Новгородская городская Дума решила:
Принять прилагаемую Концепцию социально-экономического развития г.Новгорода на 1998 год.
Мэр города Новгорода |
А.В. Корсунов |
Концепция
социально-экономического развития г.Новгорода
на 1998 года
(утв. решением Новгородской городской Думы от 18 сентября 1997 г. N 194)
Введение
Настоящая Концепция определяет пути и методы решения задач дальнейшего социально-экономического развития города.
Создание системы общественного участия в управлении территорией города Новгорода через органы территориального общественного самоуправления, обеспечивающие выражение интересов населения, позволит приблизить граждан к реальному участию в развитии города как социально-экономической единицы.
Дальнейшее развитие получит взаимодействие с государственными органами власти по созданию правовых и экономических механизмов, обеспечивающих местное самоуправление в городе Новгороде, в частности путем распределения полномочий и их реального обеспечения соответствующими ресурсами, и исключающих процесс "суверенизации" города Новгорода; завершение работы над основным нормативно-правовым актом города - Уставом Новгорода.
Продолжится работа по проведению в городе экономико-правового эксперимента по введению единого налога на недвижимость, в основе которого лежит совершенно новый подход - оценка рыночной стоимости объектов недвижимости и ее последующее налогообложение. Целью эксперимента является изменение системы налогообложения и, как следствие, формирование рынка недвижимости, улучшение социально-экономической ситуации в городе.
Основные усилия будут направлены на завершение перестройки производственной, социальной сфер применительно к условиям деятельности в рыночной экономике за счет создания благоприятной инвестиционной ситуации, поддержки научных исследований, высокоэффективных производств в интересах экономики города. Предусматривается наращивание производства конкурентоспособной, необходимой для нужд города продукции, привлечение в экономику города инвестиций как российских, так и зарубежных.
Приоритетное инвестирование строительства объектов будет осуществляться исходя из их хозяйственной и социальной значимости. Дальнейшее развитие строительного комплекса будет направлено на решение задач, поставленных федеральными программами "Жилище" и "Свой дом".
Будет осуществляться дальнейший переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом предоставления гражданам субсидий в пределах социальной нормы площади жилья. Продолжится работа по созданию необходимых условий по приватизации жилья и образованию товариществ собственников жилья, организаций частных форм собственности по управлению ими на профессиональном уровне с целью появления цивилизованного рыночного механизма управления жилыми домами-кондоминиумами, их качественным содержанием, техническим обслуживанием и ремонтом.
Будет начато строительство третьей линии троллейбусного движения, которая свяжет вокзал с улицей Псковской. Дальнейшее развитие получат системы связи и телевидения. В 1998 году планируется ввести 7 тысяч телефонных номеров.
В области культуры основной акцент будет сделан на проведение мероприятий, способствующих представлению города как древнего культурного центра. Будут продолжены научно-исследовательские работы по археологическим исследованиям культурного слоя города Новгорода, реставрация памятников истории и культуры, проведение городских массовых мероприятий, конкурсов, смотров, фестивалей. Это, в конечном итоге, создаст городу привлекательный образ, увеличит приток туристов и потенциальных инвесторов.
Будет продолжена работа по социальной поддержке наименее защищенных групп населения: престарелых, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, учащейся молодежи, лиц, не имеющих средств существования.
Намечается создать благоприятные условия для товаропроизводителей, повышение активности которых позволит в конечном итоге формировать доход бюджета, необходимый для устойчивой экономической ситуации, при которой доходы населения и наличие товаров, услуг обеспечат жизненно необходимый уровень потребления, уверенное существование нетрудоспособного населения за счет социальных гарантий, требуемый уровень медицинского обслуживания, возможность получения желаемого образования и духовного развития, надежную защиту от преступных посягательств на жизнь и имущество людей, условия для благоприятного изменения демографической ситуации.
Конкретные действия будут направлены на сохранение и создание новых рабочих мест, обеспечение роста промышленного производства, сферы услуг, формирование социально-ориентированной бюджетной политики.
Промышленность
Развитие сферы материального производства является основой для формирования доходной части бюджета , финансирования всех сфер не занятых в производстве - медицины, образования, культуры, пенсионного обслуживания и других социальных затрат, занятости большей части населения, обеспечения людей товарами и услугами.
Основные направления промышленной политики предусматривают наращивание производства конкурентоспособной, необходимой для нужд города продукции, привлечение в экономику города инвестиций как российских, так и зарубежных.
В этих целях намечено:
формирование инфраструктуры для обслуживания инвестиций - информационной, консалтинговой, лизинговой, маркетинговой в рамках Агентства по развит и привлечению инвестиций;
создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и городе посредством предоставления налоговых льгот для инвесторов на срок окупаемости проектов;
поддержка программ и проектов с учетом их социальной направленности и интересов города (строительство завода "Стиморол Чевинг Гам А/С", подготовка площадки в АО "Элкон");
первоочередное содействие развитию конкурентоспособного производства (телевизоров 7-го поколения в ПО "Квант" в рамках программы "о мерах поддержки производства отечественных телевизоров" , арматуры для атомных электростанций в ПК "Сплав");
поддержка приоритетных инвестиционных проектов, продвижение их на отечественном и зарубежном рынках путем проведения конференций, конкурсов, семинаров инвестиционных проектов;
организация новых современных производств на предприятиях-банкротах "Волна", "Элкон", "Планета" с привлечением инвестиций через Агентство по развитию и привлечению инвестиций;
осуществление поддержки малого предпринимательства через стимулирование привлечения банковского капитала, а также путем предоставления гарантий как бюджетом, так и специально создаваемым гарантийным фондом при фонде поддержки предпринимательства;
создание схемы резервных земельных участков в производственных зонах г.Новгорода потенциально пригодных для реализации инвестиционных проектов, подготовка площадок под промышленную застройку, что даст возможность оперативно решать вопросы привлечения инвестиций.
Поддержка предпринимательства
Предусматривается:
- формирование комплексной разветвленной системы содействия развитию малого предпринимательства;
- совершенствование законодательной базы. Привлечение предпринимательских кругов к обсуждению и принятию областного закона "Об основах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области";
- определение приоритетности в предоставлении налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим производственную деятельность и вкладывающим собственные и привлеченные средства в реализацию конкретных инвестиционных проектов, предприятиям, осуществляющим социально значимую деятельность для жителей города;
- активизация деятельности созданных в предыдущие годы инфраструктурных образований ("Новгородский бизнес-парк", "Новгородский государственный фонд поддержки малого предпринимательства", "Новгородская лизинговая компания"). Оказывать содействие Новгородскому региональному агентству поддержки малого предпринимательства в развитии новых элементов услуг предпринимателям в маркетинговой, консалтинговой, информационной, аналитической деятельности;
- содействие развитию малых предприятий, занимающихся производственной деятельностью: привлечение внебюджетных источников финансирования, в первую очередь банковского капитала и частных отечественных и иностранных инвестиций; развитие микрокредитования при разработке бизнес-планов; проведение взаимозачетов; предоставление информации по имеющимся свободным производственным площадям; составление бизнес карты города; проведение выставок, конкурсов;
- развитие и совершенствование форм образования для кадров малого предпринимательства в области менеджмента, маркетинга на основе муниципального научно-образовательного учреждения "Диалог", Новгородского государственного университета им.Я.Мудрого, Новгородского учебно-делового центра предпринимательства и малого бизнеса и других учебных центров города. Совместно с корпорацией "Карана" в рамках программы "Партнерство во имя свободы. Новгород Великий" осуществлять обучение специалистов по менеджменту в сфере бизнеса и финансов;
- содействие кооперированию малых, средних и крупных предприятий в союзы, ассоциации, торговые палаты и другие объединения способствующие их развитию;
- обеспечение поддержки внешнеэкономической деятельности предпринимателей в организации деловых контактов с иностранными и отечественными инвесторами для привлечения иностранных инвестиций в рамках основных направлений программы по созданию имиджа Новгорода ;
- содействие развитию женского бизнеса, создание дополнительных рабочих мест для женщин. Проведение конкурса "Женщина - предприниматель 1998", что даст возможность активнее вовлекать женщин в бизнес.
Внешнеэкономическая деятельность и зарубежные связи
В сфере развития внешнеэкономической деятельности города, наряду с продолжением традиционных контактов в гуманитарной, культурной и образовательной сферах с городами-побратимами и городами партнерами, основной задачей является упрочение и расширение экономического взаимодействия с деловыми кругами наших традиционных партнеров - городами Билефельд (Германия) и Рочестер (США). Приоритетными задачами становятся формирование благоприятного инвестиционного имиджа Новгорода, совершенствование его инфраструктуры для динамичного развития бизнеса. Программа информационно-маркетингового продвижения города призвана привлечь капиталы крупных международных и национальных компаний, стремящихся увеличить свое влияние на российском рынке, в реальный сектор экономики города. С этой целью будет осуществляться прием и направление делегаций по проблемам экономического сотрудничества, участие в международных конференциях, выставках и ярмарках, прием и направление торговых миссий и т. д.
Продолжится сотрудничество с Международным Банком реконструкции и развития, Европейским Банком по инвестиционным программам, Агентством международного развития по программе "Партнерство во имя свободы", английским фондом "Ноу-Хау" по программе подготовки и стажировки экономистов, менеджеров, работников сферы общественных отношений.
В соответствии с программой привлечения инвестиций будет совершенствоваться муниципальное законодательство на принципах максимальной открытости и предоставления налоговых льгот прежде всего организациям и предприятиям, работающим в сфере производства.
В области развития туризма основной задачей является содействие продвижению Новгорода на российском и международном рынках туристических услуг. Будет продолжена работа по осуществлению программы систематического представления города на международных турбиржах и ярмарках. Продолжится деятельность в области организации рекламных и информационных изданий по городу.
Строительство
Основные направления развития отрасли на 1998 год направлены на:
Решение жилищных проблем населения за счет:
- безвозмездного субсидирования жилищного строительства или приобретения жилья в объеме от 5 до 100 процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилья за счет средств городского и федерального бюджетов,
- строительства жилья для военнослужащих, уволенных в запас, финансируемого из Федерального бюджета в объеме не менее 5 млрд. рублей;
- развития форм жилищного ипотечного кредитования совместно с коммерческими банками, которое предусматривает кредитование граждан под залог имеющейся у них собственности (квартира, земельный участок, автомобиль и др.);
- продажи права жилищной застройки земельных участков на конкурсной основе, что даст возможность строительства более дешевого и улучшенного качества жилья;
- реконструкции чердачных помещений с использованием средств населения и юридических лиц с оформлением реконструируемой площади как жилой;
- долгосрочного кредитования граждан при строительстве или покупке жилья в соответствии с решениями Новгородской городской Думы от 22.11.96 N 22, от 26.06.97 N 157;
- строительства или приобретения жилья беженцам, вынужденным переселенцам в соответствии с федеральной миграционной программой в объеме средств, выделяемых на эти цели федеральным бюджетом.
С целью бюджетной поддержки кредитования физических лиц, а также предоставления гражданам безвозмездных жилищных субсидий Администрацией города планируется в 1998 году выделение средств в размере до 2-3 % от расходной части бюджета.
В Новгороде созданы условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитов не только на развитие производственных мощностей, но и на строительство жилья, сооружение инженерной инфраструктуры:
- за счет кредитов Всемирного Банка реконструкции и развития в 1998 году будет начато освоение II очереди Псковского жилого района - строительство инженерных сетей, сооружений, дорог на площади 29.7 гектаров, с объемом кредитования около 15 млн. долларов.
Средства граждан и предприятий будут привлекаться в сферу жилищного строительства, кроме Псковского жилого района, при освоении земельных массивов под индивидуальную коттеджную застройку в Деревяницах, Плетнихе, где Администрация города обеспечивает инженерную подготовку участков за счет средств городского бюджета.
В 1998 году планируется обеспечить ввод в эксплуатацию 99.3 тыс. кв. метров жилья.
Строительство особо важных объектов коммунального назначения и транспорта за счет средств городского бюджета:
-инженерные сети II очереди Псковского жилого района в объеме займа МБРР и 20-процентной доли города;
- III очередь троллейбусного сообщения по ул. Псковской;
- канализационная насосная станция 1-а;
- инженерные сети коттеджных поселков Плетниха и Деревяницы,
- замена труб горячего водоснабжения в жилых домах,
- водовод (дюкер) в Деревяницком районе.
В 1998 году планируется продолжить программу строительства объектов народного образования.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Развитие жилищно-коммунального хозяйства в 1998 году связано в первую очередь с началом реализации проекта Мирового Банка реконструкции и развития "Совершенствование коммунального хозяйства г.Новгорода", который включает в себя три составляющих: "Водопровод и канализация", "Теплоснабжение", "Сбор и транспортировка твердых бытовых отходов". Основная цель данного проекта - улучшение качества предоставляемых услуг и снижение их себестоимости.
Будет осуществляться дальнейший переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом предоставления гражданам субсидий в пределах социальной нормы площади жилья. С введением платы за капитальный ремонт жилищного фонда будет завершено формирование структуры платежей за жилищно-коммунальные услуги. Доля платежей граждан от затрат на жилищно-коммунальное хозяйство будет корректироваться в зависимости от платежеспособности населения и возможностей бюджетных ассигнований на содержание и ремонт жилья.
Для удобства населения в западном микрорайоне будет открыт филиал отдела субсидий.
Будут создаваться условия для формирования цивилизованного рынка ремонтно-строительных, жилищно-эксплуатационных услуг, привлечение на конкурсной основе предприятий различных форм собственности в сферу обслуживания, ремонта жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства города с целью создания здоровой конкуренции на экономических принципах, сокращение дотаций из средств городского бюджета на содержание объектов и муниципальных предприятий. Будут переведены на конкурсное обслуживание 50 % муниципального жилищного фонда. Город принимает участие во Всероссийском конкурсе на звание "Самый благоустроенный город России".
Продолжится работа по созданию необходимых условий по приватизации жилья и образованию товариществ собственников жилья, организаций частных форм собственности по управлению ими на профессиональном уровне с целью появления цивилизованного рыночного механизма управления жилыми домами-кондоминиумами, их качественным содержанием, техническим обслуживанием и ремонтом.
Реализуется программа по оборудованию жилищного фонда и прочих объектов муниципальной собственности приборами учета расхода тепла, газа и воды с целью экономии энергоресурсов, сокращения финансовых средств городского бюджета и населения города на их оплату.
Ведутся маркетинговые исследования потребительского рынка города с целью максимального использования в нем потенциальных возможностей муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, расширения видов деятельности для управления финансовым положением, получения прибыли от дополнительных видов коммерческой деятельности, в интересах создания собственной современной производственной базы, повышения рентабельности и снижения себестоимости выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Конечная цель реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства - определение эффективного собственника, способного управлять недвижимостью (жилищным фондом) в целях сохранения его стоимости во времени и формирование цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.
Транспорт и связь
В целях улучшения пассажирских перевозок в городе предусматривается развитие автомобильного транспорта. В свете этого планируется:
- проектирование и строительство третьей троллейбусной линии (вокзал - ул. Псковская );
- окончание внедрения системы по контролю за работой автобусов и троллейбусов НЭЖАН 300;
Дальнейшее развитие получат системы связи и телевидения. В 1998 году будет введено 7 тысяч телефонных номеров.
Будет развиваться и модернизироваться коллективная система кабельного телевидения с трансляцией 16 и более телевизионных программ. Инвестиции в данную программу составят более 2 млрд. рублей.
Предусматривается обеспечение населения услугами связи на общеевропейском уровне - создание дополнительных видов информационных услуг: видеотекста, телетекста, телефакса, интегральных пунктов коллективного пользования, а также создание комплекса экологического мониторинга охраны окружающей среды.
Получит развитие система мобильной радиотелефонной связи города Новгорода по ликвидации чрезвычайных ситуаций при УВД города.
Торговля и бытовое обслуживание
В торговом обслуживании жителей города будет осуществляться процесс рационального размещения предприятий розничной торговли и общественного питания, учитывающий спрос на отдельные виды товаров. Продолжится процесс дальнейшего повышения уровня торгового обслуживания населения за счет применения таких форм обслуживания, как торговля непродовольственными товарами в кредит, торговля по образцам, самообслуживание.
Будет осуществляться:
- обеспечение продуктами питания малообеспеченных слоев населения по более низким ценам в двух магазинах города;
- постоянный контроль за обеспечением продуктами питания детских и лечебных учреждений;
- проведение ярмарок по продаже продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции;
Будет увеличено количество услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, ремонту и строительству жилищ, услуг парикмахерских, фотографий, транспортных услуг, восстановлению услуг прокатных пунктов, ремонту и пошиву одежды, обуви.
Основные направления развития платных услуг предусматривают:
- более полное удовлетворение разнообразных запросов и потребностей человека путем последовательного расширения объемов и видов предоставляемых услуг;
- обеспечение доступности услуг для различных социальных групп населения, для чего будут предоставлены налоговые льготы предприятиям бытового обслуживания, оказывающим социально значимые, но низкорентабельные услуги (химчистка, прачечные, ремонтные, ритуальные);
- создание новых рабочих мест путем оказания поддержки развитию предпринимательства в сфере услуг.
Земельная реформа
Земля является основным естественным богатством города. В 1998 году возрастет потребность граждан и юридических лиц в земельных участках различного целевого назначения. Рациональное использование городских земель - основная цель программ, реализуемых на территории г.Новгорода. На это направлена одна из основных программ, разработанных Администрацией - создание городской автоматизированной информационной системы земельного кадастра. Реализация этой программы позволит в течение года произвести учет фактического использования земельных участков, обеспечить рациональное и экологически безопасное их использование, создать предпосылки для развития различных видов землепользования в условиях новых экономических отношений, сформирует более эффективные формы хозяйствования. С этой целью будет осуществляться сотрудничество с Агентством международного развития США, Национальной земельной службой Швеции, Всемирным Банком реконструкции и развития. Это позволит привлечь внебюджетные средства для реализации нескольких проектов:
- дальнейшая разработка Правил землепользования и застройки на территории города с регламентацией использования земельных участков по экологическим, водоохранным, охраны памятников истории и культуры и иным требованиям;
- введение единого налога на недвижимость на территории г.Новгорода на основе рыночной оценки недвижимости;
- приватизация земельных участков под индивидуальными жилыми домами;
- вовлечение земельных участков в рыночный оборот по программе "Партнерство во имя свободы. Новгород Великий";
- предоставление земельных участков под строительство на конкурсной основе.
С целью привлечения инвестиций в промышленное производство, реализации социально-экономических программ, развития промышленных предприятий и создания новых рабочих мест будет продолжен процесс приватизации земельных участков под приватизированными промышленными зданиями и сооружениями.
В целях повышения гарантий в отношении прав на пользование земельным участком будет предусмотрена возможность выкупа в частную собственность земельного участка, находящегося в пользовании и предоставленного для осуществления коммерческой и иной деятельности.
С целью развития транспортной инфраструктуры в садовых массивах для собственников земельных участков будет продолжено строительство магистральных дорог (массив "Нащи-2"), железнодорожных платформ (массив "Горенка"), автомобильных платформ (в массиве N 3 - пос.Заречный - 2 платформы, по Лужскому шоссе - 4 платформы, в массиве N 1 - Псковское шоссе 8 км - 1 платформа).
Социальная поддержка
Приоритетными направлениями в социальной помощи населению будут:
- принцип адресности, т.е. помощь должен получать конкретно каждый нуждающийся человек, и именно ту помощь, в которой он нуждается, с учетом совокупных доходов всех членов семьи и на основе заявительского принципа назначения пособий. Помощь будет оказываться в виде денежных средств, талонов на питание, на приобретение одежды и обуви в магазине "Добротея" (бесплатно);
- предоставление права выбора на получение только одного, наиболее выгодного вида помощи для получателя;
- при определении размеров и видов социальных пособий применение в качестве критерия малообеспеченности показателя величины прожиточного минимума;
- дальнейшее развитие системы социального обслуживания нуждающихся граждан с расширением перечня услуг (уборка квартиры, мытье окон, мелкий ремонт) в зависимости от потребностей и их материальной обеспеченности на платной основе при сохранении бесплатной помощи малообеспеченным гражданам;
- дифференцированный подход при обслуживании в домах-интернатах в зависимости от доходов и потребностей проживающих там лиц (предоставление дополнительных видов услуг, которые не входят в перечень обязательных услуг в доме-интернате).
Предусматривается создать участковую социально-психологическую службу, задачей которой будет социальное, физическое, психологическое здоровье семьи, сохранение здоровья и жизни детей и подростков, оказание экстренной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций, поддержка одиноких и престарелых граждан.
Расширится деятельность общественных организаций; более широкие круги граждан города будут вовлекаться в социальную работу на принципе добровольности, взаимной обязанности;
Будет осуществляться поддержка кризисных семей и семей из групп социального риска (социальный патронаж, работа социального консилиума при центре с привлечением специалистов).
На базе педагогического колледжа предполагается создание консультативного пункта для студенческих семей в целях поднятия престижа семьи.
При Центре реабилитации детей-инвалидов предусматривается:
- дальнейшее развитие мастерских для привития трудовых навыков детям с ограниченными возможностями;
- разработка комплексных программ единого цикла, которые включают работу с родителями по обучению их навыкам обращения с детьми инвалидами (школа для родителей);
- расширение функций детской медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК): дальнейшее наблюдение детей инвалидов и, по возможности, лечение.
На базе Центра "Подросток" предусматривается открытие помещения для временного пребывания женщин, оказавшихся в кризисной ситуации в семье, подвергающихся насилию в семье.
Для дальнейшего улучшения обслуживания инвалидов, престарелых и одиноких людей планируется открытие платного отделения обслуживания для временного пребывания нуждающихся сроком до 2-х месяцев. Этой услугой могут воспользоваться пенсионеры, чьи родственники временно отсутствуют или по другим причинам.
Предусматривается дальнейшее формирование сети негосударственных организаций, выполняющих социальный заказ Администрации города и в интересах малоимущих граждан, в том числе создание постоянно действующих экспертных советов по анализу и разработке в городе программ различной социальной направленности.
Семейная политика
Семейная политика направлена на устранение причин, порождающих негативные аспекты в жизнедеятельности семьи и демографических процессах в городе, на максимально возможное смягчение их последствий для семей новгородцев.
Основные усилия будут направлены на обеспечение положительных тенденций в решении следующих проблем:
- адаптация семей к новым условиям жизнедеятельности - оказание социальной и психологической поддержки, способствующей адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; расширение спектра видов помощи, оказываемых социальными работниками;
- повышение уровня жизни семей - содействие в обеспечении занятости семейным людям, особенно с несколькими детьми; развитие самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности; развитие адресной материальной помощи нуждающимся семьям;
- улучшение жилищных условий семей - совершенствование проектирования жилья с учетом состава и потребностей семей; создание условий для развития системы купли-продажи жилья; совершенствование системы пособий и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- содействие стабильности брака, уменьшению количества разводов, повышению сплоченности членов семей - реальное повышение ценности семьи, значимости различных сторон семейной жизни для личности; формирование системы подготовки детей к семейной жизни; издание и выпуск специальных пособий по проблемам внутрисемейных отношений; использование всех каналов информации, рекламы, видеопродукции для формирования имиджа семейного человека; повышение ценности брака, формирование приоритета семей с большим супружеским стажем, особенно вырастивших и воспитавших детей, как в общественном мнении, так и в социальной политике;
- стабилизация численности населения - принятие комплекса мер по снижению смертности населения; пропаганда здорового образ жизни;
- повышение уровня рождаемости - переориентация системы ценностей на устойчивую семью с несколькими детьми; создание для женщин возможности реального (в отношении доходов, пенсии, общественного мнения и др.) выбора между работой дома и работой вне дома; развитие службы планирования семьи; оказание консультативной и психологической поддержки женщин, обращающихся в медицинское учреждение по поводу аборта;
- содействие улучшению качества воспитания детей и подростков - реальное повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей; создание системы подготовки молодых родителей к воспитанию детей; осуществление при необходимости коррекции в воспитании детей, живущих с одним родителем; формирование контрацептивной культуры у несовершеннолетних; социальная, экономическая и психологическая поддержка несовершеннолетних родителей.
Занятость населения
В целях снижения напряженности на рынке труда, проведения активной политики занятости населения и обеспечения установленных законодательством социальных гарантий безработным и незанятым гражданам планируется направить из средств Государственного фонда занятости в 1998 году 13 млрд.рублей. Основное внимание будет уделяться содействию трудоустройства граждан, относящихся к категории слабозащищенных и нуждающихся в большей социальной защите (несовершеннолетняя молодежь, женщины, инвалиды), в т.ч. и за счет квотирования рабочих мест для данной категории безработных на предприятиях муниципальной собственности.
Продолжается работа по выплате из фонда занятости компенсационных средств работникам организаций, находящихся в вынужденных отпусках, по организации общественных и временных работ для безработных.
Дальнейшее развитие получат вопросы переобучения безработных профессиям или специальностям, пользующимся спросом у работодателей, администрации предприятий и организаций. На основе договоров, заключаемых службой занятости с учебными организациями, намечено обучить в 1998 году не менее 200 человек из числа безработных.
Образование
Политика администрации города в области образования направлена на переход к личностно-ориентированной системе, обеспечивающей каждому учащемуся разнообразие выбора путей и средств получения общего, профессионального, дополнительного образования, организацию творческого труда и общения.
Приоритетными направлениями в развитии образовательной системы будут:
- завершение формирования муниципальной образовательной системы посредством преодоления ведомственной разобщенности, обеспечение единой кадровой политики, единого информационного пространства, рационализация сети образовательных учреждений города;
- совершенствование программно-целевого метода управления, привлечение внебюджетных средств, спонсорской помощи, получение международных и российских грантов для развития образовательной системы;
- социальная защита участников образовательного процесса: учащихся, учителей, работников образовательных инфраструктур и управления;
- интеграция профессионального образования в муниципальную образовательную систему.
- развитие регионального компонента в образовательном процессе (разработка учебного курса по краеведению "Новгородика").
Основными направлениями развития образования города будут:
- в дошкольном образовании - сохранение общедоступности образовательных услуг дошкольных учреждений для всех слоев населения; поддержка и развитие оздоровительных дошкольных учреждений различных типов и видов; создание условий для полноценного дошкольного образования всех детей, в том числе и имеющих отклонения в развитии способностей и интересов; содействие семье в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, расширения спектра дополнительных образовательных услуг;
- в общем образовании - сохранение и развитие сети общеобразовательных учреждений и приведение ее в соответствие с потребностями города и личности; создание условий, обеспечивающих вариативность образования, развитие различных форм получения образования; обновление педагогических технологий; содействие общему образованию одаренных, творческих и интеллектуально развитых обучающихся; создание условий для дальнейшей дифференциации обучения в соответствии со склонностями, потребностями и возможностями обучающихся; обеспечение общего образования детей, имеющих отклонения в развитии;
- в дополнительном образовании - сохранение и развитие системы: расширение спектра платных услуг в соответствии с потребностями жителей, проведение работ по лицензированию учреждений на осуществление определенного вида деятельности.
Для их реализации намечены следующие меры:
- реорганизация сети образовательных учреждений: открытие двух начальных школ в Западном районе города на базе закрываемых детских садов; оптимизация использования площадей дошкольных образовательных учреждений; открытие школы для детей с задержкой психического развития; открытие диагностических классов на базе психолого-медико-педагогической консультации, создание системы диагностики результатов и коррекции обучения детей с ограниченными возможностями; завершение строительства школы в 13 микрорайоне.
- реорганизация системы допрофессионального и начального профессионального образования: внедрение дуальной системы образования (получение общего образования, профессии и рабочего места по заявке работодателя), создание центра профессиональной подготовки;
- разработка перспективной программы улучшения материально-технической базы и санитарных норм инновационных образовательных учреждений;
- модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров;
- совершенствование системы обеспечения продуктами питания образовательных учреждений города путем проведения конкурсов;
- создание и внедрение новых информационных технологий в сфере управления образованием (совершенствование программ по персонифицированному учету учащихся и педагогов);
- развитие международных проектов: по обмену учащимися с г.Рочестер (США); по обновлению исторического образования с г.Страсбург (Франция); по экологии: "Воды озер Ильменя и Элмарэн"; по обеспечению социальных гарантий и адаптации детей-сирот.
Здравоохранение
Деятельность системы здравоохранения будет определяться следующими основными направлениями:
- дальнейшее развитие и совершенствование организационных и правовых основ медицинского страхования граждан;
- внедрение системы прогнозирования состояния здоровья новорожденных;
- реформа системы лекарственного обеспечения населения;
- организация обеспечения населения льготными и бесплатными лекарствами через страховую аптеку;
- реорганизация сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений;
- развитие альтернативных (частных) форм организации медицинской помощи;
- разработка и реализация системы контроля за качеством медицинской помощи населению;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, выделение дополнительных помещений для кожно-венерологической службы, санитарного транспорта для станции скорой медицинской помощи;
- рассмотрение вопроса о создании детской стоматологической поликлиники;
- проведение мероприятий по оказанию платных медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями. Открытие отделения платных медицинских услуг в Центральной городской больнице;
- продолжение работ с Всемирным Банком реконструкции и развития по обеспечению медицинским оборудованием учреждений здравоохранения;
- проведение конкурсов на обеспечение медицинских учреждений продуктами питания, медикаментами, медицинским оборудованием, топливом.
Культура
Основные направления развития культуры предусматривают:
- проведение научно-исследовательских работ по археологическим исследованиям культурного слоя города Новгорода,
- реставрацию Никольского собора на Ярославовом дворище (XII в.), бывшего Дома губернатора (XVIII в.), являющихся памятниками истории и культуры:
- контроль за состоянием памятников гражданской архитектуры
- осуществление текущих и капитальных ремонтов учреждений культуры в объемах утвержденного бюджетного финансирования
- проведение городских массовых мероприятий, конкурсов, смотров, фестивалей, в том числе: III Международного детского фестиваля им.С.В.Рахманинова, V Фестиваля сказки профессиональных театров России "Трям, здравствуй!", День города Новгорода.
- финансовую, организационную поддержку программ по развитию традиционной русской культуры в школе "Параскева", центре музыкальных древностей, кружках и студиях учреждений культуры;
- проведение конкурсов и фестивалей для развития детского творчества и выявления одаренных детей. Присуждение наиболее одаренным детям муниципальных стипендий.
- обеспечение доступности культурной деятельности для социально незащищенных групп населения: организация тематических мероприятий в учреждениях культуры для пожилых людей и инвалидов, для детей и подростков из малообеспеченных и многодетных семей;
- обслуживание жителей города средствами кино: организация кинофестивалей лучших российских и зарубежных фильмов, тематических просмотров кинофильмов по школьным программам, показ фильмов для организации семейного отдыха в кинотеатрах;
- сохранение и пополнение книжных фондов библиотек, обеспечение права граждан на доступ к информации, развитие информатизации библиотечного дела
- сотрудничество с Союзом Ганзейских городов нового времени, Союзом Балтийских городов
- участие в совместных программах по выявлению, сохранению и реставрации старейших памятников истории и культуры с Организацией городов Всемирного культурного наследия.
Физкультура и спорт
С 1998 года начнется реализация Программы развития физической культуры и спорта в Новгороде, цель которой - во-первых, укрепление здоровья населения путем занятий физической культурой и спортом и, во-вторых, содействие росту спортивной известности города Новгорода, и ее основной части - программы развития городской физкультурно-спортивной инфраструктуры.
Программу будут характеризовать новые не только для Новгородской области, но и для России, подходы, главным из которых будет являться распределение ассигнований в зависимости от оздоровительного эффекта того или иного проекта.
В этих целях предполагается:
- заключение с АО "Акрон" и другими владельцами спортивных сооружений соглашения о предоставлении платных услуг жителям города и о совместном использовании спортивных сооружений;
- создание совместно с Новгородским государственным университетомим.Ярослава Мудрого системы управления спорткомплексом "Волна" на условиях его совместного использования как базы факультета физического воспитания университета, базы для проведения областных соревнований и базы для муниципальных учреждений;
- профилирование спортзала Дворца спорта, как универсального для оказания платных услуг населению;
продолжение реконструкции спорткомплекса "Волна", начало реконструкции спорткомплекса "Манеж";
- оснащение залов средних школ спортивным оборудованием и организация оздоровительно-спортивной работы по месту жительства на базе спортзалов средних школ;
- проведение ремонта школьных спортивных площадок и помещений для создания спортивных клубов по месту жительства;
- введение в эксплуатацию спортзала-пристройки к Дворцу спорта и профилирование ее для занятий гимнастикой;
- проведение дноуглубительных работ на гребном канале;
- проведение спортивно-массовых мероприятий: авторалли, легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, регаты "Юность" , турнира по боксу на призы А.Невского, праздника "Новгород спортивный"; участие в областной спартакиаде;
- проведение супер-турниров по шахматам и спортивной гимнастике "Новгород Великий-98" ;
- продолжение подготовки спортсменов высокого класса;
- открытие в детских спортивных школах отделения спортивного ориентирования и конного спорта.
Молодежная политика
Главной целью молодежной политики является обеспечение активной интеграции молодого поколения в процессы духовного, социально-культурного и экономического развития города.
Основные направления реализации молодежной политики:
- ориентация молодого поколения в социально-экономической жизни города, реализуемая через информационно-издательскую программу, которая обеспечит квалифицированный учет и анализ проблем молодежи; информационное обеспечение молодого населения в правовых вопросах; издание путеводителей по решению проблем социального характера; совместные и целевые проекты по трудоустройству, профессиональной подготовке, решению бытовых проблем;
- ценностное самоопределение и духовное становление молодого поколения реализуемое через программу гражданско-патриотического воспитания, которая включает организацию работы летних профильных трудовых лагерей, лагерей отдыха по интересам, военно-патриотических и исторических клубов, проведение благотворительных акций по благоустройству города, помощь ветеранам, сверстникам-инвалидам; совместные проекты по работе с одаренной и творческой молодежью;
- социальная адаптация молодого поколения к требованиям и условиям жизни которая будет осуществляться через организацию системы курсов, тренингов, тематических встреч по формированию адаптивных навыков молодежи; целевую программу выработки основ коммуникативной способности у молодежи психолого-педагогическими службами; сотрудничество со службами социальной защиты по оказанию социальной помощи и реабилитации молодежи; создание координационного центра социальной адаптации молодежи;
- активизация творчества, инициативы, содействие самореализации молодого поколения через программы создания досуговых молодежных клубов (семейного, музыкального и т.п.), народной музыкальной школы, театрального общества, творческих молодежных союзов; контакты со сверстниками других регионов по обмену опытом; развитие баз молодежного туризма, привлечение интереса молодежи других регионов к Новгородчине; создание Банка интеллектуальной собственности, осуществляющего регистрацию творческих идей и координацию деятельности по их реализации.
Охрана окружающей среды
Основными направлениями по охране окружающей среды считать следующие:
- внедрение новых технологий по утилизации и переработке бытовых отходов, реконструкция городской свалки;
- продолжение операции "Чистый воздух" по охране воздушного бассейна от загрязнений выбросами автотранспорта. Замена общественного транспорта на экологически более чистый - продолжение строительства троллейбусных маршрутов, замена устаревших автобусов "Икарус" на "Мерседес";
- организация пунктов контроля за токсичностью и дымностью отработавших газов автотранспорта;
- ликвидация выпусков сброса сточных вод в открытые водоемы на Торговой стороне;
- проведение экологического образования в школах города;
- уточнение санитарно-защитных зон в рамках зонирования города по природным средам (атмосфера, почва, водные объекты), формирование экологической карты города;
- осуществление начальной стадии проекта по определению размеров загрязненных территорий с содержанием тяжелых металлов в почво-грунтах выше предельно допустимых концентраций, разработка природоохранных мероприятий по обезвреживанию данных территорий;
- разработка сводного тома предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ для всех стационарных и передвижных источников города. Определение санитарно-защитных зон и мероприятий по сокращению выбросов.
Укрепление правопорядка
Усиление борьбы с преступностью будет направлено на:
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан. В этих целях планируется приобретение, оснащение и установка трех стационарных постов милиции с круглосуточным режимом работы в наиболее криминогенных районах города, улучшение освещения улиц в темное время суток, выполнение других организационно-технических мероприятий;
- повышение раскрываемости и улучшение качества расследования преступлений; для чего планируется приобрести современное криминалистическое оборудование, передвижную криминалистическую лабораторию на базе легкового автомобиля, аппаратно-программный комплекс бессеребренной фотографии "Растр", четыре патрульных машины;
- предупреждение правонарушений несовершеннолетних и преступлений в семейно-бытовой сфере. Для этого открыть подростковые клубы на ул. Коровникова и на ул.Б.Санкт-Петербургской (в районе школы N 27), в 5-9 классах общеобразовательных школ вести курс по правовому обучению учащихся, организовать при МЖЭПах работу общественных советов профилактики семейно-бытовых правонарушений и преступлений;
- усиление борьбы с кражами имущества. Для этого обеспечить в рамках специальных операций реализацию комплексных оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению всех видов хищений художественных, исторических и иных культовых ценностей из музеев, картинных галерей, частных коллекций, религиозных учреждений.
- усиление борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экономическими преступлениями. В этих целях будут проводиться выборочные проверки законности отчуждения приватизированного жилья (купли-продажи, мены, дарения) у пожилых, одиноких, а также психически больных, страдающих алкоголизмом граждан, совместно с Государственной налоговой инспекцией и Департаментом налоговой полиции - выборочные проверки соблюдения налогового законодательства хозяйствующими субъектами.
- повышение безопасности дорожного движения. В этих целях предусматривается строительство светофорных объектов, выполнение реконструкции действующих светофорных объектов, изготовление и установка пешеходных ограждений в соответствии с планом выполнения работ, продолжение строительства автоматизированной системы управления дорожным движением на улицах Б.Санкт-Петербургской, Розважа, Газон, установка 80 дорожных знаков "Жилая зона" с целью наведения порядка на внутриквартальных и дворовых территориях.
Развитие местного самоуправления
Развитие местного самоуправления в городе Новгороде рассматривается как процесс наделения местного самоуправления города Новгорода полномочиями и ресурсами для решения вопросов местного значения.
В правовой сфере расширится круг собственной правовой компетенции города, которая не должна сужаться за счет решения государственных органов власти.
Будет обеспечено право собственности на ресурсы, являющиеся основой для развития местного самоуправления г. Новгорода.
Предполагается обеспечить самостоятельность в организации управления собственной территорией путем подготовки и внесения на рассмотрение областной Думой законодательных инициатив.
Планируется развивать демократические институты и повышать их роль в местном самоуправлении с учетом исторического опыта и местных традиций, отечественного опыта и лучшей зарубежной практики. Развитие гражданского общества в его классическом понимании неразрывно связано с появлением влиятельных негосударственных общественных объединений, основанных на интересах, сформированных населением. В тоже время такая структура общества реальная и единственная основа местного самоуправления. Развитие общественных отношений, которые являются основой местного самоуправления является в настоящее время приоритетной задачей, которую ставят перед собой органы местного самоуправления.
Будет создана стабильная социальная база для формирующихся общественных отношений.
Основным содержанием развития местного самоуправления в городе Новгороде является создание слоя собственников объектов недвижимости, расположенных на территории города, главным образом в жилищной сфере. Это позволит сформировать в массовом порядке специфические интересы населения, направленные на реализацию права собственности, в частности, повышение стоимости объектов недвижимости.
Наличие объектов собственности, принадлежащих различным владельцам, требует создания механизмов управления данными объектами в интересах владельцев. В частности, в жилищной сфере основным направлением, способствующим обеспечению эффективного местного самоуправления, станет создание товариществ собственников жилья.
Создание системы общественного участия в управлении территорией города Новгорода через органы территориального общественного самоуправления, обеспечивающие выражение интересов населения, позволит приблизить граждан к реальному участию в развитии города как социально-экономической единицы.
Для развития гражданского участия в управлении городом будет разработан механизм "социального заказа" органов местного самоуправления для общественных организаций.
Дальнейшее развитие получит взаимодействие с государственными органами власти по созданию правовых и экономических механизмов, обеспечивающих местное самоуправление в городе Новгороде, в частности путем распределения полномочий и их реального обеспечения соответствующими ресурсами, и исключающих процесс "суверенизации" города Новгорода; по завершению работы над основным нормативно-правовым актом города - Уставом Новгорода.
Рост количественных взаимодействий с субъектами предпринимательства на территории города требует расширения возможности органов местного самоуправления для взаимодействия с населением и хозяйствующими субъектами, а также возможности собственных служб и подразделений для обработки и взаимодействия информации. Для реализации этого направления намечается:
- выполнение работ по созданию городского кадастра на основе геоинформационной технологии фирмы "Интерграф". Обеспечение служб Администрации города средствами для создания и ведения отраслевых кадастров (земельного, градостроительного, экологического и др.).
- создание муниципальной информационной системы по учету, управлению и налогообложению недвижимости города.
- дальнейшее развитие системы электронного (безбумажного) документооборота органов местного самоуправления (на основе средств групповой работы фирмы "Лотус Ноутс").
- обеспечение работы муниципальных структур в мировой компьютерной сети Интернет. Создание городского узла в сети Интернет в рамках проекта формирования имиджа города.
Реформа налогообложения
Во исполнение Федерального закона "О проведении экономикоправового эксперимента по введению единого налога на недвижимость в городах Новгороде и Твери" с 1 января 1998 года на территории города Новгорода не будут взиматься налоги на имущество предприятий и физических лиц и земельный налог. Их заменит единый налог на недвижимость, в основе которого лежит совершенно новый подход - оценка рыночной стоимости объектов недвижимости и ее последующее налогообложение.
Целью эксперимента является изменение системы налогообложения и, как следствие, формирование рынка недвижимости, улучшение социально-экономической ситуации в городе. Налог на недвижимость подлежит зачислению в городской бюджет в полном объеме. При этом расчеты с бюджетами других уровней не изменятся.
По итогам экономико-правового эксперимента по введению на территории города Новгорода единого налога на недвижимость в конце 1998 года будет проведен анализ и соответствующие отчеты будут представлены в Новгородскую областную Думу, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новгородской городской Думы от 18 сентября 1997 г. N 194 "О принятии Концепции социально-экономического развития г.Новгорода на 1998 год"
Текст решения официально опубликован не был