Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 54. Порядок подсчета голосов участников областного референдума и составления протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования
1. По окончании времени голосования председатель участковой комиссии областного референдума объявляет голосование оконченным. При этом участники областного референдума, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить бюллетени для голосования на областном референдуме и проголосовать.
2. Подсчет голосов участников областного референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии областного референдума, а также наблюдатели.
3. Подсчет голосов участников областного референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней для голосования на областном референдуме и голосов участников областного референдума членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса.
4. После окончания времени голосования члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 26 настоящего областного закона, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на областном референдуме, отрезая нижний левый угол, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней для голосования на областном референдуме, а также бюллетеней для голосования на областном референдуме, испорченных участниками областного референдума при проведении голосования, в строку 5 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 5 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
5. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии областного референдума уточняет, оглашает и заносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней для голосования на областном референдуме, полученных участковой комиссией областного референдума, а также оглашает и вносит в строку 10 протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией областного референдума. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строки 2 и 10 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ в часть 6 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
6. Перед непосредственным подсчетом голосов участников областного референдума члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников областного референдума следующие суммарные данные по этой странице:
1) число участников областного референдума, внесенных в список участников областного референдума на момент окончания голосования (без учета числа участников областного референдума, которым выданы открепительные удостоверения территориальной комиссией и участковой комиссией областного референдума, а также выбывших по другим причинам);
2) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума на участке областного референдума в день голосования (устанавливается по числу подписей участников областного референдума в списке участников областного референдума);
3) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников областного референдума);
4) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией областного референдума участникам областного референдума на участке областного референдума;
4.1) число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией участникам областного референдума;
5) число участников областного референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке областного референдума.
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ часть 7 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
См. текст части в предыдущей редакции
7. После внесения указанных в части 6 настоящей статьи данных каждая страница списка участников областного референдума подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии областного референдума, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии областного референдума и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 6 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии областного референдума оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников областного референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии областного референдума. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
1) в строку 1 - число участников областного референдума, внесенных в список участников областного референдума на момент окончания голосования;
2) в строку 3 - число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
3) в строку 4 - число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участникам областного референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
4) в строку 10 - число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией областного референдума;
5) в строку 11 - число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией областного референдума участникам областного референдума на участке областного референдума до дня голосования;
6) в строку 12 - число участников областного референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке областного референдума;
7) в строку 13 - число погашенных на участке областного референдума открепительных удостоверений;
8) в строку 14 - число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией участникам областного референдума.
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ статья 54 настоящего Закона дополнена частью 7.1, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
7.1. После осуществления действий, указанных в части 7 настоящей статьи, проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией областного референдума, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией областного референдума участникам областного референдума на участке областного референдума до дня голосования, и числа открепительных удостоверений, погашенных на участке областного референдума. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия областного референдума принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список участников областного референдума, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия областного референдума принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования и вносит данные о расхождении в строку 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 15 проставляется цифра "0".
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ статья 54 настоящего Закона дополнена частью 7.2, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
7.2. После осуществления действий, указанных в частях 7 и 7.1 настоящей статьи, со списком участников областного референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 3 статьи 26 настоящего областного закона, а члены участковой комиссии областного референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
8. Дальнейшая работа со списком участников областного референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с частью 22 настоящей статьи. Список участников областного референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Председателем или секретарем участковой комиссии областного референдума обеспечивается хранение списка участников областного референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования.
9. Непосредственный подсчет голосов участников областного референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования на областном референдуме членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса.
10. При непосредственном подсчете голосов участников областного референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии областного референдума с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 3 статьи 26 настоящего областного закона.
11. Непосредственный подсчет голосов участников областного референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии областного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии областного референдума для всех присутствующих при подсчете. Членам участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии областного референдума, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 14 и 17 настоящей статьи.
Законом Новгородской области от 1 июля 2010 г. N 793-ОЗ в часть 12 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
12. При сортировке бюллетеней для голосования на областном референдуме прежде всего отделяются бюллетени для голосования на областном референдуме неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются. При этом такие бюллетени для голосования на областном референдуме упаковываются отдельно и опечатываются.
13. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования на областном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Перед вскрытием переносных ящиков для голосования председатель участковой комиссии областного референдума в присутствии всего состава участковой комиссии областного референдума проверяет целостность печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
14. Число извлеченных бюллетеней для голосования на областном референдуме установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, оглашается и вносится в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней для голосования на областном референдуме установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений участников областного референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней для голосования на областном референдуме, все бюллетени для голосования на областном референдуме, находившиеся в таком переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии областного референдума признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии областного референдума, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней для голосования на областном референдуме оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней для голосования на областном референдуме, выявленных при сортировке бюллетеней для голосования на областном референдуме. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней для голосования на областном референдуме, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня для голосования на областном референдуме недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии областного референдума, а сами бюллетени для голосования на областном референдуме при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
15. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
16. Члены участковой комиссии областного референдума сортируют бюллетени для голосования на областном референдуме, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени для голосования на областном референдуме неустановленной формы и недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом бюллетене для голосования на областном референдуме отметки участника областного референдума и представляют бюллетени для голосования на областном референдуме для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования на областном референдуме не допускается.
17. Недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени для голосования на областном референдуме, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника областного референдума этот бюллетень для голосования на областном референдуме откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия областного референдума решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней для голосования на областном референдуме путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования на областном референдуме указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии областного референдума. Общее число недействительных бюллетеней для голосования на областном референдуме заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ в часть 18 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней для голосования на областном референдуме установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени для голосования на областном референдуме подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника областного референдума в каждом бюллетене для голосования на областном референдуме. Одновременный подсчет бюллетеней для голосования на областном референдуме из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 18 и 19 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
19. Члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме.
20. Члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней для голосования на областном референдуме установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
21. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования на областном референдуме под контролем членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии областного референдума с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ в часть 22 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
22. После ознакомления членов участковой комиссии областного референдума с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями для голосования на областном референдуме проводится согласно приложению 2 к настоящему областному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия областного референдума принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования на областном референдуме. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия областного референдума составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола проставляется цифра "0".
23. После завершения подсчета рассортированные бюллетени для голосования на областном референдуме упаковываются в отдельные пачки и складываются в мешки или коробки, на которых указывается номер участка областного референдума и количество бюллетеней для голосования на областном референдуме. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению территориальной комиссии, избирательной комиссии области или суда. На указанных мешках и коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии областного референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в части 3 статьи 26 настоящего областного закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.
24. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком участников областного референдума работа производится в соответствии с пунктом 24 статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ в часть 25 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
См. текст части в предыдущей редакции
25. Участковая комиссия областного референдума обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов участников областного референдума жалобы (заявления) лиц, присутствующих при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия областного референдума, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования технического средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 8, 9, 18 и 19 протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии областного референдума об итогах голосования направляется в территориальную комиссию.
26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия областного референдума в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов участников областного референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии областного референдума об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 3 статьи 26 настоящего областного закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола об итогах голосования с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
27. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии областного референдума или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
28. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Законом Новгородской области от 24 мая 2013 г. N 260-ОЗ в часть 29 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения
29. По требованию члена участковой комиссии областного референдума, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 26 настоящего областного закона, участковая комиссия областного референдума немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном настоящим областным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия областного референдума отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
30. Первый экземпляр протокола участковой комиссии областного референдума об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию областного референдума не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, а также поступившие в участковую комиссию областного референдума в день голосования и до окончания подсчета голосов участников областного референдума жалобы (заявления) на нарушения настоящего областного закона, принятые по данным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии областного референдума и составленные участковой комиссией областного референдума акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии областного референдума прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии областного референдума либо иным членом участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии областного референдума. При указанной передаче протокола участковой комиссии областного референдума вправе присутствовать другие члены участковой комиссии областного референдума, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию областного референдума.
Законом Новгородской области от 24 мая 2013 г. N 260-ОЗ часть 31 статьи 54 настоящего Закона изложена в новой редакции
31. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 26 настоящего областного закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией областного референдума. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии областного референдума с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим областным законом документацией областного референдума, включая бюллетени для голосования на областном референдуме, списки членов участковой комиссии областного референдума с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 26 настоящего областного закона, а также печать участковой комиссии областного референдума передается в территориальную комиссию для хранения.
Законом Новгородской области от 3 декабря 2010 г. N 861-ОЗ в часть 32 статьи 54 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
32. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную комиссию участковая комиссия областного референдума, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена территориальной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия областного референдума обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-17 протокола. О принятом решении участковая комиссия областного референдума в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия областного референдума составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае если требуется внести уточнения в строки 18 и 19 протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном частью 16 статьи 55 настоящего областного закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.