Закон Новгородской области от 22 апреля 1997 г. N 92-ОЗ
"О выборах депутатов Новгородской областной Думы"
15 июня 1998 г.
Принят Новгородской областной Думой 28 марта 1997 года
Законом Новгородской области от 21 июля 1999 г. N 82-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
I. Общие положения
Статья 1. Пределы действия закона
Настоящий закон гарантирует избирательные права граждан Российской Федерации, проживающих в Новгородской области, устанавливает порядок и условия организации и проведения выборов законодательного (представительного) органа государственной власти - Новгородской областной Думы.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения
Статья 2. Принципы участия граждан в выборах
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Новгородской области, участвуют в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 3. Избирательное право граждан
Право избирать в областную Думу принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18 - летнего возраста, проживающему на территории Новгородской области.
Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, проживающий на территории Новгородской области и обладающий избирательным правом.
Не могут избирать и быть избранными граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Депутатами областной Думы не могут быть государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления. В случае избрания указанных лиц депутатами областной Думы они должны сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата областной Думы.
Статья 4. Численный состав Новгородской областной Думы
В состав областной Думы избирается 26 депутатов.
Статья 5. Выборы депутатов областной Думы
Депутаты областной Думы избираются сроком на четыре года на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на территории Новгородской области на основе единой нормы представительства.
Статья 6. Дата выборов
Выборы депутатов Новгородской областной Думы назначаются областной Думой. Дата их проведения определяется областной Думой не позднее чем за 100 дней до дня выборов.
II. Списки избирателей
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения
Статья 7. Список избирателей и порядок его составления
Список избирателей составляется окружной избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местного самоуправления.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, определяемый в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим право граждан в Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места жительства, пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, проживающих на территории расположения воинских частей, составляется на основании данных, представленных командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утвержденной избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Списки избирателей заверяются печатями соответственно окружной и участковой избирательных комиссий. Соответствующая окружная избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
Каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в списки избирателей, о любой ошибке и неточности в списке избирателей.
В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем окружной избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.
Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Граждане, имеющие право участвовать в выборах депутатов областной Думы и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также иных местах временного пребывания, могут по решению окружных избирательных комиссий включаться в списки избирателей по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитии, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в списки, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка.
III. Избирательные округа и избирательные участки
Законом Новгородской области N 30-ОЗ от 15 июня 1998 г. статья 8 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 8. Образование избирательных округов
Для проведения выборов депутатов областной Думы на территории области образуются 26 избирательных округов на основании данных, представляемых Администрацией области и командирами воинских частей, не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня выборов и с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Избирательная комиссия области не позднее чем за 70 дней до дня выборов определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Данная схема утверждается Новгородской областной Думой не позднее 60 дней до дня выборов и публикуется (обнародуется), включая ее графическое изображение, не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 9 настоящего Закона внесены изменения
Статья 9. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов областной Думы, главой муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией области, не позднее чем за 30 дней до дня выборов образуются избирательные участки из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.
Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования, должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее 25 дней до дня выборов.
IV. Избирательные комиссии
Статья 10. Виды избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов в областную Думу осуществляют: избирательная комиссия области;
окружные избирательные комиссии по выборам в областную Думу;
участковые избирательные комиссии.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 11 настоящего Закона внесены изменения
Статья 11. Порядок формирования окружных избирательных комиссий
Окружная избирательная комиссия формируется представительным органом местного самоуправления в каждом избирательном округе не позднее 50 дней до дня выборов в количестве 5-12 человек на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов окружной избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав окружной комиссии в срок, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области.
Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь высшее образование. Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов окружной избирательной комиссии.
После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие своего кандидата по данному избирательному округу, либо сам кандидат вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты или избирательные объединения и избирательные блоки их назначившие были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган, полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.
В случае, если избирательный округ находится на территории нескольких районов, то окружная избирательная комиссия формируется представительными органами местного самоуправления этих районов пропорционально численности избирателей каждого района.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 12 настоящего Закона внесены изменения
Статья 12. Порядок формирования участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления не позднее трех дней после образования избирательного участка в количестве 5-12 человек на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в срок, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей окружной избирательной комиссией, либо избирательной комиссией области.
После регистрации кандидата избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 13 настоящего Закона внесены изменения
Статья 13. Статус наблюдателя
В день голосования, с момента начала работы избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, кандидатами, избирательными блоками.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным объединением, избирательным блоком, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, наименование избирательной комиссии куда он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
Наблюдатель пользуется всеми правами, которые предусмотрены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.".
Вмешательство в действия учстковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
Статья 14. Полномочия избирательной комиссии области
Избирательная комиссия области:
руководит деятельностью избирательных комиссий всех уровней и оказывает им методическую и организационно - техническую помощь;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
обеспечивает единообразную реализацию настоящего закона на основе рекомендаций и методических указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
осуществляет контроль за своевременностью опубликования окружными избирательными комиссиями сведений о результатах выборов по избирательным округам в средствах массовой информации;
контролирует своевременность и полноту предоставляемых окружными избирательными комиссиями сведений о размерах и источниках образования избирательных фондов кандидатами, а также отчетов кандидатов о всех затратах, произведенных за счет этих фондов и публикует их в средствах массовой информации;
распределяет между окружными избирательными комиссиями денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение выборов, обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов, порядок их хранения;
определяет порядок использования Государственной автоматизированной системы "Выборы";
издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов; устанавливает результаты голосования в целом по территории
области, публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
организует повторные выборы в областную Думу;
регистрирует избирательные блоки;
заслушивает сообщения руководителей государственных учреждений области, органов местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов;
изучает избирательную практику;
осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами и поручениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и информацию.
Статья 15. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
осуществляет контроль за исполнением закона о выборах в областную Думу на соответствующей территории;
координирует работу участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
организует досрочное голосование в помещении окружной избирательной комиссии;
регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
устанавливает и публикует результаты выборов по избирательному округу, передает их в избирательную комиссию области, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и передачу их участковым избирательным комиссиям;
контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законом о выборах в областную Думу.
Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает через месяц после официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему избирательному округу.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения
Статья 16. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
составляет список избирателей по избирательному участку;
знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
не позднее, чем за 15 дней оповещает население о дне выборов, месте голосования, месте нахождения избирательной комиссии и времени ее работы;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
организует голосование на избирательном участке в день выборов;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом о выборах в областную Думу.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 17 настоящего Закона внесены изменения
Статья 17. Организация работы избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава."
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют более половины членов комиссии с правом решающего голоса.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения , подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Инструкции и иные решения избирательной комиссии области, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса и подлежат опубликованию. При принятии решения избирательной комиссии в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
На заседаниях избирательной комиссии области, окружных и участковых избирательных комиссий вправе присутствовать представители средств массовой информации, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений.
В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать иностранные (международные) наблюдатели, осуществляющие свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения ими своих задач.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 18 настоящего Закона внесены изменения
Статья 18. Статус члена избирательной комиссии
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседаниях избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов.
вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о
сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
смерти члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
появление оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признании члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 19 настоящего Закона внесены изменения
Статья 19. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Жалобы (заявления), поступившие в суд, рассматриваются судом в сроки, указанные настоящим законом.
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую избирательную комиссию в ходе выборов принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в избирательную комиссию, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии.
VI. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 23. Право выдвижения кандидатов в областную Думу
Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования постановления областной Думы о границах избирательных округов и заканчивается не позднее 30 дней до дня выборов.
Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям, блокам и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 24 настоящего Закона внесены изменения
Статья 24. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями и блоками
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях), собраниях избирательных объединений. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным голосованием и направляются в трехдневный срок в окружную избирательную комиссию.
Избирательные объединения могут выдвигать кандидатов в депутаты областной Думы, не состоящих членами входящих в них политических партий и общественных объединений.
Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок.
Статья 25. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата.
Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени избирателей, проживающих в данном избирательном округе. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе избирателей.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 26 настоящего Закона внесены изменения
Статья 26. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата
В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, избирательных блоков и избирателями непосредственно собираются подписи избирателей под подписными листами в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.
Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, по месту службы, учебы, жительства.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата.
Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента получения регистрационных свидетельств уполномоченных представителей избирательных объединений в окружной избирательной комиссии, а при выдвижении кандидата непосредственно избирателями сбор подписей начинается при наличии заявления кандидата о согласии на выдвижение и уведомления в письменной форме окружной избирательной комиссии инициаторами сбора подписей. Правом сбора подписей обладает житель Новгородской области, обладающий активным избирательным правом.
Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, чтобы гарантировать отсутствие принуждения.
При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата, а также номер избирательного округа по которому выдвинут кандидат.
Избиратель, заполняя подписной лист, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет число и месяц рождения), адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, ставит свою подпись и дату ее внесения.
Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности и даты окончания сбора подписи.
Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях N 1 и N 2 к настоящему областному закону.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 27 настоящего Закона внесены изменения
Статья 27. Регистрация кандидатов в депутаты областной Думы
Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты областной Думы только в одном избирательном округе.
Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, избирательных блоков, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении этого кандидата по данному округу.
Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, вносит в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу и заявление о его выдвижении кандидатом.
В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению, избирательному блоку или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень.
Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего закона о выборах в областную Думу и в течение 5 дней регистрирует кандидата и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 3 - х суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации.
В случае, если ко дню выборов в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется равным установленному числу мандатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 28. Права и обязанности кандидатов в депутаты областной Думы
Все кандидаты в депутаты областной Думы обладают равными правами и несут равные обязанности.
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия области может отнести на счет кандидата соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату в депутаты областной Думы на ведение предвыборной агитации.
Кандидат в депутаты областной Думы может иметь до десяти доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией по письменному заявлению. Доверенные лица получают от окружной избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.
Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом окружную избирательную комиссию, которая аннулирует таким доверенным лицам удостоверения.
Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущество своего служебного положения.
Кандидаты после их регистрации в окружной избирательной комиссии по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере средней заработной платы, но не превышающую семикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда на дату объявления выборов.
Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке.
VII. Предвыборная агитация
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 29 настоящего Закона внесены изменения
Статья 29. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане Российской Федерации, избирательные и общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты областной Думы.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Статья 30. Порядок проведения предвыборных мероприятий
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
Предвыборные митинги вне помещения организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения
Статья 31. Предвыборная агитация через средства массовой информации
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы или органы местного самоуправления, организации, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального бюджета, областного бюджета или средств бюджетов городов и районов области, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей по сравнению с другими средствами массовой информации" обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех зарегистрированных кандидатов в депутаты областной Думы. Кандидат имеет право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными. Порядок выступлений их объем и продолжительность определяются избирательной комиссией области.
Статья 32. Выпуск агитационных печатных материалов
Избирательные объединения, избирательные блоки, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты областной Думы вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, с указанием фамилии, имени, отчества руководителей избирательных объединений, блоков или кандидата, если он выдвинут непосредственно избирателями.
В случае злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации окружные избирательные комиссии вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных, либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов и в специально отведенных местах.
Статья 33. Сроки проведения агитационной кампании
Агитационная кампания кандидатов в депутаты областной Думы, избирательных объединений и избирательных блоков проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов.
В день выборов любая публичная и иная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
VIII. Финансовое обеспечение организации подготовки и
проведения выборов
Статья 34. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в областную Думу, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, производятся за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
Средства, выделенные из областного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение избирательной комиссии области в 10 - дневный срок со дня назначения выборов, распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.
Избирательная комиссия области представляет в областную Думу отчет о расходовании средств, не позднее 3 - х месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет публикуется избирательной комиссией области в газете "Новгородские ведомости".
Неизрасходованные бюджетные средства, предусмотренные на подготовку и проведение выборов в областную Думу, а также на обеспечение деятельности избирательных комиссий, перечисляются на специальный счет избирательной комиссии области после чего возвращаются в областной бюджет.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 35 настоящего Закона внесены изменения
Статья 35. Избирательные фонды
Кандидаты в депутаты областной Думы создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
собственных средств кандидата, которые не могут превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов;
средства, выделенные кандидату не могут превышать стократный минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 10 - кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда.
Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать установленного законом размера минимальной оплаты труда более чем в 100 раз.
При внесении добровольных пожертвований в избирательный фонд кандидата в депутаты наличными деньгами лицо, их вносящее, должно указать свою фамилию, имя, отчество, место постоянного жительства и данные паспорта или удостоверения личности.
Если добровольные денежные средства поступили в избирательные фонды кандидатов в депутаты от физических и юридических лиц в суммах, превышающих определенные настоящим законом, то полная сумма платежа возвращается этим лицам учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации с указанием причины возврата.
Предельная сумма расходов из избирательного фонда кандидата не может превышать пятисоткратный размер минимальной оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов.
Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30 процентов, а также пользующихся льготами по уплате налогов и сборов, воинских частей, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, а также анонимные пожертвования.
В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается Федеральным законом.
Статья 36. Порядок создания избирательных фондов
Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата в депутаты областной Думы, перечисляются на специальный временный счет в Сберегательном банке Российской Федерации, который открывается кандидатом с письменного разрешения окружной избирательной комиссии и избирательной комиссии области соответственно после регистрации кандидата в депутаты. Доходы по этим счетам не начисляются.
Все поступающие денежные средства на счета избирательных фондов зачисляются в рублях. Перечисление указанных средств в иностранной валюте запрещается.
Учреждения банков обязаны по письменному запросу избирательной комиссии области или окружной избирательной комиссии предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на временных счетах кандидатов.
Все финансовые операции со специальными временными счетами избирательных фондов кандидата прекращаются в день выборов. Избирательная комиссия области может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам в депутаты областной Думы.
Статья 37. Порядок расходования средств избирательных фондов
Денежные средства, поступившие в избирательный фонд кандидата, могут направляться на выпуск и распространение агитационных материалов, оплату объявлений, помещаемых в средствах массовой информации, выступлений кандидата в депутаты, а также на другие целевые мероприятия по предвыборной агитации.
Порядок учета и форма финансового отчета о расходовании денежных средств избирательного фонда кандидатов устанавливается избирательной комиссией области. Остатки денежных средств на специальных счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие счета организации, лицевые счета лиц, осуществляющих перечисления в избирательные фонды.
Кандидат, не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о своих произведенных затратах, а избирательная комиссия области обязана после поступления этих данных из окружных избирательных комиссий опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.
Избирательная комиссия области может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.
IX. Голосование и определение результатов выборов
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 38 настоящего Закона внесены изменения
Статья 38. Помещение для голосования
Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами городов и районов области.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодных для тайного голосования комнат. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования, либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием данных всех кандидатов, требуемых статьей 26 настоящего закона.
В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 39 настоящего Закона внесены изменения
Статья 39. Избирательные бюллетени
Для выборов в областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается избирательной комиссией области.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества кандидатов и их данные. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее четырех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Текст избирательного бюллетеня должен размещаться только на одной стороне избирательного бюллетеня.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 40 настоящего Закона внесены изменения
Статья 40. Порядок голосования
Голосование производится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени.
Избиратель, который в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов) или участковой (3 - 1 день до дня выборов) комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне в правом верхнем углу выдаваемого избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии и подписи двух ее членов. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей, проголосовавших таким образом.
В 8 часов утра дня выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с избирательными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт.
При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов.
В избирательном бюллетене для выборов в представительный орган государственной власти области избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.
В случае, если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии, выдавший новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке против фамилии избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.
Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. В списке избирателей делается отметка о том, что избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав граждан, а также искажение волеизъявления избирателя.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 41 настоящего Закона внесены изменения
Статья 41. Подсчет голосов на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяют целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. вначале переносных избирательных ящиков с подсчетом избирательных бюллетеней, затем стационарных избирательных ящиков. Число избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках, не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем число заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Этот факт отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования, с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования. Недействительными считаются бюллетени по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате или ни в одном из них. его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколе указывается:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. Протокол должен содержать данные, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ в статью 42 настоящего Закона внесены изменения
Статья 42. Определение результатов выборов в избирательном округе
Окружная избирательная комиссия немедленно по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу по выборам в областную Думу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, если кандидаты получили равное число голосов, то избирательная комиссия области в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего областного закона принимает решение о проведении повторных выборов по данному избирательному округу. одномандатному избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, или если выборы признаны ею недействительными более чем на трети избирательных участков. избирательному округу состоявшимися при любом проценте участия избирателей. соответствующих участковых избирательных комиссий составляет протокол о результатах выборов в одномандатном избирательном округе, в который вносятся следующие данные:
общее количество участковых избирательных комиссий в округе;
количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
число избирателей, внесенных в списки избирателей, включая дополнительно внесенных в списки;
Окружная избирательная комиссия на основании протоколов соответствующих участковых комиссий составляет протокол о результатах выборов в одномандатном избирательном округе, который должен содержать данные, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Статья 43. Установление общих итогов выборов
На основании протоколов окружных избирательных комиссий избирательная комиссия области в течение пяти дней по их получении устанавливает и публикует итоги голосования по всем избирательным округам в средствах массовой информации.
Избирательная комиссия области признает недействительными выборы по отдельным одномандатным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения закона о выборах в областную Думу не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В избирательных округах, выборы в которых признаны недействительными по причине нарушений закона о выборах в областную Думу, избирательная комиссия области назначает повторные выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия области может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Статья 44. Регистрация избранных депутатов
Окружная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов не позднее чем через три дня после подписания протокола официально оповещает об итогах выборов по округу, производит регистрацию избранного депутата в областную Думу и выдачу ему удостоверения.
Статья 45. Проведение повторных выборов
Если по избирательному округу выборы были признаны недействительными, избирательная комиссия области в течение 14 дней со дня признания выборов по соответствующему округу недействительными или несостоявшимися принимает решение о проведении повторных выборов по соответствующему избирательному округу. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 70 дней и не более 90 дней.
Статья 46. Использование Государственной автоматизированной системы "Выборы"
В случае использования автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы") избирательная комиссия образует контрольную группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием Государственной автоматизированной системы "Выборы". Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную систему "Выборы" и выводимой из нее.
С момента начала голосования и до момента установления общих итогов выборов ГАС "Выборы" используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий избирательной комиссии области. В административно - территориальных единицах, где образовано несколько избирательных округов, информация о ходе и результатах голосования поступает от окружных избирательных комиссий в информационный центр Администрации города, района и передается по каналам связи в информационный центр избирательной комиссии области.
В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационного центра избирательной комиссии области информационным службам нижнего уровня, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
Данные о ходе и результатах голосования, полученные через Государственную автоматизированную систему "Выборы", являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в Государственную автоматизированную систему "Выборы". Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием Государственной автоматизированной системы "Выборы" и лицом, ответственным за введение информации - системным администратором.
X. Заключительные положения
Законом Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ статья 47 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства о выборах
Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 48.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор
Новгородской области |
М.М. Прусак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Новгородской области от 22 апреля 1997 г. N 92-ОЗ О выборах депутатов Новгородской областной Думы
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгородские ведомости"
Текст закона опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 13 мая 1997 г. N 70, в информационно-методическом бюллетене 1997 г., N 3
Законом Новгородской области от 21 июля 1999 г. N 82-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Новгородской области от 15 июня 1998 г. N 30-ОЗ