с реализацией крупных инвестиционных проектов.
Приоритетными задачами социально-экономической политики, направленной на развитие рынка труда, повышение эффективности действующих и создание новых рабочих мест, являются:
- реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
- формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
- развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
- создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.
В связи с этим возникает необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест необходимыми квалифицированными кадрами.
Факторы, определяющие в настоящее время высокий уровень экономической активности населения (увеличение объемов инвестиций, рост и модернизация производства, динамика уровня заработной платы), сохранят свое влияние на предложение рабочей силы и в будущем.
В прогнозируемом периоде численность граждан, обращающихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, не сократится, и будет на уровне 74,0 - 74,8 тыс. человек.
Прогнозируется, что до 2011 года уровень безработицы по методологии МОТ не будет превышать 4,0% экономически активного населения области.
Данной ситуации будет значительно способствовать положительная динамика развития экономики области, сохранение действующих и создание новых рабочих мест и в соответствии с этим увеличение спроса на рабочую силу со стороны работодателей.
Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами путем повышения эффективности функционирования рынка труда.
Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций Тверской области программно-целевыми методами, то есть - через долгосрочную целевую программу "Содействие занятости населения Тверской области на 2009 - 2011 годы".
В целях реализации государственной политики в области регулирования рынка труда и снижения уровня безработицы в регионе департаментом в планируемом периоде будет проводиться работа по повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость и обеспечение социальной защиты от безработицы за счет:
- более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан;
- координации долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области" с программами социально-экономического развития региона, инвестиционными, социальными и национальными проектами.
II. Стратегические цели и тактические задачи ДЦП
В ДЦП определены две стратегические цели, решение которых предусматривается через реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Тверской области на 2008 - 2010 годы".
Стратегическая цель ДЦП 1. Содействие в реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость, развитие кадрового потенциала региона и обеспечение социальной защиты от безработицы
Основные принципы планирования расходов на реализацию указанной стратегической цели:
- ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения;
- приоритетное значение мероприятий активной политики занятости населения.
Часть средств, предусмотренная для финансирования данной стратегической цели, будет дополнительно направляться для организации временной занятости безработных граждан в городах и районах с критической ситуацией на рынке труда для смягчения социальной напряженности в случаях массового высвобождения работников;
- обеспечение необходимого уровня качества реализации полномочий в сфере содействия занятости населения.
Выполнение стратегической цели направлено на:
- выполнение требований административных регламентов;
- расширение доступа незанятых граждан к услугам службы занятости;
- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений, проведение предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства и профессионального обучения;
- дальнейшее развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, привлечения молодежи к освоению рабочих профессий;
- организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан с целью сокращения периода поиска работы;
- совершенствование механизма организации общественных работ, имеющих социальную значимость для городов и районов области;
- повышение уровня информированности населения области о положении дел на рынке труда;
- вовлечение в трудовой процесс женщин, имеющих малолетних детей, и инвалидов, имеющих трудовые рекомендации;
- привлечение в экономику области рабочей силы из трудоизбыточных регионов России;
- участие в регулировании процесса привлечения иностранной рабочей силы в тверской регион с учетом перспективных потребностей экономики;
- координацию профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью рынка труда.
Для достижения стратегической цели 1 выделяются 4 тактические задачи:
1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу.
2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан.
3. Регулирование процессов трудовой миграции.
4. Социальная поддержка граждан в период безработицы.
Выделение тактических задач и их соответствие стратегической цели обусловлено Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", полномочиями департамента и центров занятости в соответствии с Положением о департаменте и уставами центров занятости.
Тактическая задача 1.1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации":
- гарантирует гражданам информирование о положении на рынке труда, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; в том числе безработным гражданам - социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости (статья 12);
- определяет основы государственной политики в области содействия занятости населения, одним из направлений которой является проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (статья 5);
- определяет дополнительные гарантии для отдельных категорий населения (статья 13);
- регламентирует вопросы организации общественных работ (статья 24).
Государственные услуги будут предоставляться гражданам в соответствии с административными регламентами Минздравсоцразвития России:
содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 03.07.2006 N 513);
по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 13.06.2007 N 415);
по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2007 N 680);
по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 400);
по психологической поддержке безработных граждан на рынке труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 N 726);
по организации проведения оплачиваемых общественных работ (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 07.06.2007 N 401);
по содействию самозанятости безработных граждан (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2008 N 281 н).
Тактическая задача 1.2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан
Реализация тактической задачи 1.2 направлена на объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки и организации профессионального обучения безработных граждан.
Тактическая задача 1.3. Регулирование процессов трудовой миграции
Выделение тактической задачи 1.3 обусловлено:
- статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность".
Тактическая задача 1.4. Социальная поддержка граждан в период безработицы
Выделение тактической задачи 1.4 обусловлено статьей 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Соответствие данной тактической задачи 1.4 сфере компетенции департамента и центров занятости обусловлено законодательством федерального уровня, Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2006 N 819.
Показатели достижения стратегической цели 1 представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели | Единицы измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Предоставление в полном объеме государственных услуг населению и работодателям, сокращение дефицита трудовых ресурсов |
человек | 186 910 | 187 978 | 187 879 |
Показатели достижения тактических задач стратегической цели 1 представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели | Единицы измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Тактическая задача 1.1. Содействие в трудоустройстве граждан, ищущих работу |
||||
Численность граждан, обратившихся в службу занятости за предоставлением государственных услуг, всего |
тыс. человек |
166,9 | 167,1 | 167,1 |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, всего |
тыс. человек |
44,1 | 44,2 | 44,2 |
из них трудоустроенных на постоянную работу |
тыс. человек |
17,7 | 17,8 | 17,8 |
Тактическая задача 1.2. Объединение усилий работодателей, органов занятости и учреждений профессионального образования в процессе подготовки кадров и организации профессионального обучения безработных граждан |
||||
Численность граждан, принявших участие в профессиональном обучении по направлению службы занятости |
человек | 3 100 | 3 200 | 3 200 |
Тактическая задача 1.3. Регулирование процессов трудовой миграции | ||||
Количество семей, переселившихся для работы в сельскую местность, при содействии службы занятости |
семей | 28 | 28 | 28 |
Количество привлекаемых иностранных работников |
тыс. человек |
8,5 | 9,0 | 9,0 |
Тактическая задача 1.4. Социальная поддержка граждан в период безработицы |
||||
Численность граждан, которым оказана социальная поддержка |
человек | 26 750 | 26 560 | 26 360 |
Стратегическая цель ДЦП 2. Содействие интеграции в рынок труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и повышение уровня занятости граждан, проживающих в сельской местности
Выполнение стратегической цели направлено на:
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- расширение доступа незанятых граждан, в том числе проживающих в сельской местности, к услугам службы занятости;
- вовлечение в трудовой процесс инвалидов;
- закрепление молодежи в регионе;
- повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда.
В ходе достижения стратегической цели 2 и осуществления тактических задач планируется:
- снизить уровень безработицы среди инвалидов, молодежи, жителей сельской местности и направить высвобождаемые средства на повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда путем повышения квалификации, проведения стажировок;
- внедрить эффективные формы работы, направленные на эффективное трудоустройство молодежи, их карьерный рост, в первую очередь молодых специалистов;
- создать эффективный механизм информирования населения о возможностях трудоустройства и участия в программах, направленных на трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Для достижения стратегической цели 2 выделяются следующие тактические задачи:
1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности.
Тактическая задача 2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Выделение тактической задачи 2.1 направлено на обеспечение государственных гарантий в сфере защиты от безработицы гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, и в первую очередь молодежи и инвалидов, и обусловлено статьями 5 и 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 28.06.2007 N 449).
Финансовые средства, выделенные из областного бюджета, будут направлены на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации инвалидов для последующего трудоустройства их на рабочее место, потенциально пригодное по состоянию здоровья, соответствующее интересам и уровню профессиональной подготовки; создание рабочих мест (на конкурсной основе), адаптированных для нужд инвалидов, а также сохранение и создание новых рабочих мест на предприятиях общественных организаций инвалидов.
В рамках проводимых в 2008 году в регионе Года молодежи и Года семьи разработаны и будут проведены различного рода мероприятия, способствующие занятости населения. Они направлены на перспективное трудоустройство женщин, имеющих малолетних детей, а также призваны стать своеобразным катализатором активизации позитивных процессов в молодежной среде.
Тактическая задача 2.2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время
Выделение тактической задачи 2.2 направлено на трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные рабочие места и получение заработка (дохода) учащимися в свободное от учебы время. Занятость подростков способствует снижению правонарушений, предотвращению наркомании и употребления алкогольной продукции, позволяет приобрести опыт работы и овладеть навыками профессиональной деятельности.
Тактическая задача 2.3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности
Многолетняя практика работы центров занятости доказала, что самозанятость на основе предпринимательской деятельности - альтернативная форма занятости сельского населения. Она может быть не только способом снижения уровня безработицы на рынке труда, но и одним из направлений решения социально-экономических проблем населения.
Наблюдение за развитием на селе самозанятости населения на основе предпринимательства показывает, что к числу основных проблем, сдерживающих этот процесс, относятся:
- недостаток информированности сельских жителей по всему аспекту вопросов, касающихся предпринимательской деятельности;
- отсутствие у сельских безработных необходимых практических знаний и навыков работы в малом бизнесе;
- недостаточность материальных, финансовых, информационных и организационно-технических ресурсов для организации своего дела и отсутствие его поддержки на начальном этапе. Слабо развитая система поддержки самозанятости приводит к тому, что кредиты практически закрыты для малого предпринимательства размером процентов за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия государственных гарантий. У молодых сельских жителей, как правило, отсутствует имущество, которое можно продать или заложить, а для представителей более старшего поколения, имеющих семьи и детей, характерна большая моральная ответственность перед семьей для принятия на себя риска предпринимательства;
- отсутствие государственной гарантии в случае неудачи;
- несовершенство земельного законодательства;
- несовершенная налоговая политика;
- отсутствие ценовой политики государства по сбыту производимой сельскохозяйственной продукции.
Показатели достижения стратегической цели 2 представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели | Единицы измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Трудоустройство граждан на временную работу и содействие самозанятости граждан, проживающих в сельской местности |
человек |
16 330 |
16 464 |
16 464 |
Показатели достижения тактических задач стратегической цели 2 представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели | Единицы измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Тактическая задача 2.1. Содействие в трудоустройстве молодежи, инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
||||
Численность безработных граждан, трудоустроенных на временную работу, в рамках реализации мероприятий по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
человек | 910 | 934 | 934 |
Тактическая задача 2.2. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время |
||||
Численность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на временную работу |
человек | 15 200 | 15 300 | 15 300 |
Тактическая задача 2.3. Организация содействия самозанятости граждан, проживающих в сельской местности |
||||
Численность граждан, получивших услуги по содействию самозанятости |
человек | 220 | 230 | 230 |
Стратегические цели ДЦП сформулированы на основе социально-экономического развития региона, реализации инвестиционных и приоритетных национальных проектов, анализа ключевых проблем рынка труда, основных направлений государственной политики занятости в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1193-р, а также реализации основных положений Послания Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области на 2007 - 2012 годы и распоряжения Администрации Тверской области от 24.01.2008 N 14-ра "Об утверждении Плана мероприятий по регулированию рынка труда Тверской области на период до 2010 года".
Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Источниками информации о ходе выполнения показателей тактических задач является федеральное государственное статистическое наблюдение по формам 1-Т (трудоустройство) - ежемесячная и 2-Т (трудоустройство) - ежеквартальная, ведомственная финансовая отчетность по использованию средств на реализацию программ содействия.
В числе важнейших показателей - уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ. Этот показатель предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Плановые показатели реализации ДЦП представлены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели | Единицы измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Численность граждан, принявших участие в мероприятиях по организации занятости населения и по социальной поддержке безработных граждан |
человек | 203 240 | 204 442 | 204 343 |
Уровень безработицы (по методологии МОТ) |
% | 4,0 | 3,9 | 3,9 |
Уровень регистрируемой безработицы |
% | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию |
человек | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Ожидаемые конечные результаты реализации ДЦП за три года:
- численность граждан, получивших услуги в органах службы занятости, - 612,0 тыс. человек;
- численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, - 132,5 тыс. человек;
- численность безработных граждан, получивших услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, - 9,5 тыс. человек;
- степень удовлетворенности населения и работодателей полнотой и качеством предоставления государственных услуг - 99,0 %.
III. Срок реализации ДЦП
Срок реализации ДЦП - 2009 - 2011 годы.
IV. Объем ресурсов, необходимых для реализации ДЦП
Для анализа выполнения мероприятий ДЦП, достижения стратегических целей департамент ежемесячно проводит сбор статистических данных от центров занятости по основным направлениям деятельности и финансовым затратам, запрашивает информацию Росстата.
Основные принципы планирования расходов на реализацию указанных стратегических целей:
- ориентация на решение наиболее актуальных проблем в сфере содействия занятости населения;
- приоритетное значение мероприятий по содействию трудоустройству граждан на постоянную работу с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, исчисленной в регионе в установленном порядке, - тем самым обеспечивающих социальную стабильность и снижение уровня бедности;
- дифференцированный подход к реализации мероприятий по организации временной занятости безработных граждан (организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы);
- реализация пилотных проектов, направленных на развитие трудовых ресурсов региона.
Часть средств, предусмотренная для финансирования ДЦП, будет дополнительно направляться для организации временной занятости населения городов и районов с критической ситуацией на рынке труда для смягчения социальной напряженности в случаях массового высвобождения работников;
Нормативы обеспеченности государственными услугами, а также объем затрат органов службы занятости на осуществление переданных полномочий определяются в соответствии с методикой определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 35.
Плановые объемы финансирования долгосрочной целевой программы представлены в таблице 8.
Таблица 8
(тыс. руб.)
Глава, главный раздел, подраздел функциональной классификации расходов |
Очередной год (2009) | Первый год планового периода (2010) |
Второй год планового периода (2011) |
||||||
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого |
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
итого |
областной бюджет Тверской области |
федеральный бюджет |
Итого |
|
123 04 01 | 5 890,0 | 19361,0 | 25251,0 | 5 890,0 | 20509,0 | 26 399,0 | 5890,0 | 20509,0 | 26399,0 |
123 10 03 | 115966,9 | 115966,9 | 115192,9 | 115192,9 | 107647,9 | 107647,9 | |||
123 11 05 | 4580,0 | 4580,0 | 4250,0 | 4250,0 | 4160,0 | 4160,0 | |||
ВСЕГО | 5890,0 | 139907,9 | 145797,9 | 5890,0 | 139951,9 | 145841,9 | 5890,0 | 132316,9 | 138206,9 |
V. Плановые показатели результатов ДЦП
В рамках ДЦП для решения вышеуказанных задач намечены мероприятия, предусматривающие:
1. Координацию программы содействия занятости населения с программами социально-экономического развития, национальными и инвестиционными проектами, с программами муниципальных образований.
2. Взаимодействие с работодателями в целях совершенствования механизмов регулирования рынка труда (определение величины и профессиональной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией национальных и инвестиционных проектов) и подбора персонала, в том числе в процессе реализации инновационных проектов.
3. Повышение территориальной мобильности рабочей силы.
4. Повышение качества рабочих мест.
5. Стимулирование экономической активности населения.
6. Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда.
7. Развитие программ профессиональной ориентации молодежи. Привлечение молодежи к освоению рабочих профессий.
8. Регулирование привлечения иностранной рабочей силы на основе принципов приоритетного использования собственных рабочих кадров.
9. Расширение возможностей участия безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в специальных программах по содействию занятости.
10. Повышение уровня информированности граждан и работодателей о ситуации на рынке труда и государственных услугах, предоставляемых службой занятости населения.
11. Реализацию проекта "Профессиональный сертификат" по обеспечению занятости женщин, имеющих малолетних детей.
12. Выполнение в полном объеме требований административных регламентов Роструда по оказанию услуг гражданам и работодателям.
13. Участие органов службы занятости в реализации приоритетных национальных проектов.
Участвуя в реализации приоритетных национальных проектов, в рамках своих полномочий центры занятости уделяет особое внимание профессиональному обучению безработных граждан, решению вопросов занятости населения, проживающего в сельской местности, оказанию помощи в переселении граждан, желающих переехать в сельскую местность с целью трудоустройства.
Департамент проводит согласование объемов подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда.
Ежегодно организуются массовые профориентационные акции и мероприятия для старшеклассников и молодежи, не имеющей профессии, оказываются профориентационные услуги учащейся молодежи с целью оказания помощи в выборе профессии и предупреждения роста безработицы среди молодежи.
Оказывается поддержка деятельности студенческих бирж труда, созданных при Тверском государственном университете и Тверском государственном техническом университете, информационно-консультационных пунктов и пунктов, созданных при учреждениях среднего и начального профессионального образования.
Кроме того, решению проблем рынка труда будет способствовать:
- долгосрочная целевая программа Тверской области "Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 - 2012 годы";
- долгосрочная (до 2015 года) программа потребности в кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием для экономики региона на основе метода прогнозного моделирования потребности необходимых для экономики Тверской области квалифицированных кадров (разрабатывается лабораторией проблем региональной экономики Тверского государственного университета).
ДЦП увязывает мероприятия с другими долгосрочными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, которые действуют в регионе и оказывают существенное влияние на решение проблем рынка труда.
Плановые показатели реализации ДЦП разработаны с учетом решения проблем рынка труда и выполнения задач, поставленных в Послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области на 2007 - 2012 годы, и ключевых задач государственной политики в области регулирования рынка труда в соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1193-р. Показатели соответствуют стратегическим целям развития региона, указанным в долгосрочной стратегии развития области до 2020 года, и плану реализации намеченной стратегии.
Плановые показатели эффективности реализации ДЦП представлены в приложении к настоящей ДЦП.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей ДЦП, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в тверском регионе, снизить уровень общей безработицы до 3,9% экономически активного населения.
Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
Ожидаемые показатели эффективности реализации ДЦП:
- трудоустройство граждан на постоянную работу с оплатой труда выше величины прожиточного минимума, исчисленной в регионе в установленном порядке, тем самым - снижение уровня бедности;
- снижение средней продолжительности безработицы на 0,5 мес.;
- сокращение сроков заполнения вакансий;
- снижение затрат на выплату пособий по безработице и направление их на реализацию активных форм занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Ожидаемая экономическая эффективность выражается в дополнительных бюджетных поступлениях.
Расчет экономической эффективности проведен в таблице 9.
Таблица 9
Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости |
тыс. человек |
44,1 |
44,2 |
44,2 |
Продолжительность занятости в течение года граждан, трудоустроенных по направлению службы занятости |
мес. |
6,0 |
6,2 |
6,2 |
Средняя заработная плата по вакансиям, предоставленным работодателями в органы службы занятости |
руб. |
8 000 |
9 000 |
10 000 |
Налоговые поступления в бюджетную систему в связи с трудоустройством безработных граждан |
тыс. руб. |
44,1 тыс. чел. х 6,0 мес. х 8000 руб. х 0,392 = 829786 |
966813 |
1074237 |
Затраты бюджета | тыс. руб. | 145798 | 145842 | 138207 |
Бюджетный эффект (разница между налоговыми поступлениями и затратами бюджета) |
тыс. руб. |
683988 |
820971 |
936030 |
Индекс доходности бюджетных расходов (отношение налоговых поступлений в бюджетную систему к затратам из областного бюджета) |
руб. на 1 руб. затрат |
5,69 |
6,63 |
7,77 |
Бюджетный эффект за период реализации ДЦП составит 2441,0 млн. руб., индекс доходности бюджетных расходов 6,7 руб.
Если из общей численности граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, выделить численность молодежи, впервые ищущей работу, налоговые поступления в бюджетную систему по данной категории граждан составят 418,7 млн. руб. (расходы службы занятости незначительные). Данные для расчета налоговых поступлений в бюджетную систему представлены в таблице 10.
Таблица 10
Единицы измерения |
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Трудоустроено молодежи при содействии службы занятости |
человек |
6 300 |
6 500 |
6 500 |
Средняя продолжительность занятости в течение года |
мес. |
6,0 |
6,2 |
6,2 |
Средняя заработная плата по вакансиям, предоставленным работодателями в органы службы занятости |
руб. |
8 000 |
9 000 |
10 000 |
Налоговые поступления в бюджетную систему в связи с трудоустройством молодежи |
тыс. руб. |
118 541 |
142 178 |
157 976 |
Объем расходов по каждой тактической задаче, стратегической цели ДЦП представлены в таблице 11.
Таблица 11
тыс. руб.
Направления расходов | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Стратегическая цель 1 | 139326,6 | 139349,0 | 131714,0 |
Тактическая задача 1.1 | 3344,7 | 3400,6 | 3366,7 |
Тактическая задача 1.2 | 15435,0 | 16505,5 | 16 505,5 |
Тактическая задача 1.3 | 120,0 | 120,0 | 120,0 |
Тактическая задача 1.4 | 120426,9 | 119322,9 | 111721,8 |
Стратегическая цель 2 | 6471,3 | 6492,9 | 6492,9 |
Тактическая задача 2.1 | 1156,7 | 1169,3 | 1169,3 |
Тактическая задача 2.2 | 5301,6 | 5310,6 | 5310,6 |
Тактическая задача 2.3 | 13,0 | 13,0 | 13,0 |
Итого | 145797,9 | 145841,9 | 138206,9 |
Выполнение ДЦП направлено на:
- реализацию в полном объеме полномочий Российской Федерации в области содействия занятости, переданных для осуществления органам государственной власти региона;
- осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
- расширение доступа граждан к услугам службы занятости;
- проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан с целью сокращения периода поиска работы;
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
- осуществление координации работы с департаментом образования Тверской области, учреждениями профессионального образования по повышению эффективности функционирования системы профессионального образования в целях подготовки новой рабочей силы, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом текущей и перспективной потребности экономики региона в квалифицированных кадрах;
- вовлечение в трудовой процесс женщин, имеющих малолетних детей, и инвалидов, имеющих трудовые рекомендации;
- оказание консультативной помощи предприятиям в организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
- участие в процессе регулирования трудовой миграции на территории Тверской области.
VI. Описание механизмов реализации ДЦП
Реализация ДЦП осуществляется департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком-координатором) в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП.
Мероприятия ДЦП реализуются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
В реализации ДЦП принимают участие центры занятости, органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, общественные организации, работодатели, учреждения профессионального образования.
Организация взаимодействия между департаментом и центрами занятости предусмотрена Положением о департаменте и уставами центров занятости, с другими структурами - законодательством, нормативными документами.
Центры занятости:
- предоставляют гражданам и работодателям государственные услуги в соответствии с законодательством о занятости населения;
- осуществляют регистрацию граждан в целях содействия в поиске подходящей работы;
- принимают решение о признании граждан безработными, а также осуществляет регистрацию безработных граждан;
- заключают договоры с работодателями по временному трудоустройству безработных и несовершеннолетних граждан,
- заключают договоры с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан, в том числе трехсторонние договоры с участием работодателей на профессиональное обучение безработных граждан под конкретные вакантные рабочие места;
- заключают договоры со сторонними учреждениями и организациями на оказание гражданам, обратившимся в службу занятости, услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке;
- организуют и проводят специальные мероприятия по профилированию безработных граждан;
- производят начисление и выплату пособия по безработице, стипендии, материальной помощи и материальной поддержки безработным гражданам;
- проводят работу по привлечению внебюджетных средств;
- проводят исследования качества и доступности предоставляемых государственных услуг, оценку эффективности их оказания (опросы населения и работодателей).
Департамент:
- осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- осуществляет разработку и реализацию региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- осуществляет управление и координацию деятельности центров занятости, включая работу по реализации программ содействия занятости населения муниципальных образований, специальных мероприятий по трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- издает приказы по взаимодействию с незанятым населением и работодателями, выполнению контрольных показателей программ содействия занятости населения муниципальных образований;
- объединяет усилия участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- формирует и ведет банк данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляется либо может осуществляться профессиональное обучение безработных граждан;
- организует, обеспечивает и контролирует исполнение центрами занятости административных регламентов государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг;
- согласовывает договоры, заключаемые центрами занятости с учреждениями, предприятиями и организациями, с целью контроля за расходованием финансовых средств;
- способствует в рамках своей компетенции развитию трудовых ресурсов области, их мобильности;
- выдает работодателям заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
- проводит проверку, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлекает виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
- участвует в работе координационного комитета по содействию занятости населения Тверской области, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тверской области;
- вносит предложения по правовым актам Тверской области по вопросам занятости населения;
- организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров департамента и центров занятости;
- разрабатывает систему по эффективной работе с кадрами,
- взаимодействует с федеральными органами власти по вопросам содействия занятости населения региона, получения необходимой информации и т. п.;
- организует работу интернет-сайтов и "горячих" линий;
- проводит работу по межрегиональному и международному сотрудничеству;
- проводит конференции, "круглые столы", выставки;
- проводит обучающие семинары с работниками центров занятости по внедрению административных регламентов и передового опыта работы;
- осуществляет взаимосвязь с объединением работодателей, объединением профсоюзов, правоохранительными органами, военным комиссариатом Тверской области, системой образования, средствами массовой информации, некоммерческими неправительственными и общественными организациями. Кроме того, в ходе реализации ДЦП будет осуществляться взаимодействие с комитетом внутренней политики Тверской области;
- организует исследования, мониторинги по состоянию и развитию рынка труда;
- принимает от центров занятости государственные статистические и ведомственные отчеты, составляет сводную отчетность, анализирует результаты выполнения программ содействия занятости населения, контроль за целевым расходованием средств.
VII. Описание механизмов мониторинга реализации ДЦП
В течение всего периода реализации ДЦП департаментом занятости населения Тверской области (государственным заказчиком - координатором) осуществляется полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации.
Полугодовой мониторинг реализации ДЦП осуществляется по результатам первого полугодия путем представления департаментом занятости населения Тверской области в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области данных, которые могут формироваться с периодичностью один раз в полугодие, в виде отчета о реализации ДЦП за полугодие.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления департаментом занятости населения Тверской области в департамент экономики Тверской области, департамент финансов Тверской области, комитет внутренней политики, Тверской области, контрольно-аналитический комитет Тверской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, годового отчета о реализации ДЦП.
Департамент занятости населения Тверской области определяет показатели степени достижения ожидаемых конечных результатов с разбивкой по кварталам.
Контроль за реализацией ДЦП осуществляется в соответствии с законодательством.
Для осуществления мониторинга реализации ДЦП будут анализироваться данные статистической отчетности, указанные в ДЦП.
Кроме того предполагается проведение анализа хода реализации программ содействия занятости муниципальных образований, проведение социологических исследований, в том числе с учетом предоставления услуг различным категориям граждан (молодежи, женщинам, жителям, проживающим в сельской местности и др.), анкетирование населения и работодателей о качестве предоставляемых государственных услуг.
VIII. Оценка рисков реализации ДЦП
На реализацию ДЦП могут повлиять как внешние, так и внутренние риски.
Внешними рисками являются:
- изменение законодательства о занятости;
- изменение ситуации в сфере занятости в отдельных городах и районах области (очаговая безработица), например, в сельском хозяйстве, что может привести к массовому увольнению работников.
Внутренние риски реализации ДЦП могут быть обусловлены недостаточной гибкостью ДЦП к изменению социально-экономических условий региона. Степень риска - низкая.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации ДЦП предусматриваются:
- мониторинг выполнения ДЦП, регулярный анализ хода ее исполнения;
- внесение корректировок в ДЦП и поиск нестандартных путей решения возникающих проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.