Постановление Администрации Новгородской области
от 19 сентября 2002 г. N 210
"О целевой программе Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту
в Новгородской области на 2002-2004 годы"
15 декабря 2002 г., 3 февраля, 6 ноября 2003 г., 4, 27 февраля, 29 ноября 2004 г.
В целях усиления борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, стабилизации криминогенной обстановки на территории области, активизации работы по профилактике наркомании и токсикомании среди населения и прежде всего молодежи постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 2002-2004 годы" (далее Программа).
2. Рекомендовать Главам городов и районов области:
2.1. В срок до 20 октября 2002 года внести дополнения в городские, районные программы противодействия наркомании в соответствии с прилагаемой Программой;
2.2. Представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения постановления к 1 февраля, 15 июля 2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
Постановлением Администрации Новгородской области от 3 февраля 2003 г. N 21 пункт 3 настоящего Постановления изложен в новой редакции
3. Комитетам области: образования, культуры, кино и туризма, по охране здоровья населения, труда и социальной защиты населения представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения постановления к 1 февраля, 15 июля 2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту области представлять в Администрацию области сводную информацию о ходе выполнения постановления к 15 февраля, 30 июля 2003 и 2004 годов и к 15 февраля 2005 года.
Постановлением Администрации Новгородской области от 6 ноября 2003 г. N 278 в пункт 4 настоящего Постановления внесены изменения
4. Рекомендовать управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области. Новгородской таможне, линейному отделу внутренних дел на станции Новгород СанктПетербургского линейного управления внутренних дел Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте, управлению внутренних дел области, военному комиссариату области, федеральному государственному унитарному предприятию "Новгородская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия", редакциям газет "Новгородские ведомости", "Новгород", федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области", управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, управлению Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Новгородской области, государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", государственному учреждению здравоохранения "Центр профилактической медицины", государственному учреждению здравоохранения "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы" представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения постановления к 1 февраля, 15 июля 2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Матвееву Г.С.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту в Новгородской области
на 2002 - 2004 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 19 сентября 2002 г. N 210)
6 ноября 2003 г., 29 ноября 2004 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 6 ноября 2003 г. N 278 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование целевая программа "Комплексные меры противодействия
Программы: злоупотреблению наркотическими средствами и их
незаконному обороту в Новгородской области на 2002-2004
годы" (далее Программа).
Заказчик
Программы: Администрация области.
Координатор областная межведомственная комиссия по противодействию
Программы: злоупотреблению наркотическими средствами и их
незаконному обороту (далее ОМКПН).
Разработчик комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту
Программы: области.
Исполнители комитеты области: по делам молодежи, физической
мероприятий культуре и спорту, образования, культуры, кино и
Программы: туризма, труда и социальной защиты населения, по охране
здоровья населения, по сельскому хозяйству и
продовольствию, управление внутренних дел области(далее
УВД области), управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Новгородской области (по
согласованию, далее управление Минюста РФ по области);
управление Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по Новгородской области (по согласованию,
далее УФСБ по области); линейный отдел внутренних дел
на станции Новгород Санкт-Петербургского линейного
управления внутренних дел Северо-Западного управления
внутренних дел на транспорте (по согласованию, далее
ЛОВД на ст.Новгород), Новгородская таможня (по
согласованию), военный комиссариат области (по
согласованию); государственное образовательное
учреждение "Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого" (по согласованию, далее НовГУ),
региональный центр развития образования (по
согласованию, далее РЦРО); государственное федеральное
унитарное предприятие "Новгородская государственная
телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (по
согласованию, далее НГТРК "Славия"), Новгородское
муниципальное клиническое лечебно-профилактическое
учреждение "Новгородский наркологический диспансер
"Катарсис" (по согласованию, далее МКЛПУ "ННД
"Катарсис"), федеральное государственное учреждение
'Центр государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Новгородской области" (по согласованию, далее
ФГУ "Центр ГСЭН в области"), государственное учреждение
здравоохранения "Центрпрофилактической медицины " (по
согласованию, далее ГУ3 "Центр профилактической
медицины"), государственное учреждение здравоохранения
"Бюро судебно-медицинской экспертизы" (по согласованию,
далее ГУЗ "Бюро судмедэкспертизы"), Администрации
городов и районов области (по согласованию).
Новгородское епархиальное управление (по согласованию),
государственное учреждение "Новгородский
информационно-аналитический центр" (по согласованию,
далее НИАЦ), управление Государственного комитета
Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ по
Новгородской области (далее управление Госнаркоконтроля
по области (по согласованию).
Цели создание условий для снижения спроса на наркотики и
Программы: другие психоактивные вещества; снижение преступности,
связанной с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ; формирование системы духовно
(ценностно)- ориентированной профилактики наркомании и
зависимости от других психоактивных веществ, а также
реабилитации больных наркоманией, алкоголизмом;
улучшение межведомственного взаимодействия на основе
совершенствования системы информационного обеспечения
деятельности государственных, муниципальных,
религиозных и общественных структур, занятых в сфере
противодействия злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту.
Задачи совершенствование антинаркотического воспитания и
Программы: антинаркотической пропаганды на основе ценностей
духовности и нравственности, гражданственности и
патриотизма, семьи; создание системы противодействия
незаконному обороту наркотиков, профилактики
потребления наркотиков и других психоактивных веществ
различными категориями населения, прежде всего
молодежью и несовершеннолетними; предупреждение
правонарушений, связанных с наркотиками; создание
системы мониторинга распространения наркомании и
алкоголизма в области; разработка и внедрение мер
экономического, административного и уголовного
характера, направленных на оптимизацию производства и
оборота алкогольной продукции, включая ограничение
рекламы и доступности алкоголя; создание единой
областной компьютерной системы межведомственного
информационного взаимодействия субъектов
антинаркотической деятельности в области (в
соответствии с Концепцией региональной
антинаркотической политики); совершенствование системы
лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без
назначения врача; развитие системы правоохранительных
органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом
наркотиков и их контрабандой; создание системы
подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения
наркомании; совершенствование межведомственного и
расширение международного сотрудничества в области
противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту; совершенствование
нормативно-правовой базы противодействия наркомании;
разработка и внедрение практических методик духовно
(ценностно)-ориентированной модели профилактики
наркомании и зависимости от других психоактивных
веществ, а также духовно-психологической реабилитации
больных; внедрение в практику новых методов лечения,
реабилитации больных наркоманией, включая использование
положительного опыта реабилитационной работы Русской
Православной Церкви; создание условии для материального
и морального поощрения специалистов и представителей
общественности, работающих в сфере профилактики
наркомании (токсикомании, алкоголизма, табакокурения) и
реабилитации больных.
Механизм настоящая Программа реализуется в соответствии с
реализации прилагаемыми мероприятиями.
Программы:
Объем и в 2002 году - 1665 тыслублей, в 2003 и 2004 годах -
источники ежегодно в размере не менее 0,1 процента расходной
финансирования части областного бюджета. Выделение средств на
Программы: реализацию мероприятий Программы осуществляется
распоряжениями Администрации области на каждый
очередной год по представлению ОМКПН.
Ожидаемые сокращение числа лиц, злоупотребляющих наркотиками и
конечные алкоголем; своевременное осуществление мониторинга
результаты распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма;
реализации снижение преступности, связанной с незаконным оборотом
Программы: наркотических средств и психотропных веществ;
уменьшение потерь общества от злоупотребления
наркотиками, алкоголем; оптимизация затрат на
профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных
наркоманией, алкоголизмом, а также на деятельность
правоохранительных органов по борьбе с
наркопреступностью; создание условий для
медико-социальной и духовнопсихологической реабилитации
больных наркоманией; укрепление правоохранительных
органов и других структур, занятых в сфере
противодействия злоупотреолению наркотическими
средствами и их незаконному обороту; ограничение
доступности и рекламы алкогольной продукции; улучшение
организационного, методического и информационного
взаимодействия государственных, муниципальных структур,
религиозных и общественных организаций в деятельности
по противодействию наркомании и зависимости от других
психоактивных веществ в области.
Система контроль за исполнением мероприятий Программы
организации осуществляет ОМКПН. Исполнители мероприятий Программы
контроля за ежегодно разрабатывают и представляют в
исполнением ОМКПН предложения в сводный план мероприятий по
Программы: реализации Программы на очередной год. Исполнители
мероприятий представляют информацию о ходе выполнения
Программы в Администрацию области к 1 февраля, 15 июля
2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
Обоснование Программы
За период действия целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 1999-2001 годы" в области произошли определенные положительные сдвиги в решении проблемы наркомании. Создан управленческий механизм по решению вопросов организации и содержания антинаркотической работы на областном и муниципальном уровнях.
В 2001 году в области зафиксирована стабилизация и даже отрицательная динамика развития наркологической ситуации: 1012 больных с диагнозом "наркомания" против 1025 в 2000 году (1999 год - 857) и 50 больных с диагнозом "токсикомания" (2000 год - 132, 1999 год - 165). Уменьшилось по сравнению с 2000 годом и число лиц, которым оказывалась неотложная медицинская помощь в связи со злоупотреблением наркотическими веществами (2001 год - 455 случаев, 2000 год - 576).
В качестве одной из объективных причин стабилизации наркоситуации в области можно назвать активные меры административно-управленческого и профилактического характера, предпринятые в 1999-2001 годах органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления области и подведомственными им организациями. Формами и методами воспитательного воздействия удалось выработать у значительной части молодежи области "социальный иммунитет" к потреблению наркотиков.
Вместе с тем, преждевременно говорить о стабилизации наркологической ситуации в области (имеются в виду только потребление наркотиков и токсикоманических веществ) как о реальном и долговременном явлении.
На статистические данные 2001 года существенно повлияли такие факторы, как высокий процент лиц, снятых с наркологического учета в связи с осуждением, смертью, переменой места жительства; события в Афганистане; резкое снижение обращаемости наркологических больных (включая алкоголиков) в наркологические учреждения области (1998 год - 8386 анонимных обращений, 1999 год - 8871, 2000 год - 9494, 2001 год - 3431 обращение).
На фоне улучшения официальных показателей по заболеваемости наркоманией и токсикоманией в области отмечается рост зависимых от алкоголя (1999 год - 17299 чел., 2000 год - 17324 чел., 2001 год - 17563 чел.), а также значительное увеличение количества алкогольных психозов (1999 год -1178, 2000 год - 1436, 2001 год - 1612), по которым область вышла на второе место в Российской Федерации после Псковской области. Это позволяет сделать вывод о переходе определенной части зависимых от наркотиков и токсикоманических веществ на потребление алкоголя как более доступного и легального наркотического средства. В связи с этим, профилактика алкоголизма и табакокурения должна стать неотъемлемой составной частью деятельности по противодействию распространению наркомании в области. Данное понимание проблемы нашло свое отражение в Концепции государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области, одобренной решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25.04.2002 N 26-в.
К объективному и быстро нарастающему показателю скрытой наркотизации населения и особенно молодежи относится распространение ВИЧ-инфекции, непосредственно связанной с внутривенным употреблением наркотиков. Если в период с 1990 по 2000 год в области было зарегистрировано 59 носителей вируса иммунодефицита человека, то только за 2001 год выявлено 244 ВИЧ-инфицированных, из которых 189 являются наркоманами.
Другим показателем скрытой наркотизации является рост заболеваемости гепатитами В и С (гепатит В: 1999 год - 273 случая, 2000 -413,2001 год-488 случаев; гепатит С - соответственно по годам - 206, 297, 324).
Население разочаровано качеством и эффективностью наркологической помощи, которая сегодня не превышает 3-5 процентов годичной ремиссии лиц, прошедших курс лечения. На это указывает почти троекратное снижение показателей обращаемости больных в наркологические учреждения области. Основной причиной этого является отсутствие в области целостной системы лечения больных наркоманией и алкоголизмом, которая должна включать в себя медико-социальную и духовно-психологическую реабилитацию больных. При этом целесообразно использовать опыт реабилитационной работы Русской Православной Церкви, где показатели эффективности достигают 70 и более процентов.
Высоким остается уровень незаконного оборота наркотических средств. Только в 2001 году правоохранительными органами изъято 235 килограммов наркотических средств (в 2000 году -253кг, в 1999 году - 249 кг). Вместе с тем, существенно снизились показатели преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков: в 2001 году совершено 662 преступления по сравнению с 892 преступлениями в 2000 году и 714 преступлениями в 1999 году.
Серьезной, если не основной, проблемой профилактики наркомании (токсикомании, алкоголизма, табакокурения) остается вопрос о содержании данной работы. "Устрашающие" модели профилактики наркомании должны уступить место духовно (ценностно)-ориентированным методикам профилактической деятельности, где упоминание о наркотике может и должно быть минимальным и использоваться в основном в качестве "отрицательной альтернативы" нравственному и физическому здоровью. Содержательную основу данных методик должны составлять непреходящие ценности гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, семьи.
Необходимо создавать в области условия для удовлетворения потребности молодежи в доверии, психологической поддержке в первую очередь за счет привлечения к внешкольной работе с детьми и подростками психологов, врачей, молодежного актива, православной общественности, а также всех взрослых, имеющих склонность к социально-педагогической работе, обладающих для этого необходимыми нравственными качествами, пользующихся уважением и доверием со стороны молодежи. При этом наличие образования ни в коем случае не должно быть определяющим условием их допуска к работе с детьми и подростками: подавляющее большинство отцов и матерей не имеют никакого "специального" образования и тем не менее воспитывают своих детей.
Необходимо усилить разъяснительную работу по развенчанию стереотипов "красивой жизни", навязываемых рекламой. Эту и другую воспитательно-профилактическую работу с молодежью необходимо проводить, используя по преимуществу активные формы работы (тренинги, диспуты, дискуссии, театрализацию и т.п.).
На решение вышеупомянутых проблем и нацелена настоящая Программа.
Постановлением Администрации Новгородской области от 29 ноября 2004 г. N 261 в настоящее приложение внесены изменения
Мероприятия целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту
в Новгородской области на 2002 -2004 годы "
15 декабря 2002 г., 3 февраля, 6 ноября 2003 г., 4, 27 февраля, 29 ноября 2004 г.
См. данную таблицу в редакторе MS-Word
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 19 сентября 2002 г. N 210 "О целевой программе Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 2002-2004 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 29 ноября 2004 г. N 261
Постановление Администрации Новгородской области от 27 февраля 2004 г. N 47
Постановление Администрации Новгородской области от 4 февраля 2004 г. N 22
Постановление Администрации Новгородской области от 6 ноября 2003 г. N 278
Постановление Администрации Новгородской области от 3 февраля 2003 г. N 21
Постановление Администрации Новгородской области от 15 декабря 2002 г. N 278