Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
Пункт 1 изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 3 сентября 2021 г. N 472-ПП
1. Государственная программа Тверской области "Лесное хозяйство Тверской области" на 2021 - 2026 годы (далее - государственная программа) определяет основные направления развития и функционирования лесного хозяйства Тверской области, системы управления в области лесных отношений, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Лес есть единство сообщества деревьев, почвы и климата. Отсюда лесное хозяйство есть обусловленная материальными и социальными потребностями людей преемственная, планомерная и систематическая деятельность, приложенная к лесу и направленная на постоянное и наивыгоднейшее пользование им, в установленных границах лесных площадей.
Леса Тверской области являются важнейшим возобновляемым ресурсом. Тверская область занимает второе место по возможному объему заготовки древесины в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Лесистость Тверской области - 54,7%. Площадь земель лесного фонда на территории области составляет 4 910,3 тыс. га.
Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда Тверской области составляет 4 426,5 тыс. га, из них хвойные насаждения занимают 42,6%, мягколиственные - 57,4%.
2. Государственное управление лесным хозяйством в Тверской области осуществляется Министерством лесного хозяйства Тверской области, подведомственными государственными казенными учреждениями - лесничествами Тверской области (11 учреждений) и государственным бюджетным учреждением "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес".
Лесохозяйственные работы на свободной от аренды площади лесного фонда Тверской области проводятся государственным бюджетным учреждением "Лесозащитный противопожарный центр - Тверьлес".
3. Лесное хозяйство Тверской области, как и в целом Российской Федерации, продолжает оставаться отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности. В этой сфере деятельности накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
Пункт 4 изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 3 сентября 2021 г. N 472-ПП
4. Увеличение объема использования лесов в последние годы осуществлялось в основном за счет увеличения рубки ценных хвойных насаждений, тогда как малоценные лиственные насаждения оставались практически нетронутыми. Это явилось следствием непропорционального развития института арендных отношений: доля аренды с целью заготовки выше доли аренды с целью рекреационной деятельности, в результате - низкий рост поступлений платежей за использование лесов в бюджетную систему.
Для увеличения поступлений в бюджетную систему Тверской области необходимо более интенсивно развивать лесопромышленный комплекс Тверской области.
Лесопромышленный комплекс является совокупностью отраслей промышленности, связанных с заготовкой, вывозом из леса и хранением древесины, первичной и последующей обработкой древесины, производством продукции переработки древесины на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Главным администратором государственной программы определены следующие задачи:
1) обеспечение на территории Тверской области реализации государственной политики в лесной промышленности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, создания и модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
2) развитие промышленного производства продукции из древесины, осуществляемого предприятиями и организациями крупного, среднего и малого бизнеса всех форм собственности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности;
3) реализация региональной политики повышения конкурентоспособности и продвижения продукции тверских товаропроизводителей в части продукции из древесины на внутреннем и внешнем рынках.
5. Важность и необходимость проведения лесоустройства связаны с тем, что лесоустройство является важнейшим элементом лесоучетных работ, главным информационным ресурсом, обеспечивающим устойчивое управление лесами.
Лесоустройство включает в себя целый комплекс работ по оценке состояния лесов, а также проектирование мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их продуктивности и устойчивости.
В настоящее время около 40% лесов Тверской области имеют давность лесоустройства более 10 лет. Ситуация ухудшилась в связи с сокращением финансирования с 2007 года лесоустроительных работ за счет федерального бюджета.
6. Принципиально важным с точки зрения обеспечения экологической и санитарной безопасности территории Тверской области является своевременное проведение лесопатологического обследования с целью получения достоверной информации об очагах вредных организмов леса, об участках захламления леса. Ежегодно на территории Тверской области от вредных организмов и неблагоприятных погодных и антропогенных факторов погибают лесные насаждения в среднем на площади 10,0 тыс. га (0,2% от площади лесного фонда), резко снижается качество древесины и возможность ее использования. Без реализации мер санитарной безопасности в лесах ущерб может составить десятки миллионов рублей.
7. Ежегодно на территории лесного фонда области проводятся сплошные рубки на лесосеках, лесными пожарами уничтожаются молодняки и спелые насаждения, т.е. увеличивается не покрытая лесом площадь. Не покрытая лесом площадь при отсутствии искусственного лесовосстановления быстро воспроизводится малоценными порослевыми лиственными породами, от чего породный состав лесного фонда ухудшается, а также происходит задернение площадей травянистой растительностью, переходящих в пустыри и редины, возобновление которых даже естественным путем в ближайшие десятилетия невозможно.
При недостаточности и несвоевременности ухода за лесными культурами в молодом возрасте они оказываются заглушенными травянистой растительностью и пологом мягколиственных пород. Трудовые, финансовые и материальные затраты по созданию лесных культур окажутся напрасными.
Поэтому необходимо проведение своевременного ухода за созданными лесными культурами. Для повышения качественного состава лесов необходимо проведение рубок ухода за лесом, особенно рубок ухода в молодняках хозяйственно-ценных насаждениях.
8. Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким уровнем нарушений населением требований пожарной безопасности в лесу. Это может привести к катастрофическим последствиям на фоне высокой погодной лесопожарной опасности.
9. Из всех нарушений лесного законодательства незаконная рубка леса является основным нарушением, которым причиняется значительный ущерб лесному хозяйству. Отсутствие надлежащего лесного надзора ведет к увеличению количества незаконных рубок лесных насаждений и затруднению возмещения ущерба государству от нарушений лесного законодательства.
Пункт 10 изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства Тверской области от 3 сентября 2021 г. N 472-ПП
10. На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
Для решения системных проблем в сфере лесного хозяйства, определенных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 312-р, главным администратором государственной программы определены следующие направления:
1) повышение эффективности государственного управления лесами;
2) гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
3) повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
4) повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
5) повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства;
6) поддержание генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов.
С 2019 года предусматривается реализация национальных проектов, разработанных в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Национальный проект "Экология" включает в себя национальные цели и стратегические задачи экологического развития России до 2024 года. Глобальная цель нацпроекта - изменить к 2024 году воздействие на окружающую среду. В рамках национального проекта "Экология" разработан федеральный проект "Сохранение лесов".
Основные направления федерального проекта "Сохранение лесов":
1) повышение качества и эффективности лесовосстановления;
2) инвентаризация земель, требующих лесовосстановления;
3) создание современных инфраструктурных объектов для воспроизводства лесов;
4) обновление специализированной лесохозяйственной техники и оборудования.
Задача федерального проекта "Сохранение лесов" - к 2024 году восстановить количество лесов до тех площадей, которые были до вырубки, то есть увеличить воспроизводство леса до 100%. Это означает, что весь вырубленный лес будет восстановлен в том же объеме и на территории той же площади.
В целях осуществления прорывного развития Российской федерации утвержден Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ). В рамках Указа определены 5 национальных целей развития Российской Федерации. Одна из целей - цель 3 "Комфортная и безопасная среда для жизни". Одним из факторов достижения цели является фактор - сохранение природного потенциала (сохранение лесов).
11. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы по годам ее реализации, указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике государственной программы.
Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к государственной программе.
12. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.