Постановление Администрации Новгородской области
от 19 сентября 2002 г. N 210
"О целевой программе Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту
в Новгородской области на 2002-2004 годы"
15 декабря 2002 г., 3 февраля 2003 г.
В целях усиления борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, стабилизации криминогенной обстановки на территории области, активизации работы по профилактике наркомании и токсикомании среди населения и прежде всего молодежи постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 2002-2004 годы" (далее Программа).
2. Рекомендовать Главам городов и районов области:
2.1. В срок до 20 октября 2002 года внести дополнения в городские, районные программы противодействия наркомании в соответствии с прилагаемой Программой;
2.2. Представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения постановления к 1 февраля, 15 июля 2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
3. Комитетам области: образования, культуры, кино и туризма, по охране здоровья населения, труда и социальной защиты населения представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения постановления к 1 февраля, 15 июля 2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
Комитету по делам молодежи, физической культуре и спорту области представлять в Администрацию области сводную информацию о ходе выполнения постановления к 15 февраля, 30 июля 2003 и 2004 годов и к 15 февраля 2005 года.
Постановлением Администрации Новгородской области от 3 февраля 2003 г. N 21 в пункт 4 настоящего Постановления внесены изменения
4. Рекомендовать управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области. Новгородской таможне, линейному отделу внутренних дел на станции Новгород СанктПетербургского линейного управления внутренних дел Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте, управлению внутренних дел области, военному комиссариату области, федеральному государственному унитарному предприятию "Новгородская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Славия", редакциям газет "Новгородские ведомости", "Новгород", федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области", управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого", государственному учреждению здравоохранения "Центр профилактической медицины", государственному учреждению здравоохранения "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы" представлять в Администрацию области информацию о ходе выполнения постановления к 1 февраля, 15 июля 2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Матвееву Г.С.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту в Новгородской области
на 2002 - 2004 годы"
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 19 сентября 2002 г. N 210)
Паспорт программы
Наименование целевая программа "Комплексные меры противодействия
Программы: злоупотреблению наркотическими средствами и их
незаконному обороту в Новгородской области на 2002-2004
годы" (далее Программа).
Заказчик
Программы: Администрация области.
Координатор областная межведомственная комиссия по противодействию
Программы: злоупотреблению наркотическими средствами и их
незаконному обороту (далее ОМКПН).
Разработчик комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту
Программы: области.
Исполнители комитеты области: по делам молодежи, физической
мероприятий культуре и спорту, образования, культуры, кино и
Программы: туризма, труда и социальной защиты населения, по охране
здоровья населения, по сельскому хозяйству и
продовольствию, управление внутренних дел области(далее
УВД области), управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Новгородской области (по
согласованию, далее управление Минюста РФ по области);
управление Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по Новгородской области (по согласованию,
далее УФСБ по области); линейный отдел внутренних дел
на станции Новгород Санкт-Петербургского линейного
управления внутренних дел Северо-Западного управления
внутренних дел на транспорте (по согласованию, далее
ЛОВД на ст.Новгород), Новгородская таможня (по
согласованию), военный комиссариат области (по
согласованию); государственное образовательное
учреждение "Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого" (по согласованию, далее НовГУ),
региональный центр развития образования (по
согласованию, далее РЦРО); государственное федеральное
унитарное предприятие "Новгородская государственная
телевизионная и радиовещательная компания "Славия" (по
согласованию, далее НГТРК "Славия"), Новгородское
муниципальное клиническое лечебно-профилактическое
учреждение "Новгородский наркологический диспансер
"Катарсис" (по согласованию, далее МКЛПУ "ННД
"Катарсис"), федеральное государственное учреждение
'Центр государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Новгородской области" (по согласованию, далее
ФГУ "Центр ГСЭН в области"), государственное учреждение
здравоохранения "Центрпрофилактической медицины " (по
согласованию, далее ГУ3 "Центр профилактической
медицины"), государственное учреждение здравоохранения
"Бюро судебно-медицинской экспертизы" (по согласованию,
далее ГУЗ "Бюро судмедэкспертизы"), Администрации
городов и районов области (по согласованию).
Новгородское епархиальное управление (по согласованию),
государственное учреждение "Новгородский
информационно-аналитический центр" (по согласованию,
далее НИАЦ).
Цели создание условий для снижения спроса на наркотики и
Программы: другие психоактивные вещества; снижение преступности,
связанной с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ; формирование системы духовно
(ценностно)- ориентированной профилактики наркомании и
зависимости от других психоактивных веществ, а также
реабилитации больных наркоманией, алкоголизмом;
улучшение межведомственного взаимодействия на основе
совершенствования системы информационного обеспечения
деятельности государственных, муниципальных,
религиозных и общественных структур, занятых в сфере
противодействия злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту.
Задачи совершенствование антинаркотического воспитания и
Программы: антинаркотической пропаганды на основе ценностей
духовности и нравственности, гражданственности и
патриотизма, семьи; создание системы противодействия
незаконному обороту наркотиков, профилактики
потребления наркотиков и других психоактивных веществ
различными категориями населения, прежде всего
молодежью и несовершеннолетними; предупреждение
правонарушений, связанных с наркотиками; создание
системы мониторинга распространения наркомании и
алкоголизма в области; разработка и внедрение мер
экономического, административного и уголовного
характера, направленных на оптимизацию производства и
оборота алкогольной продукции, включая ограничение
рекламы и доступности алкоголя; создание единой
областной компьютерной системы межведомственного
информационного взаимодействия субъектов
антинаркотической деятельности в области (в
соответствии с Концепцией региональной
антинаркотической политики); совершенствование системы
лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без
назначения врача; развитие системы правоохранительных
органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом
наркотиков и их контрабандой; создание системы
подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения
наркомании; совершенствование межведомственного и
расширение международного сотрудничества в области
противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту; совершенствование
нормативно-правовой базы противодействия наркомании;
разработка и внедрение практических методик духовно
(ценностно)-ориентированной модели профилактики
наркомании и зависимости от других психоактивных
веществ, а также духовно-психологической реабилитации
больных; внедрение в практику новых методов лечения,
реабилитации больных наркоманией, включая использование
положительного опыта реабилитационной работы Русской
Православной Церкви; создание условии для материального
и морального поощрения специалистов и представителей
общественности, работающих в сфере профилактики
наркомании (токсикомании, алкоголизма, табакокурения) и
реабилитации больных.
Механизм настоящая Программа реализуется в соответствии с
реализации прилагаемыми мероприятиями.
Программы:
Объем и в 2002 году - 1665 тыслублей, в 2003 и 2004 годах -
источники ежегодно в размере не менее 0,1 процента расходной
финансирования части областного бюджета. Выделение средств на
Программы: реализацию мероприятий Программы осуществляется
распоряжениями Администрации области на каждый
очередной год по представлению ОМКПН.
Ожидаемые сокращение числа лиц, злоупотребляющих наркотиками и
конечные алкоголем; своевременное осуществление мониторинга
результаты распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма;
реализации снижение преступности, связанной с незаконным оборотом
Программы: наркотических средств и психотропных веществ;
уменьшение потерь общества от злоупотребления
наркотиками, алкоголем; оптимизация затрат на
профилактику, лечение и реабилитацию лиц, больных
наркоманией, алкоголизмом, а также на деятельность
правоохранительных органов по борьбе с
наркопреступностью; создание условий для
медико-социальной и духовнопсихологической реабилитации
больных наркоманией; укрепление правоохранительных
органов и других структур, занятых в сфере
противодействия злоупотреолению наркотическими
средствами и их незаконному обороту; ограничение
доступности и рекламы алкогольной продукции; улучшение
организационного, методического и информационного
взаимодействия государственных, муниципальных структур,
религиозных и общественных организаций в деятельности
по противодействию наркомании и зависимости от других
психоактивных веществ в области.
Система контроль за исполнением мероприятий Программы
организации осуществляет ОМКПН. Исполнители мероприятий Программы
контроля за ежегодно разрабатывают и представляют в
исполнением ОМКПН предложения в сводный план мероприятий по
Программы: реализации Программы на очередной год. Исполнители
мероприятий представляют информацию о ходе выполнения
Программы в Администрацию области к 1 февраля, 15 июля
2003 и 2004 годов и к 1 февраля 2005 года.
Обоснование Программы
За период действия целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 1999-2001 годы" в области произошли определенные положительные сдвиги в решении проблемы наркомании. Создан управленческий механизм по решению вопросов организации и содержания антинаркотической работы на областном и муниципальном уровнях.
В 2001 году в области зафиксирована стабилизация и даже отрицательная динамика развития наркологической ситуации: 1012 больных с диагнозом "наркомания" против 1025 в 2000 году (1999 год - 857) и 50 больных с диагнозом "токсикомания" (2000 год - 132, 1999 год - 165). Уменьшилось по сравнению с 2000 годом и число лиц, которым оказывалась неотложная медицинская помощь в связи со злоупотреблением наркотическими веществами (2001 год - 455 случаев, 2000 год - 576).
В качестве одной из объективных причин стабилизации наркоситуации в области можно назвать активные меры административно-управленческого и профилактического характера, предпринятые в 1999-2001 годах органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления области и подведомственными им организациями. Формами и методами воспитательного воздействия удалось выработать у значительной части молодежи области "социальный иммунитет" к потреблению наркотиков.
Вместе с тем, преждевременно говорить о стабилизации наркологической ситуации в области (имеются в виду только потребление наркотиков и токсикоманических веществ) как о реальном и долговременном явлении.
На статистические данные 2001 года существенно повлияли такие факторы, как высокий процент лиц, снятых с наркологического учета в связи с осуждением, смертью, переменой места жительства; события в Афганистане; резкое снижение обращаемости наркологических больных (включая алкоголиков) в наркологические учреждения области (1998 год - 8386 анонимных обращений, 1999 год - 8871, 2000 год - 9494, 2001 год - 3431 обращение).
На фоне улучшения официальных показателей по заболеваемости наркоманией и токсикоманией в области отмечается рост зависимых от алкоголя (1999 год - 17299 чел., 2000 год - 17324 чел., 2001 год - 17563 чел.), а также значительное увеличение количества алкогольных психозов (1999 год -1178, 2000 год - 1436, 2001 год - 1612), по которым область вышла на второе место в Российской Федерации после Псковской области. Это позволяет сделать вывод о переходе определенной части зависимых от наркотиков и токсикоманических веществ на потребление алкоголя как более доступного и легального наркотического средства. В связи с этим, профилактика алкоголизма и табакокурения должна стать неотъемлемой составной частью деятельности по противодействию распространению наркомании в области. Данное понимание проблемы нашло свое отражение в Концепции государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области, одобренной решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25.04.2002 N 26-в.
К объективному и быстро нарастающему показателю скрытой наркотизации населения и особенно молодежи относится распространение ВИЧ-инфекции, непосредственно связанной с внутривенным употреблением наркотиков. Если в период с 1990 по 2000 год в области было зарегистрировано 59 носителей вируса иммунодефицита человека, то только за 2001 год выявлено 244 ВИЧ-инфицированных, из которых 189 являются наркоманами.
Другим показателем скрытой наркотизации является рост заболеваемости гепатитами В и С (гепатит В: 1999 год - 273 случая, 2000 -413,2001 год-488 случаев; гепатит С - соответственно по годам - 206, 297, 324).
Население разочаровано качеством и эффективностью наркологической помощи, которая сегодня не превышает 3-5 процентов годичной ремиссии лиц, прошедших курс лечения. На это указывает почти троекратное снижение показателей обращаемости больных в наркологические учреждения области. Основной причиной этого является отсутствие в области целостной системы лечения больных наркоманией и алкоголизмом, которая должна включать в себя медико-социальную и духовно-психологическую реабилитацию больных. При этом целесообразно использовать опыт реабилитационной работы Русской Православной Церкви, где показатели эффективности достигают 70 и более процентов.
Высоким остается уровень незаконного оборота наркотических средств. Только в 2001 году правоохранительными органами изъято 235 килограммов наркотических средств (в 2000 году -253кг, в 1999 году - 249 кг). Вместе с тем, существенно снизились показатели преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков: в 2001 году совершено 662 преступления по сравнению с 892 преступлениями в 2000 году и 714 преступлениями в 1999 году.
Серьезной, если не основной, проблемой профилактики наркомании (токсикомании, алкоголизма, табакокурения) остается вопрос о содержании данной работы. "Устрашающие" модели профилактики наркомании должны уступить место духовно (ценностно)-ориентированным методикам профилактической деятельности, где упоминание о наркотике может и должно быть минимальным и использоваться в основном в качестве "отрицательной альтернативы" нравственному и физическому здоровью. Содержательную основу данных методик должны составлять непреходящие ценности гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, семьи.
Необходимо создавать в области условия для удовлетворения потребности молодежи в доверии, психологической поддержке в первую очередь за счет привлечения к внешкольной работе с детьми и подростками психологов, врачей, молодежного актива, православной общественности, а также всех взрослых, имеющих склонность к социально-педагогической работе, обладающих для этого необходимыми нравственными качествами, пользующихся уважением и доверием со стороны молодежи. При этом наличие образования ни в коем случае не должно быть определяющим условием их допуска к работе с детьми и подростками: подавляющее большинство отцов и матерей не имеют никакого "специального" образования и тем не менее воспитывают своих детей.
Необходимо усилить разъяснительную работу по развенчанию стереотипов "красивой жизни", навязываемых рекламой. Эту и другую воспитательно-профилактическую работу с молодежью необходимо проводить, используя по преимуществу активные формы работы (тренинги, диспуты, дискуссии, театрализацию и т.п.).
На решение вышеупомянутых проблем и нацелена настоящая Программа.
Мероприятия целевой программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту
в Новгородской области на 2002 -2004 годы "
См. данную таблицу в редакторе MS-Word
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 19 сентября 2002 г. N 210 "О целевой программе Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области на 2002-2004 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 29 ноября 2004 г. N 261
Постановление Администрации Новгородской области от 27 февраля 2004 г. N 47
Постановление Администрации Новгородской области от 4 февраля 2004 г. N 22
Постановление Администрации Новгородской области от 6 ноября 2003 г. N 278
Постановление Администрации Новгородской области от 3 февраля 2003 г. N 21
Постановление Администрации Новгородской области от 15 декабря 2002 г. N 278