Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития
1. Государственная программа "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы разработана с учетом постановления Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области" (далее - постановление Правительства Тверской области от 24.09.2012 N 545-пп).
2. Государственная программа направлена на достижение национальной цели: сохранение населения, здоровья и благополучия людей, предусмотренной в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
3. Новые целевые установки в сфере социальной поддержки населения, определенные в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в ежегодном послании Губернатора Законодательному Собранию Тверской области, в первую очередь предусматривают повышение качества и доступности социальных услуг, усиление адресности в предоставлении социальной поддержки, внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг, в деятельность социальных учреждений.
4. Согласно демографическим показателям Тверская область характеризуется высоким уровнем демографической старости. Свидетельством старения населения является неуклонный рост доли лиц старших возрастов.
5. Демографическая ситуация в Тверской области характеризуется ежегодным уменьшением численности населения. Сокращение общей численности населения сопровождается процессом его старения.
6. В Тверской области тенденция роста доли лиц старше трудоспособного возраста (мужчины с 60 лет, женщины - с 55 лет) составляла в 1990 году - 25,1%, в 2016 - уже 28,7%, в 2019 - 29,9%.
Для тверского региона доля граждан старше трудоспособного возраста в общей структуре населения области составляет практически одну треть (29,9%), что выше общероссийского показателя (по Российской Федерации 25,8%).
Больше, чем в Тверской области, доля лиц старше трудоспособного возраста наблюдалась в Рязанской (30,8%), Тульской (31,0%), и Тамбовской (31,1%) областях.
7. В Тверской области сформирована система социального обслуживания населения, включающая в себя государственные бюджетные учреждения социального обслуживания населения, общая цель которых - удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми в социальных, социально-медицинских, социально-бытовых, культурно-досуговых и иных услугах.
8. Реализация полномочий по обеспечению своевременного предоставления населению социальных выплат и пособий является одним из приоритетных направлений государственной программы. В Тверской области предоставляется около 47 видов социальных выплат, 40 из них - за счет областного бюджета Тверской области. Все социальные выплаты производятся в установленные сроки и индексируются в соответствии с законодательством.
9. Среди получателей выплат основных льготных категорий, в число которых входят ветераны войны и труда, инвалиды от общего заболевания, лица, пострадавшие от политических репрессий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, почетные доноры, 124 тысячи человек являются федеральными льготниками, 175 тысяч человек - региональными.
10. Ежегодно в силу естественных причин в среднем на 45,3% снижается численность участников и инвалидов Великой Отечественной войны (или до 583 человек).
Количество инвалидов вследствие общего заболевания остается на прежнем уровне.
11. В последние годы отмечается тенденция незначительного снижения общего количества региональных льготников. Ежегодно уменьшается количество тружеников тыла (за последние 3 года снижение произошло на 33,7% - 2 975 человек), реабилитированных (за последние 3 года снижение произошло на 14,1% - 159 человек).
12. Однако общую численность региональных льготников стабилизирует такая категория, как "Ветеран труда Тверской области", которая увеличивается за счет снижения требования к стажу и в целом возможности получить звание и меры социальной поддержки на основании большого стажа работы. Сегодня это звание присвоено более чем 69 тысячам жителей Тверской области.
13. Стационарное социальное обслуживание является одним из приоритетных направлений в обеспечении жизнедеятельности престарелых граждан и инвалидов - жителей Тверской области.
14. Стационарная помощь для пожилых и инвалидов - наиболее стабильная и давно действующая система. В Тверской области в системе социальной защиты населения функционирует 40 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Тверской области (далее - ГБУ) на 4 579 койко-мест, в том числе:
1) 3 дома-интерната общего типа большой вместимости (1 246 койко-мест);
2) 8 психоневрологических интернатов (2 485 койко-мест);
3) специальный дом-интернат (105 койко-мест);
4) дом милосердия (40 койко-мест);
5) 27 комплексных центров социального обслуживания населения с 25 стационарными отделениями (703 койко-мест).
15. В сравнении с регионами Центрального федерального округа Тверская область находится на 4 месте по количеству стационарных мест для пожилых граждан и инвалидов на 10 000 населения.
16. Последовательно продолжаются решаться вопросы усиления комплексной безопасности учреждений с круглосуточным пребыванием людей, прежде всего пожарной безопасности.
17. Все мероприятия по реализации первоочередных мер обеспечения комплексной безопасности объектов социальной защиты населения с постоянным пребыванием людей выполнены на 100%.
18. Во всех стационарных учреждениях созданы максимально комфортные условия проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Жители любого района Тверской области по своему желанию могут быть направлены (и направляются) на постоянное стационарное обслуживание в любой дом-интернат, располагающийся на территории Тверской области.
19. Благодаря развитой сети учреждений и внедрению национальных и региональных стандартов социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды независимо от места их проживания смогут во всех муниципальных образованиях Тверской области получить социальные услуги в домах-интернатах на одинаково высоком уровне.
20. Одним из основных принципов социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является сохранение пребывания человека в привычной благоприятной среде. В связи с чем необходим системный подход, включающий поддержку семейного ухода, сбалансированное социальное и медицинское обслуживание на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением службы сиделок, выстраивание системы взаимодействия медицинских учреждений и органов социальной защиты.
Тверская область пока не входит в число пилотных регионов, включенных в проект по созданию системы долговременного ухода. Однако уже начата работа по апробации внедрения службы долговременного ухода на пилотных территориях Тверской области.
С 2019 года начато внедрение системы долговременного ухода на трех пилотных территориях. В 2020 году количество пилотных территорий расширилось до 11. Планируется в 2024 году распространить систему долговременного ухода на всей территории Тверской области.
21. В регионе проводятся мероприятия по уменьшению количества случаев направления детей-инвалидов, достигших возраста 18 лет, из государственного бюджетного учреждения "Кашаровский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии" в психоневрологические интернаты. В этом направлении ведется работа по стимулированию родственного ухода за детьми-инвалидами, применяются новые технологии и организовываются школы ухода.
22. В рамках развития стационарного социального обслуживания необходимо внедрение новых социальных сервисов, которые отвечали бы современным потребностям населения.
23. Проводится работа по внедрению стационарозамещающих технологий, направленных на устойчивое повышение качества жизни обслуживаемых граждан, в том числе на активизацию их социальной роли и сохранение самостоятельности.
24. Первая из них - это открытие отделений временного проживания.
Открытие такого отделения запланировано на базе государственного бюджетного учреждения "Ржевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в 2021 году.
В результате внедрения данного сервиса пожилые люди не попадают на постоянное проживание в дом-интернат, сохраняются семейные связи и родственный уход после непродолжительной "социальной передышки".
25. В целях обеспечения жизнедеятельности инвалидов в условиях вне стационара в Тверской области внедряются стационарозамещающие технологии - сопровождаемое проживание инвалидов.
26. С 2020 года начата работа по созданию на базе психоневрологических интернатов отделений учебного сопровождаемого проживания с целью создания для граждан, страдающих психическими расстройствами, условий для обучения навыкам максимально возможной самостоятельности в бытовой, социально-коммуникационной и досуговой деятельности.
27. Планируется организация сопровождаемого проживания граждан, страдающих психическими расстройствами, в отдельном жилом помещении вне учреждений психоневрологического профиля.
28. Применение данных технологий в рамках оказания социальной помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами, позволяет предупредить развитие негативных последствий и различных социальных проблем, способствует социализации и реабилитации данной категории граждан, развитию у граждан максимально возможной самостоятельности в социальной, социально-бытовой, трудовой и иных сферах жизнедеятельности.
29. На базе домов-интернатов организованы школы реабилитации и ухода, занимающиеся предоставлением услуг по социально-правовому консультированию, оказанию социально-психологической помощи, обучению базовым знаниям и навыкам, необходимым по уходу за пожилыми людьми и инвалидами гражданам и родственникам, осуществляющим уход. В дальнейшем планируется открытие аналогичных школ при психоневрологических домах-интернатах и реабилитационных центрах для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
30. Планируется создание на базе государственного бюджетного учреждения "Тверской комплексный центр социального обслуживания населения" центра дневного пребывания для граждан с когнитивными нарушениями.
31. Одним из инновационных способов поддержки пожилых людей и инвалидов является приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов. Данная форма жизнеустройства является стационарозамещающей технологией в организации социального обслуживания.
Приемная семья представляет собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, желающего организовать приемную семью и взять на себя заботу и оказание социальных услуг пожилому человеку или инвалиду, который не является его родственником.
По состоянию на 1 сентября 2020 года на территории Тверской области организовано 7 приемных семей.
32. Ведется работа по созданию условий для развития института "приемная семья для граждан, страдающих психическими расстройствами".
33. Начато планомерное внедрение платных услуг. Приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области утвержден порядок предоставления дополнительных платных социальных услуг населению в ГБУ. В соответствии с этим приказом платные услуги в ГБУ организованы в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в целях расширения сферы социального обслуживания населения и повышения эффективности деятельности учреждений социальной защиты.
34. Нестационарное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов представлено комплексными центрами социального обслуживания населения Тверской области (37 центров) и реабилитационными центрами для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (9 центров).
35. Самой распространенной и наиболее приемлемой формой для пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание, которое помогает решать проблемы граждан пожилого возраста и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в посторонней поддержке. В настоящее время на надомном обслуживании в отделениях социального обслуживания состоят более 9 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, которым предоставляются услуги по организации питания, быта и досуга, а также санитарно-гигиенические услуги.
36. Не менее востребованным сервисом будет являться отделение дневного пребывания, который позволит родственникам, осуществляющим уход за пожилыми людьми, например, осуществлять трудовую деятельность в течение дня, поместив пожилого родителя под присмотр специалистов социальной службы. Для пожилых людей здесь будут проводиться различные занятия, в том числе физкультурой, творчеством, рукоделием и т.д.
Данный сервис является прежде всего стационарозамещающей технологией. В связи с возможностью родственников совмещать трудовую деятельность и уход за пожилым человеком последний не попадет в стационарное учреждение.
В 2021 году запланирован ремонт и открытие отделения на базе Тверского комплексного центра социального обслуживания населения.
37. На учете в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья состоят дети-инвалиды, имеющие тяжелые множественные нарушения в развитии (далее - ТМНР). Эти дети в силу своих заболеваний не имеют возможность получать реабилитационные и абилитационные услуги на базе реабилитационных центров. В целях обеспечения адресности, доступности социального обслуживания, приближения социальных услуг к их получателям в 2020 году внедрена новая технология "Домашний микро-реабилитационный центр" (далее - ДМРЦ). Внедрение данной технологии необходимо для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР, которые не могут посещать реабилитационные центры. Комплекс реабилитационных мероприятий будет проводиться на дому в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Проведен предварительный мониторинг потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов с ТМНР.
На конец 2021 года будет открыто 58 ДМРЦ. Использование метода семейно-центрированной реабилитации позволит создать реабилитационную среду в домашних условиях, где родители (законные представители) становятся активными участниками реабилитационного процесса.
38. Внедрение новой технологии "ДМРЦ" с разработкой и реализацией комплекса реабилитационных мероприятий позволит создать реабилитационную среду в домашних условиях, где родители (законные представители) становятся активными участниками реабилитационного процесса.
39. Деятельность учреждений социального обслуживания позволяет в значительной степени снизить рост социальной напряженности среди граждан пожилого возраста.
40. Уделяется большое внимание развитию системы социального обслуживания населения с целью удовлетворения устойчивого спроса на социальные услуги, повышения их доступности и качества.
41. Гарантированные государством социальные услуги на территории Тверской области предоставляются бесплатно или на условиях частичной оплаты.
42. Для обеспечения равной доступности социальных услуг населению с 2007 года на территории Тверской области реализуется программа "Социальный автомобиль", позволяющая мобильно оказывать социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в сельской и труднодоступной местности.
43. С 2018 года на пилотных территориях начала работу служба "Социальный участковый", суть которой - выявление одиноко проживающих граждан и семей, нуждающихся в помощи, и организация их комплексного сопровождения в решении проблемных вопросов, которое осуществляется в тесном взаимодействии с организациями, расположенными на территории, в том числе, учреждениями здравоохранения, Пенсионного фонда, жилищно-коммунального хозяйства, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. На сегодняшний день активно работают 11 служб социальных участковых.
44. Кроме гарантированных государством социальных услуг, которые на территории Тверской области оказываются бесплатно или на условиях частичной оплаты, пожилым гражданам также предоставляются и дополнительные платные услуги.
45. При комплексных центрах социального обслуживания населения Тверской области работают пункты проката, в которых граждане могут получить бесплатно технические средства реабилитации (ходунки, костыли, трости, ступеньки для ванн, межкомнатные и переносные пандусы).
46. С целью решения проблемы одиночества пожилых людей на территории Тверской области создано более 300 клубов по интересам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых состоят около 8 000 человек.
47. В целях осуществления общественного контроля за качеством оказания услуг ГБУ, исполнением стандартов государственных услуг в каждом комплексном центре Тверской области создан попечительский совет.
48. Государственная социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и малоимущим гражданам оказывается в соответствии с законом Тверской области от 29.12.2004 N 85-ЗО "О государственной социальной помощи в Тверской области", которым определены различные категории получателей социальной помощи, периодичность, виды и формы государственной социальной помощи (единовременная материальная помощь, в том числе в экстремальной ситуации, пособие по нуждаемости, единовременное пособие на проезд в общественном транспорте неработающим пенсионерам и другие виды государственной социальной помощи).
49. Одним из видов государственной социальной помощи является предоставление помощи гражданам в виде социального контракта.
50. В рамках изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, социальные контракты будут предоставляться получателям по следующим направлениям:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
3) индивидуальная предпринимательская деятельность;
4) иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.
51. В целях усиления адресной социальной поддержки населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг в Тверской области установлены льготные региональные стандарты, используемые для расчета субсидии.
52. Реализация планомерной и системной работы по созданию доступной среды, повышению качества и расширению видов социальных услуг, предоставляемых инвалидам, проводится в Тверской области с 2008 года. На основе принципов межведомственного взаимодействия и повышения роли общественных организаций инвалидов проводятся мероприятия по обеспечению инвалидов средствами реабилитации и ухода, лекарствами, организации отдыха и реабилитации инвалидов, спортивных соревнований и фестивалей, способствующих развитию их творческого потенциала.
53. В рамках совершенствования государственной политики на различных уровнях по формированию доступной среды для инвалидов Тверская область участвует в реализации государственной программы "Доступная среда". В Тверской области адаптировано 180 объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов из 206 приоритетных объектов, или 88,4% от общего количества приоритетных объектов, а также 110 объектов образования из 146 приоритетных объектов, или 75,3%.
54. На большинстве объектов применен комплексный подход, который позволил адаптировать объекты в соответствии с особыми потребностями всех категорий инвалидов: адаптировать входные группы с устройством пандусов, внутренние помещения с установкой поручней, адаптацией санитарно-гигиенических помещений, установкой лифтов и подъемных устройств различного типа, установкой информационных табло для слабослышащих, приобретением специализированного оборудования для слабовидящих (программного обеспечения для незрячих пользователей и слабовидящих).
55. В приоритетных сферах жизнедеятельности стали доступнее реабилитационные, медицинские, транспортные, информационные и другие виды услуг. По данным социологических исследований, возрос уровень инвалидов, положительно оценивающих доступность социальной среды.
56. На территории Тверской области более 100 общественных объединений осуществляют деятельность в сфере социальной поддержки различных категорий социально уязвимых слоев населения. Участие Правительства Тверской области в поддержке различных общественных объединений должно строиться на основе принципов доступности и открытости, чему способствует привлечение к реализации социальных проектов общественных и коммерческих организаций на основе конкурсов социальных проектов.
57. В рамках реализации государственной программы предусматривается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений с целью оказания населению наиболее востребованных услуг.
Продолжится работа по предоставлению населению социальных выплат и пособий.
58. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы, по годам ее реализации указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме в разрезе кодов бюджетной классификации и дополнительных аналитических кодов в характеристике государственной программы.
Характеристика государственной программы Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы приведена в приложении 1 к государственной программе.
59. Характеристика основных показателей государственной программы Тверской области "Социальная поддержка и защита населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы приведена в приложении 2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.