Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной
политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
Государственная программа разработана с учетом постановления Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области".
1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы определены следующими документами:
1) Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
2) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
3) распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года";
4) президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16) Национальный проект "Демография";
5) распоряжение Правительства Тверской области от 14.10.2015 N 505-рп "О Прогнозе социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года";
6) распоряжение Правительства Тверской области от 07.10.2019 N 745-рп "О Прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года".
2. Демографическая политика Тверской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в тверском регионе.
3. Государственная семейная политика направлена на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
4. Правительство Тверской области осуществляет последовательную политику, направленную на улучшение демографической ситуации, реализует целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на реализацию семейной политики.
5. Демографическая и семейная политика на территории тверского региона формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации Тверской области, а также граждан, проживающих на территории Тверской области.
6. В соответствии со сферами деятельности возможно определить основных ответственных исполнителей в реализации направлений демографической и семейной политики на территории региона:
1) Министерство здравоохранения Тверской области, Министерство социальной защиты населения Тверской области, Комитет по физической культуре и спорту Тверской области - увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности;
2) Министерство демографической и семейной политики Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области - увеличение рождаемости;
3) Министерство экономического развития Тверской области, Министерство образования Тверской области (в части развития системы профессионального образования), Главное управление по труду и занятости Тверской области - регулирование внутренней и внешней миграции;
4) Министерство демографической и семейной политики Тверской области, Министерство образования Тверской области, Комитет по делам молодежи Тверской области, Комитет по делам культуры Тверской области, Отдел записи актов гражданского состояния Тверской области, управление информационной политики аппарата Правительства Тверской области - укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества и иных мер семейной политики.
7. В 2019 году в тверском регионе семьям с детьми предоставлялось 19 видов социальных выплат, 13 из которых установлены законодательством Тверской области. Общий объем финансирования составил более 2,4 млрд руб., в том числе из областного бюджета Тверской области предусмотрено порядка 700 млн руб.
8. С января 2019 года многодетные семьи были освобождены от оплаты коммунальной услуги - вывоз твердых коммунальных отходов. С 2019 года для поддержания здоровья будущих матерей и рождения здоровых детей в тверском регионе введена ежемесячная денежная выплата на обеспечение полноценным питанием беременных женщин с низким доходом в размере 2 тыс. руб. Молодым семьям в возрасте до 25 лет, где родился (усыновлен) один ребенок и более, предоставляется выплата на частичное погашение ипотечного кредита в размере от 200 до 500 тыс. руб. С 1 октября 2019 года семьям с новорожденными детьми вручают подарочные наборы.
9. В целях улучшения демографической ситуации в тверском регионе и повышения уровня доходов семей с детьми с 2020 года вводятся следующие меры поддержки:
1) частичное возмещение затрат на приобретение автотранспорта многодетным семьям, воспитывающим пять и более несовершеннолетних детей;
2) дети из многодетной семьи при поступлении (переводе) в 1-й (5-й) класс общеобразовательной организации, находящейся на территории Тверской области, обеспечиваются школьной формой в порядке, установленном Правительством Тверской области;
3) единовременная выплата награжденным почетным знаком "Слава Отца";
4) предоставление освобождения от уплаты транспортного налога многодетным семьям;
5) ежегодная денежная премия победителям регионального этапа всероссийского конкурса "Семья года";
6) проведение ежегодного конкурса для многодетных семей "Лучшее семейное подворье".
Законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрены средства на реализацию данных мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.
Благодаря целенаправленной политике, направленной на поддержку семей с детьми, прежде всего многодетных, за последние 8 лет количество многодетных семей в тверском регионе увеличилось почти в 2 раза (197,2%), данные представлены на рисунке 1 государственной программы. Многодетная семья в Тверской области состоит преимущественно из родителей с тремя (79,4%) и четырьмя (14,8%) детьми.
Рисунок 1. Количество многодетных семей
10. Следует отметить, что негативные демографические тенденции характерны как для Тверской области в отдельности, так и для субъектов Центрального федерального округа (далее также - ЦФО) в целом.
11. В Тверской области кроме вышеуказанных факторов существенное воздействие на демографическую ситуацию оказывает внешняя исходящая миграция. Из-за близости Тверской области к городам Москва и Санкт-Петербург (далее также - столицы) массовая миграция началась здесь раньше, чем в других регионах, а масштабы ее были больше. На протяжении почти полутора столетий тверской регион питает демографическими ресурсами обе столицы России. Например, известно, что в начале ХХ в. каждый десятый житель Санкт-Петербурга был выходцем из Тверской губернии. Миграция не только вызвала общее сокращение численности населения, но и наложила отпечаток на демографические процессы в тверском регионе. Столицы в первую очередь притягивают наиболее активных, квалифицированных, преимущественно молодых людей. Результатом этого является ускоренное старение, снижение рождаемости, ухудшение качественных характеристик населения, остающегося жить в тверском регионе.
12. Тенденции сокращения численности населения Тверской области прослеживаются начиная с 50-х годов XX века. По переписи 1959 года население региона в современных границах составляло 1 млн 805 тыс. человек, по переписи 2010 года - 1 млн 350 тыс. человек, данные представлены в таблице 1 государственной программы. За 50 лет численность населения Тверской области сократилось почти на четверть (на 24%).
Численность населения Тверской области
Таблица 1
|
1990 г. |
2000 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Численность населения Тверской области, (тыс. человек) |
1 667 |
1 544 |
1 350 |
1 305 |
1 297 |
1 284 |
1 270 |
Место в рейтинге регионов Российской Федерации |
29 |
31 |
33 |
38 |
37 |
37 |
37 |
Место в рейтинге по ЦФО |
3 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
13. В рейтинге регионов по динамике численности населения с 1990 г. по 2018 г. Тверская область занимает последнее 16 место без учета Москвы и Московской области. ЦФО без учета Москвы и Московской области потерял 14,3% населения. За счет Москвы и Московской области все население ЦФО увеличилось на 3,3%, данные представлены в таблице 2 государственной программы.
Доля увеличения/уменьшения численности населения по ЦФО
Таблица 2
N п/п |
Регионы |
Годы |
% |
|
1990, тыс. чел. |
2018, тыс. чел. |
|||
1 |
Белгородская область |
1 393 |
1 549 |
+11,2 |
2 |
Воронежская область |
2 470 |
2 331 |
-5,6 |
3 |
Калужская область |
1 071 |
1 011 |
-5,6 |
4 |
Липецкая область |
1 232 |
1 147 |
-6,9 |
5 |
Ярославская область |
1 473 |
1 263 |
-14,3 |
6 |
Курская область |
1 331 |
1 111 |
-16,5 |
7 |
Орловская область |
897 |
743 |
-17,1 |
8 |
Рязанская область |
1 350 |
1 118 |
-17,2 |
9 |
Владимирская область |
1 656 |
1 372 |
-17,2 |
10 |
Брянская область |
1 464 |
1 206 |
-17,6 |
11 |
Смоленская область |
1 158 |
946 |
-18,3 |
12 |
Тульская область |
1 853 |
1 485 |
-19,9 |
13 |
Костромская область |
805 |
640 |
-20,5 |
14 |
Ивановская область |
1 294 |
1 009 |
-22,0 |
15 |
Тамбовская область |
1 316 |
1 025 |
-22,1 |
16 |
Тверская область |
1 667 |
1 270 |
-23,8 |
17 |
ЦФО* |
22 430 |
19 226 |
-14,3 |
18 |
г. Москва |
8 949 |
12 561 |
+40,4 |
19 |
Московская область |
6 710 |
7 552 |
+12,5 |
20 |
ЦФО |
38 087 |
39 348 |
+3,3 |
*ЦФО без учета Москвы и Московской области.
14. Анализ динамики численности населения за последние почти 30 лет с 1989 г. по 2018 г. на внутрирегиональном уровне показал сильно выраженную географическую особенность сокращения численности населения по муниципальным образованиям Тверской области, которые все за этот период имеют отрицательную динамику, данные представлены в таблице 3 государственной программы.
Группировка муниципальных образований Тверской области по доле сократившегося населения с 1989 г. по 2018 г.
Таблица 3
|
Сокращение населения, % |
|||
0-20 |
20-40 |
40-60 |
||
Количество муниципальных образований Тверской области, единиц* |
7 |
16 |
18 |
*Без учета муниципальных образований Тверской области ЗАТО Солнечный и ЗАТО Озерный, из-за отсутствия информации о численности населения за 1989 г.
15. Наибольшее снижение отмечается в периферийных районах области: Сандовский (-59,0%), Молоковский (-58,5%), Жарковский (-57,3%) и др. Наименьшее же сокращение отмечается в Калининском, Конаковском и Рамешковском районах Тверской области, данные представлены в таблице 4 государственной программы.
Численность населения Тверской области по муниципальным образованиям Тверской области
Таблица 4
N п/п |
Муниципальные образования Тверской области |
Года |
% |
|
1989 |
2018 |
|||
|
Тверская область |
1 663 122 |
1 269 636 |
-23,8 |
1 |
г. Тверь |
449 925 |
420 850 |
-6,5 |
2 |
г. Торжок |
50 058 |
45 371 |
-9,4 |
3 |
Калининский район |
57 192 |
49 400 |
-13,6 |
4 |
г. Ржев |
68 803 |
58 596 |
-14,8 |
5 |
Рамешковский район |
18 322 |
15 058 |
-17,8 |
6 |
Удомельский городской округ |
43 952 |
35 980 |
-18,1 |
7 |
Конаковский район |
97 348 |
79 391 |
-18,4 |
8 |
Торжокский район |
27 103 |
21 572 |
-20,4 |
9 |
Старицкий район |
29 184 |
22 384 |
-23,3 |
10 |
Лихославльский район |
34 361 |
25 955 |
-24,5 |
11 |
г. Кимры |
60 979 |
44 125 |
-27,6 |
12 |
Кесовогорский район |
10 478 |
7 536 |
-28,1 |
13 |
Спировский район |
15 433 |
11 070 |
-28,3 |
14 |
Калязинский район |
27 330 |
19 572 |
-28,4 |
15 |
Зубцовский район |
22 080 |
15 631 |
-29,2 |
16 |
Вышневолоцкий городской округ |
100 120 |
68 726 |
-31,4 |
17 |
Кувшиновский район |
20 963 |
13 884 |
-33,8 |
18 |
Кашинский городской округ |
37 221 |
24 045 |
-35,4 |
19 |
Бежецкий район |
49 483 |
31 781 |
-35,8 |
20 |
Селижаровский район |
18 039 |
11 341 |
-37,1 |
21 |
Ржевский район |
17 767 |
11 036 |
-37,9 |
22 |
Кимрский район |
18 470 |
11 403 |
-38,3 |
23 |
Андреапольский район |
17 872 |
10 672 |
-40,3 |
24 |
Оленинский муниципальный округ |
18 903 |
11 258 |
-40,4 |
25 |
Осташковский городской округ |
35 380 |
21 051 |
-40,5 |
26 |
Нелидововский городской округ |
41 562 |
24 664 |
-40,7 |
27 |
Максатихинский район |
24 752 |
14 409 |
-41,8 |
28 |
Сонковский район |
13 211 |
7 685 |
-41,8 |
29 |
Торопецкий район |
31 458 |
17 940 |
-43,0 |
30 |
Пеновский район |
10 139 |
5 721 |
-43,6 |
31 |
Лесной муниципальный округ |
8 286 |
4 527 |
-45,4 |
32 |
Западнодвинский район |
24 130 |
13 157 |
-45,5 |
33 |
Фировский район |
14 238 |
7 662 |
-46,2 |
34 |
Весьегонский муниципальный округ |
20 602 |
11 022 |
-46,5 |
35 |
Краснохолмский район |
19 166 |
9 946 |
-48,1 |
36 |
Бельский район |
10 223 |
5 286 |
-48,3 |
37 |
Бологовский район |
65 988 |
33 570 |
-49,1 |
38 |
Жарковский район |
10 483 |
4 474 |
-57,3 |
39 |
Молоковский район |
9 300 |
3 858 |
-58,5 |
40 |
Сандовский район |
12 818 |
5 252 |
-59,0 |
16. За 50 лет значительно изменилась структура населения тверского региона - на 10% уменьшилась доля детского населения. При этом с 2005 г. доля лиц в возрасте от 16 до 19 лет уменьшилась почти в два раза, данные представлены в таблице 5 государственной программы.
Удельный вес отдельных возрастных групп в общей численности населения Тверской области (%)
Таблица 5
Год |
1970 |
1990 |
2000 |
2005 |
2010 |
2018 |
Динамика 2018 года к 1970 году |
Возраст | |||||||
0-2 |
3,1 |
4,0 |
2,1 |
2,7 |
3,0 |
3,0 |
96,8 |
3-6 |
5,1 |
5,6 |
3,2 |
3,1 |
3,7 |
4,6 |
90,2 |
7-15 |
15,9 |
11,4 |
12,5 |
9,2 |
7,6 |
9,2 |
57,9 |
16-19 |
6,7 |
4,8 |
5,7 |
6,3 |
4,3 |
3,4 |
50,8 |
20-29 |
10,6 |
13,0 |
12,7 |
14,1 |
15,5 |
10,6 |
100,0 |
30-39 |
15,3 |
15,7 |
13,7 |
12,4 |
13,8 |
15,7 |
102,6 |
40-49 |
15,7 |
10,1 |
16,2 |
16,4 |
13,8 |
13,7 |
87,3 |
50-54 |
4,5 |
7,3 |
6,0 |
7,7 |
8,5 |
6,4 |
142,2 |
55-59 |
6,2 |
6,6 |
4,1 |
5,9 |
7,7 |
7,9 |
127,4 |
> 60 |
16,9 |
21,5 |
23,8 |
22,2 |
22,1 |
25,5 |
150,9 |
17. С 1990 г. динамика численности населения тверского региона определяется высокой естественной убылью, данные представлены в таблице 6 государственной программы. Наиболее высокие значения показателя естественной убыли отмечаются среди сельского населения региона, данные представлены в таблице 7 государственной программы.
Динамика общих показателей естественного движения населения Российской Федерации, ЦФО и Тверской области на 1000 жителей
Таблица 6
(промилле, значение показателя год)
N п/п |
Годы |
Российская Федерация |
ЦФО |
Тверская область |
||||||
|
|
рождаемость |
смертность |
естественный прирост/ убыль |
рождаемость |
смертность |
естественный прирост/ убыль |
рождаемость |
смертность |
естественный прирост/ убыль |
1 |
1990 |
13,4 |
11,2 |
2,2 |
11,2 |
13,2 |
-2,0 |
11,5 |
14,9 |
-3,4 |
2 |
2000 |
8,7 |
15,3 |
-6,6 |
7,4 |
17,0 |
-9,6 |
7,5 |
21,6 |
-14,1 |
3 |
2010 |
12,5 |
14,2 |
-1,7 |
10,7 |
15,2 |
-4,5 |
10,9 |
20,1 |
-9,2 |
4 |
2018 |
10,9 |
12,5 |
-1,6 |
9,9 |
12,9 |
-3,0 |
9,1 |
16,8 |
-7,7 |
Общий коэффициент естественного прироста
Таблица 7
(промилле, значение показателя за год)
|
|
1990 г. |
2000 г. |
2010 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Российская Федерация |
Все население |
2,2 |
-6,6 |
-1,7 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
-0,9 |
-1,6 |
Городское население |
2,2 |
-6,3 |
-1,5 |
0,3 |
0,3 |
0,8 |
0,7 |
-0,4 |
-1,0 |
|
Сельское население |
2,3 |
-7,3 |
-2,1 |
0,0 |
-0,1 |
-1,6 |
-2,0 |
-2,5 |
-2,9 |
|
Тверская область |
Все население |
-3,4 |
-14,1 |
-9,2 |
-6,7 |
-6,5 |
-6,5 |
-6,6 |
-7,0 |
-7,7 |
Городское население |
-1,2 |
-11,7 |
-7,4 |
-6,2 |
-6,0 |
-5,2 |
-5,3 |
-5,9 |
-6,7 |
|
Сельское население |
-8,6 |
-20,3 |
-14,3 |
-8,1 |
-8,1 |
-10,2 |
-10,1 |
-10,2 |
-11,1 |
|
Место в рейтинге регионов Российской Федерации |
81* |
80* |
81* |
81* |
82 |
83 |
83 |
83 |
Данные отсутствуют |
*Отсутствуют данные по трем субъектам Российской Федерации.
18. Рождаемость играет главную роль в процессе воспроизводства населения. При этом суммарный коэффициент рождаемости является наиболее точным измерителем уровня рождаемости. Данный коэффициент характеризует среднее число рождений у одной женщины на протяжении всего репродуктивного периода (от 15 лет до 49 лет), измеряется в единицах и не зависит от особенностей половозрастного состава населения. Он характеризует не только уровень рождаемости, но и воспроизводство населения. Его величина, равная 2,1 - 2,2, соответствует простому воспроизводству населения, при котором численность населения от поколения к поколению не меняется. Если суммарный коэффициент рождаемости ниже рубежа 2,1 - 2,2, то даже при низких показателях смертности замещения поколений происходить не будет, и численность населения от поколения к поколению будет сокращаться. Сокращение численности населения может тормозиться или откладываться на некоторое время под влиянием сложившейся благоприятной возрастной структуры населения, но только на некоторое время. В этом случае проблему низкой рождаемости, безусловно, следует отнести к числу основных острейших демографических проблем, а задачу ее повышения вынести в число приоритетных задач демографической политики в Тверской области.
19. На протяжении 30 лет суммарный коэффициент рождаемости как в Тверской области, так и в Российской Федерации в целом не достигает уровня простого воспроизводства населения.
20. При этом следует отметить, что многие эксперты связывают повышение коэффициента рождаемости в 2010 и 2015 гг. по сравнению с 2000 г. с введением экономических мер по стимулированию рождаемости - введение материнского (семейного) капитала в 2006 г. при рождении второго ребенка и выплат при рождении третьего и последующих детей с 2013 г., данные представлены в таблице 8 государственной программы. Но в последние годы данный показатель снижается. Снижение подтверждает, что стимулы (и/или ограничения), как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Демографы отмечают, что временные экономические меры сказываются прежде всего на тайминге рождений, а не на суммарном коэффициенте, то есть после временных экономических мер происходит всплеск волны рождений, за которым следуют стабилизация и падение.
Суммарный коэффициент рождаемости
Таблица 8
(единица, значение показателя за год)
|
|
1990 г. |
2000 г. |
2010 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
Все население |
1,89 |
1,20 |
1,57 |
1,71 |
1,75 |
1,78 |
1,76 |
1,62 |
1,58 |
Российская Федерация |
Городское население |
1,70 |
1,09 |
1,44 |
1,55 |
1,59 |
1,68 |
1,67 |
1,53 |
1,49 |
|
Сельское население |
2,60 |
1,55 |
1,98 |
2,26 |
2,32 |
2,11 |
2,06 |
1,92 |
1,87 |
|
Все население |
1,81 |
1,16 |
1,52 |
1,64 |
1,66 |
1,70 |
1,71 |
1,56 |
1,47 |
Тверская область |
Городское население |
1,63 |
1,08 |
1,41 |
1,51 |
1,54 |
1,66 |
1,69 |
1,52 |
1,42 |
|
Сельское население |
2,45 |
1,46 |
1,92 |
2,16 |
2,17 |
1,85 |
1,81 |
1,72 |
1,67 |
21. Суммарный коэффициент рождаемости в ЦФО ниже, чем в среднем по Российской Федерации. ЦФО в рейтинге регионов по данному показателю за 2018 г. занимает последнюю строку, данные представлены в таблице 9 государственной программы. За 2018 г. Тверская область занимает 5 место по ЦФО по данному показателю, данные представлены в таблице 10 государственной программы.
Суммарный коэффициент рождаемости по федеральным округам
Таблица 9
(единица, значение показателя за год)
N п/п |
Наименование округа |
2018 г. |
1 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1,84 |
2 |
Дальневосточный федеральный округ |
1,74 |
3 |
Уральский федеральный округ |
1,72 |
4 |
Сибирский федеральный округ |
1,64 |
5 |
Приволжский федеральный округ |
1,56 |
6 |
Южный федеральный округ (с 29.07.2016) |
1,55 |
7 |
Северо-Западный федеральный округ |
1,47 |
8 |
Центральный федеральный округ |
1,44 |
Суммарный коэффициент рождаемости по ЦФО
Таблица 10
N п/п |
Наименование субъекта Российской Федерации |
1990 г. (единица, значение показателя за год) |
Место в рейтинге по ЦФО |
2000 г. (единица, значение показателя за год) |
Место в рейтинге по ЦФО |
2010 г. (единица, значение показателя за год) |
Место в рейтинге по ЦФО |
2018 г. (единица, значение показателя за год) |
Место в рейтинге по ЦФО |
|
Российская Федерация |
1,89 |
|
1,20 |
|
1,57 |
|
1,58 |
|
|
Центральный федеральный округ |
1,64 |
|
1,07 |
|
1,37 |
|
1,44 |
|
1 |
Костромская область |
1,93 |
2 |
1,21 |
2 |
1,65 |
1 |
1,61 |
1 |
2 |
Калужская область |
1,78 |
12 |
1,09 |
6 |
1,48 |
6 |
1,60 |
2 |
3 |
Московская область |
1,44 |
16 |
1,04 |
9 |
1,37 |
13 |
1,53 |
3 |
4 |
Владимирская область |
1,79 |
10 |
1,12 |
5 |
1,46 |
8 |
1,49 |
4 |
5 |
Липецкая область |
1,81 |
7 |
1,16 |
3 |
1,47 |
7 |
1,49 |
4 |
6 |
Тверская область |
1,81 |
8 |
1,16 |
3 |
1,52 |
3 |
1,47 |
5 |
7 |
Ярославская область |
1,69 |
14 |
1,05 |
8 |
1,49 |
5 |
1,47 |
5 |
8 |
Рязанская область |
1,80 |
9 |
1,08 |
7 |
1,44 |
9 |
1,45 |
6 |
9 |
Курская область |
1,85 |
4 |
1,22 |
1 |
1,54 |
2 |
1,44 |
7 |
10 |
Брянская область |
2,02 |
1 |
1,15 |
4 |
1,42 |
10 |
1,43 |
8 |
11 |
Ивановская область |
1,72 |
13 |
1,04 |
9 |
1,40 |
11 |
1,40 |
9 |
12 |
город Москва |
1,42 |
17 |
0,98 |
11 |
1,25 |
17 |
1,40 |
10 |
13 |
Орловская область |
1,84 |
5 |
1,15 |
4 |
1,50 |
4 |
1,38 |
11 |
14 |
Белгородская область |
1,91 |
3 |
1,15 |
4 |
1,40 |
11 |
1,36 |
12 |
15 |
Тульская область |
1,68 |
15 |
1,04 |
9 |
1,31 |
16 |
1,35 |
13 |
16 |
Воронежская область |
1,78 |
11 |
1,15 |
4 |
1,36 |
14 |
1,34 |
14 |
17 |
Тамбовская область |
1,83 |
6 |
1,22 |
1 |
1,34 |
15 |
1,33 |
15 |
18 |
Смоленская область |
1,79 |
10 |
1,03 |
10 |
1,38 |
12 |
1,28 |
16 |
22. Демографы снижение рождаемости во многом связывают с сокращением числа женщин репродуктивного возраста. На рисунке 2 государственной программы представлена динамика численности женщин фертильного возраста в тверском регионе. Следует отметить, что за 14 лет общее число женщин данного возраста уменьшилось на 24,5% (с 359 649 человек в 2005 г. до 271 451 человек в 2019 г.). При этом самое существенное сокращение произошло в группе лиц возраста от 15 до 29 лет - на 40,7% (с 145 002 человек в 2005 г. до 85 864 человек в 2019 г.). В настоящее время в детородный возраст вступает малочисленное поколение 1990-х годов.
Рисунок 2. Численность женщин фертильного возраста в Тверской области
23. В Тверской области, несмотря на то, что в последние десятилетия видна тенденция снижения рождений детей у родителей вне брака (с 29,4% в 2000 г. до 21,1% в 2018 г.), процент рожденных детей в таких семьях довольно высок и по данным Федеральной службы государственной статистики (далее также - Росстат) за 2018 г. в Тверской области составил 21,1%. При этом следует отметить более высокий процент (на 9,1%) рожденных детей у родителей вне брака в сельской местности, чем в городской местности, данные представлены в таблицах 11, 12 государственной программы.
Процент детей, родившихся живыми у женщин, не состоявших в браке (по данным Росстата, 2018 г.)
Таблица 11
(%, значение показателя за год)
|
Все население |
Городское население |
Сельское население |
Российская Федерация |
21,1 |
19,2 |
26,8 |
ЦФО |
18,6 |
17,6 |
24,0 |
Тверская область |
21,1 |
19,1 |
28,4 |
Процент детей, родившихся живыми у женщин, не состоявших в браке в городской и сельской местности Тверской области
Таблица 12
(%, значение показателя за год)
|
1990 г. |
2000 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2018 г. |
|||||||||||
все население |
город |
село |
все население |
город |
село |
все население |
город |
село |
все население |
город |
село |
все население |
город |
село |
||
Тверская область |
13,8 |
11,9 |
18,1 |
29,4 |
27,2 |
35,5 |
25,9 |
23,0 |
33,5 |
22,3 |
19,5 |
33,0 |
21,1 |
19,1 |
28,4 |
24. По данным переписи населения 2010 г. в тверском регионе число неполных семей, то есть семей, состоящих из матери или отца с детьми, от общего числа семей с детьми (младше 18 лет), составляет 33,99%. Это 20 место в рейтинге регионов. Характерно высокое значение показателя неполных семей в городах Санкт-Петербург (45,26%), Москва (43,24%), Тульской области (41,78%), Московской области (39,99%), Ленинградской области (38,60%). Наименьшие показатели - в Дагестане (17,71%), Чечне (18,21%), Ингушетии (19,22%).
25. Общий коэффициент брачности и разводимости на 1000 человек в тверском регионе сопоставим с данными показателями по Российской Федерации и ЦФО, данные представлены в таблице 13 государственной программы. Общая тенденция свидетельствует о значительной доле разводов. При этом в Тверской области в 2018 г. существенно уменьшился коэффициент брачности (с 6,7 в 2017 г. до 5,9 в 2018 г.).
Общий коэффициент брачности и разводимости (по данным Росстата)
Таблица 13
(промилле, значение показателя за год)
|
На 1000 человек населения |
|||||
браков |
разводов |
|||||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Российская Федерация |
6,7 |
6,1 |
4,1 |
4,0 |
||
ЦФО |
6,7 |
6,1 |
4,1 |
3,9 |
||
Тверская область |
6,7 |
5,9 |
4,2 |
4,3 |
26. Несмотря на то, что за последнее время с 2010 г. снизилось как число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет (с 41 в 2010 г. до 24 в 2016 г.), так и число абортов на 100 родов (с 92 в 2010 г. до 48 в 2016 г.), данные показатели превышают показатели как в Российской Федерации, так и в ЦФО, данные представлены в таблице 14 государственной программы.
Прерывание беременности (единиц)
Таблица 14
|
2010 г. |
2015 г. |
2018 г. |
||||
число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет |
число абортов на 100 родов |
число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет |
число абортов на 100 родов, |
число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 - 49 лет |
число абортов на 100 родов, |
||
Российская Федерация |
32 |
67 |
24 |
44 |
19 |
42 |
|
ЦФО |
24 |
58 |
18 |
37 |
14 |
33 |
|
Тверская область |
41 |
92 |
27 |
54 |
18 |
43 |
27. Отмечается существенное ухудшение финансового положения семей при рождении детей, актуальным является тезис "Дети рождаются - семья беднеет". Так, если в семье без детей совокупный доход составляет 64,8 тыс. руб. (2 x 32,4 тыс. руб. - среднемесячная заработная плата работников предприятий Тверской области за январь - сентябрь 2019 г.), следовательно, среднедушевой доход семьи составляет 32,4 тыс. руб., то с рождением каждого ребенка этот доход уменьшается.
28. Одной из основных причин низкой рождаемости населения демографами называется "расшатывание" традиционных семейных устоев, разрушение традиционного института брака как договора, в котором муж обязывается содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Кроме этого, по мнению социологов, в современной семье ребенок становится центром семьи, что и предполагает наличие одного ребенка в семье (концепция детоцентризма).
29. Социологическими исследованиями определены наиболее важные проблемы для семей с детьми, к которым относятся проблемы с жильем (63,9%), материальные трудности (59,9%), трудности с получением дошкольного образования и воспитания детей (39,5%), проблемы с занятостью (работа и получение высшего образования) (34,8%). При этом социологи отмечают, что монетарные меры поддержки (выплата пособий) оказывают лишь частичное, до 40%, воздействие на принятие решения о рождении ребенка и в первую очередь среди малообеспеченных слоев населения. Остальные 60% относятся к немонетарным формам (компенсационные, налоговые, административные, инфраструктурные и другие), в первую очередь создающим у целевых групп ощущение финансовой и социальной защищенности и гарантий сохранения качества жизни семьи до достижения детьми промежуточных возрастов автономности (дошкольный, школьный возраст, 18 лет).
30. Таким образом, демографическая ситуация Тверской области характеризуется следующими тенденциями:
1) уменьшение численности населения тверского региона при изменении структуры населения - уменьшении доли населения в возрасте от 0 до 19 лет;
2) существенное снижение дохода семьи при рождении детей и наличие проблем, прежде всего с жильем, у семей с детьми;
3) снижение суммарного коэффициента рождаемости;
4) увеличение количества многодетных семей.
31. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы по годам ее реализации, по каждой подпрограмме, задачам и мероприятиям подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов указан в характеристике государственной программы Тверской области "Развитие демографической и семейной политики Тверской области" на 2020 - 2025 годы, являющейся приложением 1 к государственной программе.
32. Характеристика основных показателей государственной программы Тверской области "Развитие демографической и семейной политики Тверской области" на 2020 - 2025 годы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.