Постановление Администрации Новгородской области
от 17 сентября 1996 г. N 388
"Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных
ситуациях на территории области"
19 сентября 2005 г., 3 августа, 16 ноября 2006 г., 9 апреля 2007 г., 11 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 сентября 2005 г. N 339 преамбула настоящего постановления изложена в новой редакции
Во исполнение требований федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", областного закона от 08.02.96 N 36-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановления Администрации области от 24.09.2004 N 220 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях постановляю:";
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 11 марта 2013 г. N 122 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Руководителю государственного казенного областного учреждения "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области довести требования Положения до звеньев областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации Новгородской области от 3 августа 2006 г. N 367 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Рекомендовать Главам городского округа и муниципальных районов области довести указанное Положение до всех организаций, учреждений и предприятий.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Постановлением Администрации Новгородской области от 9 апреля 2007 г. N 89 в настоящее Положение внесены изменения
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях на территории области
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 17 сентября 1996 г. N 388)
19 сентября 2005 г., 3 августа, 16 ноября 2006 г., 9 апреля 2007 г., 11 марта 2013 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 11 марта 2013 г. N 122 в раздел 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (далее АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Виды АСР
К АСР работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
АСР работы включают в себя следующие этапы:
обследование объектов (территорий), где планируется проведение АСР;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение АСР;
вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
Зона чрезвычайной ситуации ... это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (далее ЧС).
2. Организация АСР
2.1. Руководство АСР
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС.
Руководитель ликвидации ЧС несет ответственность за организацию и проведение АСР в зоне ЧС и безопасность людей, участвующих в ликвидации ЧС.
Решения руководителя ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
проведение АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничение доступа людей в зону ЧС;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечение к проведению ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
Для управления мероприятиями при руководителе ликвидации ЧС может быть создан оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС.
Оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС формируется на базе соответствующих органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, и членов комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов и является исполнительным органом руководителя ликвидации ЧС. Оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС оснащается средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами, средствами связи и разворачивает подвижный пункт управления в зоне ЧС.
Руководство работами на отдельных участках (секторах) в зоне ЧС осуществляется руководителями АСР.
Руководители АСР на участках назначаются руководителем ликвидации ЧС, как правило, из числа руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), а также должностных лиц организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной ЧС. Они отвечают за организацию АСР и безопасность людей, работающих на участке (секторе).
Руководители аварийно-спасательных служб (формирований), органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя работ по ликвидации ЧС.
2.2. Подготовка АСР на объекте (в зоне ЧС)
АСР проводятся силами аварийно-спасательных подразделений области.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (зона ЧС) на нем должна быть проведена комплексная разведка. После проведения разведки проводится обследование объекта (зоны ЧС) с определением объемов и способов ведения АСР, необходимых для этого сил и средств.
Объект (зона ЧС) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ. К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители АСР. При отсутствии времени на обследование АСР начинаются с проведения разведки.
При подготовке к проведению АСР в зоне ЧС руководитель ликвидации ЧС обязан:
произвести разведку и оценить обстановку в зоне ЧС и ее влияние на проведение спасательных работ;
определить и поставить задачи подразделениям (руководителям АСР на участках), организовать их взаимодействие и всестороннее обеспечение;
определить (назначить) место пункта управления и порядок связи с руководителями АСР;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе АСР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и оказание медицинской помощи;
организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСР;
по окончании работ заслушать командиров подразделений (руководителей АСР), при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места АСР подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
динамику развития ЧС, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСР, руководитель ликвидации ЧС принимает решение о перегруппировке и доводит его до руководителей подразделений (руководителей АСР), указав порядок перегруппировки.
2.3. Привлечение сил и средств к АСР
Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и других сил и средств к проведению АСР осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности в зависимости от вида ЧС (локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные), из состава расчета сил соответствующего уровня (звена) областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились ЧС или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных ЧС, на основе запроса руководителей ликвидации ЧС либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации ЧС.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
3. Проведение АСР
3.1. Разведка
Разведка объекта (зоны ЧС), где планируется проведение АСР, должна установить:
границы зоны ЧС;
наличие, вид опасных факторов и их влияние на проведение АСР;
место нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения и эвакуации;
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно химически опасные вещества (далее АХОВ);
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе АСР.
3.2. Технология АСР
Технологические приемы и способы ведения АСР зависят от состояния объекта и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.
Руководителем ликвидации ЧС объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей АСР на участках, между руководителями АСР на участках и руководителем ликвидации ЧС организуется устойчивая связь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основными задачами аварийно-спасательных подразделений являются их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации непосредственных свидетелей;
специально подготовленных поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструмента простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей.
В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при пересменке. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем ликвидации ЧС одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечению АХОВ и других вторичных поражающих факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 17 сентября 1996 г. N 388 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области"
Текст постановления опубликован в информационно-методическом бюллетене N 3, 1996 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2013 г. N 122
Постановление Администрации Новгородской области от 9 апреля 2007 г. N 89
Постановление Администрации Новгородской области от 16 ноября 2006 г. N 484
Постановление Администрации Новгородской области от 3 августа 2006 г. N 367
Постановление Администрации Новгородской области oт 19 сентября 2005 г. N 339