Во исполнение требований федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", областного закона от 08.02.96 N 36-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановления Администрации области от 24.09.2004 N 220 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях постановляю:";
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области.
2. Руководителю государственного областного учреждения "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области довести требования Положения до территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС.
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 сентября 2005 г. N 339 пункт 3 настоящего Постановления изложен в новой редакции
3. Рекомендовать Главам городов и районов области довести указанное Положение до всех организаций, учреждений и предприятий, организовать его изучение и неукоснительное выполнение.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях на территории области
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 17 сентября 1996 г. N 388)
19 сентября 2005 г.
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
обследование объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение аварийно-спасательных работ;
вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
2. Организация аварийно-спасательных работ
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 сентября 2005 г. N 339 пункт 2.1 настоящего Положения изложен в новой редакции
2.1. Руководство аварийно-спасательными работами
Общее руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации в зависимости от ее масштабов осуществляют соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с Положением об областной территориальной подсистеме РСЧС.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель работ по ликвидации ЧС.
Председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня назначает руководителя работ по ликвидации ЧС из состава органов управления по делам ГО и ЧС, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или специалистов организаций, к компетенции которых отнесена ликвидация данной ЧС, и наделяет его полномочиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами области.
Руководитель работ по ликвидации ЧС несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС и безопасность людей, участвующих в ликвидации ЧС.
Решения руководителя работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничение доступа людей в зону ЧС;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечение к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители работ по ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
Для управления мероприятиями при руководителе работ по ликвидации ЧС, как правило, создается оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС.
Оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС формируется на базе соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов и является исполнительным органом руководителя работ по ликвидации ЧС. Оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС оснащается средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами, средствами связи и разворачивает подвижный пункт управления в зоне ЧС.
Руководство работами на отдельных участках (секторах) в зоне ЧС осуществляется руководителями аварийно-спасательных работ.
Руководители аварийно-спасательных работ на участках назначаются руководителем работ по ликвидации ЧС, как правило, из числа руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), а также должностных лиц организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной ЧС. Они отвечают за организацию аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на участке (секторе).
Руководители аварийно-спасательных служб (формирований), органов управления по ГО и ЧС, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя работ по ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя работ по ликвидации ЧС, назначенного председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. ";
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 сентября 2005 г. N 339 в пункт 2.2 настоящего Положения внесены изменения
2.2. Подготовка аварийно-спасательных работ на объекте (в зоне ЧС)
Аварийно-спасательные работы проводятся силами аварийно-спасательных подразделений области.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (зона ЧС) на нем должна быть проведена комплексная разведка. После проведения разведки проводится обследование объекта (зоны ЧС) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, необходимых для этого сил и средств.
Объект (зона ЧС) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ. К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных работ. При отсутствии времени на обследование аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки.
При подготовке к проведению аварийно-спасательных работ в зоне ЧС руководитель работ по ликвидации ЧС обязан:
произвести разведку и оценить обстановку в зоне ЧС и ее влияние на проведение спасательных работ;
определить и поставить задачи подразделениям (руководителям АСР на участках), организовать их взаимодействие и всестороннее обеспечение;
определить (назначить) место пункта управления и порядок связи с руководителями АСР;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и оказание медицинской помощи;
организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСР;
по окончании работ заслушать командиров подразделений (руководителей АСР), при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель работ по ликвидации ЧС должен учитывать:
динамику развития чрезвычайных ситуаций, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель работ по ликвидации ЧС принимает решение о перегруппировке и доводит его до руководителей подразделений (руководителей АСР), указав порядок перегруппировки.
2.3. Привлечение сил и средств к аварийно-спасательным работам
Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности в зависимости от масштабов (локальные, объектовые, местные), из расчета состава сил соответствующего уровня (звена) областной территориальной подсистемы РСЧС.
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным работам привлекаются дежурные подразделения (смены) сил постоянной готовности с последующим наращиванием их численности до полных составов.
При их недостаточности привлекаются соответствующие силы и средства организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций, - войска ГО и силы органов военного командования (силы повышенной готовности). В последующем наращивание усилий осуществляется за счет приведения в готовность сил и средств общей готовности, а также сил общественных объединений.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что комиссия по чрезвычайным ситуациям, на территории которой возникла ЧС, не может справиться собственными силами, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.
3. Проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Разведка
Разведка объекта (зоны ЧС), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:
границы зоны ЧС;
наличие, вид опасных факторов и их влияние на проведение АСР;
место нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения и эвакуации;
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения АХОВ;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе аврийно-спасательных работ.
Постановлением Администрации Новгородской области от 19 сентября 2005 г. N 339 в пункт 3.2 настоящего Положения внесены изменения
3.2. Технология аварийно-спасательных работ
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.
Руководителем работ по ликвидации ЧС объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей аварийно-спасательных работ на участках, между руководителями АСР на участках и руководителем ликвидации ЧС организуется устойчивая связь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основными задачами аварийно-спасательных подразделений являются их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации непосредственных свидетелей;
специально подготовленных поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструмента простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей.
В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при пересменке. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем работ по ликвидации ЧС одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечению АХОВ (СДЯВ) и других вторичных поражающих факторов.
О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется в порядке, определяемом председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, возглавляющим ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 17 сентября 1996 г. N 388 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области"
Текст постановления опубликован в информационно-методическом бюллетене N 3, 1996 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2013 г. N 122
Постановление Администрации Новгородской области от 9 апреля 2007 г. N 89
Постановление Администрации Новгородской области от 16 ноября 2006 г. N 484
Постановление Администрации Новгородской области от 3 августа 2006 г. N 367
Постановление Администрации Новгородской области oт 19 сентября 2005 г. N 339