Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1.
Внести изменения и дополнения в областной закон от 07.05.96 N 46-03 "О местном самоуправлении в Новгородской области" (газета "Новгородские ведомости" от 31.05.96, 11.07.97, 07.09. 98, 07.02.2001), изложив его в следующей редакции:
"Российская Федерация
Новгородская область
областной закон
"О местном самоуправлении в Новгородской области"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины
1. В отношении настоящего областного закона понятия и термины используются в следующих значениях:
муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим областным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, бюджет муниципального образования и выборный орган местного самоуправления;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим областным законом и иными областными законами;
местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Новгородской области, областным законом, уставом муниципального образования среди граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме и постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования;
органы местного самоуправления- выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по трудовому договору лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
Статья 2. Местное самоуправление в Новгородской области
Местное самоуправление в Новгородской области - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.
Статья 3. Цели и задачи настоящего областного закона
1. Настоящий областной закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Новгородской области принципы организации местного самоуправления в области и гарантии его осуществления, определяет место и роль местного самоуправления на территории области, устанавливает основные права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления.
2. Настоящий областной закон наряду с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами составляет основу для взаимодействия органов государственной власти области с органами местного самоуправления области.
Статья 4. Правовая основа местного самоуправления
1. Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
международные договоры по вопросам местного самоуправления;
федеральные законы;
Устав Новгородской области;
настоящий областной закон;
иные областные законы;
уставы муниципальных образований и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
2. Настоящий областной закон действует на всей территории области. Областные законы, а также нормативные правовые и иные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления не могут противоречить настоящему областному закону.
Статья 5. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Участие гражданина Российской Федерации в местном самоуправлении гарантируется правом:
участвовать в непосредственном (путем выборов, референдума, других форм прямого волеизъявления) решении вопросов, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
на равный доступ к муниципальной службе;
на обращение в органы и к должностным лицам местного самоуправления;
обеспечения каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом;
на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
Статья 6. Муниципальные образования и местные сообщества
1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях.
2. Население муниципального образования составляют граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории муниципального образования независимо от сроков проживания, места рождения, национальности.
3. Население, проживающее в муниципальных образованиях, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти по осуществлению местного самоуправления
1. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют полномочия в области местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
2. К полномочиям органов государственной власти области в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение областных законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия областных законов о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетом области и бюджетами муниципальных образований;
5) обеспечение сбалансированности минимальных бюджетов муниципальных образований на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие областных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;
13) регулирование областными законами в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение областных законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
Статья 8. Символика муниципальных образований
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (герб, эмблемы, другую символику), отражающую их исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции или использовать символику Новгородской области в установленном областным законом порядке. Описание собственной символики дается в уставе муниципального образования.
Статья 9. Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
границы и состав территории муниципального образования;
вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
структура и порядок-формирования органов местного самоуправления;
наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
срок полномочий депутатов представительных органов, членов других выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления;
виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;
порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
условия и порядок организации муниципальной службы;
экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
иные положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными и областными законами.
2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно (путем референдума).
Принятие устава путем проведения местного референдума, осуществляется в соответствии с федеральными и областными законами и уставом муниципального образования.
3. Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с областным законом. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
4. Внесение изменений в устав муниципального образования осуществляется в порядке, определенном для его принятия, если иное не предусмотрено в уставе муниципального образования.
5. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования(обнародования).
Статья 10. Предметы ведения местного самоуправления
1. Предметы ведения органов местного самоуправления включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
12) регулирование использования вводных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
3. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения областными законами, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 11. Государственная поддержка местного самоуправления
1. Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
2. Органы государственной власти области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права граждан на местное самоуправление, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.
Статья 12. Ассоциации и союзы муниципальных образований
Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном федеральным законом.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Глава II. Территориальная организация местного самоуправления
Статья 13. Территории местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области. Территориями муниципальных образований при осуществлении местного самоуправления являются:
территория Великого Новгорода в границах городской черты, а также территории административно связанных с городом рабочих поселков;
территории, находящиеся в границах единой административно - территориальной единицы (городское поселение с прилегающим подчиненным районом);
территории, находящиеся в границах административных районов.
2. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав граждан на осуществление прав местного самоуправления на отдельных территориях федеральным законом.
3. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
4. В случае включения населенного пункта в состав города, поселка местное самоуправление осуществляется на территории объединенной административно - территориальной единицы, города, поселка.
В случае объединения административно-территориальных единиц, если фактически слившиеся между собой населенные пункты объединяются в единый населенный пункт, местное самоуправление осуществляется на территории вновь образованной административно-территориальной единицы.
Статья 14. Установление и изменение границ муниципальных образований
1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области.
2. Граница муниципального образования может быть изменена только с учетом мнения населения, выраженного в порядке, предусмотренном настоящим областным законом.
3. Учет мнения населения осуществляется путем проведения голосования или опроса на территории муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законами. Голосование или опрос населения проводятся за счет средств областного бюджета
Голосование или опрос по данному вопросу считается правомочным, если в нем приняло участие не менее половины граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования и обладающих избирательным правом.
Порядок организации и проведения голосования или опроса населения определяется нормативным правовым актом областной Думы.
4. Решение об образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, установлении и изменении их границ и наименований может быть принято областной Думой, если за него высказалось не менее половины граждан Российской Федерации, принявших участие в голосовании или опросе, с учетом требований установленных федеральным законом и настоящим областным законом.
Глава III. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы
осуществления местного самоуправления
Статья 15. Местный референдум
1. Местный референдум проводится по наиболее важным вопросам местного значения посредством проведения голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.
2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом, участвуют в местном референдуме непосредственно, на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Каждый гражданин имеет один голос.
4. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
5. Решения по вынесенным на местный референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
6. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, органами местного самоуправления или должностными лицами. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и являются обязательным для исполнения всеми органами, должностными лицами местного самоуправления, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами.
7. Решения референдума могут быть отменены или изменены только посредством местного референдума либо признаны недействительными решением суда.
Статья 16. Выборы представительных органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения выборов, определение их результатов определяется федеральным законом и областными законами.
Статья 17. Собрание (сход), конференция граждан
1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан.
2. Порядок созыва и проведения собрания (схода), конференции граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с областными законами.
Статья 18. Народная правотворческая инициатива
Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 19. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения граждан в течение одного месяца.
Статья 20. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях сельсоветов, поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами. Население муниципального образования вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления через выборных лиц территориального общественного самоуправления - старост (старейшин, представителей сельских населенных пунктов), уполномоченных (старших) улиц, домов, подъездов.
2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с областным законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Наряду с предусмотренными настоящим областным законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам.
Глава IV. Органы и должностные лица местного самоуправления
Статья 21. Структура органов местного самоуправления
1. Для решения вопросов местного значения в муниципальном образовании создаются органы местного самоуправления. Они наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно и закрепляется в уставе муниципального образования.
2. К органам местного самоуправления относятся:
выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законом, настоящим областным законом, уставами муниципальных образований;
другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
3. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.
4. Наименования, органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций:
для представительного органа - Дума, Совет, Собрание представителей;
для иных органов - администрация, комитет, отдел, управление.
5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
6. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 22. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами.
2. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
3. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Статья 23. Полномочия представительного органа местного самоуправления
1. В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. Представительный орган местного самоуправления исполняет полномочия, прямо отнесенные к его ведению федеральными и областными законами.
3. Иные полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
4. Представительный орган местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и к компетенции иных органов местного самоуправления.
Статья 24. Основы организации и деятельности представительного органа местного самоуправления
1. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
2. Основной формой работы представительного органа местного самоуправления является заседание. Периодичность заседаний и порядок их проведения устанавливаются регламентом, принимаемым представительным органом местного самоуправления самостоятельно.
3. Представительным органом местного самоуправления самостоятельно определяется количество депутатов, работающих на штатной (оплачиваемой) основе и закрепляется в уставе муниципального образования.
Статья 25. Глава муниципального образования
1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и являющегося высшим должностным лицом местного самоуправления.
2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральным и областным законами.
3. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
4. В уставе муниципального образования может быть предусмотрено, что Глава муниципального образования является по должности главой администрации муниципального образования.
5. Наименование Главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования.
6. Согласно уставу муниципального образования избранный населением Глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях.
7. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
8. Срок полномочий Главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования и не может быть более пяти лет.
9. Порядок избрания на должность и прекращения полномочий Главы муниципального образования, компетенция определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
10. По вопросам организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Глава муниципального образования осуществляет полномочия органа местного самоуправления.
Статья 26. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
1. В уставе муниципального образования помимо органов и должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 22, 25 настоящего областного закона, могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления.
2. Наименование органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с областными законами.
3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Статья 27. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть меньше двух и больше пяти лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
5. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, областными законами.
6. Депутаты, члены выборных органов, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы и привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.
Статья 28. Социальные гарантии для Главы муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе
1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены социальные гарантии для Главы муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе, в том числе:
1.1. Глава муниципального образования после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное областными законами денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях:
а) упразднения должности Главы муниципального образования;
б) ликвидации или слияния муниципальных образований;
в) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;
г) отставки Главы муниципального образования по собственному желанию, если он проработал на этой должности не менее одного года.
1.2. Депутат представительного органа местного самоуправления после прекращения своих полномочий продолжает получать установленное областными законами денежное содержание до устройства на новое место работы в течение одного года в следующих случаях:
а) роспуска или самороспуска представительного органа местного самоуправления, предусмотренных федеральным законом, настоящим областным законом и уставом муниципального образования;
б) ликвидации муниципального образования;
в) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;
г) удовлетворения заявления о добровольном оставлении должности, если депутат представительного органа местного самоуправления проработал на этой должности на постоянной основе не менее одного года.
1.3. В случае, если заработная плата на новом месте работы ниже размера денежного содержания (с учетом индексации), установленного областными законами Главе муниципального образования, депутату представительного органа, данным лицам производится доплата до уровня прежнего денежного содержания, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
1.4. В случае, если вышеуказанные лица получают пособие по безработице, то им производится доплата до прежнего уровня их денежного содержания (с учетом индексации), установленного областными законами, но не более одного года со дня прекращения полномочий.
1.5. В случае гибели (смерти) Главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления, если она наступила в связи с осуществлением ими своих полномочий, членам семей погибших в течение месяца выплачивается компенсация в размере годового денежного содержания Главы муниципального образования, депутата представительного органа местного самоуправления, исчисленная из их среднего денежного содержания, установленного областными законами на день выплаты компенсации.
1.6. В случае причинения Главе муниципального образования, депутату представительного органа местного самоуправления в связи с осуществлением ими полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между суммой среднего денежного содержания указанных лиц, установленного областными законами, на день выплаты компенсации, и назначенной пенсии по инвалидности. Данная компенсация не выплачивается, если указанным лицам назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с областным законом "О пенсионном обеспечении областных государственных служащих и муниципальных служащих в Новгородской области". Право получения данной компенсации ограничивается сроком нахождения на инвалидности 1, 2, 3 группы.
1.7. Главе муниципального образования, депутату представительного органа местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней, может быть установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 16 календарных дней с учетом особого режима работы, выражающегося в ненормированном рабочем дне.
2. Предоставление указанных социальных гарантий осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
3. Представительным органом местного самоуправления могут быть установлены иные социальные гарантии и дополнительные выплаты за счет средств бюджета муниципального образования.
Статья 29. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты:
представительный орган местного самоуправления - постановления, решения;
исполнительный орган местного самоуправления - постановления, распоряжения.
Наименования и виды правовых актов иных органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте.
3. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после официального опубликования (обнародования). Форма опубликования (обнародования) определяется в уставе муниципального образования.
4. Нормативные правовые и иные правовые акты представительного органа местного самоуправления принимаются:
1) по вопросам, относящимся к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, принятия устава муниципального образования, изменений и дополнений к нему, назначения местного референдума, досрочного прекращения полномочий Главы района - двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления;
2) по вопросам досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, принятия регламента представительного органа местного самоуправления, обращения в областную Думу в порядке законодательной инициативы, назначения выборов в органы местного самоуправления - большинством голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления;
3) по иным вопросам - большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, если иное не предусмотрено федеральными и областными законами.
5. Нормативные правовые и иные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральными законами.
Статья 30. Муниципальная служба
1. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами .
2. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета муниципального образования, является муниципальным служащим.
4. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым областным законом.
Глава V. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 31. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 32. Муниципальная собственность
1. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципала ным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. В состав муниципальной собственности входят:
муниципальные земли и иные природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
имущество органов местного самоуправления;
средства бюджета муниципального образования;
муниципальный жилищный фонд;
нежилые помещения в домах муниципального и государственного жилищного фонда, находящиеся в муниципальной собственности;
муниципальные учреждения, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера;
имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, другие объекты, приобретенные в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством;
имущество, переданное органам местного самоуправления в собственность на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества.
В муниципальной собственности могут находиться ценные бумаги и другие финансовые активы, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, предприятия и иное движимое и недвижимое имущество.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества непосредственно населением.
5. Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливается представительным органом местного самоуправления.
6. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с иными формами собственности.
7. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в бюджет муниципального образования.
Статья 33. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций
Органы местного самоуправления вправе создавать в соответствии с законодательством предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Статья 34. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности, осуществляют иные права собственника.
Статья 35. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.
Статья 36. Муниципальный заказ
1. В целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета муниципального образования, органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом от имени муниципального образования может заключаться муниципальный контракт - договор с физическими и юридическими лицами.
2. Муниципальные контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. Муниципальные контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
4. Совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет бюджета муниципального образования составляет муниципальный заказ.
Статья 37. Бюджет муниципального образования
1. Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
2. Формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования, контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными и областными законами и уставом муниципального образования.
Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его исполнении не допускается.
Статья 38. Доходы и расходы бюджета муниципального образования
1. Доходы бюджета муниципального образования формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов и сборов.
2. В бюджет муниципального образования полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
3. В бюджет муниципального образования поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, реализацию органами местного самоуправления федеральных и областных законов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципального образования, а также другие неналоговые доходы, поступающие в бюджет муниципального образования в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными и областными законами и правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Остаток средств на конец отчетного года на едином счете бюджета муниципального образования подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
5. Формирование расходов бюджета муниципального образования базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
6. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета.
Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг.
Порядок исполнения расходной части бюджета муниципального образования устанавливается представительным органом местного самоуправления.
7. Сумма превышения доходов над расходами бюджета муниципального образования по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти не подлежит.
8. В доходной и расходной частях бюджета муниципального образования раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 39. Гарантии обеспечения минимальных бюджетов муниципальных образований
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные бюджеты муниципальных образований путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов бюджетов муниципальных образований.
2. Минимально необходимые расходы бюджетов муниципальных образований устанавливаются областным законом на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, установленных Федеральным законом.
3. Доходная часть минимальных бюджетов муниципальных образований обеспечивается путем закрепления на долговременной основе Федеральным законом, областным законом доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального бюджета муниципального образования не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и областного бюджета, при этом сводные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, установленных Федеральным законом, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области отчислений от федеральных налогов и областных налогов.
Статья 40. Финансовая деятельность органов местного самоуправления, отдельные источники доходов местного бюджета
1. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации самостоятельно устанавливают местные налоги, сборы и льготы по их уплате. Кроме того, население непосредственно путем местного референдума, на сходах граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципальных образований.
3. Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, уставом муниципального образования вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
Глава VI. Взаимоотношения органов государственной власти области
и органов местного самоуправления
Статья 41. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления
1. Взаимоотношения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления осуществляются посредством:
принятия областных законов по вопросам местного самоуправления; заключения договоров и соглашений;
создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянных.
2. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с Уставом Новгородской области обладают правом законодательной инициативы в областной Думе.
Законопроекты, внесенные представительными органами местного самоуправления в областную Думу в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению в течение двух месяцев со дня представления областной Думой, в случае отклонения представленного законопроекта, должно быть дано мотивированное заключение.
Статья 42. Компенсация дополнительных расходов
1. Уменьшение доходов или дополнительные расходы бюджетов муниципальных образований, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти области в пределах их компетенции, должны быть компенсированы органами государственной власти области в порядке, установленном законодательством. Сроки и порядок компенсации определяются одновременно с принятием соответствующего решения.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти области, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы средств бюджета муниципального образования, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или осуществлять реализацию таких решений в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Глава VII. Гарантии местного самоуправления
Статья 43. Гарантии самостоятельности местного самоуправления
1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, областными законами, запрещается.
2. Органы государственной власти области не вправе вмешиваться в осуществление деятельности местных сообществ, органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы их компетенции, установленной законодательством.
Статья 44. Разрешение конфликтов и споров
Споры и конфликты между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.
Статья 45. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья 46. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
Статья 47. Судебная защита местного самоуправления
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.
Глава VIII. Ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления, контроль за их деятельностью
Статья 48. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством и населением соответствующего муниципального образования, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Статья 49. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
Статья 50. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава Новгородской области, федеральных и областных законов, устава муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Реализация переданных государственных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными и областными законами.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 51. Порядок вступления в силу настоящего областного закона
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Часть 5 статьи 38 настоящего областного закона вводится в действие со дня введения в действие Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ "О государственных, минимальных социальных стандартах".".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Новгородской области от 12 июля 2002 г. N 56-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О местном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.