11 марта, 14 сентября 2012 г., 25 февраля 2013 г.
В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации и в целях реализации государственной политики в области охраны труда Администрация Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2012-2015 годы.
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Заместитель Главы администрации области |
А.В. Смирнов |
Долгосрочная областная целевая программа
улучшения условий и охраны труда на 2012-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 13 октября 2011 г. N 539)
11 марта, 14 сентября 2012 г., 25 февраля 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 14 сентября 2012 г. N 551 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
долгосрочная областная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2015 годы (далее Программа). |
|
Правовая |
Трудовой кодекс Российской Федерации; постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 года N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации"; постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". |
|
Заказчик Программы: |
комитет труда и занятости населения Новгородской области (далее комитет). |
|
Разработчики Программы: |
комитет. |
|
Исполнители Программы: |
комитет; комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области, комитет культуры Новгородской области, комитет социальной защиты населения Новгородской области, комитет ветеринарии Новгородской области, комитет по охране здоровья населения области, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области, комитет строительства и дорожного хозяйства Новгородской области, комитет транспорта и связи Новгородской области, комитет государственной гражданской службы Новгородской области (далее комитеты области); управление финансового обеспечения Администрации области (в отношении подведомственных государственных учреждений); Администрации городского округа и муниципальных районов области (далее органы местного самоуправления области) (по согласованию); государственная инспекция труда в Новгородской области (далее инспекция труда) (по согласованию); управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее управление Роспотребнадзора по области) (по согласованию); Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Северо-Западное управление Ростехнадзора) (по согласованию); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее ГУ МЧС России по области) (по согласованию); региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" (далее РОР "СПП НО") (по согласованию); Новгородская областная Федерация профсоюзов (далее областная Федерация профсоюзов) (по согласованию); государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ НРО ФСС России) (по согласованию); федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" (далее ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в области") (по согласованию); государственное областное бюджетное учреждение "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Новгородской области" (по согласованию); Государственное учреждение "Новгородский информационно-аналитический центр" (по согласованию); Новгородское областное государственное бюджетное учреждение по обслуживанию водных объектов "Облводобъект" (по согласованию); государственное областное казенное учреждение "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области" (по согласованию); государственное областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Учебно-методический центр гражданской защиты и пожарной безопасности Новгородской области" (по согласованию); автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Новгородский учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса" - Региональный центр охраны труда (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов "Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса" (по согласованию), негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный Центр "Труд образование" (по согласованию), общество с ограниченной ответственностью "Учебно-методический центр "Промышленная безопасность и охрана труда Новгородской области" (по согласованию), областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования" (по согласованию) (далее обучающие организации области по охране труда). |
|
Обоснование Программы: |
несмотря на имеющуюся в последние годы положительную тенденцию в решении вопросов улучшения условий и охраны труда в организациях области, снижение общего числа несчастных случаев на производстве (с 440 случаев в 2008 году до 360 случаев в 2010 году), уменьшение числа работников с выявленными впервые профессиональными заболеваниями (с 16 человек в 2009 году до 9 человек в 2010 году) уровень профессиональных рисков для работников области сохраняется высоким. Число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих по данным Новгородстата составило по итогам 2010 года 2,7 человека, число погибших на производстве составило 15 человек, что в расчете на 10000 работающих составило 0,128 человека. Количество тяжелых производственных травм и несчастных случаев со смертельным исходом составляет 15,0 % всех производственных несчастных случаев. По информации, полученной от организаций области, на начало 2011 года 410 организаций провели аттестацию рабочих мест по условиям труда. Из 34,3 тыс.рабочих мест, прошедших аттестацию по условиям труда (около 20,0 % от числа имеющихся рабочих мест), значительное количество рабочих мест было отнесено к категории тяжелых работ или работ с вредными и (или) опасными условиями труда. На конец 2010 года по данным статистического наблюдения численность работников, которым был установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи составила 34,6 % от общего числа работающих в организациях данных видов экономической деятельности. Сложившееся положение обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, изношенностью основных производственных фондов (до 70-80 %), недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной защиты. В то же время, наряду с техническими причинами, устранение которых стоит немалых финансовых и материальных затрат, решение многих проблем охраны труда сдерживается недостаточной организацией трудового процесса, отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, недостаточным уровнем знаний норм и требований безопасности труда работников, низкой дисциплиной труда. Фактическое состояние условий и охраны труда указывает на необходимость программного подхода к проблеме улучшения условий и охраны труда в организациях области. |
|
Цели |
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса. |
|
Задачи Программы: |
повышение эффективности государственного управления охраной труда на территории области на основе совершенствования его нормативной и методической базы, оказания информационного содействия работодателям в обеспечении безопасных условий труда; организационное и методическое обеспечение работы по улучшению условий и охраны труда с целью снижения уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, повышения уровня безопасности на рабочих местах на основе аттестации рабочих мест по условиям труда, внедрения системы управления профессиональными рисками, распространения передового опыта организаций, добившихся лучших результатов в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда работникам; повышение уровня знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда на основе организации механизма непрерывного обучения и повышения квалификации руководителей, специалистов и работников рабочих профессий организаций области. |
|
Механизм реализации Программы: |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями Программы (приложение к Программе). |
|
Сроки |
2012-2015 годы. |
|
Объемы и |
источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы из средств областного бюджета на 2012-2015 годы составляет 2144,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 536,0 тыс. рублей; 2013 год - 536,0 тыс. рублей; 2014 год - 536,0 тыс. рублей; 2015 год - 536,0 тыс. рублей. |
|
Ожидаемые конечные |
сокращение числа: пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих; погибших на производстве в расчете на 1000 работающих; уменьшение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; увеличение доли выявленных профессиональных заболеваний у работников в ходе периодических медицинских осмотров; увеличение удельного веса организаций, занимающихся проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, от общего количества организаций области; увеличение количества обученных по вопросам охраны труда руководителей и работников организаций области. |
|
Система |
информация о выполнении мероприятий Программы представляется исполнителями Программы (кроме комитетов области в отношении подведомственных государственных казенных и бюджетных учреждений и государственных казенных и бюджетных учреждений, подведомственных управлению финансового обеспечения Администрация области, в части, касающейся финансирования работ по аттестации рабочих мест по условиям труда) в комитет ежегодно к 20 января до 2016 года; итоговая информация о ходе выполнения мероприятий Программы готовится комитетом ежегодно к 15 февраля до 2016 года; информация о выполнении мероприятий Программы в разрезе финансирования организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда представляется комитетами области в отношении подведомственных государственных казенных и бюджетных учреждений, государственными казенными и бюджетными учреждениями, подведомственными управлению финансового обеспечения Администрации области, в комитет ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, до 10 января 2016 года; отчет для обеспечения мониторинга хода реализации Программы в соответствии с постановлением Администрации области от 17.05.2010 N 205 "О разработке и реализации областных целевых программ и порядке проведения оценки их эффективности" представляется комитетом в комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам отчетного года - до 01 марта года, следующего за отчетным, до 2016 года. |
Описание Программы
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В 2011 году заканчивается реализация мероприятий областной целевой Программы улучшения условий и охраны труда на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 15.04.2009 N 107. По итогам 2009-2010 годов и первого полугодия 2011 года выполнено большинство мероприятий названной программы, что позволило добиться снижения числа несчастных случаев на производстве и количества профессиональных заболеваний среди работников.
Разработка и принятие Программы обусловлены необходимостью дальнейшего наращивания усилий государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов контроля и надзора в сфере охраны труда работников, общественных объединений работодателей и профессиональных союзов в решении вопросов, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах.
Мероприятия Программы принимаются в целях реализации Концепции социально-экономического развития области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, что подчеркивает их приоритетное значение для решения социально-экономических задач, стоящих перед областью, к числу важнейших из которых относится задача по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Уровень профессиональных рисков для работников области продолжает оставаться достаточно высоким, что приводит к случаям травматизма на производстве. Так за первое полугодие 2011 года получили тяжелые увечья 14 человек, легкие травмы - 170 человек, погибли - 9 человек (в первом полугодии 2010 года получили тяжелые увечья 21 человек, легкие травмы - 149 человек, погибли - 9 человек).
Для успешного решения задачи по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников целесообразно применить программный подход, позволяющий на основе реализации предусмотренных Программой мероприятий в комплексе улучшать производственные и санитарные условия труда работников, устранять профессиональные риски на рабочих местах.
С этой целью в Программе первостепенное внимание уделяется выполнению мероприятий, связанных с осуществлением аттестации рабочих мест по условиям труда, решением организационных вопросов управления охраной труда в организациях области, проведением обучения по охране труда и проверки знаний (требований) охраны труда работников.
В процессе реализации мероприятий Программы могут проявиться риски. Сокращение бюджетного финансирования может повлечь за собой пересмотр задач Программы с точки зрения их сокращения или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
2. Ресурсное обеспечение Программы
Программа предусматривает выделение средств из областного бюджета на:
осуществление в течение 2012-2015 годов аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях области, подведомственных органам исполнительной власти области и Администрации области;
проведение областного конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций области в 2014 году по итогам работы за 2012 и 2013 годы.
Программа предусматривает направление в комитет и комитеты области, имеющие подведомственные государственные казенные и бюджетные учреждения и являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, а также в государственные казенные и бюджетные учреждения, подведомственные управлению финансового обеспечения Администрации области, финансовые средства в сумме 1894,0 тыс. рублей на осуществление работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе:
в 2012 году - 536,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 536,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 286,0 тыс. рублей;
в 2015 году - 536,0 тыс. рублей.
Указанные средства прежде всего выделяются государственным учреждениям образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания, где трудится 3/4 всех работающих в государственных учреждениях области. Сумма средств, направляемых по Программе в данные учреждения, составляет более 72,0 % от общей суммы средств, выделяемых на аттестацию рабочих мест по условиям труда.
На проведение областного конкурса на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций области в 2014 году по итогам работы за 2012 и 2013 годы предусматривается направить 250,0 тыс. рублей.
Источники и объемы финансирования Программы
3. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит придать системный характер работе органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области, объединений работодателей и профессиональных союзов области по содействию в решении вопросов обеспечения безопасных условий и охраны труда работников в организациях области.
Прогнозируется, что сохранится положительная тенденция последних лет и по сравнению с 2010 годом в 2012-2015 годах число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих сократится с 2,5 до 1,9 человека, число погибших на производстве в расчете на 10000 работающих уменьшится с 0,123 до 0,105 человека.
Выполнение мероприятий Программы будет способствовать увеличению доли выявленных профессиональных заболеваний у работников в ходе периодических медицинских осмотров, что позволит на более ранней стадии болезни приступить к ее лечению и не допустить в дальнейшем потери трудоспособности такими больными.
Программа нацеливает работодателей области, в том числе руководителей государственных бюджетных учреждений, на активизацию работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Предполагается, что по сравнению с 2010 годом удельный вес организаций, занимающихся проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, от общего количества организаций области увеличится с 17,0 % в 2010 году до 55,0 % в 2015 году. Полученные данные по оценке условий труда на рабочих местах на основе результатов аттестации рабочих мест позволят добиться уменьшения удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с 19,9 до 17,0 %, а также обоснованно устанавливать работникам компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в тех случаях, когда не представляется технической и технологической возможности устранить воздействие вредных производственных факторов.
Реализация Программы предусматривает увеличение более чем на 11,0 % количества обученных руководителей и специалистов организаций области по вопросам охраны и безопасности труда, а также использование опыта работы организаций, работников в сфере охраны и безопасности труда, что относится к основным направлениям обеспечения безаварийной работы персонала при осуществлении профессиональной деятельности.
Экономическая эффективность Программы будет выражена в увеличении объемов выпуска продукции и оказанных услуг, повышении качества продукции (услуг) вследствие уменьшения количества дней нетрудоспособности работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокращения текучести кадров. Кроме того, реализация мероприятий Программы положительно скажется на снижении социальной напряженности в производственных коллективах и в семьях работников, что позволит увеличить расходы организаций области, самих работников на проведение культурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Целевые показатели для оценки эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам |
||||
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. |
Сокращение числа: |
|
|
|
|
|
пострадавших на производстве в расчете |
2,7 |
2,5 |
2,3 |
2,1 |
1,9 |
|
погибших на производстве в расчете на 10000 работающих (чел.) |
0,128 |
0,123 |
0,117 |
0,11 |
0,105 |
|
2. |
Увеличение доли выявленных профессиональных заболеваний у работников в ходе периодических медицинских осмотров (%) |
50,0 |
52,0 |
54,0 |
57,0 |
60,0 |
3. |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%) |
19,9 |
19,2 |
18,5 |
17,8 |
17,0 |
4. |
Удельный вес организаций, занимающихся проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, от общего количества |
17,0 |
25,0 |
35,0 |
45,0 |
55,0 |
5. |
Количество обученных по вопросам охраны труда руководителей и работников организаций области (чел.) |
5294 |
5350 |
5500 |
5700 |
5900 |
4. Механизм управления реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Главы администрации области, организующий взаимодействие органов исполнительной власти области по вопросам охраны труда, координирующий деятельность комитета и являющийся координатором областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Текущий контроль за реализацией Программы, в том числе сбор и систематизацию информации, осуществляет комитет.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направляемых на финансирование Программы, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Координация выполнения Программы заключается в обеспечении согласованных действий всех уровней управления и исполнителей, участвующих в ее реализации.
Организацию и ведение общего мониторинга Программы осуществляет комитет Администрации области по мониторингу и анализу социально-экономического развития области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 14 сентября 2012 г. N 551 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной областной целевой
программе улучшения условий
и охраны труда на 2012-2015 годы
Мероприятия Программы
11 марта, 14 сентября 2012 г., 25 февраля 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 13 октября 2011 г. N 539 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2012-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 8 февраля 2012 г. N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 27 ноября 2013 г. N 387
Постановлением Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 г. N 268 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 года
Постановление Администрации Новгородской области от 25 февраля 2013 г. N 89
Постановление Администрации Новгородской области от 14 сентября 2012 г. N 551
Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2012 г. N 110