Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, и прогноз ее развития
1. Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктуры.
Тверская область расположена в северо-западной части России. Ее протяженность с запада на восток составляет более 450 км, с севера на юг - около 350 км. По занимаемой территории (84,2 тыс. кв. км) это одна из самых крупных областей в Центральном федеральном округе. Область граничит с 6 субъектами Российской Федерации: Московской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Ярославской областями. Развитие многих ведущих отраслей Тверской области: химической, лесной, легкой, полиграфической промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Тверской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
2. Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.
Дорожное хозяйство Тверской области представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения со всеми сооружениями, необходимыми для их нормальной эксплуатации, а также организации по ремонту и содержанию этих дорог.
Автомобильные дороги Тверской области соединяют два наиболее развитых федеральных округа Российской Федерации - Центральный и Северо-Западный, а также два крупнейших экономических и политических центра страны - города Москву и Санкт-Петербург. Такое уникальное географическое положение Тверской области во многом определяет особенности развития ее транспортной инфраструктуры, которая обеспечивает как международные и межрегиональные связи, так и внутриобластные грузовые и пассажирские перевозки.
Сеть автомобильных дорог Тверской области включает дороги:
федерального значения, в том числе автомагистраль М-10 "Москва - Санкт-Петербург" (Россия), автомагистраль М-9 "Москва - Рига" (Балтия), дающие выход на страны Балтии и Скандинавии, скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург М-11 "Нева";
регионального или межмуниципального значения, проходящие по территории Тверской области и обеспечивающие связь областного центра с административными центрами муниципальных районов, городских (муниципальных) округов, связь административных центров с административными центрами муниципальных районов, городских (муниципальных) округов между собой, а также областного центра, административных центров муниципальных районов, городских (муниципальных) округов с соседними субъектами Российской Федерации, за исключением автомобильных дорог федерального значения и автомобильных дорог местного значения;
местного значения.
По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (15,4 тыс. км автодорог и 890 мостовых сооружений и путепроводов) и второе в Российской Федерации. 40,9% автодорог регионального значения имеет усовершенствованный тип покрытия (6,3 тыс. км), 49,4% автодорог регионального значения имеет переходный тип покрытия (7,6 тыс. км), 7,8% автодорог регионального значения не имеют твердого покрытия (1,2 тыс. км).
По количеству населенных пунктов с населением 50 человек и менее Тверская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (8275 населенных пунктов).
3. Приоритетами государственной политики в дорожной области на территории Тверской области являются:
1) развитие опорной сети автомобильных дорог общего пользования в Тверской области, обеспечивающее увеличение доли протяженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, и повышение пропускной способности дорожной сети, модернизация искусственных сооружений, а также строительство обходов крупных населенных пунктов;
2) совершенствование системы планирования для развития дорожного хозяйства, ориентированной на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также внедрение системы планирования дорожной деятельности, основанной на принципах жизненного цикла автомобильных дорог;
3) формирование системы финансирования, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств и имущества дорожного хозяйства;
4) формирование современной нормативной правовой базы, в том числе для привлечения дополнительных доходов в областной бюджет Тверской области в рамках дорожного фонда Тверской области;
5) обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, полноты и качества выполнения дорожных работ;
6) строительство автомобильных дорог к зонам потенциального экономического роста, объектам массовой малоэтажной застройки и культурного наследия, а также автомобильных дорог общего пользования, входящих в систему международных и межрегиональных транспортных коридоров;
7) обеспечение круглогодичного транспортного сообщения с сельскими населенными пунктами за счет строительства (реконструкции) автомобильных дорог с твердым покрытием для соединения с сетью автомобильных дорог.
4. Приоритетами государственной политики в транспортной отрасли на территории Тверской области являются:
1) совершенствование законодательства в части проведения конкурсных процедур;
2) разработка транспортной стратегии региона;
3) упорядочение контрольной деятельности по пресечению нелегальных перевозок;
4) внедрение единой политики в сфере транспорта.
5. В транспортной системе Тверской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50% объема перевозок пассажиров. В настоящее время сформировался рынок пассажирских транспортных услуг, в который наряду со специализированными предприятиями привлечен пассажирский транспорт юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.
Анализ ситуации показывает, что на большинстве маршрутов собираемой платы недостаточно для покрытия всех необходимых затрат перевозчиков, что в конечном итоге оказывает влияние на качество транспортных услуг.
В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, работают в режиме плановый убыточности. Субсидии, предоставляемые на организацию транспортного обслуживания, не покрывают убытки транспортных предприятий, вследствие чего предприятия не имеют возможности своевременно выплачивать заработную плату сотрудникам, расширять техническую базу, обновлять подвижной состав, что негативно влияет на безопасность дорожного движения.
Одной из мер социальной поддержки граждан льготных категорий является введение на территории Тверской области единого социального проездного билета для проезда на всех видах, на всех маршрутах наземного городского и пригородного транспорта общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные).
Большое социальное значение общественного транспорта диктуют высокие требования к пассажирским перевозкам: широкий охват маршрутной сети, надежность сообщения, безопасность и качество предоставляемых услуг.
Министерством транспорта Тверской области проводится работа по внедрению с 2020 года новой модели управления и организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом (далее - Модель). На первом этапе будет оптимизирована работа системы общественного транспорта города Твери и Калининского района Тверской области - Тверской агломерации.
В целях эффективной реализации консолидированных полномочий по организации транспортного обслуживания населения в Тверской агломерации создано государственное казенное учреждение Тверской области "Организатор перевозок Тверской области".
Представленная Модель разработана совместно с ведущими организациями в сфере транспортного планирования. Преимущество предлагаемой модели управления состоит в прозрачности планирования, организации и контроля за исполнением государственных контрактов при минимизации накладных и административных расходов.
Все маршруты будут переведены на регулируемый тариф, т.е. с предоставлением всех льгот на проезд, денежные средства от оплаты за проезд будут поступать в бюджет Тверской области, а оплата перевозчику будет производиться за выполненную транспортную работу.
В рамках новой модели предусмотрены оптимизация маршрутной сети, замена подвижного состава на новые современные автобусы большого и среднего класса (90%), внедрение системы безналичной оплаты проезда с применением абонементного меню, которое позволит гражданам экономить на поездках до 40%, а также установление дополнительных мер безопасности пассажирских перевозок и контроля над ними.
Необходимо отметить, что реализация предложенной модели пассажирских перевозок позволит создать первый в России проект по внедрению современной системы общественного транспорта за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
6. В Тверской области сложились следующие основные проблемы в дорожной отрасли:
1) неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них.
Основными проблемами развития автомобильных дорог общего пользования Тверской области являются следующие:
из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области около 94% относится к автомобильным дорогам IV - V технических категорий. По этому показателю Тверская область занимает последнее место среди субъектов Центрального федерального округа;
прочностные характеристики региональных дорог и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных транспортных средств. Существующая дорожная сеть Тверской области в основном формировалась по старым нормативам под расчетную осевую нагрузку 6 - 10 тонн. В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению осевой нагрузки до 10 - 20 тонн на ось;
значительное количество сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, следовательно свыше 23 тыс. человек в межсезонье становятся отрезанными от автодорог с твердым типом покрытия;
отсутствие соединительных и хордовых дорог регионального значения, которые обеспечивали бы связь между районами по кратчайшему пути и прохождение транзитных потоков, минуя большие города Тверской области. В настоящее время межрегиональные транзитные потоки следуют по центральным улицам городов Тверской области, создавая пробки, увеличивая число дорожно-транспортных происшествий и ухудшая экологическую обстановку;
2) развитие предприятий дорожного хозяйства и обеспечивающих отраслей.
На территории Тверской области в 2015 году выполнение работ по содержанию и ремонту региональных или межмуниципальных автомобильных дорог осуществляют 6 государственных унитарных предприятий, 10 открытых акционерных обществ, доля участия Тверской области в уставном капитале которых составляет 100%, и одно закрытое акционерное общество.
К числу важнейших проблем дорожного хозяйства относятся низкая эффективность работы дорожных предприятий, их технологическое отставание, недостаточное количество квалифицированных проектных организаций в Тверской области, недостаточный уровень конкуренции на рынке подрядных дорожных работ;
3) несовершенство федерального законодательства, демпинг цен, неисполнение подрядными организациями условий контракта;
4) недостаток квалифицированных кадров (инженерно-технических, механизаторов, дорожных рабочих). Средний возраст трудящихся в тверских организациях близок к пенсионному. Отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата.
7. Основными направлениями решения проблем в дорожной отрасли Тверской области являются:
1) обеспечение максимального вклада дорожного хозяйства Тверской области в ускорение темпов экономического роста, улучшение качества жизни населения, повышение производительности труда и конкурентоспособности отраслей экономики за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции, увеличения мобильности населения и создания мультипликативного эффекта от развития дорожной сети в других отраслях;
2) преодоление инфраструктурных ограничений, связанных с высокой степенью износа автомобильных дорог и искусственных сооружений, низким транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети Тверской области и высоким уровнем аварийности по сопутствующим дорожным условиям;
3) совершенствование системы управления дорожным хозяйством с целью повышения эффективности и результативности работы дорожных предприятий, улучшения их технического оснащения и кадрового обеспечения, стимулирования применения современных материалов, технологий, машин и оборудования при выполнении дорожных работ;
4) обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
5) совершенствование нормативной правовой базы в области дорожного хозяйства;
6) внедрение в практическую работу механизмов государственно-частного партнерства в форме концессионного соглашения, обеспечивающее привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта;
7) заключение контрактов жизненного цикла, которые предусматривают не только закупку товара, но и их дальнейшее обслуживание.
8. В Тверской области существуют следующие проблемы в транспортной отрасли:
1) высокий уровень социальной нагрузки на услуги общественного транспорта привели к убыточности пассажирских перевозок;
2) территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры;
3) невысокое качество предоставляемых услуг;
4) отсутствие комплексного подхода в сфере планирования и организации транспортного обслуживания населения на региональном и муниципальном уровнях;
5) несовершенство федерального законодательства;
6) недостаток квалифицированных кадров (инженерно-технических и рабочих).
Последствиями указанных проблем являются следующие:
недостаток предложений транспортных услуг;
неудовлетворенность населения качеством перевозок;
отсутствие регулярных рейсов на большинстве пригородных маршрутов при снижении пассажиропотока в вечернее время;
несоблюдение требований транспортной безопасности на автовокзалах, автостанциях и в автокассах.
9. Основными направлениями решения проблем в транспортной системе Тверской области являются:
1) совершенствование нормативной правовой базы в области транспорта;
2) внедрение персонифицированного учета оплаты проезда и мониторинга предоставления услуг по перевозке пассажиров, в том числе граждан льготных категорий;
3) совершенствование организации перевозок пассажиров на регулярных маршрутах на основе транспортного планирования;
4) формирование комплексного подхода в сфере планирования и организации транспортного обслуживания населения на региональном и муниципальном уровнях;
5) необходимость использования комплексного подхода, методик по устойчивому планированию организации перевозок пассажиров;
6) переход на систему государственного заказа в сфере организации транспортного обслуживания населения;
7) совершенствование системы управления транспортным комплексом с учетом использования самых современных IT-технологий.
10. С 1 января 2020 года Министерству транспорта Тверской области подведомственны две профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (далее - ПОО), с количеством учащихся более 1 036 человек и около 100 работников.
В многоуровневых ПОО реализуются программы среднего профессионального образования по направлениям экономики: "Транспорт" "Машиностроение", "Сельское хозяйство" "Архитектура и строительство", "Сервис и туризм", "Информационные технологии", "Эстетические и парикмахерские услуги".
Образовательные программы воспитания и социализации обучающихся строятся на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, нравственность, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, образование. Реализуются мероприятия, усиливающие воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей, нацеленные на развитие духовно-нравственных качеств личности.
Совершенствование системы подведомственных ПОО осуществляется в рамках мероприятий Государственной программы, направленных на улучшение кадрового потенциала отрасли и повышение качества подготовки выпускников.
11. В Тверской области сложились следующие проблемы в системе подготовки кадров в сфере транспортного комплекса на базе образовательных организаций:
1) низкий уровень соответствия образовательных результатов системы профессионального образования по объемам подготовки кадров и их качественным характеристикам требованиям рынка труда и основных потребителей образовательных услуг;
2) отсутствие сформированной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
3) недостаточно развитая система оценки качества образования из-за отсутствия целостной и сбалансированной системы контрольно-измерительных материалов, процедур и механизмов оценки качества образования;
4) значительный износ материально-технической базы образовательных организаций, невысокий уровень использования информационных и инновационных технологий в ПОО при оказании государственных услуг.
12. Основными направлениями решения проблем в сфере среднего профессионального образования в транспортном комплексе являются:
1) предоставление обучающимся детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья возможностей доступа к образовательным ресурсам, возможностей выбора варианта освоения программ общего образования;
2) обновление форм и методов воспитания подрастающего поколения, в том числе нравственного, гражданского воспитания;
3) пересмотр структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом требований работодателей, студентов, а также с учетом прогноза рынка труда и социально-культурного и экономического развития в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
4) обеспечение условий для повышения квалификации и профессионального развития управленческих и педагогических работников системы образования;
5) развитие системы комплексного мониторинга качества образования, внешней независимой системы оценки качества с участием общественности;
6) совершенствование материально-технической базы ПОО;
7) формирование оптимальной сети ПОО, реализующих программы среднего профессионального образования, в которых создана материально-техническая и учебно-методическая база для подготовки кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.
13. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию Государственной программы, по годам его реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике Государственной программы.
Характеристика Государственной программы приведена в приложении 1 к настоящей Государственной программе.
14. Характеристика основных показателей Государственной программы приведена в приложении 2 к настоящей Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.