Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и прогноз ее развития
1. Государственная программа Тверской области "Содействие занятости населения Тверской области" на 2021 - 2026 годы направлена на развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда и трудовых ресурсов, позволяющего в определенной степени преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу.
2. Ситуация на рынке труда Тверской области в 2020 году развивается в соответствии с процессами, происходящими в экономике и социально-экономической сфере тверского региона.
3. Среднегодовая численность постоянного населения за 2018 год снизилась на 1,1% и на 1 января 2019 года составила 1 269,6 тыс. человек.
4. Существенное негативное влияние на рынок труда оказали ограничительные меры, введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
5. По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 июля 2020 года общая численность безработных в Тверской области увеличилась по сравнению с началом года на 3,3% и достигла 27,8 тыс. человек. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) составил 4,3% к численности экономически активного населения, что на 0,2 процентного пункта больше, чем в начале 2020 года.
6. По итогам обследований населения по проблемам занятости, проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (далее - Тверьстат), среднегодовая численность занятых в экономике в 2019 году составила 648,9 тыс. человек, что на 1,3% меньше, чем в 2018 году. К концу первого полугодия 2020 года численность занятых в экономике снизилась до 624,5 тыс. человек.
7. Наблюдается снижение спроса на рабочую силу. Число заявленных работодателями в органы службы занятости вакансий составило в январе - июне 2020 года 25,6 тыс. единиц, что на 25,8% меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года. В профессионально-должностной структуре вакансий преобладают рабочие профессии - свыше 56,7%.
8. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2019 год составила 4,9 тыс. человек, что несколько меньше, чем в 2018 году (5,1 тыс. человек). В то же время в 2020 году ситуация резко изменилась. В течение января - марта 2020 года численность безработных в среднем составляла 4,5 тыс. человек (на 13,5% меньше, чем годом ранее, в 2019 году 5,2 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы 0,7% (на 0,1 процентного пункта меньше, чем годом ранее, в 2019 году - 0,8%). В период с 1 апреля по 30 июня 2020 года численность безработных увеличилась в 3,6 раза (с 4 570 человек на 01.04.2020 до 16 667 человек на 01.07.2020). Уровень безработицы вырос на 1,8 процентного пункта и составил 2,5% (рост с 0,7% до 2,5%).
9. Сложившаяся ситуация на рынке труда Тверской области характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Тверской области по показателям уровня безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
10. Увеличились параметры использования режимов неполной занятости и массового увольнения работников. Если в начале 2020 года на 27 предприятиях был зафиксирован режим неполной занятости работников, то к середине 2020 года - на 36 предприятиях.
11. Численность не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию увеличилась с 0,4 незанятого гражданина в расчете на одну вакансию на 1 января 2020 года до 1,5 - на 1 июля 2020 года.
12. Уровень регистрируемой безработицы в январе - июне 2020 года увеличился с 0,6% на 01.01.2020 до 2,5% на 01.07.2020 от численности рабочей силы.
13. Основные показатели, характеризующие ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование территории |
Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению, % |
Число не занятых трудовой деятельностью в расчете на одну вакансию, единиц |
||
01.01.2020 |
01.07.2020 |
01.01.2020 |
01.07.2020 |
|
Белгородская область |
0,6 |
2,0 |
0,2 |
0,8 |
Брянская область |
0,8 |
3,9 |
0,6 |
2,8 |
Владимирская область |
0,9 |
3,6 |
0,5 |
1,4 |
Воронежская область |
0,8 |
3,1 |
0,5 |
2,5 |
Ивановская область |
0,6 |
3,9 |
0,4 |
2,4 |
Калужская область |
0,4 |
2,3 |
0,3 |
1,4 |
Костромская область |
0,7 |
4,5 |
0,4 |
2,0 |
Курская область |
0,6 |
2,8 |
0,5 |
2,1 |
Липецкая область |
0,4 |
1,5 |
0,3 |
1,0 |
Московская область |
0,5 |
2,8 |
0,6 |
3,4 |
Орловская область |
0,8 |
3,4 |
0,6 |
2,3 |
Рязанская область |
0,7 |
2,6 |
0,4 |
1,7 |
Смоленская область |
1,0 |
3,3 |
0,7 |
1,9 |
Тамбовская область |
0,7 |
1,8 |
0,5 |
1,0 |
Тверская область |
0,6 |
2,5 |
0,4 |
1,5 |
Тульская область |
0,5 |
2,3 |
0,2 |
1,0 |
Ярославская область |
1,2 |
4,4 |
0,8 |
3,1 |
г. Москва |
0,4 |
2,6 |
0,2 |
2,4 |
14. Основные проблемы на рынке труда Тверской области:
1) несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу и территориальному признаку;
2) нестабильная ситуация на рынке труда в отдельных муниципальных образованиях Тверской области;
3) отток рабочей силы из тверского региона;
4) низкий уровень мобильности населения внутри тверского региона;
5) ограниченные возможности для трудоустройства безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве;
6) несоответствие качества рабочих мест и условий труда запросам работников;
7) дефицит рабочей силы в отдельных видах экономической деятельности;
8) несоблюдение в полном объеме нормативов охраны труда отдельными работодателями, наличие случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
15. Сложившаяся ситуация на рынке труда характеризуется значительной дифференциацией муниципальных образований Тверской области по показателям уровня регистрируемой безработицы, ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
16. Сохраняется значительное количество неэффективных рабочих мест с вредными условиями труда, низкой производительностью труда и уровнем заработной платы.
17. Не в полном объеме реализованы меры, направленные на повышение гибкости рынка труда, в том числе по отношению к привлечению и использованию иностранной рабочей силы.
18. Переход к инновационной экономике (реструктуризация и диверсификация отраслей экономики) приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения в Тверской области, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда будет стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.
19. Рынок труда в ближайшей перспективе столкнется с сокращением предложения рабочей силы в связи с продолжающейся тенденцией снижения численности населения трудоспособного возраста за счет низкого притока молодежи в трудовые ресурсы.
20. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, снижение численности экономически активного населения приведет к сокращению трудовых ресурсов.
21. Данная ситуация может быть частично компенсирована ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, мерами по вовлечению в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих малолетних детей, созданием условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, а также повышением уровня трудовой мобильности населения при оптимизации привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.
22. Решению указанных проблем во многом будет способствовать реализация Программы.
23. Программа является одним из инструментов в реализации мер и действий на региональном рынке труда, важным элементом механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Тверской области на основе программно-целевого подхода.
24. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы сформированы исходя из положений:
1) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2020 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "07.05.2018"
2) Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
4) государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения";
5) послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020.
25. Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
1) регулирование процессов на рынке труда;
2) осуществление мероприятий активной политики занятости населения;
3) повышение качества и доступности государственных услуг в облас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.