Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемый отчет о выполнении Основных направлений развития сферы образования, молодежной политики, физической культуры и спорта Великого Новгорода на 2001-2005 годы, утвержденных решением Новгородской городской Думы от 24.05.2001 N 162.
2. Отметить недовыполнение реализационных мер подраздела 3.12 "Материально-техническое и финансовое обеспечение" Основных направлений, указанных в пункте 1 настоящего решения, произошедшее вследствие невыполнения предусмотренных Основными направлениями условий финансирования.
3. Поручить Администрации Великого Новгорода подготовить и внести на рассмотрение Думы Великого Новгорода не позднее декабря 2006 года проект решения "О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в Великом Новгороде", предусматривающий обязанность комитета финансов Администрации Великого Новгорода при внесении на рассмотрение Думы Великого Новгорода проектов решений о бюджете Великого Новгорода представлять информацию о несоответствиях между суммами, предусмотренными проектом бюджета Великого Новгорода на финансирование утвержденных решениями Думы Великого Новгорода планов и программ, и суммами финансирования, предусмотренными в самих планах и программах.
Мэр Великого Новгорода
Н.И. Гражданкин
Отчет
о выполнении Основных направлений развития сферы образования,
молодежной политики, физической культуры и спорта
Великого Новгорода на 2001-2005 годы, утвержденных решением
Новгородской городской Думы от 24.05.2001 N 162
(утв. решением Думы Великого Новгорода
от 22 июня 2006 г. N 327)
Необходимость разработки Основных направлений развития сферы образования, молодежной политики, физической культуры и спорта Великого Новгорода на 2001-2005 годы (далее - Основные направления) была обусловлена задачей рационального использования ресурсов и интеграции усилий, направленных на создание оптимальных условий для реализации возможностей каждого члена городского сообщества.
Основополагающая идея документа - развитие потенциала личности, способной к эффективному достижению социальных и индивидуальных целей.
Основными приоритетами программы в сфере образования являлись:
развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности;
поддержание и улучшение качества образования на основе создания единого механизма обеспечения качества, охватывающего все стороны развития образования;
восстановление и развитие в новых условиях воспитательных функций как неотъемлемой части системы образования, ориентированных на приобретение индивидуумом комплекса ключевых компетенций: социальной, поликультурной, языковой, информационной и др.;
Общими приоритетами Основных направлений стали:
формирование кадровых ресурсов города, обладающих знаниями и навыками, соответствующими актуальным и перспективным потребностям экономики в условиях перехода к устойчивому развитию;
обеспечение взаимодействия учреждений сферы образования, молодежной политики, физической культуры и спорта с различными общественными институтами в рамках социального партнерства и организации совместной деятельности;
оптимизация ресурсного обеспечения на основе развития единого информационного пространства, научного и методического сопровождения профессиональной деятельности специалистов, создания механизма многоканального финансирования, рационального использования материальных ресурсов.
Реализация Основных направлений осуществлялась по следующим направлениям:
1. Дошкольное образование
Для реализации конституционного права граждан на дошкольное образование в Великом Новгороде работают 57 муниципальных и 1 частный детский сад, дошкольные группы при 6 школах и муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения", кроме этого дошкольное образование получают дети в дошкольном детском доме. Эти учреждения посещают 11017 детей от 1 года до 7 лет, 87,4% от общего числа детей данной возрастной группы, проживающих на территории города. В возрасте от 1 года до 3-х лет группы полного дня и кратковременного пребывания посещают 66,5% детей. Это позволяет удовлетворить потребности родителей в педагогическом сопровождении детей раннего возраста. Охват детей от 3-х до 7-и лет увеличился до 98,8% (в 2001 году - 80%).
За период с 2001 по 2005 годы в дошкольных образовательных учреждениях открыто 62 группы кратковременного пребывания (для разных возрастов), 19 новых групп раннего возраста, работают 11 круглосуточных групп, значительно расширен спектр платных образовательных услуг.
В каждом учреждении работает служба консультационно-практической помощи родителям.
Разработана и апробирована модель дифференцированной оплаты за условия, созданные в дошкольных образовательных учреждениях.
Изменено штатное расписание дошкольных образовательных учреждений с учетом современных требований к дошкольному образованию детей - введены ставки логопедов в детские сады общеразвивающего вида.
70% дошкольных образовательных учреждений имеют договоры с учреждениями спорта, культуры, здравоохранения, дополнительного образования (в 2001 году - 30%).
Во всех дошкольных образовательных учреждениях внедрены программы педагогического просвещения родителей, в 28 дошкольных образовательных учреждениях родители включены в образовательный процесс (в 2001 г. - 0).
В 8 дошкольных образовательных учреждениях работают подготовительные курсы к школе для детей, не посещающих детский сад (в 2001 г. - 0);
2. Общее образование
В городе функционирует 42 общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждения.
Количество учащихся в них составляет 21435 человек, по сравнению с 2001 годом наблюдается сокращение численности обучающихся. Основными причинами снижения числа учащихся являются отрицательные демографические тенденции.
На ступени начального общего образования количество учащихся составляет 7464 человека, на ступени основного общего образования - 10227 человек, на ступени среднего полного общего образования - 3744 человека.
С 2005/2006 учебного года на всех ступенях образования осуществляется поэтапный переход на областной базисный учебный план: на ступени начального общего образования - 100%, основного общего образования - 70%, среднего полного общего - 98% образовательных учреждений с начала учебного года реализуют новый учебный план.
Начальная школа
В системе начального общего образования завершен переход на четырехлетний срок обучения. Ежегодно увеличивается количество детей, поступающих в первый класс из дошкольных образовательных учреждений.
Внедрены новые формы независимой оценки качества знаний учащихся четвертых классов. Успеваемость учащихся четвертых классов по итогам последних пяти лет составляет 100%.
Во всех общеобразовательных учреждениях города учащиеся начальной школы обучаются по вариативным программам и учебникам:
по системе Л.В. Занкова занимаются 12,7%;
по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова - 4%;
по общеобразовательным программам:
"Школа 2100" - 29,6%,
Традиционная - 28,7%,
"Школа XXI века" - 10,8%,
"Планета знаний" - 5,3%,
"Школа России" - 4,7%,
"Гармония" - 4,1%,
"Рекорд" - 2,8%.
Сохранение хороших и отличных отметок при переходе в основную школу составляет 95,32%, следовательно, не решена проблема преемственности в сохранении качества обученности младших школьников при переходе в основную школу.
В рамках модернизации начального общего образования организована деятельность по введению в начальную школу иностранного языка и информатики. Иностранным языком, информатикой занимается 100% учащихся 2-4 классов.
В ходе процесса аттестации общеобразовательных учреждений при проведении внешней экспертизы качества знаний учащихся четвертых классов выявлены проблемы: средний процент выполнения тестов по русскому языку ниже среднеобластного на 8 %. В 2005 году не подтвердили школьную отметку результатами аттестационного тестирования по русскому языку 25% и математике около 15 % учащихся. В начальной школе не создана система работы с одаренными детьми, которая могла влиять на повышение качества обученности учащихся 1-4 классов.
В условиях организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени обучения соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН и применяются здоровьесберегающие технологии.
Основная школа
К положительным тенденциям в развитии системы основного общего образования необходимо отнести уменьшение количества неуспевающих учащихся, 99,95% учащихся основной школы имеют положительные оценки.
Практически стабилизировался процент выпускников, получивших аттестаты без троек - 30,19%.
На ступени основного общего образования 48,85% учащихся занимаются по углубленным программам. Во всех образовательных учреждениях для учащихся 8-9 классов предлагается для изучения широкий спектр элективных курсов.
Однако в основной школе существует ряд проблем, связанных, в первую очередь, с качеством обученности учащихся. Это проблемы поддержки учащихся, обучающихся на "4" и "5" при переходе из одного класса в другой, и объективность оценивания знаний учащихся основной школы.
С 2003 года в городе в рамках федерального эксперимента по введению профильного обучения экзамены в 9-х классах по новой форме проводились в трех школах N 4, 8, 10. В 2005/2006 учебном году во всех 9-х классах города будет осуществлен переход к использованию в образовательной практике новой формы проведения письменных экзаменов с целью дальнейшего совершенствования независимой и объективной оценки качества подготовки выпускников 9-х классов.
В течение трех последних лет муниципальное тестирование, проводимое Институтом образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, выступает одним из средств в объективизации оценивания учащихся по учебным предметам, поэтому практику внедрения этой формы внешнего контроля уровня обученности следует развивать.
Средняя школа
Обеспечение прав граждан на получение среднего полного общего образования в общеобразовательных учреждениях области является одной из важнейших задач муниципального органа управления образованием. Ежегодно проводимый мониторинг обеспечения доступности получения среднего (полного) общего образования выпускниками 9-х классов показал, что 99% из них продолжают обучение с получением общего среднего образования в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (школы, средние специальные учебные заведения, учреждения начального профессионального образования). Однако процент получения среднего (полного) общего образования в общеобразовательных школах города невысок - 58,29%. Учитывая поручение Президента Российской Федерации Министерству образования и науки о необходимости пересмотреть действующее законодательство в части обязательности среднего (полного) общего образования, предстоит проводить более активную разъяснительную работу среди населения по целесообразности продолжения образования выпускниками 9-х классов в 10-х классах общеобразовательных школ, где есть возможность получить более качественное среднее образование.
В переходный период (до введения обязательного среднего (полного) общего образования) актуальной становится задача по организации модели сетевого взаимодействия "УНПО-школа", при которой реализация цикла общеобразовательных предметов должна быть организована на базе общеобразовательных школ, а технологические профили, организованные в школах, реализовываться с участием учреждений начального профессионального образования.
Качество обученности выпускников 11-х классов, оцениваемое по результатам независимой экспертизы (ЕГЭ), в 2005 году по математике, русскому языку, биологии, химии, физике, обществознанию, как и в предыдущие годы, превышает среднеобластные и среднероссийские показатели: например, по математике - 57,9 (в среднем по России 49,6 по области - 55,41), по русскому языку - 56,3 (по России 50,2 по области 52,6).
Процент учащихся, получивших неудовлетворительные отметки на всех экзаменах, проводимых в форме и по материалам ЕГЭ, составил 3,2%, в то время как по Российской Федерации - 13,62%, по Новгородской области - 6,03%.
В 2005 году процент награжденных золотой и серебряной медалью "За особые успехи в учении" составил 6,79% (по области - 7,6%). На протяжении пяти лет этот показатель в городе ниже среднеобластного.
В настоящий момент в городе практически решена задача организации профильного обучения. Вместе с тем, расширение возможных моделей организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города и введение их в массовую образовательную практику - задача, которую необходимо реализовать в ближайшей перспективе. Особенно актуальной становится задача по созданию условий для обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов.
Таким образом, в системе общего образования в 2006-2010 годах необходимо будет решать следующие задачи:
1. Повышение качества обученности учащихся;
2. Осуществление преемственности между начальной и основной школой;
3. Введение новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, использование возможностей муниципального тестирования с целью получения объективной оценки качества обученности учащихся;
4. Совершенствование подготовки выпускников 11-х классов к ЕГЭ с целью получения объективной оценки качества обученности учащихся;
5. Сохранность контингента учащихся, обучающихся на "4" и "5";
6. Совершенствование форм организации профильного обучения (сетевая организация и обучение по индивидуальным учебным планам).
3. Психолого-педагогическое и медико-социальное
сопровождение образовательного процесса
В городе создана и развивается служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которая представлена муниципальным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" и психологическими службами муниципальных образовательных учреждений. Стратегической целью является создание благоприятной ситуации развития ребенка, учащегося. "Центр психолого-медико-социального сопровождения" осуществляет анализ профессиональной деятельности психологов и эффективности психологического сопровождения в образовательных учреждениях города.
Наличие психолого-педагогических кадров определяется существующим нормативом бюджетного финансирования, который обеспечивает психологическую службу в количестве 68 ставок педагогов-психологов.
Имеющиеся кадровые, материально-технические, научно-методические ресурсы Великого Новгорода, развивающееся деловое сотрудничество с учреждениями здравоохранения, ведущими институтами Санкт-Петербурга, Москвы позволяют обеспечить профессиональную помощь всем участникам образовательного процесса, содействовать администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
В образовательных учреждениях города:
реализуются проекты, направленные на изменение отношения социума к детям с проблемами в развитии;
в образовательном процессе активно используются специализированные технологии (Кукушкиной О.И., ведущего научного сотрудника института коррекционной педагогики РАО), компьютерные технологии анализа эффективности образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
отработан комплексный подход к выявлению и оказанию помощи детям раннего возраста, имеющим проблемы в развитии;
наблюдается тенденция к увеличению количества выявленных детей с проблемами в развитии раннего возраста;
реализуют программы "Школа здорового образа жизни" и другие, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, направленные на формирование у подростков мотивации к здоровому образу жизни;
расширился спектр предоставления специальных образовательных и психологических услуг на основе личностно-ориентированного подхода.
Вместе с тем остаются проблемы:
1. Недостаточность эффективности механизма межведомственного взаимодействия по раннему выявлению и оказанию своевременной помощи детям от рождения до 3 лет, имеющим отклонения в развитии;
2. В недостаточной степени в дошкольных образовательных учреждениях используются технологии своевременного выявления детей с проблемами в динамике педагогического процесса;
3. Психологическая служба в недостаточной степени обеспечена средствами информационных и коммуникационных технологий, аудио- и видеотехникой;
4. По-прежнему остается актуальной организационная проблема психолого-педагогических консилиумов, как механизма предупреждения неуспешности обучающихся и программирования деятельности психолого-медико-социальных служб в образовательных учреждениях;
5. На сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания;
6. Отсутствует система оценки качества психолого-медико-социального сопровождения.
Решение данных проблем предусмотрено в реализационных мероприятиях Программы на 2006-2010 годы и будет содействовать повышению качества образования и оказанию комплексной помощи участникам образовательного процесса на более высоком уровне.
4. Профессиональное образование
В ходе реализации Основных направлений в городе сложилась структура управления, координации и методического обеспечения данного направления:
координационный совет по развитию кадровых ресурсов и профессиональному образованию под руководством Мэра Великого Новгорода;
отдел профессионального образования и кадровых ресурсов территории;
центр кадровых ресурсов;
руководители образовательных учреждений;
ответственные за организацию профориентационной работы в образовательных учреждениях;
классные руководители;
учителя.
Ежегодно разрабатывается общегородской план профориентационной работы, который включает в себя работу с:
учащимися;
руководителями образовательных учреждений, учителями, классными руководителями, ответственными за профориентационную работу;
родителями;
организациями и предприятиями;
учреждениями профессионального образования;
средствами массовой информации.
Отработан набор эффективных элементов системы профориентационной работы:
изучение образовательных интересов учащихся;
изучение и мониторинг рынка труда;
профессиональное тестирование;
родительские собрания;
ярмарка профессий;
дни открытых дверей;
издание информационно-справочной литературы;
экскурсии на производство;
цикл телерадиопередач и статей по согласованному со СМИ плану;
организация обучения различных категорий педагогических работников на базе Методического центра ответственных за профориентационную работу в образовательных учреждениях;
элективные курсы "Я выбираю профессию", "Твои дороги, выпускник".
В целом это позволило стабилизировать результаты реализации критериев областной программы развития образования в данном направлении: 99,6% выпускников 9 классов школ города продолжают получение образования, 97% выпускников 9 классов и 95% выпускников 11 классов при трудоустройстве подтверждают свой предварительный выбор, 88% выпускников 11 классов получают профессиональное образование в соответствии с профилем обучения в школе.
В то же время проблемными в этом направлении деятельности остаются следующие вопросы:
узкий перечень образовательных услуг в образовательных учреждениях по технологическому профилю;
репродуктивная направленность профориентационной работы и, как следствие, недостаточная активность самих учащихся в построении собственной профессиональной карьеры;
недостаточное использование возможностей образовательной области "Технология" с использованием метода проектов в реализации программ предпрофильной и профильной подготовки учащихся;
необходимость обновления и развития материальной базы мастерских технологии в образовательных учреждениях.
В течение последних лет активно велась работа по построению системы непрерывного профессионального образования.
Все школы города осуществляют сотрудничество с учреждениями профессионального и дополнительного профессионального образования в реализации совместных образовательных программ. По критерию областной программы развития образования "Интеграция деятельности образовательных учреждений с учреждениями профессионального образования" на протяжении 5 лет показатель составляет 100%.
Приоритетным направлением сотрудничества является расширение технологического профиля в школах города.
В результате, относительно 2001 года, количество договоров с учреждениями начального профессионального образования увеличилось с 10 до 19, с учреждениями среднего профессионального образования - с 11 до 13. Если в 2001 году по согласованным с учреждениями начального профессионального образования учебным программам занимались отдельные группы учащихся по 15-20 человек от школы по 3-м профессиям, то в 2006 году контингент составил более 800 школьников по 15-ти профессиям. Достижению такого результата способствовала организация сетевого взаимодействия между школами и учреждениями начального профессионального образования в организации предпрофильного и профильного технологического образования учащихся 8-11 классов.
Интеграция с учреждениями профессионального образования
Количество образовательных учреждений, осуществляющих
сотрудничество
_______________________________________________________________
Дополнительное ПУ ССУЗ ВУЗ
профессионально
е образование
_______________________________________________________________
2001 год 15 10 11 13
2005 год 23 19 13 13
_______________________________________________________________
Учреждения начального профессионального образования города ГОУ "Профессиональный лицей N 1", "Технологический профессиональный лицей", "Профессиональное училище N 15" успешно сотрудничают с учреждениями среднего профессионального образования в организации продолжения получения выпускниками училищ профессионального образования более высокого уровня в техникумах и колледжах по родственным профессиям.
По договору с ГОУВПО "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" проводится конкурсный отбор выпускников:
ГОУ "Профессиональный лицей N1" и ГОУ "Технологический профессиональный лицей" - для продолжения обучения в Политехническом колледже НовГУ;
учреждений начального профессионального образования - на обучение в Педагогическом колледже НовГУ по специальности "Профессиональное образование".
По договору с ГУСПО "Новгородский гидромелиоративный техникум" проводится конкурсный отбор выпускников:
ГОУ "Профессиональный лицей N 1" для продолжения обучения в техникуме по сокращенной программе;
ГОУ "Профессиональное училище N 15" для продолжения обучения по сокращенной программе по профессии "Технология деревообработки".
Особое внимание в 2001-2005 годах было уделено реализации Администрацией города государственных полномочий в управлении учреждениями начального профессионального образования.
В городе функционируют 4 учреждения начального профессионального образования, из них три имеют статус лицея.
Общий контингент на начало 2006 года составил 3506 учащихся (2001 г. - 3219).
Выпуск в 2005 году - 1150 человек (2001 г. - 1023).
Прием 2005 года - 1319 человек (2001 г. - 1197).
Ведется подготовка квалифицированных кадров по 32 профессиям на базе основной школы и 16 профессиям на базе полного среднего образования.
В течение 4-х лет открыта подготовка по новым профессиям:
мастер столярного и мебельного производства;
коммерсант на транспорте;
социальный работник;
парикмахер;
сварщик (Новтрак);
слесарь-мехатроник;
станочник в деревообработке;
коммерсант в торговле;
агент страховой.
В 2006 году планируется открыть подготовку еще по трем профессиям:
мастер сухого строительства;
слесарь по ремонту городского электротранспорта;
водитель троллейбуса.
Ежегодно формируется и распределяется в учреждения профессионального образования муниципальный заказ на подготовку квалифицированных кадров.
При учреждениях начального профессионального образования созданы попечительские советы под руководством заместителей Главы администрации города, которые решают вопросы, связанные с комплектованием и перечнем образовательных услуг в учреждениях, содержанием образовательных программ, развитием материально-технической базы учреждений, организацией практики для учащихся и стажировок мастеров производственного обучения.
Организована деятельность учреждений начального профессионального образования по внедрению новых образовательных технологий профессионального обучения и обучению персонала.
С этой целью учреждения начального профессионального образования активно участвуют в реализации Российско-Голландского проекта "Преемственность общего и профессионального образования в развитии системы профессионального сопровождения", Российско-Британского проекта "Внедрение модульно-компетентностного подхода в довузовском профессиональном образовании".
В данном направлении в 2006-2010 годах необходимо спланировать следующую деятельность:
1. Дальнейшая апробация и расширение деятельности образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия по обеспечению предпрофильной, профильной технологической подготовки учащихся на базе учреждений профессионального образования;
2. Организация работы по апробации в образовательных учреждениях города программ элективных курсов по технологическому образованию в рамках предмета "Технология" и обновлению содержания программы "технология" в основной и средней школе;
3. Продолжение работы с факультетами и кафедрами НовГУ по развитию системы сотрудничества со школами города в профильном технологическом образовании.
5. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация
образовательных учреждений
В течение 2001-2005 годов все образовательные учреждения (подлежащие аттестации) прошли аттестацию и государственную аккредитацию. Начиная с 2003/2004 учебного года, при аттестации и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений применяются показатели, согласованные с критериями оценки деятельности муниципальных органов управления образованием. Новый механизм аттестации и государственной аккредитации предусматривает категорирование школ на основе сопоставления значения показателей по образовательному учреждению со средними значениями соответствующих показателей по области. Из общего числа общеобразовательных учреждений, проходивших аттестацию и государственную аккредитацию с использованием новой технологии, аккредитованы:
на высшую категорию - 6 образовательных учреждений (19%);
на первую категорию - 8 образовательных учреждений (25%);
без установления категории - 12 образовательных учреждений (37%).
По результатам аттестации и государственной аккредитации ежегодно составляется и публикуется рейтинг школ, проводятся городские совещания.
Использование данной технологии позволило повысить уровень объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений.
Процессы аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений становятся инструментами управления качеством образования, основой для принятия необходимых управленческих и педагогических решений.
Практикуется регулярная публикация результатов аттестации и государственной аккредитации для родителей, социальных партнеров, широкой общественности. Осуществляются попытки в ходе аттестации и государственной аккредитации выявить проблемы, но контроль за исправлением ситуации пока носит эпизодический характер.
В связи с принятием и вступлением в силу федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" произошло изменение компетенций в вопросах проведения лицензирования образовательных учреждений.
Серьезной проблемой при осуществлении лицензирования остается отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия. Недостаточно последовательно осуществляется контроль за выполнением образовательными учреждениями лицензионных условий и требований.
Стратегической задачей на 2006-2010 годы является совершенствование процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений как инструментов управления развитием образования и контроля за его качеством.
Решение данной стратегической задачи обеспечивается выполнением системы программных мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование механизмов лицензирования образовательной деятельности и контроля за выполнением лицензионных требований и условий;
использование аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений как инструментов управления качеством образования.
6. Воспитание, дополнительное образование, досуговая деятельность.
Молодежная субкультура
Обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса
Воспитывающая деятельность образовательных учреждений основывается на интеграции воспитательных возможностей школы путем создания гуманистических воспитательных систем. Систематически проводятся семинары по проблеме "Воспитательная система - условие повышения эффективности воспитательного процесса". Организована и подходит к завершению опытно-экспериментальная работа по проблемам разработки и внедрения критериального аппарата сформированности ключевых компетенций различных возрастных групп учащихся. Создан и осуществляет методическое сопровождение отдел воспитания в Центре организационно-методического сопровождения процесса воспитания дополнительного образования при МОУ "Гимназия N 3", в его состав включены: методические объединения заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов детского коллектива и организации деятельности в микрорайонах города, руководителей школьных музеев, творческая группа классных руководителей, городской центр по работе с детскими общественными объединениями. На протяжении всего периода реализации Основных направлений работала "Школа игры" для педагогов-организаторов.
Начиная с 2005 года, введен критерий по оценке качества воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении - процент выпускников, удовлетворенных деятельностью и взаимоотношениями в школе, от числа анкетированных учащихся составил 51,133, что ниже среднеобластного показателя (53,502). Процент родителей по данному показателю - 54,001, среднеобластной показатель ниже - 51,473. В школе чувствуют себя комфортно от числа анкетированных: учащихся - 85,241% (среднеобластной показатель - 86,713), родителей - 85,196%.
Развитие содержания и форм гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, адекватных современным реалиям
Гражданско-патриотическое воспитание строится на основании федеральных, региональных и городских целевых программ патриотического воспитания населения. Проводятся встречи ветеранов различных войн с учащимися образовательных учреждений города, организуются и проводятся дни воинской славы, митинги и возложения цветов на захоронениях, профильные военно-патриотические смены в загородных лагерях. Разработаны и реализуются конкурсы по воспитательной работе на основе изучения истории Новгородского края: "Земли родимый уголок", "Отечество", "Туристических путешествий", "Человек на земле" и т.д. Проведен смотр-конкурс образовательных учреждений по развитию гражданско-патриотического, духовно-нравственного и краеведческого воспитания детей. Один раз в два года проводятся смотры школьных музеев. В 2006 году проведена плановая паспортизация школьных музеев. Городские игры: "Стань Посадником", "Выборы", "Мельница", "Я - Новгородец", "Дебаты" претерпели изменения и стали проводиться в форме "Новгородских игрищ", заседаний клубов "Что? Где? Когда?". Введены 3 ежегодные единоразовые премии учащимся за лучшую научно-исследовательскую работу по краеведению. До конца 2006 года будет проведен городской конкурс на лучший проект по патриотическому воспитанию.
В целях развития детских органов самоуправления проводятся конференции, слеты, смены актива. Организована работа городского центра по работе с детскими органами самоуправления на базе муниципального учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова". На базе загородных лагерей проведены практические семинары для педагогов и учащихся. Во многих учреждениях выпускаются внутришкольные печатные издания (газеты, журналы, листовки).
Развитие детского и молодежного досуга
Занятость детей и подростков дополнительным образованием стабильна -более 90%. Самыми востребованными направлениями в учреждениях системы образования являются: спортивное - 25% и художественно-эстетическое - 35%. Платными услугами в учреждениях занято около 14 тыс.человек.
Одним из приоритетов развития дополнительного образования является работа с одаренными детьми. Ее главный смысл - помочь тем, кто проявил особые способности в той или иной сфере деятельности и представляет область на областных, всероссийских олимпиадах, смотрах, конкурсах.
Развиваются технические виды дополнительного образования. Функционирует городской методический Центр для педагогов по техническому творчеству на базе муниципального учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества имени Лени Голикова".
Работают мотоклуб и авиаклуб. Ежегодно проводятся массовые городские мероприятия "Дорожная безопасность, "Безопасное колесо", выставка рисунков и макетов на противопожарную тематику, городские выставки технического творчества. Планируется строительство автогородка. Совместно с ГИБДД создан отряд ЮИД.
В каникулярное время на базе школ, учреждений дополнительного образования, клубов МУДОД "Центр внешкольной работы "Алые паруса" создаются трудовые отряды для детей и подростков. Организована работа на 28 спортивных площадках (в зимнее время - кортах) для детей, подростков и молодежи в микрорайонах города. Проводятся дворовые спортивные мероприятия (футбол, стритбол).
Развитие инфраструктуры детского и молодежного отдыха
Ежегодно, в летний сезон, организуются профильные лагеря и смены для молодежи, в т.ч. старше 15 лет, поддерживаются международные обмены школьников. Приняты и финансируются областная и муниципальные программы строительства спортивных площадок и приобретения спортивного оборудования. Только в 2005 году получено спортинвентаря из федерального бюджета на сумму 1599,630 тыс. руб., из областного - 719,760 тыс. руб., из муниципального - 105,0 тыс. руб.
Преодоление противоречий между общественной значимостью воспитания и
его реальным статусом
Проведена большая работа по подготовке Концепции развития системы воспитания детей и молодежи Великого Новгорода до 2010 года. Изменились подходы на федеральном уровне к повышению статуса и материального вознаграждения классных руководителей. В городе проводится много новых городских мероприятий на межведомственной основе: "Балашовские чтения", конкурс народной культуры "Истоки", "Путешествие в страну "Див", компьютерных мультфильмов "Жизнь в зеленом цвете" и пр. По итогам мероприятий проводится чествования, прием на уровне вице-мэра, материальное стимулирование.
7. Кадровое обеспечение
Кадровая политика комитета по образованию Администрации Великого Новгорода осуществлялась по следующим направлениям:
обеспечение кадрами учреждений, подведомственных комитету;
повышение уровня образования, квалификации, педагогического мастерства работников учреждений, подведомственных комитету;
социальная поддержка работников системы образования, физической культуры и спорта;
стимулирование труда педагогических и руководящих работников учреждений, подведомственных комитету.
Обеспеченность кадрами
В образовательных учреждениях города работает 3536 педагогов и руководителей, в том числе в муниципальных образовательных учреждениях - 3291 человек и 245 - в учреждениях начального профессионального образования. Преподавание ведется по всем предметам и во всех классах, работают все группы в дошкольных образовательных учреждениях. Проводится работа по обеспечению образовательных учреждений педагогическими работниками: ведется банк данных по вакансиям и резерв педагогов. Однако остается проблема выбытия педагогов из образовательных учреждений, ежегодно из образовательных учреждений выбывает свыше 10%, а молодых специалистов поступает в образовательные учреждения 2% от общего числа педагогических работников. В настоящее время остается проблема обеспечения общеобразовательных учреждений учителями английского языка, математики, информатики, технологии (мальчики), дошкольных образовательных учреждений - воспитателями. Как и прежде испытывают потребность в кадрах с дефектологическим образованием специальные коррекционные образовательные учреждения, из 265 педагогов лишь 38 (14%) имеют дефектологическое образование. Частично проблема решается за счет привлечения педагогов с большим опытом работы по специальности и через организацию переподготовки работающих педагогов. Продолжается работа по организации обучения и переподготовке кадров по дефектологическим специальностям: "логопедия", "дошкольная дефектология", "сурдопедагогика", "олигофренопедагогика". В Московском педагогическом государственном университете за период с 2000 по 2004 год прошли обучение 25 педагогов, в 2005 году направлены на обучение 2 педагога специальных коррекционных образовательных учреждений. В НовГУ по специальности: "учитель-дефектолог" и "олигофренопедагог", "учитель-логопед" с 2002/2003 учебного года обучаются 7 педагогов специальных образовательных учреждений.
Важным вопросом в обеспечении качественного функционирования и развития системы образования является вопрос ротации руководящих кадров. Анализ сменяемости руководящих кадров показал, что за последние два года сменяемость составила 11% от общего количества руководящих работников. Основные причины увольнения:
собственное желание - 46% (вновь назначенные заместители директоров и заведующих без стажа управленческой деятельности);
выход на пенсию - 17%;
перевод на другую вышестоящую должность (в органы управления образованием, в образовательные учреждения на должность директоров и заведующих) - 17%.
Дает свои результаты система работы с кадровым резервом. В ноябре 2004 года решением коллегии комитета утвержден кадровый резерв руководящих работников учреждений, подведомственных комитету, организована работа по его подготовке. При назначении на должность руководителя в первую очередь рассматриваются кандидатуры членов кадрового резерва.
Уровень образования кадров
Из 1822 педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений города 1672 (91,8%) имеют высшее образование (областной показатель - 84,2%), это превышает показатели 2001 года на 3,8 %.
Из 1231 педагогических и руководящих работника дошкольных образовательных учреждений города 629 (51%) имеют высшее образование (областной показатель 37,8%), это выше показателя 2001 года на 4%.
Из 168 педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования города 136 (81%) имеют высшее образование (областной показатель 72%), это превышает показатели 2001 года на 12%.
Наблюдается устойчивая тенденция роста уровня образования педагогических работников в образовательных учреждениях в целом.
Проблема повышения уровня образования кадров в основном решается при ротации педагогических и руководящих кадров, так как при приеме на работу приоритет отдается педагогам с высшим профессиональным образованием, а также за счет обеспечения условий для обучения работников в высших учебных заведениях Великого Новгорода и других регионов России.
На обучение педагогическим профессиям ежегодно поступают свыше 140 выпускников общеобразовательных учреждений. Приходят на работу в образовательные учреждения города ежегодно свыше 60 молодых специалистов.
Ежегодно формируется муниципальный заказ на подготовку квалифицированных кадров для образовательных учреждений в системе профессионального образования города.
Однако следует отметить снижение уровня образования в отдельных дошкольных образовательных учреждениях.
Одной из причин снижения уровня образования педагогов является отток квалифицированных специалистов из-за низкого уровня заработной платы и поступление на работу молодых специалистов после окончания педагогического колледжа. Повышение образовательного уровня педагогов по специальности затруднено, так как прием на бюджетной основе в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого ограничен, а платно обучаться они не имеют возможности. Квота поступления определяется только для выпускников педагогического колледжа, принимаемых также на конкурсной основе.
Важное значение имеет повышение уровня образования управленческого аппарата системы образования. На сегодняшний день 99% руководителей образовательных учреждений имеют высшее профессиональное образование, 1% руководителей - среднее профессиональное образование. Это заведующие дошкольных образовательных учреждений (3 чел.). Специальное управленческое образование по специальности "Менеджмент в управлении" имеют 50 чел. (47% от общего числа руководителей), 1 руководитель имеет ученую степень доктора педагогических наук, 3 руководителя - ученую степень кандидата наук, 2 руководителя - аспиранты.
Квалификация кадров
Четко просматривается тенденция роста уровня квалификации педагогических и руководящих работников: за 5 лет уровень квалификации возрос на 7,4%.
По состоянию на 01.06.2005 имеют квалификационные категории 3451 чел. - 93,96%, в том числе:
высшую квалификационную категорию - 2218 чел. (60,4%), это на 27,4 % больше результатов аттестации 2001 года;
первую - 663 чел. (18%);
вторую категорию - 570 чел. (15,5%).
На сегодняшний день все руководящие работники имеют квалификационные категории, в том числе: 272 чел. (65,5%) высшую степень, что превышает результаты 2001 года на 15,5%, и 143 (34,5%) - первую.
Из 168 руководящих работников общеобразовательных учреждений, которые ведут преподавание предметов, 100% имеют квалификационные категории как учителя, в том числе 139 чел. (83%) - высшую категорию и 20 чел. (12 %) - первую категорию, 9 чел. (5%) - вторую категорию.
С учетом обозначенных проблем в ходе реализации программы развития образования в области кадровой политики в 2006-2010 годах предстоит решить следующие задачи.
В сфере обеспечения кадрами:
подготовка резерва руководящих кадров и обеспечение своевременной аттестации руководителей при назначении на должность;
подготовка и переподготовка педагогических кадров со специальным профессиональным образованием (логопеды, сурдопедагоги, психологи, тифлопедагоги);
разработка системы мер по закреплению в образовательных учреждениях молодых специалистов.
В сфере повышения уровня образования педагогических кадров:
разработка системы мер по повышению уровня образования педагогических кадров в дошкольных образовательных учреждениях.
В сфере социальной политики - создание условий для адаптации молодых специалистов, формирования положительного имиджа педагога.
В сфере стимулирования труда работников системы образования -продолжение работы по материальному и моральному стимулированию педагогов и руководителей.
8. Финансовое и материально-техническое обеспечение
Анализируя финансовое обеспечение системы образования, физической культуры и спорта, прежде всего надо остановиться на том, что с 1999 года все образовательные учреждения в Великом Новгороде финансируются в соответствии с муниципальными, а с 2000 года - региональными нормативами бюджетного финансирования. Однако внедрение региональных нормативов не повлекло за собой увеличения бюджетных средств на содержание образования, но позволило исключить влияние субъективных факторов при их распределении. Кроме того, повысились заинтересованность образовательных учреждений в эффективном и законном использовании бюджетных средств и мотивация руководителей к поиску внебюджетных источников финансирования, что в свою очередь привело к увеличению стоимости содержания одного ребенка в год.
В течение последних 5 лет все образовательные учреждения города работают в условиях финансовой самостоятельности, имеют статус юридического лица и завершили переход на казначейское исполнение бюджета. Задача получения внебюджетных средств, поставленная Основными направлениями, выполнена.
Увеличивается приток внебюджетных средств в муниципальную систему образования: если в 2002 году образовательные учреждения города получили дополнительные средства в сумме 69662 тыс. рублей или 21,3% от суммы бюджетных средств, то в 2005 году сумма дополнительно привлеченных средств составила 148548,9 тыс. рублей или 30,6% от суммы бюджетных средств.
---------------------------------------------------------------------
2002 год 2003 год 2004 год 2005 год
---------------------------------------------------------------------
тыс. % от тыс. % от тыс. % от тыс. % от
руб. бюд- руб. бюд- руб. бюд- руб. бюд-
жета жета жета жета
горо- горо- горо- горо-
да да да да
---------------------------------------------------------------------
Внебюдже 69662, 21,3 79447, 22,0 103307, 24,6 30,
тные 0 7 2 148548, 6
сред- 9
ства
(обра-
зование)
---------------------------------------------------------------------
На 2006-2010 годы необходимо запланировать приобретение кухонного оборудования (для пищеблоков дошкольных учреждений и школ) и прачечного оборудования (для дошкольных учреждений) на сумму 8000 тыс. рублей.
Требуют решения следующие проблемы:
увеличение регионального норматива материального обеспечения учащихся и воспитанников;
совершенствование дифференцированной родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, улучшение качества питания учащихся и воспитанников за счет привлечения дополнительных источников финансирования, в том числе родительских средств;
улучшение региональных нормативов финансирования учебного плана общеобразовательных учреждений в связи с профильной подготовкой учащихся основных школ и профильного обучения;
содержание обслуживающего персонала школ (уборщиц, дворников, рабочих по обслуживанию зданий).
Централизованная бухгалтерия комитета по образованию Администрации города обслуживает 47 образовательных учреждений, 63 образовательных учреждения имеют самостоятельную бухгалтерскую службу.
За период с 2001 по 2005 год:
разработано и утверждено приказом комитета Положение об аттестации на соответствие занимаемой должности главных бухгалтеров самостоятельных бухгалтерских служб муниципальных образовательных учреждений и специалистов межотраслевой централизованной бухгалтерии, обслуживающих образовательные учреждения города;
проведена аттестация работников централизованной бухгалтерии и самостоятельных бухгалтерских служб в количестве 181 работника. В 2006 году работа по аттестации бухгалтеров продолжится;
образовательные учреждения перешли на казначейскую систему исполнения бюджета и в течение 2006 года перейдут на казначейское исполнение средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
в ноябре 2001 года организован учебно-методический центр, задачей которого является разработка методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета. Разработаны методические рекомендации по предоставлению платных образовательных услуг с изданием брошюр в 2001, 2003, 2004 годах. Ежемесячно проводятся семинары по интересующим темам для бухгалтерских работников с предоставлением раздаточного материала. В связи с введением новой инструкции по бюджетному учету с 1 января 2005 года было проведено 7 семинаров по ее внедрению;
одно из требований новой инструкции - перевод бухгалтерского учета на полную компьютерную обработку. Образовательные учреждения выбрали 3 вида программ по ведению бухгалтерского учета:
авторская программа "Васюков" - 100 учреждений;
программа 1С: Бухгалтерия - 9 учреждений;
программа "Парус" - 1 учреждение.
Для полного завершения компьютеризации бухгалтерского учета необходима модернизация имеющихся компьютеров и приобретение новой техники.
В комитете по образованию Администрации города создан контрольно-ревизионный отдел, в который вошли главный специалист и три ведущих специалиста. В обязанности работников входит проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, тематических и внеплановых проверок по различным направлениям. Образовательные учреждения имеют свой план проверок внутриведомственного контроля на год.
Обеспечение учащихся учебниками
В 2001-2005 годах в общеобразовательных учреждениях города обеспеченность учащихся федеральным комплектом учебников составила 100%. Процент обновления учебного фонда школьных библиотек - 20,12% (на уровне среднеобластного показателя). Если в большинстве общеобразовательных учреждений используются учебники не более шести лет, проблемой остаются учебники для специальных коррекционных учреждений таких, как "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 7 VIII вида", "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида", "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Цветик-Семицветик", где используется специальная (коррекционная) литература более шести лет по причине отсутствия этих учебников в планах издательств.
Обеспеченность учебно-наглядными пособиями в 2005 году составила 53,37% (среднеобластной показатель - 47,3%).
По причине нефинансирования образовательных учреждений на обновление материально-технической базы проблемой является несоответствие состояния оборудования, технических средств обучения и учебно-наглядных пособий современным требованиям и нормативам.
Развитие материальной базы осуществлялось в соответствии с Основными направлениями:
завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в школе-интернате для детей сирот;
открыт филиал ГОУ "Профессиональное училище N 7" (ГОУ "Технологический Лицей") на базе ОАО "Планета" - один этаж;
завершена реконструкция спортивного комплекса МОУДОД "СДЮСШОР "Манеж";
завершена реконструкция спортивного зала МУДОД "Центр физического развития";
восстановлены и реконструированы плавательные бассейны в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады N 1, N 58, N 62, N 76, N 77, N 81, N 92, школа-сад "Тополек".
Остались невыполненными следующие направления: не начато строительство пристроек к МОУ "Гимназия "Новоскул" и МОУ "Гимназия "Исток", к зданию МУДОД "Центр физического развития", не завершена реконструкция спортивного комплекса "Волна".
Одной из важнейших проблем образования является старение материально-технической базы, т.к. износ основных средств на 01.01.2005 составил 76,9%. Для изменения ситуации по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений привлекаются различные источники финансирования, в том числе и средства целевых программ. Из бюджетных средств образовательных учреждений затрачено на текущий ремонт в 2004 году 2182,0 тыс. рублей, в 2005 году - 2855,0 тыс. рублей и из внебюджетных источников образовательных учреждений в 2004 году затрачено 6601,0 тыс. рублей.
Охрана труда
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, оказания помощи руководителям образовательных учреждений в организации работы по охране труда создана служба охраны труда и учебы при МОУ ПКС "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов".
Руководители и специалисты образовательных учреждений проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с графиком.
Специалистами службы охраны труда и учебы, комитета по образованию Администрации города осуществляется постоянный контроль за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда в образовательных учреждениях.
Проводится санитарное обследование образовательных учреждений (в т.ч. измерение освещенности, температуры, электромагнитных излучений на рабочих местах и т.п.) специалистами Роспотребнадзора.
9. Физическая культура и спорт
Одним из основных направлений, наряду с повышением массовости, является создание наиболее качественных условий для активных занятий населения города физической культурой и спортом.
Знаменательным событием для Великого Новгорода стало возрождение Спартакиады среди коллективов предприятий, организаций и учреждений города, создание коллективов физической культуры. В декабре 2005 года подведены результаты III Спартакиады среди коллективов физической культуры. Результатом проделанной в последние годы работы стала значительная активизация физкультурно-оздоровительной деятельности на предприятиях, в организациях и учреждениях города. Возрос интерес руководства и работников к физкультурно-оздоровительной работе в коллективах.
На протяжении многих лет совместно с федерацией лыжного спорта готовятся и поддерживаются в рабочем состоянии в течение всего зимнего сезона лыжные трассы в Западном районе, Кремлевском парке, Деревяницах, в районе Гребной базы и Колмовского моста (в 2005 году Администрация города выделила дополнительно 86,0 тыс. рублей на приобретение снегохода "Буран"); на спорткомплексе "Волна" проходят соревнования по футболу среди дворовых и школьных команд "Турнир выходного дня", участниками которых ежемесячно становятся до 70 команд; соревнования по стритболу и пляжному волейболу (если прежде из-за нехватки стритбольного и волейбольного оборудования приходилось ограничивать количество команд-участниц, то в настоящее время данные проблемы решены с изготовлением дополнительного спортивного оборудования). По предложению федераций баскетбола и волейбола изменилась система проведения первенства города по этим видам спорта (соревнования проводятся в течение полугода). С 2004 года в течение всего учебного года проводятся соревнования молодежной баскетбольной лиги, в которых принимают участие команды юношей и девушек 10-11 классов общеобразовательных школ, техникумов, колледжей, лицеев, профессиональных училищ.
В 2005 году впервые в Великом Новгороде, как и во многих других регионах России, стартовала Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России - 2005", которая является одним из крупнейших массовых всероссийских соревнований. Самый массовый за последние годы выход новгородцев на лыжный старт (более 7 тыс. человек), участниками которого стали как профессиональные спортсмены, так и любители этого вида спорта от 7 до 70 лет. Это мероприятие планируется сделать традиционным.
Администрация города вышла с предложением о включении в федеральную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" строительства универсального спортивного сооружения с количеством посадочных мест до 3000 человек, что могло бы существенно изменить ситуацию в организации и проведении спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в городе.
По предложению Российской Федерации футбола и областной федерации Великий Новгород включен в проект федеральной программы "Подарим детям стадион". В июне 2005 года Мэром Великого Новгорода подписано гарантийное письмо о выполнении подготовительных работ для укладки искусственного покрытия футбольного поля спорткомплекса "Волна".
Состояние муниципальной материально-спортивной базы Великого Новгорода сегодня не позволяет эффективно решать задачи учебно-тренировочной подготовки спортсменов, проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для различных категорий населения города, а также проведения региональных, всероссийских и международных мероприятий с привлечением средств федерального бюджета.
Значительно сдерживает работу по развитию базы дефицит финансовых средств. Многие спортивные сооружения требуют капитального ремонта, остро стоит вопрос материально-технического оснащения спортивных сооружений и учреждений спортивной направленности.
В целях наиболее рационального использования муниципальной материально-спортивной базы управление по физической культуре и спорту Администрации города вышло с предложением о заключении договора с филиалом ОАО "Мостострой N 6" Мостотряд N 75 на предоставление права пользования стадионом в Юрьево. Совместное использование данного спортивного объекта создаст условия для проведения спортивно-массовых мероприятий различного уровня, обеспечения качественного учебно-тренировочного процесса муниципальных учреждений дополнительного образования спортивной направленности, организации досуга населения.
В 2005 году при поддержке Администрации города ООО "Гарант" проделал подготовительные работы на спорткомплексе "Волна" и совместно с Федерацией футбола России и МОУДОД "СДЮСШОР N 2" ввели в эксплуатацию спортивную площадку с искусственным покрытием для мини-футбола. С вводом в строй данного объекта решилась одна из главных проблем - обеспечение учебно-тренировочной работы МОУДОД "СДЮСШОР N 2" и проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий в любое время года. Стоимость сооружения спортивной площадки - 341,0 тыс. рублей.
В целях укрепления муниципальной материально-спортивной базы, создания благоприятных условий для развития физической культуры и спорта в Великом Новгороде Администрация города совместно с руководителями предприятий и организаций приняла решение о реконструкции спортивного комплекса "Волна". Создан попечительский совет спорткомплекса "Волна". В настоящее время на внебюджетный счет Администрации города уже поступают средства на реконструкцию данного спортивного сооружения. Смета капитального ремонта стадиона "Волна" составляет 9000,0 тыс. рублей. 300 тыс. рублей планируется направить на ремонт стадиона "Центральный" (косметический ремонт коридора и раздевалок).
10. Молодежная политика
В отчетный период основными направлениями работы в сфере молодежной политики были:
организация работы с молодежными общественными организациями, объединениями, клубами города;
организация работы по вопросам патриотического воспитания молодежи;
первичная профилактика всех видов химической зависимости в молодежной среде;
организация и проведение массовых мероприятий (акций) для молодежи;
организация системы занятости подростков и молодежи;
информационная поддержка молодежи и специалистов социально-культурной сферы, работающих с молодежью;
разработка программ, проектов и нормативных документов по вопросам муниципальной молодежной политики.
В сфере молодежной политики произошли изменения в инфраструктуре работы с молодежью. С 2001 года в городе действует одно специализированное учреждение для подростков и молодежи МУ "Центр молодежных инициатив "САМ". Деятельность учреждения направлена на трудоустройство молодежи, организацию работы клубных формирований на базе Молодежной гостиной, развитие сети информационных стендов для социальной информации для молодежи и населения города. С 2001 года действует молодежное бюро по трудоустройству, являющееся основным подразделением, занимающимся трудоустройством подростков города в течение года и организующим молодежные летние трудовые лагеря. На базе МУ "Центр молодежных инициатив "САМ" создан и действует городской штаб добровольческой работы.
В учреждениях профессионального образования города созданы и успешно функционируют органы молодежного самоуправления. При Администрации Великого Новгорода с 2003 года создан и продолжает работать городской совет молодежи. Продолжена работа по организации на предприятиях города советов молодых специалистов и комиссий по вопросам молодежи. Осуществлялась поддержка общественных организаций, занимающихся профилактикой негативных явлений в молодежной среде.
Ежегодно для специалистов города, работающих с молодежью, проводится учебный семинар "Молодежная политика Великого Новгорода". Главная задача этого семинара - обучение новым технологиям работы в подростково-молодежном коллективе.
В связи с экономической дезинтеграцией, социальной дифференциацией общества, девальвацией духовных ценностей, которые стали оказывать негативное влияние на общественное сознание граждан на протяжении длительного периода времени (с конца 80-х годов) в 2003 году была разработана и принята городская целевая программа "Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода" на 2004-2006 годы.
В 2004 году впервые за 12 лет деятельности городского органа по делам молодежи после роспуска ВЛКСМ принята городская целевая программа "Молодежная политика в Великом Новгороде (2004 - 2006 годы)".
В период с 2001 по 2005 год на организацию работы с молодежью из бюджета города было потрачено 1540,0 тыс. рублей.
На базе муниципального учреждения "Центр молодежных инициатив "САМ" действует центр гражданско-патриотического воспитания молодежи. Проводится совместная работа с военным комиссариатом города с привлечением таких общественных организаций, как военно-спортивный клуб "Факел" и военно-исторический клуб "Рать". Также на базе этого Центра осуществляет деятельность молодежный клуб "Тинэйджер", основной целью которого является работа с подростками и молодежью из социально неблагополучной среды и групп риска.
Важным направлением в работе является организация досуга молодежи в ночное время и контроль за деятельностью ночных клубов и дискотек. Членами комиссии по контролю за деятельностью дискотек на территории Великого Новгорода регулярно проводятся рейды. Проведена большая работа с администрацией дискотеки "Ночной океан" и "Луноход" по конструктивному решению претензий граждан.
Совместно с Новгородской областной общественной организацией "Жизнь без наркотиков" проводится работа по двум направлениям: организация деятельности общественной приемной по работе с родителями и наркозависимыми и деятельность общественных групп по первичной профилактике всех видов химической зависимости в подростково-молодежной среде. Были проведены беседы в МОУ "Гимназия N 3" (8, 9 классы), МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля" (9-11 классы), в вечерней (сменной) общеобразовательной школе" (9-11 классы), в медицинском колледже и совхоз-техникуме, мероприятия, посвященные Дню профилактики ВИЧ/СПИД в подростково-молодежной среде совместно с новгородским отделением общероссийской общественной организации "Красный крест".
За отчетный период проводилась работа, направленная на активизацию деятельности общественных организаций и учреждений, работающих с участием молодежи и представляющих их интересы.
20 марта был проведен городской семинар "Молодежная политика Великого Новгорода - 2003" для заместителей руководителей по воспитательной работе учреждений системы среднеспециального и профессионально-технического образования города, где рассматривались современные подходы в работе с молодежью. Подготовлены информационно-методические материалы по современным технологиям работы в молодежной среде.
Восстановлена деятельность городского совета руководителей молодежных общественных организаций.
Работа со средствами массовой информации строилась в системном подходе: реклама мероприятий - освещение проведения мероприятий - итоги мероприятий. Разработан и реализуется проект молодежной страницы в газете "Новгород".
Организационная и нормотворческая деятельность осуществлялась следующим образом:
принята городская целевая программа "Молодежная политика Великого Новгорода (2004 - 2006 годы)";
разработана типовая форма Положения о совете молодых специалистов для предприятий города;
подготовлены и утверждены проекты трудовых подростковых лагерей на территории города в летний период 2004 года;
на основе предложений от учреждений и организаций города был уточнен календарный план мероприятий;
утверждены типовые формы договора о целевом финансировании работы с молодежью в Великом Новгороде и отчета о работе, выполненной на средства молодежной политики организациями, работающими с молодежью;
ежеквартально готовились отчеты о работе по профилактике различных видов химической зависимости;
разработано положение о системе добровольческого (благотворительного) и "тимуровского" движения в городе и разослано в учебные заведения среднего профессионального образования;
ежемесячно готовились планы мероприятий и отчеты;
в I и II кварталах 2004 года были подготовлены отчеты о деятельности по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма в 2003 году и о ходе выполнения областной целевой Программы "Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2003 - 2005 годы";
в течение года подготовлены ежеквартальные отчеты о деятельности в рамках реализации городской целевой Программы "Патриотическое воспитание населения Великого Новгорода на 2004 - 2006 годы";
внесены предложения на 2004 год в программу мероприятий "Операция "Подросток";
внесены предложения в целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 2005 - 2007 годы";
подготовлен аналитический отчет "Об организации работы с молодежью в Великом Новгороде" и демонстрационные материалы;
подготовлены материалы по молодежной проблематике в доклад Губернатора Новгородской области по проблемам молодежи;
внесены предложения в проект программы социально-экономического развития Великого Новгорода.
За отчетный период проводилась методическая работа, направленная на трансляцию опыта в работе с молодежью, а также обучение специалистов, работающих с молодежью, передовым технологиям работы в молодежной сфере. Подготовлены материалы по организации летнего отдыха в г. Алушта (Украина, Крым).
Представители Администрации города и молодежной общественной организации "Новая цивилизация" принимали участие в работе Молодой Ганзы Ганзейского форума 17-20 июня в г. Турку (Финляндия).
Подготовлены документы и смета расходов на участие молодежного творческого коллектива "Ритм жизни" в 1-м молодежном Ганзейском творческом фестивале в г. Липштадт (Германия) в сентябре 2005 года.
При поддержке Администрации города команда КВН Института медицинского образования НовГУ принимала участие в международном студенческом КВН, посвященном международному Дню студентов в г. Пскове.
За отчетный период велась информационная работа отдела по поиску грантодателей по направлениям молодежной политики. Получены документы по грантовым программам, финансируемым информационным бюро Совета Министров Северных Стран (Санкт-Петербург) по вопросам молодежной политики (стажировка муниципальных служащих, профилактика наркомании и других видов химической зависимости в подростково-молодежной среде, социальная работа с "уличными" детьми).
Велась разработка методических рекомендаций по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, результатом которой стало издание учебно-методического пособия "Сюжеты народных игр в системе патриотического воспитания". Помимо этого по данному направлению в 2005 году:
выпущены информационные буклеты;
подготовлен итоговый сборник "Молодежная политика в Великом Новгороде в 2005 году";
подготовлена информационная брошюра "Памятка военнослужащему".
В 2005 году был изготовлен и установлен информационный стенд для распространения социальной рекламы и информации для молодежи.
Постоянно осуществлялась подготовка и рассылка информационных писем о проводимых мероприятиях в средства массовой информации города и пресс-центр Администрации города в соответствии с графиком.
Осуществлялась деятельность молодежного бюро занятости МУ "Центр молодежных инициатив "САМ", на его базе проводилась ярмарка профессий "Куда пойти учиться?".
В летний период были организованы смены молодежного трудового лагеря МУ "Центр молодежных инициатив "САМ", военно-спортивный лагерь "Новгородец", спортивно-туристический лагерь (поход по Новгородскому району), экологический лагерь, организованный совместно с общественной организацией "Новгородский клуб "Экология". Была осуществлена поддержка "Летней экологической школы "Любытино" (Первая университетская гимназия имени В.В. Сороки).
В работе по профилактическому направлению, связанному с формированием непосредственно в молодежной среде здорового образа жизни, участвовали молодежные общественные объединения, лечебные учреждения города.
По данному направлению была проведена следующая работа:
участие в мероприятиях, посвященных Дню профилактики ВИЧ/СПИД в подростково-молодежной среде;
проведение акции "Молодежь! Курить не модно!";
организация работы по размещению социальной рекламы совместно со специалистами Российского Красного Креста и Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и контролю за инфекционными заболеваниями "Хелпер";
участие в организации и проведении рейдов по развлекательным заведениям города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 22 июня 2006 г. N 327 "Об утверждении отчета о выполнении Основных направлений развития сферы образования, молодежной политики, физической культуры и спорта Великого Новгорода на 2001-2005 годы"
Текст решения официально опубликован не был