Решение Думы Великого Новгорода
от 28 апреля 2005 г. N 112
"Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения в
Великом Новгороде"
26 мая, 27 декабря 2005 г., 28 августа 2006 г., 14 апреля, 28 мая 2009 г., 25 февраля 2010 г., 23 августа, 25 октября 2012 г., 28 февраля 2013 г.
В соответствии с законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации и Новгородской области, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", иными федеральными и областными законодательными, нормативными правовыми актами, определяющими правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, Уставом Великого Новгорода, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в целях удовлетворения потребности населения в транспортном обслуживании, повышения его качества, свободного развития рынка услуг, защиты прав потребителей этих услуг, повышения безопасности движения и экологической безопасности в Великом Новгороде Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И.Гражданкин |
Решением Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1331 заголовок настоящих Правил изложен в новой редакции
Правила
организации транспортного обслуживания населения
пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом
на маршрутах регулярных перевозок в Великом Новгороде
(утв. решением Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. N 112)
26 мая, 27 декабря 2005 г., 28 августа 2006 г., 14 апреля, 28 мая 2009 г., 25 февраля 2010 г., 23 августа, 25 октября 2012 г., 28 февраля 2013 г.
I. Общая часть
1. Общие положения
Решением Думы Великого Новгорода от 25 февраля 2010 г. N 616 в пункт 1.1 настоящих Правил внесены изменения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", федеральными законами от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения), постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 N 200 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", приказами Минтранса России от 09.03.95 N 27 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" (далее - Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения), от 08.01.97 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", законодательством о местном самоуправлении в Российской Федерации и Новгородской области, иными федеральными и областными законами, определяющими правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Великого Новгорода.
1.2. Пассажирские перевозки в Великом Новгороде организуются с целью удовлетворения потребности населения в транспортном обслуживании, повышения его качества, свободного развития рынка услуг, защиты прав потребителей этих услуг, повышения безопасности движения и экологической безопасности.
1.3. Действие настоящих Правил распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
1.4. Настоящие Правила обязательны для исполнения на всей территории Великого Новгорода:
должностными лицами органов местного самоуправления, организующими и осуществляющими контроль за пассажирскими перевозками и состоянием транспортных средств;
владельцами транспортных средств, осуществляющими пассажирские перевозки;
водителями транспортных средств, участвующими в пассажирских перевозках;
пассажирами.
Решением Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1331 в пункт 1.5 настоящих Правил внесены изменения
1.5. Для целей настоящих Правил используются основные понятия.
Автобус - транспортное средство категории "М2" или "М3" с двигателем. По количеству мест автобусы подразделяются на большой, особо большой, малой и особо малой вместимости.
Водитель - лицо, управляющее транспортным средством, имеющее необходимые документы на право управления им и принимающее непосредственное участие в перевозке пассажиров.
Договор - договор по организации транспортного обслуживания населения Великого Новгорода, заключенный Заказчиком с юридическими и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, предусматривающий обязательство сторон по организации транспортного обслуживания, в том числе осуществления пассажирских перевозок с учетом требований, установленных настоящими Правилами, в целях обеспечения полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.
Заказчик - Администрация Великого Новгорода, заключившая в установленном порядке муниципальный контракт или Договор.
Линейный контроль - контроль за работой транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки на основании договоров, заключенных в соответствии с настоящими Правилами.
Маршрут регулярных перевозок - путь следования автобуса или троллейбуса между определенными пунктами по соответствующему расписанию и схеме, который подтверждается паспортом маршрута, утверждаемым соответствующим правовым актом Администрации Великого Новгорода.
Маршрутное транспортное средство - автобус (троллейбус), движущийся согласно расписанию движения по установленному маршруту регулярных перевозок с обозначенными остановочными пунктами.
Маршрутная сеть - совокупность автобусных и троллейбусных маршрутов, находящихся в ведении Заказчика, включая остановочные пункты, площадки для разворота и отстоя транспортных средств и иные объекты транспортной инфраструктуры.
Муниципальный контракт - договор на выполнение муниципального заказа, заключенный в установленном порядке Заказчиком либо уполномоченным им юридическим лицом с юридическими и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в целях обеспечения муниципальных нужд.
Комиссия - межведомственный коллегиальный орган, формируемый и осуществляющий свою деятельность в порядке, определенном правовым актом Администрации Великого Новгорода, создаваемый в целях проведения обследования вновь организуемых маршрутов регулярных перевозок.
Объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, Перевозчиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
Организация транспортного обслуживания населения - комплекс мероприятий, реализуемых Заказчиком в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо загрузки (разгрузки) транспортного средства.
Остановочный пункт - место остановки транспортных средств при перевозке пассажиров и багажа по маршруту, оборудованное для посадки (высадки) пассажиров и ожидания транспортных средств.
Пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.
Пассажирские перевозки - перевозки пассажиров, организуемые Заказчиком в соответствии с настоящими Правилами и заключенными Договорами.
Паспорт маршрута - основной документ, подтверждающий правовой статус маршрута, устанавливаемого Заказчиком в соответствии с настоящими Правилами, содержащий существенные характеристики транспортного обслуживания на установленном маршруте, в том числе наличие сооружений, остановочных пунктов, физические параметры маршрута, и иную информацию, необходимую для осуществления транспортного обслуживания на установленном маршруте. Форма паспорта маршрута утверждается постановлением Администрации Великого Новгорода.
Перевозчик - юридическое или физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, осуществляющее пассажирские перевозки в соответствии с настоящими Правилами и заключенным им в установленном настоящими Правилами порядке Договором.
Проездной билет - перевозочный документ установленной формы, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира. Проездные билеты подразделяются на разовые и месячные.
Путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Расписание движения - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Схема маршрута - графическое изображение маршрута посредством условных обозначений, согласованное с отделом ГИБДД УВД по Великому Новгороду.
Тариф - размер оплаты перевозки пассажиров и багажа, определяемый в установленном порядке.
Троллейбус - маршрутное транспортное средство категории "М3", получающее энергию для движения от контактных проводов линий электропередач.
2. Полномочия и функции Заказчика
Решением Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1462 в пункт 2.1 настоящих Правил внесены изменения
2.1. Полномочиями Заказчика являются:
контроль и координация деятельности Перевозчиков в установленном порядке;
разработка в соответствии с перспективами хозяйственно-экономических и социально-демографических изменений и реализация программы развития пассажирского транспорта в Великом Новгороде;
организация транспортного обслуживания населения на территории Великого Новгорода;
принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации транспортных муниципальных предприятий и учреждений;
утверждение маршрутной сети и согласование расписания движения по маршрутам регулярных перевозок, осуществляемым Перевозчиками;
привлечение в установленном действующим законодательством порядке путем проведения торгов в форме аукциона или открытого конкурса к транспортному обслуживанию населения на территории Великого Новгорода организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, утверждение документации об аукционе и (или) конкурсе, организация проведения аукционов и (или) конкурсов;
регулирование в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, тарифов на пассажирские перевозки;
благоустройство остановочных пунктов, используемых при пассажирских перевозках, если земельные участки, на которых они расположены, не предоставлены иным лицам;
информирование населения об изменениях в работе пассажирского транспорта, предоставление иных сведений, необходимых потребителям транспортных услуг;
привлечение инвестиций в развитие муниципального пассажирского транспорта общего пользования;
взаимодействие с Администрацией Новгородской области по вопросам функционирования пассажирского транспорта.
Решением Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1462 в пункт 2.2 настоящих Правил внесены изменения
2.2. Функциями Заказчика являются:
изучение потребности населения в пассажирских перевозках и существующих пассажиропотоков, определение основных мест концентрации пассажиров;
учет и рассмотрение предложений населения и организаций по формированию маршрутной сети и расписания движения, жалоб на качество транспортного обслуживания, а также принятие мер по устранению недостатков;
разработка предложений по оптимизации маршрутной сети, комплексной транспортной схемы, по открытию новых и закрытию ранее действовавших маршрутов;
разработка предложений по определению требований к вместимости, количеству и интервалам движения транспортных средств на каждом маршруте;
разработка предложений по формированию объемов и параметров пассажирских перевозок;
разработка предложений по размещению заказов между Перевозчиками путем проведения торгов в форме аукциона или открытого конкурса с определением для каждого маршрута количественных и качественных показателей транспортных услуг;
осуществление линейного контроля работы Перевозчиков по показателям регулярности движения, технического и санитарного состояния транспортных средств, соблюдению требований к водителям, правильности выдачи проездных документов и учета выручки, ведению учета дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием Перевозчиков, применение к Перевозчикам санкций, предусмотренных условиями Договоров, контроль выполнения Перевозчиками договорных обязательств;
внесение предложений об изменении условий Договоров, а также, в установленных Договорами случаях, об их расторжении;
сбор в установленном порядке информации о наличии и состоянии пассажирских транспортных средств и кадровом составе Перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживание населения, а также тех, которые потенциально могут быть привлечены к перевозкам;
мониторинг пропускной способности улично-дорожной сети, ее загруженности, состояния дорожного покрытия с предъявлением соответствующих требований к дорожным службам, состояния сооружений на пути следования транспортных средств (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды и др.), условий, характеризующих безопасность дорожного движения;
паспортизация в установленном настоящими Правилами порядке маршрутов и нормирование в соответствии с Договором скоростей движения (продолжительности рейса) транспортных средств;
согласование расписания движения транспортных средств Перевозчиков на маршрутах с целью координации их работы;
контроль за объемом работы на маршрутах регулярных перевозок, выполненной Перевозчиками в рамках Договоров;
контроль за регулярностью движения транспортных средств Перевозчика на маршрутах регулярных перевозок;
контроль за оборудованием маршрутов необходимыми для обслуживания пассажиров и работы Перевозчиков объектами транспортной инфраструктуры, прекращение движения транспортных средств на маршрутах, не соответствующих требованиям безопасности перевозок;
временное прекращение в установленном порядке движения пассажирских транспортных средств в случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий;
разработка документации об аукционе на право заключения муниципального контракта и (или) об открытом конкурсе на право заключения договора об организации транспортного обслуживания населения;
организация системы распространения единых месячных проездных билетов на основе отдельного договора между Перевозчиками.
II. Требования к организации пассажирских перевозок
Решением Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1331 в раздел 3 настоящих Правил внесены изменения
3. Виды маршрутов регулярных перевозок
3.1. Исключен.
См. текст пункта 3.1
3.2. Регулярные пассажирские перевозки относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные пассажирские перевозки осуществляются по расписаниям и подразделяются на:
перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах и в соответствии с утвержденными расписаниями движения;
перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте в соответствии с согласованными расписаниями движения.
Регулярные пассажирские перевозки организуются с целью удовлетворения потребностей населения в транспортных передвижениях, а также по заказу юридических и физических лиц с целью удовлетворения определенных транспортных потребностей этих лиц (доставка сотрудников предприятий и организаций к местам работы в случае их удаленности от маршрутов регулярных перевозок, обслуживание гостиничных и торговых комплексов и т.д.).
Пассажирские перевозки легковыми такси выполняются легковыми автомобилями вне маршрутной сети. Перевозка пассажира легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме в месте посадки пассажира либо посредством принятия к выполнению заказа диспетчерской службой Перевозчика.
3.3. В соответствии со спецификой обслуживания населения маршруты могут иметь несколько режимов работы:
маршруты постоянные, действующие в течение установленных периода суток, дней недели, месяцев;
маршруты дополнительные, действующие в ограниченные периоды суток, как правило, в часы "пик";
маршруты сезонные, организуемые в период функционирования зон отдыха, садово-огородных и дачных кооперативов и т.д.;
4. Порядок организации и открытия маршрутов регулярных перевозок
4.1. Заказчик отвечает за полноту удовлетворения транспортных потребностей граждан на территории Великого Новгорода.
Новый маршрут регулярных перевозок организуется и открывается на основании правового акта Администрации Великого Новгорода. Инициаторами могут быть как юридические, так и физические лица.
Для получения обосновывающих материалов и подтверждения необходимости принятия организационно-технических решений Заказчик осуществляет комплекс мер, обусловленных созданием и введением в эксплуатацию новых жилых зон и массивов, изменением дорожной и градостроительной ситуации, включением в городскую черту ряда пригородных зон, созданием новых крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и т.д.
4.2. В связи с возможным перераспределением пассажиропотоков, связанным с открытием новых маршрутов регулярных перевозок, их изменением в часы "пик", а также предпочтениями населения в отношении использования различных видов транспорта Заказчик на основании сплошного или выборочного изучения пассажиропотоков, материалов социологических опросов и предложений граждан:
определяет (прогнозирует) ожидаемые объемы перевозок, величины устойчивых пассажиропотоков между вновь образованными местами концентрации пассажиров с целью удовлетворения возникших потребностей в перевозках путем организации новых маршрутов регулярных перевозок;
выявляет наличие финансовых и материальных ресурсов и возможность привлечения Перевозчиков для обслуживания вновь организуемых маршрутов регулярных перевозок;
разрабатывает технико-экономическое обоснование целесообразности организации и открытия маршрута;
выбирает оптимальную трассу движения и обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие Основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерное оборудование, наличие необходимых объектов инфраструктуры и т.д.). Выбор трассы маршрута регулярных автобусных перевозок производится в соответствии с требованиями Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.97 N 2, с основными требованиями к параметрам дорог и дорожной обстановки для безопасного функционирования автобусных маршрутов и согласовывается с органами государственной инспекции безопасности дорожного движения. Троллейбусные линии должны удовлетворять соответствующим требованиям строительных норм и правил. Общий вес (с максимальным наполнением) транспортного средства, выбранного для работы на маршруте регулярных перевозок, должен соответствовать допустимой нагрузке на мосты и путепроводы, расположенные на маршруте регулярных перевозок. Размещение, параметры и оборудование остановочных пунктов пассажирского транспорта должны удовлетворять регламентированным требованиям;
осуществляет (совместно с Перевозчиком) контрольные замеры и проводит нормирование скоростей движения транспортных средств на трассе маршрута регулярных перевозок, предварительно определив расположение начальных и конечных пунктов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах, а также выбирает промежуточные остановочные пункты на всем протяжении маршрута регулярных перевозок так, чтобы расстояние для подхода к ним пассажиров не превышало 600 метров. Расстояние между остановочными пунктами, особенно в зонах, где формируются наиболее крупные пассажиропотоки, устанавливается в пределах 400-500 метров, в исключительных случаях - не более 800 метров. По результатам нормирования устанавливаются оптимальные нормы времени движения транспортных средств между остановочными пунктами и на всем маршруте регулярных перевозок;
определяет количество и тип транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута регулярных перевозок, устанавливает при необходимости интервалы их движения;
организует координацию движения на вновь открываемом маршруте регулярных перевозок с движением транспортных средств на других постоянных маршрутах;
определяет при необходимости вид средства контроля регулярности движения;
разрабатывает мероприятия по обустройству маршрута регулярных перевозок остановочными пунктами и заездными карманами.
4.3. После завершения Заказчиком подготовительных работ по открытию нового маршрута регулярных перевозок Комиссия:
проводит обследование трассы маршрута регулярных перевозок с целью определения ее соответствия техническим требованиям;
рассматривает соответствие мест расположения объектов транспортной инфраструктуры, которые необходимо соорудить, а также их проектов требованиям строительных нормативов и архитектурных планов развития территории;
составляет акты о результатах обследования.
По результатам обследования Заказчик разрабатывает проект паспорта маршрута по установленной форме и представляет его для рассмотрения в Комиссию.
При положительном решении Комиссии Заказчик выполняет необходимые работы по возведению и оборудованию объектов транспортной инфраструктуры в порядке, предусмотренном проектом паспорта маршрута.
В случае принятия отрицательного решения Заказчик по согласованию с инициатором открытия нового маршрута регулярных перевозок вправе пересмотреть путь следования транспортных средств и расположение объектов транспортной инфраструктуры или устранить выявленные недостатки на выбранном пути следования, внести соответствующие изменения в проект паспорта маршрута и представить скорректированный проект в Комиссию для повторного рассмотрения.
Комиссия обследует условия организации перевозок на вновь организуемом маршруте регулярных перевозок, вносит свои предложения по устранению недостатков. После выполнения Заказчиком всех требований Комиссия составляет акт о готовности маршрута регулярных перевозок к открытию и началу регулярного движения.
Утвержденный Заказчиком паспорт маршрута с приложенным актом обследования маршрута регулярных перевозок является документом, подтверждающим соответствие условий движения на маршруте регулярных перевозок требованиям безопасности дорожного движения.
4.4. Не позднее чем за 10 дней до открытия маршрута регулярных перевозок и связанной с этим возможной корректировкой других маршрутов или расписания движения по ним, Заказчик обязан оповестить население через средства массовой информации, а также специальные объявления на остановочных пунктах, в первую очередь, там, где образуются наибольшие пассажиропотоки.
Решением Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1462 в пункт 4.5 настоящих Правил внесены изменения
4.5. После подписания акта о готовности маршрута регулярных перевозок к открытию на основании действующего законодательства может быть объявлен аукцион на заключение муниципального контракта или конкурс на право заключения договора об организации транспортного обслуживания населения.
4.6. Создание и оборудование остановочных пунктов осуществляет Заказчик в соответствии с требованиями, установленными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112.
Финансирование оборудования маршрутных транспортных средств средствами связи для контроля регулярности движения на маршруте регулярных перевозок осуществляется Перевозчиком.
4.7. Нормирование скоростей движения транспортных средств производится:
на вновь организованном маршруте регулярных перевозок - перед открытием движения по нему;
на существующих маршрутах регулярных перевозок - не реже одного раза в два года, а также в случаях переноса трассы маршрута или остановочных пунктов, изменения марочного состава используемых транспортных средств и условий дорожного движения (ширина и состояние дорожного полотна, появление или ликвидация различных стационарных объектов, влияющих на скорость движения: светофоров, пешеходных переходов, перекрестков, переездов железнодорожных путей, дорожных развязок и др.).
4.8. Контроль за регулярностью движения транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок осуществляется Заказчиком при помощи радиотехнических и других средств связи.
4.9. Заказчику в зависимости от величины пассажиропотока, количества транспортных средств, которые предполагается привлечь к работе на маршруте регулярных перевозок, дорожных условий при обустройстве маршрута регулярных перевозок необходимо предусматривать наличие площадок для разворота и отстоя транспортных средств в начальных и конечных пунктах маршрута регулярных перевозок.
5. Пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок с посадкой
и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах
5.1. Пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах осуществляются Перевозчиком, с которым заключен Договор.
5.2. Посадка и высадка пассажиров на маршрутах регулярных перевозок осуществляется только на остановочных пунктах.
При наличии на маршруте регулярных перевозок остановок "по требованию" пассажир должен заблаговременно известить кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства. При нахождении пассажиров на указанном остановочном пункте водитель обязан остановить транспортное средство.
Посадка и высадка пассажиров производятся в следующей последовательности:
в автобусах, имеющих одну дверь, сначала осуществляется высадка, затем - посадка;
в автобусах, имеющих две двери, высадка пассажиров - через обе двери, посадка - через заднюю дверь;
в автобусах и троллейбусах, имеющих три двери, высадка - через все двери, посадка - через заднюю и среднюю двери.
Правом посадки через переднюю дверь автобуса и троллейбуса пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды, престарелые граждане.
Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводятся 6 передних мест с левой стороны по ходу подвижного состава, в троллейбусах - 10 передних мест. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.
5.3. Пассажир обязан:
оплатить проезд и провоз ручной клади (багажа), не ожидая требований водителя или кондуктора, и получить соответствующие проездной билет и квитанцию на провоз ручной клади (багажа) у кондуктора, а при работе автобуса, троллейбуса без кондуктора - у водителя;
производить оплату во время следования до очередной остановки после посадки, если проезд не был оплачен заранее;
хранить приобретенный проездной билет в течение всего времени поездки и предъявлять его или документ, подтверждающий право на проезд, по первому требованию лиц, специально уполномоченных на проведение контроля. Разовый проездной билет действителен только на одну поездку в одном направлении;
при наличии предъявить при посадке в автобус, троллейбус месячный проездной билет либо другой документ, подтверждающий право на проезд;
освободить салон автобуса, троллейбуса по прибытии на конечный пункт маршрута регулярных перевозок.
5.4. Пассажир имеет права потребителя, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
5.5. Пассажир имеет право:
провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, установленных действующим законодательством;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
5.6. Пассажирам запрещается:
проезжать по проездным билетам, приобретенным в других городах;
передавать именной проездной билет другому лицу для проезда;
препятствовать открытию и закрытию дверей;
ставить детей и помещать багаж на сиденья, высовываться из окон;
отвлекать водителя, разговаривать с ним во время движения;
курить в салоне автобуса, троллейбуса;
провозить огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легко воспламеняющиеся, ядовитые, едкие, зловонные вещества, огнестрельное оружие без чехлов;
провозить предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров;
находиться в салоне автобуса, троллейбуса в нетрезвом состоянии.
Решением Думы Великого Новгорода от 28 мая 2009 г. N 394 в пункт 5.7 настоящих Правил внесены изменения
5.7. Пассажиры несут материальную ответственность за порчу или повреждение оборудования или инвентаря подвижного состава в установленном законом порядке.
"Безбилетным" является лицо:
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества
Безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты являются административными правонарушениями, которые влекут наложение административного штрафа.
Рассматривать дела об административных правонарушениях в случае назначения административного наказания без составления протокола вправе контролеры пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения, которые в соответствии со статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налагают и взимают административные штрафы с выдачей постановления-квитанции установленного Администрацией Новгородской области образца.
В случае если пассажир отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении, который рассматривается в порядке, установленном областным законом от 11.08.2008 N 362-ОЗ "Об административных правонарушениях".
Уплата административного штрафа за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты не освобождает пассажира от приобретения проездного билета или оплаты провоза багажа.
5.8. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд, определяется законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов государственной власти Новгородской области и Думы Великого Новгорода.
Пассажиры, для которых установлены льготы или преимущества по оплате за проезд, обязаны исполнять настоящие Правила.
Пассажиры, имеющие право на бесплатный или льготный проезд в автобусах, троллейбусах, провоз багажа производят на общих основаниях.
5.9. Пассажир вправе обращаться к Заказчику и (или) иному уполномоченному в соответствии с действующим законодательством органу с жалобами и заявлениями по качеству обслуживания и вопросам нарушения транспортного законодательства и настоящих Правил.
6. Пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок с посадкой
и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного
движения месте
6.1. Регулярные пассажирские перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте организуются по маршрутам регулярных перевозок, которые могут частично, но не более 50 %, совпадать с маршрутами регулярных перевозок пассажиров с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах.
6.2. Регулярные пассажирские перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте организуются и открываются согласно установленному в разделе 4 настоящих Правил порядку.
6.3. Пассажирские перевозки на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте осуществляется Перевозчиком, с которым заключен Договор.
6.4. Проезд пассажиров на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте осуществляется по билетам.
6.5. Право на льготы и преимущества пассажиров на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте определяется действующим законодательством.
6.6. Условия, порядок проезда и ответственность пассажиров на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте аналогичны условиям, порядку проезда и ответственности при перевозке пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах.
8. Диспетчерские услуги при перевозке пассажиров легковыми такси
См. текст раздела 8
9. Тарифы и оплата за проезд
9.1. Уровень тарифов на пассажирские перевозки:
для Перевозчиков муниципальной формы собственности устанавливается Заказчиком;
для Перевозчиков иной формы собственности устанавливается Перевозчиками по согласованию с Заказчиком.
9.2. Проездные билеты приобретаются пассажиром у Перевозчика или уполномоченного им лица. Предварительная продажа месячных проездных билетов на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах организуется Заказчиком (при условии наличия нескольких Перевозчиков).
9.3. Исключен.
См. текст пункта 9.3
9.4. Уведомление населения о предстоящем изменении тарифов на пассажирские перевозки осуществляется через средства массовой информации не позднее чем за 15 суток до введения новых тарифов.
III. Обеспечение безопасности и культуры обслуживания при перевозке пассажиров
10. Требования к Перевозчику
10.1. Для организации пассажирских перевозок Перевозчик, осуществляющий пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок, обязан:
10.1.1. Иметь соответствующий Договор;
10.1.2. Выполнять пассажирские перевозки в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27, настоящими Правилами;
10.1.3. Произвести страхование транспортных средств, а также жизни и здоровья пассажиров;
10.1.4. Обеспечивать соблюдение прав пассажиров, культуры их обслуживания;
10.1.5. Обеспечивать ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки;
10.1.6. Обеспечивать техническую исправность транспортных средств, их своевременное сервисное обслуживание (ежедневное обслуживание, техническое обслуживание N 1, техническое обслуживание N 2);
10.1.7. Обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, проводя предрейсовые инструктажи, вести учет прохождения водителями инструктажей в специальном журнале с кратким указанием их содержания, делать в путевом листе транспортного средства соответствующие отметки о проведении инструктажа;
10.1.8. Обеспечивать соблюдение водителями правил парковки транспортного средства (строго в установленных местах);
10.1.9. Использовать средства связи для контроля за работой автобусов и троллейбусов на маршрутах, совместимые с соответствующим оборудованием Заказчика;
10.1.10. Обеспечивать проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей и контроль за их периодическим медицинским переосвидетельствованием;
10.1.11. Обеспечивать ежегодную переподготовку водителей и их стажировку;
10.1.12. Закрепить обязанности и возложить ответственность за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации;
10.1.13. Обеспечивать ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований приказа Минтранса России от 09.03.95 N 27, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали водители транспортных организаций;
10.1.14. Обеспечивать учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями;
10.1.15. Обеспечивать оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
10.1.16. Назначать на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Обеспечивать прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
10.1.17. Обеспечивать соблюдение режима труда и отдыха водителей, составлять графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств, вести документацию по учету рабочего времени и времени отдыха водителей;
Решением Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1331 в подпункт 10.1.18 пункта 10.1 настоящих Правил внесены изменения
10.1.18. Обеспечивать в соответствии с Правилами благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденными решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 N 230 (в редакции решений Думы Великого Новгорода от 30.03.2009 N 341, от 01.09.2009 N 475, от 24.02.2011 N 914, от 04.10.2011 N 1082, от 27.12.2011 N 1154, от 30.05.2012 N 1298), и Договором:
соблюдение чистоты и порядка (включая ежедневную уборку) на территориях остановочных пунктов (если земельные участки, на которых они расположены, не предоставлены иным лицам), в том числе конечных остановочных пунктов, площадок отстоя и разворотных площадок городского пассажирского транспорта;
установку, содержание в чистоте и исправном состоянии информационных знаков остановок городского пассажирского транспорта;
установку и содержание биотуалетов, контейнеров и урн для мусора;
вывоз мусора.
10.2. Передача Перевозчиком документации, разрешающей пассажирские перевозки по выделенному ему маршруту, другим юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, самовольное изменение маршрута, а также производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, не допускается без согласования с Заказчиком.
10.3. Перевозчик, осуществляющий пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок, имеет право:
прекращать движение на маршруте при угрозе безопасности перевозок пассажиров по предварительному согласованию с Заказчиком;
изменять маршрут при возникновении не зависящих от Перевозчика помех (аварии, неблагоприятные дорожно-климатические условия, незапланированные пассажиропотоки) по предварительному согласованию с Заказчиком.
10.4. Исключен.
См. текст пункта 10.4
11. Требования к водителям, осуществляющим пассажирские перевозки
11.1. Основные требования по подготовке водителей, условия и порядок получения права на управление транспортными средствами определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
11.2. К пассажирским перевозкам на маршрутах регулярных перевозок допускаются водители:
не моложе 20 лет, прошедшие медицинское освидетельствование;
имеющие водительское удостоверение соответствующей категории;
имеющие непрерывный стаж работы водителем автотранспортных средств не менее трех лет;
прошедшие специальную стажировку по вождению данной марки автобуса или троллейбуса на закрепленном маршруте.
Водители, привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, допустившие грубые нарушения Правил дорожного движения, к пассажирским перевозкам на маршрутах регулярных перевозок не допускаются.
11.3. Водитель автобуса при работе на линии должен иметь при себе:
путевой лист установленного образца с отметками о допуске транспортного средства к работе, о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителем автобуса, о времени начала и окончания работы, наименовании маршрута и т.д.;
лицензионную карточку;
схему маршрута с указанием сложных участков;
расписание движения;
водительское удостоверение;
свидетельство о регистрации транспортного средства;
талон о прохождении государственного технического осмотра;
билетную продукцию (при отсутствии кондуктора);
сервисную книжку по проведению технических обслуживаний частных автобусов.
11.4. Водитель троллейбуса при работе на линии должен иметь при себе:
путевой лист установленного образца с отметками о допуске троллейбуса и водителя к работе, о времени начала и окончания работы, номере маршрута и т.д.;
удостоверение и книжку водителя троллейбуса;
специальный журнал с подписью мастера о готовности троллейбуса к эксплуатации;
расписание движения.
11.5. Исключен.
См. текст пункта 11.5
11.6. Исключен.
См. текст пункта 11.6
11.7. Исключен.
См. текст пункта 11.7
11.8. Исключен.
См. текст пункта 11.8
12. Требования к техническому состоянию транспортных средств
12.1. Для пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок в зависимости от условий, предъявляемых Заказчиком, могут использоваться автобусы, троллейбусы отечественного и зарубежного производства особо большого, большого, среднего, малого и особо-малого классов:
зарегистрированные в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения;
прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр.
Для пассажирских перевозок на маршрутах могут использоваться троллейбусы:
имеющие копию сертификата "Одобрение типа транспортного средства";
допущенные к эксплуатации согласно правилам технической эксплуатации троллейбуса.
12.2. Автобусы на маршруте регулярных перевозок должны иметь государственные регистрационные знаки в соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50577-93 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования", принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 29.06.93 N 165 (далее - ГОСТ Р 50577-93)
12.3. Автобусы и троллейбусы на маршруте регулярных перевозок должны иметь экипировку в соответствии с требованиями, установленными Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112:
12.3.1. Внешнюю:
указатель, размещаемый над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, включающий номер маршрута и наименование основных и конечных пунктов;
указатель, размещаемый по правой стороне кузова по ходу транспортного средства, включающий номер маршрута и наименование основных и конечных пунктов;
указатель, размещаемый на заднем окне транспортного средства, включающий номер маршрута;
полное или краткое наименование перевозчика, размещаемое над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
информация о действующем тарифе;
Решением Думы Великого Новгорода от 28 мая 2009 г. N 394 в пункт 12.3.2 настоящих Правил внесены изменения
12.3.2. Внутреннюю:
информация о Перевозчике с указанием адреса и номер телефона;
информация о водителе с указанием фамилии, а при наличии кондуктора - также фамилии кондуктора;
информация о контролирующем органе с указанием адреса и контактных телефонов;
информация о действующем тарифе;
указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов;
указатели мест расположения огнетушителей;
указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил;
аптечка
указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства.
12.4. Для пассажирских перевозок легковыми такси могут использоваться легковые автомобили отечественного и зарубежного производства, соответствующие требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года N 118, с паспортной вместимостью, включая водителя, до восьми человек, имеющие не менее четырех дверей, зарегистрированные в установленном порядке в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения и прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр (с установленной периодичностью).
12.5. Легковое такси должно быть технически исправно и иметь состояние салона, отвечающее санитарным нормам.
12.6. Легковые такси должны иметь государственные регистрационные знаки в соответствии с ГОСТ Р 50577-93, а также быть оборудованы:
опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства;
цветографической схемой, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, которая наносится на кузов легкового такси;
таксометрами, (если форма оплаты за пользование легковым такси установлена по тарифам).
Решением Думы Великого Новгорода от 28 мая 2009 г. N 394 в пункт 12.7 настоящих Правил внесены изменения
12.7. В салоне легкового такси на передней панели справа от водителя должна быть размещена следующая информация:
полное или краткое наименование Перевозчика;
условия оплаты за пользование легковым такси;
визитная карточка водителя с фотографией;
наименование, адрес и контактные телефоны Заказчика (при наличии Договора) и органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
13. Требования к оборудованию остановочных пунктов
13.1. Остановочные пункты на маршрутах регулярных перевозок размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров в соответствии со строительными нормами и правилами их технической эксплуатации.
13.2. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
13.3. На указателях размещается следующая информация:
условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса), используемого для осуществления регулярных пассажирских перевозок;
наименование остановочного пункта;
номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
наименование, адрес и контактные телефоны Заказчика и (или) уполномоченного им органа, обеспечивающего контроль за осуществлением пассажирских перевозок.
13.4. Конечные остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок, в которые прибывают транспортные средства и которые не совпадают с пунктами отправления, оборудуются указателями "Посадки нет".
13.5. Остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участки, примыкающие к остановочному пункту.
15. Линейный контроль
Решением Думы Великого Новгорода от 28 мая 2009 г. N 394 в пункт 15.1 настоящих Правил внесены изменения
15.1. Заказчик обязан осуществлять регулярный контроль за работой транспорта и проверку выполнения Перевозчиками требований настоящих Правил в части:
качества и полноты подготовки транспортных средств, их внутреннего и внешнего оформления и экипировки;
соблюдения графиков движения транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок;
правильности оформления путевой документации;
выполнения водителями, кондукторами и другими работниками рабочих и должностных инструкций;
состояния объектов транспортной инфраструктуры.
15.2. О выявленных нарушениях Заказчик информирует Перевозчика и требует устранения недостатков, а в случае необходимости - применяет соответствующие меры в соответствии с условиями Договора.
16. Муниципальный контроль и ответственность за нарушение настоящих Правил
Решением Думы Великого Новгорода от 25 октября 2012 г. N 1379 пункт 16.1 настоящих Правил изложен в новой редакции
16.1. Муниципальный контроль за исполнением настоящих Правил осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
16.2. Контроль за исполнением настоящих Правил возлагается на Заказчика.
Решением Думы Великого Новгорода от 25 октября 2012 г. N 1379 в пункт 16.3 настоящих Правил внесены изменения
16.3. За нарушение настоящих Правил виновные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с областным законом "Об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
\
Решение Думы Великого Новгорода от 28 апреля 2005 г. N 112 "Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения в Великом Новгороде"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Новгород"
Текст решения опубликован в газете "Новгород" от 16 июня 2005 г. N 24
Решением Думы Великого Новгорода от 27 мая 2021 г. N 565 настоящее решение приостановлено с 27 мая 2021 г. до отнесения к полномочиям органов местного самоуправления Великого Новгорода вопросов организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Великий Новгород
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 28 февраля 2013 г. N 1462
Решение Думы Великого Новгорода от 25 октября 2012 г. N 1379
Решение Думы Великого Новгорода от 23 августа 2012 г. N 1331
Решение Думы Великого Новгорода от 25 февраля 2010 г. N 616
Решение Думы Великого Новгорода от 28 мая 2009 г. N 394
Решение Думы Великого Новгорода от 14 апреля 2009 г. N 357
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения
Решение Думы Великого Новгорода от 28 августа 2006 г. N 349
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного решения
Решение Думы Великого Новгорода от 27 декабря 2005 г. N 238
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного решения
Решение Думы Великого Новгорода от 26 мая 2005 г. N 131
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного решения