Решение Думы Великого Новгорода
от 3 марта 2006 г. N 267
"Об утверждении Отчета о результатах введения налога на недвижимость на
территории Великого Новгорода и предложений по совершенствованию
налогообложения недвижимости"
Во исполнение федеральных законов от 20 июля 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" и от 28 июля 2004 года N 92-ФЗ "О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемый Отчет о результатах введения налога на недвижимость на территории Великого Новгорода и предложения по совершенствованию налогообложения недвижимости.
2. Принять обращения Думы Великого Новгорода к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, к Министру финансов Российской Федерации А.Л. Кудрину.
3. Признать утратившими силу:
решения Новгородской городской Думы:
от 29.12.98 N 529 "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра объектов недвижимости для целей налогообложения";
от 28.01.2000 N 835 "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде";
от 28.01.2000 N 836 "Об утверждении Положения о налоге на недвижимость";
от 28.01.2000 N 837 "Об утверждении Методики оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения";
от 25.04.2000 N 908 "О внесении изменений в Методику оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденную решением городской Думы от 28.01.2000 N 837";
от 25.04.2000 N 909 "О внесении дополнений в Положение о налоге на недвижимость, утвержденное решением городской Думы от 28.01.2000 N 836";
от 26.12.2000 N 29 "О внесении изменений в Положение о налоге на недвижимость, утвержденное решением городской Думы от 28.01.2000 N 836";
от 24.05.2001 N 149 "О внесении изменений в Методику оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденную решением городской Думы от 28.01.2000 N 837";
от 26.06.2001 N 178 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке ведения реестра объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденное решением городской Думы от 29.12.98 N 529";
решения Думы Великого Новгорода:
от 01.03.2002 N 310 "О внесении дополнений в приложение 4 к Методике оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденной решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 837";
от 01.03.2002 N 311 "О внесении дополнений в решение Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 835 "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде";
от 28.06.2002 N 368 "О внесении дополнения в решение Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 835 "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде";
от 28.06.2002 N 369 "О внесении дополнения в Положение о налоге на недвижимость, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 836";
от 25.11.2002 N 430 "О внесении изменения в Положение о налоге на недвижимость, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 836";
от 28.12.2002 N 443 "О внесении изменений в Методику оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденную решением городской Думы от 28.01.2000 N 837";
от 30.01.2003 N 466 "О толковании решения Думы Великого Новгорода от 01.03.2002 N 311";
от 27.10.2003 N 611 "О внесении изменений и дополнений в решения Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 835 и N 836";
от 27.10.2003 N 612 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке ведения реестра объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 29.12.98 N 529";
от 25.12.2003 N 657 "О внесении изменений в приложения 2, 3, 4 к Методике оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденной решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 837";
от 23.12.2004 N 35 "О внесении изменений в Методику оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденную решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 837";
от 24.02.2005 N 71 "О внесении изменений в приложение 4 к Методике оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, утвержденной решением Новгородской городской Думы от 28.01.2000 N 837".
4. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода
Н.И. Гражданкин
Отчет
о результатах введения налога на недвижимость на территории
Великого Новгорода и предложения по совершенствованию
налогообложения недвижимости
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 3 марта 2006 г. N 267)
Во исполнение Федерального закона от 20 июля 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" в Великом Новгороде проводились работы по подготовке и введению налога на недвижимость.
Целью проведения эксперимента являлась отработка концепции введения налога на недвижимость (далее - Концепция) и механизма перехода к налогообложению на основе оценки объектов по рыночной стоимости. Схема введения налога на недвижимость как элемент реформы городской экономики приведена в приложении 1 к настоящему Отчету.
Работы по реализации эксперимента проводились с 1996 года по 2005 год.
1996 год
Проведен сбор данных об объектах недвижимости (земельных участках и улучшениях), объединены базы данных комитета по земельным ресурсам и землеустройству Администрации Великого Новгорода и органа технической инвентаризации. Введены в базу данных и связаны с пронумерованными земельными участками 110 тысяч объектов.
Разработано программное обеспечение информационной системы управления налогообложением недвижимости (далее - ИСУНН). Разработаны модули ввода данных, оценки объектов недвижимости, управления процессом массовой оценки, получения статистики по результатам массовой оценки.
Проведен анализ рынка недвижимости, разработана методика оценки. Получены модель оценки стоимости коммерческих и промышленных объектов, модель оценки стоимости объектов жилого назначения в многоквартирных домах и модель оценки стоимости индивидуальных домов. Схема процесса моделирования приведена в приложении 2 к настоящему Отчету.
Проведен анализ последствий введения налога на недвижимость для предприятий различных отраслей экономики при различных вариантах размера ставки налога на недвижимость. Схема расчета значения ставки налога приведена в приложении 3 к настоящему Отчету.
Выработана Концепция введения налога на недвижимость и процедура администрирования налога.
Подготовлены проекты нормативно-правовых актов, дающих право осуществлять налогообложение недвижимости.
1997 год
Проведено обследование в натуре всех объектов недвижимости на территории города. Было осуществлено дополнение объектов на основе "полевого" обследования, сверка и корректировка базы данных в электронном виде.
Получила развитие ИСУНН, осуществлено автоматизирование рабочего места "Регистрация прав на недвижимость", проведена отработка подсистемы работы с налогоплательщиками.
Созданы автоматизированная система управления налогообложением недвижимости и система взаимодействия всех подразделений в едином реестре объектов недвижимости. Разработанное программное обеспечение позволяет:
вести учет объектов недвижимости;
производить оценку рыночной стоимости для определения налогооблагаемой базы;
осуществлять выписку уведомлений об оценке объектов недвижимости;
вести статистику ошибок, складывающихся в реальном времени.
Разработана унифицированная автоматизированная система управления налогом на недвижимость в среде ORACLE, позволяющая структурным подразделениям, связанным с введением налога, работать в единой базе, каждый в своем правовом поле. Схема взаимодействия структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, организаций, участвовавших в формировании единого реестра объектов недвижимости, приведена в приложении 4 к настоящему Отчету.
Определено программное обеспечение геоинформационной системы, начаты работы по созданию электронной карты города.
Проведены доработка моделей оценки объектов недвижимости (метод сравнения продаж), анализ последствий введения нового налога, отработано несколько вариантов ставок и прогнозы поступления налога по группам плательщиков;
Проведены разъяснительная работа с руководителями крупных и средних организаций города о целях, задачах и последствиях введения налога на недвижимость, социологическое исследование среди жителей города об их отношении к эксперименту, подготовлено несколько брошюр об эксперименте.
1998 год
Создана информационная база налогообложения недвижимости - реестр объектов недвижимости.
На этапе создания реестра были определены конкретный перечень технических характеристик, необходимый для оценки стоимости объектов недвижимости, порядок или процедура сбора этих данных. Разработаны стандартные карточки по вводу данных в компьютер и осуществлен их ввод. Осуществлен сбор данных по сооружениям. Реестр объектов недвижимости, созданный в Великом Новгороде, включает в себя следующую информацию:
технические характеристики объектов и их использование (высота здания, площадь, материалы стен, год постройки и т.д.), качественное состояние объекта;
местоположение земельных участков, а также зданий и сооружений;
оценка налогооблагаемой стоимости;
сведения о правах, о субъектах прав (наименование, адрес, право на льготы).
Организован электронный обмен данными с налоговым органом.
Проведены работы по применению затратного метода оценки объектов недвижимости промышленного и коммерческого назначения.
Наработана практика обжалования споров, связанных с налогообложением юридических лиц.
Проведены работы по согласованию Концепции, вариантов ставок налога на недвижимость.
Проведено обучение налогоплательщиков, по вопросам, связанным с введением нового налога, выпущена соответствующая брошюра.
Принято Положение о реестре объектов недвижимости на территории города.
1999 год
Проведено дополнение и обновление базы данных реестра.
Осуществлен электронный обмен данными с органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Продолжена работа с налогоплательщиками по разъяснению целей введения нового налога, процедуры обжалования споров, связанных с налогообложением физических лиц, и подготовка к его введению.
Подготовлены и направлены поправки к Федеральному закону от 20 июля 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (далее - Федеральный закон), которые были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации в ноябре 1999 года. Принятые поправки дали возможность представительному органу местного самоуправления города определять порядок перевода отдельных категорий юридических и физических лиц на уплату налога на недвижимость. Расходы на проведение эксперимента, включая расходы на создание единого реестра объектов недвижимости и определение рыночной стоимости объектов недвижимости производились за счет Администрации Великого Новгорода в соответствии со статьей 5 Федерального закона.
С 1 января 2000 года началась апробация Концепции - практическая реализация реформы имущественных налогов.
Принят ряд нормативных правовых актов, дающих право осуществлять налогообложение недвижимости в соответствии с Федеральным законом:
областной закон от 13.01.2000 N 106-ОЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городе Великий Новгород";
решения Новгородской городской Думы:
от 29.12.98 N 529 "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра объектов недвижимости для целей налогообложения";
от 28.01.2000 N 835 "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде";
от 28.01.2000 N 836 "Об утверждении Положения о налоге на недвижимость";
от 28.01.2000 N 837 "Об утверждении Методики оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения";
постановление Администрации Великого Новгорода от 28.02.2000 N 21 "О создании комиссии по рассмотрению обращений, заявлений и жалоб налогоплательщиков".
Разработаны функциональная структура администрирования налога на недвижимость (приложение 5 к настоящему Отчету), формулы оценки стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения (приложение 6 к настоящему Отчету).
Реестр объектов недвижимости, созданный в Великом Новгороде, представляет собой описание всех зданий, строений, сооружений и помещений на территории города, включая квартиры и гаражи. Статистические данные по объектам недвижимости приведены в приложении 7 к настоящему Отчету.
Образец выписки из реестра объектов недвижимости приведен в приложении 8, уведомление об оценке - в приложении 9 к настоящему Отчету.
Плательщиками налога являлись организации, обладающие одновременно правом собственности на здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, на которых располагаются эти объекты, то есть полные собственники. Так как подготовительные работы начинались с 1996 года, когда проводилась конверсия на крупных предприятиях, было принято решение дать возможность предприятиям провести техническое перевооружение, в связи с чем из-под налогообложения была выведена стоимость основных производственных фондов, за исключением зданий и сооружений. Была определена ставка налога в размере двух процентов.
В 2000 году в категорию налогоплательщиков вошло 10 плательщиков, в дальнейшем число полных собственников увеличилось до 44. Поступления от налога на недвижимость возросли с 300 тыс. рублей в 2000 году до 7500 тыс. рублей в 2005 году. Запланированные потери компенсировались по соответствующим плательщикам за счет дополнительных поступлений от налога на прибыль, подоходного налога, а также за счет поступления средств от выкупной цены на земельные участки, которые приобретали в собственность организации. Сводный анализ совокупных платежей организаций, участвующих в эксперименте, приведен в приложении 10 к настоящему Отчету.
Активизировался спрос на недвижимость: на 1 января 2000 года 18 организаций имели в собственности 38 земельных участков общей площадью 696 га, на 1 января 2006 года 140 организаций имели в собственности 228 земельных участков общей площадью 916 га.
Ежегодно проводилась корректировка оценки объектов недвижимости на инфляционную составляющую по промышленным и коммерческим объектам, а также по объектам жилой недвижимости.
Несмотря на то, что в эксперименте принимало участие незначительное число участников, их было достаточно, чтобы отметить преимущества эксперимента и вскрыть ряд проблем, без решения которых расширять категории налогоплательщиков было невозможно.
В связи с принятой Концепцией снизилась налогооблагаемая база, и с целью восполнения плановых потерь прорабатывались варианты введения налога на недвижимость для других категорий налогоплательщиков.
В части налогообложения физических лиц проводились расчеты по введению налога на недвижимость для физических лиц - владельцев жилья в многоквартирных домах, владельцев индивидуальных домов и земельных участков, владельцев гаражей, иной нежилой недвижимости.
Введение в эксперимент данных категорий позволило бы существенно увеличить поступления. По владельцам гаражей в Великом Новгороде прирост доходов бюджета составил бы от 1,067 миллиона рублей до 4,774 миллионов рублей (в зависимости от ставки и базы налога) при средней нагрузке на владельца гаража на одно машино-место от 76 рублей до 340 рублей.
Однако Федеральный закон "О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливает заявительный характер государственной регистрации как права собственности и иных вещных прав на объекты недвижимости, так и перехода прав. Кроме того, информация об объектах, права на которые не передавались и не регистрировались после вступления в действие закона, в едином государственном реестре прав отсутствует. По гаражам этот показатель составляет 36 %, по земельным участкам под гаражами показатель еще выше.
Прорабатывался вопрос введения налога для таких категорий, как владельцы квартир (жилых помещений), однако это оказалось невозможным в связи с тем, что нормативная правовая база федерального уровня не позволяет рассчитывать на проведение межевания и оформление права на землю для собственников жилья в многоэтажной жилой застройке. Технически межевание возможно, практически - нет, так как возникают большие трудности при согласовании интересов владельцев нежилых помещений, нанимателей жилья, соседствующих в пользовании помещениями и по-разному претендующих на землю.
Не увязаны между собой методики определения стоимости квартир для их собственников и арендаторов муниципального жилья.
Также не увенчалась успехом попытка введения налога на недвижимость для физических лиц, владельцев объектов нежилой недвижимости (кафе, магазинов, парикмахерских и т.д.), которые платят при стоимости имущества до 300 тыс. рублей 0,1 % от стоимости имущества, при стоимости имущества от 300 до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3 % (вместо 2 % для участников эксперимента), то есть от 7 до 20 раз меньше, чем предусматривает новая система налогообложения.
Работы по подготовке и реализации эксперимента помогли выявить положительные стороны и ряд проблем.
Основным результатом проведения эксперимента является отработка Концепции и механизма перехода к налогообложению на основе оценки объектов по рыночной стоимости.
В целом, положительный момент заключается в том, что чем эффективнее используется земля, тем выгоднее выкупать земельные участки, тем больше спрос и рыночная стоимость земли.
Решаются две задачи - стимулирование эффективных землепользователей и вложений в модернизацию производства с одновременным соблюдением интересов бюджета на основе повышения рыночной стоимости.
Продавая землю, город сохраняет стабильный источник поступлений в виде процентов от рыночной стоимости. Городу выгодно развивать рынок, установив стабильные и прозрачные правила оборота, стимулировать расширение класса собственников.
Стабильное налогообложение защищает владельцев и инвестиции от резких, непредсказуемых изменений налогового бремени, как это происходило при индексации ставок земельного налога или переоценке основных фондов.
Кратко преимущества реформы налогообложения недвижимости приведены в приложении 11 к настоящему Отчету.
Положительным аргументом для города явилось создание:
предпосылок для увеличения оборота, повышения спроса и развития рынка недвижимости города;
полной базы данных объектов недвижимости с их техническими характеристиками;
единого реестра (кадастра), который позволяет эффективно управлять развитием территории;
более устойчивого и надежного источника поступлений в городской бюджет на основе справедливого распределения налогового бремени;
предпосылок для развития благоприятного инвестиционного климата.
Положительными факторами для организаций явились:
наличие постоянной ставки (меняется только рыночная стоимость объектов недвижимости), что позволяет планировать расходы и проводить техническое перевооружение;
снижение налогового бремени за счет высвобождения из налоговой базы активной части основных фондов (побуждает создавать единые объекты недвижимости);
простота и удобство расчета нового налога (упрощает работу отделов бухгалтерского учета и отчетности).
Положительный аргумент для налоговой инспекции - создание простой системы администрирования налога на недвижимость. По объекту недвижимости ведется одна карточка, начисление производится на один лицевой счет, направляется одно налоговое уведомление.
По результатам работы были сделаны следующие основные выводы:
1. Впервые Правительством Российской Федерации было принято решение апробировать на конкретном регионе один из этапов налоговой реформы, а именно изменение существующей системы налогообложения недвижимости.
2. Эксперимент показал, что введению налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа, и начинать, для ее следует с принятия соответствующего Федерального закона.
3. Модель налогообложения недвижимости, принятая в Великом Новгороде, работоспособна. Ее можно использовать как учебную базу и проводить обучение по вопросам:
технологии массового учета и оценки;
формирования системы баз данных и управления недвижимостью;
работы с налогоплательщиками (разъяснения по учету, оценке, налогообложению) и анализа последствий в рамках подготовки кадров муниципальных и государственных служащих.
Предложения:
1. Для введения налога на недвижимость необходимо создать налоговый кадастр объектов недвижимости, в котором должна содержаться информация об этих объектах, достаточная для оценки налоговой базы на основе реальных рыночных цен, а также о их правовом статусе и необходимых характеристиках налогоплательщиков.
2. Обеспечить ответственность за создание кадастра объектов недвижимости.
Государственный учет земельных участков и объектов капитального строительства, а также их оценка для целей налогообложения должны быть закреплены в составе функций одного ведомства, так как дробление функций учета и отделение от него оценки для целей налогообложения ведут к дублированию действий, непродуктивному расходованию средств, расходованию времени и материально-технических ресурсов заинтересованными сторонами при осуществлении практически одинаковых действий (создание реестра имущества, оценка для целей управления и т.п.). Для этого необходимо ускорить принятие федерального закона "О государственном кадастровом учете и государственной кадастровой оценке недвижимости".
Определить минимально необходимый перечень характеристик, обязательных при технической инвентаризации для целей государственного учета, обеспечивающий проведение массовой оценки для целей налогообложения в рамках единой, принятой на федеральном уровне методологии оценки.
3. Решить проблему ведомственной разобщенности, трудности во взаимодействии органов, осуществляющих кадастровый и технический учет недвижимого имущества, регистрацию прав собственности и налогоплательщиков.
В связи с тем, что регистрация прав относится к компетенции субъектов Российской Федерации, только на государственном уровне может быть обеспечено взаимодействие органов учета и регистрации прав. Органы местного самоуправления не могут обеспечить подготовку к введению налога на недвижимость без соответствующей поддержки субъектов Российской Федерации и методологического руководства на федеральном уровне.
4. Переход на новый налог необходимо осуществлять поэтапно.
В связи с тем, что налоговая база по действующим налогам на имущество и землю существенно отличается от рыночной стоимости объектов недвижимости, а налоговое бремя дифференцировано по видам деятельности и видам плательщиков (юридическое или физическое лицо), единовременная замена действующих налогов новым налогом на недвижимость повлечет резкие изменения налогового бремени по категориям плательщиков.
При этом налоговые обязательства возрастут для предприятий промышленности и строительства, имеющих в составе высокую долю недвижимости и занимающих обширные или выгодно расположенные земельные участки, и сократятся для лиц, занимающихся непроизводственной деятельностью, работающих на арендуемых площадях.
Введение нового налога для всех категорий могло бы привести к отказу от оплаты непродуктивных площадей, росту предложения и снижению цен на недвижимость и снижению доходов в бюджет.
Во избежание нежелательных последствий такого резкого перехода было предложено осуществлять замену действующих налогов налогом на недвижимость постепенно, определив на переходный период возможность включения в эксперимент налогоплательщиков по категориям.
5. Ускорить принятие главы Налогового кодекса "Налог на недвижимость".
Основной экономический эффект предполагается получить в более долгосрочной перспективе. Эффективным инструментом налог на недвижимость становится по мере расширения класса собственников и роста их экономической активности.
Принято
решением Думы
Великого Новгорода
от 3 марта 2006 г. N 267
Обращение
Думы Великого Новгорода
к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации С.М. Миронову
Уважаемый Сергей Михайлович!
В Великом Новгороде с 1997 года велась подготовительная работа, а с 2000 по 2005 годы - реализация эксперимента по введению налога на недвижимость во исполнение Федерального закона от 20 июня 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери".
За указанный период создан и ведется единый реестр объектов недвижимости, разработана унифицированная автоматизированная система управления налогом на недвижимость, проведена оценка всех объектов недвижимости для целей налогообложения, принят ряд правовых актов, дающих возможность реализации эксперимента на территории города.
Концепция перехода к налогу на недвижимость в Великом Новгороде являлась сбалансированной и выгодной как для города, так и для налогоплательщиков. Те хозяйствующие субъекты, которые являются собственниками земельных участков и недвижимого имущества, получили возможность уплачивать единый налог, замещающий налоги на землю и имущество (из-под налогообложения выведена активная часть фондов). В результате они получают более выгодный режим налогообложения для вложения в модернизацию и расширение производства. Одновременно налоговая база рассчитывается из оценки рыночной стоимости недвижимости, что побуждает отказываться от неиспользуемых земельных участков и зданий либо искать им более эффективное применение. Происходит рост капиталоемкости и интенсивности использования земель и недвижимости.
Возможность со стороны органов власти регулировать выкуп земельных участков позволяет обеспечить баланс доходов, компенсировать ожидаемые потери за счет перехода от аренды к собственности и замены арендной платы налогом на недвижимость. В результате спрос на землю и иную недвижимость растет, соответственно растет и налоговая база налога на недвижимость.
Баланс интересов и стабильные, понятные условия налогообложения обеспечили хорошие показатели инвестиционной активности, рост рыночной стоимости недвижимости и рост поступлений от имущественных и земельных платежей в бюджеты. Механизм перехода к налогу на недвижимость на практике демонстрирует его жизнеспособность и становление класса ответственных собственников.
В этой связи вызывает недоумение пассивность органов власти Российской Федерации в отношении распространения опыта и установления налога на недвижимость в Российской Федерации. Новгородский вариант введения налога на недвижимость может успешно применяться в любом муниципальном образовании. Для этого необходимо принять соответствующую главу Налогового кодекса, предусмотрев установление налога на недвижимость как местного, замещающего налоги на имущество и землю для полных собственников недвижимости нежилого назначения.
Налогоплательщики, вступившие в эксперимент и успешно уплачивавшие новый налог, обеспечивающий рост инвестиционной активности и развитие рынка недвижимости, вынуждены в соответствии с федеральным законодательством с 2006 года вернуться к старой системе налогообложения по уплате налогов на имущество и землю, что является некорректным по отношению к крупным организациям как с отечественным, так и с иностранным капиталом.
Дума Великого Новгорода обращается к Вам с просьбой ускорить принятие федерального закона о внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса, устанавливающего срок и порядок введения налога на недвижимость нежилого назначения, и использовать опыт Великого Новгорода.
Принято
решением Думы
Великого Новгорода
от 3 марта 2006 г. N 267
Обращение
Думы Великого Новгорода
к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В. Грызлову
Уважаемый Борис Вячеславович!
В Великом Новгороде с 1997 года велась подготовительная работа, а с 2000 по 2005 годы - реализация эксперимента по введению налога на недвижимость во исполнение Федерального закона от 20 июня 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери".
За указанный период создан и ведется единый реестр объектов недвижимости, разработана унифицированная автоматизированная система управления налогом на недвижимость, проведена оценка всех объектов недвижимости для целей налогообложения, принят ряд правовых актов, дающих возможность реализации эксперимента на территории города.
Концепция перехода к налогу на недвижимость в Великом Новгороде являлась сбалансированной и выгодной как для города, так и для налогоплательщиков. Те хозяйствующие субъекты, которые являются собственниками земельных участков и недвижимого имущества, получили возможность уплачивать единый налог, замещающий налоги на землю и имущество (из-под налогообложения выведена активная часть фондов). В результате они получают более выгодный режим налогообложения для вложения в модернизацию и расширение производства. Одновременно налоговая база рассчитывается из оценки рыночной стоимости недвижимости, что побуждает отказываться от неиспользуемых земельных участков и зданий либо искать им более эффективное применение. Происходит рост капиталоемкости и интенсивности использования земель и недвижимости.
Возможность со стороны органов власти регулировать выкуп земельных участков позволяет обеспечить баланс доходов, компенсировать ожидаемые потери за счет перехода от аренды к собственности и замены арендной платы налогом на недвижимость. В результате спрос на землю и иную недвижимость растет, соответственно растет и налоговая база налога на недвижимость.
Баланс интересов и стабильные, понятные условия налогообложения обеспечили хорошие показатели инвестиционной активности, рост рыночной стоимости недвижимости и рост поступлений от имущественных и земельных платежей в бюджеты. Механизм перехода к налогу на недвижимость на практике демонстрирует его жизнеспособность и становление класса ответственных собственников.
В этой связи вызывает недоумение пассивность органов власти Российской Федерации в отношении распространения опыта и установления налога на недвижимость в Российской Федерации. Новгородский вариант введения налога на недвижимость может успешно применяться в любом муниципальном образовании. Для этого необходимо принять соответствующую главу Налогового кодекса, предусмотрев установление налога на недвижимость как местного, замещающего налоги на имущество и землю для полных собственников недвижимости нежилого назначения.
Налогоплательщики, вступившие в эксперимент и успешно уплачивавшие новый налог, обеспечивающий рост инвестиционной активности и развитие рынка недвижимости, вынуждены в соответствии с федеральным законодательством с 2006 года вернуться к старой системе налогообложения по уплате налогов на имущество и землю, что является некорректным по отношению к крупным организациям как с отечественным, так и с иностранным капиталом.
Дума Великого Новгорода обращается к Вам с просьбой ускорить принятие федерального закона о внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса, устанавливающего срок и порядок введения налога на недвижимость нежилого назначения, и использовать опыт Великого Новгорода.
Принято
решением Думы
Великого Новгорода
от 3 марта 2006 г. N 267
Обращение
Думы Великого Новгорода
к Министру финансов Российской Федерации А.Л. Кудрину
Уважаемый Алексей Леонидович!
В Великом Новгороде с 1997 года велась подготовительная работа, а с 2000 по 2005 годы - реализация эксперимента по введению налога на недвижимость во исполнение Федерального закона от 20 июня 1997 года N 110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери".
За указанный период создан и ведется единый реестр объектов недвижимости, разработана унифицированная автоматизированная система управления налогом на недвижимость, проведена оценка всех объектов недвижимости для целей налогообложения, принят ряд правовых актов, дающих возможность реализации эксперимента на территории города.
Концепция перехода к налогу на недвижимость в Великом Новгороде являлась сбалансированной и выгодной как для города, так и для налогоплательщиков. Те хозяйствующие субъекты, которые являются собственниками земельных участков и недвижимого имущества, получили возможность уплачивать единый налог, замещающий налоги на землю и имущество (из-под налогообложения выведена активная часть фондов). В результате они получают более выгодный режим налогообложения для вложения в модернизацию и расширение производства. Одновременно налоговая база рассчитывается из оценки рыночной стоимости недвижимости, что побуждает отказываться от неиспользуемых земельных участков и зданий либо искать им более эффективное применение. Происходит рост капиталоемкости и интенсивности использования земель и недвижимости.
Возможность со стороны органов власти регулировать выкуп земельных участков позволяет обеспечить баланс доходов, компенсировать ожидаемые потери за счет перехода от аренды к собственности и замены арендной платы налогом на недвижимость. В результате спрос на землю и иную недвижимость растет, соответственно растет и налоговая база налога на недвижимость.
Баланс интересов и стабильные, понятные условия налогообложения обеспечили хорошие показатели инвестиционной активности, рост рыночной стоимости недвижимости и рост поступлений от имущественных и земельных платежей в бюджеты. Механизм перехода к налогу на недвижимость на практике демонстрирует его жизнеспособность и становление класса ответственных собственников.
В этой связи вызывает недоумение пассивность органов власти Российской Федерации в отношении распространения опыта и установления налога на недвижимость в Российской Федерации. Новгородский вариант введения налога на недвижимость может успешно применяться в любом муниципальном образовании. Для этого необходимо принять соответствующую главу Налогового кодекса, предусмотрев установление налога на недвижимость как местного, замещающего налоги на имущество и землю для полных собственников недвижимости нежилого назначения.
Налогоплательщики, вступившие в эксперимент и успешно уплачивавшие новый налог, обеспечивающий рост инвестиционной активности и развитие рынка недвижимости, вынуждены в соответствии с федеральным законодательством с 2006 года вернуться к старой системе налогообложения по уплате налогов на имущество и землю, что является некорректным по отношению к крупным организациям как с отечественным, так и с иностранным капиталом.
Дума Великого Новгорода обращается к Вам с просьбой ускорить принятие федерального закона о внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса, устанавливающего срок и порядок введения налога на недвижимость нежилого назначения, и использовать опыт Великого Новгорода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 3 марта 2006 г. N 267 "Об утверждении Отчета о результатах введения налога на недвижимость на территории Великого Новгорода и предложений по совершенствованию налогообложения недвижимости"
Текст решения опубликован в газете "Новгород официальный" от 22 марта 2006 г. N 8