Решение
Думы г. Боровичи и Боровичского района
от 30 ноября 2000 г. N 14
"Об утверждении новой редакции Устава г. Боровичи
и Боровичского района Новгородской области"
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Новгородской области (основным законом), Дума города Боровичи и Боровичского района решила:
1. Утвердить Устав г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области в прилагаемой редакции.
2. Направить Устав г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области в Управление Министерства юстиции РФ по Новгородской области для регистрации.
3. Администрации города и района в срок до 1 февраля 2001 года подготовить на утверждение Думы города и района Положение о гербе города Боровичи и Боровичского района.
Глава города и района |
А.В. Крупкин |
Зарегистрирован
УМЮ РФ по Новгородской области
от 9 февраля 2001 года N 1
Устав
города Боровичи и Боровичского района Новгородской области
(утв. решением Думы города Боровичи и Боровичского района
от 30 ноября 2000 года N 14)
Местное самоуправление на территории города и района - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом Новгородской области (Основным Законом) самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление на территории города и района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, Уставом Новгородской области и настоящим Уставом.
Настоящий Устав обязателен для выполнения всеми расположенными на территории города и района организациями и предприятиями независимо от организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Город Боровичи и Боровичский район - единое муниципальное образование
Город Боровичи и Боровичский район (далее город и район) является единым муниципальным образованием в составе Новгородской области Российской Федерации. Состоит из городского и сельских поселений, в пределах границ, установленных на момент принятия настоящего Устава, имеет муниципальную собственность, бюджет города и района, выборный представительный орган местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления.
Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории Боровичского муниципального района, наделении их статусом городского и сельских поселений и определении административных центров см. также Закон Новгородской области от 22 декабря 2004 г. N 373-ОЗ
Статья 2. Границы и состав территории города и бюджет города и района
1. Город Боровичи основан в 1770 году (Указ Екатерины II от 28 мая 1770 года).
2. Границы города и района установлены Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 24 августа 1988 года "О передаче Боровичского и Старорусского районов Новгородской области в административное подчинение соответственно Боровичскому и Старорусскому городским Советам народных депутатов".
3. Центром города и района является город Боровичи, который является городом областного подчинения. В состав города и района входят г. Боровичи и 18 сельсоветов: Волокской сельсовет - центр д. Волок, Горбинский сельсовет - центр д. Горбино, Егольский сельсовет - центр с. Егла, Железковский сельсовет - центр д. Железково, Кировский сельсовет - центр пос. Кировский, Кончанско - Суворовский сельсовет - центр с. Кончанское - Суворовское, Опеченский сельсовет - центр с. Опеченский Посад, Передский сельсовет - центр с. Передки, Перелучский сельсовет - центр д. Перелучи, Плавковский сельсовет - центр д. Круппа, Прогресский сельсовет - центр пос. Прогресс, Починно - Сопкинский сельсовет - центр д. Починная Сопка, Реченский сельсовет - центр д. Фаустово, Семерицкий сельсовет - центр д. Малые Семерицы, Сушанский сельсовет - центр д. Коегоща, Сушиловский сельсовет - центр д. Сушилово, Травковский сельсовет - центр пос. Травково, Удинский сельсовет - центр пос. Удино.
4. Изменение границ города и района, административно - территориальных единиц, входящих в его состав, осуществляется в соответствии с областным законом "Об административно - территориальном устройстве области".
5. План и описание границ муниципального образования является приложением к настоящему Уставу.
См. также Положение о гербе Боровичского муниципального района Новгородского области
Статья 3. Символика города и района
1. Город и район имеет собственный герб. Гербом города и района является герб г. Боровичи, отражающий исторические, культурные, социально - экономические и иные местные традиции, утвержденный и зарегистрированный 2 апреля 1772 года, восстановленный решением Боровичского городского Совета народных депутатов от 25 февраля 1993 года.
2. Герб города и района представляет собой щит, поделенный пополам: голубой и серебряный. В левом голубом поле - золотое солнце. В правом серебряном поле - окованный железом руль барки означает, что искусство боровичских кормщиков обеспечивает безопасность плывущим по р. Мста судам в опасных местах.
3. Порядок использования герба города и района устанавливается решением Думы города и района.
Статья 4. Население города и района
1. Граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории города и района, независимо от сроков проживания, места рождения, национальности, составляют население города и района.
На территории города и района признаются, гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Статья 5. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления
1. Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления, как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям.
2. Граждане Российской Федерации имеют право:
1) участвовать в непосредственном решении вопросов, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (путем выборов, референдума, других форм прямого волеизъявления);
2) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
3) на равный доступ к муниципальной службе;
4) на обращение в органы и к должностным лицам местного самоуправления;
5) на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
Глава II. Предметы ведения местного самоуправления
Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления
1. В ведении города и района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение Устава города и района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение природными ресурсами города и района (землей, водой, лесом и всем, что в них находится) и муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета города и района, установление местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие города и района;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территории города и района;
10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории города и района;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных предприятий энерго - газо - теплоснабжения, водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных организаций топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территорий города и района;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) создание условий для деятельности средств массовой информации;
25) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
26) создание условий для развития физической культуры и спорта;
27) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
28) участие в охране окружающей среды;
29) обеспечение противопожарной безопасности, организация муниципальной пожарной службы;
30) создание условий для развития садоводства и огородничества;
31) осуществление контроля за состоянием охраны труда;
32) создание условий для организации воинского учета.
3. Органы местного самоуправления города вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения областными законами, а также вопросы, не отнесенные к ведению органов государственной власти.
Статья 7. Взаимоотношения органов местного самоуправления города и района и органов государственной власти
Взаимоотношения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления города и района осуществляются посредством:
принятия областных законов по вопросам местного самоуправления;
заключения договоров и соглашений;
создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянных.
Глава III. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 8. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления города и района составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города и района.
Статья 9. Муниципальная собственность
1. Имущество, принадлежащее городу и району на праве собственности, является муниципальной собственностью.
В состав муниципальной собственности города и района входят средства бюджета города и района, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, соцобеспечения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы управления муниципальным имуществом создаются в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными организациями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Средства бюджета города и района и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными организациями, составляют муниципальную казну города и района.
4. Органы и должностные лица местного самоуправления управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном Думой города и района.
5. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с иными формами собственности.
6. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются Думой города и района самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в бюджет города и района.
Статья 10. Взаимоотношения органов местного самоуправления с организациями и предприятиями
1. Отношения органов местного самоуправления города и района с предприятиями и организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
2. Взаимоотношения органов местного самоуправления города и района с предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе действующего законодательства.
3. Органы местного самоуправления города и района не вправе устанавливать ограничения деятельности предприятий и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и областными законами.
Статья 11. Бюджет города и района
1. Бюджет города и района - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
2. Формирование, утверждение и исполнение бюджета города и района, контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Уставом.
3. В бюджете города и района могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 12. Доходы бюджета города и района
1. Доходы бюджета города и района формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и областных регулирующих налогов и сборов.
2. В бюджет города и района полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными организациями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
3. В бюджет города и района поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных и областных законов, ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов города и района, а также другие неналоговые доходы, поступающие в бюджет города и района в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными и областными законами и решениями Думы.
4. Население города и района может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с настоящим Уставом.
Решение о сборе средств принимается на собрании (сходе), конференции граждан по месту жительства, в соответствии со ст. 8 областного закона "О территориальном общественном самоуправлении в Новгородской области" и настоящим Уставом.
Статья 13. Расходы бюджета города и района
1. Формирование расходов бюджета города и района базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
2. Дума города и района самостоятельно определяет направления использования средств бюджета города и района в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
3. Дума города и района с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг.
4. Расходы бюджета города и района в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
5. Порядок исполнения расходной части бюджета города и района устанавливается решением Думы города и района.
6. В расходной части бюджета города и района предусматривается создание резервного фонда.
Размер резервного фонда устанавливается Думой города и района при утверждении бюджета города и района на очередной финансовый год.
Средства резервного фонда используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Порядок расходования средств резервного фонда устанавливается решением Думы города и района.
7. Отчет об исполнении бюджета рассматривается Думой города и района 1 раз в квартал с последующей публикацией в средствах массовой информации.
Статья 14. Права органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами
Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются или добываются на их территории.
Статья 15. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях
1. От имени города и района право осуществления муниципальных заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Администрации города и района.
2. Администрация города и района в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.
Статья 16. Гарантии обеспечения минимального местного бюджета
1. Орган государственной власти области обеспечивает муниципальному образованию формирование минимального бюджета города и района путем передачи части общефедеральных и областных налогов, а также установления объема трансфертов, субвенций и дотаций из областного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы бюджета города и района определяются на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых областным законом или постановлением областной Думы в соответствии с федеральными законами.
3. Доходная часть минимального бюджета города и района в первую очередь обеспечивается путем закрепления за ними на долговременной основе областным законом определенных налоговых доходов (отчислений от федеральных и областных налогов). Если доходная часть минимального бюджета города и района не может быть обеспечена с учетом закрепления указанных доходных источников, орган государственной власти области при формировании бюджета города и района на соответствующий год передает органам местного самоуправления иные доходные источники областного бюджета, при этом сводные переходящие остатки бюджета города и района предыдущего года в расчет не принимаются.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению города и района, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, устанавливаемых областным законом или постановлением областной Думы в соответствии с федеральными законами, выполнение которых гарантируется органом государственной власти области путем передачи в бюджет города и района части федеральных и областных налогов, а также утверждения объема трансферта, дотации, субвенции из областного бюджета.
Глава 4. Структура, полномочия и организационные основы
деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Статья 17. Органы и должностное лицо местного самоуправления города и района
1. Глава города и района - выборное должностное лицо местного самоуправления.
2. Органами местного самоуправления являются:
Дума города и района - представительный орган местного самоуправления;
Администрация города и района - исполнительный орган местного самоуправления.
Органы местного самоуправления образуются в соответствии с настоящим уставом и являютя юридическими лицами, Новгородская область, г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
3. Администрация города и района вправе в пределах бюджетного финансирования создавать органы с правами юридического лица для исполнения отдельных полномочий.
О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области см. также Закон Новгородской области от 21 июня 2007 г. N 121-ОЗ
Статья 18. Глава города и района
1. Глава города и района избирается населением на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на 4 года по одномандатному избирательному округу в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областным законом "О выборах Глав муниципальных образований (Глав местного самоуправления)".
2. Глава города и района вступает в должность в течение 10 дней после официального опубликования результатов выборов в средствах массовой информации. Глава города и района принимает присягу, утвержденную Думой города и района.
Дата вступления в должность назначается Думой города и района.
Полномочия действующего Главы города и района прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы города и района.
Глава города и района обеспечивает выполнение на территории города и района Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, настоящего Устава и нормативных правовых актов Думы и Администрации города и района.
4. Глава города и района представляет район в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями различных организационно - правовых форм, в том числе с зарубежными и населением.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником
5. Глава города и района осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Статья 19. Досрочное прекращение полномочий Главы города и района
1. Полномочия Главы города и района могут быть прекращены по решению Думы города и района досрочно в случаях:
1) письменного заявления о сложении своих полномочий;
2) утраты гражданства Российской Федерации;
3) нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, Устава города и района, установленных в судебном порядке;
4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
5) смерти;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.
2. Добровольное сложение Главой города и района своих полномочий удовлетворяется на основе его письменного заявления 2/3 состава Думы города и района.
В случае непринятия Думой отставки Главы города и района он вправе сложить свои полномочия в двухнедельный срок.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Главы города и района его полномочия по руководству Администрацией города и района осуществляет первый заместитель Главы администрации города и района. Председательствует на заседании Думы один из депутатов по решению Думы города и района.
Статья 20. Полномочия Главы города и района по организации деятельности Думы города и района
Глава города и района обладает следующими полномочиями по организации деятельности Думы города и района:
входит в состав Думы города и района и председательствует на ее заседаниях;
представляет Думу города и района в отношениях с населением, органами и выборными лицами территориального общественного самоуправления, организациями;
созывает заседания Думы города и района, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня и проекты решений Думы города и района;
осуществляет руководство подготовкой заседаний и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы города и района;
ведет заседания, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом работы Думы города и района;
подписывает решения Думы города и района, протоколы заседаний и другие документы Думы города и района;
оказывает содействие депутатам в осуществлении ими депутатских полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в Думе города и района;
обеспечивает в соответствии с решениями Думы города и района организацию подготовки и проведения местного референдума, обсуждение гражданами проектов федеральных и областных законов, иных нормативных правовых актов федеральных и областных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
организует в Думе города и района прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
в соответствии с федеральными и областными законами, решениями Думы города и района организует рассмотрение вопросов выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов;
является распорядителем денежных средств по расходам, связанным с деятельностью Думы города и района в соответствии со сметой.
Статья 21. Полномочия Главы города и района по организации деятельности Администрации города и района
1. Глава г. Боровичи и Боровичского района является по должности Главой администрации города и района, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия.
2. Глава города и района:
1) вносит в Думу проект бюджета города и района и представляет отчет о его исполнении;
2) обеспечивает разработку и внесение на рассмотрение Думы города и района проектов, планов, программ социально - экономического развития города и района, предложений по введению местных налогов, сборов, тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными организациями, установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в бюджет города и района;
3) разрабатывает и утверждает структуру Администрации города и района, распределяет обязанности по исполнению полномочий Администрации города и района, утверждает Положения об органах Администрации города и района, структурных подразделениях аппарата Администрации города и района;
4) назначает на должность и освобождает от нее заместителей Главы администрации, руководителей органов Администрации города и района, руководителей подразделений, специалистов и иных работников аппарата Администрации города и района;
5) организует работу с кадрами Администрации города и района в соответствии с федеральными и областными законами;
6) устанавливает должностные оклады и надбавки заместителям Главы администрации города и района, руководителям органов Администрации города и района, руководителям, специалистам и иным работникам аппарата Администрации города и района в соответствии с областным законом "О денежном содержании в органах государственной власти и органах местного самоуправления Новгородской области";
7) осуществляет полномочия по распоряжению и управлению муниципальной собственности в порядке, установленном Думой города и района в соответствии с федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами федеральным и областным органов государственной власти;
8) обеспечивает разработку предложений, программ, решений, вносимых на рассмотрение и утверждение Думы города и района, по управлению муниципальной собственностью, вопросам местного значения;
9) осуществляет общее руководство муниципальными организациями, утверждает их Уставы, заключает контракты с их руководителями, заслушивает отчеты об их деятельности;
10) содействует выполнению законодательства о воинской обязанности и развитию гражданской обороны в районе;
11) осуществляет меры по обеспечению: законности, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, социальной защиты населения;
12) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, обеспечивает координацию их деятельности, оказание правовой и других видов помощи;
13) организует исполнение бюджета города и района, является распорядителем кредитов;
14) представляет Думе города и района ежегодный отчет о деятельности Администрации города и района;
15) выполняет функции в соответствии с федеральными и областными законами, решениями Думы города и района.
Статья 22. Дума города и района
1. Дума города и района состоит из 10 депутатов и Главы города и района, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании в порядке, определенном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областным законом "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления".
2. Срок полномочий депутатов Думы города и района и Главы города и района - 4 года.
3. Дума города и района самостоятельно определяет свою структуру и утверждает ее решением Думы города и района.
4. Расходы на обеспечение деятельности Думы города и района утверждаются решением Думы при утверждении бюджета города и района и предусматриваются отдельной строкой в бюджете.
Статья 23. Депутат Думы города и района
1. Срок полномочий депутата Думы города и района начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Думы следующего созыва.
2. Депутат представляет в Думе города и района интересы своих избирателей и отчитывается перед ними о своей деятельности не реже двух раз в год.
3. Депутат осуществляет свои полномочия на общественных началах.
4. Статус депутата и ограничения, связанные с депутатской деятельностью, устанавливаются федеральными и областными законами, решениями Думы города и района.
5. Депутат Думы города и района не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Новгородской области.
Статья 24. Заседание Думы города и района, порядок его созыва и проведения
1. Основной формой работы Думы города и района является заседание.
2. Первое заседание вновь избранной Думы города и района созывается Главой города и района не позднее чем в месячный срок после избрания в Думу города и района не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
3. Первое заседание Думы города и района открывает председатель территориальной избирательной комиссии. Ведет первое заседание Глава города и района.
4. Порядок деятельности и процедуры работы Думы города и района устанавливаются Регламентом работы Думы города и района.
Статья 25. Комиссии Думы города и района
1. Дума города и района для предварительного рассмотрения и подготовки проектов решений, осуществления контрольных функций образует из числа депутатов постоянные комиссии.
Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы постоянных комиссий определяется Думой города и района.
Статья 26. Полномочия Думы города и района
Дума города и района:
принимает общеобязательные правила по вопросам охраны общественного порядка, благоустройства, торговли и бытового обслуживания населения, жилищно - коммунального хозяйства, транспорта, защиты окружающей среды, муниципального образования, здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты населения и по другим вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления;
разрабатывает и принимает Устав города и района;
вносит в него дополнения и изменения;
осуществляет контроль за исполнением Устава;
разрабатывает целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством;
утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
принимает планы и программы развития города и района, утверждает отчеты об их исполнении;
устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате;
устанавливает порядок предоставления льгот по местному налогообложению;
регулирует цены и тарифы на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями путем их утверждения;
устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
утверждает программы приватизации муниципальной собственности;
утверждает реестр имущества, находящегося в муниципальной собственности, и изменения, вносимые в него;
согласовывает проект городских границ;
утверждает порядок использования земельных, водных и иных природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления города;
утверждает перечень объектов недвижимости (памятников истории, культуры и природы) и земель историко - культурного назначения, не подлежащих продаже;
принимает решения о наименовании и переименовании улиц, площадей, населенных пунктов, присвоении предприятиям, учреждениям, организациям, творческим коллективам имен заслуженных людей;
принимает решения о проведении местного референдума, муниципальных выборов;
принимает решение о внесении законопроектов в Новгородскую областную Думу по собственной инициативе или по инициативе Главы города и района;
осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, рассматривает отчеты о работе Администрации города и района;
принимает решение об упразднении, образовании, изменении границ внутригородских муниципальных образований с учетом мнения населения, проживающего на данной территории.
Статья 27. Решения Думы города и района
1. По вопросам, вносимым на заседание Думы города и района, принимаются решения.
2. Решения Думы города и района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации.
3. Решения Думы города и района, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на ее территории государственными органами и общественными организациями и организациями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами и не нуждаются в утверждении какими-либо органами.
4. Решения Думы города и района подписывает председательствующий на заседании Думы.
Статья 28. Организационное и правовое обеспечение деятельности Думы города и района
Организационное и правовое обеспечение деятельности Думы города и района осуществляет Администрация города и района.
Статья 29. Полномочия Администрации города и района
1. Администрация города и района:
1) осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с порядком, установленным Думой города и района;
2) разрабатывает проекты бюджета города и района, планов и программ социально - экономического развития города и района и исполняет их;
3) планирует использование земель, организует ведение земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель;
4) контролирует на территории города и района соблюдение природоохранного законодательства;
5) организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально - культурного назначения, дорог, других объектов, необходимых для комплексного социально - экономического развития города и района;
6) вносит предложения в программы органов государственной власти по вопросам, связанным с удовлетворением потребности населения, экономическим и социальным развитием города и района;
7) в соответствии с законодательством осуществляет контроль за правильностью установления тарифов и наценок предприятиями всех организационно-правовых форм, регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) муниципальных организаций;
8) вправе заключать от имени города и района муниципальный контракт (договор) с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета города и района. Совокупность заключенных муниципальных контрактов составляет муниципальный заказ;
9) осуществляет на территории города и района деятельность в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством;
10) информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о действиях организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании;
11) выдает в установленном порядке разрешение на строительство объектов недвижимости;
12) назначает местные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории города и района;
13) осуществляет контроль за работой транспортных организаций, действующих на территории города и района, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорной основе к транспортному обслуживанию населения организации, действующие на территории города и района;
14) содействует работе и развитию предприятий связи, средств массовой информации;
15) обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо - газо - тепло, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом;
16) принимает решение о создании мест погребения, отводе земельных участков для этих целей и устанавливает правила содержания мест погребения;
17) организует благоустройство населенных пунктов, создает места отдыха граждан;
18) организует рынки и ярмарки, контролирует соблюдение правил торговли, санитарное состояние мест торговли, организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов для нужд города и района;
19) обеспечивает социальную защиту и поддержку населения за счет бюджетных и привлеченных средств;
20) принимает предусмотренные действующим законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организаций спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
21) осуществляет полномочия по вопросам организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно - спортивными учреждениями.
2. Администрация города и района вправе по поручению Думы города и района или по согласованию с ней принять к своему рассмотрению любой вопрос местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительном ведении Думы города и района.
Статья 30. Органы Администрации города и района
1. Администрация города и района для реализации своих полномочий создает территориальные и отраслевые органы.
2. Органами Администрации города и района являются:
Администрации сельсоветов - территориальные органы;
комитеты, управления, отделы - отраслевые органы.
3. Органы Администрации города и района являются юридическими лицами.
4. Органы Администрации города и района финансируются за счет средств бюджета города и района.
5. Полномочия и порядок деятельности органов Администрации города и района определяются положениями об этих органах, утверждаемыми Главой города и района.
Статья 31. Акты Администрации города и района
1. Актами Администрации города и района являются постановления и распоряжения.
Акты Администрации города и района подписывает Глава города и района.
Глава города и района вправе передать право подписи актов Администрации города и района по отдельным вопросам заместителям Главы Администрации города и района.
2. Актами органов Администрации города и района являются распоряжения и приказы.
Администрации сельсоветов по вопросам реализации части полномочий Администрации города и района издают распоряжения, по другим вопросам - приказы.
Акты Администраций сельсоветов подписывают Главы администраций сельсоветов.
3. Акты Администрации города и района и ее органов, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте.
4. Акты Администрации города и района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, вступают в силу после официального опубликования в средствах массовой информации.
Статья 32. Должностные лица местного самоуправления
1. Должностное лицо местного самоуправления - выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно - распорядительные функции в Администрации города и района и не относящееся к категории государственных служащих.
2. Должностными лицами местного самоуправления города и района являются:
Глава города и района (является по должности Главой администрации);
заместители Главы администрации города и района;
управляющий Делами Администрации города и района;
руководители структурных подразделений Администрации города и района.
О муниципальной службе в Новгородской области см. также Закон Новгородской области от 16 октября 1997 г. N 122-ОЗ
Статья 33. Муниципальная служба города и района
1. Муниципальная служба города и района - профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города и района, образуемых в соответствии с настоящим Уставом, осуществляемая на муниципальных должностях муниципальной службы, не являющимися выборными - муниципальных должностных категорий "Б" и "В".
2. Правовое регулирование муниципальной службы города и района осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, иными областными нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города и района.
Статья 34. Муниципальный служащий
1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном действующим законодательством, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы города и района на постоянной профессиональной основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета города и района.
2. К муниципальным служащим города и района не относятся Глава города и района, депутаты Думы города и района, статус которых устанавливается федеральными и областными законами. Законодательство о муниципальной службе не распространяется также на лиц, работающих в муниципальных унитарных предприятиях и учреждениях, а также в органах территориального общественного самоуправления.
Глава V. Участие населения в осуществлении местного
самоуправления
О местном референдуме см. Закон Новгородской области от 17 июня 2003 г. N 166-ОЗ
Статья 35. Местный референдум
1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном действующим законодательством, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы города и района на постоянной профессиональной основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджете города и района.
2. На референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления федеральными и областными законами.
3. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановления осуществления полномочий Думы города и района и Главы города и района, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов местного самоуправления, о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении бюджета города и района, исполнения и изменения финансовых обязательств города и района;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) вопросы, не находящиеся в ведении города и района.
4. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, общественным объединениям, избирательным объединениям, а также Думе города и района и Главе города и района в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Граждан Российской Федерации" и областным законом "О местном референдуме".
5. Решение о назначении референдума принимает Дума города и района.
6. Инициативная группа по сбору подписей в поддержку проведения референдума регистрируется комиссией референдума, а в случае, если комиссия не сформирована, - Думой города и района, ей выдается регистрационное свидетельство, которые действительно в течение 30 дней.
Дума города и района обязана сформировать территориальную комиссию референдума в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума в порядке, определенном статьей 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" или принять решение о наделении действующей территориальной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления ее полномочиями.
7. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 30 дней.
8. Для назначения референдума в орган местного самоуправления, установленный в пункте 4 настоящей статьи, должны быть представлены подписи 5% от числа граждан, имеющих право участвовать в референдуме, в поддержку инициативы его проведения.
9. Инициатива проведения референдума может быть реализована в форме собрания граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту жительства, учебы, работы. Инициаторы проведения собрания обязаны не позднее, чем за 10 дней уведомить Администрацию города и района о месте и времени проведения собрания.
10. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано за 45 дней до дня голосования. Дата проведения голосования на референдуме не позднее чем за 25 дней до дня голосования может быть перенесена решением Думы города и района на более поздний срок (но не более, чем на 90 дней) в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом, либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Решение о дате голосования или о ее переносе публикуется в районной газете не позднее чем через 6 дней после его принятия.
11. Голосование на референдуме проводится с 8 до 22 часов.
12. Прием заявлений участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования заканчивается за 4 часа до истечения срока голосования на референдуме.
13. Органы местного самоуправления, общественные объединения, избирательные объединения, участники референдума, по инициативе которых назначен референдум, обязаны создать фонд для участия в референдуме.
14. Повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой не может проводиться в течение 2 лет со дня официального опубликования в средствах массовой информации результатов референдума, а при проведении референдума по Уставу города и района - в течение одного города.
Статья 36. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов Думы города и района, Главы города и района назначаются Думой города и района в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", областными законами "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", "О выборах Глав муниципальных образования (Глав местного самоуправления)".
2. Выборы в случае досрочного прекращения полномочий Главы города и района, Думы города и района или депутата Думы города и района проводятся в соответствии с федеральным и областными законами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
3. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета города и района.
4. Указанные расходы предусматриваются отдельной строкой в бюджете города и района.
Статья 37. Порядок составления списков избирателей, участников референдума
1. Списки избирателей, участников референдума составляются территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума на основе сведений, представляемых Главой города и района по форме, утвержденной избирательной комиссией Новгородской области.
2. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются командиром воинской части. Указанные сведения предоставляются в территориальную избирательную комиссию, комиссию референдума сразу после образования этой комиссии.
Не включаются в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов депутатов Думы города и района, Главы города и района, местного референдума военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, находящихся на территории города и района, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории города и района.
3. В списки избирателей, участников референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка.
5. В списки избирателей, участников референдума на выборах депутатов Думы города и района, Главы города и района, для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными и областными законами включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", постоянно или преимущественно проживающие на территории города и района.
Статья 38. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума
1. Порядок формирования, деятельности и полномочия избирательных комиссий, комиссий референдума определяется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", областными законами, регулирующими порядок проведения выборов и референдумов на территории области и настоящим Уставом.
2. При проведении местного референдума одновременно с выборами в органы местного самоуправления избирательные комиссии могут действовать также и в качестве комиссий референдума.
Решение о наделении избирательных комиссий полномочиями комиссий референдума принимаются Думой города и района в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 39. Срок хранения документации избирательных комиссий, комиссий референдума
Срок хранения документации избирательных комиссий, комиссий референдума устанавливается избирательной комиссией Новгородской области в соответствии с федеральными и областными законами, постановлениями Центральной избирательной комиссии.
Статья 40. Иные формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
1. Граждане города и района вправе обращаться с коллективными и индивидуальными заявлениями в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления по вопросам их ведения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца с момента поступления обращения.
2. Деятельность Думы города и района, Главы города и района, Администрации города и района и ее должностных лиц регулярно освещается в средствах массовой информации.
3. Население города и района вправе получать информацию о деятельности органов местного самоуправления через средства массовой информации и непосредственно от должностных лиц органов местного самоуправления.
4. Граждане города и района имеют право на персональный прием в Думе города и района, Администрации города и района, а также в любом из создаваемых ими органов.
Глава VI. Территориальное общественное самоуправление
Статья 41. Система территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление города и района осуществляется населением через:
непосредственное волеизъявление граждан, путем проведения общих собраний (сходов), конференций, опросов граждан;
органы территориального общественного самоуправления по месту жительства;
выборных лиц территориального общественного самоуправления.
2. Для решения вопросов местного значения созываются собрания (сходы), конференции граждан.
Собрания (сходы), конференции граждан могут созываться по инициативе Главы города и района, органов местного самоуправления и их органов, органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления, депутата Думы города и района, граждан. Собрания (сходы), конференции граждан созываются по инициативе населения, если за его проведение высказывалось не менее 5 % от общего числа граждан, проживающих на соответствующей территории. В случаях, когда созыв собраний (сходов) граждан затруднен, могут проводиться конференции представителей жителей населенных пунктов, микрорайонов. Норма представительства утверждается решением Думы города и района.
Вопросы, отнесенные к рассмотрению на собраниях (сходах), конференциях граждан, порядок принятия решений определяются в соответствии с областным законом "О территориальном общественном самоуправлении в Новгородской области". Созыв собраний (сходов), конференций граждан осуществляется Главами сельсоветов, органами и выборными лицами территориального общественного самоуправления.
Статья 42. Порядок избрания органов территориального общественного самоуправления
1. Органами территориального общественного самоуправления города и района являются: уличные, домовые комитеты, Совет старост сельских населенных пунктов.
2. Границы территории, в пределах которой действует орган территориального общественного самоуправления, устанавливаются решением Думы города и района с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории.
3. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях (сходах), конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
4. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления не может быть более срока полномочий органов местного самоуправления.
5. Деятельность органов территориального общественного самоуправления строится в соответствии с Положением "О территориальном общественном самоуправлении в г. Боровичи и Боровичском районе", утвержденном Думой города и района.
6. Органы территориального общественного самоуправления не являются юридическими лицами.
7. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность осуществляют собственные инициативы в вопросах местного значения, а также осуществляют полномочия, передаваемые им органами местного самоуправления.
Статья 43. Порядок избрания выборных лиц территориального общественного самоуправления
1. На части территории муниципального образования (сельсоветах, отдельных населенных пунктах, микрорайонах города, улицах, домах) функции органа территориального общественного самоуправления осуществляют выборные лица территориального общественного самоуправления.
2. Выборными лицами территориального общественного самоуправления в городе и районе являются:
старосты сельских населенных пунктов;
уполномоченные улиц, домов;
старшие по многоквартирному дому.
3. Выборные лица избираются на собраниях (сходах), конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территория, в пределах которой осуществляется деятельность старосты, устанавливается Главой администрации сельсовета по предложению граждан в пределах границ данного населенного пункта с учетом присоединения к ним, если в этом возникает необходимость, отдаленных и малочисленных деревень, находящихся на подведомственной территории.
4. Срок полномочий выборных лиц территориального общественного самоуправления не может быть более срока полномочий органов местного самоуправления.
5. Деятельность выборных лиц территориального общественного самоуправления строится в соответствии с Положениями: "О совете старост, сельских населенных пунктов", "Об уличных и домовых комитетах", "О старосте сельского населенного пункта", "О старшем по многоквартирному дому".
Статья 44. Полномочия органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления
1. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления вправе:
1) вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам изъятия и отвода земельных участков на территории действия органа территориального общественного самоуправления, целесообразности строительства зданий и сооружений;
2) вносить в органы местного самоуправления предложения об объявлении объектов, расположенных на территории действия органа территориального общественного самоуправления, памятниками истории и культуры и о передаче объектов в ведение или под охрану органов территориального общественного самоуправления;
3) осуществлять контроль совместно с уполномоченными на это органами за соблюдением общественного порядка, санитарно - гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового транспортного и иного обслуживания населения, охраной окружающей природной среды и вносить предложения в органы местного самоуправления о привлечении к административной ответственности должностных лиц и граждан в случаях выявления нарушений;
4) участвовать в экологической экспертизе объектов производственной инфраструктуры;
5) привлекать население к участию в работе по обеспечению сохранности жилищного фонда, благоустройству и озеленению;
6) организовывать общественные работы, включая оплачиваемые, в пределах переданных средств;
7) принимать меры по организации досуга населения;
8) содействовать развитию народного творчества;
9) обращаться с предложениями по вопросам социальной защиты граждан, проживающих на территории действия органа или выборного лица территориального общественного самоуправления;
10) участвовать в заседаниях соответствующих органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих на их территории;
11) созывать общие собрания (сходы), конференции граждан;
12) разрабатывать инициативные планы и программы развития территории;
13) выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении органа территориального общественного самоуправления;
14) иные полномочия, не противоречащие законодательству.
2. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления обладают правом правотворческой инициативы. Проекты нормативных правовых актов, внесенных органами и выборными лицами территориального общественного самоуправления в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
3. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления могут наделяться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
4. Деятельность органа и выборного лица территориального общественного самоуправления может быть прекращена по решению собрания (схода), конференции граждан, принявших решение о его создании.
Глава VII. Гарантии местного самоуправления
Статья 45. Обязательность решений органов местного самоуправления
1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города и района организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления и должностных лиц, а также решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 46. Судебная защита местного самоуправления
1. Граждане, проживающие на территории города и района, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающих права местного самоуправления, актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, организаций, а также общественных объединений.
2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Статья 47. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением города и района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случае нарушения (неисполнения) ими решений, принятых на местном референдуме, собрании (сходе) граждан или принятых другими органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, нормативных актов федеральных и областных органов государственной власти, настоящего Устава.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 48. Порядок принятия Устава, изменений и дополнений к нему
1. Устав города и района принимается Думой города и района не мене чем двумя третями голосов от состава Думы.
2. Изменения и дополнения в Устав принимаются Думой города и района на ее заседании не менее чем 2/3 голосов от состава Думы.
3. Устав города и района, изменения и дополнения к нему подлежат государственной регистрации в порядке, установленном областным законом "О порядке регистрации Уставов муниципальных образований Новгородской области".
4. Устав города и района, изменения и дополнения к нему вступают в силу после их официального опубликования в районной газете.
Начальник
УМЮ РФ по Новгородской области |
Л.И.Виноградова |
Глава города и района |
А.В.Крупкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы города Боровичи и Боровичского района от 30 ноября 2000 г. N 14 "Об утверждении новой редакции Устава г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области"
Устав города и района, изменения и дополнения к нему вступают в силу после их официального опубликования в районной газете
Настоящий Устав зарегистрирован УМЮ РФ по Новгородской области 9 февраля 2001 года N 1
Текст решения официально опубликован не был
Решением Думы Боровичского муниципального района от 15 декабря 2005 г. N 14 Устав г. Боровичи и Боровичского района Новгородской области признан утратившим силу с момента вступления в силу Устава Боровичского муниципального района
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 28 декабря 2004 г. N 283
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 4 июня 2004 г. N 250
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 19 февраля 2004 г. N 228
Изменения вступают в силу после официального опубликования названного Решения, за исключением изменений, указанных в пунктах IV, VI, VII
Изменения, указанные в пунктах IV, VI, VII вступают в силу с момента вступления в должность Главы города и района, избранного по результатам выборов, назначенных решением Думы г. Боровичи и Боровичского района от 03.01.2004 N 222
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 25 февраля 2003 г. N 172
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 30 января 2003 г. N 168
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Решения
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 28 ноября 2002 г. N 158
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 25 июля 2002 г. N 141
Решение Думы г. Боровичи и Боровичского района от 21 июня 2001 г. N 71