Постановление Администрации Новгородской области
от 24 января 2003 г. N 12
"О программе Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
хозяйства Новгородской области на период до 2010 года"
15 августа 2005 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 7 сентября 2006 г. N 406 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях дальнейшего реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Реформирование и модернизация жилищнокоммунального хозяйства Новгородской области на период до 2010 года" (далее Программа).
2. Рекомендовать Администрациям городов и районов области: разработать в муниципальных образованиях аналогичные программы;
ежегодно при формировании бюджета на очередной год предусматривать средства на финансирование мероприятий, предусмотренных Программой.
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 г. N 289 в пункт 3 настоящего Постановления внесены изменения
3. Отделу по координации жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации области, государственному областному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Новжилкоммунсервис" ежегодно в период формирования бюджета на очередной год вносить предложения по конкретному объему средств, необходимых для проведения мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства области, с распределением их по бюджетам всех уровней и представлением материалов в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству о потребности средств из федерального бюджета на эти цели.
4. Считать утратившими силу постановления Администрации области от 31.07.97 N 326 "О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области на 1997-2003 годы" и от 05.05.98 N 174 "О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства области на период до 2003 года".
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 г. N 289 в пункт 5 настоящего Постановления внесены изменения
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Лобача С.Н.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
хозяйства Новгородской области на период до 2010 года"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области от 24 января 2003 г. N 12)
15 августа 2005 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 г. N 289 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программа "Реформирование и модернизация
Программы: жилищнокоммунального хозяйства Новгородской области
на период до 2002 года" (далее по тексту Программа).
Государственный Администрация области.
заказчик
Программы:
Исполнители отдел по координации жилищно-коммунального хозяйства
основных и топливно-энергетического комплекса Администрации
мероприятий области, Администрации городов и районов,
Программы: муниципальные предприятия жилищно-коммунального
хозяйства, государственное областное унитарное
предприятие жилищно-коммунального хозяйства
"Новжилкоммунсервис".
Цели и задачи цели Программы:
Программы:
повышение эффективности, устойчивости и надежности
функционирования жилищно-коммунальных систем
жизнеобеспечения населения, преодоление
сверхнормативного износа жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры, привлечение инвестиций в
жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества
жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением
нерациональных затрат, адресная социальная защита
населения при оплате жилищнокоммунальных услуг.
Задачи Программы:
обеспечение финансового оздоровления
жилищно-коммунальных предприятий, условий для
снижения издержек и повышения качества предоставления
жилищно-коммунальных услуг, обеспечение
инвестиционной привлекательности, бюджетной поддержки
модернизации жилищно-коммунального хозяйства области.
Сроки 2002 - 2010 годы:
реализации
Программы: 1 этап - 2003 год
2 этап - 2004-2005 годы
3 этап - 2006-2010 годы.
Мероприятия инвентаризация, реструктуризация и ликвидация
Программы: дебиторской и кредиторской задолженности предприятий
жилищнокоммунального комплекса, ликвидация
дотационности жилищнокоммунального хозяйства,
обеспечение достаточности финансирования затрат по
предоставлению услуг жилищнокоммунального хозяйства,
обеспечение социальной защиты семей с низкими
доходами при переходе на полную оплату затрат по
предоставлению жилищно-коммунальных услуг,
формирование благоприятных условий для привлечения
инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство,
финансирование затрат и обеспечение эффективного
целевого использования бюджетных средств, выделяемых
на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства,
ресурсное обеспечение Программы.
Объем и источники объем финансирования Программы составляет 7623,809
финансирования млн.рублей
Программы:
Источники средства федерального бюджета - в соответствии с
финансирования: федеральной программой; средства областного бюджета,
бюджетов городов и районов области, предприятий
жилищно-коммунального хозяйства и заемные средства -
6773,309 млн.рублей.
Механизм в соответствии с прилагаемыми перечнями мероприятий
реализации по модернизации: систем теплоснабжения (приложение
Программы: 2); водопроводных сетей и сооружений (приложение 3);
канализационных сетей и сооружений (приложение 4);
создание нормативно-правовой и методической базы
реформирования, модернизации жилищно-коммунального
хозяйства и привлечения частных инвестиций;
обеспечение софинансирования реализации программы
адресной социальной защиты населения по оплате жилья
и коммунальных услуг; осуществление методического
руководства по введению персонифицированных
социальных счетов граждан; проведение информационной
работы среди населения; осуществление взаимодействия
с органами местного самоуправления с целью
координации хода реализации Программы; получение на
возвратной основе средств из бюджета или от частного
кредитора с учетом приемлемого уровня долговой
нагрузки для предприятий жилищнокоммунального
хозяйства.
Ожидаемые в результате реализации Программы будут обеспечены
конечные повышение эффективности, качества
результаты жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы
реализации инженерных систем и жизнеобеспечения, комфортность и
Программы: безопасность проживания, социальная защита населения
при оплате жилищно-коммунальных услуг, это будет
достигнуто за счет финансового оздоровления
предприятий жилищно-коммунального хозяйства,
демонополизации и развития конкурентных отношений,
совершенствования договорных отношений и тарифного
регулирования естественных локальных монополий,
государственной поддержки модернизации
жилищно-коммунального комплекса.
Система Администрации городов и районов области ежеквартально
организации до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом,
контроля за представляют в Администрацию области отчеты о ходе
исполнением реализации Программы. ГОУП ЖКХ "Новжилкоммунсервис"
Программы: обобщает отчеты и представляет информацию в
Администрацию области не позднее 15 числа второго
месяца за отчетным кварталом
I. Введение
Настоящая программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, обеспечение комфортных и безопасных условий проживания людей, обеспечение режима устойчивого достаточного финансирования жилищнокоммунального хозяйства области.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы всех коммунальных систем.
II. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
Новгородской области
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере области осуществляются с 1992 года, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", последующими Указами Президента Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Жилищно-коммунальное хозяйство области представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека.
Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, озеленение населенных пунктов, летняя и зимняя уборка улиц, ремонт и содержание дорог, сбор и вывоз бытовых отходов, гостиничное хозяйство, банное хозяйство, прачечное хозяйство, ритуальные услуги, техническая инвентаризация.
В системе жилищно-коммунального хозяйства области работает 74 предприятия. Численность работников в системе жилищно-коммунального хозяйства области - 17,5 тысяч человек, или 2,4 % всей численности населения. За прошедший период в ходе осуществления процесса разгосударствления переданы в муниципальную собственность 6,5 тысяч жилых домов, общей площадью более 5 млн. кв.м. 345 котельных, 575 км. тепловых сетей, 45 центральных тепловых пунктов, 1366 км. водопроводных сетей, 665 км. канализационных сетей, 65 водопроводных очистных сооружений, 47 бань, и многие другие объекты коммунального назначения (артезианские скважины, дороги, кладбища, пожарные водоемы, объекты уличного освещения и др.)
В результате приемки от ведомств жилья и коммунальных объектов объем услуг в натуральных показателях вырос в 2,5 раза по сравнению с 1992 годом.
Одновременно 4,6 млн. м2 общей площади жилья передано в собственность граждан.
Осуществлена приватизация предприятий коммунальной энергетики и газового хозяйства по всей области, а также предприятий зеленого хозяйства, гостиниц, санитарной очистки и уличной уборки в Великом Новгороде.
Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищно-коммунальной сфере имеется ряд еще нерешенных проблем.
Жилищное хозяйство
Общая площадь жилищного фонда области составляет 15,8 млн. кв. м., в том числе в городской местности 10,1 млн. кв. м., в сельской - 5,7 млн. кв. м.
Наличие жилищного фонда Новгородской области
_________________________________________________________________________
Общая в том числе
площадь городской сельский
млн.кв.м. в % жилфонд жилфонд
млн.кв.м. в % млн.кв.м. в %
_________________________________________________________________________
1. Муниципальный
жилфонд 5,1 32,2 4,1 40,6 1,0 17,5
2. Государственный
(ведомственный)
жилфонд 0,3 2,0 0,2 2,0 0,1 1,8
3. Частный жилфонд 10,3 65,2 5,7 56,4 4,6 80,7
4. Жилфонд смешанной
формы собственности О,1 0,6 0,1 1,0 - -
_________________________________________________________________________
Итого 15,8 100,0 10,1 100,0 5,7 100,0
Приватизация жилья населением и передача жилищного фонда в муниципальную собственность при акционировании предприятий существенно изменили структуру жилищного фонда, сформировался рынок жилья, доля частного жилищного фонда с 32,6 % в 1992 году увеличилась до 65, 2 % в 2001 году. В результате приватизации жилья и приемки от ведомств, в области осталось только 0,3 % жилья, находящегося в государственной собственности.
Жилищная обеспеченность на одного жителя области составляет 22 кв.м. общей площади жилья, в том числе в муниципальном жилфонде - 19,5 кв.м.
В Новгородской области проживает 710,9 тыс.чел, в том числе в городской местности - 503,4 тыс.чел., в сельской местности - 207,5 тыс.чел.
Уровень благоустройства жилищного фонда
_________________________________________________________________________
Единица Всего в т.ч.
измерения в городской в сельской
местности местности
_________________________________________________________________________
Водопровод % 58,0 76,2 26,1
Канализация % 52,2 72,1 17,5
Центральное отопление % 53,0 73,1 17,9
Газоснабжение % 84,9 90,1 75,8
Ванна или душ % 48,1 66,5 15,8
Горячее водоснабжение % 31,9 44,3 10,3
Стационарные
электроплиты % 2,1 2,9 0,6
_________________________________________________________________________
Проблемные вопросы по жилищному фонду
Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 239 тыс. кв.м. или 1,5 % от общего объема жилищного фонда, в том числе аварийный фонд - 90 тыс.кв.м Количество проживающих в ветхом и аварийном жилфонде составляет 12 тысяч человек.
Ежегодно ремонтируется только 0,2 % жилищного фонда при ежегодном нормативе 4-5% жилищного фонда при ежегодном нормативе 4-5%
813 жилых домов требуют капитального ремонта внутридомовых систем холодного водоснабжения в объеме 105 млн.руб, из которых на 418 домах системы находятся в аварийном состоянии, на их восстановление требуется 50 млн.руб.;
298 жилых домов требуют капитального ремонта систем горячего водоснабжения в объеме 51 млн.руб, из которых на 103 домах системы находятся в аварийном состоянии, на их восстановление требуется 17,2 млн.руб.;
367 жилых домов требуют замены систем центрального отопления в объеме 36,8 млн.руб;
534 жилых дома требуют капитального ремонта мягких кровель на сумму 69,4 млн.руб.
241 жилой дом требует капитального ремонта шиферных кровель на 28,9 млн.руб. 316 жилых домов требуют капитального ремонта межпанельных швов на 42,4 млн.руб;
1328 жилых домов требуют капитального ремонта конструкционных элементов здания (отмостки, цоколи, оголовки, козырьки над входами, оконные и дверные заполнения, ремонт придомового оборудования, асфальтирование дворовых площадок) на сумму 126 млн.руб;
178 жилых домов требуют капитального ремонта оборудования электроснабжения на 9,3 млн.руб.
Водоснабжение
Поставщиками услуг по водоснабжению и канализации в области являются 8 муниципальных специализированных предприятий "Водоканал" и 16 городских и районных муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, имеющих в своем составе участки по водоснабжению и канализации.
В последние годы в области интенсивно осуществлялась приемка объектов коммунального хозяйства от приватизированных, ликвидированных предприятий, колхозов и совхозов, в результате которой в муниципальной собственности сосредоточено 91,5 % водопроводных сетей и 97 % канализационных сетей от их общей протяженности в области.
По состоянию на 1 января 2002 года общая протяженность водопроводных сетей, находящихся в муниципальной собственности составляет:
- протяженность водопроводных сетей 2428 км
- мощность водопроводов составляет 325 тыс. м3 в сутки,
- мощность очистных сооружений 258 тыс. мЗ в сутки,
- водопроводные скважины 732 шт.
- уличные водоразборные колонки 3774 шт.
- отпуск воды всем потребителям за 2001 г. 59744 тыс.мЗ,
в том числе:
- населению 53743 тыс.мЗ
- промышленным потребителям 6001 тыс.мЗ
- утечки и неучтенные расходы 19898 тыс.мЗ
В области насчитывается 524 тысячи человек, потребляющих воду из системы водопроводов, в том числе в неканализованном жилищном фонде - 81 тысяча человек. При нормативном расходе воды на 1 человека - 285 литров в сутки, фактический расход составляет - 175 литров в сутки, в канализованном жилищном фонде - 274 литра в сутки, в неканализованном - 44 литра в сутки.
Водоснабжение населенных пунктов осуществляется из поверхностных и подземных водоисточников. В области 420 водопроводов, из них:
- в городах - 34,
- в сельской местности - 360,
- в поселках городского типа - 26 .
В области функционирует 15 водозаборов из поверхностных водоисточников и 732 водозаборов из групповых и отдельных водопроводных скважин.
Канализация
Общая протяженность канализационных сетей на 1 января 2002 года составляет:
- протяженность канализационных сетей 1156 км
- мощность очистных сооружений канализации 136 тыс.мЗ в сутки
- пропуск сточных вод за 2001 год 58155 тыс.мЗ
в том числе:
от населения 40752 тыс.мЗ
от промышленных потребителей 10150 тыс.мЗ
В 73 населенных пунктах области имеются 105 канализационных систем, осуществляющих водоотведение, из них:
- в городах - 16,
- в сельской местности - 64,
- в поселках городского типа - 25.
Проблемные вопросы по водоснабжению и канализации в ветхом и аварийном состоянии находятся 832 км (34%) водопроводных и 330 км. (29%) канализационных сетей и не соответствуют нормам технического состояния, ежегодно на водопроводных сетях регистрируется свыше 400 крупных утечек, когда отключаются от водоснабжения отдельные жилые районы или населенные пункты.
Одной из основных причин такого состояния является приемка от различных ведомств инженерных коммуникаций, имеющих от 60 до 100 % износа и нуждающихся в замене. Большинство очистных сооружений канализации в сельской местности находятся в неудовлетворительном техническом или нерабочем состоянии. В двух сельских населенных пунктах области (Марево и Волот) отсутствуют канализационные системы.
Сведения о состоянии водопроводных сетей и сооружений приведены в таблице 1, о состоянии канализационных сетей в таблице 2.
Таблица 1
Сведения о состоянии водопроводных сетей и сооружений
Таблица 2
Сведения о состоянии канализационных сетей и сооружений
См. данную форму в редакторе MS-Word
Теплоснабжение
Теплоснабжение жилищного фонда, обслуживаемого муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, производителя от муниципальных котельных.
По состоянию теплоснабжение жилищного фонда, обслуживаемого муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, производится от 551 муниципальных котельной, в том числе в сельской местности от 249 котельных.
В области работает на природном газе - 186 котельных,
на мазуте - 4 котельных,
на дизельном топливе - 9 котельных,
на твердом топливе - 323 котельных,
на электроэнергии - 23 котельные,
на торфе - 6 котельных,
Общая установленная мощность котельных составляет - 2464,9 Гкал/ч, в том числе в сельской местности - 434,5 Гкал / ч.
В результате приемки тепловых сетей от ведомств в муниципальной собственности находится 837 км или 90 % от их общей протяженности в области.
Проблемные вопросы по теплоснабжению
В связи с ограниченным количеством потребителей, в котельных, принятых от приватизированных организаций, требуется проведение работ по их реконструкции с целью снижения мощности и энергоемкости тепло- и электромеханического оборудования.
Отрицательно сказывается на стабильности и эффективности теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей ветхое состояние сетей, в связи с агрессивностью теплоносителя, внешней среды и применением непригодных для тепловодоснабжения черных стальных труб.
Большая часть муниципальных котельных не имеет резервного энергоснабжения, отключения котельных от электроэнергии зачастую приводят к остановке их работы, тем самым создается критическая ситуация в теплоснабжении потребителей.
Теплоэнергетическое хозяйство слабо обеспечено транспортом и техническими средствами, испытывается недостаток в землеройной технике, современных сварочных и металлорежущих аппаратах, комбинированной технике для промывки инженерных сетей, новейших теплоизоляционных материалах.
Состояние коммунальных отопительных котельных характеризуется данными приведенными в таблице 3, тепловых сетей - в таблице 4.
Сведения о состоянии коммунальных отопительных котельных области
по состоянию на 01.01.2002 г.
Таблица 3
Сведения о состоянии тепловых сетей и сооружений Новгородской области
по состоянию на 01.01.2002 г.
Таблица 4
См. данную форму в редакторе MS-Word
Темпы решения жилищно-коммунальных проблем недостаточны. Это может привести к обострению социальной ситуации в области.
Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства сдерживается как внутренними сложностями установления баланса между задачами повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства и необходимостью осуществления мер социальной защиты населения, так и внешними факторами, связанными с проблемами достижения макроэкономической стабилизации и медленным осуществлением структурных реформ.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевыми методами
Жилищная и коммунальная сфера оказывает огромное влияние на макроэкономическую ситуацию, так как потребность в расходах на его устойчивую работу в бюджетах городов и районов значительна. Фактическое поступление средств от населения и местных бюджетов составляет в среднем по области около 72 %, по городам и районам области от 50 % до 99 % от потребности, что осложняет обеспечение качественного жилищно-коммунального обслуживания населения, так как из-за недостатка средств снижается объем капитального ремонта жилья и инженерных коммуникаций.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Неуправляемый рост цен в топливно-энергетическом комплексе, ликвидация перекрестного субсидирования не позволяют реализовать антизатратные механизмы в жилищно-коммунальном хозяйстве, адекватные новым экономическим условиям и в связи с этим стоимость жилищно-коммунальных услуг растет более быстрыми темпами, чем рост ставок и тарифов для населения.
В начале периода экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход к первоначально запланированному сроку, и к началу 2002 года население области оплачивало 60 % стоимости жилищно-коммунальных услуг, фактически с учетом предоставления льгот и субсидий - около 40%.
Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено дотационностью, высокими затратами на предоставление услуг, тяжелым финансовым положением предприятий жилищно-коммунального хозяйства, отсутствием экономических стимулов снижения издержек по оказанию жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, в связи с тем, что 80 о стоимости жилищно-коммунальных услуг приходится на продукцию естественных и локальных монополий и в первую очередь производителей энергии, высокой степенью износа основных фондов отрасли, большими потерями энергии, воды и других ресурсов, неэффективной работой предприятий, низким коэффициентом полезного действия мощностей.
Проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве усугубляются огромным объемом накопленной задолженности, как дебиторской (долги потребителей услуг и бюджетов всех уровней), так и кредиторской (долги предприятий жилищнокоммунального хозяйства перед своими поставщиками).
Объем дебиторской задолженности на конец 2001 года составил 830 млн.руб., в том числе задолженность бюджетных организаций составила -250 млн.руб., объем кредиторской задолженности предприятий ЖКХ области превысил 1 млрд.руб.
Несмотря на принимаемые в течение последних лет меры, продолжает сохраняется высокий удельный вес низкоэффективных котельных - 43% (238 из 552 котельных), принятых в предыдущие годы от ведомств.
Сохраняется проблема старения спецавтотехники и механизмов и их технической отсталости, средний возраст которой от 15 до 20 лет, амортизационный износ в среднем по области составляет 85 %.
Существующие бюджетные ограничения обуславливают отсутствие в достаточных объемах средств для финансирования модернизации и развития жилищнокоммунального хозяйства.
Создание условий для притока инвестиций могло бы изменить финансовое положение отрасли.
В связи с отсутствием эффективной процедуры формирования и изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сложилась практика при которой тарифы пересматриваются нерегулярно, не обеспечивающие возмещения затрат на их производство и не предусматривается прибыль в размере, необходимом для развития производства и удовлетворения минимальных социальных гарантий работникам. Так в 2001 году в 18 городах и районах фактическая себестоимость услуг превышала установленные тарифы, при этом в районах области по всем видам жилищно-коммунальных услуг.
Часть стоимости коммунальных услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость промышленной продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2001 году из 914 млн.руб. бюджетных средств, направленных на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 19 млн.руб.
Получателями бюджетных средств (через систему дотирования разницы в тарифах жилищно-коммунальным предприятиям) являются не только малоимущие граждане, но и граждане с высокими и средними доходами. В 2001 году каждая семья, проживающая в обслуживаемом предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области, в среднем получила более 130 руб. в месяц в виде бюджетных дотаций, субсидий и льгот. При этом расчет необходимого размера дотаций носит субъективный Характер, т.к. сумма дотаций является не частью тарифа на услуги, а результатом компромисса между региональными и местными властями.
Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности жилищно-коммунальных предприятий не гарантирует достаточной прибыли для возврата средств, вкладываемых в жилищно-коммунальную сферу.
Крайне медленно внедряется приборный учет потребляемых коммунальных услуг.
Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства идет медленными темпами, отмеченные негативные явления не ликвидированы и продолжают нарастать.
IV. Результаты реформирования жилищно-коммунального хозяйства
области в 1992-2001 годах
Для управления жилищно-коммунальной сферой в крупных муниципальных образованиях созданы Комитеты по ЖКХ в составе Администраций городов и районов. Проведена определенная работа по разделению функций заказчика и подрядчика, организации договорных отношений и развитию конкурентной среды. С 1995 года во всех городах и районах созданы Службы Заказчика по ЖКХ в различных вариантах - в 4 самых крупных городах области - с правом юридического лица, в остальных, где численность населения не превышает 25 тыс. человек, функции Службы заказчика по ЖКХ выполняют подразделения администраций городов и районов - Комитеты по управлению имуществом. Комитеты экономики, отделы по делам архитектуры и строительству, отделы по капитальному строительству, комитеты финансов, отделы по ЖКХ.
Продолжается процесс перехода на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства с субъектами хозяйствования - жилищными ремонтно-эксплуатационными и коммунальными организациями. При этом следует отметить слабую содержательную и правовую проработку договоров, нечеткость определения обязательств, условий финансирования, границ обслуживания. Органы местного самоуправления слабо осуществляют контроль за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов.
Осуществляется работа по заключению договоров найма с нанимателями жилых помещений, заключено 40,3 тыс. договоров, что составляет 43,1 % от общего числа нанимателей. Идет заключение договоров на техническое обслуживание с владельцами приватизированных квартир, заключено 32,4 тыс. договоров, или 35,2 0 от общего числа владельцев приватизированных квартир, находящихся в муниципальных жилых домах.
Разделение функций заказчика и подрядчика и переход на договорные отношения создали условия для проведения отбора подрядчиков на конкурсной основе.
За прошедшие пять лет проверено 67 конкурсов, том числе 6 конкурсов на обслуживание жилищного фонда (в Великом Новгороде, Боровичах), в результате 20 % жилищного фонда обслуживается на конкурсной основе.
В области создано 85 товариществ собственников жилья, в том числе в Великом Новгороде-80, в Старой Руссе 2 и в Валдае-З. К началу 2002 года в управлении товариществ собственников жилья находится жилищный фонд, общей площадью 350 тыс.кв.м., что составляет 4 % от общей площади обслуживаемого жилья. т общей площади обслуживаемого жилья.
В начале экономических реформ предполагалось, что переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы будет завершен в короткие сроки, но социально-экономическая ситуация не позволила окончательно завершить этот переход. Если в 1992 году доля бюджетных дотаций от затрат муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на предоставление услуг составила 95,4 %, то в 2001 году она снизилась до 20,9 %.
В среднем по области стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади в месяц на 1.01.2002 года составила 16,6 рублей и увеличилась по сравнению с 1997 годом в 1,7 раза, в основном из-за роста цен на энергоносители, химреагенты, материалы, которые значительно увеличивают стоимость жилищно-коммунальных услуг, т.к. эти расходы являются ценообразующими для услуг ЖКХ, их удельный вес в себестоимости составляет в среднем по области около 50 Уо, а в отдельных районах- 70-80% (Волотовский, Демянский, Маревский, Мошенской, Солецкий, Холмский).
С 1996 года цены выросли:
на электроэнергию в 2,7 раза;
на газ в 1,8 раза;
на уголь в 3,2 раза;
на мазут в 4,6 раза;
на дизтопливо в 5,6 раза;
на химреагенты в 4 раза;
на стройматериалы по отдельным видам от 3-х до 5 раз.
При таком увеличении цен, стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилья в месяц в среднем по области выросла только в 1,7 раза, с 9,96 руб до 16,6 руб., это говорит об эффективности проводимых мероприятий, направленных на энергоресурсосбережение и снижение непроизводительных затрат.
Особое внимание уделялось энергоресурсосберегающим мероприятиям, т.к. обеспечение теплом - это самая дорогая и стратегически важная услуга, занимающая самый большой удельный вес в структуре стоимости, поэтому основная работа была направлена на ремонт котельных, перевод их на другие виды топлива, закрытие неэффективных и переключение потребителей на близлежащие, на увеличение коэффициента использования производственных мощностей, замену котлов, насосов, другого оборудования, установку приборов учета.
В пределах финансовых возможностей местных бюджетов и предприятий ЖКХ области, в течение последних лет:
осуществлена реконструкция 27- ми котельных,
переведено на природный газ 8 котельных,
ликвидировано 83 электрокотельных,
21 электрокотельная переведены на режим работы по раздельным тарифам "день-ночь" с применением накопительных баков - аккумуляторов,
построено 6 новых котельных,
3 ЦТП переведены в отопительные котельные,
ликвидировано 37 малоэффективных котельных,
переведено на автономное отопление 5 жилых домов (68 квартир).
законсервировано 30 котельных, с переключением потребителей на близлежащие,
начато взаимодействие с 000 "Запсибгазпром" по переводу муниципальных котельных на газовое топливо, к концу 2002 года введена в эксплуатацию котельная в п.Кулотино Окуловского района и продолжается работа по газификации котельной в п.Прошково-Боровичского района,
в 40 котельных внедрена система подготовки котловой воды "Комплексон",
заменено 357 км тепловых сетей и 752 отопительных котла,
произведена замена 1,9 км тепловых сетей на трубопроводы с полиуретановой изоляцией и 1,1 км на трубопроводы из асбоцементных труб,
производится установка на напорных насосах частотных регуляторов вращения электродвигателей, в результате экономия электроэнергии составляет 2,7 млн.квт/час,
производится замена сетевых насосов и насосов горячего водоснабжения на менее мощные, отключение тягодутьевых устройств в теплое время суток, в результате этого расход электроэнергии сократился на 386 тыс .квт. час.
в 5 городах и районах внедрена программа "Антихлор", в 3-х идут работы по ее внедрению,
в 9 городах и районах улучшено водоснабжение населения, за счет строительства сетей и реконструкции водоочистных сооружений, перевода с поверхностных водоисточников на подземные, в 4 -х районах продолжаются работы по бурению новых скважин и подключению к водопроводным сетям существующих артскважин,
вновь построено 4 канализационных наносных станции,
в 3 -х районах внедрена новая технология при очистке сточных вод с применением системы "Экополимер", в г.Боровичи внедрена автоматизированная система управления КНС через компьютерную сеть,
в 11 городах и районах произведена реконструкция БОС,
в целях экономии электроэнергии и щадящего режима насосного оборудования на подающих трубопроводах устанавливаются датчики давления, на водонапорных башнях - датчики уровня, для автоматического включения погружных насосов,
заменено 96 км. ветхих водопроводных и 18 км канализационных сетей,
установлено более 9 тыс. приборов учета расходования коммунальных услуг, что составляет ЗО % от потребности.
В результате проведенных работ в 57 котельных вырос коэффициент использования производственных мощностей, а в структуре стоимости жилищнокоммунальных услуг, удельный вес услуг теплоснабжения снизился с 1997 года - с 67% до 49%.
Однако остановить процесс нарастания износа жилья, сетей и объектов коммунального назначения, снижающего надежность и устойчивость работы ЖКХ, пока не удалось, т.к. средств получаемых от потребителей и бюджетов едва хватает на текущее содержание и эксплуатацию.
В отрасли накопился огромный объем задолженности, на начало 2002 года кредиторская задолженность составляла 931 млн.руб., задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги - 851 млн.руб. Хронические неплатежи за произведенные и поставленные потребителям коммунальные услуги поставили многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства на грань банкротства. На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства не хватает средств на своевременное обновление основных фондов, подготовку хозяйства к работе в зимних условиях, закупку топлива, материалов, химреагентов.
Затраты на предоставление стандартного набора жилищно-коммунальных услуг существенно различаются между районами, находящимися в сопоставимых экономических условиях (таблица "Стоимость предоставления жилищнокоммунальных услуг по районам и городам Новгородской области за 2001 год по действующим ставкам и тарифам"). В основном, это связано со стоимостью услуг по теплоснабжению, т.к. в области половина тепловой энергии для жилищного фонда производится котельными, работающими на угле и мазуте, стоимость которой в 2 раза выше, чем на сетевом газе. В структуре стоимости жилищнокоммунальных услуг в расчете на 1 м2 общей площади жилья наибольшую долю составляют расходы на услуги теплоснабжения -48,6 %.
Стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг
по районам и городам Новгородской области за 2001 год
по действующим ставкам и тарифам (с учетом газа и электроэнергии)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Установленная максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг 20%.
Сбор платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги за 2001 год составил 87 % от сумм предъявленных к оплате.
Осуществляется дальнейшее реформирование системы финансирования жилищнокоммунального хозяйства, за прошедшие годы произошли большие изменения в оплате населения за жилищно-коммунальные услуги, доля платежей населения в покрытии затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг выросла с 1997 года в среднем по области с 25% до 60 %. С учетом предоставления льгот и субсидий население области в среднем оплачивает -40 %. Применяется дифференцированная оплата жилья и повышенные ставки оплаты площади жилья, оплата жилья и повышенные ставки оплаты площади жилья, используемой сверх социальной нормы, в полном размере затрат на предоставление жилья и коммунальных услуг оплачивается гражданами, являющимися собственниками жилых помещений, но незарегистрированными в них.
Во всех муниципальных образованиях введена плата за найм жилых помещений и плата на капитальный ремонт жилья в составе платы за содержание и ремонт жилых домов. В 12 городах и районах области начат переход на самоокупаемость отдельных видов услуг (содержание и ремонт жилья, вывоз бытовых отходов, аварийно - диспетчерское обслуживание, уборка лестничных площадок, содержание лифтов).
Введение системы стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, энергосберегающих мероприятий и технологий позволило снизить долю дотаций на жилищно-коммунальное хозяйство в расходах консолидированного бюджета 45% в 1995 году до 17,6 % в 2002 году.
Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных субсидий) гражданам с низкими доходами. В настоящее время более 17 тыс. семей, или 9,5 % с наименьшими доходами получают субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Сумма предоставленных субсидий в 2001 году составила 27 млн.руб.
За 2001 год льготы предоставлены почти каждому второму жителю, на общую сумму 139 млн.руб, что составляет 20,2 % к начисленной оплате за жилищнокоммунальные услуги.
Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования жилищной сферы к рыночным механизмам при соблюдении принципов социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан области и иных установленных законодательством категорий населения.
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 г. N 289 в главу V настоящей Программы внесены изменения
V. Сроки и этапы реализации программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2002-2010 годов.
На первом этапе (2002-2003 годы) предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия:
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе; совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
На втором этапе (2004-2005 годы) предполагается обеспечить:
проведение технической инвентаризации и государственной регистрации прав на объекты недвижимости и инвентаризации и постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости жилищно-коммунального хозяйства области;
развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;
развитие концессионных механизмов.
На третьем этапе (2006-2010 годы) предполагается:
ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;
повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан;
обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций;
применить механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов;
реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 г. N 289 в главу VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Мероприятия программы
В целях реализации программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства, направленной на оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищнокоммунального комплекса.
Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий, в том числе мероприятия по проведению технической инвентаризации и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и инвентаризации и постановки на кадастровый учет земельных участков под объектами недвижимости жилищно-коммунального хозяйства области (приложение N 6-а к Программе).
Эти мероприятия предусматривают обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса, формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация дебиторской и
кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства
После утверждения Правительством Российской Федерации Порядка реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе и разработки типовой методики и стандартных форм для унифицированного учета и контроля за состоянием кредиторской задолженнсти бюджетов всех уровней и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве области необходимо на уровне органов местного самоуправления городов и районов области провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, оформить акты сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определить размеры задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями, и реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, установив реальные сроки ее ликвидации.
Признанная задолженность бюджетов и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.
На федеральном уровне предполагается решить следующие проблемы: упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности; отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям энергетики с платежами населения за жилищнокоммунальные услуги; подготовить методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищнокоммунального хозяйства.
Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение достаточности финанисирования затрат на предоставление жилищнокоммунальных услуг (Приложение 6)
Обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе
на полную оплату затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" с 1993 года действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением затрат по предоставлению жилищнокоммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии).
В 2001 году жилищные субсидии были предоставлены 17,7 тыс. семей Новгородской области
В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 910-р, в части реформирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих) в форму денежных выплат.
В соответствии с проектами законодательных актов по упорядочению механизма предоставления льгот предполагается сохранить льготы либо ввести адекватный механизм субсидий вне зависимости от уровня доходов следующим категориям граждан: Герои России, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной Войны и другие.
После перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением бюджетные обязательства сохранятся только в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот и адресных жилищных субсидий. Предполагается перевод безвозмездных перечислений из федерального бюджета, направляемых на помощь в софинансировании указанных расходов, в форму целевых субвенций, которые могли бы выплачиваться через фонд софинансирования социальных расходов.
В связи с этим центры и отделы по начислению субсидий населению должны быть переданы в органы социальной защиты населения городов и районов области.
Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели жилых помещений, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) будет зависеть от размера совокупного дохода семьи н рассчитываться как полная компенсация разницы между установленном в данном населенном пункте размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
Предполагается усовершенствовать:
принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.
методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидий. Предполагается, что в совокупный доход семьи должны включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.
При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии станут основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищнокоммунальных услуг. Размер бюджетных средств, распределяемых в виде жилищных субсидий, вырастет более чем в 16 раз.
Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, включая оплату жилищнокоммунальных услуг (льготы и субсидии).
Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо:
завершить финансовое оздоровление ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, т.к. система персонифицированных социальных счетов будет эффективно работать только в условиях абсолютной гарантии своевременного перечисления бюджетных средств гражданам, в противном случае граждане не будут защищены от применения санкций за несвоевременную оплату жилищнокоммунальных услуг, вызванную задержкой бюджетных перечислений;
обеспечить координацию перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты, так как создание системы персонифицированных социальных счетов граждан исключительно в рамках реформирования и модернизации жилищнокоммунального хозяйства создает возможность дублирования других видов государственной социальной помощи.
Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций
в жилищно-коммунальное хозяйство
Одна из основных задач реализации программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство - создание конкурентной среды в жилищной сфере.
Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями.
Органы местного самоуправления как собственники жилищного фонда должны обеспечить:
соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
заключение договоров социального найма, найма и аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
заключение договора с выбранной на конкурсной основе (созданной) организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов.
обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Управляющая компания должна обеспечить:
поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию на основе современных технологий и материалов принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг во вверенном ему в управление жилищном фонде;
заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
осуществление системы контроля за выполнением договоров;
организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Основным требованием к управляющей компании должно быть удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Функции управляющей компании могут выполняться организацией любой формы собственности, в том числе и частной.
Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг. Необходимо осуществить переход на профессиональное управление муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе.
Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом предполагает изменение правоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. Органы местного самоуправления как собственники жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должны заключить с управляющей компанией договор на управление жилищно-коммунальным в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный на балансе и информирует органы местного самоуправления об изменениях в балансе.
Проведение конкурсного отбора подрядчиков для обслуживания жилья и капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Однако в настоящее время процесс демонополизации сферы обслуживания жилищного фонда искусственно сдерживается из-за освобождения от налога на добавленную стоимость оплаты расходов населения по обслуживанию жилья. Таким образом, обслуживание жилья на конкурсных условиях приводит к возникновению налога на добавленную стоимость, не компенсируемого за счет платежей населения.
Внедрение принципов управления жилищным фондом, основанных на конкуренции создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий. В течение срока реализации данной программы предполагается акционировать большую часть муниципальных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию.
Кроме того, предполагается, что развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет влияние на внедрение альтернативных новых технологий в сфере тепло и электроснабжения, позволяющих осуществить обслуживание небольших групп потребителей. Возникнет возможность рассмотрения альтернативных вариантов - создать собственный локальный источник энергоснабжения (крышные котельные) или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании;
конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Формирование многообразия объединений собственников жилья должно служить импульсом для развития конкуренции.
Создание товариществ собственников жилья в границах комплекса недвижимого имущества (кондоминимума), включающего в себя земельный мастак и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных жилых помещений.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающие поставку коммунальных услуг по распределительным сетям, являются локальными монополистами. Их деятельность подлежит регулированию.
Существующая система тарифного регулирования делает невозможным привлечение частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства. Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.
Для развития экономических механизмов тарифного регулирования необходимо обеспечить единую методологическую базу для регулирования тарифов на всех уровнях (федеральный, региональный, муниципальный). Необходимо установить единые принципы тарифного регулирования, увязывающие изменения тарифов на газ и электроэнергию с изменением тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, а также возможностью потребителей (населения и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам.
Эффективное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства должно основываться на следующей системе:
первое - это формирование производственной и инвестиционной программ;
второе - формирование и утверждение тарифов для финансового обеспечения формирование производственной и инвестиционной программ;
третье - проведение мониторинга предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Система тарифного регулирования должна обеспечивать выполнение производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период тарифного регулирования, стимулировать предприятия жилищно-коммунального хозяйства к снижению издержек и повышению качества оказываемых услуг, способствовать привлечению инвестиций в предприятия жилищно-коммунального хозяйства, учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства и др.
Помимо создания экономических механизмов, которые стимулировали бы предприятия жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент тарифного регулирования. При принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включая проведение независимых экспертиз и проверок (за счет бюджетных средств).
Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами, финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.
Система тарифного регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производится на определенный срок, который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях. Это создаст определенность в отношении поступления средств в предприятие, сто снизит риск инвестирования в него, будет способствовать проведению мероприятий, направленных на снижение издержек и расходование полученных в результате экономии средств на возврат заемных средств.
Установление срока действия тарифов должно дополняться в условиях нестабильной экономики определением факторов, изменение которых должно приводит к обязательному автоматическому перерасчету тарифов или изменению производственной программы предприятия.
Тарифы на коммунальные услуги должны быть фиксированными в течение финансового года, а ожидаемый рост тарифов на газ и электроэнергию, за которым следует пересчет коммунальных тарифов, должен закладываться в параметры бюджетов всех уровней в рамках бюджетного процесса.
Представляется необходимым изменить систему бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства для того, чтобы перейти от сложившейся практики минимизации налоговых платежей к практике обеспечения прозрачности и стимулирования инвестиций в эту сферу. Необходимо обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду. Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные средства предприятий теплоснабжения, повысит их финансовую устойчивость.
По мере установления приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг возникнет необходимость осуществить переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета.
После внесения изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, в период реализации проектов реконструкции за счет заемных средств и для обеспечения эффективного тарифного регулирования будет создана правовая основа для включения платежей по погашению основной суммы долга в себестоимость продукции и услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в жилищнокоммунальной сфере. Приватизация муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит равные юридические права для всех участников, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.
В состав акционерного капитала могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в муниципальной собственности.
Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российской или иностранной компании.
В зависимости от экономического содержания могут заключаться следующие виды договоров концессионного типа:
договор об управлении объектом, находящимся в муниципальной собственности;
договор об аренде объекта, находящегося в муниципальной собственности;
договор по модели "строительство - эксплуатация - передача";
договор по модели "строительство - владение - эксплуатация - передача";
договор концессии объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Для развития концессионных схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативно-правовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищнокоммунальном хозяйстве.
Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального хозяйства на основе современных технологий и материалов будет осуществляется по двум направлениям.
Первое направление - это срочное привлечение бюджетных ресурсов и ресурсов международных кредитных организаций под гарантии Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов.
Второе (стратегическое) - это создание финансовых механизмов минимизации рисков, привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Проекты модернизации жилищно-коммунального хозяйства в перспективе должны финансироваться как за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на безвозвратной основе, так и за счет заемных ресурсов (в первую очередь частных кредиторов).
Система финансирования проектов модернизации и развития жилищнокоммунального хозяйства может предусматривать два варианта получения средств.
Первый вариант - предоставление на безвозвратной основе бюджетных средств на реализацию проектов модернизации жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджетов всех уровней.
Второй вариант - получение на возвратной основе средств из бюджета или от частного кредитора с учетом приемлемого уровня долговой нагрузки для предприятий жилищно-коммунального хозяйства. При этом должна быть обеспечена возможность получения средств на необходимый срок.
Заемные средства на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства могут быть привлечены:
из коммерческих банков;
за счет выпуска проектных или муниципальных облигаций;
за счет предоставления кредита из бюджетов всех уровней.
Финансирование затрат и обеспечение эффективного целевого использования
бюджетных средств, выделяемых на модернизацию коммунального хозяйства
Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно-коммунального комплекса требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ.
Бюджетные средства будут направлены на модернизацию и техническое переоснащение объектов инженерной инфраструктуры и внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Финансирование затрат на реформирование и модернизацию
жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области
(млн.руб.)
-------------------------------------------------------------------------
Источник финансирования Объем В том числе:
средств ------------------------------------
всего 1 этап II этап III этап
(2002- (2004- (2006-
2003 2005 2010
годы) годы) годы)
-------------------------------------------------------------------------
Размер средств всего, 7623,809 1410,900 1781,109 4431,800
в том числе:
федеральный бюджет 850,500 104,200 191,900 554,400
из них средства на 850,500 104,200 191,900 554,400
реформирование и
модернизацию жилищно-
коммунального комплекса
средства областного 6773,309 1306,700 1589,209 3877,400
бюджета, местных бюджетов и
предприятий жилищно-
коммунального комплекса,
включая внебюджетные
заемные средства
-----------------------------------------------------------------------";
Средства, выделенные из федерального бюджета, будут направляться на реализацию межрегиональных проектов, на модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности городов и районов, а именно на ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации, при существовании угрозы нарушения функционирования систем жизнеобеспечения, которая может иметь отрицательные последствия для жизни и здоровья населения, модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имеющих определяющее значение для жизнедеятельности городов и районов.
Структура финансирования мероприятий программы по модернизации жилищнокоммунального хозяйства состоит из двух частей:
средства федерального бюджета, предоставляемые в различной форме, для осуществления проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства; средства областного бюджета и местных бюджетов, средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства, дополнительно привлеченные средства частных кредиторов.
Участие при финансировании за счет заемных средств требует обязательной оценки кредитоспособности заемщика - предприятия жилищно-коммунального хозяйства или органа местного самоуправления и обоснованности проектных предложений по модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проектов, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости предоставления и потребления коммунальных услуг. Модернизация коммунальной инфраструктуры должна привести к сокращению себестоимости коммунальных услуг, модернизация жилищного фонда -к сокращению потребления энергетических и материальных ресурсов и, следовательно, к получению экономического эффекта от инвестиций.
Задача органов государственной власти и органов местного самоуправления состоит в том, чтобы создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения прозрачности в сфере финансового управления этими предприятиями.
Органы местного самоуправления, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, которые не могут быть профинансированы за счет текущих доходов предприятий или бюджетных средств, должны взять на себя предоставление бюджетных гарантий для привлечения кредитов.
Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение программы определяется условиями ее реализации в течение 2002-2010 годов.
Затраты на реализацию программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства и предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса ориентированы на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения городов и районов области.
Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и мощностей теплоснабжения, систем водоснабжения и канализации составит 3944 млн.руб.
Оценка необходимого объема работ по сетевому хозяйству, модернизации мощностей систем тепло-, водоснабжения и канализации приведена в приложении N 1.
Приоритетными направлениями указанных работ являются:
завершение работ на аварийных объектах теплоснабжения;
перевод котельных на использование природного газа;
замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
строительство блок-модульных котельных;
строительство ГТТЭЦ;
ликвидация электрокотельных;
использование современных изолирующих материалов на тепловых сетях;
использование частотно-регулирующих приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения.
реконструкция и расширение водозаборов и водоочистных станций; перевод водоснабжения на подземные водоисточники;
обустройство зон санитарной охраны водозаборов;
строительство, реконструкция и капитальный ремонт биологических очистных сооружений;
модернизация магистральных канализационных коллекторов и канализационных сетей;
Перечень мероприятий по модернизации систем теплоснабжения приводится в приложении N 2, по модернизации систем водоснабжения в приложении N 3, по модернизации систем канализации в приложении N 4.
Вместе с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищнокоммунальной инфраструктуры требуется проведение работ, связанных с модернизацией жилищного фонда:
ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
установка в домах приборов учета потребления ресурсов:- воды, газа, тепловой энергии, электроэнергии:
ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения; использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования;
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
повышение эффективности работы лифтового оборудования.
Модернизация жилищного фонда, внедрение локальных источников теплоснабжения приведут к снижению потребности в тепловой энергии и снизят потребность в ремонте и модернизации котельных и тепловых сетей.
Общая потребность в финансовых средствах на модернизацию жилищнокоммунального хозяйства может быть частично компенсирована затратами на модернизацию жилищного фонда.
Оценка потребности в затратах на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства области по основным направлениям модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации приведена в приложении N 5.
Потребность в средствах на предоставление гражданам субсидий и льгот при оплате жилья и коммунальных услуг покрывается за счет средств бюджетов всех уровней.
По предварительной оценке, при переходе к полной оплате населением затрат на предоставление жилья и коммунальных услуг, более 70 тыс. семей (около 35 % семей от их общего числа) с наиболее низкими доходами будут получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Потребность в средствах на предоставление адресных субсидий с момента введения полной оплаты для населения затрат на предоставление жилья и коммунальных услуг (с 2008 года) составит около 400 млн.руб ежегодно, при условии снижения уровня инфляции до 2,5 - 3 % в год.
Финансирование затрат на предоставление субсидий при оплате населением
жилищно-коммунальных услуг
См. данную форму в редакторе MS-Word
По ориентировочным расчетам, средства на предоставление льгот отдельным категориям граждан, которым сохраняются льготы вне зависимости от уровня их доходов, составят в 2002-2010 годах от 50 до 60 млн.руб. ежегодно.
В течение срока реализации программы, после принятия соответствующих решений на федеральном уровне, возможна замена льгот на оплату жилья и коммунальных услуг военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц, соответствующим увеличением их денежного довольствия.
Необходимые расходы на социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг и на обеспечение устойчивой работы жилищнокоммунального хозяйства приведены в приложении N 6.
VII. Источники финансирования затрат на модернизацию
жилищно-коммунального хозяйства и предоставление гражданам льгот
и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства являются средства бюджетов всех уровней, средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства и частные заемные средства.
Необходимые расходы на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и источники финансирования приведены в приложении N 7.
Финансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета будет уточняться при подготовке бюджета на соответствующий год. Величина необходимых расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве в значительной степени будет зависеть от изменения тарифов на электроэнергию и газ.
Средства на реализацию программы и направления финансирования проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий год.
VIII. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы будет производится с помощью системы показателей, которая приведена в приложении N 8.
Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов по городам и районом области возлагается на органы местного самоуправления.
Успешная реализация программы позволит:
улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность проживания граждан;
повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг:
ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищнокоммунальном хозяйстве и довести уровень их, износа до 30 процентов;
обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей:
создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями жилищно-коммунального хозяйства энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении.
Генеральный директор ГОУП ЖКХ |
А.Н.Панов |
Заведующий отделом по координации
жилищно-коммунального хозяйства и
топливно-энергетического комплекса
администрации области |
Б.И. Быстров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 24 января 2003 г. N 12 "О программе Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области на период до 2010 года"
Текст постановления опубликован в "Собрании нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области" 2003 г., N 1
Постановлением Администрации Новгородской области от 7 сентября 2006 г. N 406 настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 15 августа 2005 г. N 289