Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к областной Программе развития единой
образовательной информационной среды
области на 2002-2005 гг.
Система мероприятий по реализации Программы
1. Решения по подключению образовательных учреждений
к региональным телекоммуникационным сетям и сети Интернет
С точки зрения сетевой OSI модели физический и канальный уровень образовательной сети строится на базе региональной сети ОАО "Новгородтелеком", т.е. фактически используется уже существующая (и развиваемая) телекоммуникационная инфраструктура (каналы передачи данных, каналообразующее оборудование, помещения РУСов и прочее).
ОАО "Новгородтелеком" является основным оператором связи в новгородском регионе и фактически монопольно владеет всеми каналами (телефонными и передачи данных) как в Новгороде, так и в регионе. Кроме того, в ходе переговоров о возможном партнерском участии ОАО "Новгородтелеком" в данном проекте удалось договориться о применении для учреждений образования специальных более низких тарифов. ОАО "Новгородтелеком" имеет конкретный план развития своей региональной сети, в соответствии с которым к 2005 году до всех районов области будут проложены цифровые каналы связи.
С учетом вышеизложенного ОАО "Новгородтелеком" выбран в качестве стратегического партнера в выполнении данного проекта. Его роль в качестве оператора связи определяется предоставлением услуг передачи данных для всей региональной сети системы образования.
Однако проект предполагает использование услуг и других новгородских операторов связи, в частности ЗАО "Новгород Дейтаком" (услуги Новгородской АТМ сети), "Ростелеком" (услуги по аренде между городских каналов передачи данных).
Центральная роль в создании и последующем сопровождении образовательной информационной среды области отводится ГОУ "НовГУ имени Ярослава Мудрого", который обладает мощной телекоммуникационной и вычислительной базой, подготовленным персоналом, необходимой организационной инфраструктурой (ЦНИТ. центр Федерации Интернет Образования) и является единственным на территории некоммерческим интернет-провайдером (действующим на основе лицензий N9052. N9053 Министерства связи РФ). На базе действующего IP коммуникационного узла ГОУ "НовГУ имени Ярослава Мудрого", расположенного на территории НТТС, создается центральный коммуникационный узел региональной сети, к которому подключаются все районные узлы и внешний интернет-канал. На этом же центральном узле организуется точка обмена трафиком с коммерческими интернет-провайдерами Новгорода. Узел управления сетью разворачивается в главном корпусе университета, в котором размещаются и главные вычислительные ресурсы образовательной сети (сервера БД. WWW сервера, сервера различных приложений).
Региональная сеть образования относится к классу WAN сетей и строится на основе стека протоколов TCP/IP (т.е. представляет собой Интранет/Интернет сеть).
В качестве WAN технологии используется технология коммутации пакетов Frame Relay, обеспечивающая гарантированную скорость (не менее 64-128 Кб) при работе через региональную сеть общего пользования ОАО "Новгородтелеком". Таким образом, сеть строится не на аренде физических каналов, а на аренде гарантированных по скорости цифровых потоков. Это существенно снижает затраты на создание, эксплуатацию и сопровождение сети.
2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
педагогических, административных и инженерно-технических кадров
Для качественной организации системы повышения квалификации и переподготовки педагогических, руководящих и инженерно-педагогических кадров предполагается:
создание системы мониторинга кадрового обеспечения региональной системы образования (анализ потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием),
формирование новых требований к администраторам образования всех уровней (владение технологиями современного менеджмента, адекватное и своевременное реагирование на изменение внешней среды образовательного учреждения, в том числе формирование и развитие информационной среды региона, владение новыми информационными технологиями);
формирование новых требований к педагогическим работникам образовательных учреждений (владение новыми информационными технологиями и продуктивными технологиями обучения, способность построения учебного процесса с учетом развивающейся информационной среды региона и т.д.);
разработка и реализация вариативных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
формирование нового заказа учреждениям среднего и высшего профессионального образования (в т.ч. региональному центру развития образования, Институту педагогического образования и педагогическим факультетам ГОУ "НовГУ имени Ярослава Мудрого");
инициирование процессов обновления содержания образования в области НИТ факультетов ГОУ "НовГУ имени Ярослава Мудрого", ведущих подготовку педагогических кадров;
дальнейшее формирование внутри регионального рынка учреждений, осуществляющих повышение квалификации кадров;
разработка и реализация новых интерактивных форм переподготовки кадров на базе дистанционного обучения;
повышение качества и объективности аттестации педагогических и руководящих кадров.
Основной базой для выполнения программы повышения квалификации и переподготовки кадров является Новгородский региональный центр Федерации Интернет Образования (НРЦ ФИО), который открылся 18 мая 2001 года в рамках реализации программы "Поколение, ru". Центр создан Федерацией Интернет Образования при поддержке нефтяной компании "ЮКОС".
Центр имеет: 4 компьютерных класса, WEB-лабораторию, телекоммуникационный узел.
Основные категории обучаемых:
работники муниципальных методических служб;
директора (или завучи), учителя информатики;
руководители районных методических объединений учителей-предметников;
лучшие учителя-предметники по рекомендации районов, в том числе преподаватели регионального компонента;
преподаватели и методисты системы дополнительного образования - около 400 человек.
В рамках деятельности центра планируется сопровождение деятельности слушателей, оказание им методической помощи и поддержки на местах посредством 1роведения следующих мероприятий:
ведение базы данных слушателей;
организация виртуальных методических объединений,
ведение интерактивной (не обязательно в режиме реального времени) страницы на сайте центра;
рассылка методической информации;
организация конференций (по электронной почте, телеконференций), конкурсов, семинаров (в том числе выездных);
реализация совместных творческих проектов;
организация консультирования в различных формах;
систематизация и анализ деятельности выпускников центра - обобщение их опыта работы с учащимися.
За весь период реализации проекта для подготовки педагогических и руководящих кадров системы образования предполагается обучить на базе регионального центра Федерации Интернет Образования 5 000 учителей и работников образования. Из них:
4 040 учителей по программе "Интернет технологии для учителя-предметника";
480 управленцев по программе "Интернет технологии для администратора образовательного учреждения";
320 - методистов образовательных учреждений по программе "Интернет технологии для работников методических служб";
160 - системных администраторов образовательных учреждений по программе "Системный администратор Интернетплощадки образовательного учреждения"
3. Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации
Принципы оснащения образовательных учреждений средствами информационных и телекоммуникационных технологий обуславливаются:
комплексным характером использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в различных областях образовательного процесса;
быстрым изменением номенклатуры средств информатизации, технических характеристик устройств, интерфейсов, появлением принципиально новых моделей, существенно расширяющих образовательные применения информационных и телекоммуникационных технологий;
значительным различием образовательных учреждений по готовности к использованию информационных и телекоммуникационных технологий;
высокой стоимостью и быстрым моральным старением средств информационных и телекоммуникационных технологий;
Состав указанных средств, поставляемых в образовательные учреждения, определяется задачами и планами развития учреждения, принимаемыми с учетом экономических возможностей.
В каждом образовательном учреждении создается учебный компьютерный класс, укомплектованный современными мультимедиа компьютерами, сервером, лазерным принтером, лицензионным ПО. Все компьютеры класса (если их число более 3-х) объединяются в общую ЛВС.
Типовая конфигурация оборудования
/-----------------------------------------------------------------------\
|Оборудование |Характеристики |
|--------------------+--------------------------------------------------|
|Компьютер |процессор Pentium4-l,4GHz/ RAM DIMM 128 MB/ HDD|
| |20Gb /FDD 3,5'VVA GeForce256 32Mb AGP4/ клавиатура|
| |PS/2/ mouse/ SB on board/ монитор 15" SAMSUNG|
| |SAMTRON 56E/ колонки 4 W/CD-ROM |
|--------------------+--------------------------------------------------|
|Принтер |Скорость печати не менее 12 стр/мин |
|лазерный | |
|--------------------+--------------------------------------------------|
|Сервер (INTERNET- |Pentium4-l,4GHz, Sound Card / сетевая карта|
|службы, рабочее |10/100Мб / RAM 256MB/ HDD 30 Gb /FDD 3,5"/|
|место преподавателя)|GeForce256 32Mb AGP4/ клавиатура PS/2 рус./лат.|
| |Win.95/ mouse/ монитор 17'VCD- ROM/колонки 4|
| |W/CD-RW Источник бесперебойного питания Windows|
| |2000 Server AE |
|--------------------+--------------------------------------------------|
|ЛВС |10/IOOBaseT, концентратор, кабель, разъемы,|
| |кронштейн, короба, соединители и прочее |
|--------------------+--------------------------------------------------|
|Учебное ПО |Учебные программы и курсы, прикладное ПО|
| |(Microsoft Office 2000 AE) |
\-----------------------------------------------------------------------/
Все технические средства должны иметь 3-летнею гарантию поставщика.
Общее число компьютеров рассчитывается исходя из условия обеспечения соотношения не менее 1 компьютера на 80 учащихся (но минимум 2 компьютера на ОУ).
ЛВС строится на основе структурированной кабельной системы в соответствии с международными стандартами (Е1Т/Т1А 568, Дополнение Е стандарта Е1Т/Т1А 568), что обеспечивает:
поддержку большего числа сетевых технологий (Ethernet, Fast Ethernet, Token Ring, lOOVG-AnyLAN, FDDI, АГМ),
масштабируемость сети
высокий уровень надежности,
удобство эксплуатации.
В качестве типовой архитектуры ЛВС используется 10/IOOBaseT, т.е. Ethernet/Fast Ethernet на основе каналов типа "витая пара".
Число точек подключения к ЛВС (и число сетевых портов на концентраторе) должно превышать число компьютеров класса как минимум на 2 и быть кратным 4-м.
4. Организация системы технического обслуживания
Техническое обслуживание имеет большое значение в обеспечении качества и эффективности реализации Программы в целом. Это обусловлено высокой технической сложностью поставляемых средств телекоммуникаций, компьютерной техники и программного обеспечения, большим количеством потребителей (более 300 ОУ) и удаленностью потребителей от потенциальных поставщиков и структур технического обслуживания.
Исходя из требований международных стандартов серии ИСО 9000, техническое обслуживание должно охватывать все стадии жизненного цикла продукции.
Техническое обслуживание будет обеспечивать главным образом постгарантийный ремонт и обслуживание аппаратнопрограммных комплексов, их модернизацию (частично) и учебно-методическую поддержку для адаптации в учебном процессе.
Организация технического обслуживания включает решение следующих задач:
разработка организационных форм и принципов управления техническим обслуживанием,
создание нормативно-технического и методического обеспечения для организации технического обслуживания;
создание материально-технической базы и подготовка кадров для центров технического обслуживания.
В ходе реализации Программы будет создана региональная сервисная служба.
В связи с большой обслуживаемой территорией сервисная служба имеет главный офис в Великом Новгороде и филиалы в Боровичах и Старой Руссе. Распределение зон ответственности следующее:
Боровичский филиал: Боровичский, Валдайский, Любытинский, Мошенской, Окуловский, Пестовский, Хвойнинский районы.
Старорусский филиал: Волотовский, Демянский, Маревский, Парфинский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Холмский районы.
Новгородский офис: Великий Новгород, Батецкий, Крестецкий, Новгородский, Чудовский, Шимский районы.
Затраты связанные с функционированием сервисной службы следует принять в размере 5°/о от начальной стоимости обслуживаемого оборудования, что соответствует мировой практике.
5. Развитие региональных информационных образовательных ресурсов
В рамках данного направления работ будут созданы:
региональный образовательный портал, обеспечивающий информационную поддержку региональных образовательных ресурсов, предоставление возможности публикации и размещения учебных материалов, поиска необходимой учебной и научно-исследовательской информации в нашем и других регионах, обсуждение вопросов образования. Региональный образовательный портал будет составной частью федерального образовательного портала;
специализированный образовательный портал для людей с ограниченными возможностями;
электронные учебники (сетевая и CD версии): "Зоология", "Биология" и "История Древней Руси" для средней школы;
набор электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса;
региональная электронная библиотека (как средство накопления и распространения информационных и методических ресурсов).
Будут определены способы доставки информационных образовательных ресурсов до конечных пользователей.
Будут развернуты общедоступные средства сетевого тестирования и контроля знаний, внедрены программные средства поддержки системы дистанционного обучения.
Для созданных информационных образовательных ресурсов будет обеспечена защита от несанкционированного доступа.
Для стимулирования работ по созданию образовательных ресурсов предполагается проведение региональных конкурсов и учреждение специальных грантов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.