Постановление Администрации города Новгорода
от 26 ноября 1993 г. N 148
"О Правилах работы торговых предприятий и порядке обслуживания
населения на территории города Новгорода"
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 9 июля 2004 г. N 127 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с п.11 ст.55 и п.11 ст.66 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и с целью обеспечения прав покупателей в сфере торгового обслуживания населения, постановляю:
1. Утвердить Правила работы торговых предприятий и порядок обслуживания населения на территории г. Новгорода и довести их до всех торговых предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности.
Посадник |
В.Н. Иванов |
Правила
работы торговых предприятий и порядок обслуживания
населения на территории г.Новгорода
(утв. постановлением Администрации города от 26 ноября 1993 г. N 148)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила регулируют основные вопросы работы торговых предприятий, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности.
2. Торговые предприятия, обслуживающие население на территории г. Новгорода:
2.1. Осуществляют свою работу в соответствии с нормативными документами Российской Федерации, постановлениями Администрации области и городской управы:
Закона РФ "О защите прав потребителей", утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 07.02.93 N 2300-1;
Указа Президента РФ от 18.02.93 N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых аппаратов";
Постановлений Администрации области от 24.02.93 N 30 "Об утверждении порядка проведения работ по обязательной сертификации товаров на территории области"; от 11.03.93 N 150-26 "О состоянии торговли винно-водочными изделиями";
Постановлений администрации города от 17.12.92 N 56 "О лицензировании торговой деятельности и сбора на право торговли в Новгороде"; от 09.03.93 N 15 "Об упорядочении уличной торговли в г. Новгороде";
Постановлений органов государственного санэпиднадзора от 13.06.91 N 1-4599/33-7 "О введении новых санитарных правил для предприятий торговли и общественного питания";
2.2. Должны иметь: гигиенический сертификат, лицензию на право торговли, лицензию на торговлю продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми акцизами, документы о наличии нитратов в овощах и фруктах, качественные удостоверения (сертификаты),
заявления-декларации или свидетельства о наличии сертификата, накладные на имеющийся в продаже товар.
3. Основными задачами торгового предприятия являются осуществление розничной торговли товарами народного потребления в широком ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу) с соблюдением санитарных правил, обеспечение культуры обслуживания покупателей с наименьшей затратой времени.
4. Товарный профиль (тип) и режим работы торгового предприятия определяется городской управой на основании обоснованных документов.
5. Торговые предприятия независимо от форм собственности и мест реализации товаров должны иметь вывеску с указанием профиля предприятия, фирменного названия, юридического адреса, информацию о режиме работы, санитарном дне, а в мелкорозничной сети - табличку с указанием фамилии, имени, отчества продавца.
6. Помещение торговых предприятий должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и архитектурным требованиям, установленным для торгового предприятия соответствующего типа.
7. Предприятия оснащаются необходимым для его деятельности оборудованием, инвентарем и должны иметь все необходимые условия для хранения и реализации товаров.
8. В витринах магазина выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Каждый образец товара снабжается четко оформленным ценником. Витрины должны отвечать санитарным и техническим требованиям (освещения, не допускать запотевания, обледенения стекол).
9. Используемые в предприятиях торговли весы, гири и другие измерительные приборы должны иметь клейма. Проверку и клеймение их производит Новгородский центр метрологии и стандартизации (г. Новгород, ул. Ильина (1-го Мая), 38) по предварительно заключенному договору, 2 раза в год.
10. В торговом зале продовольственных магазинов должны быть: контрольные весы для проверки веса отпущенного товара, а в промтоварных - контрольный метр. На видном месте для покупателей должны находиться: книга отзывов и предложений, которая ведется в соответствии с инструкцией, информация о имеющихся услугах и новом товаре, о свойствах его; основные выписки из Закона РФ "О защите прав потребителей" (правила обмена товаров и др. ).
11. Работники предприятий должны поддерживать в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за ними территорию.
12. Товары, поступившие в предприятия торговли, принимаются и приходуются работниками, на которых возложена материальная ответственность за их сохранность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов, ТУ и РТУ и условиям договора. Не допускается приемка товаров с истекшими сроками реализации. Все поступающие товары должны иметь качественное удостоверение (сертификаты), заявление-декларацию или свидетельство о наличии сертификата на товары.
13. Складские помещения должны иметь все необходимые условия для сохранности товара (холодильное оборудование, подтоварники, вешала, стеллажи), а также оснащены противопожарными и механическими средствами защиты. При хранении товара необходимо соблюдать сроки реализации, товарное соседство, нормы складирования, режим хранения (температура, влажность, освещение).
14. Товары перед подачей в торговый зал проверяются по качеству, маркировке, товарному виду, весу; освобождаются от тары, смазки, пыли. Производится предварительная расфасовка или нарезка некоторых товаров; чистка и утюжка одежды.
15. При реализации товаров должно соблюдаться товарное соседство.
Запрещается: на одних весах взвешивать сырую и готовую продукцию; молочные товары; одним продавцом отпускать колбасные, рыбные, хлебобулочные изделия и получать деньги.
16. При продаже ряда товаров (яиц, электроприборов, радиотоваров и др. ) продавец обязан проверить их качество в присутствии покупателя - яиц на овоскопе, электроприборы и радиотовары через спецустройство.
17. При реализации товаров, требующих примерки, должны быть примерочные, подставки для обуви.
18. Товар отпускается чистым весом на правильно установленных весах и освобождается от тарной упаковки (шпагат, веревки, металлические зажимы и пр. ), огурцы соленые, сельдь отпускаются без рассола, используется упаковочный материал - бумага, пакеты, пергамент, целлофан или для жидких товаров - стеклянная тара.
Запрещается продавать товар с нагрузкой без согласования с покупателем (т. е. ходовой товар с товаром, не пользующимся спросом).
19. Торговые предприятия обязаны удовлетворить требования покупателей об обмене товара, проданного с недостатками и другими пороками, или принять товар и возвратить уплаченную денежную сумму. Указанные требования подлежат удовлетворению в течение 14 дней со дня приобретения, а для товаров с гарантийными сроками - в течение указанных сроков. Следует иметь в виду, что продовольственные товары, купленные в розничной сети, не обмениваются, но при наличии скрытых дефектов - подлежат обмену (консервная продукция).
20. Прием наличных денег предприятиями, учреждениями и организациями (включая киоски, ларьки, палатки и другую стационарную сеть) всех форм собственности, осуществляющими торговую деятельность и оказывающими платные услуги населению (в дальнейшем именуются - предприятия), производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допускаемых к применению в соответствии с государственным реестром контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.
21. Получение от населения наличных денег без применения контрольно-кассовых машин допускается в отдельных категориях предприятий согласно перечню, утвержденному Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
22. Выдаваемые предприятиями счета, квитанции и другие документы не освобождают эти предприятия от применения контрольно-кассовых машин при приеме наличных денег от населения за исключением случаев, предусмотренных в перечне.
23. Предприятия, осуществляющие расчеты с населением при помощи контрольно-кассовых машин, должны в обязательном порядке выдавать покупателю (заказчику) чек, подтверждающий прием от него наличных денег.
24. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара или квитанции на выполненные работы или услуги с помощью штампов или надрыва в установленных местах.
На кассовых чеках должны применяться условные шифры, штампы с указанием номеров контрольно-кассовых машин, даты приема наличных денег и полученных сумм.
25. В случае необходимости доставки покупателю крупногабаритных товаров предварительная оплата указанных товаров и услуг по их доставке производится с применением контрольно-кассовых машин.
26. При работе на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента.
Контрольные ленты, копии чеков и других документов, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться на предприятии в упакованном виде в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. Товарные отчеты и приложенные к ним документы строгой отчетности хранятся предприятием не менее трех лет.
Ответственность за хранение перечисленных во втором абзаце настоящего пункта документов в течение установленных в указанном абзаце сроков несут руководители предприятий или другие работники по письменному указанию руководителей предприятий.
27. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
28. В комиссионных магазинах по продаже непродовольственных товаров на полученные от комитента деньги за хранение вещей (в случае их возврата) кассир ежедневно составляет приходную ведомость.
В конце дня суммы, указанные в ведомости, подсчитываются, ведомость подписывается руководителем магазина, кассиром, бухгалтером и на общую сумму выписывается приходный ордер, который вместе с ведомостью прилагается к кассовому отчету и сдается в бухгалтерию. Бланки этих ведомостей являются бланками строгой отчетности.
Выплата комитенту наличных денег за проданную вещь производится под расписку на комитетской карточке.
29. Порядок приема наличных денег от населения, технические требования к контрольно-кассовым машинам, основные правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, требования к работе кассира, обязанности обслуживающих организаций и механиков по ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин определяются типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.
30. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах разрабатывается и утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации.
31. Санитарное состояние предприятия торговли должно соответствовать требованиям, установленным органами государственного санэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях - также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
32. Все помещения должны содержаться в чистоте, для чего производится ежедневная тщательная их уборка, подметание влажным способом и мытье полов, удаление пыли и паутины, протирка окон, дверей, панелей, оборудования, инвентаря. Для проведения текущей уборки используется, в первую очередь, время обеденного перерыва предприятия торговли. По окончании работы предприятия торговли все помещения должны оставаться в полном санитарном порядке.
33. В продовольственных предприятиях торговли один раз в неделю производится уборка помещений с применением мыльно-щелочного раствора, хлорной извести. Один раз в месяц во всех предприятиях торговли назначается санитарный день для осуществления мероприятий в соответствии с санитарными правилами.
34. Все работники предприятия торговли во время исполнения своих служебных обязанностей должны быть опрятно одеты, соблюдать правила личной гигиены. Работникам продовольственного предприятия торговли запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды и форменных головных уборов.
Верхнее платье и личные вещи работников должны храниться в отдельном помещении в предназначенных для этой цели шкафах.
35. В торговых предприятиях оборудуются умывальники с мылом и полотенцами, туалеты, гардеробные и другие помещения, обеспечивающие соблюдение работниками правил личной гигиены.
Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место. Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
Вновь поступающие на работу в продовольственный магазин лица до представления соответствующего заключения лечебного учреждения к работе не допускаются. Лица, работающие в продовольственном магазине, в установленные сроки и в установленном порядке проходят медицинское обследование.
На рабочие места продавцов продовольственного магазина (за прилавки) и в места хранения продуктов не допускаются лица, не имеющие специального разрешение санитарной службы и без санитарной одежды.
36. В каждом продовольственном магазине должны быть, санитарные правила, санитарный журнал и санитарные книжки установленной органами санитарного надзора формы. В санитарный журнал вносятся записи о результатах проводимых проверок санитарного состояния магазина и принятых мерах по устранению недостатков. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержание своего рабочего места в надлежащем санитарном состоянии несет каждый работник торгового предприятия. Обязанности по организации необходимых для этого мероприятий возлагаются на руководителя торгового предприятия и его заместителя, которые несут персональную ответственность за санитарное состояние предприятия в целом.
37. В мелко-розничной уличной сети запрещается продавать:
особо скоропортящиеся товары без средств охлаждения (кремовые изделия, вареные колбасы и пр. );
за пределами рынка - мясо, молоко, птицу, рыбу, продукты их переработки (консервы и грибы домашнего приготовления), винно-водочные изделия, пиво с рук, лотков, ящиков.
38. Контроль за работой предприятий торговли, за качеством товаров, порядком продажи товаров и их лицензированием, санитарным состоянием, политикой цен, весоизмерительным оборудованием осуществляют органы Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, государственной инспекции по качеству товаров и торговле, санэпиднадзора, комитета по торговле, административного отдела городской управы, налоговой инспекции и полиции, внутренних дел, городского отдела по защите прав потребителей.
39. За невыполнение настоящих Правил руководители (собственники) предприятий торговли несут ответственность согласно действующему законодательству.
Правила
производства и реализации продукции (услуг)
общественного питания
(утв. постановлением Администрации города от 26 ноября 1993 г. N 148)
1. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют основные требования к работе всех хозяйствующих субъектов (предприятий, граждан-предпринимателей) в сфере общественного питания на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей".
2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это предприятие, выполняющее определенные функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг, а также гражданин-предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью в области общественного питания.
3. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность, как в торговых залах предприятий, так и за их пределами на основании устава, а также при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания и сертификата на данный вид продукции (работы, услуги). Граждане-предприниматели осуществляют свою деятельность при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания, а также необходимых сертификатов на продукцию (работы, услуги).
Лицензия выдается предприятию общественного питания (гражданинупредпринимателю) после прохождения им регистрации в установленном порядке.
4. Предприятия общественного питания подразделяются на типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т. д. ), а рестораны и бары также и на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником. Подтверждение соответствия предприятия выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.
5. Критерии, предъявляемые к производственным и торговым помещениям, перечню предоставляемых услуг, технологическим режимам производства продукции, устанавливаются государственными стандартами для предприятий общественного питания.
6. Администрация (собственник) предприятия общественного питания может самостоятельно устанавливать дополнительные условия для посетителей (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и т. д. ), не противоречащие действующему законодательству.
7. Предприятия общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей необходимую и достоверную информацию: о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, об ассортименте предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг, а также о дополнительных условиях для посетителей, установленных администрацией ( собственником) предприятия.
За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о продукции (услуге) в сфере общественного питания изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность, установленную Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
8. Государственным (муниципальным) предприятиям общественного питания режим работы устанавливается по решению местных органов исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником.
Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
9. Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, независимо от форм собственности укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку, а младший обслуживающий персонал обязан пройти минимальную санитарную подготовку.
2. Организация обслуживания и взаимоотношения предприятий
общественного питания с потребителями
10. Формы и методы обслуживания потребителей определяются руководителем (собственником) предприятия, исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятия общественного питания, установленных в соответствии с действующими нормативными актами (стандартами).
11. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "люкс" и "высший". Официанты должны иметь униформу, соответствующую интерьеру предприятия и особенностям обслуживания.
В предприятиях общественного питания классов "люкс", "высший" и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, состоящая из прилавков самообслуживания, барных стоек или другого оборудования. Потребителями самостоятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты, либо эта продукция отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, винно- водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, допускается упрощенная сервировка столов: приборы со специями (солонка, перечница), бумажные салфетки.
С учетом соблюдения санитарных норм количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно быть не менее трехкратного количества по числу мест в зале.
Применяемые на производстве и в торговом зале посуда, приборы, инвентарь должны быть изготовлены только из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый со стандартами на услуги и продукцию предприятий общественного питания, действующими в Российской Федерации, а также со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах.
12. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет. Формы расчетов за питание определяются в зависимости от метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции производится по выданному официантом счету.
Затраты времени с момента предоставления потребителю места за столом до подачи холодных блюд и закусок должны составлять не более 20 минут.
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, студенты, учащиеся и др. ), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.
13. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного питания должны оказывать дополнительные услуги, перечень которых индивидуален для каждого типа и класса предприятий и определяется стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными условиями обслуживания, установленными администрацией (собственником) предприятия.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки напитка, цене всей емкости, 50 и 100 граммов напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др. ), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
14. Администрация (собственник) предприятия самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора при получении лицензии на право деятельности в сфере общественного питания.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных в меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия.
В предприятиях классов "люкс", "высший" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные карточки, проспекты и прочее) изготавливаются на высокохудожественном уровне. Меню печатается на русском и иностранных языках.
В ресторанах, кафе, барах предусматривается музыкальное обслуживание.
15. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприятиях, обслуживающих социально незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
16. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности должны предоставить потребителю возможность проверки соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции.
При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов предприятие общественного питания обязано по выбору потребителя:
безвозмездно устранить установленные недостатки;
уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услугу);
без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);
полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги).
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая винно-водочные изделия, могут отпускаться навынос в соответствующей упаковке.
17. При приеме заказа на обслуживание различных торжеств, ритуальных мероприятий администрация (собственник) предприятия должна гарантировать их проведение в сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности организации обслуживания по независящим от администрации (собственника) причинам она обязана обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней.
18. Предприятия общественного питания обязаны предоставлять отдельным категориям потребителей льготы и преимущества, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и республик в ее составе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Новгорода от 26 ноября 1993 г. N 148 "О Правилах работы торговых предприятий и порядке обслуживания населения на территории города Новгорода"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 9 июля 2004 г. N 127 настоящее постановление признано утратившим силу