Решение Думы Великого Новгорода
от 31 января 2002 г. N 304
"Об утверждении Положения о порядке проведения
контрольно-ревизионным управлением Администрации Великого Новгорода
ревизий и проверок и оформления актов по их результатам"
Решением Думы Великого Новгорода от 25 августа 2005 г. N 153 настоящее Решение признано утратившим силу с 1 сентября 2005 г.
В целях надлежащего обеспечения выполнения поставленных перед контрольно-ревизионным управлением Администрации Великого Новгорода задач и установления единых требований к организации ревизий и проверок эффективности использования бюджетных средств Дума Великого Новгорода решила:
утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения контрольноревизионным управлением Администрации Великого Новгорода ревизий и проверок и оформления актов по их результатам.
Заместитель Председателя Думы Великого Новгорода |
С.Э.Бессонов |
Положение
о порядке проведения контрольно-ревизионным управлением
Администрации Великого Новгорода ревизий и проверок и оформления
актов по их результатам
(утв. решением Думы Великого Новгорода от 31 января 2002 г. N 304)
1. Общие положения
1.1. На контрольно-ревизионное управление Администрации Великого Новгорода (далее именуется - контрольно-ревизионное управление) в соответствии с решением городской Думы от 09.08.2001 N 206 "О контрольно-ревизионном управлении" возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции текущего и последующего контроля за эффективностью использования бюджетных средств при казначейском исполнении бюджета города.
1.2. При организации и проведении ревизий или проверок, оформлении актов по их результатам, осуществлении контроля за ходом устранения выявленных нарушений контрольно-ревизионное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти Новгородской области, городской Думы, Администрации города и настоящим Положением.
1.3. Права, обязанности и полномочия контрольно-ревизионного управления определяются нормативными правовыми актами городской Думы, Администрации города.
2. Понятие, цели и задачи ревизий и проверок
2.1. Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера), иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена ответственность за их осуществление.
Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
2.2. Цель ревизии или проверки (далее именуются - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
2.3. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
бухгалтерского учета и составления отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими и юридическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
3. Порядок организации и проведения ревизий
3.1. Ревизия поступления и расходования средств городского бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Работники контрольно-ревизионного управления Администрации города должны иметь служебные удостоверения установленного образца.
На проведение каждой ревизии издается приказ с указанием участвующих в ней работников, который подписывается руководителем контрольно-ревизионного управления, назначившим ревизию, или лицом, им уполномоченным.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются руководителем контрольно-ревизионного управления с учетом объема предстоящих работ, зависящего от конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации. Срок проведения ревизии не может превышать 30 дней. В исключительных случаях срок проведения ревизии может быть продлен на 15 дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного управления по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы ( проверяющего).
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее именуются - программа ревизии).
В программе ревизии указывается тема ревизии, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного управления.
3.3. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между ее исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения может быть изменена и дополнена с учетом изученных документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию.
3.4. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации приказ или служебное удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии специалистов, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать инвентаризацию денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (главным специалистом) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
3.5. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
встречных проверок поступления и расходования средств городского бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, проводимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей способом инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
3.6. Участники ревизионной группы исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
3.7. Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п.
В случаях отказа работников ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы сообщает об этих фактах руководителю контрольно-ревизионного управления.
3.8. При отсутствии или ненадлежащем ведении бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель ревизионной группы составляет соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Положения, и докладывает об этом руководителю контрольно-ревизионного управления. Руководитель контрольно-ревизионного управления направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо в орган, осуществляющий общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации. Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
3.9. При проведении ревизий должностные лица управления не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления акта по ее результатам.
4. Порядок оформления актов по результатам ревизий
4.1. По результатам ревизии руководителем ревизии в срок не более 10 дней составляется акт. Акт ревизии подписывается руководителем и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под расписку с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы для ознакомления с актом ревизии и его подписания может быть установлен срок до 5 рабочих дней.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно предъявляют руководителю ревизионной группы возражения или замечания, оформленные в письменном виде, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы в срок до 5 дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного управления или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.
При необходимости дополнительных разъяснений для формирования аргументированного заключения руководитель контрольно-ревизионного управления или его заместитель направляет запрос в организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или принять акт ревизии руководитель ревизионной группы производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписания или получения акта и направляет его в ревизуемую организацию.
Документ, подтверждающий факт отправления акта в ревизуемую организацию, прилагается к экземпляру акта, хранящемуся в контрольноревизионном управлении.
4.2. Акт ревизии состоит из вводной, констатирующей и резолютивной частей.
Во вводной части акта ревизии указывается:
тема ревизии;
дата и место составления акта ревизии;
кем и на каком основании проведена ревизия (ФИО, номер и дата выдачи удостоверения, плановый характер ревизии или задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика;
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.
иная необходимая информация, относящаяся к предмету ревизии.
Констатирующая часть акта ревизии должна включать вопросы:
исполнения сметы доходов и расходов;
соблюдения установленного законодательством Порядка ведения кассовых операций;
правильности начисления и выплаты заработной платы за ревизуемый период;
использования и сохранности основных средств и материальных ценностей;
проверки состояния расчетов с дебиторами и кредиторами;
состояния бухгалтерского учета и проверки достоверности бухгалтерской отчетности;
иные вопросы, указанные в программе ревизии.
Резолютивная часть акта ревизии должна содержать выводы о состоянии бухгалтерского учета ревизуемой организации, подтвержденные документально.
4.3. К акту ревизии предъявляются следующие требования: объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе данных и фактов, подтвержденных документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключениями специалистов и экспертов, объяснениями должностных и материально-ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
Не допускается включать в акт ревизии выводы, предложения и факты, не подтвержденные документами или результатами проверок, сведениями из материалов правоохранительных органов и ссылками на показания, данные следственным органам, правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицировать их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.
4.4. Если выявленные нарушения могут быть скрыты или необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается работником контрольно-ревизионного управления, входящим в состав ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально-ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
4.5. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые должна быть ссылка в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии представляются руководителю контрольно-ревизионного управления в течение трех рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии делается отметка "Материалы ревизии приняты", указывается дата и проставляется подпись руководителя контрольно-ревизионного управления либо уполномоченного на то лица.
4.6. Руководитель контрольно-ревизионного управления по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
4.7. При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководитель контрольно-ревизионного управления передает в комитет экономики и финансов представление, оформленное в соответствии с действующим законодательством.
4.8. Руководитель контрольно-ревизионного управления направляет результаты ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов или органов местного самоуправления, в эти органы вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости в эти органы направляются также и материалы ревизии.
Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в контрольно-ревизионном управлении остаются на хранение копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений ревизий, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей.
4.9. Результаты ревизии сообщаются заместителю Главы администрации города, курирующему деятельность соответствующей муниципальной организации, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
По результатам ревизии принимается распоряжение Администрации города об устранении выявленных нарушений.
Контрольно-ревизионное управление обеспечивает контроль за ходом устранения выявленных недостатков и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
4.10. Материалы каждой ревизии и копии материалов, переданных в правоохранительные органы, в делопроизводстве контрольно-ревизионного управления должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов.
В случаях возникновения ситуаций, не регламентированных настоящим Положением, работники контрольно-ревизионного управления обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Новгородской области и органов местного самоуправления Великого Новгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 31 января 2002 г. N 304 "Об утверждении Положения о порядке проведения контрольноревизионным управлением Администрации Великого Новгорода ревизий и проверок и оформления актов по их результатам"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Думы Великого Новгорода от 25 августа 2005 г. N 153 настоящее Решение признано утратившим силу с 1 сентября 2005 г.