Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10. Основные проблемы в сфере реализации подпрограммы 3
207. С целью развития тверского региона на перспективу возникает необходимость дальнейшей реализации Государственной программы в Тверской области в 2019 - 2024 годах.
208. С начала реализации мероприятий по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Тверскую область (по состоянию на 1 января 2020 года) прибыли более 23,0 тыс. переселенцев - участников Государственной программы и членов их семей. Основными вакансиями, на которые приглашались соотечественники, были вакансии в сфере здравоохранения (врачи различных специализаций и средний медицинский персонал), образования и сельского хозяйства (животноводы, дояры, механизаторы, агрономы). Доля прибывших соотечественников трудоспособного возраста составляет 0,5% от занятых в экономике Тверской области.
209. Реализация Государственной программы в Тверской области обусловлена комплексом основных факторов: экономическое развитие региона, влияющее на увеличение потребности в кадрах на фоне естественной убыли населения, снижение численности трудовых ресурсов и занятых в экономике области, уменьшение доли трудоспособного населения, в том числе за счет оттока населения из Тверской области.
210. Ожидается, что в ближайшие годы тенденция сокращения численности населения Тверской области сохранится, одновременно будет сокращаться и доля трудоспособного населения, что может обострить имеющиеся проблемы в обеспечении действующих и вновь создаваемых предприятий рабочей силой.
211. Наличие мощного столичного центра создает условия жесткой конкуренции между регионами центральной России не только за финансово-экономические, но и за человеческие ресурсы.
212. Существующий и ожидаемый дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащими экономическими мегаполисами (Москва, Санкт-Петербург) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала и Тверской области.
213. В конкуренции за рабочую силу у значительной части предприятий Тверской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с предприятиями Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (работники имеют меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу).
214. Возможности привлечения трудовых ресурсов из других областей Российской Федерации крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
215. Миграционный прирост не оказывает существенного влияния на изменение ситуации, так как он значительно ниже естественной убыли населения. На фоне постоянного оттока кадров в рамках межрегиональной миграции международная миграция выполняла компенсирующую роль - приток мигрантов на территорию области обеспечивали страны СНГ.
216. Динамика миграционного прироста/убыли населения Тверской области за 2014 - 2018 годы представлена на рисунке.
Рисунок. Миграционный прирост/убыль населения Тверской области за 2014 - 2018 годы.
217. Если в возрастном составе международной миграции преобладают лица трудоспособного возраста, причем наиболее активных групп в возрасте 20 - 39 лет, то в результате межрегионального обмена Тверская область имеет потери населения в возрастных группах от 15 до 44 лет.
218. Общий показатель сальдо миграции за 5 лет по отдельным возрастным группам представлен в таблице 17.
Таблица 17
Возрастная группа |
2014 - 2018 годы |
15 - 24 лет |
-2475 |
25 - 34 лет |
-4865 |
35 - 44 лет |
-1610 |
45 - 54 лет |
-256 |
от 55 до 69 лет |
664 |
219. Структура взаимообмена трудовыми ресурсами Тверской области с регионами Российской Федерации и странами СНГ сформировала особую возрастную и образовательную структуру миграционных потоков. Основной отток населения в рамках межрегиональной миграции происходит преимущественно среди лиц, находящихся в трудоспособном возрасте. Так, за 2014 - 2016 годы сальдо миграции имело положительные результаты только по возрастной группе старше трудоспособного возраста, а минусовое сальдо миграции наблюдалось по группе лиц, находящихся в трудоспособном возрасте.
220. Общий показатель сальдо миграции показал, что наблюдается отток лиц, имеющих высшее (в том числе и незаконченное высшее) образование, который замещается лицами, имеющими среднее профессиональное и основное общее (среднее общее) образование.
221. На фоне относительно низкого по сравнению с общероссийским показателем уровня официально регистрируемой безработицы проблемой для Тверской области остается структурная безработица, которая формируется в результате несоответствия спроса и предложения на рынке труда.
222. Размещение на территории Тверской области новых производств также будет повышать спрос на рабочую силу и ее стоимость для действующей индустрии. Для производств, ориентированных на дешевый труд, проблема обеспеченности кадрами обострится не только в силу их оттока, но и в силу перехода кадров на создаваемые в области "с нуля" высокотехнологичные комплексы, где заработная плата будет выше.
223. Вымывание кадров из числа сельского населения не позволяет в полном объеме развивать новые перспективные проекты в сельском хозяйстве и осуществлять эффективное управление отраслью в целом. Расчеты потребности в трудовых ресурсах при реализации проектов на селе и качество кадрового потенциала ставят под сомнение возможность реализации новых проектов, связанных с освоением сельских территорий и развитием сельскохозяйственного производства.
224. Территориальное расположение Тверской области, конкуренция на рынке труда с близлежащими экономическими мегаполисами за квалифицированных специалистов не только из числа российских граждан, но и из числа соотечественников негативно влияет на закрепление соотечественников в тверском регионе.
225. Анализ заявлений об участии в Государственной программе, поданных в 2014 - 2019 годах, показал, что соотечественники, которые длительное время (более 2 лет из последних 3 лет) проживали, а также работали на территории иных субъектов Российской Федерации, при подаче заявления об участии в Государственной программе по Тверской области изначально и не планировали постоянно жить и работать на территории региона, а сделали "формальный" выбор места проживания только с целью получения гражданства.
226. За период 2014 - 2019 годов аннулированы свидетельства участника Государственной программы у 540 соотечественников, из них более чем у 80% граждан - по причине их выезда на постоянное место жительства из Тверской области ранее, чем через три года со дня постановки на учет в УМВД России по Тверской области.
227. Анализ заявлений об участии в Государственной программе показал также, что отдельные соотечественники из числа постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации либо получивших временное убежище на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей только с целью участия в Государственной программе, а фактически предпринимательскую деятельность при этом не осуществляют.
228. Анализ заявлений об участии в Государственной программе выявил, что соотечественники заявляют также периоды осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в течение которых они работали с нарушением Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации.
229. Наиболее востребованными в Тверской области являются профессии квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Дисбаланс спроса и предложения по профессиональному признаку по состоянию на 15 июля 2020 года приведен в таблице 18.
Таблица 18
N п/п |
Профессия |
Спрос (число заявленных вакансий), единиц |
Предложение (численность безработных граждан, человек) |
Соотношение спроса и предложения |
По рабочим профессиям (специальностям) | ||||
1 |
Швея |
769 |
102 |
в 7,5 раза больше |
2 |
Маляр, штукатур |
132 |
64 |
в 2 раза больше |
3 |
Каменщик |
29 |
16 |
в 2 раза больше |
4 |
Токарь, фрезеровщик |
129 |
42 |
в 3 раза больше |
5 |
Слесарь |
603 |
447 |
в 1,3 раза больше |
6 |
Электромонтер |
211 |
97 |
в 2,2 раза больше |
Должности специалистов (служащих) | ||||
1 |
Врач (всех специальностей), средний медицинский персонал |
963 |
32 |
в 30 раз больше |
2 |
Воспитатель |
122 |
76 |
в 1,6 раза больше |
3 |
Учитель, педагог, преподаватель |
308 |
74 |
в 4,2 раза больше |
4 |
Ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер |
48 |
26 |
в 1,8 раза больше |
5 |
Инженер (различной специализации) |
495 |
305 |
в 1,6 раза больше |
230. Анализ реализации подпрограммы 3, направленной на привлечение в Тверскую область специалистов с учетом потребности регионального рынка труда, показал, что выполнению данной задачи не соответствует привлечение соотечественников, трудовая деятельность которых осуществляется ими у работодателей - физических лиц. Данная категория работодателей не предъявляет требований к квалификации работника, наличию у него профессионального стажа работы. Стаж работы у работодателя - физического лица не дает возможности определить наличие профессиональных навыков и квалификации у соотечественника и исключить в дальнейшем сложности в адаптации на рынке труда.
231. Анализ реализации Государственной программы на территории Тверской области показал также, что некоторые работодатели привлекают (заявляют о желании привлечь) соотечественников на вакансии, заполнение которых возможно из числа российских граждан, в том числе из числа выпускников образовательных организаций Тверской области, в полном объеме. При этом отдельные работодатели заявляют условия для привлечения специалистов, не привлекательные для российских граждан, в том числе по уровню оплаты труда. К вакансиям, заполнение которых возможно российскими гражданами, относятся профессии юриста, менеджера, экономиста, бармена, официанта, парикмахера, охранника, горничной и другие.
232. Правительством Российской Федерации и Правительством Тверской области принимаются меры по повышению рождаемости и улучшению на этой основе демографической ситуации, которые могут дать реальную отдачу для рынка труда только в отдаленной перспективе (через 16 - 20 лет). Частичное решение демографической проблемы с помощью программы переселения соотечественников из-за рубежа становится реальным фактором снижения риска недостижения прогнозируемых показателей социально-экономического развития Тверской области. Поэтому в качестве одного из путей обеспечения потребности в рабочей силе для растущей экономики области становится привлечение трудовых ресурсов путем добровольного переселения на территорию области соотечественников из-за рубежа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.