Во исполнение требований федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", областного закона от 08.02.96 N 36-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановления Администрации области от 24.09.2004 N 220 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях постановляю:";
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области.
2. Руководителю государственного областного учреждения "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области довести требования Положения до территориальных и функциональных звеньев областной подсистемы РСЧС.
3. Рекомендовать Главам городского округа и муниципальных районов области довести указанное Положение до всех организаций, учреждений и предприятий.
Губернатор области |
М.М. Прусак |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях на территории области
(утв. постановлением Администрации Новгородской области
от 17 сентября 1996 г. N 388)
19 сентября 2005 г., 3 августа 2006 г.
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
обследование объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
выдвижение и ввод на объект сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение аварийно-спасательных работ;
вывод сил и средств по завершении работ и возвращение их к месту дислокации.
Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
2. Организация аварийно-спасательных работ
2.1. Руководство аварийно-спасательными работами
Общее руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации в зависимости от ее масштабов осуществляют соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с Положением об областной территориальной подсистеме РСЧС.
Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации ЧС.
Председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего уровня назначает руководителя ликвидации ЧС из состава органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или специалистов организаций, к компетенции которых отнесена ликвидация данной ЧС, и наделяет его полномочиями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами области.
Руководитель ликвидации ЧС несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС и безопасность людей, участвующих в ликвидации ЧС.
Решения руководителя ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
проведение эвакуационных мероприятий;
остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
ограничение доступа людей в зону ЧС;
разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне ЧС, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;
использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;
привлечение к проведению ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
принятие других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
Для управления мероприятиями при руководителе ликвидации ЧС, как правило, создается оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС.
Оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС формируется на базе соответствующих органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с привлечением необходимых специалистов, а также представителей взаимодействующих органов и является исполнительным органом руководителя ликвидации ЧС. Оперативный штаб (оперативная группа) ликвидации ЧС оснащается средствами индивидуальной защиты, транспортными средствами, средствами связи и разворачивает подвижный пункт управления в зоне ЧС.
Руководство работами на отдельных участках (секторах) в зоне ЧС осуществляется руководителями аварийно-спасательных работ.
Руководители аварийно-спасательных работ на участках назначаются руководителем ликвидации ЧС, как правило, из числа руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), а также должностных лиц организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной ЧС. Они отвечают за организацию аварийно-спасательных работ и безопасность людей, работающих на участке (секторе).
Руководители аварийно-спасательных служб (формирований), органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя работ по ликвидации ЧС, назначенного председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2.2. Подготовка аварийно-спасательных работ на объекте (в зоне ЧС)
Аварийно-спасательные работы проводятся силами аварийно-спасательных подразделений области.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на объект (зона ЧС) на нем должна быть проведена комплексная разведка. После проведения разведки проводится обследование объекта (зоны ЧС) с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, необходимых для этого сил и средств.
Объект (зона ЧС) разбивается на участки проведения работ, а также по видам работ. К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных работ. При отсутствии времени на обследование аварийно-спасательные работы начинаются с проведения разведки.
При подготовке к проведению аварийно-спасательных работ в зоне ЧС руководитель ликвидации ЧС обязан:
произвести разведку и оценить обстановку в зоне ЧС и ее влияние на проведение спасательных работ;
определить и поставить задачи подразделениям (руководителям АСР на участках), организовать их взаимодействие и всестороннее обеспечение;
определить (назначить) место пункта управления и порядок связи с руководителями АСР;
непрерывно следить за изменением обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;
создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;
назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
организовать пункты сбора пострадавших и оказание медицинской помощи;
организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСР;
по окончании работ заслушать командиров подразделений (руководителей АСР), при необходимости лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);
определить порядок убытия с места аварийно-спасательных работ подразделений и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
динамику развития чрезвычайных ситуаций, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества.
При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, руководитель ликвидации ЧС принимает решение о перегруппировке и доводит его до руководителей подразделений (руководителей АСР), указав порядок перегруппировки.
2.3. Привлечение сил и средств к аварийно-спасательным работам
Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и других сил и средств к проведению аварийно-спасательных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности в зависимости от масштабов (локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные), из состава расчета сил соответствующего уровня (звена) областной территориальной подсистемы РСЧС осуществляется:
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Если масштабы ЧС таковы, что комиссия по ЧС, на территории которой возникла ЧС, не может справиться собственными силами, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.
3. Проведение аварийно-спасательных работ
3.1. Разведка
Разведка объекта (зоны ЧС), где планируется проведение аварийно-спасательных работ, должна установить:
границы зоны ЧС;
наличие, вид опасных факторов и их влияние на проведение АСР;
место нахождения и количество пострадавших, приемы и способы их спасения и эвакуации;
необходимое количество и тип аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения работ;
наличие участков, опасных для работы спасателей по причинам возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения АХОВ;
наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе аврийно-спасательных работ.
3.2. Технология аварийно-спасательных работ
Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных работ зависят от состояния объекта и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.
Руководителем ликвидации ЧС объект разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей аварийно-спасательных работ на участках, между руководителями АСР на участках и руководителем ликвидации ЧС организуется устойчивая связь.
При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основными задачами аварийно-спасательных подразделений являются их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
информации непосредственных свидетелей;
специально подготовленных поисковых собак;
специальных поисковых приборов и инструмента простукивания и прослушивания завалов.
Установленные места нахождения людей обозначаются, и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей.
В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при пересменке. Смены спасателей по возможности организуются поэтапно.
Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается разговорный контакт.
Руководителем ликвидации ЧС одновременно со спасательными работами организуются первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечению АХОВ (СДЯВ) и других вторичных поражающих факторов.
О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется в порядке, определяемом председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, возглавляющим ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородской области от 17 сентября 1996 г. N 388 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории области"
Текст постановления опубликован в информационно-методическом бюллетене N 3, 1996 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородской области от 11 марта 2013 г. N 122
Постановление Администрации Новгородской области от 9 апреля 2007 г. N 89
Постановление Администрации Новгородской области от 16 ноября 2006 г. N 484
Постановление Администрации Новгородской области от 3 августа 2006 г. N 367
Постановление Администрации Новгородской области oт 19 сентября 2005 г. N 339