Мэр города Новгорода |
А.В. Корсунов |
Программа развития
социально-культурной сферы г.Новгорода
на 1998-2000 годы
(утв. решением Новгородской городской Думы
от 25 июня 1998 г. N 418)
1. Состояние и тенденции развития социально-культурной сферы
1.1. Общая характеристика Новгорода как социально-экономического и культурного центра Российской Федерации.
Новгород - один из древнейших русских городов. В начале своей истории он был крепостью на севере территории расселения восточных славян. Впервые о новгородцах как о жителях уже существующего города упоминается в летописи под 859 годом, который обычно и принято считать датой основания Новгорода.
В ХI-ХII столетиях Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Северного Ледовитого океана до Торжка. С ХII века Новгородская земля вплоть до ликвидации республиканских порядков в конце ХV века была самым крупным по площади территориальным образованием в средневековой Европе.
Ныне развитие Новгорода направлено на то, чтобы этот древнейший русский город занял достойное место среди современных городов России, продолжал формироваться как крупный промышленный комплекс, как центр вложения и привлечения инвестиций, как центр российского и зарубежного туризма, при одновременном сохранении памятников историко-культурного и архитектурного наследия.
Развитие промышленности города осуществляется в русле сложившегося народнохозяйственного разделения труда (ключевые отрасли - машиностроение, радиоэлектроника, химическая, легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др.), создания условий для привлечения в экономику города российских и зарубежных инвестиций. С этой целью формируется инфраструктура для обслуживания инвестиций - информационная, консалтинговая, маркетинговая, лизинговая; развиваются экономические связи с городами- побратимами, регионами, потребляющими продукцию городской промышленности, с предприятиямипоставщиками.
Кризисные явления в российской экономике последних лет не обошли стороной и промышленность города. В настоящее время из всех основных отраслей промышленности сравнительно стабильно работают лишь химическая отрасль и отдельные предприятия машиностроения.
Так, в 1996 году рост производства продукции (в текущих ценах) на средних и крупных предприятиях составил по сравнению с предыдущим годом 133,8%, однако индекс физического объема за этот же период времени составил только 90,6%, что свидетельствует о спаде производства в отраслях промышленности города.
Большая часть продукции новгородской промышленности (49% продукции производственно-технического назначения и 91% потребительских товаров) реализуется на территории России; за пределы страны поступают минеральные удобрения АО "Акрон" (более 90% от общего объема продаж), ликероводочные изделия АО "Алкон" ( 21%) и др.
В 1996 году за счет всех источников финансирования освоено 282,8 млрд. рублей капитальных вложений, в том числе 41,5% составили капитальные вложения по объектам производственного назначения. На строительстве жилья освоено около 105 млрд. рублей капитальных вложений, что составляет почти 2/3 от всех капитальных вложений по объектам непроизводственной сферы. Важным элементом программы перспективных действий в этой области является создание мощностей по выпуску дешевого жилья улучшенного качества, развитие жилищного ипотечного кредитования, осуществление проектов строительства с учетом необходимости сохранения исторической среды и восстановления памятников истории и культуры.
В сфере развития зарубежных экономических связей и контактов в гуманитарной и культурно-образовательной сферах основное внимание уделено программе информационно-маркетингового продвижения Новгорода как потенциального и эффективного центра вложения инвестиций, программам сотрудничества со Всемирным Банком Реконструкции и Развития, Европейским Банком, Ганзейским Союзом Нового Времени, английским фондом "Ноу-хау" и другими международными организациями.
В рамках местного самоуправления заметное развитие получает деятельность по становлению новых общественных отношений и способов управления в городе посредством эволюционного согласительного процесса с администрацией Новгородской области в сферах экономики и финансов, управления, владения собственностью и др. Это уже сегодня закладывает прочные основы местного самоуправления, обеспечивающие включение местного самоуправления в общую "властную" структуру, исключающие возможность изоляции и "суверенизации" Новгорода, учитывающие исторический опыт, местные традиции и особенности.
1.2. Общая характеристика социально-культурной сферы города.
Социально-культурный комплекс города включает в себя учреждения, организации и предприятия различных организационно-правовых форм, функционирующие в сферах охраны здоровья, образования и развития личности, культуры и охраны историко-культурного наследия, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культурно-массовой работы по месту жительства и призванные обеспечивать комплексное повышение качества жизни и условий жизнедеятельности горожан.
Управление социально-культурным комплексом г. Новгорода осуществляется одним из заместителей Главы администрации города. В структуре Администрации города существуют четыре комитета: по охране здоровья, по образованию, по социальным вопросам, по культуре и молодежной политике и отдел по работе с несовершеннолетними, непосредственно отвечающих за развитие конкретных отраслей социально-культурного комплекса. Этому же заместителю Главы администрации города подчинены отдел анализа и прогнозирования развития социально-культурной сферы и отдел ЗАГС. Кроме того он курирует деятельность комитета по физкультуре и спорту Администрации Новгородской области и городского управления занятости населения, которые непосредственно подчинены соответствующим областным структурам.
В городе сложилась комплексная система социальной помощи. Она эффективная, гибкая и достаточно дешевая. Комитет по социальным вопросам обеспечивает развитие и функционирование муниципальных социальных учреждений, формирует единую политику по вопросам социальной защиты населения.
В комитете по социальным вопросам состоят на учете 2251 семья с детьми (3815 детей), 6802 пенсионера в том числе 1512 инвалидов, обслуживаются 51823 пенсионера и свыше 10000 получателей пособий.
В социальную инфраструктуру входят 13 муниципальных учреждений и организаций:
центр социального обслуживания пенсионеров на дому (включает в себя 8 отделений социальной помощи, 2 специализированных отделения для утративших возможность самообслуживания, отделение срочной помощи для принятия оперативных мер, отделение дневного пребывания, на базе двух больниц созданы палаты медико-социальной помощи);
психоневрологический интернат на 205 мест;
дом-интернат для ветеранов войны и труда на 170 мест;
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток" на 100 детей;
"Подросток" на 100 детей;
центр помощи семье и детям (банк данных 7500 семей);
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (на первичном учете состоят 500 детей-инвалидов);
социальная гостиница для лиц без определенного места жительства (бомж);
благотворительная столовая (ежедневно обеспечивает бесплатным питанием 600 человек);
магазины "Милосердие" и "Добротея";
три медико-социальные экспертные комиссии организуют работу по освидетельствованию инвалидов.
Основные направления работы комитета по социальным вопросам:
1. Решение социальных вопросов всех слоев населения города, оказание всесторонней помощи населению в зависимости от потребности человека в области социальных, экономических, финансовых, психологических аспектов жизнедеятельности.
2. Создание социальной инфраструктуры, способной комплексно решать вопросы различных категорий населения.
3. Оказание адресной социальной помощи на основе дифференцированного подхода с учетом совокупного дохода всех членов семьи.
4. Дальнейшее развитие и совершенствование системы социального обслуживания нуждающихся граждан с расширением перечня услуг в зависимости от потребностей граждан и их материальной обеспеченности, а также на платной основе при сохранении бесплатной помощи малообеспеченным.
5. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности, расположенных на территории города, осуществление уведомительной регистрации коллективных договоров.
6. Координация взаимодействия заинтересованных ведомств и общественных организаций в решении проблем социально незащищенных категорий граждан посредством разработки и реализации целевых и межведомственных комплексных программ в области социальной защиты населения.
7. Обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров, подготовка специалистов, владеющих методами социально-психологического воздействия, определенными знаниями в области психотерапии и реабилитации.
Система образования города в настоящий момент включает в себя три подсистемы - общего образования, высшего образования, начального и среднего профессионального образования.
Общее образование как подсистема муниципального образования включает в себя комплекс учреждений дошкольного образования, средние учебные заведения, учреждения коррекционного обучения, а также учреждения дополнительного образования.
В настоящий момент в Новгороде 68 дошкольных образовательных учреждений. Их посещают свыше 12 тыс. детей. Имеются комплексы "детский сад-школа" (N 56 и N 39 ).
Система общего среднего образования представлена 39 школами, в том числе: 24 средних общеобразовательных школы, 3 гимназии, 2 неполных средних школы, 1 школа-центр образования молодежи, 1 экспериментальный комплекс при НовГУ детский сад - школа "Гармония", 1 школа - педагогический колледж в структуре НовГУ, 1 школа-центр педагогической реабилитации несовершеннолетних, 1 школа для детей с задержкой психического развития, 1 вспомогательная школа. Существует комплекс ясли-сад-школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ( 4 класса) и для детей с нарушениями слуха (5 классов). Работают лицейские классы при центре интеллектуального развития "Эврика" (4 класса).
В Новгороде постоянно возрастает количество детей и подростков с дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью, слабой адаптивностью к социальной среде. Наблюдается рост числа детей, нуждающихся в организации компенсирующего обучения. Растет число детей с задер жками психического развития (спецшкола N 3), нуждающихся в надомном обучении. Ежегодно около 100 человек освобождаются от экзаменов. Реализуются программы обучения детей с нарушением слуха, зрения ( начальные классы ), и опорно-двигательной системы, а также с заболеваниями детским церебральным параличем ( начальные классы ).
В Новгороде функционирует 6 центров дополнительного образования: центр эстетического развития детей и юношества (занимается 2400 человек в возрасте от 4 до 18 лет); клуб юных моряков (650 учащихся 5 - 11 классов); центр христианской культуры им. Кирилла и Мефодия (1000 человек в воасте 5 - 17 лет); экологический центр ( школа - центр N 30 - 1200 учащихся от 6 до 17 лет); учебно-методический центр "Визит"; центр физического развития (740 человек в возрасте от 5 до 25 лет), детская база отдыха "Гверстянец".
В Новгороде около восьми тысяч работников школ и дошкольных образовательных учреждений.
Система высшего образования Новгорода представлена Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого, роль и значение которого выходят за рамки городской образовательной системы. Новгородский государственный университет является ведущим региональным центром образования, науки и культуры, деятельность которого ориентирована на полное научное и кадровое обеспечение социально-экономического и культурного прогресса области, а по ряду направлений - на решение задач межрегионального и международного сотрудничества.
Особое место в образовательной системе Новгорода занимает институт непрерывного педагогического образования ( ИНПО ) НовГУ, который в настоящее время является центральным звеном системы непрерывного педагогического образования, объединяющим образовательные учреждения различного уровня в рамках реализации региональной программы стабилизации и развития образования.
В систему непрерывного педагогического образования входят: ИНПО НовГУ, Педагогический колледж в составе НовГУ, Педагогический лицей г. Новгорода, Боровичское высшее педагогическое училище, комплекс "детский сад - школа - ВУЗ "Гармония", региональный центр развития образования, а также специализированные классы по педагогическим направлениям в школах города. В содержательном плане ИНПО НовГУ совместно с образовательными учреждениями г.Новгорода и региона выполняет задачи по реализации многоуровневой и многоступенчатой подготовки педагогических кадров по таким направлениям, как педагогика и психология, педагогика и методика начального образования, педагогика и методика дошкольного образования, технология и предпринимательство, изобразительное искусство и черчение.
Подсистему начального и среднего профессионального образования Новгорода образуют следующие учреждения: 6 профессионально-технических училищ ( ПТУ) и профессиональный лицей, в которых ведется подготовка по 28 профессиям и специализациям с различными сроками обучения ( от 0,6 до 4,5 лет ) на широкой общеобразовательной базе ( от 7 классов - ПТУ N 15 - до 11 классов - ПТУ N 26 ). В городе функционирует 10 средних спе циальных учебных заведений (СУЗов), в том числе 2 колледжа. В них осуществляется подготовка по 50 специальностям и специализациям. Приоритетным спросом пользуются специальности, ориентированные на рыночную экономику (они составляют более 30 % от общего числа заявляемых специальностей и специализаций).
Основные направления работы комитета по образованию:
1. Муниципализация образовательной системы - становление единой городской муниципальной образовательной системы, объединяющей деятельность всех образовательных учреждений города, развитие городской образовательной системы на основе программно-целевого подхода.
2. Оптимизация сети образовательных учреждений города.
3. Обновление содержания образования.
4. Модернизация педагогического образования, повышение квалификации педагогических кадров и совершенствование системы методической работы.
5. Дифференциация образования - осуществление личностноориентированного подхода в предоставлении образовательных услуг.
6. Интеграция системы дополнительного образования в образовательную систему города.
7. Интеграция профессионального образования всех уровней в муниципальную образователую систему.
8. Регионолизация - органическое сочетание освоения российских и новгородских историко-культурных традиций, достижений российской и европейской культуры, современной цивилизации в контексте действительных проблем Новгорода.
9. Совершенствование управления образованием и формирование многоканальной системы инвестирования.
10. Социальная защита и охрана здоровья участников образовательного процесса.
В городской системе охраны здоровья населения имеются 17 поликлинических учреждений и 7 больниц с числом коек 1905.
Поликлинические учреждения оказывают специализированную помощь населению г.Новгорода по следующим направлениям: педиатрия, стоматология, дерматология, эндокринология, кардиология, аллергология, оториноларингология, хирургия, неврология, логопедия, дефектология, ортопедия, физеотерапия, рефлексотерапия, нефрология, офтальмология, проктология, урология, гастроэнтерология, подростковая служба. Поликлинические учреждения располагают диагностическими вспомогательными кабинетами, клиническими, биохимическими и серологическими лабораториями, рентгенологическими отделениями, кабинетами УЗИ, функциональной диагностики, электроэнцефалографии, миографии, эндоскопии, искусственной инсеминации женщин, подростковыми наркологическими кабинетами, кабинетами восстановительного лечения.
Больницы обеспечивают экстренную и плановую медицинскую помощь населению в специализированных отделениях: терапевтическом, кожном, венерологическом, психотерапевтическом, кардиологическом, неврологическом, хирургическом, травматологическом, ортопедическом, гинекологическом, инфекционном, онкологическом, отоларингологическом, ожоговом, акушерско-гинекологическом.
В городе есть иммунологическая лаборатория для диагностики заболеваний онкологических, эндокринной системы, иммунной системы.
Открыт центр реабилитации детей. Проводится компьютерный мониторинг при исследовании заболеваний органов дыхания у детей, реабилитация детей методом обратной биологической связи. Работает система прогнозирования состояния здоровья новорожденных.
В системе здравоохранения города в настоящий момент работают 3648 человек, в т.ч. 812 врачей и 1801 средних медработников. Обеспеченность населения персоналом врачей составляет 33,8 на 10 тысяч человек, всего медицинским персоналом - 151,9 на 10 тыс. человек. Количество коек на 1 тыс. человек 7,9. В Новгороде функционируют 104 терапевтических участка и 62 педиатрических. На диспансерном учете в настоящий момент состоит 26,9 % взрослого и 38,38 % детского населения города.
Основные направления работы комитета по охране здоровья населения:
1. Сохранение государственной системы здравоохранения и параллельное формирование частного сектора медицины.
2. Развитие профилактической направленности в работе системы здравоохранения (профилактика, ранняя диагностика и др.).
3. Совершенствование системы обязательного медицинского страхования, развитие добровольного медицинского страхования.
4. Дальнейшее развитие и упорядочение предоставления населению платных медицинских услуг.
5. Организация и планирование медико-санитарного обеспечения населения в повседневных и экстремальных ситуациях.
6. Совершенствование медико-социальной помощи.
7. Координация научно-практической деятельности и участие в научно-исследовательских программах.
Основными составляющими комплекса учреждений культуры Новгорода, деятельностью которого управляет комитет по культуре и молодежной политике, в настоящий момент являются:
центр культуры и досуга (46 клубных формирований, включая 28 детских; персонал учреждения 52 человека);
городской Дворец культуры (включает 35 клубных формирований, в том числе 18 - детских; персонал учреждения - 79 человек);
4 детские музыкальные школы: ДМШ им. С. В. Рахманинова ( 502 учащихся,45 педагогов), ДМШ им. П. И. Чайковского ( 559 учащихся, 66 педагогов ), ДМШ им.А. С. Аренского (363 учащихся, 43 педагога), ДМШ N 5 ( 85 учащихся, 11 педагогов );
музыкальная школа русского фольклора; детская художественная школа ( 244 учащихся, 14 педагогов); муниципальное учреждение культуры ( МУК ) "Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город" (библиотечный фонд - 296 436 экземпляров; библиотечный персонал - 77 человек);
МУК "Городские библиотеки" (библиотечный фонд - 592 464 экземпляра, число библиотечных работников - 68)
МУК "Городской духовой оркестр" (зрительская аудитория в 1996 году составила 42600 человек, дано концертов - 71);
МУК "Кремлевский парк"( 18 работников);
МУК "Дирекция Международного детского фестиваля им.С.В. Рахманинова";
МУК "Городской Малый театр" (зрительская аудитория в 1996 году составила 15111 человек; количество спектаклей за год - 107, число новых постановок - 6 );
кинотеатр "Новгород"( количество сеансов в 1996 году составило 1293).
Основные направления работы комитета по культуре:
1. Выявление историко-культурного наследия, упрочение и развитие градостроительных традиций Всемирного наследия, проведение реставрационных работ (координирует эту работу отдел по культурному наследию).
2. Возрождение народных традиций, народного творчества.
3. Организация досуга населения.
4. Проведение фестивалей.
5. Организация выставок.
6. Развитие библиотечного дела.
7. Международные культурные связи. Реализация молодежной политики на территории Новгорода осуществляется по следующим направлениям:
1. Содействие занятости молодежи, развитию молодежного бизнеса при взаимодействии с центром профессиональной подготовки комитета по образованию.
2. Работа с трудными подростками в рамках взаимодействия с органами внутренних дел, комитетом по образованию и отделом по работе с несовершеннолетними.
3. Координация работы общественного совета молодежных организаций города "Молодежное вече", объединяющего лидеров 12 молодежных организаций.
4. Организация массовых мероприятий для молодежной аудитории и развитие творческих способностей молодежи.
В настоящее время вопросы физической культуры и спорта относятся к компетенции комитета по физической культуре и спорту Администрации Новгородской области, в котором выделен отдел, отвечающий за работу в городе. Объединение комитетов произошло в июле 1996 года. Отдел по г. Новгороду выделен 26 мая 1997 года.
В управлении отдела находятся:
стадионы "Центральный", "Волна";
спорткомплексы: "Манеж", хоккейный корт "Заря", гребная база;
спортивный зал тяжелой атлетики.
специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва N 1 (тяжелая атлетика, плавание); футбол, хоккей с шайбой);
специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по боксу с отделением греко-римской борьбы;
специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по спортивной гимнастике с группами по художественной гимнастике;
специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по гребле (гребля на байдарках и каноэ);
детско-юношеская спортивная школа по парусному спорту;
В городе получают развитие как олимпийские, так и неолимпийские виды спорта.
Приоритетными видами спорта являются спортивная гимнастика, академическая гребля, тяжелая атлетика, футбол и шахматы, баскетбол женский.
В целях совершенствования системы физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов и физической подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России проводятся спартакиады и соревнования для учащихся, разрабатывается программа по валеологии, которая позволит увеличить двигательный режим учащихся и студентов до 10 часов в неделю. Ежегодно проводятся спартакиады допризывной и призывной молодежи.
Основные направления работы комитета по физической культуре и спорту:
1. Развитие физкультурно-оздоровительных центров в микрорайонах города на имеющейся и вновь организуемой базе клубов по месту жительства МУ "Алые паруса" и образовательных учреждений.
2. Использование универсальных спортивно-оздоровительных комплексов для предоставления востребованных населением платных услуг.
3. Реконструкция специализированных спортивных сооружений, являющихся базой для подготовки спортсменов высокого класса.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Содействие формированию имиджа города. Важное место в системе социально-культурного комплекса г. Новгорода занимает муниципальное учреждение "Алые паруса" - объединение клубов, ведущих работу по месту жительства. В настоящее время в структуру этого предприятия входят 16 клубов, в которых занимаются около 5 тысяч человек в возрасте от 3 до 60 лет. В рамках данной структуры функционируют 111 спортивных секций и 110 кружков и объединений различного профиля.
Основные направления работы МУ "Алые паруса":
1. Организация досугового времяпрепровождения различных возрастных категорий населения на базе клубов по месту жительства с учетом индивидуальных особенностей каждой личности, развитие сети спортивных секций, кружков и любительских объединений различного профиля.
2. Обеспечение интеграции клубов в социально-культурный комплекс города.
3. Организация и участие в общегородских культурных и спортивных мероприятиях.
Основным субъектом регулирования занятости населения в Новгороде выступает городское управление занятости, которое входит в структуру федеральной службы занятости России. В настоящий момент в г. Новгороде сложилась достаточно эффективная система регулирования занятости населения, функционирует городское управление занятости, имеющее два филиала, принята и реализуется Программа содействия занятости населения г. Новгорода на 1998-2000 годы.
Реальное финансирование за счет сборов в фонд занятости составляет в 1997 году 8,5 - 9 млрд. рублей при минимальной потребности около 15 млрд. руб. При этом 80-85 % потребности - это оценочная потребность по выплате пособий и материальной помощи безработным. Для нормального финансирования таких эффективных мероприятий, как профобучение и переподготовка, а также поддержки самозанятости населения, субсидирования создания рабочих мест, организации общественных работ и досрочного выхода на пенсию необходимо в среднем 19-20млрд. рублей в год ( из расчета на период до 2000 года ). Во многом по причине явного недофинансирования данной сферы в течение последних двух лет примерно в четыре раза сократилось число направленных на профобучение и на досрочные пенсии за счет управления занятости, более чем в 6 раз - число субсидий, выданных для открытия безработными собственного дела.
Основные направления работы:
1.Сохранение и содействие открытию новых рабочих мест, содействие в трудоустройстве граждан.
2. Поддержка предпринимательской инициативы, развитие самозанятости.
3.Организация профессионального обучения, переобучения, профориентация.
4. Организация общественных и временных работ.
5. Обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости особо нуждающихся категорий населения (инвалиды, несовершеннолетние, выпускники школ-интернатов, освобожденные из мест заключения).
6. Обеспечение материальной поддержки безработных граждан и членов их семей.
1.3. Тенденции развития социально-культурной сферы и ее составляющих составляющих
Сложившаяся ситуация в социально-культурной сфере города прежде всего обусловлена общим состоянием экономики, ходом и результатами экономических реформ, а также состоянием материальных и финансовых ресурсов как в самом Новгороде и Новгородской области, так и на федеральном уровне.
Учитывая общую социально-экономическую ситуацию в г. Новгороде к началу экономических реформ и тенденции социально-экономических преобразований, органами законодательной и исполнительной власти области и города в 1992-1997 гг. были приняты определенные меры, направленные на создание экономических и правовых условий для реформирования социально-культурной сферы и создания системы социальной защиты населения, обеспечивающей, как минимум, снижение социальных нагрузок от издержек реформирования отношений собственности и механизма хозяйствования.
В комплексе указанных мер важное место отводилось созданию правовой и нормативной базы Новгородской области и г.Новгорода, регулирующей вопросы функционирования отраслей социально-культурной сферы.
Позитивную роль в сохранении запаса прочности социальнокультурной сферы и в обеспечении государственных социальных гарантий населению сыграли принятые законодательной и исполнительной властями г.Новгорода правовые нормативные акты, направленные на более детальное регулирование конкретных отношений в области социальной политики и защиты горожан. К числу последних, принятых только за 1996-1998 гг., следует отнести решения Новгородской городской Думы от 28.02.97 N 71 "О временном положении о территориальном общественном самоуправлении в г.Новгороде", от 29.02.97 N 83, от 27.03.98 N 340 "О квотах рабочих мест на предприятиях и в учреждениях муниципальной собственности", от 23.01.97 N 56 "О принятии Концепции социально-экономического развития г.Новгорода на 1997 год", от 18.09.97 N 195 "О принятии Концепции социально-экономического развития города Новгорода на 1998 год", от 30.01.98 N 306 "Об утверждении Программы обеспечения социальных гарантий детям-сиротам из числа выпускников школ, ПТУ и школ-интернатов", от 28.05.98 N 398 "Об утверждении Программы содействия занятости населения г.Новгорода на 1998-2000гг.".
Следует также назвать постановления Администрации города от 10.03.98 N 40 "Об утверждении плана мероприятий по социальной поддержке наименее защищенных и малообеспеченных граждан города в 1998 году", от 09.01.98 N4 "Об утверждении программы социальной адаптации молодежи", от 23.04.97 N 52 "Об упорядочении предоставления льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям", от 29.10.96 N 248 "О утверждении положения о градостроительном кадастре г.Новгорода".
Однако форсированный переход к "социально ориентированной рыночной экономике" без достаточных на то предпосылок и подготовки необходимой правовой и нормативной базы реформ, формирования адекватного менталитета широких слоев населения города, а также быстрая ликвидация рациональных элементов централизованного государственного регулирования, распад сложившихся хозяйственных связей, элементы финансово-кредитного, бюджетного и платежного кризисов привели к затянувшемуся периоду перманентной псевдокризисной стагнации, перечеркнувшему оптимистические прогнозы. Сложившаяся финансово-экономическая ситуация значительно снизила уровень результатов потенциально эффективной законотворческой и практической деятельности исполнительной и представительной властей г.Новгорода социально-культурной сфере, ограничила возможности города в проведении активной социальной политики, привела к обострению как традиционных социальных проблем, так и к появлению новых негативных процессов.
С одной стороны, такой вывод подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей. Среди них прежде всего следует выделить показатели уровня жизни, здоровья населения, занятости, преступности и т.д. С другой стороны, он вытекает из появления таких социально опасных негативных явлений, как безработица, социальное сиротство и безнадзорность, хронические задержки заработной платы, стипендий, пособий, невыполнение важнейших государственных социальных гарантий, резкая поляризация структуры населения города, социальная напряженность.
Среди комплекса причин, влияющих на состояние общественного сознания населения города, важное место занимает изменение уровня жизни и масштабов бедности больших в численном выражении социальных групп. Показателем уровня жизни выступают прежде всего доходы населения.
Анализ динамики денежных доходов в расчете на душу населения свидетельствует об их заметном отставании от темпов роста потребительских цен. Так, например, за период 1991-1996 гг. цены на такие продовольственные товары, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, хлебобулочные изделия выросли в городе в среднем в 2,4-4,5 тыс. раз; стоимость платных услуг увеличилась почти в 12 тыс. раз; среднемесячная же заработная плата горожан за это же время выросла только в 1,4 тыс. раз. Можно сказать, что реальная заработная плата на начало 1997 года составляла заметно меньше половины уровня этого показателя в 1991 году. Сравнительный анализ с другими территориями Северо-Запада Российской Федерации показывает, что положение дел в г.Новгороде соответствует средним показателям по региону в целом, незначительно уступая лишь таким городам, как Санкт-Петербург и Мурманск.
За весь рассматриваемый период наблюдалось снижение соотношения между средней заработной платой и величиной прожиточного минимума, темпы которого, начиная с 1993 года, имели тенденцию к замедлению. В 1993 году средняя заработная плата жителя Новгорода соответствовала почти трем прожиточным минимумам, в 1996 году менее, чем двум. В 1994 году среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченного населения города были выше, чем у такой же группы наименее обеспеченных в 12,6 раза и после некоторого снижения степени дифференциации доходов в 1995 году с 1996 года вновь наметилась тенденция перераспределения доходов в пользу наиболее обеспеченных групп населения.
Имеющиеся данные за 1995 год по другим областям Северо-Запада России позволяют провести сравнение положения, сложившегося в Новгороде и области, с аналогичными показателями по этим территориям.
/---------------------------------------------------------------------\
| |Среднедушево| Среднедушевой | Отношение |Средний размер|
| | й доход | прожит. | дохода к | месячной |
| | населения | минимум | прожит. | пенсии |
| |(тыс. руб. в| (тыс. руб. в |минимуму (в| (тыс.руб.) |
| | мес.) | мес.) | %) | |
|------------+------------+---------------+------------+--------------|
|Новгородская| 419
|обл. | | | | |
|------------+------------+---------------+------------+--------------|
|Архангельска| 506,3 | 333,1 | 152 | 269,5 |
|я обл. | | | | |
|------------+------------+---------------+------------+--------------|
|Вологодская | 511,5 | 269,5 | 190 | 248,7 |
|обл. | | | | |
|------------+------------+---------------+------------+--------------|
|Мурманская | 761,6 | 416,6 | 183 | 314,6 |
|обл. | | | | |
|------------+------------+---------------+------------+--------------|
|Санкт-Петерб| 599,5 | 262,2 | 229 | 258,9 |
|ург | | | | |
|------------+------------+---------------+------------+--------------|
|Псковская | 349,8 | 273,4 | 128 | 216,4 |
|обл. | | | | |
\---------------------------------------------------------------------/
Таким образом, есть основания говорить о некоторой стабилизации динамики показателей доходов новгородцев за последние годы. Приведенные данные свидетельствуют о том, что "новгородские" показатели не выходят за рамки средних по Северо-Западу.
Сохраняется значительная дифференциация в уровне оплаты труда работников различных отраслей экономики и социальной сферы г. Новгорода. Средняя заработная плата в социально-культурной сфере составила немногим более половины средней заработной платы работников сферы обращения и отдельных подотраслей промышленности.
Задержки с выплатой заработной платы и ряда социальных пособий, продолжающийся рост цен на потребительские товары и стоимости услуг привели к дальнейшему снижению реальных доходов населения города.
Снижение реальных доходов сказалось и на изменении структуры потребительских расходов населения. В течение всего рассматриваемого периода рост цен на основные продукты питания, а также рост тарифов на оплату жилищно-коммунальных и транспортных услуг вынуждал население сокращать расходы на непродовольственные товары и увеличивать на покупку продуктов питания и оплату жизненно важных услуг.
Объективно происходящие процессы изменения качества жизни населения г. Новгорода, снижения уровня жизни ряда социальных групп населения привели к тому, что за последние годы значительно выросло число лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Несмотря на трудности комитету по социальным вопросам удалось создать основы работы системы социальной помощи в режиме упреждающих мер; сформировать единую базу данных по нуждающимся в социальной помощи гражданам; разработать программу исследования демографической ситуации и социального положения новгородских семей.
В сфере образования города имеют место негативные тенденции:
уменьшается ( в связи с изменением демографической ситуации) контингент дошкольных образовательных учреждений; сокращается количество этих учреждений;
растет заболеваемость в детских садах и школах;
увеличивается контингент детей, испытывающих сложности в обучении;
сокращаются объемы финансирования системы образования;
ухудшается состояние материально-технической базы и оснащенность учебно-воспитательного процесса;
имеет место качественный дефицит педагогических кадров, готовых работать в условиях изменения парадигмы образования;
происходит старение управленческих кадров на разных уровнях управления образованием.
В то же время реализация Программы развития образования 1995-1997гг. определила следующие основные положительные тенденции развития сферы образования:
увеличивается число учащихся 2 и 3 ступени, растет мотивация к обучению у учащихся 3 ступени и их родителей, стабильно увеличивается конкурс в инновационные образовательные учреждения;
наблюдается рост творческой активности педагогов, активизируются инновационные процессы в образовательных учреждениях, внедряются новые программы обучения;
растет выбор дополнительных образовательных услуг, в том числе дополнительных платных услуг;
происходит дифференциация образовательных услуг - создаются учреждения различного типа, проводится внутришкольная дифференциация;
формируется разветвленная сеть услуг для детей, испытывающих проблемы в обучении;
в учебный процесс внедряются компьютерная техника, телекоммуникации и информационные технологии.
Образовательные учреждения города переходят на новые условия хозяйственного функционирования (20% образовательных учреждений города перешли на самостоятельное финансирование), распространяются разнообразные формы работы школ и детских садов с различными коммерческими структурами. Изменяется структура управления в области образования. Внедряются программно-целевые методы управления.
С целью разработки модели личностного образования в условиях массовой школы создана сквозная образовательная программа по русскому языку ( школа N 31). В двух образовательных учреждениях ( школы N 23 и 32 ) ведется работа по созданию технологии культурологического образования в системе общеобразовательной школы. В школе N 10 и ДОУ N 56 внедряется методика М.Монтессори. В условиях школы-комплекса "Гармония" отрабатываются технологии билингвального обучения и осуществляется участие в международном проекте по ранней социализации (фонд Сороса). Ведется активная разработка программ и учебников по краеведению (школа N 4). Более 70% образовательных учреждений города участвуют в реализации программы возрождения певческой культуры. Начата реализация программ по социальному развитию ребенка "Развитие" (ДОУ N 62), "Одаренный ребенок", "Шаг за шагом" (ДОУ N N 71, 86, 14, 58 - совместно с фондом Сороса).
Психолого-медико-педагогической комиссией организован и функционирует методический центр по коррекционной педагогике, ведется подготовка по созданию банка данных детей с проблемами в обучении и развитии. В образовательных учреждениях N 16 и 2 происходит апробация комплексной программы по формированию здорового образа жизни и созданию модели школы - оздоровительного центра.
Сегодня можно смело утверждать, что направление Программы развития образовательной системы города 1995-1997гг. было выбрано абсолютно верное. Программа определила процесс изменений в обществе, стала значимой не только для системы образования города, но и для Новгорода в целом.
В сфере охраны здоровья населения Новгорода неблагополучным остается коэффициент общей заболеваемости взрослого населения: за 1993-1996 гг. он вырос с 1152,9 до1523,6 на 1000 человек. При этом, на фоне значительного уменьшения числа инфекционных заболеваний (с 40,4 тыс. случаев в 1993 году до 31 тыс. случаев в 1996 году) отмечался рост коэффициентов соматической заболеваемости. В целом показатели заболеваемости в г. Новгороде не превышают средних по городам России.
Продолжительность жизни и воспроизводство численности населения достаточно полно характеризует положение дел в здравоохранении.
1991-1996 гг. характеризуются продолжением кризисных процессов в воспроизводстве населения и его здоровье. Не преодоленной осталась пока и большая часть из совокупности причинных факторов, их порождающих.
Следует отметить также, что в последние годы в Новгороде наметились некоторые тенденции по стабилизации и незначительному улучшению ситуации.
Так смертность населения в Новгороде за период 1993-1996 гг. упала с 12,2 до 11,4 на 1000 человек населения; уровень рождаемости поднялся за 1993-1996 гг. с 7,2 до 7,5 на 1000 человек; упал и коэффициент младенческой смертности - с 15,2 до 11,1 на 1000 человек. Таким образом хотя естественный прирост населения и измеряется отрицательной величиной, но с - 5,0 на 1000 человек в 1993 году он поднялся до -3,6 в 1996 году.
В сравнении с имеющимися за 1994 год данными по другим регионам Северо-Запада России Новгород является одним из наиболее благополучных территориальных образований:
/------------------------------------------------------------------\
| | Рождаемость на | Смертность | Естественный |
| | 1000 чел. | на 1000 чел. | прирост на |
| | | | 1000 чел. |
|------------------+----------------+--------------+---------------|
| Новгород | 7,6 | 12,2 | -4,6 |
|------------------+----------------+--------------+---------------|
| Архангельская | 9,2 | 15,6 | -6,4 |
| обл. | | | |
+------------------+----------------+--------------+---------------|
| Вологодская обл. | 8,8 | 16,6 | -7,8 |
|------------------+----------------+--------------+---------------|
| Мурманская обл. | 8,5 | 11,7 | -3,2 |
|------------------+----------------+--------------+---------------|
| Санкт-Петербург | 7,1 | 17,2 | -10,1 |
+------------------+----------------+--------------+---------------|
| Псковская обл. | 8,0 | 22,6 | -14,6 |
\------------------------------------------------------------------/
Общая численность населения города за период 1993-1996 гг. снизилась с 243,5 до 240,2 тыс. человек.
Достаточно серьезной медико-социальной проблемой в городе становится рост социально обусловленных заболеваний: венерических, туберкулеза, заразных кожных заболеваний, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Выросло число абортов - с 4246 в 1992 году до 5278 в 1996 году.
С другой стороны за последние годы несколько улучшились показатели состояния здоровья "несовершеннолетнего" населения города. Так острая заболеваемость дошкольников за 1994-1996 гг. снизилась с 1677,9 до 1670,0 на 1000 человек. В 2-4 раза уменьшилось число случаев заболевания дизентерией, гепатитом, дифтерией и другими опасными инфекционными заболеваниями. Соматическая заболеваемость выросла на 17 %.
За период 1993-1996 гг. упали показатели острой заболеваемости школьников (с 690 до 598,6 на 1000 человек), среди них уменьшилось число случаев инфекционных болезней; вместе с тем ситуация в области соматической заболеваемости не улучшилась.
Социально обусловленные тенденции динамики состояния здоровья и уровня смертности населения проявили себя в показателях продолжительности жизни, которые с 1991 по 1996 гг. сократились в среднем на 16% и составили у мужчин - 55,3 года, у женщин - 70,3 года. Положительной чертой ситуации последних лет (начиная с 1993 года) явилось замедление темпов падения показателей продолжительности жизни.
Таким образом, основными тенденциями, характеризующими состояние здоровья населения города за последние годы и свидетельствующими об общем социальном положении, являются незначительное снижение уровня смертности при некотором подъеме уровня рождаемости, сохранение отрицательного естественного прироста населения, увеличение заболеваемости взрослого населения за счет роста соматических заболеваний, уменьшение инфекционной заболеваемости, стабилизация показателей детской и подростковой заболеваемости и ожидаемой продолжительности жизни горожан.
Динамика приведенных выше показателей в целом свидетельствует о неоднозначности ситуации с состоянием здоровья населения г.Новгорода, о том, что наметились определенные позитивные сдвиги , хотя о коренном ее улучшении пока, к сожалению, говорить не приходится.
В городе реализуется значительный объем эффективных мероприятий, направленных на сохранение и развитие сферы культуры.
Негативные тенденции развития проявляются в следующем :
нынешнее состояние в области удовлетворения потребностей в материальных и финансовых ресурсах учреждений культуры позволяет поддерживать их "уровень жизнеспособности", но, за редким исключением, не дает возможности обеспечить их полноценное развитие. Слабым местом комплекса учреждений культуры города остается его материально-техническая база - финансирование не позволяет произвести замену изношенного либо морально устаревшего оборудования, аппаратуры, инструментов, обеспечить должный уровень комплектации литературой, носителями аудио- и видеозаписей, компьютерных программ, обеспечить учреждения культуры транспортом;
проблемой остается несвоевременное и не в полном объеме финансирование федеральных программ, особенно в области реставрации и охраны памятников культуры, неурегулированность отношений в управлении и использовании историко-культурного наследия, обусловленная новым законодательством по землепользованию, о собственности, архитектурной деятельности, местном самоуправлении и отсутствием нового закона об охране историко-культурного наследия;
особо следует отметить проблемы в области организации досуга населения. Сфера досуга становится все более криминогенной, происходит последовательное сокращение объемов и ресурсов организации досуговой деятельности при расширении сектора коммерческих досуговых услуг и свертывании ресурсного обеспечения муниципальной системы досуга. Прогрессирует процесс обнищания парков: отсутствие программ целевого финансирования парков как учреждений культуры, а также жесткий налоговый прессинг не позволяет обновлять материально-техническую базу паркового хозяйства и развивать ее;
налицо также проблемы с формированием кадрового корпуса сферы культуры: слаба правовая и социальная защищенность работников культуры, недостаточна база обеспечения кадров жильем, разрушена система переподготовки кадров сферы культуры;
С положительной стороны в развитии сферы культуры следует отметить:
создание градостроительного кадастра и других нормативно-правовых документов по охране и использованию историко-культурного наследия;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры. Получены новые помещения для ДМШ им.Аренского, детской художественной школы, ДМШ им.П.И.Чайковского, библиотечного центра "Читай - город". Расширены помещения Малого театра и городского духового оркестра. Проведены капитальные и косметические ремонты в ряде муниципальных учреждений культуры;
доступность для социально незащищенных категорий населения услуг учреждений культуры, несмотря на создание хозрасчетных отделений в детских музыкальных школах и художественных школах, увеличение количества платных услуг в городских учреждениях культуры;
увеличение количества учащихся ДМШ и ДХШ города с 1990 по 1996 год в 1,7 раза (при росте кадрового состава менее чем на 20%, что говорит об опережающем росте эффективности системы ДМШ и ДХШ);
рост числа занимающихся в кружках городского Дворца культуры и центра культуры и досуга ( 1513 человек в 1996 году против 1480 - в 1994 году, в том числе детей 806 против 714 человек), количество клубных формирований, входящих в эту систему ( 81 в 1996 году против 73 в 1994 году).
Ориентация учреждений культуры на самовыживание определяет приоритетное развитие платных услуг. Хотя в настоящее время бюджетные средства остаются основным источником финансирования учреждений культуры города, доля платных услуг устойчиво возрастает с каждым годом. Если в 1992 году финансирование за счет платных услуг населению составило только 12%, то к 1996 году эта строка бюджета городских учреждений культуры возросла более чем вдвое и составила 25%. В связи с общим низким уровнем доходов населения возможности дальнейшего расширения платных услуг ограничены. Повышение цен за обучение в платных кружках закрывает доступ в них прежде всего детям из малообеспеченных семей, что во многом противоречит принципам государственной политики в области культуры.
Несмотря на неблагоприятные тенденции, удалось сохранить, реорганизовать, а в ряде случаев и развить сеть учреждений культуры города и увеличить объемы обслуживания населения.
Вместе с тем ситуация в области обеспеченности новгородцев услугами в сфере культуры и досуга остается неустойчивой и противоречивой. Во многом это связано с общей экономической ситуацией и, как следствием, недофинансированием сферы культуры. В крайне тяжелом положении оказались негосударственные учреждения культуры, которые лишены каких-либо налоговых или иных льгот. Особенно болезненным оказался резкий рост цен на электроэнергию и на все виды коммунальных услуг.
В городе ведется активная работа в области развития физической культуры и спорта. Разрабатывается Программа развития физкультурно-спортивных сооружений города на 1998-2000годы. Сформирован и действует коллегиальный совещательный орган при областном комитете - коллегия по физической культуре и спорту, в состав которой входят представители спортивных клубов, вузов, военкоматов, средств массовой информации, комитета по образованию, отдела по делам молодежи и др.
В то же время налицо ряд острых проблем развития спортивной и физкультурной работы, среди которых главная, как и в других отраслях социально-культурного комплекса города, низкое финансирование. В 1997 году оно составило примерно 1/5 потребности ( 3млрд. 311, 4 млн. руб. вместо 15 млрд. 866,1 млн. руб.).
Среди прочих проблем наиболее значимыми являются:
старение кадров, отсутствие притока молодых специалистов, особенно преподавателей физкультуры и тренеров;
устаревшая, а в отдельных случаях обветшавшая материально-техническая база, которая на протяжении ряда лет передавалась в муниципальную собственность из собственности предприятий и организаций;
недофинансирование спортивных школ по линии учебно-спортивной работы;
отдельной проблемой, требующей своего решения, является объединение областного и городского комитетов по физической культуре и спорту. Областная и городская администрации являются не просто разными уровнями управления, но и относятся к разным субъектам процесса управления: областная администрация представляет государственную власть, в то время как городская администрация - это субъект местного самоуправления. В результате объединения комитетов де-юре сложилась ситуация, в которой Администрация города во многом исключена из сферы управления физической культурой и спортом в городе, в то время как де-факто это не так, а многие мероприятия и организации финансируются за счет городского бюджета.
Несмотря на отмеченные трудности, комитетом по физкультуре и спорту начата работа по возрождению коллективов физкультуры по месту работы и жительства. В муниципальную собственность передан стадион "Волна". Изменены принципы формирования календарного плана проведения городских спортивных соревнований, в который теперь в первую очередь включаются традиционные новгородские мероприятия. Начато проведение ежегодной серии новгородских турниров по различным видам спорта под общим названием "Новгород Великий". Ведется работа по организации акций "Спортивные звезды Новгорода" и "Народный автомобиль", а также показательных выступлений за рубежом по гимнастике, акробатике, городкам, матчей по баскетболу, боксу, борьбе, волейболу, футболу и шахматам. В целях совершенствования системы физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов и физической подготовки молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России, проводятся спартакиады и соревнования для учащихся, разрабатывается программа по валеологии. Организован смотр-конкурс на лучшую постановку работы по физподготовке призывников.
Все это говорит о том, что в городе создаются условия для укрепления здоровья и физического развития горожан, занятий массовыми видами спорта, а также подготовки спортсменов высокого класса. Наш город все чаще становится местом проведения крупных российских и международных соревнований и турниров.
Разрабатываемая в настоящее время Концепция молодежной политики направлена на обеспечение активной интеграции молодого поколения в процессы духовного, социально-культурного и экономического развития города.
Основными тенденциями молодежной политики являются:
ориентация молодого поколения в социально-экономической жизни города;
ценностное самоопределение и духовное становление молодого поколения;
социальная адаптация молодого поколения к требованиям и условиям жизни;
активизация творчества, инициативы, самореализации молодого поколения.
Особенности структуры городской экономики и тенденция к сокращению промышленного производства в последние годы существенно обострили ситуацию с занятостью населения. На конец 1996 года нагрузка на одно вакантное место по городу составила 34 человека. На 1 января 1997 года число граждан, ищущих работу, составило 5686 человек. На 1 апреля 1998 года их число уменьшилось до 4344 человек. Основная масса безработных - это высвобожденные с производства работники и люди уволившиеся по собственному желанию.
Уровень безработицы, рассчитанный как отношение числа официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в 1997 году, составил 3,9% и по прогнозам на конец 1998 года останется примерно таким же.
Большую часть безработных составляют женщины и молодежь (соответственно 74,6 % и 22,6 % к началу 1998 года). Значительная часть работающих на предприятиях и в организациях города были заняты неполный рабочий день (неделю) или по инициативе администраций находились в отпусках без сохранения заработной платы.
Общеэкономические и организационные проблемы в области регулирования занятости по-прежнему не позволяют коренным образом разрешить ряд важных проблем в сфере занятости населения города, к числу которых относятся:
феминизация безработицы в городе (доля женщин среди официально зарегистрированных безработных возросла в 1996 году с 71 % до 74,5%, в то время как среди обратившихся по вопросам трудоустройства женщины составили 62%; это означает, что трудоустройство безработных женщин сталкивается со значительно большими трудностями);
рост длительной безработицы (доля безработных, состоящих на учете более года, в первом квартале 1997 года по сравнению с тем же периодом 1996 года увеличилась в два раза);
недостаточная регулируемость процессов, формирующих скрытую безработицу.
Сравнение же города с регионами Северо-Запада Российской Федерации дает следующую картину:
/-----------------------------------------------------------------\
| | Доля зарегистрированных | Удельный вес |
| | безработных в | женщин (в %) среди |
| | экономически активном | зарегистрированных |
| | населении (уровень | безработных |
| | безработицы) (в %) | |
|------------------+-------------------------+--------------------|
| Новгород | 4,5 | 74,6 |
|------------------+-------------------------+--------------------|
| Архангельская | 5,9 | 59,4 |
| обл. * | | |
|------------------+-------------------------+--------------------|
| Вологодская | 4,3 | 61,5 |
| обл.* | | |
|------------------+-------------------------+--------------------|
| Мурманская обл.* | 6,2 | 62,4 |
|------------------+-------------------------+--------------------|
| Санкт-Петербург | 4,7 | 69,7 |
|------------------+-------------------------+--------------------|
| Псковская обл.* | 7,9 | 60,4 |
\-----------------------------------------------------------------/
Действительно, на фоне большинства областей Северо-Запада положение дел в г. Новгороде в сфере занятости можно считать относительно благополучным. Показатель безработицы по городу, рассчитанный по методологии МОТ, в 1996 году был несколько ниже, чем средний по России.
Этому в значительной мере способствовали программы содействия занятости населения г.Новгорода на 1996 и 1997гг. Реализация программ оказывает положительное воздействие на сдерживание роста безработицы в городе, смягчение ее последствий для горожан, длительное время находящихся в поиске работы.
Общая ситуация в социально-культурной сфере может быть оценена как неоднозначная. Нельзя не отметить, что социально-экономические реформы, проводимые в России, и их практическая реализация Администрацией Новгородской области и Администрацией г.Новгорода привели к радикальным переменам в основных параметрах качества жизни населения города.
Определенное развитие получили новые формы хозяйствования в сферах образования, здравоохранения, других социально-культурных отраслях. Жители города начали получать возможность реального выбора форм обучения, проведения досуга, получения культурных благ и услуг. Следует отметить концептуальные новаторские разработки большинства комитетов Администрации города, таких как комитет по образованию, комитет по культуре и молодежной политике, комитет по социальным вопросам, позволившие перейти к программно-целевым принципам управления подведомственными отраслями, что обеспечило более качественное удовлетворение запросов и потребностей населения Новгорода.
Бюджетные трудности, необеспеченность соответствующих доходных частей, налоговые недоимки обострили проблему финансирования учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Несмотря на достаточную квалификацию руководителей и ответственных работников большинства комитетов социального блока городской администрации и отдельные эффективные программы, тенденции перехода к полномасштабной активной социальной политике только намечаются.
Сохраняются проблемы организационно- экономического порядка. Комплекс социально-культурных отраслей не занял подобающего ему определяющего места в системе городской администрации. Продолжает сохраняться "производственно ориентированная" концепция организации управления, когда во главу угла ставятся вопросы руководства подведомственными предприятиями, городским хозяйством и в целом экономическим блоком, тогда как вся проблематика качества жизни населения отодвигается на второй план. Между тем, уровень местного самоуправления, как следует из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других новейших концептуальных документов, подразумевает приоритетность социальных блоков как в процессе целеполагания, так и при формировании организационных структур управления.
Существующая организационная схема управления социальнокультурной сферой не может быть признана оптимальной.
К числу ее важнейших недостатков относятся:
недостаточная координация деятельности смежных комитетов социально-культурного блока (комитеты по образованию, по культуре и молодежной политике, по физкультуре и спорту) по решению комплексных проблем социального развития на территориях города (в районах и микрорайонах), дублирование и пересечение функций, отсутствие концентрации ответственности и контроля исполнения и, как следствие, - распыление и нерациональное использование материальных и финансовых ресурсов;
слабая реализация функции целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования в сфере социальной политики и политики социально-культурного развития города на стратегическом ( Глава и зам. Главы администрации) уровне управления с передачей данной функции, причем в усеченном виде, на уровень отдельных комитетов Администрации города;
зауженное понимание социальной политики преимущественно как социальной защиты малоимущих и незащищенных групп населения и, соответственно, фактический отказ от подразделений, осуществляющих формирование и мониторинг социальной политики в городе;
недостаточное организационное подкрепление программно-целевого подхода в решении проблем развития и функционирования социально-культурной сферы г.Новгорода как единого целого, стратегической задачей которого является повышение качества жизни населения;
Еще одна организационная проблема - пересечение функций отдельных комитетов социального блока, недостаточная скоординированность их действий при решении комплексных социальных проблем в районах (микрорайонах) города. При всей очевидности необходимости реализации программно-целевого подхода к решению таких важных задач, как, например, профилактика подростковой (молодежной) преступности, обеспечение полноценного культурного и физического воспитания детей и молодежи, формирование качественного культурно-досугового пространства по месту жительства и т.п., существующая схема управления социально- культурной сферой не обеспечивает этого в полной мере.
Открытым остается вопрос об оптимальном распределении полномочий между уровнями управления социальной сферой (область как субъект Федерации, с одной стороны, и Новгород как субъект и объект местного самоуправления - с другой).
Сложившаяся ситуация в понимаемой в широком смысле социальной сфере города требует тщательного осмысления всего достигнутого за прошедший с начала экономических реформ период, определения стратегических направлений деятельности и проведения активной социальной политики. В этом смысле проведенный анализ свидетельствует не только о несомненных достижениях Администрации города, но и о тех проблемах, которые на сегодняшний день являются ключевыми в деле выработки перспективной стратегии реформирования отраслей социально-культурной сферы в целом, формирования реализующего ее комплекса отдельных мероприятий, направленных на совершенствование компонентов образа и уровня жизни новгородцев.
Определяя стратегию социально-экономической политики на ближайшую перспективу ( до 2000 года), можно в качестве важнейших проблем социального развития, без решения которых невозможно дальнейшее устойчивое развитие города, выделить:
проблему депопуляции населения, ухудшение показателей его здоровья;
проблему укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и гарантий подрастающему поколению;
проблему бедности, социального неблагополучия отдельных категорий населения, порождающую социальную напряженность и социальные конфликты;
проблему защиты духовной среды обитания новгородцев, сохранения и воспроизводства духовно-нравственного потенциала города.
Общей проблемой реформирования социально-культурной сферы города , как показывают результаты комплексного анализа, является необходимость совершенствования методов управления социально-культурным комплексом, внедрение программно-целевых методов, использование ресурса межотраслевой координации деятельности социально-культурных отраслей.
2. Основная цель и приоритеты социально-культурного развития
г.Новгорода
2.1. Специфика Новгорода как объекта социального целеполагания.
Стратегия, основные цели и приоритеты социально-культурного развития г.Новгорода определяются спецификой его статуса как города, обладающего комплексным и единственным в своем роде набором социально-экономических функций. С одной стороны, - это культурно-исторический объект мирового и общефедерального значения. С другой стороны, - это среда обитания жителей, пространство территориальной локализации процессов социального воспроизводства населения, это центр субъекта Российской Федерации - Новгородской области, призванный исполнять все функциональные задачи областного административно-хозяйственного центра, это субъект местного самоуправления, самостоятельное муниципальное образование. самоуправления, самостоятельное муниципальное образование.
Состояние развития экономической и социальной сферы г.Новгорода как полифункционального административного хозяйственного и социально-культурного центра требует кардинального повышения эффективности социальной политики, сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых проблем города, выработки новых механизмов управления и практических подходов, обеспечивающих более рациональное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
Генеральная стратегическая цель городской администрации в социально-культурной сфере - обеспечение устойчивого сбалансированного развития социально-культурных составляющих качества жизни населения города при сохранении историко-культурной среды и приумножении творческого потенциала новгородцев " выступает в качестве цели наиболее высокого уровня, на реализацию которой направлена деятельность системы управления городом в целом и, соответственно, каждого из комитетов Администрации города.
Применительно к совокупности отраслей социально-культурной сферы, которые находятся в ведении г.Новгорода как объекта и субъекта местного самоуправления, комплексная задача повышения качества жизни населения сводится к необходимости согласованного управления позитивным развитием следующих блоков качества жизни:
воспроизводство населения и его социально-демографические параметры;
состояние физического и психического здоровья населения города;
социальная защита;
занятость и безработица;
семья и детство;
образование, духовность, нравственность;
культура и культурное наследие;
досуг и отдых.
Восемь блоков качества жизни выступают как основные функциональные сферы деятельности и ответственности социально-культурного комплекса Администрации города. решают локальные задачи, вытекающие из единой стратегической цели. Организационная схема управления должна обеспечивать комплексный и программно-целевой подход к решению проблем социально-культурного развития города, быть нацелена на межотраслевую координацию, оптимизацию управленческих взаимодействий; должна ориентироваться не на распределительные подходы, а на изменение социальных приоритетов, преобразование структуры инвестиций в социально-культурную сферу, развитие социальной структуры населения, психологическую перестройку сознания, повышение активности и развитие инициатив населения. приоритетами социально-культурной сферы города.
Тактические приоритеты ограничиваются сроком действия данной Программы (три года).
1. Поддержка и укрепление института семьи;
2. Сохранение и улучшение здоровья населения;
3. Дальнейшее развитие образовательной системы города, ориентированной на перспективу рынка труда и обеспечивающей поддержку одаренных, творческих и интеллектуально развитых детей;
4. Сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций; формирование российско-новгородского самосознания населения.
К тактическим приоритетам относятся:
1. Адресная социальная помощь населению;
2. Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (до 18 лет);
3. Модернизация системы распределения бюджетных средств;
4. Оптимизация структурного построения социально-культурной сферы на основе интеграции в работе отраслевых комитетов и служб, совершенствование управления социально-культурным комплексом;
5. Формирование единого информационного пространства.
Для реализации данных приоритетов создаются шесть подпрограмм, состоящих из 28 проектов.
Подпрограмма 1. "Поддержка и укрепление института семьи".
Реализуемые приоритеты:
1. Поддержка и укрепление института семьи;
2. Адресная социальная помощь населению. Цель: обеспечение социальной стабильности, сбалансированное развитие социума.
N | Реализуемые проекты | Участники проекта |
1 | Социальная защита и адресная помощь населению |
комитеты: по образованию, по охране здоровья, по культуре, городское управление занятости, отделы: по делам молодежи, по работе с несовершеннолетними |
2 | Развитие и внедрение в практику новых социальных технологий поддержки семьи |
комитеты: по образова- нию,по охране здоровья, по культуре, по физкультуре и спорту, отдел по делам молодежи, городское управление занятости, МУ "Алые паруса" |
3 | Формирование положительного образа (имиджа) семьи, традиционных семейных ценностей. |
комитеты по образованию, по физической культуре и спорту, отдел по делам молодежи, МУ "Алые паруса" |
4 | Развитие системы социальной реабилитации и адаптирующего образования для детей с проблемами в развитии, обучении, воспитании. |
комитеты: по образованию, по охране здоровья, по культуре, по физкультуре и спорту, отделы: по делам молодежи, по работе с несовершеннолетними городское управление занятости, МУ "Алые паруса",УВД города |
5 | Развитие форм трудоустройства и самозанятости населения |
городское управление занятости, комитет по образованию, отделы: по делам молодежи, по работе с несовершеннолетними |
6 | Организация детского, молодежного и семейного отдыха |
комитеты: по образованию, по культуре, по физкультуре и спорту, отдел по делам молодежи, МУ "Алые паруса" |
Подпрограмма 2."Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (до 18лет)".
Реализуемые приоритеты:
1.Сохранение и улучшение здоровья населения;
2. Охрана материнства и детства.
Цель: сохранение и воспроизводство здорового населения города.
Головной комитет - комитет по охране здоровья.
/-------------------------------+---------------------------------------\
| N | Реализуемые проекты | Участники проекта |
|----+--------------------------+---------------------------------------|
| 1 | "Здоровая мать - | комитеты: по социальным вопросам, по |
| | здоровый ребенок" | образованию, по культуре, по |
| | | физкультуре и спорту, отделы: по делам|
| | | молодежи, |
| | | по работе с несовершеннолетними, |
| | | городское управление занятости, |
| | | МУ "Алые паруса" |
+----+--------------------------+---------------------------------------+
| 2 | Профилактика | комитеты: по социальным вопросам, по |
| | инфекционных и | образованию, отделы: по делам |
| | социально обусловленных | молодежи, |
| | заболеваний | по работе с несовершеннолетними |
| | (туберкулеза, | |
| | наркомании, | |
| | токсикомании, | |
| | алкоголизма, | |
| | венерических болезней и | |
| | т. д.) | |
|----+--------------------------+---------------------------------------|
| 3 | Пропаганда здорового | комитеты: по образованию, по |
| | образа жизни | социальным вопросам, по культуре, по |
| | | физкультуре и спорту; отделы: по делам|
| | | молодежи, по работе с |
| | | несовершеннолетними, МУ "Алые паруса" |
|----+--------------------------+---------------------------------------|
| 4 | Обеспечение оказания | комитет по социальным вопросам |
| | неотложной помощи | |
| | населению | |
|----+--------------------------+---------------------------------------|
| 5 | Развитие частной | комитеты: по образованию, по |
| | медицинской практики. | социальным вопросам, по физкультуре и |
| | | спорту; |
| | | городское управление занятости |
\-----------------------------------------------------------------------/
Подпрограмма 3."Совершенствование образовательной системы города".
Реализуемые приоритеты:
1. Развитие образовательной системы города, ориентированной на перспективу рынка труда и обеспечивающей поддержку одаренных, творческих и интеллектуально развитых детей;
2. Создание условий, обеспечивающих вариативность образования;
3. Оптимизация воспитательной работы;
4.Интеграция профессионального образования всех уровней в муниципальную образовательную систему;
5. Совершенствование кадровой политики.
Цель: формирование и удовлетворение разнообразных образовательных запросов и интересов личности, семьи, территориального сообщества с учетом перспектив рынка труда и историко-культурных традиций города и региона.
Головной комитет - комитет по образованию.
N | Реализуемые проекты | Участники проекта |
1 | Создание условий для одаренных, творческих, интеллектуально развитых детей |
комитеты: по культуре, по физкультуре и спорту, отдел по делам молодежи, МУ"Алые паруса" |
2 | Обновление содержания образования |
комитеты: по культуре, по физкультуре и спорту |
3 | Создание и внедрение в практику новых моделей профессионального образования на основе его интеграции с муниципальной образовательной системой |
городское управление занятости, НовГУ |
4 | Совершенствование системы дополнительного образования |
комитеты: по культуре, по физкультуре и спорту, МУ "Алые паруса" |
5 | Оптимизация воспитательной работы с подрастающим поколением и молодежью |
комитет по культуре, отделы: по делам молодежи по работе с несовершеннолетними, МУ "Алые паруса" |
Подпрограмма 4. "Формирование самосознания населения города" реализуемые приоритеты:
1. Сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций; формирование российско-новгородского самосознания населения;
2. Модернизация библиотечного дела;
3. Поддержка и развитие профессионального искусства.
Цель:
формирование имиджа Великого Новгорода как города Всемирного культурного наследия.
Ценностное самоопределение и духовное становление новгородцев, основанное на гражданской позиции.
Головной комитет - комитет по культуре.
N | Реализуемые проекты | Участники проекта |
1 | Охрана и музеефикация историко-культурного наследия Великого Новгорода |
отдел по культурному наследию |
2 | Воспитание новгородцев на культурно-историческом наследии города Новгорода и России в целом. |
комитеты: по образованию, по физкультуре и спорту, отдел по делам молодежи, МУ "Алые паруса" |
3 | Создание формирующей среды для становления молодого поколения новгородцев. |
комитеты: по образованию, по физкультуре и спорту, МУ "Алые паруса", отдел по делам молодежи |
4 | Сохранение и развитие народного творчества. Организация досуга новгородцев. |
комитеты: по образованию, по физкультуре и спорту, МУ "Алые паруса" |
5 | Модернизация библиотечного дела. |
комитет по образованию |
6 | Поддержка и развитие профессионального искусства и спорта. |
комитет по физкультуре и спорту |
Подпрограмма 5. "Финансовая политика"
Реализуемые приоритеты:
1.Модернизация системы распределения бюджетных средств. Цель:
повышение эффективности использования финансовых ресурсов и их адресности.
Куратор подпрограммы - зам. Главы администрации.
Nпп | Реализуемые проекты |
1 | Отработка системы нормативного финансирования |
2 | Конкурсное распределение бюджетных средств |
Подпрограмма 6."Оптимизация структурного построения социальнокультурной сферы".
Реализуемые приоритеты:
1. Оптимизация структурного построения социально-культурной сферы на основе интеграции в работе отраслевых комитетов и служб, совершенствование управления социально-культурным комплексом;
2. Формирование единого информационного пространства.
Цель: оптимизация использования материальных и интеллектуальных ресурсов для решения социальных проблем города.
Куратор подпрограммы -зам. Главы администрации.
N | Реализуемые проекты |
1 | Оптимизация сети учреждений социально-культурной сферы: медицины, образования, культуры, физкультуры и спорта, социальной направленности, МУ "Алые паруса" |
2 | Оптимизация структуры управления социально - культурной сферой. |
3 | Создание единого информационного пространства |
4 | Совершенствование методов взаимодействия со средствами массовой информации |
5 | Кадры социально-культурной сферы |
3. Механизм реализации Программы
3.1. Система управления Программой.
Для создания системы управления развитием социально-культурной сферы, координации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов территориального самоуправления создается городской координационный совет по социально-культурной политике при Мэре города. В состав координационного совета входят представители структурных подразделений Администрации города, органов территориального самоуправления, трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, профессиональных союзов, общественных организаций, депутаты городской Думы.
В целях осуществления объективной оценки предлагаемых проектов формируется городская межведомственная экспертная комиссия при заместителе Главы администрации города, курирующем вопросы социально-культурной сферы. Комиссия формируется из ведущих ученых, практических специалистов в области социально-культурного развития города. заместитель Главы администрации города.
Мониторинг и прогнозирование результатов реализации проектов и отраслевых программ осуществляет отдел анализа и прогнозирования развития социально-культурной сферы, который ежеквартально осуществляет анализ по восьми блокам качества жизни, раз в год выносит на координационный совет отчет о реализации всей Программы и освещает его в средствах массовой информации.
Руководителями подпрограмм являются председатели отраслевых комитетов. В своей деятельности они подчиняются заместителю Главы администрации и не реже одного раза в год представляют на координационный совет отчет и перспективный план по выполнению курируемой подпрограммы и программы развития отрасли.
По представлению отраслевых комитетов заместитель Главы администрации назначает координаторов проектов, которые отвечают за конкретное наполнение и реализацию проектов. Их деятельность подотчетна руководителю подпрограммы.
Отраслевые комитеты несут ответственность:
за реализацию отраслевых программ;
за координацию деятельности подведомственных учреждений по реализации приоритетов трех уровней; учреждений, организаций и граждан;
за организацию деятельности ведомственных экспертных советов.
Муниципальные учреждения социально-культурной сферы:
разрабатывают или корректируют собственные программы развития в соответствии с приоритетными направлениями данной Программы;
вносят в отраслевые комитеты или заместителю Главы администрации города свои предложения по участию в реализации проектов;
участвуют в реализации проектов.
Программа открыта для реальных идей, гражданских инициатив, предполагает участие в ее реализации организаций и учреждений различных форм собственности.
Организационная схема управления Программой.
/-------------------\
| Мэр города |
| Новгорода |
\-------------------/
/-------------------\
| Координационный |
| совет по |
| социально-культур |
| ной политике |
\-------------------/
/------------------\ /-------------------\ /----------------------\
| Рабочие группы | | Заместитель Главы | | Городская |
| | | администрации | | межведомственная |
| | | города, | | экспертная комиссия |
| | | курирующий | | |
| | | социально-культур | | |
| | | ную сферу | | |
\------------------/ \-------------------/ \----------------------/
/------------------\ /-------------------\ /----------------------\
| Отраслевые | | Отраслевые | | Отдел анализа и |
| | | экспертные | | прогнозирования |
| комитеты | | комиссии | | развития |
| | | | | социально-культурной |
| | | | | сферы |
\------------------/ \-------------------/ \----------------------/
/-------------------\
| Учреждения, |
| организации, |
| граждане |
\-------------------/
Данная схема является открытой и для решения проблем, выходящих за рамки социально-культурной сферы, создаются рабочие группы по различным направлениям, в том числе: занятость, музеефикация, ремонты и строительство учреждений, международные проекты и др.
Таким образом, у каждой из ведущих структур Программы имеется своя центральная функция (становление социально-культурной сферы как социальной технологии, внутрисистемная интеграция, межведомственная кооперация, развитие ресурсных потенциалов, определение зон перспективного развития), то есть главный аспект работы, определяющий точки роста, существенно важные для всей социально-культурной сферы города.
3.2. Сроки реализации Программы.
Наполнение проектов заявками от комитетов, учреждений, организаций и граждан, организация экспертизы.
II-III квартал 1998 года.
Разработка отраслевых программ и программ развития муниципальных учреждений.
I-III квартал 1998 года. Реализация конкретных проектов. До 2000 года. Подведение итогов реализации Программы развития социально-культурной сферы города Новгорода.
IV квартал, ежегодно.
3.3. Финансирование Программы В 1998 году реализация Программы не предполагает целевого выделения бюджетных средств, возникающие расходы осуществляются в счет текущего финансирования отраслевых комитетов.
В дальнейшем для финансирования проектов будет использоваться система муниципальных грантов и социального заказа.
3.4. Нормативно-правовое обеспечение развития социально-культурной сферы города.
Настоящая Программа развития социально-культурной сферы города Новгорода на 1998-2000 годы.
Положения о городском координационном совете по социальной политике, о городской межведомственной экспертной комиссии по социально-культурному развитию, утвержденные постановлением Администрации города от 02.03.98 N 36.
Положение о муниципальных гарантах, утвержденное решением городской Думы от 23.04.98 N367.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Новгородской городской Думы от 25 июня 1998 г. N 418 "Об утверждении Программы развития социально-культурной сферы г.Новгорода на 1998-2000 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород" от 30 июля 1998 г. N 30