Во исполнение требований Федерального и областного законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области.
2. Начальнику штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области Колупаеву А.И. довести требования Положения до территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС.
3. Главам администраций городов и районов области довести данное Положение до всех организаций, учреждений и предприятий, организовать его изучение и неукоснительное выполнение.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях на территории области
(утв. постановлением Новгродской Администрации области
от 17 сентября 1996 г. N 388)
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисковоспасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтонные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
обследование объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение аварийно-спасательных работ;
вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
2. Организация аварийно-спасательных работ
2.1. Руководство аварийно-спасательными работами
Общее руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации в зависимости от ее масштабов осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям в соответствии с Положением об областной территориальной подсистеме РСЧС.
Для организации непосредственного руководства ликвидацией чрезвычайной ситуации и осуществления координации действий всех сил и средств в зоне ЧС назначается руководитель ликвидации ЧС.
Руководитель ликвидации ЧС несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС и безопасность людей, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации. Он назначается председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям из состава органов управления по делам ГО и ЧС, членов комиссии по ЧС или специалистов организаций, к компетенции которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации, и наделяется полномочиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами области.
Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации оформляются распоряжениями и обязательны для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, независимо от форм собственности и принадлежности.
Для управления мероприятиями при руководителе ликвидации ЧС, как правило, создается штаб руководства (оперативная группа) ликвидацией ЧС.
Штаб руководства (оперативная группа) ликвидацией ЧС формируется на базе соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС и членов комиссии по ЧС с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов и является исполнительным органом руководителя ликвидации ЧС. Штаб руководства (оперативная группа) оснащается средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами, средствами связи и разворачивает подвижный пункт управления в зоне ЧС.
Руководство работами на отдельных участках (секторах) в зоне ЧС осуществляется руководителями аварийно-спасательных работ (руководители АСР).
Руководители АСР на участках назначаются руководителем ликвидации ЧС, как правило, из числа руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), а также должностных лиц организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной чрезвычайной ситуации. Они отвечают за организацию аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на участке (секторе).
Руководители аварийно-спасательных служб (формирований), органов управления по ГО и ЧС, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, назначенных председателем КЧС.
2.2. Подготовка аварийно-спасательных работ на объекте (в зоне ЧС)
Аварийно-спасательные работы проводятся силами аварийно-спасательных подразделений области.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (зона ЧС) на нем должна быть проведена комплексная разведка. После проведения разведки проводится обследование объекта (зоны ЧС) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, необходимых для этого сил и средств.
Объект (зона ЧС) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ. К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных работ. При отсутствии времени на обследование аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки.
При подготовке к проведению аварийно-спасательных работ в зоне ЧС руководитель ликвидации ЧС обязан:
произвести разведку и оценить обстановку в зоне ЧС и ее влияние на проведение спасательных работ;
определить и поставить задачи подразделениям (руководителям АСР на участках), организовать их взаимодействие и всестороннее обеспечение;
определить (назначить) место пункта управления и порядок связи с руководителями АСР;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе аварийноспасательных работ и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и оказание медицинской помощи;
организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСР;
по окончании работ заслушать командиров подразделений (руководителей АСР), при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
динамику развития чрезвычайных ситуаций, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации ЧС принимает решение о перегруппировке и доводит его до руководителей подразделений (руководителей АСР), указав порядок перегруппировки.
2.3. Привлечение сил и средств к аварийно-спасательным работам
Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности в зависимости от масштабов (локальные, объектовые, местные), из расчета состава сил соответствующего уровня (звена) областной территориальной подсистемы РСЧС.
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным работам привлекаются дежурные подразделения (смены) сил постоянной готовности с последующим наращиванием их численности до полных составов.
При их недостаточности привлекаются соответствующие силы и средства организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций, - войска ГО и силы органов военного командования (силы повышенной готовности). В последующем наращивание усилий осуществляется за счет приведения в готовность сил и средств общей готовности, а также сил общественных объединений.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что комиссия по чрезвычайным ситуациям, на территории которой возникла ЧС, не может справиться собственными силами, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.
3. Проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Разведка
Разведка объекта (зоны ЧС), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:
границы зоны ЧС;
наличие, вид опасных факторов и их влияние на проведение АСР;
место нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения и эвакуации;
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения АХОВ;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе аврийно-спасательных работ.
3.2. Технология аварийно-спасательных работ
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.
Руководителем ликвидации ЧС объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей аварийно-спасательных работ на участках, между руководителями АСР на участках и руководителем ликвидации ЧС организуется устойчивая связь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основными задачами аварийно-спасательных подразделений являются их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации непосредственных свидетелей;
специально подготовленных поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструмента простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей.
В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при пересменке. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем ликвидации ЧС одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечению АХОВ (СДЯВ) и других вторичных поражающих факторов.
О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется в порядке, определяемом председателем комиссии по ЧС, возглавляющим ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 17 сентября 1996 г. N 388 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области"
Текст постановления опубликован в информационно-методическом бюллетене N 3, 1996 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2013 г. N 122
Постановление Администрации Новгородской области от 9 апреля 2007 г. N 89
Постановление Администрации Новгородской области от 16 ноября 2006 г. N 484
Постановление Администрации Новгородской области от 3 августа 2006 г. N 367
Постановление Администрации Новгородской области oт 19 сентября 2005 г. N 339