Постановлением Администрации Великого Новгорода от 28 ноября 2016 г. N 5432 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 12 марта 2015 г. N 1010 в заголовок настоящего постановления внесены изменения
Постановление Администрации Великого Новгорода от 17 февраля 2014 г. N 880
"Об утверждении муниципальной программы Великого Новгорода "Развитие малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода" на 2014 - 2017 годы"
14 мая, 26 декабря 2014 г., 12 марта, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 18 апреля, 3 августа, 19, 30 декабря 2016 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями Администрации Великого Новгорода от 02.09.2013 N 4561 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Великого Новгорода, их формирования и реализации", от 25.10.2013 N 5530 "Об утверждении Перечня муниципальных программ Великого Новгорода", в целях развития малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде постановляю:
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 12 марта 2015 г. N 1010 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу Великого Новгорода "Развитие малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода" на 2014 - 2017 годы.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новгород".
3. Распространить действие настоящего постановления на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
Первый заместитель Главы администрации |
А.В. Земляк |
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 12 марта 2015 г. N 1010 в заголовок настоящей Программы внесены изменения
Муниципальная программа
Великого Новгорода "Развитие малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода" на 2014 - 2017 годы
(утв. постановлением Администрации Великого Новгорода от 17 февраля 2014 г. N 880)
14 мая, 26 декабря 2014 г., 12 марта, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 18 апреля, 3 августа, 19, 30 декабря 2016 г.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 30 декабря 2016 г. N 6288 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы
1. Характеристика текущего состояния, основные показатели и проблемы малого и среднего предпринимательства в Великом Новгороде*, приоритеты и цели государственной и региональной политики в сфере малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство (далее -МСП) является важнейшим элементом экономики Великого Новгорода. Развитие данного сектора позволяет решать ряд актуальных задач:
организация производства товаров массового спроса и развитие потребительского рынка;
формирование гибкой, адаптивной экономической системы, способной оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки;
развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;
обеспечение эффективной занятости населения, создание новых рабочих мест;
формирование среднего класса, который является гарантом политической и социальной стабильности государства;
содействие экономическому и социальному развитию Великого Новгорода;
формирование доходной части бюджета Великого Новгорода за счет налоговых отчислений и т.д.
Таким образом, развитие МСП отвечает приоритетным задачам социально-экономического развития Великого Новгорода на долгосрочную перспективу.
Сегодня МСП Великого Новгорода - это многоотраслевой динамично развивающийся сектор городской экономики. Здесь действуют 2330 микро-, малых и средних предприятий. Занято на протяжении последних лет в сфере МСП Великого Новгорода порядка 36 тыс. человек, что составляет около трети общей численности работников, занятых в экономике Великого Новгорода.
Из общей численности работников малых и средних предприятий 38,5 процента заняты в производственной сфере (промышленность, строительство, транспорт и связь), 27 процентов - в торговле, 34,5 процента - в сфере обслуживания (операции с недвижимостью, гостиницы и рестораны, прочие виды услуг).
Оборот субъектов МСП на 01.01.2013 составил 56 379,6 млн. рублей, в том числе микропредприятий -16 158,5 млн. рублей (28,7 процента), малых предприятий -30 660,4 млн. рублей (54,3 процента), средних предприятий - 9560,7 млн. рублей (17 процентов).
Удельный вес оборота субъектов МСП в общем объеме оборота предприятий Великого Новгорода на 01.01.2013 составил 29,3 процента.
Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий на 01.01.2013 составила 17,6 тыс. рублей.
Наращивание экономического потенциала позволяет малым и средним предприятиям вкладывать значительные инвестиции в развитие своей деятельности. Инвестиции в основной капитал субъектов МСП на 01.01.2013 составили 686,4 млн. рублей.
За пять лет (2008 - 2012 годы) на финансирование мероприятий муниципальных программ по развитию МСП было направлено 80,0 млн. рублей. В эти годы была сформирована нормативно-правовая база развития МСП в Великом Новгороде, разработаны и внедрены механизмы оказания финансовой, имущественной, консультационной и иных видов поддержки субъектам МСП.
В рамках оказания финансовой помощи субъекты МСП могут получить микрозаймы в размере до 3,0 млн. рублей на срок до 2 лет под ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для реализации предпринимательских проектов.
За период действия программы микрофинансирования (2009 - 2013 годы) льготные микрозаймы получили 97 субъектов МСП на общую сумму 85,0 млн. рублей. Выделенные средства направлялись на развитие и расширение действующих и создание новых производств, на реконструкцию производственных помещений, приобретение новых технологий и оборудования, развитие транспортной инфраструктуры, расширение сферы услуг для населения.
Реализация программы микрофинансирования в 2011 году позволила сохранить 256 уже существующих рабочих мест и создать 43 новых рабочих места. Выручка на предприятиях, получивших поддержку, увеличилась в среднем на 130 процентов и составила 24,3 млн. рублей, налоговые поступления в бюджет Великого Новгорода увеличились на 119 процентов и составили 1,2 млн. рублей.
Реализация программы микрофинансирования в 2012 году позволила сохранить 339 уже существующих рабочих мест и создать 17 новых. Выручка на предприятиях, получивших поддержку, увеличилась в среднем на 113 процентов и составила 59,4 млн. рублей, налоговые поступления в бюджет Великого Новгорода увеличились на 104,4 процента и составили 1,8 млн. рублей.
Начинающие субъекты МСП могли получить субсидию на возмещение части затрат на открытие собственного бизнеса в приоритетных сферах деятельности. На эти цели на конкурсной основе выделялись субсидии в размере до 200 тыс. рублей. Указанные субсидии получили 11 организаций малого бизнеса и 10 предпринимателей на общую сумму 4,0 млн. рублей.
Реализация программы субсидирования части затрат на создание собственного бизнеса в 2011 году позволила создать 49 новых рабочих мест. Выручка на предприятиях, получивших поддержку, составила 31,9 млн. рублей, налоговые поступления в бюджет Великого Новгорода составили 2,8 млн. рублей.
Реализация программы субсидирования части затрат на создание собственного бизнеса в 2012 году позволила создать 15 новых рабочих мест. Выручка на предприятиях, получивших поддержку, составила 10,2 млн. рублей, налоговые поступления в бюджет Великого Новгорода составили 0,5 млн. рублей.
Предпринимателям также частично субсидировались затраты, связанные с выставочной деятельностью. Такие субсидии на общую сумму 675 тыс. рублей получили 15 субъектов МСП.
В рамках имущественной поддержки была проведена льготная приватизация, которая завершилась в 2010 году. Все 115 предпринимателей, которые по закону имели преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, этим правом уже воспользовались. Из них около 100 использовали право на максимальную рассрочку платежа - 5 лет. Таким образом, местные законодательные акты по льготной приватизации разрабатывались с максимальным учетом интересов малого бизнеса. Общая площадь выкупленных помещений составила 16,7 тыс. кв. м, общая стоимость - 238,3 млн. рублей.
Сформирован Перечень муниципального имущества Великого Новгорода, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный решением Думы Великого Новгорода от 28.12.2009 N 565, который содержит 11 помещений общей площадью более 800 кв. м в разных районах Великого Новгорода. Помещения передаются в аренду предпринимателям на срок до 5 лет на льготных условиях (без проведения аукциона на право аренды). Арендная плата за использование этих помещений значительно ниже коммерческих предложений в целом по Великому Новгороду.
В 2009 - 2012 годах на подготовку кадров для МСП было выделено 1,3 млн. рублей. Обучающие семинары проводились ежеквартально. Всего в течение 2009 - 2012 годов в них приняли участие около 1000 человек.
В рамках информационной поддержки начинающих и действующих предпринимателей выпущены 2 издания информационно-справочного пособия "Навигатор предпринимателя", в которых обобщены основные вопросы организации и ведения предпринимательской деятельности в Великом Новгороде.
В 2011 - 2012 годах проводилась городская выставка товаров (работ, услуг) субъектов МСП. Ее основная цель - содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции городских предпринимателей на товарные рынки, а также знакомство жителей Великого Новгорода с товарами и услугами малого бизнеса Великого Новгорода. За два года в ней приняли участие бесплатно около 60 субъектов малого бизнеса.
Кроме указанных видов поддержки, субъекты МСП могут также получить консультационную, нормативно-правовую и иные виды поддержки, предусмотренные действующим законодательством.
На протяжении последних лет основные показатели развития сферы МСП имели положительную динамику. В 2012 году по сравнению с 2008 годом количество малых и средних предприятий увеличилось на 40,2 процента, среднемесячная заработная плата - на 40,8 процента, оборот организаций - на 41,4 процента. Объем налоговых поступлений по единому налогу на вмененный доход за 2008 - 2012 годы составил более 1 млрд. рублей.
Несмотря на существующий прогресс, в сфере МСП существует ряд проблем, которые значительно тормозят ее развитие. В их числе следует выделить:
ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам из-за отсутствия залогового обеспечения и высоких процентных ставок;
дефицит арендных площадей эконом-класса для осуществления предпринимательской деятельности;
проблема качества продукции и продвижения ее на региональный, российский и международный рынки;
дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
ограниченное количество инновационных проектов субъектов МСП, имеющих коммерческие перспективы;
низкая мотивация к занятию предпринимательской деятельностью.
Содействие развитию МСП официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р) и региона (Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года, утвержденная областным законом от 9 июля 2012 г. N 100-ОЗ).
Политика в области развития МСП на муниципальном уровне является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы
При реализации муниципальной программы могут возникнуть следующие риски:
N п/п |
Вид риска |
Способы минимизации рисков |
1 |
2 |
3 |
1. |
Изменение федерального законодательства в сфере реализации муниципальной программы |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов |
2. |
Недостаточный объем информации об уровне развития МСП, предоставляемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области |
проведение дополнительных статистических наблюдений и социологических исследований; сбор информации от субъектов МСП - получателей муниципальной поддержки |
3. |
Неполное финансирование мероприятий муниципальной программы за счет средств бюджета Великого Новгорода |
определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение внебюджетных источников на поддержку МСП |
4. |
Потеря актуальности мероприятий муниципальной программы |
осуществление регулярных консультаций с субъектами МСП, организациями инфраструктуры поддержки МСП по вопросам эффективности реализуемых программных мероприятий; реализация в случае необходимости новых мероприятий по поддержке субъектов МСП за счет перераспределения средств внутри муниципальной программы; изучение опыта поддержки малого бизнеса в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем развития МСП |
5. |
Недоверие субъектов МСП к доступности мероприятий муниципальной программы |
осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов МСП о видах муниципальной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления; создание прозрачных процедур предоставления муниципальной поддержки субъектам МСП |
6. |
Недостижение запланированных целевых показателей реализации муниципальной программы |
проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы; анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы от запланированных; оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий муниципальной программы |
3. Механизм управления реализацией муниципальной программы
Достижение целей муниципальной программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий муниципальной программы посредством взаимодействия Администрации Великого Новгорода, ее структурных подразделений, общественных организаций предпринимателей и организаций инфраструктуры, специализирующихся на вопросах поддержки МСП. Привлечение сторонних организаций при реализации мероприятий муниципальной программы осуществляется путем размещения муниципального заказа.
Ответственный исполнитель муниципальной программы осуществляет:
контроль за реализацией мероприятий, координацию деятельности соисполнителей в процессе реализации муниципальной программы;
обеспечение эффективности реализации муниципальной программы;
подготовку при необходимости предложений по уточнению объемов финансирования, перечня и состава мероприятий, целевых показателей, соисполнителей и участников муниципальной программы;
составление отчетов о ходе реализации муниципальной программы в соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 02.09.2013 N 4561 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Великого Новгорода, их формирования и реализации".
Координация хода реализации муниципальной программы осуществляется заместителем Главы администрации Великого Новгорода, курирующим деятельность комитета экономики Администрации Великого Новгорода в соответствии с распределением должностных обязанностей по исполнению полномочий Администрации Великого Новгорода между Мэром Великого Новгорода, первым заместителем Главы администрации Великого Новгорода, заместителем Главы администрации Великого Новгорода и управляющим делами.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 30 декабря 2016 г. N 6288 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Перечень мероприятий муниципальной программы
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 мая 2014 г. N 2507 Программа настоящего постановления дополнена разделом 5
5. Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП
5.1. При обращении за оказанием поддержки субъекты МСП представляют документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и условиям, предусмотренным в муниципальной программе. Документы, представляемые субъектами МСП для оказания поддержки: копии регистрационных документов (ЕГРЮЛ/ЕГРИП); копии учредительных документов юридического лица; справка из налогового органа об отсутствии задолженности; справка о средней численности работников предприятия; иные документы, представляемые субъектами МСП, исходя из условий конкретного мероприятия муниципальной программы на основании утвержденных нормативно-правовых актов. Документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются Администрацией Великого Новгорода у вышеуказанных органов либо могут быть представлены заявителем лично. Критерии оценки деятельности субъектов МСП для оказания поддержки: объем произведенной продукции (работ и услуг) за последний отчетный период и показатель роста объема произведенной продукции по сравнению с аналогичным периодом предшествующего календарного года; налоговые перечисления в бюджеты всех уровней и показатель роста налоговых перечислений по сравнению с аналогичным периодом предшествующего календарного года; среднесписочная численность работников предприятия и показатель роста среднесписочной численности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего календарного года; полнота соответствия представленных материалов конкурсной документации; соответствие приоритетным направлениям развития предпринимательства; уровень средней заработной платы работников субъектов МСП, размер которого должен быть не ниже уровня средней заработной платы по виду экономической деятельности.
5.2. Поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:
являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющихся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
5.3. Финансовая поддержка субъектов МСП не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
5.4. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: не представлены все документы, определенные в муниципальной программе, или представлены недостоверные сведения и документы; не выполнены условия оказания поддержки; ранее в отношении заявителя - субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
5.5. Срок рассмотрения обращений субъектов МСП составляет 30 дней. Каждый субъект МСП должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.
5.6. Порядок оказания поддержки субъектам МСП утверждается Администрацией Великого Новгорода по каждому мероприятию муниципальной программы отдельными нормативно-правовыми актами.
5.7. Финансовая поддержка оказывается субъектам МСП на конкурсной основе.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 18 апреля 2016 г. N 1713 в пункт 5.8 настоящей Программы внесены изменения
5.8. На территории Великого Новгорода для целей оказания финансовой поддержки приоритетными видами деятельности субъектов МСП являются:
обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
инновационная деятельность в сфере материального производства;
социальное предпринимательство.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 14 мая 2014 г. N 2507 Программа настоящего постановления дополнена разделом 6
6. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП
6.1. Инфраструктура поддержки субъектов МСП - это система коммерческих и некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Великого Новгорода и осуществляющих свою деятельность в целях оказания поддержки субъектам МСП, отвечающих следующим требованиям:
6.1.1. Осуществление деятельности на территории Великого Новгорода;
6.1.2. Осуществление в соответствии с уставными целями видов экономической деятельности, дающих возможность реализации мероприятий муниципальной программы;
6.1.3. Осуществление деятельности по предоставлению поддержки субъектам МСП в течение не менее одного года.
6.2. Организации, отвечающие требованиям, установленным подпунктами 6.1.1 - 6.1.3 муниципальной программы, включаются в Реестр организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода. Ведение указанного Реестра осуществляется в порядке, установленном постановлением Администрации Великого Новгорода от 19.04.2010 N 1376 "Об утверждении Положения о Реестре организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Великого Новгорода от 17 февраля 2014 г. N 880 "Об утверждении муниципальной программы Великого Новгорода "Развитие малого и среднего предпринимательства Великого Новгорода" на 2014 - 2017 годы"
Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Текст постановления опубликован в газете "Новгород официальный" от 13 марта 2014 г. N 10
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 28 ноября 2016 г. N 5432 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Великого Новгорода от 30 декабря 2016 г. N 6288
Постановление Администрации Великого Новгорода от 19 декабря 2016 г. N 5822
Постановление Администрации Великого Новгорода от 3 августа 2016 г. N 3628
Постановление Администрации Великого Новгорода от 18 апреля 2016 г. N 1713
Постановление Администрации Великого Новгорода от 15 февраля 2016 г. N 532
Постановление Администрации Великого Новгорода от 30 декабря 2015 г. N 5533
Постановление Администрации Великого Новгорода от 12 марта 2015 г. N 1010
Постановление Администрации Великого Новгорода от 26 декабря 2014 г. N 6846
Постановление Администрации Великого Новгорода от 14 мая 2014 г. N 2507