Постановление Администрации Новгородской области
от 3 февраля 1998 г. N 34
Об утверждении областной целевой программы "Леса Новгородской области"
на 1998-2000 гг.
В соответствии со статьями 47, 70, 104, 106, 108 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1240 "О федеральной целевой программе "Леса России" на 1997-2000 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Леса Новгородской области" на 1998- 2000 гг.
2. Считать приоритетным направлением при заготовке древесины проведение несплошных рубок главного пользования по лесоводственным требованиям.
3. Новгородскому управлению лесами представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения данного постановления ежегодно к 1 марта до 2001 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Иванькова Н.С.
Губернатор
Новгородской области |
М.М. Прусак |
Областная целевая программа
"Леса Новгородской области" на 1998-2000 годы
(утв. постановлением Администрации Новгородской области от 3 февраля 1998 г. N 34)
Паспорт программы
Наименование программы.
Областная целевая программа "Леса Новгородской области" на 1998-2000 годы (далее по тексту областная программа).
Решения о разработке программы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы". федеральная целевая Программа "Леса России" на 1997-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года N 1240.
Заказчик программы.
Администрация области.
Разработчик программы.
Новгородское управление лесами.
Цели программы.
Осуществление комплекса мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов, обеспечение потребностей хозяйства области в древесной лесной продукции, сохранение биологического разнообразия лесной экосистемы;
через систему лесоводственных, организационно-технических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении области, выполнять принятые Россией и областью обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов.
Для решения поставленных целей необходимо:
способствовать рациональному и неистощительному использованию лесных ресурсов;
обеспечить непрерывное воспроизводство леса на вырубленных площадях;
повысить эффективность лесохозяйственных, лесовосстановительных работ, результативность охраны и защиты лесов;
постоянно сокращать объемы сплошных рубок главного пользования за счет увеличения несплошных рубок;
обеспечить лесокультурные работы высококачественным посадочным материалом;
обеспечить широкое внедрение прогрессивных технологии на рубках ухода за лесом и лесовосстановительных работах.
Задачи программы.
Обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Областная программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
Основные показатели программы.
лесовосстановление - 16,5 тыс. га;
рубки ухода в молодняках - 45 тыс .га;
рубки ухода за лесом (ликвид) - 270
тыс. куб. м; отвод лесосек под рубки
ухода - 52,8 тыс . га .
Сроки реализации программы.
1998-2000 годы.
Исполнители программы.
Новгородское управление лесами и его структурные подразделения.
Объемы и источники финансирования.
Общий объем финансирования 99,6 млрд. руб. (здесь и далее в ценах 1997 года), в т.ч. из бюджета области 54,0 млрд. руб.
Ожидаемые конечные результаты программы.
Увеличение площади хвойных молодняков на 19,75 тыс. га; улучшение породного состава лесов;
обеспечение мониторинга лесов.
Контроль за реализацией программы.
Администрация области, Новгородское управление лесами.
В программе рассматриваются вопросы развития и совершенствования лесоустройства и мониторинга лесов. Разработаны меры по поддержанию службы защиты лесов от вредителей, болезней и по ведению лесного хозяйства в зонах радиационного загрязнения.
Мероприятия, намечаемые программой, будут способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г.Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН ос) изменениях климата, о биологическом разнообразии.
Положения программы соответствуют требованиям Лесного кодекса российской федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов. При разработке программы использованы данные последнего учета лесного фонда (по состоянию на 1 января 1993, 1997 годов), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда, развития лесного хозяйства за предшествующий период.
Данная программа может уточняться по мере изменения экономической ситуации в области, а также по мере разработки аналогичной программы органами лесного хозяйства сельхозформирований.
1. Современное состояние лесного фонда, лесопользования
и воспроизводства лесов.
Общая площадь земель лесного фонда, закрепленного за Новгородским управлением лесами (далее по тексту управление лесами), по состоянию на 01.01.97 -2626.1 тыс.га, что составляет 48,2% площади лесов области.
Покрытая лесом площадь составляет 2072,8 тыс. га, в том числе леса 1 группы - 607,4 тыс. га, 2 группы -1465,4 тыс.га.
По результатам последнего учета установлено, что общая площадь лесного фонда увеличилась на 222,7 тыс. га, покрытая лесом - на 253,7 тыс. га. Площадь лесов с преобладанием хвойных пород увеличилась на 96,0 тыс. га.
Из общей площади не покрытых лесом земель вырубки занимают 21,6 тыс. га, гари - 1,4 тыс. га, прогалины, пустыри - 1,2 тыс. га, редины - 0,2 тыс. га.
В последние годы отмечается рост площади лесов, погибших в результате пожаров, стихийных бедствий, ураганных ветров.
Расчетная лесосека по главному пользованию на 1998-2000 годы определена в объеме 4771 тыс. куб. м.
Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1993 году - 1746 тыс.куб.м, в 1994 году - 1641 тыс. куб. м, в 1995 году - 1731 тыс. куб.м, в 1996 году - 1462 тыс. куб. м. Анализ динамики фактической вырубки показывает, что объемы заготовки снизились по сравнению с 1993 годом на 284 тыс.куб.м (16 процентов).
Несплошные рубки в 1994 году составили 1182 га, в 1996 году увеличились до 1327 га.
Площади рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий в основном сбалансированы. На отдельных площадях затягивается восстановление хвойных древостоев.
Основные причины этого следующие:
уничтожение подроста и нарушение других лесоводственных требований при лесозаготовках;
гибель лесов, в том числе лесных культур, от пожаров, других стихийных бедствий;
слабая материальная база лесохозяйственного производства.
Динамика лесовосстановительных мероприятий показывает, что с 1993 по 1996 годы их общий объем сократился с 9500 га до 6400 га, в т.ч.посадка уменьшилась с 5100 до 3300 га. Снижение объемов лесовосстановления объясняется снижением объемов лесозаготовок и уменьшением централизованного финансирования.
В целях сохранения лесной среды, экономии средств на воспроизводство лесов программой пред усматривается увеличение несплошных рубок главного пользования. Для стимулирования лесозаготовителей при проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования ставки лесных податей и арендной платы снижаются на 20 процентов.
2. Система программных мероприятий
2.1. Лесоустройство
Очередное лесоустройство в лесах, закрепленных за управлением лесами, в 1996-1997 годах проведено на площади 2577,6 тыс.га, что составляет 98,0 процентов. Новые материалы по лесоустройству будут получены в 1998 году.
В связи с оснащением лесоустройства современными персональными компьютерами, созданием банков данных и автоматизированных технологий составления лесных карт управлению лесами требуются капитальные вложения на приобретение оборудования - 300 млн. руб.
2.2. Лесовосстановление
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок.
По данным учета лесного фонда по состоянию на 1 января 1993 года не покрытые лесом земли в лесном фонде, обслуживаемом управлением лесами, составили 28 , 7 тыс.га.
Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 5-6 тыс. га.
Лесовосстановление в целом по управлению лесами на 1998-2000 годы проектируется в объеме 16,5 тыс. га, в том числе посадка и посев леса - 9,3 тыс. га, что составляет 54 процента от общего объема лесовосстановления.
Распределение лесовосстановительных мероприятий по направлениям и годам приведено в приложениях 1 , 2 к программе.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия и принимать необходимые меры по сохранению подроста при разработке лесосек.
Предусматривается довести к 2000 году удельный вес лесных культур темнохвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 24 процентов от их общего объема.
Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении 3 к программе.
В 1998-2000 годах намечается создать лесосеменных плантаций - 10 га, архивов клонов - 6 га, испытательных культур - 21 га, выделить 180 плюсовых деревьев.
Для обеспечения переработки и хранения семян предусматривается строительство 2 шишкосушилок, 2 складов для длительного хранения семян хвойных пород с оснащением их необходимым оборудованием и механизмами.
Площадь лесных питомников в 288,5 га обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ.
Ежегодная потребность в посадочном материале составит 18 млн.шт. Дальнейшее развитие питомнического хозяйства приведено в приложениях 4 и 5 к программе.
Программой предусматривается:
довести к 2000 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе с улучшенными наследственными свойствами до 0 , 3 млн. шт. ;
построить новые постоянные питомники с орошением, отвечающие современным требованиям, площадью 24 га;
провести реконструкцию существующих питомников на площади 27,3 га;
осуществить строительство оросительной сети в существующих питомниках на площади 6 га.
2.3. Охрана и защита лесов от вредителей
Мероприятия по охране и защите лесов от вредителей направлены на обследование лесов и выявление очагов вредителей и болезней леса.
Лесопатологический мониторинг планируется ежегодно проводить на площади 49,5 тыс. га. Целью данной работы является постоянное наблюдение за санитарным состоянием лесов. Закладываются пробные площади в усыхающих древостоях для наблюдения за ростом численности вредителей леса и их распространением по территории лесного фонда.
Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса ежегодно планируется проводить на площади 1700 га с затратами 14,5 млн. руб.
При увеличении численности вредителей леса на наблюдаемых участках лесфонда масштабы биологических мер борьбы по предложению лесхозов будут увеличены.
Для защиты лесных питомников от личинок майского жука, других насекомых, уничтожающих корневую систему сеянцев и саженцев, планируется ежегодное проведение почвенных раскопок с затратами 0,7 млн. руб.
2.4. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки
В период с 1998 по 2000 годы ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере около 15 тыс. га.
По данным лесоустройства потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев) по лесоводственным требованиям составляет 217,4 тыс. куб. м, а расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 166,7 тыс. куб.м или 76,6 процентов.
В 1996 году при промежуточном пользовании было заготовлено 129 тыс.куб.м ликвидной древесины, что составляет 59,3 процента к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 77,4 процента к расчетному объему по экономическим возможностям.
На 1998-2000 годы средний ежегодный объем промежуточного пользования проектируется в размере 90 тыс. куб.м.
Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1998-2000 годы приводится в приложении 6 к программе.
2.5. Гидролесомелиорация
В лесном фонде, закрепленном за управлением лесами, имеется 122,04 тыс. га заболоченных и переувлажненных лесных земель, в том числе первой очереди освоения - 18,4 тыс. га.
На площади 143,4 тыс. га работы по строительству осушительных систем были проведены до 1995 года. Построенные лесоосушительные системы требуют реконструкции на площади 119,8 тыс. га.
Управление лесами при условии обеспеченности стабильного бюджетного финансирования может производить осушение подрядным способом.
Ввод в эксплуатацию лесоосушительных систем в 1998-2000 годах не планируется.
В развитии гидролесомелиорации особое внимание будет уделяться ремонту и реконструкции осушительных систем. В первую очередь будут осушаться покрытые лесом площади для получения быстрого лесоводственного и экономического эффекта.
2.6. Дорожное строительство
Транспортные пути по большинству лесхозов составляют 0,06 км на 100 га земель лесного фонда.
Затраты на гидролесомелиорацию и строительство лесохозяйственных дорог в 1998-2000 годах должны составить 8842 млн. рублей.
2.7. Мониторинг лесов
Мониторинг лесного фонда управления лесами характеризуется следующими данными:
Наименование лесхоза,хозяйства | Лесопатологический мониторинг по годам (га) |
||
1998 | 1999 | 2000 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Батецкий Боровичский Валдайский Волотовский Демянский Крестецкий Любытинский Маловишерский Маревский Мошенской Новгородский Неболчский Окуловcкий Парфинский Пестовский Поддорский Старорусский Солецкий Чудовский Хвойнинcкий Холмский Шимский Ермолинский Новоселицкое опытное лесное хозяйство Валдайский нацио- нальный парк |
300 2000 400 400 6000 1500 2500 5000 1000 1000 2000 1000 2000 1000 10000 1000 1300 500 1000 2050 100 1100 150 200 6000 |
300 2000 400 400 6000 1500 2500 5000 1000 1000 2000 1000 2000 1000 10000 1000 1300 500 1000 2050 100 1100 150 200 6000 |
300 2000 400 400 6000 1500 2500 5000 1000 1000 2000 1000 2000 1000 10000 1000 1300 500 1000 2050 100 1100 150 200 6000 |
Итого | 49500 | 49500 | 49500 |
Новгородская область является одной из областей обязательного ведения мониторинга по обязательствам России.
Работы по мониторингу лесов проводятся по европейской методике ЕЭК ООН в рамках международной совместной программы 1 СР - Fоrеst.
Согласно этой методике проводятся следующие виды работ:
разработка биоиндикаторной сети области, привязка на местности, корректировка картографических материалов ;
полевые работы по устройству пунктов постоянного наблюдения, отбор биопроб для исследования;
лабораторные работы по обработке биопроб;
систематизация полученной информации. Автоматизация прогнозирования состояния среды.
Затраты на техническое обеспечение выполнения программы должны составить 130 млн. рублей, ежегодное финансирование полевых и камеральных работ - 100 млн.рублей.
2.8. Государственная лесная охрана
В 1998-2000 годах необходимо довести численность работников государственной лесной охраны до 100 процентов штатной численности, в т. ч. лесников 1703 чел., мастеров леса - 233 чел., пом.лесничих -104 чел., лесничих - 246 чел.
2.9. Научно-техническое обеспечение
Основными направлениями развития научного обеспечения программы являются:
внедрение результатов научных исследований в области лесопользования и лесовосстановления;
внедрение прогрессивных технологий и средств механизации, обеспечивающих механизацию работ в питомниках на базе культиватора Шадрина и на базе малогабаритной мототехники, на лесозаготовках и производстве лесных культур с минимальной раскорчевкой площадей;
компьютеризация лесохозяйственного производства;
оперативное внедрение результатов опытноконструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями.
Внедрение прогрессивных базовых технологий планируется по следующим направлениям:
создание семенных плантаций на селекционной основе;
заготовка семян с улучшенными наследственными свойствами;
выращивание селекционного посадочного материала;
создание лесных культур на базе индустриальных технологий.
3. Ресурсное обеспечение
3.1. Потребность в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий.
Минимально необходимая потребность в операционных затратах по видам лесохозяйственной деятельности по управлению лесами на 1998-2000 годы характеризуется следующими показателями в таблице 1.
Таблица 1
(млн .руб. ) | |||
Наименование мероприятия | По годам | ||
1998 | 1999 | 2000 | |
рубки ухода и другие лесохозяиственные работы ( кроме строительства лесохозяй- ственных дорог) Лесовосстановление Лесозащитные работы Осушение лесных площадей, ремонт и содержание осушительных сетей Селекция и семеноводство Итого производственных затрат Содержание органов и организаций лесного хозяйства, включая лесхозы | |
7107,1 10749,7 217,0 680,3 243,9 18998,0 8376,2 | |
7107,1 10749,7 217,0 680,3 243,9 18998,0 9872,0 | |
7107,1 10749,7 217,0 680,3 243,9 18998,0 12059,2 | |
Всего расходов | 27374,2 | 28870,0 | 31057,2 |
Общая потребность в расходах приведена в таблице 2.
Таблица 2
(млрд .руб. ) | |||
Наименование затрат | По годам | ||
1998 | 1999 | 2000 | |
Затраты на операционные расходы Капитальных вложения |
27,4 4,1 |
28,9 4,0 |
31,1 4,1 |
Всего расходов | 31,5 | 32,9 | 35,2 |
Основным источником финансирования программы являются средства федерального бюджета, областного бюджета и собственные средства лесхозов.
В программу объектов строительства включено минимальное количество от потребного и минимальные объемы по лесовосстановлению, способные лишь поддержать природный баланс по сохранению и воспроизводству лесного фонда.
В операционных затратах не учтены также в полной мере потребности полномасштабного проведения мониторинга, которые ориентировочно должны составить 3 млрд. руб.
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 66,1 процента.
Одной из основных проблем в лесном хозяйстве области является слабая техническая оснащенность (лесохозяйственная техника, административные и производственные здания и сооружения) и критическая степень изношенности имеющихся основных средств.
Потребность в расходах по источникам финансирования приведена в таблице 3.
Таблица 3
(млрд.руб. ) | ||||
Наименование | По годам | |||
1998 | 1999 | 2000 | 1998-2000 | |
Общая потребность в расходах всего из них: федеральный бюджет в т. ч. капвложения ассигнования из бюджета области и собственные средства лесхозов капвложения за счет собственных средств лесхозов |
31,5 9,8 0,4 18,0 3,7 |
32,9 11,9 1,0 18,0 3,0 |
35,2 14,1 1,0 18,0 3,1 |
99,6 35,8 2,4 54,0 9,8 |
3.2. Механизм финансового обеспечения
Лесным кодексом Российской Федерации определен порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом. Расходы на содержание федеральных органом управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков, на осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, семеноводство, ведение мониторинга и кадастра, лесоустройство, научноисследовательские и проектные работы, подготовку кадров, обеспечение форменным обмундированием, развитие социальной сферы предусмотрено финансировать из федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет областных источников.
Лесные подати и арендная плата распределяются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время сложился низкий уровень лесных платежей, не соответствующий затратам на воспроизводство лесного фонда (5-8 процентов удельного веса в цене заготовленной древесины в круглом виде). В связи с этим предполагается повышение ставок лесных платежей.
Прогноз отпуска древесины на корню и ставок лесных податей приведен в таблице 4.
Таблица 4
Показатель | Един. изм. | 1998-2000 годы |
Отпуск древесины на корню Средняя минимальная ставка лесных податей на Древесину на корню Превышение конкретных ставок над минимальными |
млн . куб . м руб. /куб .м в процентах |
1400 9588 74 |
Предполагаемое распределение платежей за пользование древесиной на корню приведено в таблице 5.
Таблица 5
(млрд. руб. ) | |
Показатель | 2000 год |
Объемы платежей за древесину, отпускаемую на корню по минимальным ставкам в том числе поступает в: федеральный бюджет бюджет области Поступает лесхозам от разницы стоимости древесины, отпускаемой на корню по конкретным и минимальным ставкам |
13,4 5,4 8,0 10,0 |
3.3. Перспективы привлечения иностранных инвестиций
На территории области созданы зоны с льготными условиями налогообложения. Предполагается дальнейшее создание благоприятных условий хозяйствования для потребителей лесного фонда с расчетом перехода на системы длительного лесопользования.
3.4. Трудовые ресурсы
Рост численности работников лесного хозяйства взят минимально необходимым для обеспечения выполнения программных мероприятий. Наибольший дефицит в квалифицированных кадрах по категориям лесников, мастеров леса и лесничих.
Данная проблема связана с недостатком финансирования лесного хозяйства.
Увеличение численности работников названных категорий поможет улучшить решение социальных проблем, особенно на селе.
Предполагаемая численность работников лесного хозяйства области приведена в таблице 6.
Таблица 6
(чел.) | |||
Показатель | По годам | ||
1998 | 1999 | 2000 | |
Среднесписочная численность работников, всего в том числе: рабочие лесники руководители, специалисты из них: мастера лесничие помлесничих |
2996 507 1575 914 190 234 |
3220 560 1630 1030 230 250 |
3524 600 1703 1221 233 260 |
4. Организация управления и контроля за ходом реализации программы
Выполнение областной программы возлагается на управление лесами. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Администрацией области и управлением лесами.
В целях реализации программы необходимо:
разработать нормативные правовые документы лесного хозяйства области, предусмотрев систему мер, способствующих выполнению лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов, применению при лесозаготовках экологически безопасной техники и технологий;
при Администрации области сформировать региональную комиссию из представителей Администрации области, управления лесами. Государственного комитета по охране окружающей среды области.
5. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической и экологической
эффективности от реализации программных мероприятий
Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных программой на 1998-2000 годы, обеспечит:
перевод в категорию хозяйственно-ценных 19,7 тыс. га насаждений, что превысит площадь сплошнолесосечных рубок за этот период; перевод в категорию покрытых лесом земель 27,5 тыс. га на территории лесного фонда, в том числе за счет создания лесных культур - 12,1 тыс. га, содействия естественному возобновлению - 10,2 тыс. га.
Доходы от использования древесных ресурсов леса поступают от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 3 февраля 1998 г. N 34 "Об утверждении областной целевой программы "Леса Новгородской области" на 1998-2000 гг."
Текст постановления опубликован в информационно-методическом бюллетене 1998 г., N 2