Решение Новгородской городской Думы от 28 февраля 1997 г. N 71
"О Временном положении о территориальном общественном самоуправлении
в городе Новгороде"
Решением Администрации Новгородской области от 5 июня 2002 г. N 71 настоящее Решение признано утратившим силу
Новгородская городская Дума решила:
Принять во втором чтении Временное положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Новгороде.
Мэр города Новгорода |
А.В. Корсунов |
Временное Положение
о территориальном общественном самоуправлении
в городе Новгороде
(утв. решением Новгородской городской Думы от 28 февраля 1997 г. N 71)
Территориальное общественное самоуправление образуется гражданами в целях реализации своих конституционных прав при решении вопросов социально-экономического развития территории, на которой они проживают, участия в решении вопросов благоустройства, озеленения, экологии, проведения культурной и воспитательной работы среди жителей, содействия развитию физкультуры и спорта, решения других вопросов жизнедеятельности населения.
Территориальное общественное самоуправление призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
Настоящее Временное положение определяет принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в городе Новгороде, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления в городе Новгороде
1.1. Территориальное общественное самоуправление в городе Новгороде (далее по тексту ТОС) - это некоммерческая организация граждан по месту жительства, объединившихся на основе общности их интересов для решения непосредственно через общие собрания, конференции и избираемые ими советы (комитеты) вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории, для удовлетворения духовных или иных потребностей.
1.2. ТОС, зарегистрированное в установленном законом порядке как некоммерческая автономная организация, является юридическим лицом.
1.3. ТОС имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности.
ТОС, наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
1.4. Место нахождения ТОС определяется местом его регистрации, если в соответствии с законом учредительными документами ТОС не установлено иное.
1.5. Наименование и местонахождение ТОС указывается в его учредительных документах.
Статья 2. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении
2.1. Любой гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий или имеющий на праве собственности недвижимое имущество на соответствующей территории города Новгорода, имеет право на участие в непосредственном (через общее собрание (сход) или через своих представителей на конференции) решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
2.2. Любая группа граждан, проживающих на соответствующей территории города Новгорода, вправе организоваться в ТОС, избирать и быть избранными в органы ТОС в соответствии с настоящим Временным положением.
2.3. Любой из граждан, проживающих на соответствующей территории, имеет право на получение информации о деятельности данного ТОС.
2.4. Защита прав и законных интересов граждан, объединившихся в ТОС, обеспечивается судом в соответствии с законодательством.
Статья 3. Система территориального общественного самоуправления
3.1. Высший орган управления ТОС - общие собрания (сходы) для дворов, объединяющих несколько домов, конференции граждан - для микрорайонов, поселков;
3.2. Исполнительные органы ТОС - советы (комитеты) микрорайонов, поселков, дворов.
Статья 4. Территория общественного самоуправления
4.1. Под территорией деятельности ТОС понимается населенная территория в пределах городской черты, состоящая из жилищных комплексов и закрепленной за ними территории.
Жилищным комплексом является жилой дом, независимо от количества квартир, со встроенными нежилыми помещениями и сооружениями на закрепленной территории, исключая сооружения общего пользования.
Закрепленной территорией является территория, прикрепленная к жилищному комплексу в соответствии с планом закрепляемых территорий.
4.2. Деятельность ТОС может осуществляться в пределах не менее чем двух жилищных комплексов и закрепленной за ними территории, обязательное условие, в данном случае - неразрывность территории образованного ТОС, и не более чем в пределах территорий подлежащих обслуживанию муниципальными унитарными жилищно-эксплуатационными предприятиями по состоянию на 1 января 1997 года, где, в соответствии с установленным настоящим Временным положением порядком, созданы органы территориального общественного самоуправления.
Статья 5. Компетенция территориального общественного самоуправления
5.1. Компетенция ТОС определяется законодательством Российской Федерации и Новгородской области, настоящим положением, другими решениями Новгородской городской Думы, Уставом ТОС.
5.2. ТОС для осуществления своих задач и обязательств имеют следующие основные полномочия:
- создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
- учреждать в установленном законодательством порядке другие организации и вступать в ассоциации и союзы;
- заключать договоры с юридическими лицами для решении социальных задач на данной территории;
- разрабатывать и представлять на рассмотрение Новгородской городской Думы проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития и программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- представлять Новгородской городской Думе, Администрации города предложения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС для строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
- принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве собственности ТОС;
- созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления;
- принимать решения о платных должностях в органах ТОС;
- выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан;
- осуществлять другие полномочия на основании действующего законодательства и Устава ТОС;
- осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых ТОС создано.
Статья 6. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
6.1. Новгородская городская Дума, Администрация города в пределах своей компетенции:
- оказывают содействие населению в осуществлении права на ТОС;
- оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний (сходов), конференций и принимают в них участие;
- разрабатывают нормативную документацию по ТОС;
- создают необходимые условия для становления и развития системы ТОС;
- вправе передавать ТОС на договорной основе муниципальный социальный заказ с предоставлением необходимых финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части расходован выделенных средств и ресурсов;
- координируют деятельность ТОС;
- способствуют выполнению решений общих собраний (сходов), конференций ТОС, принятых в пределах их компетенции;
- осуществляют другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим Временным положением.
6.2. В случаях превышения своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения города Новгорода, ТОС может быть вынесено предупреждение в письменной форме со стороны органов местного самоуправления, или прокурором города внесено представление об устранении нарушений.
ТОС может быть ликвидировано по решению суда в порядке предусмотренном законодательством.
6.3. Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях Новгородской городской Думы с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.
Полномочия представителей подтверждаются письменной доверенностью органов ТОС или осуществляются на основании Устава ТОС.
6.4. При представлении плана развития соответствующей территории ТОС Новгородская городская Дума обязана в течение двух месяцев со дня подачи рассмотреть его с участием представителей ТОС и дать мотивированный ответ.
Статья 7. Общие собрания (сходы), конференции граждан
7.1. Высшими органами управления ТОС являются общие собрания (сходы), конференции граждан.
7.2. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются органами ТОС или инициативными группами жителей в соответствии с Уставом ТОС по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с обязательным уведомлением Новгородской городской Думы не менее чем за 5 рабочих дней.
7.3. В работе общих собраний (сходов), конференций принимают участие граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, постоянно проживающие на соответствующей территории, и представители Новгородской городской Думы с правом совещательного голоса.
Граждане Российской Федерации, не проживающие на соответствующей территории, но имеющие на территории ТОС недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, и уплачивающие налоги в местный бюджет, могут участвовать в работе общих собраний (сходов), конференций с правом совещательного голоса.
7.4. Подготовка и проведение собраний (сходов), конференций осуществляется открыто и гласно. Инициативная группа при создании ТОС обязана, не менее чем за один календарный месяц, уведомить жителей соответствующей территории о подготовке собрания (схода), конференции, сроках, месте проведения, а также норме представительства.
7.5. Общие собрания (сходы) правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории.
7.6. Конференции правомочны при участии более половины представителей от жителей соответствующей территории.
7.7. Новгородская городская Дума при организации ТОС в пределах территорий деятельности муниципальных унитарных жилищно-эксплуатционных предприятий по предложению инициативных групп граждан, включающих в себя представителя от каждого жилого комплекса, согласовывают порядок, нормы представительства (не менее одного представителя от жилого дома) и сроки проведения собраний (сходов), конференций по организации ТОС.
Полномочия представителя или представителей должны быть подтверждены подписными листами с подписями не менее чем 1 процент жителей жилищного комплекса или решением общего собрания жильцов, оформленным соответствующей выпиской из протокола собрания.
7.8. При формировании ТОС на дворовых территориях в соответствии с пунктом 4.2. настоящего Временного положения, норма представительства устанавливается инициаторами самостоятельно в соответствии с пунктом 7.7.
7.9. К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан соответствующей территории относится решение следующих вопросов:
- принятие и изменение уставов ТОС;
- избрание исполнительных органов ТОС;
- досрочное прекращение полномочий органов ТОС;
- утверждение программ деятельности ТОС;
- утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
- оценка деятельности органов ТОС по их отчетам;
- утверждение годового бухгалтерского баланса;
- утверждение принципов формирования и использования имущества;
- избрание ревизионной комиссии ТОС;
- ликвидация и реорганизация ТОС;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории, отнесенных Уставом ТОС к компетенции общего собрания.
7.10. Решения общих собраний (сходов), конференций граждан принимаются большинством голосов, по вопросам исключительной компетенции - квалифицированным числом голосов присутствующих и оформляются протоколом.
Протокол должен содержать дату и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании (сходе), конференции, количество граждан или их представителей, принявших участие в работе общих собраний (сходов), конференций, и принятые на них решения и подписываться председателем и секретарем собрания (схода), конференции.
Решения общих собраний (сходов), конференций в течение 10 дней доводятся до сведения Новгородской Городской Думы, Администрации города.
7.11. Решения собраний (сходов), конференций принимаются открытым голосованием.
7.12. Тайное голосование применяется в случаях, предусмотренных Уставом ТОС.
Статья 8. Исполнительные органы территориального общественного самоуправления
8.1. Органы ТОС создаются по инициативе граждан, на основе их добровольного волеизъявления. Выборы органов ТОС проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства.
Общие собрания (сходы) или конференции устанавливают срок полномочий органов ТОС, но не более четырех лет.
8.2. Органы ТОС, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий и специфики соответствующей территории, подразделяются на:
- советы (комитеты) микрорайонов;
- дворовые советы (комитеты);
8.3. Совет (комитет) микрорайона, поселка, двора избирается на общем собрании (сходе) или конференции граждан соответствующей территории;
Порядок избрания совета (комитета), организация его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяется на основании Устава ТОС и настоящего Временного положения.
Статья 9. Устав территориального общественного самоуправления, органа территориального общественного самоуправления
9.1. Устав ТОС должен соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях.
В Уставе ТОС должно определяться наименование ТОС, содержащие указание на характер его деятельности и организационно- правовую форму, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации ТОС и иные положения, предусмотренные законодательством.
9.2. Отказ в регистрации Устава ТОС, может быть обжалован в судебном порядке.
9.3. В Уставе ТОС могут быть закреплены соответствующие обязательства и функции по сохранению жилищного фонда, поддержанию чистоты и порядка на данной территории, охране зеленых насаждений, водоемов, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений, поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, проведению воспитательной работы среди детей и подростков, оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, малообеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без родителей, укреплению общественного порядка, защиты прав потребителей, оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поликлиникам, благотворительным фондам и организациям, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения, охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельности и другим вопросам.
9.4. Регистрация ТОС осуществляется Администрацией города в заявительном порядке, в соответствии с настоящим Временным положением.
Статья 10. Имущество территориального общественного самоуправления
10.1. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы ТОС или трудового участия граждан, приобретенное им или переданное ему в собственность органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, а так же финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности ТОС, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений, является собственностью ТОС соответствующей территории и не подлежит распределению между жителями.
В случае ликвидации ТОС имущество и финансовые ресурсы организации, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, направляются в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели.
В случае реорганизации ТОС имущество и финансовые ресурсы организации передаются в порядке правопреемства на осуществление уставных целей создания ТОС.
10.2. Устав ТОС может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в собственности ТОС, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференции граждан.
10.3. Распоряжение имуществом и финансовыми средствами осуществляется органом ТОС в соответствии с Уставом на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан.
10.4. Органы местного самоуправления города Новгорода и его граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органа ТОС.
10.5. При слиянии и присоединении ТОС все права и обязательства каждого из них предаются вновь образованному ТОС.
10.6. При разделении и выделении ТОС имущество распределяется по решению общего собрания в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке.
Статья 11. Порядок регистрации ТОС
11.1. Устав ТОС вносится на регистрацию в Администрацию города руководителем органа ТОС или лицом уполномоченным собранием (сходом), конференцией.
11.2. Устав, направляемый на регистрацию, должен быть прошнурован, иметь пронумерованные страницы.
Для регистрации Устава представляются :
- заявление подписанное руководителем органа ТОС или лицом уполномоченным собранием (сходом), конференцией;
- документ подтверждающий факт уплаты государственной пошлины ;
- Устав ТОС в десяти экземплярах;
- копия решения собрания (схода), конференции о принятии Устава, подписанная руководителем органа ТОС или лицом уполномоченным собранием (сходом), конференцией;
11.3. Устав представляется на регистрацию не позднее одного месяца со дня его принятия.
11.4. Устав ТОС должен содержать:
наименование ТОС с указанием того микрорайона или группы зданий, в границах территории которых осуществляется деятельность;
вопросы, относящиеся к ведению ТОС;
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
структуру и порядок формирования органов ТОС;
наименование выборных, других органов ТОС и должностных лиц;
срок полномочий органов ТОС и выборных должностных лиц;
виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных актов ТОС;
основания и виды ответственности органов ТОС и его должностных лиц;
порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий органов ТОС и должностных лиц;
гарантии прав должностных лиц ТОС;
экономическая и финансовая основа осуществления ТОС, общий порядок владения, использования и распоряжения собственностью ТОС;
другие положения об организации ТОС, компетенции и порядке деятельности ТОС и его должностных лиц.
11.5. ТОС регистрируется Администрацией города в месячный срок со дня поступления документов на регистрацию.
При регистрации ТОС уполномоченному лицу или руководителю постоянно действующего органа ТОС выдаются зарегистрированные документы.
11.6. В десятидневный срок после государственной регистрации ТОС обязано встать на учет в Новгородской городской Думе.
Новгородская городская Дума ведет единый учет регистрации ТОС.
11.7. В регистрации ТОС может быть отказано по причине его противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области и областным законам, настоящему Временному положению. При этом выдается мотивированный отказ в письменном виде.
Отказ в регистрации ТОС может быть обжалован заявителями в судебном порядке.
11.8. Изменения и дополнения в Устав ТОС подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации уставов.
Статья 12. Гарантии территориального общественного самоуправления
12.1. Решения ТОС, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы, в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
12.2. ТОС имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС в соответствии с законодательством.
Статья 13. Ликвидация ТОС
Ликвидация ТОС осуществляется по решению общественного собрания в порядке установленном законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новгородской городской Думы от 28 февраля 1997 г. N 71 "О Временном положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Новгороде"
Текст решения опубликован в газете "Новгород" от 3 апреля 1997 г. N 13
Решением Администрации Новгородской области от 5 июня 2002 г. N 71 настоящее Решение признано утратившим силу