Постановление Администрации Новгородской области
от 12 января 2006 г. N 7
"Об утверждении Методических указании по разработке и реализации
областных целевых программ"
15 мая 2008 г.
Постановлением Администрации Новгородской области от 17 мая 2010 г. N 205 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с областным законом от 15.05.2000 N 128-ОЗ "О прогнозировании социально-экономического развития Новгородской области" и в целях повышения социальной и экономической эффективности программного развития области, рационального расходования бюджетных средств, унификации способов и технологии формирования областных программ, обеспечения единства методических подходов, повышения ответственности за организацию отбора программ по решению проблем развития области, формирования, проектирования, ресурсного обеспечения, реализации, контроля выполнения программных мероприятий постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке и реализации областных целевых программ.
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Первый заместитель Главы администрации |
А.С.Бойцов |
Методические указания
по разработке и реализации областных целевых программ
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 12 января 2006 г. N 7)
15 мая 2008 г.
Введение
1. Областные целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития области, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем области.
2. Методические указания по разработке и реализации областных целевых программ (далее Методические указания) унифицируют способы и процессы формирования областных целевых программ (далее программы), регламентируют общий порядок, правила формирования и реализации программ.
3. Методические указания имеют обязательный характер при отборе областных проблем (далее проблемы), подлежащих решению программным методом, формировании и реализации программ.
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169 раздел 1 настоящих указаний изложен в новой редакции
1. Обоснование проблем, подлежащих решению программным методом
Инициаторами постановки проблем, подлежащих решению программным методом, выступают органы государственной власти области, органы местного самоуправления области, а также юридические лица независимо от формы собственности.
Обоснование проблем, подлежащих решению программным методом, осуществляется в следующем порядке:
1.1. Выявление и формулировка основных проблем, определение их актуальности.
1.2. Выявление наличия у проблемы программных признаков, в том числе конечность реализации во времени, ограниченность распространения проблемного объекта по месту и сфере деятельности, невозможность решения проблемы в определенные сроки на основе других методов и форм управления.
1.3. Предварительная ресурсная оценка решения проблемы (потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах).
Инициаторы постановки проблемы осуществляют сбор и подготовку информации, в том числе содержащей описание остроты проблемы, какой период времени она существует и возможные последствия без программного вмешательства.
Инициаторы постановки проблемы представляют подготовленную информацию Губернатору области, первому заместителю Главы администрации области или заместителю Главы администрации области в соответствии с распределением обязанностей, который принимает решение о разработке программы, назначает заказчика программы (исполнительный орган государственной власти области).
Состав участников процесса обоснования проблем, подлежащих решению программным методом, их обязанности изложены в приложении 1 к Методическим указаниям (этап I).
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169 раздел 2 настоящих указаний изложен в новой редакции
2. Процесс формирования программ
После принятия решения о начале разработки программы начинается процесс формирования программы. Состав участников процесса формирования программы, их обязанности изложены в приложении 1 к Методическим указаниям (этап II).
Процесс формирования программы включает в себя следующие этапы:
2.1. Определение заказчиком программы состава группы разработчиков, ответственных за формирование программы, и необходимых требований к содержанию программы
Группа разработчиков создается из квалифицированных специалистов соответствующей сферы деятельности, специалистов комитета финансов Новгородской области и экономического комитета Новгородской области. Состав рабочей группы утверждается распоряжением Администрации области.
Для формирования программы в качестве разработчиков могут привлекаться научно-исследовательские институты и другие юридические и физические лица по договору.
Программа, предполагаемая к утверждению и финансированию за счет средств областного бюджета, должна содержать:
финансово-экономическое обоснование;
расчет ресурсного обеспечения (материально-технические, природные, финансовые, трудовые ресурсы);
перечень и описание конкретных мероприятий программы, сроки реализации каждого мероприятия;
обоснование потребности в финансовых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования);
описание ожидаемых результатов реализации программы (в том числе социальных, экономических, экологических), перечень целевых показателей для оценки эффективности реализации программы;
паспорт программы.
2.2. Проектирование программы
2.2.1. Заказчик программы:
готовит исходное задание на формирование программы;
координирует действия разработчиков;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью группы разработчиков и при необходимости разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов;
формирует проект программы в сводном виде и оформляет паспорт программы - специальный формуляр, который содержит ее полную характеристику, согласно приложению 2 к Методическим указаниям;
организует проведение специализированной и (или) независимой экспертизы, при необходимости осуществляет доработку программы, несет ответственность за своевременную и качественную подготовку программы;
2.2.2. Разработчики программы:
изучают аналитическую информацию о состоянии проблемы;
готовят исходный материал для проведения последующих оценок и расчетов;
устанавливают возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно-проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичных программ;
проводят расчеты потребностей во всех видах ресурсов (материально-технических, природных, трудовых, финансовых), устанавливают способы их покрытия, а также определяют приоритеты в использовании ограниченных ресурсов;
проводят расчеты по обоснованию наиболее эффективных путей и средств достижения поставленных целей исходя из минимизации затрат, более полного решения проблемы, сокращения сроков, повышения надежности достижения целей программы;
оценивают риски от внешних и внутренних факторов и определяют показатели риска, которые ведут к негативным незапланированным последствиям или к нежелательным результатам;
проводят экологический анализ и оценку последствий выполнения программы и т.д.
При необходимости программа разрабатывается с учетом положений действующих федеральных программ.
При проектировании программы учитываются требования действующего законодательства.
2.3. Утверждение программы
Программа утверждается постановлением Администрации области, в том числе долгосрочные целевые программы со сроком реализации от 5 лет и более.
В областном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ со сроком реализации до 3 лет. Ведомственная целевая программа реализуется одним органом исполнительной власти области.
Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, должны быть утверждены не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона о бюджете в областную Думу.
3. Ресурсное обеспечение областных целевых программ
3.1. Материально-технические ресурсы
При проектировании программы:
учитываются затраты материально-технических ресурсов на научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры, на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство и другие;
определяется номенклатура и объемы материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения программы на всех этапах ее реализации.
Перечень необходимых материально-технических ресурсов по программе устанавливается разработчиками и согласовывается с заказчиком.
При расчетах потребности в материально-технических ресурсах учитываются:
возможность замены одних ресурсов (в первую очередь остродефицитных) другими;
последствия обновления и повышения качества продукции, использования новых эффективных и экономичных материалов и конструкций;
повышение эффективности и комплексности использования вторичных материалов и энергетических ресурсов, местных видов сырья и материалов, попутных продуктов производства;
внедрение безотходных и малоотходных технологий и производств;
сокращение потерь и отходов;
оптимизация запасов товарно-материальных ценностей, сокращение их уровня и повышение мобильности.
К участию в расчетах могут привлекаться специалисты научно-исследовательских институтов и вычислительных центров.
3.2. Природные ресурсы
При обосновании программ:
устанавливается потребность в природных ресурсах в соответствии с проектируемым порядком размещения и развития программных объектов производственной и непроизводственной деятельности;
выявляются резервы по природным ресурсам, пригодным для использования, и разрабатывается экономический механизм их распределения и перераспределения на рыночной основе;
обеспечивается оптимальное использование природных ресурсов региона и комплексная их охрана; ,
оцениваются негативные тенденции и проблемы, сдерживающие рациональное использование природных ресурсов;
оценивается необходимость и наличие водных, биологических и других ресурсов.
3.3. Финансовые ресурсы
Потребность в финансовых ресурсах определяется на всех стадиях разработки и реализации программ, уточняется при переходе от одной стадии к другой:
3.3.1. На стадии проектирования программы:
осуществляется технико-экономическое обоснование общей потребности программы в финансовых ресурсах;
оценивается стоимость каждого мероприятия по годам программного периода с использованием важнейших затратных показателей;
проводятся оптимизационные многовариантные расчеты;
устанавливаются возможные источники финансирования;
3.3.2. На стадии экспертизы программы комитет финансов области осуществляет предварительную экспертную оценку финансовой емкости предлагаемой к реализации программы, при этом учитываются масштабы, сложность, наукоемкость, трудоемкость и предполагаемая продолжительность реализации программы, оцениваются возможности области по обеспечению программы, в первую очередь, за счет собственных финансовых ресурсов.
Подготовка проекта программы, проведение независимой экспертизы проекта программы финансируется заказчиком программы за счет областного бюджета;
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169 в подпункт 3.3.3 раздела 3 настоящих указаний внесены изменения
3.3.3. В процессе реализации программы заказчик программы ежегодно с учетом очередности проводимых мероприятий уточняет размер необходимых финансовых ресурсов, проводит планово-экономические расчеты и прогнозные оценки.
Расходы на программу складываются из затрат на ее разработку и реализацию и включают вложения единовременного и текущего характера. Затраты включают:
стоимость научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ;
капитальные вложения;
расходы по закупке материально-технических ресурсов;
расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования;
стоимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
заработную плату исполнителей;
управленческие расходы и др.
Общие затраты на реализацию программы складываются из суммы прямых (необходимых для достижения целей программы) и сопряженных (связанных с развитием сопутствующих производств и объектов, обеспечением комплексного развития территорий, охраной окружающей среды, компенсацией негативных последствий программы) затрат.
Стоимость программы определяется в текущих ценах. В дальнейшем с помощью прогноза индекса цен стоимость периодически (ежегодно) корректируется с учетом темпов инфляции.
Стоимость определяется на весь период реализации программы с разбивкой по годам.
Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Кроме того, могут привлекаться (в установленном порядке) для выполнения программных мероприятий средства:
федерального бюджета;
внебюджетных источников (в том числе кредитов).
Все перечисленные формы финансирования программ используются, как правило, одновременно (смешанное финансирование).
Ассигнования на финансирование программы включаются в областной бюджет в качестве самостоятельной статьи расхода (в расходной части областного бюджета предусматривается статья, отдельная строка по финансированию программы).
Затраты на программу должны быть сбалансированы в расходной части областного бюджета с доходной частью областного бюджета. Количество одновременно реализуемых программ, объемы и сроки программных работ определяются в зависимости от наличия в области финансовых ресурсов.
Заказчик программы:
готовит предложения по объему бюджетных ассигнований для финансирования программы по форме согласно приложению 3 к Методическим указаниям и согласовывает их с комитетом финансов Новгородской области в период составления проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
проводит ежегодно оценку эффективности реализации программы, по результатам которой не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о бюджете в областную Думу может быть принято решение о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации, начиная с очередного финансового года;
при необходимости осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей мероприятий программы и заключает с ними государственные контракты (договоры);
заключает соглашения с юридическими и физическими лицами по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников.
3.4. Трудовые ресурсы
При формировании и реализации программы производится расчет потребности в рабочих и служащих, устанавливаются источники обеспечения этой потребности.
Расчет потребности в кадрах для программы ведется с учетом отраслевой специфики, содержит сведения о потребности в квалифицированных рабочих различных профессий. Потребность в специалистах увязывается с этапами осуществления программы. При необходимости во время реализации программы осуществляется переподготовка кадров.
Состав участников процесса реализации программ, их обязанности изложены в приложении 1 к Методическим указаниям (этап III).
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169 в раздел 4 настоящих указаний внесены изменения
4. Управление программами
Программы являются самостоятельными объектами управления.
Система управления программами включает в себя 2 уровня:
4.1. Первый уровень осуществляется Администрацией области, которая:
утверждают новые программы;
координируют программы с основными направлениями социально-экономического развития области;
распределяют бюджетные средства между программами;
контролируют реализацию программ;
вносят изменения в действующие программы и т.д.
Администрация области создает условия для формирования и реализации программ, осуществляет методическое руководство программами.
4.2. Второй уровень управления осуществляет заказчик программы, в функции которого входят:
ответственность за подготовку проекта программы;
оформление паспорта программы и подготовка документов на утверждение программы;
координация исполнения программных мероприятий, оценка эффективности реализации программы, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
непосредственный контроль за ходом формирования и реализации программы;
составление отчетности о расходовании ресурсов.
Два уровня управления программами функционируют во взаимодействии и координируют процессы формирования и реализации программ.
Система управления программами в ходе ее исполнения может модифицироваться в случае, если она будет признана недостаточно эффективной.
Для повышения эффективности программа может корректироваться ежегодно по итогам аналитической информации, которую составляет экономический комитет Новгородской области по отчетным данным заказчика и направляет первому заместителю Главы администрации области (в соответствии с распределением обязанностей) для принятия управленческих решений.
Функционально-организационная схема управления программами представлена в приложении 4 к Методическим указаниям.
5. Оценка эффективности программ
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169 в пункт 5.1 раздела 5 настоящих указаний внесены изменения
5.1. Фактически полученные результаты сравниваются с проектными заданиями. Эффективность может определяться в целом по программе, по отдельным этапам ее выполнения, по конкретным показателям.
Показателями эффективности для производственной программы могут быть:
увеличение выпуска продукции и выручки от ее реализации;
повышение производительности труда;
сокращение производственного цикла изготовления продукции;
повышение качества продукции;
выход на внешний рынок;
замена импортируемой продукции.
Фактически полученные результаты относятся к затратам и выражаются в конкретных показателях.
Перечень показателей эффективности реализации программы разрабатывается заказчиком программы.
5.2. По каждой программе оцениваются социальные последствия ее реализации (увеличение рабочих мест, снижение уровня безработицы, обеспеченность жильем, детскими садами, уровень медицинского обслуживания, улучшение условий труда, увеличение отчислений на социальные нужды населения и т.д.).
Постановлением Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169 в раздел 6 настоящих указаний внесены изменения
6. Контроль и мониторинг программ
6.1. Контроль за подготовкой и реализацией программ осуществляется согласно схеме, изложенной в приложении 5 к Методическим указаниям.
6.2. Участниками контроля являются Губернатор области, заместители Главы администрации области, комитеты и управления области, независимые эксперты, заказчик программы, органы, уполномоченные в соответствии с законодательством осуществлять контроль.
Кроме того, участниками контроля могут быть Главы муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений (по согласованию).
6.3. Если по программе определено представление информации от нескольких исполнителей, то подготовку обобщающей информации с предложением о снятии с контроля программы в случае ее выполнения или с мотивированной просьбой о продлении контрольного срока организует заказчик программы.
6.4. Срок представления информации о ходе выполнения программы в управление делопроизводства и архива Администрации области составляет не более 5 дней от срока, указанного в паспорте программы (раздел "Система организации контроля за исполнением программы"), при наличии 5 и менее исполнителей, и 10 дней, если исполнителей более 5.
6.5. Мониторинг программы осуществляет экономический комитет Новгородской области. Основными задачами мониторинга являются: получение на регулярной основе и по единой методологии данных о реализации программ, финансировании, оценке выполняемых программных мероприятий и комплектование на основе полученных данных информационного банка данных. Мониторинг осуществляется на непрерывной основе. Сбор данных, анализ, использование и распространение информации о выполнении программ осуществляется по плану в назначенные сроки.
6.6. Ежегодно экономический комитет Новгородской области по результатам реализации программы готовит аналитическую записку, которая доводится до сведения первого заместителя Главы администрации области (в соответствии с распределением обязанностей) для принятия управленческих решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 12 января 2006 г. N 7 "Об утверждении Методических указании по разработке и реализации областных целевых программ"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" от 8 февраля 2006 г. N 21
Постановлением Администрации Новгородской области от 17 мая 2010 г. N 205 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 15 мая 2008 г. N 169