О мерах по выполнению настоящей Программы см. Решение Думы Великого Новгорода от 15 февраля 2001 г. N 95
Программа
содействия занятости населения г.Новгорода
на 1998-2000 годы
(утв. решением Новгородской городской Думы
от 28 мая 1998 года N 398)
Введение
Программа содействия занятости населения Новгорода на 1998-2000 годы (далее Программа) разработана городским управлением занятости населения при участии комитетов: по социальным вопросам, по образованию, экономики и финансов Администрации города и является составной частью целевых программ, направленных на реализацию Концепции социально- экономического развития города.
Настоящая Программа составлена на основе анализа состояния и развития рынка труда и прогноза поступления средств в фонд занятости. В ней сохранена преемственность с Программой занятости населения г. Новгорода на 1997 год.
В целом Программа направлена на обеспечение создания устойчивой обстановки в сфере занятости, поддержание условий для тесного взаимодействия работодателей и работников службы занятости с целью эффективного содействия безработным гражданам в их трудоустройстве.
В течение прогнозируемого периода предусматривается оказать содействие в трудоустройстве ежегодно не менее 4 тысячам обратившихся в службу занятости граждан. При этом первостепенное внимание будет уделено содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Программа предусматривает продолжение работы по расширению спектра и повышению качества услуг, оказываемых службой занятости населению, повышение внимания к безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, совершенствование информационной деятельности.
Приоритетными остаются социальные аспекты политики занятости, в том числе материальная поддержка безработных граждан через выплату пособий по безработице, а также предоставление досрочных пенсий.
Расчет показателей Программы произведен для уровня безработицы 3,9%.
Финансирование Программы предполагается осуществлять в основном за счет средств Государственного фонда занятости населения по Новгородской области, а также дотаций из централизованных на федеральном уровне средств фонда.
Реализация настоящей Программы будет способствовать сдерживанию роста безработицы в городе, смягчению ее последствий для граждан, длительное время находящихся в поиске работы.
Прогноз ситуации на 1998-2000 годы
По прогнозу социально-экономического развития города( Приложение 1) ожидается, что общая численность занятых в экономике останется на том же уровне, т.е. 120, 5 тыс.человек - первый вариант, или снизится до 116, 7 тыс. человек по второму варианту. Уменьшится численность занятых в материальном производстве, но увеличится численность населения, занятого в непроизводственной сфере.
Ожидается, что все процессы в сфере занятости будут проходить управляемо. Вместе с тем , численность увольняемых в течение года может превысить расчетные цифры.
Планируется, что число вакансий, поступающих в службу занятости, возрастет, т.к. в практику работы службы занятости войдут новые формы деятельности, такие как подбор кадров по заявкам предприятий, широкая информированность граждан о свободных рабочих места, посещение работниками службы занятости предприятий и организаций города с целью ознакомления с их спецификой и более оперативного получения информации о свободных рабочих местах.
Ожидается, что в течение всего прогнозируемого периода уровень безработицы не будет подвержен резким колебаниям.
Нельзя не учитывать, что негативные процессы в экономике могут привести к тому, что скрытые формы безработицы станут явными. Развивающаяся нематериальная сфера экономики достаточно быстро обеспечить работой высвободившихся работников не сможет, в результате зона риска рынка труда может подойти к критическому уровню.
Цель и приоритетные направления программы
Целью Программы является содействие занятости населения на основе расширения сотрудничества службы занятости с работодателями, оказание адресной поддержки безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите.
Приоритетными направлениями настоящей Программы являются:
- повышение эффективности работы по содействию трудоустройству незанятого населения и смягчению социальных последствий безработицы;
- повышение эффективности услуг работодателям в удовлетворении спроса на рабочую силу (экспресс-обслуживание граждан, проведение "ярмарок" вакансий и учебных мест);
- содействие малому и среднему бизнесу и оказание поддержки безработным гражданам в организации собственного дела;
- обеспечение адресной поддержки безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- содействие трудоустройству молодежи, в первую очередь несовершеннолетних граждан, осужденных с отсрочкой исполнения приговора, и выпускников школ-интернатов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содействие занятости и адаптации к гражданской жизни граждан, уволенных с военной службы;
- оказание поддержки в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы и осужденным к исправительным работам;
- развитие системы психологического профконсультирования, профориентации и групповых форм работы с гражданами, испытывающими трудности в поиске работы;
- повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения;
- повышение профессионального уровня работников на основе изучения практики работы шведской службы занятости территории Орэбру.
Основные направления деятельности службы занятости населения
на 1998-2000 годы
Повышение эффективности работы по содействию занятости граждан рассматривается как первоочередная задача службы занятости.
В 1998 году с целью сокращения сроков трудоустройства и повышения активности безработных в поисках работы начнется работа по внедрению новой формы оперативного обслуживания населения. Исходя из этого будут совершенствоваться и расширяться информационные услуги, оказываемые населению.
В соответствии с основными направлениями работы (Приложение 2) планируется:
- трудоустроить на постоянную и временную работу обратившихся в службу занятости граждан: в 1998 году - 4000, в 1999 году - 4500, в 2000 году - 5000 человек; - уделить особое внимание трудоустройству граждан, состоящих на учете по безработице более 8 месяцев ( резервировать для них заявленные свободные рабочие места и сообщать им об этом немедленно);
- создать условия для работодателей по подбору кадров на основе гарантированного собеседования их с безработными гражданами непосредственно в управлении, его филиалах и информационном центре по экспресс-обслуживанию;
- ввести в практику работы специалистов управления посещения предприятий города (независимо от форм собственности и управления) для получения согласно ст.25 (п.3) Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" оперативных сведений о свободных вакансиях рабочих мест и о перечислениях ими страховых взносов в Государственный фонд занятости;
- провести 3 городские ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для безработных, выпускников школ и молодежи, не имеющих профессии;
- информировать через ежемесячный информационно-рекламный бюллетень "Вестник занятости" ищущих работу граждан о возможности ее получения и о требованиях, предъявляемых работадателями к кандидатам на эту работу.
Содействие трудоустройству и реабилитации граждан, особо
нуждающихся в социальной поддержке
В 1998 году планируется трудоустоить из числа граждан, нуждающихся в поддержке при поиске работы и состоящих на учете в службе занятости - 850 человек, в 1999 году - 1000 человек, в 2000 году - 1150 человек.
Для обеспечения занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь, женщины , инвалиды, граждане уволенные с военной службы, беженцы и вынужденные переселенцы, лица, освобожденные из мест лишения свободы и др.) планируется:
- внедрить эффективные групповые методы работы на основе успешно зарекомендовавшей себя формы сотрудничества с безработными "Клуб ищущих работу";
- осуществлять согласно 5% квотам, направление слабозащищенной категории граждан - несовершеннолетних, инвалидов, многодетных родителей, одиноких матерей, вынужденных переселенцев, беженцев, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, на муниципальные предприятия города. Список предприятий ежегодно определяется и утверждается Новгородской городской Думой;
- усилить контроль за работодателями города, использующими финансовые средства выделяемые Департаментом ФГСЗН по Новгородской области на создание рабочих мест для безработных граждан из числа слабозащищенных категорий населения;
Продолжить работу по направлению молодежи, длительное время не трудоустройнной, на предприятия города для временной занятости в рамках Федеральной программы "Молодежная практика". Для чего при выделении необходимых средств создать: в 1998 году - 20 рабочих мест, в 1999 году - 35 рабочих мест, в 2000 году - 50 рабочих мест.
Содействие временному трудоустройству граждан
В целях совершенствования содействия временному трудоустройству граждан будет расширяться практика организации общественных работ. В случае финансирования этих работ как за счет средств фонда занятости, так и за счет средств местного бюджета, преимущественное право на участие в этом виде занятости получат безработные граждане, не получающие пособия по безработице. Для проведения общественных работ необходимо:
- заключить договоры по организации общественных работ, а также продолжить работы по договорам, заключенным с предприятиями в 1997 году;
- продолжить активное сотрудничество с комитетом по образованию Администрации города по обеспечению летней занятости подростков;
- на основе договоров с комитетами по образованию и по социальным вопросам Администрации города изыскать финансовые средства и предоставить возможность временной занятости в летний период несовершеннолетним подросткам из числа детей безработных родителей: в 1998 году - 40 подросткам; в 1999 году - 60; в 2000 году - 80 подросткам;
- направлять на общественные работы ежегодно 60 безработных из числа состоящих на учете более 12 месяцев;
Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы
Продолжится работа по содействию развитию предпринимательской инициативы безработных. При наличии финансовых ресурсов планируется оказать помощь в организации собственного дела: в 1998 году - 10 безработным гражданам; в 1999 году - 25; в 2000 году - 35 гражданам. При заключении договоров службой занятости приоритет в выделении финансовой помощи будет отдан безработным гражданам, собственное дело которых направлено на производство товаров и оказание услуг для нужд города и его населения;
- постоянно проводить консультации с безработными с целью выявления лиц, желающих организовать собственное дело или приступить к индивидуальной трудовой деятельности;
- проводить тестирование всех граждан для выявления способностей к предпринимательству и самозанятости;
- обучить основам предпринимательства в 1998 году не менее 15 безработных граждан, в 1999 году - 30 и в 2000 году - 45 безработных граждан.
- освещать работу предпринимательства и самозанятости в средствах массовой информации.
Профессиональная ориентация и профессиональное обучение
безработных граждан
Дальнейшее развитие получит совершенствование технологии работы службы занятости по организации профессионального обучения. Для осуществления процесса переобучения и профобучения намечено перезаключить на конкурсной основе договоры о сотрудничестве с учебными заведениями г. Новгорода.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения направлено на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Планирование обучения по профессиям и специальностям будет осуществляться на основе исследований потребности рынка труда города в профессиональных кадрах, а также будет учитывать образовательный, профессиональный и социальный уровень различных групп безработных граждан.
Учитывая предстоящее существенное сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, в Программе уделено внимание профессиональной ориентации и переобучению граждан, уволенных с военной службы, новым, мирным профессиям.
Важное место отведено совершенствованию системы профобразования как одной из активных мер занятости населения.
Основные направления Программы профессиональной ориентации и профессионального обучения следующие:
- работа по профориентации, профконсультированию;
- психологическая поддержка безработных;
- профориентационная работа с выпускниками школ и учащимися 9-х классов;
- обучение молодежи, не имеющей профессии или имеющей профессии, неконкурентоспособные на рынке труда;
- переподготовка военнослужащих из числа офицеров, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- работа по обучению слабо защищенных категорий безработных (женщин с малолетними детьми, матерей-одиночек, инвалидов, многодетных женщин) профессиям для самозанятости и надомного труда;
- обучение основам предпринимательства безработных, готовых открыть свое дело;
- консультирование граждан, ищущих работу и безработных по вопросам выбора профессии, информирование о возможностях учебных заведений города по их профессиональному обучению и переобучению;
- целевое обучение безработных граждан под конкретные рабочие места, заявленные работодателями;
- совместно с комитетом по образованию города будет продолжена работа по организации подготовки профессиональных кадров для города по дуальной системе.
Всего в 1998 году планируется направлять на обучение не менее 200 безработных граждан, в том числе не менее 70 военнослужащих и членов их семей соответственно; в 1999 году - 250 и 85 человек; в 2000 году - 300 и 100 человек соответственно. На эти цели предполагается выделить соответственно по годам 200 тыс.руб., 300 тыс.руб. и 450 тыс.руб.
Поддержка доходов безработных и членов их семей
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и в целях обеспечения социальной защищенности населения города в условиях роста безработицы:
планируется выделение из Государственного фонда занятости на выплату пособия по безработице: в 1998 году - 17 млн.рублей, в 1999 году - 20 млн.рублей и в 2000 году - 18, 5 млн.рублей. К концу 1998 года планируется сократить период задолженности по пособию по безработице до трех месяцев, а в 1999 году - полностью рассчитаться с долгами по пособию перед безработными гражданами (Приложение 3);
в целях ускорения погашения задолженности по пособию будет произведен взаимозачет с предприятиями города - должниками в фонд занятости по выплате пособия безработным гражданам товарами и услугами. В 1998 году таким образом уменьшить задолженность на 450 тыс.руб., в 1999 году - на 600 тыс.руб.;
в соответствии с Положением о порядке и условиях оказания материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящихся на их иждивении, будет направляться из Фонда занятости ежегодно 20 тыс.руб. на выплату материальной помощи безработным в следующих случаях:
по истечении двенадцати месячного срока выплаты пособия;
на иждивенцев;
по случаю рождения нового члена семьи;
по случаю смерти члена семьи или самого безработного;
плнируется возмещать в Пенсионный фонд ежегодно затраты в сумме 170 тыс.руб. для выплаты досрочной пенсии безработным гражданам, направленным на досрочную пенсию в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Информационная поддержка политики занятости населения
Информационное обеспечение, существующее в настоящее время в городском управлении занятости населения, в достаточной мере полно удовлетворяет потребности сегодняшнего дня.
В дальнейшем планируется установить 2 персональных компьютера для юридического отдела, что позволит повысить качество работы службы занятости в правовом направлении.
Кроме этого, в 1998 году будет произведена замена системного программного обеспечения на сервере, что позволит увеличить скорость обмена информацией между сервером и пользователями и повысить производительность труда.
В связи с ростом числа лиц, которые нуждаются в услугах службы занятости населения, планируется осуществление комплекса мероприятий, и, в частности, заключение договора на подключение службы занятости к сети связи по опто-волоконным линиям. Это позволит повысить качество обслуживания граждан и появится возможность иметь общую информационную базу управления занятости и его подразделений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новгородской городской Думы от 28 мая 1998 г. N 398 "Об утверждении Программы содействия занятости населения г. Новгорода на 1998-2000 годы"
Текст решения официально опубликован не был