27 ноября 2003 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 44 Устава Великого Новгорода Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемое Положение о бюджетном процессе в Великом Новгороде.
2. Признать утратившими силу решения Новгородской городской Думы от 21.10.99 N 745 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Великом Новгороде" и от 26.12.2000 N 32 "О внесении дополнений в Положение о бюджетном процессе в Великом Новгороде".
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И. Гражданкин |
Положение
о бюджетном процессе в Великом Новгороде
(утв. решением Думы Великого Новгорода от 26 июня 2003 г. N 562)
27 ноября 2003 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основы бюджетного процесса в Великом Новгороде.
1.2. Бюджетный процесс в Великом Новгороде - регламентируемая нормами права деятельность Думы Великого Новгорода, Администрации Великого Новгорода, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета города, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджета города.
К бюджетным правоотношениям относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджета города, осуществления муниципальных заимствований, регулирования муниципального долга;
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета города, утверждения и исполнения бюджета города, контроля за его исполнением.
Бюджетный процесс в Великом Новгороде регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города, настоящим Положением и иными правовыми актами городской Думы и Администрации города.
1.3. Бюджетный процесс в Великом Новгороде основывается на соблюдении следующих принципов бюджетной системы Российской Федерации:
самостоятельности;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
гласности;
иных принципов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Принцип самостоятельности означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип гласности означает открытость для населения города информации об утвержденном бюджете и его исполнении.
1.4. Участниками бюджетного процесса в городе являются:
Дума Великого Новгорода;
Администрация Великого Новгорода;
кредитные организации;
органы муниципального финансового контроля;
главные распорядители и получатели средств бюджета города;
иные органы, на которые возложены бюджетные и налоговые полномочия.
1.5. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса:
Дума Великого Новгорода принимает нормативные акты по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; рассматривает и утверждает бюджет города и отчет об его исполнении; осуществляет контроль за исполнением бюджета; иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством;
Администрация Великого Новгорода осуществляет составление проекта бюджета города, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение в городскую Думу; исполнение бюджета; представляет отчет об исполнении бюджета в городскую Думу; устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов бюджета города; иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Органом, осуществляющим непосредственное составление и казначейское исполнение бюджета города, является комитет экономики и финансов Администрации города.
Кредитные организации обслуживают счета бюджета, осуществляют отдельные операции со средствами бюджета. Кредитная организация, уполномоченная обслуживать единый счет бюджета города, определяется в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Органами муниципального финансового контроля являются комитет экономики и финансов, контрольно-ревизионное управление Администрации города, иные органы, образуемые в соответствии с нормативными правовыми актами городской Думы и Администрации города. Органы муниципального финансового контроля осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета города.
Главные распорядители бюджетных средств распределяют средства бюджета города по подведомственным получателям бюджетных средств, утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляют контроль за целевым использованием выделенных в их распоряжение бюджетных средств, представляют сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам в комитет экономики и финансов Администрации города.
Получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения или иные организации) имеют право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
1.6. Основными этапами бюджетного процесса в городе являются:
составление проекта бюджета;
рассмотрение и утверждение бюджета;
исполнение бюджета;
контроль за исполнением бюджета.
2. Составление проекта бюджета города
2.1. Составлению проекта бюджета предшествует разработка прогноза социально-экономического развития города.
2.2. Порядок и сроки составления проекта бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом бюджета города, определяются Администрацией города.
2.3. В целях своевременного и качественного составления проекта бюджета комитет экономики и финансов Администрации города имеет право получать необходимые сведения от комитета финансов Новгородской области, а также от иных государственных органов и юридических лиц.
К сведениям, необходимым для составления проекта бюджета, относятся сведения о:
действующем на момент начала разработки бюджета налоговом законодательстве;
нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов, зачисляемых в бюджет города;
предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из областного бюджета;
видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;
нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг;
нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
Составление проекта бюджета города основывается на:
основных направлениях социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу;
прогнозе социально-экономического развития города на очередной финансовый год;
прогнозе сводного финансового баланса города на очередной финансовый год;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики города, включающих в себя планируемые приоритеты финансирования на очередной финансовый год;
городских целевых программах.
2.4. В проекте решения о бюджете города должны содержаться:
основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета);
прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджет города.
В проекте решения о бюджете города должны быть установлены:
расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города;
размер резервных фондов;
перечень защищенных статей бюджета города;
иные показатели в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В проекте решения о бюджете города должны быть определены следующие характеристики муниципального долга:
источники финансирования дефицита бюджета;
верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием, в том числе, предельных объемов обязательств по муниципальным гарантиям, если они имеются или планируются.
3. Рассмотрение и утверждение бюджета города
3.1. Проект бюджета города на очередной финансовый год на рассмотрение городской Думы вносит Мэр города или уполномоченное им лицо до 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году, на который составлен проект решения о бюджете города.
Одновременно с проектом решения о бюджете города в городскую Думу представляются следующие документы и материалы:
предварительные итоги социально-экономического развития города за текущий год;
прогноз социально-экономического развития города на очередной финансовый год;
основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
пояснительная записка к проекту бюджета;
расчеты и обоснования по отдельным статьям доходов и расходов;
перечень объектов капитального строительства и капитального ремонта, финансируемых за счет средств бюджета города.
3.2. Дума Великого Новгорода рассматривает проект решения о бюджете города на очередной финансовый год в одном или двух чтениях.
В течение 5 дней со дня внесения проекта бюджета на рассмотрение депутаты городской Думы дают заключение о порядке рассмотрения и утверждения бюджета города.
В случае если представленные Администрацией города документы и материалы отвечают предъявляемым к ним требованиям и у депутатов городской Думы отсутствуют принципиальные замечания по проекту бюджета, может быть назначено рассмотрение бюджета в одном чтении.
В случае недостатка информации для детального рассмотрения проекта бюджета назначается рассмотрение бюджета в двух чтениях.
3.3. Городская Дума рассматривает проект бюджета в первом чтении в течение 10 дней со дня его внесения на рассмотрение.
Предметом первого чтения являются:
прогноз социально-экономического развития города на очередной финансовый год;
основные характеристики бюджета (доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов; дефицит (профицит) и общий объем расходов бюджета).
Проект бюджета может быть утвержден в первом чтении либо возвращен Администрации города на доработку.
В течение 5 дней вырабатываются согласованные решения городской Думы и Администрации города и проект повторно вносится на рассмотрение городской Думы.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта решения о бюджете принимается решение городской Думы о принятии в первом чтении проекта решения о бюджете города на очередной финансовый год и об основных его характеристиках.
3.4. Дума Великого Новгорода рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 10 дней со дня его принятия в первом чтении.
При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении утверждаются расходы бюджета города по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджета, а также ведомственная структура расходов бюджета в разрезе бюджетополучателей.
В ходе рассмотрения и утверждения расходов могут быть внесены поправки в пределах общей суммы расходов бюджета.
3.5. Окончательное решение городской Думы о бюджете города принимается до начала очередного финансового года.
В исключительных случаях (изменение законодательства, непринятие областного закона об областном бюджете, недоведение городу нормативов отчислений от регулирующих доходов и т.п.) срок утверждения бюджета может быть перенесен на I квартал очередного финансового года.
3.6. Если решение о бюджете города не вступило в силу с начала финансового года:
комитет экономики и финансов Администрации города вправе осуществлять расходование бюджетных средств в размере не более одной двенадцатой ассигнований предыдущего года в расчете на месяц по соответствующим разделам функциональной классификации расходов бюджета;
комитет экономики и финансов Администрации города вправе не осуществлять расходы, не предусмотренные проектом решения о бюджете на очередной финансовый год;
нормативы, тарифы и ставки, определяемые решением о бюджете, применяются в размерах и порядке, которые определены решением о бюджете на предыдущий финансовый год;
комитет экономики и финансов не имеет права предоставлять бюджетные средства на возвратной основе, а также формировать резервный фонд Администрации города и осуществлять расходы из этого фонда.
4. Внесение изменений и дополнений в решение о бюджете города
4.1. Внесение изменений и дополнений в решение городской Думы о бюджете, уточнение бюджета города (пересмотр утвержденных ассигнований и состава финансируемых программ) оформляется соответствующим решением городской Думы.
Основаниями для представления Администрацией города на утверждение городской Думы проекта решения об уточнении бюджета города являются:
изменение бюджетного законодательства;
изменение утвержденных программ и планов развития экономики после принятия решения о бюджете;
невыполнение по итогам части финансового года (квартала, полугодия, 9 месяцев) утвержденного плана доходов, следствием чего может явиться невыполнение доходной части бюджета в целом за год;
превышение по итогам части финансового года (квартала, полугодия, 9 месяцев) доходов запланированного уровня при необходимости финансирования расходов, не включенных в первоначально утвержденный бюджет.
Администрация города при внесении в городскую Думу проекта решения об уточнении бюджета обеспечивает объяснение причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в решение о бюджете города.
4.2. В отдельных случаях, когда необходимо срочно внести изменения в бюджет, Администрация города производит соответствующие уточнения без изменения основных параметров бюджета с последующим обязательным утверждением данных уточнений городской Думой.
Изменения в ведомственную структуру расходов бюджета города могут быть внесены на основании соответствующих постановлений (распоряжений) Администрации города.
В ходе исполнения бюджета комитет экономики и финансов Администрации города вправе вносить изменения в поквартальное распределение доходов и расходов.
5. Исполнение бюджета города
5.1. Исполнение бюджета осуществляется комитетом экономики и финансов Администрации города в соответствии с решением городской Думы на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый счет бюджета и финансирование получателей бюджетных средств (осуществление расходов) с единого счета бюджета города.
5.2. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по получателям средств бюджета на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в комитет экономики и финансов в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
В случае непредставления бюджетной росписи в установленный срок финансирование главного распорядителя бюджетных средств может быть приостановлено.
На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств комитет экономики и финансов составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.
5.3. Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
5.4. Бюджет города по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджета являются:
составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
утверждение смет доходов и расходов главным распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
доведение лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств путем оформления заявок нижестоящих на расходование бюджетных средств в системе Автоматизированного центра контроля (АЦК).
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
5.5. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи комитет экономики и финансов доводит показатели росписи до главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
Комитет экономики и финансов и главные распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.
5.6. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме, согласованной с комитетом экономики и финансов. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы главный распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.
Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается его руководителем.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается в комитет экономики и финансов.
5.7. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов, может быть принято решение о введении режима сокращения расходов бюджета.
5.8. На любом этапе исполнения бюджета может быть осуществлена блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств.
Блокировке могут быть подвергнуты:
расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными решением о бюджете, в случае, если условия оказались невыполненными;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.
5.9. Комитет экономики и финансов вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов.
Перемещение бюджетных ассигнований производится на основании ходатайств (просьб) главных распорядителей и получателей бюджетных средств путем выдачи комитетом экономики и финансов уведомлений об изменении бюджетных ассигнований (сметных назначений).
5.10. Финансирование расходов может производиться путем проведения зачета денежных средств в случае установления встречных обязательств между бюджетом города и получателем бюджетных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).
Порядок финансирования расходов путем зачета денежных средств устанавливается Администрацией города.
Положения, предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет города в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.
5.11. В расходной части бюджета предусматривается создание резервного фонда Администрации города для финансирования непредвиденных расходов, возникающих в ходе исполнения бюджета города.
Непредвиденными расходами являются расходы, которые невозможно было запланировать при формировании бюджета города на соответствующий финансовый год.
Порядок формирования и направления использования средств резервного фонда определяются Положением о порядке расходования средств резервного фонда Администрации города, утверждаемым постановлением Администрации города.
Для решения определенных задач общегородского значения в бюджете города могут быть предусмотрены резервные фонды специального назначения.
Расходование резервных фондов осуществляется на основании постановлений (распоряжений) Администрации города.
5.12. Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Бюджетный учет организуется комитетом экономики и финансов Администрации города.
5.13. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются комитетом экономики и финансов Администрации города.
В установленном порядке Администрация города представляет в городскую Думу ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета.
Годовой отчет об исполнении бюджета утверждается решением городской Думы.
5.14. Финансовый год завершается 31 декабря.
После завершения операций по исполнению бюджета остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
6. Муниципальный финансовый контроль
6.1. Дума Великого Новгорода осуществляет следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете и иных проектов решений по бюджетнофинансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета города;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета города.
Администрация города обязана представлять в городскую Думу информацию, необходимую для осуществления контроля.
6.2. Комитет экономики и финансов Администрации города осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за операциями со средствами бюджета города, осуществляемыми всеми участниками бюджетного процесса по:
использованию бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий финансовый год;
использованию бюджетных средств, выделенных юридическим лицам на конкретные цели;
своевременному возврату бюджетных кредитов, внесению платы за пользование бюджетными средствами;
предоставлению отчетности об исполнении смет расходов главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, финансируемым из бюджета города в порядке, установленном соответствующим постановлением Администрации города;
другим вопросам в соответствии с действующим законодательством.
6.3. Контрольно-ревизионное управление Администрации города осуществляет последующий финансовый контроль за использованием и сохранностью средств бюджета города путем проведения ревизий и проверок юридических лиц, получающих бюджетные средства в любых формах, в порядке, установленном решением городской Думы от 31.01.2002 N 304 "Об утверждении Положения о порядке проведения контрольно-ревизионным управлением Администрации Великого Новгорода ревизий и проверок и оформления актов по их результатам".
6.4. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств подведомственными бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления установленной отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных муниципальных предприятий и учреждений.
7. Муниципальный контроль и ответственность за нарушение
настоящего Положения
Муниципальный контроль за исполнением настоящего Положения осуществляется в порядке, установленном решением Думы Великого Новгорода от 27.02.2003 N 488 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального контроля на территории Великого Новгорода".
За нарушение настоящего Положения виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с областным законом от 12.07.2002 N 53-ОЗ "Об административных правонарушениях" (в редакции областного закона от 14.11.2002 N 86-ОЗ).
В зависимости от характера административного проступка протокол об административном правонарушении оформляют комитет экономики и финансов, контрольно-ревизионное управление Администрации города.
Наложение мер административной ответственности не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 26 июня 2003 г. N 562 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Великом Новгороде"
Текст решения опубликован в газете "Новгород" от 7 августа 2003 г. N 31
Решением Думы Великого Новгорода от 1 ноября 2007 г. N 688 настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 28 августа 2006 г. N 349
Решение Думы Великого Новгорода от 28 августа 2006 г. N 339
Решение Думы Великого Новгорода от 25 мая 2006 г. N 314
Решение Думы Великого Новгорода от 27 ноября 2003 г. N 635