В целях развития сферы культуры и искусства как составной части общего устойчивого развития города и выбора приоритетных направлений муниципальной культурной политики, в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Великого Новгорода Дума Великого Новгорода решила:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития сферы культуры и искусства в Великом Новгороде на 2003-2010 годы.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Н.И. Гражданкин |
Концепция
развития сферы культуры и искусства в Великом Новгороде на 2003-2010 годы
(утв. решением Думы Великого Новгорода от 24 апреля 2003 г. N 532)
I. Введение
Концепция развития сферы культуры и искусства в Великом Новгороде основывается на придании сфере культуры, искусства и туризма Великого Новгорода значения одного из ключевых компонентов стратегии устойчивого городского развития. Наличие богатого культурного потенциала делает перспективным развитие Великого Новгорода как центра туризма, науки, образования, коммуникация. Без опоры на культурный ресурс невозможно достижение главной стратегической цели - стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Великого Новгорода. Культура в широком смысле слова обеспечивает духовную составляющую качества жизни людей. В современных экономических условиях будущее города зависит от уровня развития его социокультурной и туристической инфраструктуры в той же мере, что и от его экономического роста. Культура и туризм из вторичного феномена способны стать доминирующей основой, одним из ведущих элементов градообразующего комплекса при условии изменения содержания стратегического планирования города и признания следующих принципов:
устойчивое развитие города и расцвет культуры взаимозависимы;
одной из основных целей общественного развития является социальная и культурная реализация отдельной личности;
доступ к культурной жизни и участие в ней - основное право личности в любом сообществе;
перспективы развития Великого Новгорода тесно связаны с развитием сферы культуры, профессионального искусства и туризма;
сфера культуры города состоит из многообразия культурных институтов.
Управление сферой культуры должно носить не отраслевой, а корпоративный характер, ориентированный на сотрудничество и партнерство, взаимодействие и совместную деятельность. Необходима интеграция культурной политики в политику развития, в социальную, образовательную и экономическую стратегию города. При данном подходе стратегическое развитие города может и должно не разрушать культурное наследие, но обогащать его, а сфера культуры и туризма - монтировать и обеспечивать развитие города.
Настоящая Концепция ориентирована не только на признание основополагающих положений на теоретическом уровне, но и на создание условий для развития и преобразования сферы культуры города, оптимизацию структуры отрасли и изменение принципов ее ресурсного обеспечения.
Необходимость концептуальною подхода к развитию культуры города объясняется уникальностью его культурноисторического наследия, сложностью, глубиной и разнообразием социокультурной среды города и региона, необходимостью баланса между сохранением традиций и радикальным обновлением в целях равновесия между стабильностью и развитием. Разработка Концепции продиктована необходимостью совершенствования направлений культурной политики для того, чтобы привести направленность, содержание, формы и методы деятельности в сфере культуры города в соответствие с современными представлениями о культуре и социально-экономическими условиями и желанием "выиграть в перспективе".
Настоящая Концепция способствует реализации муниципальной культурной политики через:
создание концептуальных основ функционирования и развития социокультурных процессов в городе;
выявление и анализ системообразующих факторов и перспектив развития сферы культуры и искусства;
совершенствование планирования для разработки точечной, динамичной и пластичной программы развития отрасли культуры на 2003-2007 годы с учетом федеральных и областных приоритетов с точки зрения современных потребностей развития города и личности в городе;
создание условий для конструктивных перемен и поддержки нововведений, сохранение культурного наследия и традиций в развитии. Подготовка к переходу от сложившейся модели деятельности учреждений культуры города в условиях традиционной культурной среды к модели развивающей культурной среды.
Настоящая Концепция исходит из реальной оценки ситуации, анализа существующих проблем развития культуры города и направлена на определение приоритетов исходя из потребностей развития города, городского сообщества и личности, способной к эффективному достижению социальных и индивидуальных целей. Основополагающая идея документа - развитие культуры города - это определяющий фактор развития города, городского сообщества и развития личности.
Концепция направлена на достижение стратегических целей: сохранение и эффективное использование культурного наследия, развитие культурного потенциала города и региона, духовное развитие горожан, создание условий для доступа к культурным ценностям, самоорганизации и творческой самореализации личности по следующим направлениям:
1. Создание единою культурного пространства, обеспечение доступа населения к информационным ресурсам на современном уровне.
2. Развитие профессионального искусства, поддержка самодеятельного творчества, совершенствование культурнодосуговой деятельности.
3. Оптимизация ресурсного обеспечения сферы, создание системы непрерывного образования, ориентированной на использование новых технологий, повышение уровня профессиональных знаний работников культуры, их социальная защита, нормативно-правовое обеспечение отрасли, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях.
Настоящая Концепция рaзработана комитетом культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода. Нормативной базой для ее разработки явились следующие документы:
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Устав Великого Новгорода;
Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 955;
Концепция развития культуры Новгородской области на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Администрации Новгородской области от 27.06.2001 N 232;
Областная программа "Культура Новгородской области (2001-2005 годы)", утвержденная постановлением Администрации Новгородской области от 11.03.2002 N 49;
Программа социально-экономического развития Великого Новгорода на 2000 год и на период до 2004 года, утвержденная решением Новгородской городской Думы от 23.12.99 N 815.
II. Приоритеты развития сферы культуры и искусства в Великом Новгороде
Настоящая Концепция нацелена на эффективное использование имеющихся и развитие потенциальных ресурсов сферы путем реализации комплексных (межотраслевых) и частных (внутриотраслевых) программ по следующим направлениям:
1. Создание единого культурного пространства города
1.1. Обеспечение эффективности управления, координация и интеграция деятельности
Создание системы управления социально значимыми культурными процессами, прямо или косвенно влияющими на качество жизни городского сообщества, разработка реального механизма управления развитием отрасли культуры и сферой культуры на основе баланса интересов различных субъектов культурной деятельности, координации и кооперации деятельности учреждений и организаций.
Апробация модели участия населения города в определении направлений муниципальной культурной политики, разработка механизма, корректирующего и задающего пределы ничем не ограниченного развития в социокультурной сфере.
Создание атмосферы доверия в среде бизнеса, признание престижности поддержки культуры и искусства как свидетельства успешности бизнеса.
Активное взаимодействие со средствами массовой информации города и региона в целях создания современного и открытого для жителей города понятийного и проблемного поля в сфере культуры и искусства, разработки стройной и оперативной системы информирования о мероприятиях и событиях в культурной жизни Великого Новгорода.
1.2. Научное обеспечение развития культуры
Активное взаимодействие органов управления с учеными, научными организациями и сообществами, изучающими культурное наследие Великого Новгорода и Новгородской земли, возможности и перспективы развития культуры.
Содействие в проведении в Великом Новгороде исторических, культурологических и искусствоведческих исследований, мониторингов, демонстрирующих культурный потенциал города и воздействующих на процессы развития культуры.
Взаимодействие с научным сообществом в целях укрепления научных оснований планирования, программирования и разработки нормативноправовых документов в сфере культуры и искусства, выдвижения новых перспективных идей и обоснования возможности их реализации.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение
Разработка нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности учреждений культуры. принципов их финансирования, оплаты труда и социальной защиты работников культуры.
1.4. Развитие культурного туризма как интеграционной составляющей сферы культуры
Наибольшим и конструктивным образом на развитие города и формирование его имиджа сфера культуры и туризма способна влиять через создание и распространение культурного продукта (товара или услуги), жизнеспособного в условиях города и конкурентоспособного на мировом туристском рынке.
Приоритетные задачи на данный период:
участие в создании условий для продвижения туристического направления в развитии города;
продвижение имиджа Великого Новгорода как родины всемирно известных деятелей культуры - С.В. Рахманинова, Н.А. РимскогоКорсакова. А.С. Аренского и других;
оптимизация механизмов бюджетного финансирования, привлечение федеральных, спонсорских и благотворительных средств на создание качественного культурного продукта;
укрепление международных культурных и экономических связей, создание атмосферы доверия со стороны партнеров на международном уровне;
организация масштабных культурных акций (праздников, фестивалей) общегородского, межрегионального, международного значения в целях формирования и увеличения туристского потока, ориентированного на потребление культурных услуг.
1.5. Сохранение и изучение культурного наследия
Изучение и сохранение культурного наследия городского сообщества как части всемирного наследия, поддержка равновесия между защитой памятников прошлого и необходимостью творческого преобразования городского сообщества и городской среды.
Формирование в городе исторических традиций и исторических связей прошлою, настоящего и будущего через развитие музейных форм.
Участие в международных проектах по сохранению объектов Всемирною культурного наследия.
Определение объектов культурного наследия как объектов культурного туризма.
1.6. Информационное обеспечение процессов развития городского сообщества, организация доступа населения к информационным ресурсам
Для достижения основной цели деятельности муниципальных библиотек -обеспечения доступа населения к информационным ресурсам на современном и качественном уровне с использованием традиционных и новейших библиотечно-информационных технологий - обозначаются следующие приоритеты:
информационное обеспечение процессов развития городского сообщества через повышение эффективности использования распределенного библиотечно-информационного ресурса, в том числе модернизацию системы библиотечно-информационного обслуживания населения города, расширение объема открытой информации о деятельности органов местного самоуправления, создание специальной системы информирования по приоритетным городским программам;
поддержка чтения как одного из общекультурных процессов развития, организация общегородских инновационных проектов и их ресурсное обеспечение.
Сочетание этих приоритетов предполагает формирование социально успешной личности, эффективно интегрированной в современное городское сообщество. Необходимым условием их реализации является формирование и закрепление информационно-развивающей модели публичной муниципальной библиотеки.
2. Развитие профессионального искусства, поддержка самодеятельного творчества, совершенствование культурнодосуговой деятельности
2.1. Развитие профессионального искусства
Развитие эстетической, художественной и нравственной культуры жителей Великого Новгорода через просвещение и приобщение различных слоев населения, главным образом детей и молодежи, к искусству, воспитание любви к искусств).
Формирование в Великом Новгороде традиции театральною, музыкального и изобразительного искусства, организация широкою комплекса культурных мероприятий всероссийскою и международною значения.
Создание условий для развития профессионального искусства, поддержка кадровых ресурсов учреждений профессионального искусства как эксклюзивного, индивидуально воспитываемого фактора.
Выявление и становление творчески одаренных детей и молодежи.
Вовлечение учреждений профессионального искусства в сферу культурных связей, представительских функций, формирование имиджа города, развитие культурного туризма.
2.2. Развитие культурно-досуговой сферы, организация качественного культурного досуга и отдыха горожан
В свете важнейшей задачи формирования благоприятных условий для культурного досуга и повышения качества жизни новгородцев, а также ценностного отношения к свободному времени людей особенно актуальным представляется:
создание механизма развития культурно-досуговой сферы города и разработка системы управления процессом удовлетворения потребностей населения города на основе межотраслевой и межведомственной консолидации всех социальных институтов, занимающихся организацией свободного времени людей и расположенных на территории муниципального образования;
развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества в целях эффективного развития творческих ресурсов городского сообщества и помощи личности в самореализации ее культурного потенциала;
повышение качества творческой деятельности через привлечение новых творческих сил, разработку и реализацию инновационных проектов в сфере досуга;
создание благоприятных условий для организации в городе гастрольной деятельности иногородних коллективов.
2.3. Сохранение и развитие традиционной народной культуры
Создание условий для формирования этносреды в современных условиях города через развитие инфраструктуры отрасли и научнометодическою сопровождения народного исполнительства.
Поддержка традиционного народною изобразительного, исполнительского творчества и народных ремесел, проведение фестивалей, конкурсов, выставок и конференций.
Воссоздание традиционной народной праздничной культуры горожан, организация праздников.
Поддержка мастеров народных промыслов и художественных ремесел, фольклорных коллективов города.
2.4. Развитие художественного образования детей
Поддержка общего эстетического и профориентационного направлений деятельности учреждении дополнительною образования и их работы с одаренными детьми.
Сохранение традиций художественного образования в развитии и модернизация художественною образования детей, гармоничное развитие существующих направлений и специализации.
Выявление и углубление специфики учреждений дополнительною образования детей, внедрение новых форм работы с населением, поиск оптимальной модели учреждений дополнительного образования детей.
2.5. Поддержка развития парковых хозяйств
Развитие Кремлевского парка с учетом специфики территории как охранной зоны Кремля и многофункционального комплекса решаемых задач в соответствии с нормами законодательства, оптимальной организационно-правовой формой парка и потребностями городского сообщества.
Разработка концепции развития рекреационных зон города.
2.6. Развитие индустрии культуры
Создание условий для развития культурной индустрии города (видеои кинопоказов, производства других товаров и услуг), использование имеющеюся потенциала для выполнения культурных задач в соответствии с приоритетами муниципальной культурной политики, необходимой для поддержания творческих возможностей города на современном уровне.
3.Оптимизация ресурсного обеспечения сферы
3.1. Совершенствование финансового обеспечения
Оптимизация ресурсного обеспечения сферы культуры и искусства, финансирование сферы в соответствии с законодательством и нормативами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Создание института сотрудничества и партнерства, координация и кооперация ресурсов как реального пути к достижению оптимальных результатов в использовании ресурсных возможностей всех субъектов городского сообщества.
Разработка механизма привлечения дополнительных источников финансирования учреждений сферы культуры и искусства.
Создание системы стимулирования эффективного использования ресурсов, структурная модернизация отрасли через введение гибких организационных структур, способных на решение нестандартных задач.
3.2. Укрепление материальной и технической базы
Модернизация и современное техническое оснащение материальнотехнической базы учреждений как составляющей успешного учреждения культуры и искусства.
3.3. Кадровая политика и профессиональная подготовка
Кадровая политика в сфере культуры и искусства должна строиться на основе личностно-сберегающего подхода и быть ориентирована на:
повышение престижа и социальною статуса работника сферы культуры и искусства, содействие решению его социальных проблем и обеспечение социальных гарантий;
эффективное развитие кадрового потенциала через создание и поддержку кадрового резерва отрасли, непрерывное обучение и повышение квалификации, рациональное использование потенциала работающих специалистов, повышение эффективности менеджеров;
постоянное взаимодействие органов управления и учреждении культуры, искусства и дополнительного образования детей с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, в которых осуществляется обучение, подготовка и переподготовка кадров для сферы культуры и искусства, изучение потребности отрасли в кадрах и профессиональная ориентация выпускников образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Великого Новгорода от 24 апреля 2003 г. N 532 "Об утверждении Концепции развития сферы культуры и искусства в Великом Новгороде на 2003-2010 годы"
Текст решения опубликован в газете "Новгород" от 19 июня 2003 г. N 24
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Думы Великого Новгорода от 26 октября 2006 г. N 378