29 августа 2013 г.
Принято Думой Великого Новгорода 28 февраля 2013 года
В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и планом по ее реализации, утвержденными приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. N 51, приказом Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 г. N 66 "Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации", областным законом от 05.12.2011 N 1129-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2012 - 2014 годы", Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, Программой социально-экономического развития Великого Новгорода на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденной решением Думы Великого Новгорода от 27.12.2011 N 1147, в целях дальнейшего развития туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу "Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода" на 2013 - 2015 годы.
2. Установить срок представления Администрацией Великого Новгорода в Думу Великого Новгорода информации о реализации указанной Программы - ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Председатель Думы Великого Новгорода |
С.В. Золотарев |
Муниципальная целевая программа
"Развитие туризма и туристской деятельности на территории
Великого Новгорода" на 2013 - 2015 годы
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 28 февраля 2013 г. N 1469)
29 августа 2013 г.
Решением Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1590 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
муниципальная целевая программа "Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода" на 2013 - 2015 годы |
Правовая основа Программы |
Федеральный закон от 24 октября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 ноября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план по ее реализации, утвержденные приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. N 51 приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 г. N 66 "Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации" решение Думы Великого Новгорода от 28.12.2012 N 1410 "О бюджете Великого Новгорода на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Устав муниципального образования - городского округа Великий Новгород |
Заказчик Программы |
Администрация Великого Новгорода |
Разработчик Программы |
комитет по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода |
Исполнители Программы |
структурные подразделения Администрации Великого Новгорода: комитет по туризму и зарубежным связям; комитет культуры и молодежной политики; комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов; комитет потребительского рынка и услуг; комитет по строительству; комитет по образованию; комитет по управлению муниципальным имуществом; комитет муниципальной службы; комитет по социальным вопросам; комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством; правовое управление; управление по транспорту и связи; отдел - пресс-центр муниципальное бюджетное учреждение "Центр развития туризма "Красная изба" муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" муниципальное автономное учреждение "Парки Великого Новгорода" муниципальное автономное учреждение культуры "Диалог" муниципальное автономное учреждение культуры "Новгородская Дирекция по организации праздников" муниципальное автономное учреждение культуры "Дворец культуры и молодежи "Город" муниципальное автономное учреждение культуры "Городской центр культуры и досуга им. Н.Г. Васильева" муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей "Новгородская детская музыкальная школа русского фольклора" муниципальное автономное учреждение культуры и искусства "Дом музыки им. С.В. Рахманинова" муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 3" муниципальное бюджетное учреждение "Городское хозяйство" муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал" Департамент культуры и туризма Новгородской области (по согласованию) Новгородский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики" (по согласованию) общество с ограниченной ответственностью "Слобода" (по согласованию) общество с ограниченной ответственностью "Хостел ВН" (по согласованию) общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Сервис" (по согласованию) общество с ограниченной ответственностью "Интурист-Новгород" (по согласованию) общество с ограниченной ответственностью "Исток" (по согласованию) некоммерческое партнерство "Офис туризма Великого Новгорода" (по согласованию) управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Великий Новгород (по согласованию) федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник" (по согласованию); новгородское областное отделение Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" (по согласованию) |
Основная цель Программы |
создание благоприятных условий для посещения Великого Новгорода российскими и иностранными гражданами с туристскими целями |
Задачи Программы |
продвижение Великого Новгорода как привлекательного туристского центра России; дальнейшее активное позиционирование Великого Новгорода на внутреннем и международном туристских рынках как родины российской государственности, посетить которую должен каждый россиянин, города мирового культурного наследия повышение уровня информационного комфорта для туристов и туроператоров, содействие развитию туристской инфраструктуры, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса повышение привлекательности туристского продукта Великого Новгорода; содействие созданию уникальных туристских продуктов с целью формирования позитивных потребительских впечатлений и опыта у туристов и экскурсантов, посещающих Великий Новгород повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма содействие повышению качества туристских услуг, развитие профессиональных навыков у специалистов, работающих в сфере туризма мониторинг развития туристского рынка Великого Новгорода и эффективности его регулирования совершенствование законодательного, методического и нормативного обеспечения развития туристской отрасли |
Срок реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Механизм реализации Программы |
Программа реализуется в соответствии с прилагаемым Перечнем программных мероприятий |
Перечень основных направлений Программы |
продвижение туристского продукта Великого Новгорода на российском и международном рынках содействие формированию конкурентоспособного туристского продукта: создание новых объектов показа и туристских программ содействие в развитии детского туризма содействие развитию туристской инфраструктуры содействие повышению качества туристских услуг нормативно-правовое и организационное обеспечение туристской деятельности на территории Великого Новгорода |
Объем и источники финансирования Программы |
общая сумма финансирования - 195714,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 133756,0 тыс. рублей; 2014 год - 33871,0 тыс. рублей; 2015 год - 28087,0 тыс. рублей; из них: бюджет Великого Новгорода - 40928,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 14120,0 тыс. рублей; 2014 год - 16321,0 тыс. рублей; 2015 год - 10487,0 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
увеличение туристского потока с 230 тыс. до 370 тыс. туристов в год
увеличение количества экскурсантов с 430 тыс. до 605 тыс. в год увеличение средней продолжительности пребывания туристов в Великом Новгороде с 2,3 до 3 дней увеличение среднегодового коэффициента загрузки гостиниц с 44,4 до 52 процентов увеличение объема платных туристских и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг, оказываемых населению, с 673 млн. рублей до 800 млн. рублей |
Организация контроля реализации Программы |
комитет по туризму и зарубежным связям информирует Администрацию Великого Новгорода о ходе выполнения Программы ежегодно не позднее 10 марта года, следующего за отчетным. Администрация Великого Новгорода информирует Думу Великого Новгорода о ходе выполнения Программы ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным |
I. Характеристика проблемы
Развитие туризма и его значимость для Великого Новгорода определяются богатейшим историко-культурным наследием, географической близостью к Москве и Санкт-Петербургу, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания.
В соответствии с планом социально-экономического развития Великого Новгорода на 2013 и на плановый период 2014 - 2015 годов сфера туризма относится к числу приоритетных направлений развития города.
Оценка Администрацией Великого Новгорода туризма как стратегически важного направления развития города, призванного стать одним из базовых направлений развития экономики, системная работа по продвижению туристского ресурса города подтверждаются результатами развития сферы туризма за последние годы. Общее количество туристов, принимаемых на базе гостиниц Великого Новгорода, выросло с 70750 человек в 2000 году до 195206 в 2012 году, в том числе российских туристов с 51092 до 166148 человек.
Доля Великого Новгорода в общем количестве туристов, принимаемых средствами коллективного размещения Новгородской области, составляет более 60 процентов, в том числе по иностранным туристам - более 90 процентов.
Помимо составляющих основу туристской привлекательности города объектов музейного показа, которых в городе более 70, современное состояние туристской отрасли характеризуется следующими показателями:
количество коллективных средств размещения - 20, из них 11 гостиниц;
общий номерной фонд - 2118 мест, из них в гостиницах - 1722 (по количеству гостиничных мест на душу населения город занимает второе место в Северо-Западном регионе после Калининграда;
среднегодовой коэффициент загрузки гостиниц - 44,4 процента;
количество предприятий общественного питания - 260, в том числе 18 ресторанов, 21 бар, 130 кафе, 54 закусочных, 4 столовых, 21 кафетерий; количество посадочных мест - 12203.
На сегодняшний день в городе заложены основы комфортной информационной среды для нахождения в ней туриста: от системы навигационных указателей, бесплатных карт города и первой в стране круглосуточной справочной телефонной службы на русском и английском языках до мобильных программ праздничных мероприятий. Используется весь современный инструментарий информационного продвижения от имиджевых листовок, рекламно-информационных туров до представления туристского потенциала города на крупнейших международных выставках, форумах, других мероприятиях, регулярного выпуска многоязычных каталогов туристских ресурсов на бумажных и электронных носителях, осуществления социальных проектов, таких как видео-презентации в маршрутных такси города и регулярный выпуск официального путеводителя по Великому Новгороду с бесплатным распространением в местах пребывания туристов.
Разработанный по заказу Администрации Великого Новгорода бренд "Великий Новгород - Родина России", ставший главным девизом празднований 1150-летия Великого Новгорода и 1150-летия российской государственности, является основой дальнейшего позиционирования города на российском и международном туристских рынках.
Информация о туристском предложении Великого Новгорода и Новгородской области размещена на туристском информационном интернет-портале Visitnovgorod.ru, который доступен пользователям Интернета на 9 языках: русском, английском, немецком, финском, французском, испанском, китайском, шведском, итальянском. В марте 2010 года портал Visitnovgorod.ru награжден специальным призом как "Лучший информационно-туристический сайт о регионе России". Посетителями портала являются жители 114 стран мира и 79 субъектов Российской Федерации.
Сфера туризма Великого Новгорода вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие города. Согласно методике оценки интегрального кумулятивного эффекта туризма в региональной экономике Новгородской области суммарное значение прямого и косвенного эффекта на одного туриста составляет по новгородскому региону около 10000 рублей. Таким образом, совокупный вклад туризма в экономику города за 2011 год превосходит 1,9 миллиарда рублей.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Великом Новгороде был проведен SWOT-анализ, который показал, что к сильным сторонам развития туризма в городе относятся:
богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;
выгодное географическое положение;
наличие лучшего на Северо-Западе туристского информационного центра и основы информационного комфорта туристов;
наличие туристских брендов как зонтичного, так и локальных;
богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
наличие условий для развития различных видов туризма;
емкость туристского рынка Москвы и Санкт-Петербурга.
Среди слабых сторон развития туризма в городе можно отметить:
ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма; недостаточное межведомственное взаимодействие в сфере туризма;
слабое развитие индустрии развлечений;
неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
нехватка гостиничных мест эконом-класса и других объектов туристской инфраструктуры;
недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей города.
В этих условиях муниципальная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную и системную работу по созданию условий развития туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода.
II. Основная цель и задачи Программы, срок ее реализации
Основной целью настоящей Программы является создание благоприятных условий для посещения Великого Новгорода российскими и иностранными гражданами с туристскими целями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
реализация маркетинговой стратегии развития туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода в целях повышения узнаваемости туристского бренда Великого Новгорода на основе дальнейшего активного позиционирования города на внутреннем и международном туристских рынках;
обеспечение Великому Новгороду ведущих позиций на российском туристском рынке путем создания уникальных туристских продуктов, формирующих позитивные потребительские впечатления и опыт у туристов и экскурсантов, посещающих Великий Новгород;
обеспечение информационной доступности туристских ресурсов Великого Новгорода и повышение уровня информационного комфорта для туристов и туроператоров;
содействие развитию туристской инфраструктуры, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса;
содействие повышению качества туристских услуг, развитие профессиональных навыков у работников туристской отрасли, улучшение коммуникации с посетителями туристского центра (развитие систем он-лайн бронирования, туристской навигации и др.);
совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения развития туристской отрасли на территории Великого Новгорода.
Срок реализации Программы - 2013 - 2015 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведён в приложении к настоящей Программе.
Решением Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1590 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для реализации настоящей Программы необходимы финансовые, трудовые и материально-технические ресурсы.
Финансовое обеспечение настоящей Программы осуществляется за счет средств бюджета Великого Новгорода и привлекаемых внебюджетных источников.
Финансовые затраты на реализацию мероприятий настоящей Программы составят 195714,00 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 133756,0 тыс. рублей;
2014 год - 33871,0 тыс. рублей;
2015 год - 28087,0 тыс. рублей;
из них:
бюджет Великого Новгорода - 40928,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 14120,0 тыс. рублей;
2014 год - 16321,0 тыс. рублей;
2015 год - 10487,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 154786,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 119636,0 тыс. рублей;
2014 год - 17550,0 тыс. рублей;
2015 год - 17600,0 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий настоящей Программы уточняются в процессе исполнения бюджета Великого Новгорода текущего года и при формировании бюджета Великого Новгорода на очередной финансовый год.
V. Описание социальных и экономических последствий реализации Программы
Реализация настоящей Программы позволит проводить эффективную муниципальную политику, направленную на создание благоприятных условий для развития сферы туризма, увеличение количества туристов и экскурсантов, посещающих Великий Новгород, и, как следствие, увеличение притока денежных средств в экономику города, увеличение налоговых поступлений, стимулирование развития смежных отраслей экономики, повышение занятости населения Великого Новгорода.
Важным результатом реализации настоящей Программы должно стать повышение инвестиционной привлекательности инфраструктуры туризма.
VI. Механизм реализации Программы
Управление настоящей Программой включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных мероприятий.
Общее руководство реализацией настоящей Программы возлагается на заместителя Главы Администрации Великого Новгорода, курирующего вопросы сферы туризма.
Оперативное управление и контроль за реализацией мероприятий настоящей Программы осуществляет комитет по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода, который определяет первоочередность выполнения мероприятий, финансируемых с использованием средств бюджета Великого Новгорода. Настоящая Программа реализуется с привлечением широкого круга заинтересованных организаций различных форм собственности.
Комитет по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода направляет информацию о ходе выполнения настоящей Программы в Администрацию Великого Новгорода ежегодно не позднее 10 марта года, следующего за отчетным. Администрация Великого Новгорода информирует Думу Великого Новгорода о ходе выполнения настоящей Программы ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Решение задач, поставленных в настоящей Программе, позволит достичь следующих результатов:
увеличение туристского потока до 370 тыс. туристов в год;
увеличение количества экскурсантов до 605 тыс. в год;
увеличение средней продолжительности пребывания туристов в Великом Новгороде до 3 дней;
увеличение среднегодового коэффициента загрузки гостиниц до 52 процентов;
увеличение объема платных туристских и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг, оказываемых населению, до 800 млн. рублей.
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации настоящей Программы
(в процентах к 2012 г.)
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Увеличение въездного туристского потока |
110 |
120 |
130 |
Увеличение количества экскурсантов |
106 |
112 |
120 |
Увеличение средней продолжительности пребывания туристов в Великом Новгороде |
110 |
120 |
130 |
Увеличение среднегодового коэффициента загрузки гостиниц |
104 |
108 |
112 |
Увеличение объема платных туристских и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг, оказываемых населению |
106 |
112 |
120 |
Решением Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1590 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к муниципальной целевой Программе
"Развитие туризма и туристской деятельности
на территории Великого Новгорода"
на 2013 - 2015 годы
Перечень
программных мероприятий
29 августа 2013 г.
Примечание: В настоящем приложении используются следующие условные сокращения:
комитет - комитет по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода
комитет культуры и молодежной политики - комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода
комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов - комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода
комитет потребительского рынка и услуг - комитет потребительского рынка и услуг Администрации Великого Новгорода
комитет по строительству - комитет по строительству Администрации Великого Новгорода
комитет по образованию - комитет по образованию Администрации Великого Новгорода
комитет экономики - комитет экономики Администрации Великого Новгорода
КУМИ - комитет по управлению муниципальным имуществом Великого Новгорода
комитет муниципальной службы - комитет муниципальной службы Администрации Великого Новгорода
комитет по социальным вопросам - комитет по социальным вопросам Администрации Великого Новгорода
правовое управление - правовое управление Администрации Великого Новгорода
управление по транспорту и связи - управление по транспорту и связи Администрации Великого Новгорода
отдел - пресс-центр - отдел пресс-центр Администрации Великого Новгорода
МБУ "ЦРТ "Красная Изба" - муниципальное бюджетное учреждение "Центр развития туризма "Красная изба"
МКУ "УКС" - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства"
МАУ - муниципальное автономное учреждение
МАУК - муниципальное автономное учреждение культуры
МАУДОД - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
МАУКиИ - муниципальное автономное учреждение культуры и искусства
МБУ - муниципальное бюджетное учреждение
МУП "Новгородский водоканал" - муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал"
Новгородский филиал ФГБОУ ВПО "СПбГУСЭ" - Новгородский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики"
ООО - общество с ограниченной ответственностью
НП - некоммерческое партнерство
УМВД России по г. Великий Новгород - управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Великий Новгород
НГОМЗ - Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник"
НОО ВОО - Новгородское областное отделение Всероссийской общественной организации
Центр туризма, краеведения, экологического образования - Центр экологического образования, детско-юношеского туризма и отдыха муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 3"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1469 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие туризма и туристской деятельности на территории Великого Новгорода" на 2013 - 2015 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 15 марта 2013 г. N 6
Решением Думы Великого Новгорода от 30 декабря 2013 г. N 113 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2014 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 26 декабря 2013 г. N 95
Решение Думы Великого Новгорода от 29 августа 2013 г. N 1590